Литературный калейдоскоп в старшей группе детского сада. Конспект нод литературный калейдоскоп

Цели:

Автоматизация и дифференциация звуков «Л», «Р» в самостоятельной речи

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Формирование выразительности речи

Развитие внимания, памяти, логического мышления

Привитие детям интереса к чтению

Формирование умения действовать в коллективе сверстников

Формирование познавательного интереса через использование ИКТ

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Калейдоскоп сказок», таблички с названием команд «Лалики» и «Рарики», призовые жетоны «колобки», указка, костюм Феи – ведущей, сладкие призы.

Предварительная работа:

Распределить детей по двум командам

Приготовить призовые жетоны

Провести предварительное чтение с детьми различных сказок

Организовать в группе выставку книг со сказками

Ход викторины

Слайд 1.

(Название викторины, музыкальное сопровождение –заставка к тв. передаче «В гостях у сказки».)

Здравствуйте, ребята. (Ведущий – учитель-логопед в костюме Феи.) Сегодня мы с вами проведём литературную викторину «Калейдоскоп сказок», которая покажет не только как вы хорошо знаете русские и зарубежные сказки, но и то, как правильно и красиво вы умеете произносить сложные звуки «Л» и «Р».

Слайд 2.

(На фоне дворца – печальный царь и улетающая в ступе Баба-яга, музыкальное сопровождение – зловещий, коварный смех.)

Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, а там случилась беда, Баба-яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины.

Слайды 3, 4.

(Названия команд «Лалики» и «Рарики», музыкальное сопровождение – весёлая мелодия.)

Участвовать в викторине будут две команды. Команда «Лалики», она будет стараться правильно произносить в своих ответах звуки «Л» и «Ль». Команда «Рарики» будет отвечать за звуки «Р» и «Рь». За каждое правильно выполненное задание команды будут получать призовые жетоны – колобки. В конце викторины – мы определим команду-победителя. Итак, в добрый путь!

Слайд 5.

(Предметные картинки: джунгли, медведь Балу, волк Акела.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Лалики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Маугли» и получают призовой жетон -колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Р.Киплинг)

Слайд 6.

(Предметные картинки: пёс Артемон, Пьро, Карабас.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Рарики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Золотой ключик или приключения Буратино», получают жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – А.Толстой)

Слайд 7.

(Предметные картинки: колобок, Золушка, Незнайка, Белоснежка.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Л», это Незнайка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Н.Носов.)

Слайд 8.

(Предметные картинки: Мойдодыр, Страшила, Дюймовочка, Бармалей.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Р», это Дюймовочка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Г.Х.Андерсен.)

Слайд 9.

(Предметные картинки: Маугли, ласточка, Чиполлино, Айболит, Малыш, Золушка и две лодочки: синяя и зелёная.)

Третье задание викторины – «Л» или «Ль»? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, в какой лодочке поплывёт сказочный герой, если звук «Л», то в синей (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Ль», то в зелёной (обозначение мягких согласных звуков

Слайд 10.

(Предметные картинки: Буратино, крокодил, черепаха, Ариэль, Карлсон и коза Дереза и два воздушных шара: синий и зелёный.)

Третье задание викторины – «Р» или «Рь»? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, на каком воздушном шаре полетит сказочный герой, если звук «Р», то на синем (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Рь», то на зелёном (обозначение мягких согласных звуков ) и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 11.

(Предметные картинки: лисичка со скалочкой, мальчик-с-пальчик, летучий корабль, Айболит, царевна-лягушка и паровозик с тремя вагонами.)

«Определи место звка «Ль» в словах» (для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют место звука «Ль» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 12.

(Предметные картинки: Чебурашка, Рапунцель, маленькая разбойница, Дядя Фёдор, Снежная Колролева и паровозик с тремя вагонами.)

Четвёртое задание викторины – «Определи место звка «Р» в словах» (для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют место звука «Р» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 13.

(Предметные картинки: Чиполлино, Айболит и Великан на фоне острова с тремя пальмами.)

Пятое задание викторины – (для команды «Лалики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может жить на острове с тремя пальмами, у кого в названии три слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 14.

