Что думает о жизни илья ильич обломов. В чем смысл жизни Обломова? Обломов: история жизни

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению

ОБЛОМОВ И «ДРУГИЕ». Гончаров

Отчетливое деление русского календаря на четыре времени года – дар континентальной державы своей словесности. О том, как блестяще Гончаров усвоил этот урок, говорит композиция его шедевра – «Обломова». Ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов составляет внутреннюю основу, скелет прославленного романа. Идеальная Обломовка, в которой «правильно и невозмутимо совершается родовой круг – прообраз всей конструкции “Обломова”». Сюжет послушно следует временам года, находя в смирении перед вечным порядком источник своего существования.

Роман строго подчинен календарю. Начинается он весной – 1 мая. Все бурное действие – любовь Обломова и Ольги – приходится на лето. А кончается собственно романная часть книги зимой – первым снегом.

Композиция романа, вписанная в годовой круг, приводит к плавной завершенности все сюжетные линии. Кажется, что такое построение заимствовано Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова – от его любви до меню его обеда – включена в этот органический порядок. Она отражается в естественном годовом круговороте, находя в календаре масштаб для сравнения.

Изощренная, своеобразная структура романа Гончарова характерна для отечественной поэтики своей необычностью. Русская классика, не обремененная ветхими традициями, часто игнорировала готовые жанровые формы, предпочитая их создавать каждый раз заново, для своих специальных целей. И романы в стихах, и поэмы в прозе появлялись от переизбытка содержания, требующего оригинальной системы изложения.

«Обломов» – не исключение. Его можно было бы назвать особой прозаической драмой. Театральная условность (к лежебоке Обломову за один день приходят семь гостей) у Гончарова соединяется с развернутым бытописательством, риторический очерк нравов сочетается со сценически стремительной, часто абсурдной разговорной стихией. (Кстати, говоря о языке, можно предположить, что образ Обломова родился из русского пристрастия к неопределенным частицам. Он – живое воплощение всех этих «кое, бы, ли, нибудь».)

С точки зрения истории литературы «Обломов» занимает срединное положение. Он – связующее звено между первой и второй половиной XIX века. Гончаров, взяв лишнего человека у Пушкина и Лермонтова, придал ему сугубо национальные – русские – черты. При этом, живет Обломов в гоголевской вселенной, а тоскует по толстовскому идеалу универсальной «семейственности».

Родство Гончарова с современниками особенно сказывается в первой части романа – этой разросшейся на четверть книги экспозиции. Чтобы познакомить читателей с героем, автор устраивает парад второстепенных персонажей, каждый из которых описан по рецептам модной тогда натуральной школы. Светский человек Волков, карьерист Судьбинский, литератор Пенкин. Гончарову эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. (В самом деле, стоит ли подниматься, чтобы прочесть поэму «Любовь взяточника к падшей женщине», которую ему горячо рекомендует Пенкин?)

Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он – неподвижный центр сюжета – сразу выделяется загадочной значительностью среди этих – не характеров – типов.

И в дальнейшем Гончаров не отказывается от приемов типизации, но идет он уже не от физиологических очерков, а от «Мертвых душ» – книги, тесно связанной с «Обломовым». Так, фанфарон и мелкий жулик Тарантьев вырос из Ноздрева, сам Обломов – некоторым образом близок Манилову, а Штольц похож на Чичикова, каким он мог бы стать к третьему тому «Мертвых душ».

Фронтальное, сконденсированное, убыстренное изображение Обломова в первой части романа по сути исчерпывает тему «обломовщины». Вся жизнь героя – и внешняя и внутренняя, его прошлое («Сон Обломова») и будущее – как будто уже раскрывается в этой части. Однако, сам факт существования трех других частей подсказывает, что поверхностное чтение книги позволяет лишь обнаружить в ней обломовщину, но не Обломова – тип, а не образ.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

На последней странице книги мы узнаем, что всю историю Обломова рассказывает Штольц: «И он (Штольц – Авт.) рассказал ему (рассказчику – Авт.), что здесь написано». Записана эта история слушателем Штольца, в котором легко признать самого Гончарова: «Литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами».

Эти два голоса – резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора – сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в русском романе, за социальным планом проступает метафизическая тема.

В «Обломове» все слова, не принадлежащие героям, следует читать не напрямую, как предварительную критику романа, а как художественно изображенное слово. Только тогда обнаружится феноменальная двойственность Обломова, героя, далеко выступающего за контуры сюжета.

Ощущение монументальности фигуры Обломова порождается уже первым его портретом: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Эти застывшие, окаменелые «складки» подсказывают аналогию с античной статуей. Сравнение принципиально важное, которое Гончаров последовательно проводит по всему роману. В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя.

Смешным Обломов кажется только в движении, например, в компании Штольца. Зато в глазах влюбленной в него вдовы Пшеницыной Обломов опять обращается в статую: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво... весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает».

