Проекты библиотеки "Отчий край" Scroll. Краеведческие проекты Готовые библиотечные проекты по краеведению наши истоки


Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский


Состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.


Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально- краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе; русские писатели на Ливенской земле.




Роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно- художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей-лицеистов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.






1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю. 2. Развитие творческих способностей читателей. 3. Формирование культурно - исторического сознания читателей лицеистов. 4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя лицеиста. 5.Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий. Ожидаемые результаты


Сроки реализации проекта Проект долгосрочный. « » учебный год 1.Создание при Библиотечно- информационном центре лицея клуба «Родники»; 2. Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея. 3. Провести исследования «Паустовский и Ливны.


Нормативно- правовая база по литературному краеведению Закон РФ « Об образовании» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на гг. Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области. Закон РФ «О библиотечном деле»


Фонд краеведческой литературы Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других). Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат.


Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению - универсальная картотека «Наш город. Наша область»; - тематическая картотека «Люби и знай свой край»; - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению; - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению; тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей».


- «Писатели и поэты Ливенского края»; - «Их имена связаны с Ливенским краем»; - «Поэзия»; - «Литературная критика»; - «Литературная жизнь района до 1917 года»; - «Фольклор края. Сказители»; - «Ливенский край в художественной литературе». Универсальная картотека «Наш город. Наша область»




Основные направления литературного краеведения: Массовая работа (литературные вечера, вечера- встречи, вечера- портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.) Информационно- библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике). Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.)









Клуб «Родники» ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой касается земли, А остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город Ливны – нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам.
26

Гульшат Хусаинова
Проект по краеведению «Люби и знай свой родной край»

Название : «Люби и знай свой родной край » .

Проблема : Как прививать любовь к малой родине, родному краю .

Возникла во время проведения бесед, занятий о родном селе , его достопримечательностях, прошлом и настоящем, о природе родного края , на которых выявились недостаточные знания у детей.

Основная идея : организовать дополнительные занятия по краеведению , вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края .

Тип проекта : Долгосрочный, информационный, творческий.

Количество участников : Все дети группы, родители.

Продолжительность : 3 года (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель проекта : Расширить и углубить знания детей о родном крае .

Задачи :

1. Развивать познавательный интерес и стремление знакомиться с родным краем .

2. Расширить представления детей о родном селе , ее истории, достопримечательностях.

3. Познакомить детей с обычаями и традициями народов, проживающих в нашем селе.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе .

4. Воспитывать бережное отношение к памятным местам, развивать чувство гордости за свою малую Родину.

5. Привлекать родителей к совместной деятельности.

Ожидаемый результат : Дети имеют знания о родном селе , его достопримечательностях. Имеют представления о культуре русского, татарского, удмуртского народов. Владеют навыками бережного отношения к родной природе , применяют полученные знания о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины. 80% родителей принимают участие в совместных мероприятиях.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Время и место : дополнительное образование по краеведению детей старшей группы нерегламентированное время в этнографической комнате.

Подготовительный этап.

1. Создание предметно – развивающей среды.

2. Составление тематического плана, с учетом регионального компонента.

3. Оформление и рассматривание альбомов : «Достопримечательности нашего села» , «Растения нашего края» , «Животный мир нашего края» ,

«Семейный альбом»

4. Создание этнографической комнаты.

5. Консультации для родителей. Обсуждение плана реализации проекта .

Основной этап :

1. Проведение занятий по краеведению в соответствии тематическим планом.

2. Целевые экскурсии по достопримечательным местам.

3. Беседы, д. /игры, народные подвижные игры .

4. Целевые прогулки, экскурсии по селу Кама, совместно с родителями.

5. Выставка «Герб села Камы» . (исполнители- родители и дети, рисуют и пишут значение рисунка) .

6. Чтение стихов о Каме.

7. Походы в лес летне-осенний период совместно с родителями.