(Предметные картинки: пират, царь, рыцарь на фоне морского пейзажа и корабля с двумя парусами.)

Пятое задание викторины – «Кто лишний (по количеству слогов)» (для команды «Рарики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может плыть на корабле с двумя парусами, у кого в названии два слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 15.

(Предметные картинки: Бабки-ёжки, музыкальное сопровождение - частушки Бабок-ёжек из мультфильма «Летучий корабль».)

Лалики и Рарики, давайте немного отдохнём, повеселимся и потанцуем вместе с задорными Бабками-ёжками и их весёлыми частушками (дети по образцу ведущего и самостоятельно танцуют русский народный танец).

Слайд 16.

(Предметная картинка: Малыш, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Лалики»; дети подбирают звуковую схему для слова «Малыш» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – А.Линдгрен).

Слайд 17.

(Предметная картинка: репка, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Рарики»; дети подбирают звуковую схему для слова «репка» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – русский народ).

Слайд 18.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: колобок и лиса, Чиполлино и принц Лимон, Золушка и хрустальная туфелька.)

«Составь предложения» (для команды «Лалики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 19.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: принцесса и дворец, Карлсон и варенье, Крокодил Гена и гармошка.)

Седьмое задание викторины – «Составь предложения» (для команды «Рарики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 20.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок)

«Повтори скороговорки» (для команды «Лалики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Лилипуты пили волшебные пилюли и смогли одолеть великана.
  • Гуси-лебеди летели и на воду плавно сели.

Слайд 21.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок.)

Восьмое задание викторины – «Повтори скороговорки» (для команды «Рарики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Пирату и брат не брат, на то он и пират.
  • Страшила, Дровосек и Трусливый лев добрались до Изумрудного города.
  • Папа Карло продал куртку и купил для Буратино букварь.

Слайд 22.

(Предметная картинка: Буратино и текст скороговорки.)

Ребята, давайте выполним последнее задание викторины, общее для Лаликов и Рариков. Произнесём скороговорку про Буратино, в которой нужно правильно произносить оба звука «Л» и «Р».

  • Из полена Папа Карло
  • Буратино смастерил.
  • Неприятностей немало
  • Папа Карло пережил!

А теперь давайте подсчитаем количество призовых жетонов – колобков и определим, какая команда лучше знает сказки.

Слайд 23.

(На фоне дворца – пропадают дождевые тучи, прилетают бабочки и появляется солнышко, музыкальное сопровождение – заставка к ТВ. передаче «В гостях у сказки».)

Ребята, вы все сегодня – молодцы и помогли солнышку вернуться в сказочную страну! Поскорее учитесь читать, чтобы познакомиться с новыми замечательными сказками. Все вы награждаетесь сладкими призами. До новых встреч!

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Морозова И.Б.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» - Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Потому что в этой сказке Бабы -Яги нет..

— Молодцы, правильно.

— Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок - серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик - семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

волк - волчонок - волчище. Корзина - корзиночка - корзинище, лапа - лапка - лапище, кот-котёнок-котище.

— Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Ливада Л.А.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

Ход:

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» – Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Дети:

Потому что в этой сказке Бабы –Яги нет..

Молодцы, правильно.

Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок – серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик – семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

Волк – волчонок – волчище. Корзина – корзиночка – корзинище, лапа – лапка – лапище, кот-котёнок-котище.

Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.

(Звучит музыка)


Цели:

  • помочь детям вспомнить сказки, их персонажей, их сюжеты;
  • развивать навыки работы в команде, сообразительность;
  • научить детей придумывать сказки, используя ключевые слова, проводить различие между сказками народными и авторскими.

В конкурсе участвуют несколько команд от разных классов. Время на выполнение заданий каждого тура варьируется в зависимости от сложности задания от двух до пяти дней.

Первый тур. Викторина «Неразгаданные тайны»

Участникам каждой команды предлагается ответить на вопросы викторины.