И в глазах самого Обломова его тогда еще возлюбленная Ольга застывает в прекрасной неподвижности: «Если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Трагический финал любви Обломова объясняется как раз тем, что он видел их союз скульптурной группой объединением двух статуй, замерших в вечности.

Но Ольга – не статуя. Для нее, для Штольца, да и для всех остальных героев книги Гончаров находит другую аналогию – машина.

Конфликт романа – это столкновение статуи с машиной. Первая – прекрасна, вторая – функциональна. Од на стоит, другая движется. Переход от статичного в динамичное состояние – любовь Обломова к Ольге – ставит и главного героя в положение машины. Любовь – заводной ключ, который приводит в действие роман. Завод кончается и Обломов замирает – и умирает – у себя, на Выборгской стороне.

«Ты – огонь и сила этой машины»,– говорит Обломов Ольге, называя машиной себя и уже догадываясь, что на самом деле в нем просто нет места для двигателя, что он цельный, как мраморное изваяние.

Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так. С их точки зрения, Обломов – мертв. С его – смерть и жизнь сливаются воедино, между ними нет строгой границы – скорее промежуточное состояние: сон, мечта, Обломовка.

При этом Обломов – единственный подлинный человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретет конкретный, определенный статус. (Ольгу, наоборот, это радует: «Я – невеста» – с гордым трепетом думает она.)

Потому Обломов и не может включиться в окружающую жизнь, что ее делают люди-машины, люди-роли. У каждого своя цель, своя шестеренка, которыми они сцепляются для удобства с другими. Гладкому, «мраморному» Обломову ничем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он – просто человек.

Обломов является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия»,– к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней. Тут, на петербургской окраине, в модифицированной Обломовке, окончательно примирившись с бытием, он наконец себя находит. И только тут он впервые сумел достойно отразить педагогические претензии Штольца. В их последнее свидание «Обломов покойно и решительно глядел» на своего друга, который скороговоркой, сам для себя, рисовал «зарю нового счастья» – железные дороги, пристани, школы... Гончаров конструирует свой роман таким образом, что провоцирует читателя на сравнение Штольца с Обломовым. Все преимущества вроде бы на стороне Штольца. Ведь он – гомункул – создан не естественным путем, а по рецепту идеальной личности. Это – этнографический немецко-русский коктейль, который должен привести в движение неповоротливую российскую махину.

Однако прославление Штольца похоже на его самооправдание. Все публицистические куски текста, где голос рассказчика обращается прямо к читателю, построены в том же рациональном ключе, с той же рассудительной интонацией, с которой говорит сам Штольц. В этом голосе ощущается чужеземный синтаксис слишком правильной русской речи («мой несравненный, но неповоротливый Обломов»).

Еще важнее то, что Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает. Любовь Обломова к Ольге, которая, кстати, протекает на фоне русского, а не швейцарского, как у Штольца, пейзажа, передается непосредственно. История же женитьбы Штольца дана во вставной новелле. Когда во второй и третьей частях романа Обломов действует – ухаживает за Ольгой – рассказчик почти полностью исчезает из текста, но он появляется всякий раз, когда в книге возникает Штольц.

Эта тонкая композиционная компенсация углубляет образ Обломова. То, что мы знаем о нем от рассказчика, противоречит тому, что мы видим сами. Для Штольца Обломов ясен и прост (это он автор знаменитого термина – «обломовщина»). Для нас с Гончаровым Обломов – тайна.

Подчеркнутая внятность отношений Штольца с миром, с людьми противостоит загадочной недосказанности, алогичности связей Обломова. Грубо говоря, Штольца можно пересказать, Обломова – ни в коем случае.

На этом построен замечательный диалог Обломова с Захаром, диалог, в котором барин пеняет слуге, осмелившемуся спутать его с «другим». Весь этот разговор, живо напоминающий и Гоголя и Достоевского, абсурден. Так, Обломов, объясняя Захару, почему он не может переехать на новую квартиру, приводит совершенно несуразные доводы: «Как встану да увижу вон вместо этой вывески токаря другое что-нибудь, напротив, или вон ежели из окна не выглянет эта стриженая старуха перед обедом, так мне и скучно». Уже появляется в тексте неведомый Лягачев, которому куда как просто переезжать: «Возьмет линейку подмышку» – и переедет. Уже «оба они перестали понимать друг друга, а наконец каждый и себя». Но сцена не теряет напряженности, вся она наполнена смутным значением.

В этом абсурдном скандале проявляется внутреннее родство барина и его слуги, их кровная близость – ведь они братья по Обломовке. И без всякой логики Обломову и Захару ясно, что «другие» – это чужие, странные существа, посторонние их жизненному укладу.

Оказывается, что самое страшное для Обломова – потерять вот эту самую уникальность своей личности, слиться с «другими». Поэтому и приходит он в такой ужас, случайно подслушав, что его назвали «каким-то Обломовым».

