Классный час "музей в чемодане". Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Вот неумёхи! Утюг это

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти» Цель: Расширение знаний школьников по истории Отечества через поэзию и музейное дело. Задачи: ­ познакомить ребят с предметами солдатского быта; ­ воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения; ­ развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально­образное восприятие представленных предметов и событий. Оборудование: ­ старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, копия фронтового письма­треугольника, солдатский ремень. Учитель Стихотворение «ЧЕМОДАН» Симонов К. М. Как много чемодан потертый может Сказать нам о хозяине своем, Где он бывал и как им век свой прожит, Тяжел он или легок на подъем! Мы в юности отправились в дорогу, Наш чемодан едва набит на треть, Но стоит нам немного постареть, Он начинает пухнуть понемногу. Его мы все нежнее бережем, Мы обрастаем и вторым и третьим, В окно давно уж некогда смотреть нам, Нам только б уследить за багажом. Свистят столбы, летят года и даты. Чужие лица, с бляхой на груди, Кряхтя, за нами тащат позади Наш скарб, так мало весивший когда­то. Стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане» Где­то в дальнем углу антресолей Дерматиновый, пылью покрытый, Чемоданчик потертый, забытый. В нем хранятся обрывки историй. Сегодня мы с вами попытаемся представить себе быт простого солдата. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти». Учитель задаёт наводящий вопрос, чтобы ребята поняли о каком предмете пойдёт речь: «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это? В случае, если ребята не угадали, даём вторую подсказку: «Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»

Ученики – это котелок. Учитель Котелок армейский ­ удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку. Ученик – читает стихотворение о солдатском котелке. Надпись на солдатском котелке Ты был на Кубани со мной и в Крыму, В горах и долинах Европы – И ты закоптился в походном дыму, Помялся в атаках, в окопах. Все годы войны неразлучно со мной Прошёл ты сквозь стены пожарищ. Поил ты солдата живою водой, Мой спутник, мой верный товарищ! И я не счищаю нагар фронтовой – Твою биографию боя... Побудь напоследок, товарищ, со мной, Побудь напоследок со мною. 1984 г. В. Кузнецов Учитель Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это? Ученики Это фляжка для воды. Учитель Армейская фляга Армейская фляга (солдатская) образца 1935 года, выполнена из пищевого алюминия и имеет овальную форму. Объем фляги 0,7 литра, покрыта она краской защитного цвета, но также встречаются не окрашенные. Переносица фляжка в брезентовом чехле, раскраска которого бывает довольно разнообразной. При ношении в чехле на поясе, не очень удобна во время бега, ощутимо бьет по телу. Чтобы жидкость не нагревалась чехол можно намочить, фляга должна охлаждаться за счет испарения жидкости из ткани. Армейская фляга пластикатовая Эта фляга была разработана для солдат проходящих службу в местах с жарким климатом. Каждому выдавалось по две фляжки объемом 1,5 литра. Фляжка крепилась к ремню на

поясе в брезентовом чехле. Фляга комплектовалась пластиковым стаканчиком, который при транспортировке накрывал горлышко. В основном применялась в Афганистане и Таджикистане. Стихотворение о фронтовой фляге Жизнь катится неумолимо! Рубцы от шрамов оставляя в чьих­то душах. И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне Секунд шуршанье заставляет слушать. И лишь альбом семейный переполнен, От времени там фото пожелтели Глаза родные нам позволит вспомнить, И руки, те, что в детстве всех нас грели. А фото, там где Дед в военной форме, Стоит с медалями и флягой на ремне, Не даст забыть, который раз напомнит, Что воевал он и был ранен на войне. А флягу ту, мой Дед оставил сыну, А мне Отец её когда­то подарил. И пусть века, года, мгновения застынут В военных письмах, в строчках выцветших чернил! И флягу эту, русского солдата Мне так хотелось сыну передать... Но жизнь сложилась по­другому, значить надо Мне жить за всех и Деда поминать... Учитель Кто такая? Каши зачерпнёт И отправит в рот Стихотворение о солдатской ложке На привале, на лужайке Потихоньку травят байки Чтоб немножко отдохнуть, Щей горяченьких хлебнуть. К голенищу сапога Тихо тянется рука. Она ложку достаёт, И обедает весь взвод. Этот мирный агрегат Накормить солдата рад. Пусть едят богатыри, Силы им всегда нужны, Мать­Россию защищать, Нужно силой обладать. Родина у нас одна Нам дана на все века! Чтоб оружие держать, Надо силой обладать!