I. В название сказки вставьте пропущенное слово. (1 балл за каждый правильный ответ);

1. Русские народные сказки:

  • "Пузырь, … и лапоть"
  • "Иван – … сын"
  • ""Никита …"
  • "… -девица"
  • "Солнце, Месяц и Ворон …"
  • "Звери в…"
  • "Лисичка со …"
  • "… и корешки"
  • "Три царства- … серебряное и золотое"
  • "… и дрозд"

2. Сказки братьев Гримм:

  • "Умная …"
  • "… туфельки"
  • "…, челнок и иголка"
  • "Сапог из … кожи"
  • "Соломинка, … и боб"
  • "Столик – накройся, … осел и дубинка из мешка"

3. Сказки Г.Х. Андерсена:

  • "… из одного стручка"
  • "Стойкий … солдатик"
  • "… лебеди"
  • "... счастья"
  • "Садовник и …"
  • "… болтовня"

4. Сказки В. Гауфа:

  • "… нос"
  • "… Мук"
  • "Рассказ о …-аисте"
  • "Холодное …"

5. Сказки Р. Киплинга:

  • "Откуда взялись… "
  • "Сказание о старом …"
  • "… -Тики-Тави"
  • "Как был придуман…"
  • в названии которых встречается число 7, не менее семи сказок (3 балла за 7 сказок, + 1 балл за каждую дополнительную сказку);
  • в названии которых встречается имя Иван (1 балл за каждую сказку);
  • в которых важную роль играют зеркала (1 балл за каждую сказку).

III. Узнайте сказку, в которой встречаются следующие предметы. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждую сказку)

  • чалма, тросточка, туфли-скороходы;
  • цветок, баранки, игрушки, костыли;
  • варенье, плюшки, паровая машина;
  • вёдра, прорубь, печка;
  • корзина, колечко, подснежники;
  • зола, туфельки, тыква, часы;
  • азбука, золотые монеты, полено, холст;
  • корыто, изба, невод;
  • чернильная резинка, промокашка, буква А, Азбука.

IV. Запишите волшебные заклинания из сказок. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждый правильный ответ)

Ответы на I и III задания викторины в Приложении 1 .

Второй тур «Сочини сказку, используя подсказку»

На уроках литературы (чтения) вы знакомитесь с русскими народными сказками и их особенностями.
Напоминаем, что сказки делятся на 4 группы: волшебные, бытовые, о животных, богатырские;
в сказках есть зачин, троекратный повтор, концовка;
часто в сказках используются устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица, лисичка-сестричка, не по дням, а по часам и т.п.)

Предлагаем вам сочинить свою сказку (близкую к русской народной), обязательно используя следующие слова:

  • Баба Яга
  • дремучий лес
  • мудрый ворон
  • скатерть-самобранка
  • старичок
  • дружная семейка
  • месяц

Критерии оценивания сказок .

Сказка относится к определенному типу (волшебная, бытовая, о животных, богатырская) – 5 баллов .
Наличие зачина – до 5 баллов .
Наличие троекратного повтора – 5 баллов .
Наличие концовки – 5 баллов .
Оригинальность сюжета – до 10 баллов .
Наличие устойчивых словосочетаний – до 5 баллов.
Наличие всех ключевых слов7 баллов .
Поучительность сказки – 5 баллов .

Третий тур. Кроссворд «Ба, знакомые всё лица!»

Участникам каждой команды предлагается разгадать кроссворд.

  1. Жена короля.
  2. Девочка, попавшая в страну чудес.
  3. Она побывала в домике у трех медведей.
  4. Главный герой сказки Н.Носова, побывавший на Луне.
  5. Хозяин кукольного театра.
  6. Соломенный человечек, который очень хотел иметь мозги.
  7. Принц, который пас свиней короля.
  8. Продавец пиявок.
  9. Маленький розовый друг Винни-Пуха.
  10. Самая грустная кукла в театре Карабаса Барабаса.
  11. Мальчик-луковка.
  12. Она могла спать в скорлупе ореха.
  13. Он от дедушки ушел и от бабушки ушел…
  14. Кто поймал волшебную щуку, исполняющую желания?
  15. Кто отдал Буратино золотой ключик?
  16. Друг Дядя Федора и пса.
  17. Кто должен был вернуться с бала ровно в 12 часов?
  18. Разбойник из сказки Корнея Чуковского.
  19. Ласковое имя Мороза Ивановича.
  20. Птица, которую спасла Дюймовочка.
  21. Он помог Бабе-Яге сесть на лопату.