В свете этого мистического ужаса – потерять себя в толпе – совсем иначе звучат якобы пустые восклицания Обломова: «Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

Какую бы форму деятельности ни предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в ней пустую суету, разменивающую душа на пустяки. Мир требует от человека быть не полноценной личностью, а только частью ее – мужем, чиновником, героем. И Штольцу тут нечего возразить Обломову, кроме: «Ты рассуждаешь точно древний».

Обломов действительно рассуждает, как «древний». И рассказчик, описывая своего героя, постоянно намекает на источник романа, называя себя «другим Гомером». Архаичная идиллия, приметы доисторического Золотого века, которые особенно заметны в описании Обломовки, переносят героя в другое время – в эпическое. Обломов постепенно погружается в вечность, где «настоящее и прошлое слилось и перемешалось», а будущего не существует вовсе. Подлинный смысл его жизни – не гнаться за Штольцем в тщетной попытке быть современным, а наоборот, в том, чтобы избежать движения времени. Обломов живет в своем, автономном времени, поэтому и скончался он, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Он растворился в своей мечте – удержать, остановить время, застыть в абсолютном бытии вожделенной Обломовки.

Утопия Обломова – это мир, вышедший из истории, мир настолько прекрасный, что его нельзя улучшать. А значит – мир, лишенный цели.

Гончаров рисует обломовский идеал живыми красками, но помещает его за пределами земной жизни. Сонная Обломовка – это загробное царство, это – абсолютный покой человека, превращенного в идеальную статую. Обломовка – это смерть.

Так Гончаров приводит своего героя к трагическому парадоксу. Несовместимость Обломова с миром происходит от того, что он мертвый среди живых. Его завершенность, законченность, одинокая самодостаточность – это совершенство трупа, мумии. «Или – прекрасной, но неподвижной статуи». В то же время, все персонажи романа – всего лишь осколки цельной обломовской личности – живы в силу своего несовершенства, своей незавершенности. Выполняя свою жизненную программу, свою машинную функцию, они существуют в сегодняшнем дне, в истории. Обломов же пребывает в вечности, бесконечной, как смерть.

Казалось бы, это предрешает спор Обломова с «другими»: у мертвого нет надежды победить живых.

Однако обломовское восприятие идеальной жизни как смерти безнадежно, но не трагично. Знак равенства, который Обломов ставит между небытием до рождения и небытием после смерти, всего лишь указывает на иллюзорность промежутка между двумя этими состояниями, промежутка, называемого жизнью. Обломовское «равно» обозначает лишь тождество двух нулей.

Оспаривать правильность этого тождества Гончаров не берется. Он оставляет читателя наедине с нулем – символом круглого, цельного мира Обломова.

Этот нуль, находя себе соответствие в композиции книги, напоминает и об идеальном – в континентальном климате – совершенстве годового круга, и о букве «о», с которой начинаются названия всех романов Гончарова.

Из книги Родная Речь. Уроки Изящной Словесности автора Вайль Петр

ОБЛОМОВ И «ДРУГИЕ». Гончаров Отчетливое деление русского календаря на четыре времени года - дар континентальной державы своей словесности. О том, как блестяще Гончаров усвоил этот урок, говорит композиция его шедевра - «Обломова». Ежегодный круговорот природы, мерное и

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Гончаров

Из книги Критика автора Писарев Дмитрий Иванович

Писемский, Тургенев и Гончаров Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862М., Государственное издательство художественной литературы, 1955OCR Бычков М.Н. (Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С.

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Роман И. А. Гончарова Обломов

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Обломов» (Роман) Пересказ Часть перваяIНа Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу гуляла мысль, но в то же время на лице не было сосредоточенности,

Из книги История русского романа. Том 1 автора Филология Коллектив авторов --

И. А. Гончаров (1812–1891) Иван Александрович Гончаров – автор знаменитой трилогии («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), книги «Фрегат Паллада», критических статей и других произведений, один из самых крупных писателей среди великих реалистов XIX в.И. А. Гончаров

Из книги Идеалы и действительность в русской литературе автора Кропоткин Петр Алексеевич

«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков) 1Второй роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в «Отечественных записках». В том же году он вышел отдельным изданием. Но замысел романа, работа над ним и публикация очень важной для всего произведения главы «Сон Обломова» относятся

Из книги Статьи о русских писателях автора Котов Анатолий Константинович

Глава V Гончаров. - Достоевский. - Некрасов Гончаров: «Обломов». - Русская болезнь «обломовщина». - Исключительно ли русская она? - «Обрыв». Достоевский: Его первая повесть. - Общий характер его произведений. - «Записки из мертвого дома». - «Униженные и

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» «Обломов» - вершина творчества Гончарова. Ни в одном из своих произведений, в том числе «Обыкновенной истории» и «Обрыве», Гончаров не выступает таким великим художником слова, беспощадным обличителем крепостничества, как в романе