Ложка силой наполняет. С автоматом наравне Служит ложечка стране! Стихотворение Климовой Н. В. На фронте у каждого солдата или офицера имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Солдат на фронте без ложки ­ голодный солдат, а голодный солдат ­ не боец. Потому они всегда держали ложку при себе за голенищем сапога, за поясом. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать. Бытовало поверье – если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Солдаты охотнее подписывали личные вещи ­ котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. Мы часто слышим, что сейчас поисковые отряды молодежи находят на местах захоронений немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя. Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста, Но солдату эта ложка очень ­ очень дорога! С ней солдат не расстаётся На привале и в бою. Алюминиевая ложка помогает жить ему. Ведь без ложки и без щей Будет наш солдат слабей! А ему слабеть нельзя За плечами вся страна, За солдатом вся Россия И ему нужна так сила! С автоматом наравне Ложка служит всей стране! Стихотворение Климовой Н. В. Учитель Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень. Монолог солдатского ремня Я сверкаю бляхой на параде, мной гордятся те, на ком я есть. В доблестном строю, да и в засаде все меня носить сочтут за честь. Да, уход за мною очень тяжкий. Чтобы я всегда на вас сверкал ­ нужно пастой ГОИ* чистить пряжку. И не надо будет вам зеркал. Я устроен так для подпояски, чтобы не топорщился мундир, но поверьте, мной без всякой смазки можно урезонивать задир. Я порой бываю толстокожим,

но на помощь к вам всегда приду и врагам легко начищу рожи, там же отпечатаю звезду. Я ­ предмет для всех необходимый, как для танка толстая броня. Ведь стране не быть непобедимой без меня ­ солдатского ремня! Виктор Бойков Учитель А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким? Ученики – предполагают, что это письмо. Учитель В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса ­ номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто­то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. Стихотворение о солдатском письме Нет, не ракета, А письмо солдата, Всё, чем дышала раненая грудь, Написано, отправлено когда­то, Оно летит, и бесконечен путь. Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны, Я пишу тебе, мама, глазами на облаке Последнее в жизни письмо. Над моей головой расцвёл красный мак, Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок. Но ведь сил нет таких – до него дотянуться. ­ Как его имя? Фамилия? У него сотни имён, тысячи фамилий. У него светлые или чёрные волосы, Белая или смуглая кожа. Широко распахнутые серые или карие глаза.

Ему 17, 20, а может 30… Может он шагнул прямо из­за школьной парты. Он в разном звании, этот солдат. Он разный, у него много лиц, фамилий и званий И в то же время он один во всех лицах, Наш неизвестный доблестный солдат. Вещевой мешок армейский с которым когда­то солдаты прошли не одну боевую схватку ­ очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800­ 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок. Учитель Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это? Ученики Это свеча? Учитель Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их… Война закончилась. И заживают раны, И в День Победы по восторженной земле, Блестя наградами, шагают ветераны, Фронтовики, герои, совесть наших дней Война закончилась. Но с каждым годом Редеет славная гвардейская родня, И все цветы свои весна в венок вплетает И с ним склоняется у Вечного огня!

Сценарий э кскурсии

«Музей в чемодане»

Выполнила: Иванова Маргарита Петровна,

учитель чувашского языка

МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………….. стр. 2

II. Основная часть ……………………………………………………………… стр. 3-8

1. Разработка экскурсии «Музей в чемодане»

III. Заключение …………………………………………………………………… стр. 9

IV. Список литературы ………………………………………………………….. стр. 10

V. Приложение ………………………………………………………………….... стр. 11

    Введение

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.)

Но привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является «музей в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Совет музея нашей школы тоже остановился на разработке проекта «Музей в чемодане»: «Старину не забываем». Такой музей предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсовод приглашает заглянуть в "волшебный чемоданчик" и узнать о богатствах нашего края. Для чего мы это делаем? Перед собой поставили такие цели и задачи.