8. Выставки рисунков детей на тему «Мое любимое село » , «Я и моя семья»

9. Создание родителями и детьми проектов «Наша дружная семья» .

10. Оформление родителями и детьми «генеалогического древа» и презентация за круглым столом.

Заключительный этап :

1. Оформление фотоальбома «Любимые уголки родного края » .

2. Турнир знатоков родного края .

«Сохраним историю родного поселения»

Информационно-исследовательский проект

Актуальность проекта: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего «малой родины». Малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю. Чем дальше время уходит вперед, тем меньше мы знаем о событиях прошлого.

Проблема изучения и сохранения истории своего населённого пункта актуальна для каждого из нас, ведь знание его истории даёт неоценимую возможность использовать полученные знания при воспитании новых поколений, формировании гражданина-патриота, сохранении историко-культурного наследия малой родины; увековечивает имена и дела известных земляков.

Краеведческий фонд библиотек Изобильненского городского округа представлен интересными и познавательными изданиями: «История городов и сёл Ставрополья», «Станицы Ставрополья», «Ставропольеведение», особую ценность представляют книги по истории Изобильненского района краеведа А.Е. Богачковой: «История Изобильненского района», «Сказы седого Егорлыка», «Мои земляки - Изобильненцы», бесценны рукописные и машинописные материалы краеведа В.А. Бочарникова по истории села Московского.

Сотрудники библиотек активно ведут поисково-исследовательскую и летописную работу собирают и бережно хранят статьи из местных газет, воспоминания старожилов, фотодокументы по истории населённых пунктов, видеоматериалы (видео-интервью с ветеранами войны). На сегодняшний день ими накоплены значительные материалы: летописи сёл, папки-досье о земляках, биографии выдающихся личностей разных поколений, героев Великой Отечественной войны, фотографии, а также тематические папки по истории, природно‐климатических особенностях местности, экологии населённых пунктов, о предприятиях и учреждениях, традициях и культуре казачества.

Итоги многолетнего сбора информации по истории поселений были отражены библиотеками в рефератах и представлены на библиотечных семинарах и конференциях. Библиотеки работают в тесном контакте с музеями истории, архивами, в библиотеке №20 ст. Баклановской действует мини-музей «Истории казачества».

Пока краеведческие материалы раздроблены и не дают возможности объёмного, целостного восприятия истории всех поселений. Поэтому возникла необходимость подвести некоторые итоги многолетнего сбора информации и создать единую электронную базу по истории населённых пунктов, с последующим изданием летописи. Проект «Сохраним историю родного поселения» ориентирован на более глубокое и подробное изучение истории населённых пунктов, мы постараемся постепенно воссоздать славную летопись нашей малой родины.

Содержательные линии проекта:

Образовательная линия - знакомить пользователей с историей, интересными фактами из истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, знаменитыми земляками.

Ценностная линия - предполагает формирование, изучение и сохранение истории населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Деятельная линия - способствует профессиональному обучению библиотекарей: создание медиа-презентаций, видео-коллажей об истории населённого пункта, летописей сёл, ретроспективных списков литературы.

Творческая линия - предусматривает развитие творческих способностей библиотекарей, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента, поиск инновационных форм работы с краеведческими материалами, овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской, учетно-хранительной, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Цель проекта: создание единой электронной базы по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, изучение и популяризация историко-культурного наследия Изобильненской земли.

Задачи:

Активно развивать сотрудничество с музеем истории Изобильненского района, школьными и краеведческими музеями при СДК, архивами, Советом ветеранов;

Установить тесную связь с краеведами, старожилами, творческими людьми;

Проводить поисково-исследовательскую работу совместно с учащимися, активом библиотеки, волонтёрами по всестороннему изучению истории населённых пунктов, активно использовать компьютерные технологий в поисковой деятельности;

Проводить познавательные видео-экскурсии по родному краю, населённому пункту;

Организовывать встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, вести запись, обработку и хранение их воспоминаний, проводить сбор документальных и предметных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксацию сохранившихся объектов истории, культуры, природы;

Периодически обновлять и пополнять краеведческие книжные и документальные экспозиции, разрабатывать и оформлять новые тематические выставки;

Организовывать и проводить мероприятия, посвященные истории края, района, села, землякам;

Углублять исторические знания жителей Изобильненского городского округа по истории населённых пунктов, повышать интерес подрастающего поколения к истории и культуре малой родины;

Проанализировать результаты поисково-исследовательской работы библиотек в области сохранения истории населённых пунктов, популяризировать имеющиеся краеведческие материалы.