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Роман И.А. Гончарова «Обломов» Роман Гончарова стал важным событием в литературной жизни конца 50-х – начала 60-х годов XIX в. Сам тип Обломова содержал в себе настолько широкое обобщение, что прежде всего привлек внимание критики и получил различное истолкование. Другим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Писемский, Тургенев и Гончаров <…> Прочтите Гончарова от начала до конца, и вы, по всей вероятности, ничем не увлечетесь, ни над чем ке замечтаетесь, ни о чем горячо не заспорите с автором, не назовете его ни обскурантом1, ни рьяным прогрессистом и, закрывая последнюю

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

И. А. Гончаров «Обломов» 24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно

Из книги Литра автора Киселёв Александр

Илья Ильич Обломов Илья Ильич Обломов по праву может быть назван самым непознанным литературным героем в мировой истории. Вдохновленный свыше, создатель его, Иван Александрович Гончаров, судя по отдельным высказываниям писателя, как в самом романе, так и по поводу

Из книги автора

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов» I. Нравственная чуткость Гончарова.Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.II. «Обломовщина».1. Обломов и Штольц –

Из книги автора

Одно «О» из трех. Гончаров Тургенев писал короткие романы. И мы ему за это признательны.Толстой и Достоевский писали длинные романы.Гончаров писал длинные и… Нудные - звучит обидно. Ладно: длинные и медленные романы. Есть такая запоминалка: Гончаров написал три романа, и

Меню статьи:

Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Этот образ уникален тем, что в полной мере обличает нехарактерное негативное качество на поприще литературы, но присущее каждому человеку состояние – лень. Одни люди находят в себе силы побороть лень и сделать лень периодической гостьей, для некоторых, как в случае Обломова, лень становится постоянным спутником жизни. Почему так происходит, есть ли выход из подобной ситуации и от кого зависит результат такого противостояния? На эти вопросы Гончаров дает ответы, изображая все последствия такой жизни на примере дворянина Обломова.

Обломов имеет дворянское происхождение

«Дворянин родом». У него 300 крепостных:
«Триста душ».

Илья Ильич владелец родового поместья, в котором он не был уже 12 лет:
«двенадцатый год в Петербурге»

Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на:
«Гороховой улице»

Его возраст точно не известен

Он «человек лет тридцати двух-трёх от роду»
Обломов имеет привлекательную внешность, он вызывает симпатию:
«среднего роста, приятной наружности»

У него серые глаза, но они какие-то пустые:
«с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

Обломов ведет пассивный способ жизни, он редко бывает вне дома, поэтому его лицо кажется бесцветным:

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого».

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа И. Гончарова где говорится о двух сторонах России 19-го века.

Беспечность – это постоянное состояние Обломова, его личные вещи также обретают эту характеристику:
«С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Порой его состояние беспечности менялось скукой или усталостью:

«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

Любимая одежда Обломова – домашний халат

«…Из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».

Его халат был значительно поношенный, но Обломова это не смущает: « утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».

Илья Ильич облюбовал халат, потому, что он такой же «мягкий», как и его владелец:

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Любимое времяпровождение Обломова – лежание на диване, на это у него нет веской причины – он делает это из лени:

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

В кабинете у Ильи Ильича много вещей, в которых их владелец не нуждается – они были приобретены и поставлены, потому, что так было принято:
«смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?»».

В доме, снимаемом Обломовым, нет порядка – пыль, мусор равномерно разместились по всем предметам: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах».

Дни Ильи Ильича происходят всегда по одному и тому же сценарию – он долго не встает, валяется на диване и все утро намеривается встать, переделать кучу дел, но постоянно отстрачивает свое намерение:
«вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… С полчаса он всё лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лёжа».



Некоторое время спустя Обломовы были богаты и состоятельны, но потом дела ухудшились, почему так произошло, сами Обломовы не знают:
«беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами».


Обломов любит часто звать к себе слугу Захара, почти всегда это пустые просьбы, порой Илья Ильич и сам не знает зачем он позвал Захара:
«Зачем же это я звал – не помню! Поди пока к себе, а я вспомню».

Время от времени с Обломова спадает апатия, он выговаривает Захару за бардак и мусор в доме, но дальше выговоров дело не движется – все так и остается на своих местах: «…от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!»

Илья Ильич не любит перемены, необходимость переезда его страшно огорчает, он старается максимально отстрочить этот момент, игнорирует просьбу владельца жилья ускорить переезд:
«с месяц, говорят, обещали, а всё не съезжаете… полиции дадим знать».

Боязнь изменить свою жизнь

Он сам осознает такую нетерпимость к переменам
«…Терпеть не могу никаких перемен».
Обломов не терпит холода:
«Не подходите, не подходите: вы с холода!»

Званые обеды и большие скопления кажутся Илье Ильичу скучным и бестолковым занятием:
«Боже ты мой! Вот скука – то должна быть адская!»

Обломов не любит работать:
«работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома ещё – ой, ой».