Цель мероприятия: расширять, обогащать, систематизировать и закреплять знания детей о родном крае, его истории, привить учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи: познакомить с бытом и предметами обихода чувашского народа, расширить и углубить знания детей об истории родного края, чувашского народа;

развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ;

привлечь воспитанников детских садов, учащихся школ к деятельности музея.

Также «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, образовательных учреждениях.

    Основная часть

Экскурсия «Музей в чемодане»

(сценарий театрализованной экскурсии для детей 5-11 лет)

Действующие лица: бабушка - Хранительница, внучка, домовенок Фука (управçă Хукка).

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, колонки, макет из картона «Деревенская печка».

Предметы: чемодан, утюг, рубель и валек, лапти, горшок, чугунок, ухват, сковородник, сверток бумажный с надписью: «Сядьте рядышком на лавку. Вместе с вами я сижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу».

Ход экскурсионного занятия

(Входят бабушка - Хранительница и внучка).

Хранительница: Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас. Сегодня у нас с вами необычная встреча, мы к вам пришли с школьного этнографического музея и с необычными сюрпризами. Угадайте мою загадку:

Пузат дедушка Алендей

Наглотался вещей.

Что это? ( слайд 2 ).

Посмотрите, пожалуйста, что это? Где вы видели такой предмет? Вот такой предмет хранится в нашем музее (показывает на чемодан).

Ребята, а этот чемоданчик волшебный! Там хранятся волшебные предметы.

А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом чемодане? (ответы детей).

Хранительница: Этот чемодан непростой, он волшебный, передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей.

Сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в чемодан попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь,

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны.

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Вы поможете вернуть вещи на свои места? (Ответы детей).

Вот и хорошо, вот и ладненько. Если открыть чемодан - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится г.Чебоксары в 2019 году.

Внучка : Я знаю, что город Чебоксары был основан 1469 году, поэтому городу в 2019 году будет 550 лет. (слайд 4) (муз. заставка чувашской песни «Илемлĕ, илемлĕ»).

Ой, с мотрите чемодан приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём (разворачивает свёрток) (слайд 5).

Хранительница: Ну и чем же чемодан нас задумал удивить? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...

Внучка: Хорошо, бабулечка... (читает записку).

«Чтобы узнать, что я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённо качает головой ) Да-а…

Хранительница: Хм... Ну и чемодан, ну и хитрец!

Внучка: Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте... (слайд 6).

В полотняной стране;

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(прислушивается, слышится кашель, чихание)

Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?

Ой, ребята, тише, тише…

Чьи-то я шаги здесь слышу!

Слышу, музыка звучит,

Кто-то в гости к нам спешит.

(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Фука ( Управçă Хукка)

Хранительница: Ребята, вы узнали кто это такой?

Хукка: Я домовёнок, зовут меня Хукка. А загадка простешенька: утюг это (вытаскивает утюг из чемодана) (слайд 7-8).

Внучка : Да, Хукка, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?

Хукка: Что, что... Уголь собираю.

Внучка : Для чего тебе нужен уголь, Хукка?

Хукка: Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.

Хранительница: Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

Хранительница: Хукка, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.

Хукка: Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить вам платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу. Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть.

(Хукка демонстрирует, как будет класть и гладить…)

Хранительница: Хукка, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?

Хукка: Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.

( Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.)

«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжку, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...» (слайд 9).

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...

Хукка: Послушайте еще одну мою загадку:

«Из липы свито дырявое корыто,

Днем заперто, а ночью открыто.

В лес идет – клетки кладет,

Из леса идет – перекладывает»

Что это?

Внучка: Это же лапти. Лапти - это повседневная обувь крестьян из лыка.

(слайд 10).

Хукка: Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...» А рядом лежит калăп (приложение 5) , форма для лаптей. С ним пользовались, когда плели лапти.

Внучка : Послушайте еще одну загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар, пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно, и собакам не надобен...» (слайд 11).

Внучка: «А из чего делали горшки?» (ответы детей).

Хукка: «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям (слайд 12). Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.

Хранительница: А ты знаешь, внученька у горшка есть брат – близнец, который никогда не бился.

Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится (слайд 13-14).

Внучка: Я не знаю. Может дети помогут (ответы детей).

Хукка: Я могу подсказать, это чугунок.

Хранительница: Да. Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился и выдерживал даже самое высокую температуру. В нем печи варили и щи, и кашу.

Внучка: А как же из печи доставали голыми руками?