Участники проекта - сотрудники библиотек МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный

Ожидаемые результаты : постоянное развитие и совершенствование краеведческой работы библиотек, активизация поисково-исследовательской деятельности, пополнение фонда библиотек новыми краеведческими материалами, создание единой электронной базы по истории населённых пунктов, представление особо значимых и интересных материалов в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога «МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный, издание «Летописи населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Средства реализации проекта : фонд архивных материалов: тематические папки, папки-досье, воспоминания старожилов, издательская продукция библиотек по истории населённых пунктов, видео и фотоматериалы, медиа-презентации.

В рамках реализации проекта будет проведена:

1.Поисково-исследовательская деятельность. На данном этапе осуществляется реализация краеведческих проектов, сбор документальных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы, организация и проведение встреч со старожилами, ветеранами войны и труда, тружениками тыла, творческими людьми, запись, обработка и хранение их воспоминаний, установление тесных связей с архивами, музеями.

Данное направление реализуется на основе активного сбора и изучения краеведческого материала. Проведение бесед, опросов, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

2.Информационно-просветительская деятельность:

Информационная : создание единой электронной базы краеведческих материалов по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа. Библиотекам предстоит провести инвентаризацию краеведческих материалов (тематические папки, паки-досье, издательская продукция: буклеты, ретроспективные библиографические пособия, летописи), составить библиографическое описание имеющихся краеведческих материалов и их сканирование.

Просветительская: проведение на основе краеведческих материалов встреч, видео-экскурсий, краеведческих викторин, создание книжных и документальных экспозиций, участие в конкурсах, районных краеведческих конференциях, семинарах, сотрудничество с СМИ, представление краеведческих материалов по истории населённых пунктов на библиотечном блоге «МКУК ЦБС ИМР СК» г. Изобильный.

Издательская деятельность: издание ретроспективных библиографических пособий «Летопись села».

Этапы реализации проекта:

1 этап Июнь 2018 г.- декабрь 2019 г. На первом этапе будет проведена систематизация поступивших в ИМО краеведческих материалов в электронном формате.

2 этап Декабрь 2019 г. - ноябрь 2020 г. На данном этапе будут отобраны интересные материалы по истории населённых пунктов и представлены в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный. В преддверии 125-летия г. Изобильного и 96-летия Изобильненского района, на основе имеющихся источников, будет издана летопись «Изобильненский городской округ: история населённых пунктов».

МБУК Центральная библиотека МР Благоварский район

Утверждаю

Директор МБУК Центральная библиотека

краеведческой деятельности

«Моя малая Родина»

Сведения о проекте

Сроки реализации проекта: 2017–2018 гг.

Руководитель проекта – директор МБУК ЦБ

Адрес : 452740 Благоварский район, с. Языково, ул. Ленина, 16

Исполнители проекта :

Заведующая методическим отделом

Заведующая отделом обслуживания ЦБ

Заведующая детской библиотекой

Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села.

В ходе реализации проекта «Моя малая Родина» планируется организовать рубрику на сайте библиотеки.

Реализация проекта создаст возможность организации фонда уникальных краеведческих ресурсов на электронных носителях, расширяющих представление о своеобразии историко-культурного наследия нашего края; способствующих формированию у детей, чувства любви, гордости и чувства принадлежности к малой родине.