Характеристика Пенкина об Обломове:
«…неисправимый, беззаботный ленивец!».
Обломов считает, что работа не должна быть слишком утомительной: «Ночью писать… когда же спать-то»

Знакомые Обломова удивлены его бездеятельностью. Тараньев так говорит о лени Ильи Ильича:
«Скоро двенадцать часов, а он валяется»

Тарантьев обманывает Обломова и часто забирает у него деньги: «…выхватил из рук Обломова ассигнацию и проворно спрятал в карман».
Несколько лет тому Обломов пытался пойти на службу и стал коллежским секретарем. Работа давалась ему с трудом:
«…начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног».

В виду своей лени и рассеянности, для Обломова служба стала адом, он с трудом прослужил два года и покинул службу, посчитав такой вид деятельности неподходящим ему:
«Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике».

Илья Ильич часто делает ошибки в работе, однажды он перепутал адреса и послал нужные документы не в Астрахань а в Архангельск. Когда ошибка выяснилась, Обломов долго переживал, потому, что осознавал безответственность своего поступка:
«хотя и он и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора».

Единственный человек, способный расшевелить этого ленивца, его друг детства Андрей Штольц:
«Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда».

Учеба давалась Обломову сложно – его родители часто делали ему поблажки и оставляли дома, в то время, когда учебный процесс не был завершен. Обломов не пытался никогда исправить это положение вещей, уровень его образованности устраивает Илью Ильича:
«…у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

От постоянного безделья и неподвижности у Обломова начинает появляться различные отклонения в функционировании систем его организма:
«Желудок почти не варит, под ложечкой тяжесть, изжога замучила, дыханье тяжело».

Он не любит читать ни книги, ни газеты – его отстраненность от жизни устраивает Обломова. Это дело слишком утомительное для ленивого Обломова:
«страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний».

Родители мечтали о том дне, когда их сын обретет положение в обществе, получит значительное повышение, но при этом не понимали, что необразованному человеку этого никогда не достигнуть, они всерьез думали, что такое может случиться по воле случая или некой махинации:

«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями».

Попытки Захара растормошить хозяина не приводят ни к чему хорошему. Обломов отбивается от слуги:
«Обломов вдруг, неожиданно вскочил на ноги и ринулся на Захара. Захар со всех ног бросился от него, но на третьем шагу Обломов отрезвился совсем от сна и начал потягиваться, зевая: “Дай… квасу»

Штольца с Обломовым связывают воспоминания детства – Андрей не может видеть, как бесцельно проходят дни его друга:
«Все хлопочут, только тебе ничего не нужно».

Штольцу удается активизировать Илью Ильича. Он вытаскивает Обломова в свет, где Илья Ильич сначала чувствует себя не в своей тарелке, но со временем, это чувство проходит. Штольц агитирует друга поехать вместе заграницу. Друг соглашается. Обломов восторженно принимается за подготовку:
«У Илья Ильича уже и паспорт был готов, он даже заказал себе дорожное пальто, купил фуражку».

Любовь Обломова к Ольге

Влюбленность Ильи Ильича стала причиной отказа от поездки – новое чувство не дает возможности Обломову покинуть даже на короткий срок предмет своего обожания:

«Обломов не уехал ни через месяц, ни через три». Переезд Обломова наконец-то осуществляется.

Илья Ильич не испытывает при этом стресс – его мысли заняты Ольгой Ильинской:
«Тарантьев перевёз весь его дом к своей куме, в переулок, на Выборгскую сторону».

Обломов впервые влюбился. Он стесняется своего чувства, не знает как ему поступить и как он должен вести себя по отношению к возлюбленной:
«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на неё почти испуганными глазами».

Обломов чувственный, импульсивный человек, поддавшись эмоциям, он признается Ольге в любви:
«я чувствую… не музыку… а… любовь».

Обломов не отличается храбростью – в затруднительных ситуациях он спасается бегством. Это ему кажется лучше, чем сказать или сделать что-то невпопад: «не оглядываясь, выбежал из комнат».

Илья Ильич совестливый человек, он переживает, что его поступки или слова могли спровоцировать неприятные переживания у тех людей, которые ему дороги:
«мучился тем, что он испугал, оскорбил её»
Обломов очень эмоциональный человек, он не привык прятать свои чувства
«… не стыжусь сердца».

Возникшая Любовь к Ольге стала причиной не только его физической, но и умственной активности. Он принимается активно читать книги, потому, что его возлюбленной нравиться слушать пересказы книг, посещает театр и оперу. Он ведет себя как истинный романтик – совершает пешие прогулки на природе, дарит Ольге цветы:
«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам».

Бездеятельность, боязнь перемен сыграли с Обломовым злую шутку. Неопределенность возникшая между Обломовым и Ильинской стала тягостной для девушки. Ольга боится, что Обломов не сдержит своего слова и не жениться на ней, ведь у него всегда находятся множество отговорок для отсрочки свадьбы. Обломов даже не может решиться попросить руку девушки. Это приводит к разрыву отношений:
«Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей».