Хранительница: Голыми руками в печь не полезешь. Для этого были специальные печные инструменты. Это ухват или рогач. (слайд 14). Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке – сковородником.

Все:

Вот так вещи жили – были

И хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы мы на них смотрели

И гордились стариной

Так, как я и мы с тобой...

Викторина…

Хранительница:

Но вот пришло время расставанья.

До свиданья, до свиданья!

    Заключение.

В ходе проектной работы мы многое узнали интересного о родном крае, познакомились с бытом и предметами обихода чувашского народа. Мини-музей «Старину не забываем» играет важную роль в воспитании учащихся, он учит любить родной край, помнить своих предков. Все мы гордо можем сказать, что нет будущего без прошлого.

Также мы с экскурсоводами провели эту экскурсию перед учащимися начальных классов. Экскурсия им очень понравилась. Я думаю, что цели и задачи выполнены.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html «Загадки о предметах быта».

Приложение

Приложение 1

Презентация «Музей в чемодане»: «Старину не забываем».

Приложение 2

Викторина.

1. В каком году впервые упоминается наш город Чебоксары?

(1469г.)

2. Для чего в быту использовали чемодан?

( Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей. )

3. Почему утюги назвали угольными?

(закладывались угольки для нагрева)

4. Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?

(валек и рубель)

5. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?

(с 6 лет)

6. Чем отличаются горшки от чугунов?

(материалом изготовления)

7. Для чего нужен ухват?

(для передвигания в печи горшков и чугунов)

Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.

Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма

Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда “малые формы” стали особенно популярны, возник даже жанр беллетристического, фиктивного письма, вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром античного романа. Писание писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежала таким образом области словесного искусства .

Письмо приспособлено к передаче возможно большей и разнообразной информации в возможно меньшем объеме послания. Подобная «экономность» сообщения закрепилось исторически: ведь частная переписка отражает всю повседневную жизнь людей за пределами их официальных отношений, а это огромный комплекс эмоций, размышлений, поступков.

Значение частных писем больше, так как интимная беседа позволяет о многом говорить открыто, поднимать вопросы, которые публично ставить нельзя - политические, философские, исторические. То есть эпистолярная литература открывала возможность для обмена мнениями по проблемам, которые считались недискуссионными.

Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Например, статьи Н.В.Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» являются отрывками из личных писем автора. Личные письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова, В.А.Жуковского и многих других писателей читали в свое время в кружках и салонах как литературные произведения. А сами авторы писали письма не с меньшим старанием, чем свои художественные произведения. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.

Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.

Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.

Творческая интеллигенция была носителем элитарной речевой культуры, что проявлялось, прежде всего, в особом языковом вкусе, то есть в системе идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном языке, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения. Именно в дружеских письмах, характерной чертой которых являются «раскованность», содержательная свобода, доверительно-дружеские отношения между коммуникантами, раскрывается «секрет» использования языка, обнаруживается система речевых предпочтений.

Дружеская переписка носила не только интимный характер, но и становилась своеобразной формой общественно-публицистических и литературных бесед, являясь творческой «лабораторией», в которой формировался русский литературный язык, наиболее полно раскрывалась языковая личность. Дружеские письма творческой интеллигенции - это своеобразные документы эпохи.

Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо - не только историческое свидетельство: оно имеет свое отличие от любого другого письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов. Письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему и предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Экскурсия
в

чемодане

Паспорт проекта.

Название проекта: «Музей в чемодане»

Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30

Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.

Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

2. Анализ ситуации. Постановка проблемы

Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.

Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос посетителей музея о смене форм деятельности

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Выявление мнений посетителей о деятельности музея

Обработка опроса

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане)

Разработка планируемых экскурсий:

    Школьные принадлежности;

    Великая Отечественная война;

    Мой край (80 -летие);

    Сибирское рукоделие

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея

Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея

Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы.

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами.

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра.

Проведение экскурсий

Февраль – декабрь 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность

Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете.

Создание альбома, стенда о деятельности проект

По мере реализации проекта

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО.

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 .

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2014 года

Совет школьного музея

Оценка проекта

Ресурсы

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.

Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.

Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Приложение №1

Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея

Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

Были и ответы респондентов, которых устраивало все

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Приложение №2

Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:

«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »

«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».

«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »

1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.

2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.

3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.