В рамках проекта предполагается создание информационных дисков состоящих из презентации «Благодатный край Благовар», фото экспозиции «Моё село сегодня» и мультимедийная фотоколлекция «Приглашаем Вас в Благовар».

Итогом фотоконкурса «Родные места»», цель которого - развитие творческой активности пользователей библиотеки по сбору материалов об исторических и значимых местах Благоварского района, станет создание фотоальбома «Летопись района».


Важным и значимым моментом выполнения проекта станет издание буклета «Великий победитель», о ветеранах Великой Отечественной войны нашего района.

В рамках проекта запланировано проведение презентаций, встреч, конкурсов практических и творческих работ.

Актуальность проекта

Краеведческая работа - это непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, сохранение и передача исторического наследия, знаний и традиций, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Краеведческая работа является одним из приоритетных направлений в работе МБУК Центральная библиотека МР Благоварский район.

По статистике, на территории Благоварского района проживают 25,6 тыс. человек. В связи с тем, что процент пожилого населения ежегодно уменьшается, возникла необходимость передать молодому поколению накопленные знания о родном крае.

Анализируя данную статистику, библиотеки приняли решение о создании рубрики на сайте МБУК ЦБ «Моя малая Родина».

Актуальность заключается в том, что работа на сайте будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о крае, его истории, развивать интерес к прошлому, настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли.

Цели проекта:

* пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины.

* создание собственных краеведческих ресурсов на электронных носителях;

* воспитание у подрастающего поколения чувства любви, гордости и причастности к малой родине, патриотизма и гражданственности;

Задачи:

* создание собственных краеведческих ресурсов на электронных и традиционных носителях;

*организация среди пользователей краеведческого движения по сбору материалов о своем селе, районе, развитие у них творческой активности в познании истории родного края;

* создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга читателей.

Проект рассчитан на все группы пользователей.

Организации, участвующие в реализации проекта

Для реализации проекта мы будут сотрудничать со следующими организациями:

Сельские Дома культуры и сельские клубы;

Детские сады, школы;

Православныйхрам с. Языково, мечети;

Районный краеведческий музей

Общественные организации;

Мероприятия в рамках проекта

I этап (январь - июнь 2017 г.)

1. видеопрезентации:

«Родные места»;

«Исторические памятники Благоварского района»;

2. презентации:

«Благоварская земля. История в лицах»;

«Всё о родном крае».

«Геральдика РБ и Благоварского района»;

«ЛитературныйБлаговар»;

Провести:

1. фотоконкурс «Родные места»;

2 .конкурс практических и творческих работ «Сохраним то, что любим».

II этап (июль–апрель 2018г.)

Фотоальбомы «Летопись района».

Буклет «Великий победитель.»;


Сборник юных поэтов «Я радость нахожу в стихах».

Провести:

1. презентации созданных дисков;

2. интеллектуальную викторину «Край навек любимый »;

3. познавательную игру «Я знаю всё о своем селе»;

4. творческий поэтический вечер «Родному краю гимн пою»

Ожидаемые результаты:

1 Удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и результатами работы.

2. Привлечение в библиотеку новых пользователей.

3. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков.

4. Продолжение и дополнение «Летописи села» новыми событиями и фактами.

Описание проекта

1. Провести анкетирование и тестирование на выявление знаний о родном крае.

2. Опираясь на результаты анкетирования, провести познавательные виртуальные экскурсии по району

3. Организовать ряд встреч:

· с воинами-интернационалистами;

· с очевидцами Великой Отечественной войны;

· с почетными гражданами, уроженцами нашего района.

6. Пополнить книжный фонд литературой по краеведению.

7. Оформить в библиотеке постоянно действующую книжную выставку «Моя малая Родина».

8. Организовать в библиотеке дни краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».

9. Составить информационные буклеты:

«Умеем ли мы гордиться героями?» (о героях – земляках Советского Союза);

10. Провести литературно-музыкальный вечер «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают». (Об односельчанах погибших, защищая Родину).