Обломов возвращается к его привычной жизни. Пассивность и отсутствие какой-либо деятельности отличной от лежания на диване и употребления еды сказываются плохо на его здоровье – Обломов получает апоплексический удар:
«пустили кровь и потом объявили, что это был апоплексический удар и что ему надо повести другой образ жизни».

Несмотря ни на что, Обломов не меняет своих привычек. Приезд Штольца Илья Ильич воспринимает воодушевленно, но уже не поддается на его уговоры изменить свою жизнь. Он счастлив: он влюбился в хозяйку дома, которая не требует от него ничего и заботится о нем, как о ребенке:
«Не делай напрасных попыток, не уговаривай меня: я останусь здесь».

Тот факт, что Пшеницына (новая любовь Обломова) не является дворянкой, не позволяет признаться в истинных причинах отказа уехать из Петербурга: «Оставь меня совсем… забудь…»

Штольц периодически интересуется судьбой Обломова. В последний свой визит к другу Андрей узнает ужасающую новость – Обломов живет с Пшеницыной как с женой, у них есть совместный ребенок. Обломов осознает, что долго не проживет и просит друга позаботиться о сыне:
«…этот ребёнок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе».

Смерть Обломова

Обломов умирает так же тихо, как и жил – никто не слышал, как умер Обломов, его нашли мертвым на диване, причиной его смерти стал новый апоплексический удар:
«голова немного сдвинулась с подушки да рука судорожно прижата была к сердцу».

Образ Обломова не лишен положительных качеств, но его лень, апатия и боязнь перемен сводят все стремления и позитив на нет. Его личность вызывает чувства сожаления у других персонажей романа. Его друзья пытаются помочь ему выбраться из болота лени, но все безрезультатно.
Обломовщина обрела над Ильей полную власть и стала причиной его смерти.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, когда в российском обществе особой остроты обрели вопросы выбора между старыми, феодальными, исконно русскими устоями и новыми, буржуазными, проевропейскими идеями. Неоднозначное изображение персонажей, отсутствие точно сформулированного мнения автора и тонкий психологизм повествования делают затруднительным уяснение идейного наполнения романа, однако понимание сути «Обломова» возможно через анализ центральных героев произведения – Обломова и Штольца.

Обломов изображен в романе как ленивый, апатичный, нежелающий что-либо делать, рефлексирующий персонаж. Для героя выйти из «зоны комфорта» равнозначно не шагу вперед, а жизненной катастрофе. Даже когда Штольц на некоторое время возит его по гостям и светским мероприятиям, для Ильи Ильича это тяжело даже в физическом плане – ему не удобно ходить весь день в сапогах. Обломов суть своей жизни видит в далеком, почти недостижимом будущем, подобном его детству в Обломовке, где все было тихо, спокойно, наполнено обрядами и бездействием. Родная деревня для Ильи Ильича в философских масштабах становится символом всего исконно русского, о чем мечтает каждая тонкая натура с российской ментальностью.

Полной противоположностью Обломову является Штольц. Андрей Иванович – активный, целеустремленный, постоянно двигающийся вперед человек. Если для Обломова страшно выйти за грани своего мирка, то для Штольца страшно остаться в какой-то одной точке, не развиваясь далее. На первый взгляд, на фоне Ильи Ильича Андрей Иванович вызывает симпатию, как человек, знающий чего хочет и к чему стремится. Однако это не так – не зря многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным механизмом, который работает ради работы. Он не видит конечной цели своей жизни и для чего живет, поэтому и возвращается к Обломову как к носителю начал и коренных истин, которых ему не хватает.

Обломов и Штольц в романе являются не просто противопоставленными друг другу персонажами, они органично дополняют друг друга – именно поэтому их дружба продолжается с самых ранних лет. Гончаров показал, что выбирать один из путей – старый либо новый – в корне неправильно. Человек, идущий только одно, лишает себя полноценной жизни, проживая ее словно наполовину – в полусне как Обломов либо в бешеной гонке как Штольц. Сутью романа «Обломов» становится цель автора донести до читателя важность гармонизации в себе мудрости предков со скоростью и изменчивостью современного мира.

Для Добролюбова Обломов - выдающееся в художественном отношении явление, в плане общественном Обломов – разоблачение "лишнего человека", воплощение "косности и пассивности".

В последние десятилетия на первый план выдвинулись проблемы поэтики: своеобразие предметной детали, быт и бытие у Гончарова, особенности речи автора и т.д.

Мы возвращаемся к образу главного героя как к одной из вариаций, может быть, главной, русского национального характера и попытаемся уточнить его психологическое наполнение.

Как и другие русские классические романы 19 века, "Обломов" – "история души" героя, причем в данном случае "история души" и история жизни в хронологическом плане, по сути дела, совпадают. Судьбу главного героя мы прослеживаем с семилетнего возраста до смерти.

"Обломов" очень отличается, например, от романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева, который по смерти главного героя заканчивается; о других его героях после смерти Базарова мы узнаем много нового, но узнаем, так сказать, "за скобками", в эпилоге.

