Конспект экскурсии в краеведческий музей для дошкольников. Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .

Подготовила воспитатель

Сарсания А. Э.

Цель :

Познакомить с понятием «музей » и его назначением.

Задачи :

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.

Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .

Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.

Материал и оборудование :

Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.

Работа над словарем :

музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.

Предварительная работа :

Совместная деятельность :

Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;

Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;

Рассматривание фотографий после посещения музеев ;

Просмотр видеофильмов;

Изобразительная деятельность "Я был в музее ";

Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;

Заучивание стихотворений о родном городе;

Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.

Взаимодействие с семьей :

Экскурсии в музее города всей семьей

Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);

Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;

Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?

А что значит любить свою Родину?

(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).

А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,

Может вы знаете, как вернуться в прошлое?

Ну что же …

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья

А вы идти со мной готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .

Слайд-1 :

Отгадай загадку :

Нам экскурсовод сказал :

Проходите в этот зал.

Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.

Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…

Хочешь тоже посмотреть?

Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .

Слайд-2 :

Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .

Слайд-3 :

В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .

Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .

А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .

Слайд-5-6 :

А это самая большая в мире Александровская библиотека.

Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.

Слайд-7 :

В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .

Слайд-8 :

В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :

Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.

Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.

Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.

Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.

Слайд-9 :

А так же музеи посвященные определенным темам :

-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.

Слайд-10 :

Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.

Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?

(Высказывания детей) .

Вывод :

- Музей это полезно !

- Музей это интересно !

Динамическая пауза «В зоопарке» :

Дети имитируют повадки зверей :

День вчера был очень жаркий,

Мы гуляли в зоопарке.

Видели зверей и птиц,

И оленей, и лисиц.

Мы узнали, что медведя

Называют дядя Федя.

Уток мы в пруду кормили,

Связку шариков купили.

Пили сок, укрывшись в тень.

Ты запомнишь этот день.

Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"

Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :

Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?

Дидактическая игра "Да-нет":

Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.

Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться музее ) .

В какой музей вы их поместите ?

Проблемная ситуация :

Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.

Дидактическая игра "Размести правильно":

Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.

Работа с картой :

Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .

Работа с фотовыставкой :

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.

Ситуативный разговор :

А что нужно помнить при посещении музея ?

(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).

Правила поведения в музее :

В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .

Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .

Нельзя трогать руками музейные экспонаты .

Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.

Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.

В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.

(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).

Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":

Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)

Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .

Рефлексия :

Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

07.12.2013

Сегодня воспитанники старшей группы с родителями и воспитателем Бородиной Е.В. посетили музей краеведения.

Экскурсия организована в рамках проекта "Ал-гайский край чудесный", который осуществляется в старшей группе воспитателями Поляниной Л.С., Бородиной Е.В.

В начале экскурсиивспомнили правила поведения в музее:

В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

- Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.

В музее много разных предметов. Эти предметы называются - экспонатами. Музей хранит историю нашего села. Жители Александров-Гаяпринимали участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сотрудники музея рассказали об истории создания музея, познакомили с экспозициями. В зале природы дети отгадали загадки о животных, рассмотрели представителей фауны нашего края. Самое трудное для детей- смириться с тем, что чучела нельзя трогать руками. Следопыты по натуре, они очень хотели все потрогать, погладить.

Данное фото предоставлено Вологиной Л.

Султашева Г. загадывает детям загадки о животных

Большой интерес у детей вызвали предметы старины в зале культуры и быта русского народа.

Это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали носки, варежки.

Угольный утюг - это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, которые брали из печки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. Чтобы угольки не погасли приходилось утюгом размахивать или дуть в его отверстия. Этот утюг сделан из железа, он тяжелый. Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи.

Посуда представлена чугунными котелками, горшками и глиняными кувшинами.

Лапти - традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка - это кора липы.

Заинтересовал детей и патефон. Виолетта с мамой рассказали, что в доме бабушки тоже хранился старинный патефон.


Шарафеева А.Т. рассказывает о предметах быта казахского народа

В конце экскурсии фото на память и благодарность в книгу отзывов музея.

Данное фото предоставлено Устимановой Н.

Выражаем благодарность сотрудникам музея в лице директора Давлекаева В.М. за взаимодействие с нашим детским садом по ознакомлению воспитанников с родным селом.

Спасибо Султашевой Г.Е. и Шарафеевой А.Т. за организованную экскурсию.

Также выражаем благодарность семьям Наседкина Егора, Синициной Ани, Устиманова Арсения, Вологина Глеба, Гурской Виолетты, Лебедевой Евы, Давлетьярова Искандера, Коваленко Полины, Камаристовой Сони за помощь в организации экскурсии. Всего на экскурсии присутствовало 22 человека.

Материал подготовила Бородина Е.В. Фото автора.