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит создать фонд уникальных продуктов краеведческой тематики на электронных носителях в виде презентаций, фотоколлекций.

Разработанный совместно с краеведческим музеем экскурсионный маршрут по историческим местам «Твоей истории негромкой мне дорог каждый уголок» поможет лучше узнать историю края.

Фотоконкурс будет способствовать развитию творческой активности читателей по сбору фотоматериалов района.

Конкурс практических и творческих работ «Сохраним то, что любим» среди учащихся средних классов. Его цель - выявить наиболее дорогие для сердца каждого жителя места, пользующиеся популярностью в селе, и, если это необходимо, помочь в их сохранении. Это могут быть родники, парки и т. д.

Буклет «Великий победитель» станет еще одной страницей героической истории, расскажет о событиях минувшей войны и людях, внесших огромный вклад в освобождение нашей Родины.

«Я радость нахожу в стихах» позволит вовлечь детей, в мир литературы. Ребята узнают имена писателей и поэтов-земляков, испытают чувство патриотизма, веру в себя, свою неповторимость, чувства доброты и любви к родителям, своему краю, к Родине, а самое главное - к книге и чтению.

В ходе реализации данного проекта в библиотеке увеличится число пользователей, возрастет посещаемость, расширится ассортимент библиотечных услуг.

Пользователи библиотеки получат ценный информационный ресурс по краеведению и литературному наследию Благоварского района.

Проект будет способствовать повышению информационной работы библиотеки по краеведению.

Оценка эффективности проекта

Создание электронного и документного фонда краеведческого характера необходимо для будущих поколений.

По окончании проекта эффективность будет оцениваться по количеству обращений на сайт библиотеки и по результатам анкетирования.

Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»

в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.

Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:

1.История родного края.

3.Предметы быта

5.Годы коллективизации, образование колхозов.

6.История школы.

7.Великая Отечественная война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся

Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения.

2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается:

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.

6. Работа с архивными документами.

7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Школьный краеведческий проект

«Сохрани историю своего села».

Актуальность и цели проекта :

- формирование основ патриотизма

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

- воспитание уважения к памяти погибших .

Принципы реализации проекта:

    личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

    деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;

    оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.

Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».

Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.

1

План проекта .

Введение Актуальность.

Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы

Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.

^

Задачи программы:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).

^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный (информационный)

Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.

2. Экскурсионная деятельность обучающихся

Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.

    Исследовательская и поисковая деятельность

На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.

Историческая справка. Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.

Образовательное пространство краеведческого музея

сельская

библиотека


районный музей

школьная

библиотека

районный


дом культуры


интернет

Солоновский с/совет

совет ветеранов


Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.

1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:

1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

*«Я родом не из детства – из войны»,

*«Военное детство моё»,

*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,

*«Награды наших земляков»,

*Фронтовая география наших земляков»,

*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».

2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».

Темы поисковой работы учащихся:

*«Я и мой посёлок»,

* «Усадьбы нашего села»,

*«Целина и труженики села»,

*«История села Павловка: события и люди»,

*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).

* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».

. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).

Темы поисковой работы уч ащихся:

*. История выпуска. (Альбомы)

*. Известные выпускники нашей школы.

*. Старые книги и журналы в семье.

*Они работали директорами и завучами школы.

*Учителя – выпускники школы.

*«Участники конкурсов»

*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».

*«Семейные династии выпускников»

*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)

*Презентации на школьные темы.

2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам

по темам проектной работы, разместить их в сельском

доме культуры.

3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),

«Лучшая презентация », лучший проект,

наши таланты «Я талантлив!».

4. Проводить в музее планомерный систематический сбор

документов, памятников материальной и духовной культуры;

прием даров и случайных поступлений;

* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников

по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

*обобщать изученный материал в рефератах, творческих

исследованиях учащихся;

* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

* создавать фонд мультимедийных презентаций.

2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».


3. Оформительская работа:


*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).

За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования

Заключение

Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России. Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.



  • Разделы сайта