Роман же Гончарова вбирает смерть главного героя как одно из своих важных слагаемых, продолжается и заканчивается сценой, которая в большей мере заставляет говорить об "открытом" финале произведения, чем о его логическом завершении. Гончаров воссоздает широкое течение жизни, в котором след жизни Обломова становится все слабее, пока не обрывается совсем, но рядом – много других героев, которые продолжают свой путь или тех, кто только готовится вступить в жизнь...

До Обломова примерно так же ушли из жизни отец и мать – незаметно "истончился" их след, и ниточка оборвалась. Мы не знаем, как и когда, во всяком случае, в жизни Обломова это событие не выделено.

Обломов духовно прочно связан с Обломовкой, хотя прожил в ней значительно меньшую часть жизни. Уже в Обломовке он уезжал в школу к отцу Штольца, затем он и его друг учились в Москве у "сорока профессоров"; вскоре после этого Обломов вслед за Штольцем отправляется в Петербург, как оказывается, навсегда.

В Обломовке мы видим Илюшу с семи лет – в кругу родителей, многочисленных домочадцев и дворовых. Стремление к семейственному кругу родных лиц осталось в нем навсегда. Он не создан для того, чтобы жить одному, и не только потому, что Захар одевает его, натягивает ему чулки. Обломов не может вынести груза одинокого существования, и не может представить круг общения вне дома, хотя это не исключает того, что он с кем-то встречается, бывает в гостях, правда, к началу повествования все реже и реже.

Мир Обломовки – замкнутый, густо заселенный, где у каждого своя роль, простая и ясная, в том числе и у самих хозяев. Они ограничили свой круг деятельности присмотром за тем, что протекает в усадьбе. Все, что кроме того, осуществляется само собой: крестьяне работают на помещика и его семейство, сознавая, что он есть, что он рядом – в усадьбе, и этого достаточно, чтобы жизнь текла по положенному ей руслу – до какого-то предела. Когда новый хозяин Обломовки не обеспечивает, так сказать, даже своего присутствия в имении, жизнь пошатнулась: староста врет, крестьяне разбредаются на заработки, всюду запустенье, беспорядок, удобный для злоупотреблений.

Матушка Илюши при участии всего дома была занята главным образом распоряжениями по поводу еды. "Меню" составлялось всем домом, решение принималось после долгого обсуждения. Приготовление пищи, обед, чаепитие, ужин – ключевые моменты в жизни обломовцев. Гончаров подробно описывает суету приготовлений, общее оживление, множество поручений дворне... затем обед, а после – многочасовой сон. Сон "гомерический", сказочный: не только хозяева, домочадцы, но и дворовые – все спят, спят всюду: на лавках, на полу, кого где застал сон, спят крепко, с наслаждением, с тем же, с каким готовился и съедался обед. А затем – чаепитие – до двенадцати чашек зараз, а там – ужин...

Объективный, неспешно повествующий писатель не считает нужным добавлять в эту картину едких, сатирических красок. Но нет в них и идеализации, поэтического флера. Обломовцы благодарят Бога за каждый прожитый день и надеются, что и другие будут такие же. Они не очень религиозны. В молитвах и посещениях церкви больше привычной обрядности, чем глубоко проникающего в сознание религиозного духа. Вся их жизнь – исполнение привычного, общепринятого, исполнение естественное, инстинктивное, искреннее. И отношение их друг к другу простое, без какой-либо задней мысли, открытое. Умысла в их жизни нет, а это значит, что нет, например, воровства. Когда пропало что-то из птицы, это обсуждалось долго, и все пришли к выводу, что виноват проезжавший мимо обоз, виноваты "другие", люди из далекой, "внешней" жизни. Там много странного и опасного. Обломовцы, например, обнаружив в канаве чужого, неподвижно лежащего человека, ходили вокруг него, но не приближались – боялись. Обломовский мужик – по инстинкту – долго не соглашался взять от служащего почты в городе письмо, а хозяин его еще дольше не распечатывал, домочадцы же упрашивали его не делать этого вовсе.

В ожидании будущих чинов они согласились отдать Илюшу в школу, но относились к учебе тоже как к чему-то чуждому, "внешнему", поэтому даже не подозревали о вреде Илюшиных длительных отлучек, предпринимавшихся по их разумению.

В Илюше были очень хорошие задатки. Инстинкт вел его по пути любознательности, стремления к общению, активного движения. Но все это было задавлено заботой взрослых о нем, их "жирными ласками", как говорит сам писатель. Илюша мягко спал, обильно ел, одевали его няня и Захар, никаких занятий взрослые ему не предлагали, обрекая на неподвижность и бездеятельность. Конечно же, они стремились к тому, чтобы их детищу жилось еще лучше, чем им: видимо, чтобы потом даже по комнатам не ходить, а уж о таком "подвиге", как поднять упавший забор, и не мечтать в самом страшном сне.

То, что Обломов 1 мая... года не может подняться с дивана, даже для того, чтобы умыться, и, истерзавшись "двумя несчастьями", вновь засыпает до прихода Штольца, это даже не лень, а, как справедливо говорит доктор, болезнь.