Нуриева А.С., Яшнева Л.И.,

учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ

Внеклассное мероприятие (3-4 классы)

Игра-соревнование «Литературный калейдоскоп»

(«Своя игра»)

Основные цели и задачи:

    Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности. Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес.

    Научить ребят следовать правилам игры. Развивать умения слушать и слышать друг друга, работать в команде и обосновывать свое мнение.

    Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости. Создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся систематизируют теоретические знания, развивают практические умения и навыки, создают условия для развития интереса к чтению произведений; развитие познавательной компетенции учащихся через игровую технологию.

Метапредметные (УУД):

Личностные: уважительно относятся к книге, сформирована эстетическая потребность, ценностей и чувств, развита высокая творческая активность при выполнении коллективных заданий.

Регулятивные: развиты волевые качества учащихся при включении детей в игровую деятельность, оценивают свою деятельность.

Познавательные: развиты умения и навыки осуществлять деятельность в разных видах и формах, приобщение учащихся к миру литературы, развиты логическое мышление, память, внимание.

Коммуникативные: умеют доказывать свою точку зрения в обсуждении вопросов в коллективе, находить общее решение при работе в группах, умеют договариваться, уступать.

Ход занятия

    Организационный момент

Сегодня мы собрались, чтобы побольше узнать интересного и занимательного из мира художественной литературы.

    Целеполагание

Мы с вами будем играть в командную игру "Своя игра", но для победы в ней нам понадобятся знания по литературному чтению. Правило игры: задача каждой команды набрать как можно больше золотников (далее будет сокращение 10 з.). Для этого необходимо правильно ответить на задания в игре. Задание поочередно выбирают капитаны команд.

    Основной этап

В игре участвуют две команды: «Читатели» и «Рассказчики». Каждая команда выбрала капитанов, которые берут на себя руководство своей командой, поддерживают дисциплину, организуют работу над заданиями. Итак, начинаем игру!

Кто первый ответит на вопрос, тот получает право выбрать задание: замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом)

Вдумчивый читатель «Читаем между строк»

Ответы на вопросы,

«По страницам басен»

«В гостях у сказки»

«Поговорка-цветок, а пословица-ягодка»

«Начало есть – найди конец»

Раздел «Читаем между строк» :

Праздник синиц

Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.

В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.

Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

(В. Корабельников)

Вопросы:
1. В какое время года синицы слетаются стайками?
2. Сколько видов синиц живут в наших парках?
3. Чем питаются синицы весной и летом?

Раздел «По страницам басен» :

10 з.- Назовите три известные басни И.А. Крылова

20 з. – На какое дерево должна была взгромоздиться ворона, чтобы отведать сыр? (На ель)

30 з. – Как называется басня о четырёх неудачных музыкантах? (Квартет)

40 з. - Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)

50 з.- Что сделала Мартышка в конце басни с очками? (Об камень так хватила их, что только брызги засверкали)

Раздел «В гостях у сказки» :

10 з.- Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)

20 з. – Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)

30 з. – Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)

40 з. – Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)

50 з. - Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)

Раздел «Поговорка-цветок, а пословица-ягодка» :

10 з. – Назови пословицу или поговорку.

20 з. - Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей).

30 з. – Назови пословицу или поговорку с числом.

40 з. - Птицу красят крылья, …(а человека труд).

50 з. – Назовите пословицу со словом золотник.

Раздел «Начало есть – найди конец» :

10 з. – И.А. Крылов «Слон и … (Моська)».

20 з. – В.Осеева «Синие … (листья)».

30 з. – Л.Лагерлеф «Чудесное путешествие …(Нильса с дикими гусями)».

40 з. – А. Толстой «Золотой ключик, или … (приключения Буратино)».

50 з. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, … (о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)».

    Рефлексия

Ребята, давайте подведем итог мероприятия. Понравилась ли вам игра? Какие задания вас заинтересовали?

Какие у вас были затруднения?