Добролюбов, как мы помним, усматривал корни этой болезни в крепостничестве, в том, что жизнь Обломова обеспечена усилиями крестьян, "трехсот Захаров". На наш взгляд, ссылки на крепостное право не являются исчерпывающими. Крепостное право имело множество конкретных обличий. Что касается Обломовки, то это патриархальный рай, и не только для родителей Обломова, многочисленных домочадцев, но и для крестьян, о которых хозяин просто забыл, да и дворня особенных тягот не испытывает. Среди дворни, например, совершенный бездельник Захар, каковым он и остался навсегда. Няня, которая присматривает за Илюшей, как ни крепится, тоже впадает в послеобеденный сон, вместе со всеми другими, и никто не взыскивает за это... Но само положение хозяев и зависящих от них людей, конечно, влияло на психику ребенка...

Инерция каких-то привычных действий, движений исчерпала себя и превратилась в Обломове в инерцию бездействия. Обломовское лежание на диване – явление, как все же думается, в большей степени психологическое, чем социальное. Оно - одно из слагаемых русского национального характера, в котором пассивность и мечтательность не исчезли по сей день, не исчезнут и далее, но с середины 19 века появилось что-то другое, и это "другое" потеснило простые, первозданные нравы Обломовки.

В них обратим еще внимание на то, что рассказывала Илюше няня: о чудищах, нечистой силе, рассказывала сказки, сообщала различные приметы и т.д. Все это не имело никакого отношения к реальной жизни, но волновало, потрясало душу ребенка. Он формировался под влиянием этих двух начал: повседневности, в центре которой – обильные семейные обеды и послеобеденный сон, и сказочных фантастических историй, в которых действовали страшные, заставлявшие сильнее биться сердце персонажи русского фольклора.

Неподвижность – с бьющимся сердцем... Это же мы видим в лежащем на диване Обломове вначале повествования, когда ему уже за тридцать.

Обломов разочарован в жизни "других" и тех, которые суетятся, добываются чинов, выезжают в свет, занимаются пустой болтовней или язвительно обличают. Он "работает над планом" преобразования своего поместья. Но эта работа сводится к мечтаниям на диване о жизни покойной, красивой, жизни, в которой есть прекрасная женщина, дети, друзья, совместные обеды, чаепития, пикники, тихие прогулки, музыка и книги. В этой жизни нет места труду, напряжению. В картинах мечтаний нет движения, они все одни и те же. Когда Обломов встретил Ольгу Ильинскую, он пытался представить ее на месте прекрасной женщины из его мечтаний. Но это не вполне удавалось, вернее, удавалось лишь в начале отношений. Ольга во взаимоотношениях с Обломовым идет вперед, а он когда-то давно представил себе картины своих мечтаний и удовлетворился ими, ничего другого в его планах на жизнь нет.

Он вне жизни, в которой "другие" активны, предприимчивы, а некоторые и не чисты на руку. "Другие же переезжают", - говорит Обломову Захар в ответ на соображения своего барина о том, как трудно, по сути дела, невозможно переехать. В ответ по поводу "других" на Захара обрушилась масса "жалких" слов. Обломов "позиционирует" себя как барина и вкладывает в это слово, на наш взгляд, не столько то, что он, будучи барином, не должен суетиться, мельтешить, быть вечно озабоченным и не иметь ни минуты покоя. Статус барина для Обломова важен, чтобы отгородиться от "других".

Если для родителей "другие" были где-то далеко, то Обломов живет среди "других". Кроме того, он человек, получивший образование, склонный к размышлениям, со слабым, но стремлением к личностному самоопределению, с рефлексией, что совершенно было не присуще его родителям. Отсутствие рефлексии родители не ощущали, она не подтачивала окончательно их жизнеспособность, как в Обломове, в его жизни возникли ослаблявшие его мечтания и размышления, жизнеспособность исчерпала себя очень быстро – в начале четвертого десятка жизни. На какое-то время способность к жизни продлила в нем Агафья Матвеевна, в которой Обломов обрел родное, обломовское движение без цели, вернее, с ближайшей целью – еда, сон, семейственное общение, центром которого вновь стал Илья Ильич, бывший центром жизни семьи родителей. Обломов не может жить иначе: он не может не быть объектом внимания и заботы; он не смог отделить службу от себя, себя от службы, представлял службу как что-то лично с ним связанное, а сослуживцев хотел воспринимать как членов семьи. Объективный мир для Обломова, по сути дела, не существует. Это детское мировосприятие исключительно сквозь призму собственного "я", причем делается это бессознательно и весьма поэтично, иначе мы вряд ли смогли бы одолеть столь объемное произведение. Он общается и ладит с самыми разными людьми – от Штольца до Тарантьева, но не может стать на точку зрения "другого", понять его, отстранившись от себя. Он просто создан для того, чтобы с ним возились, как с ребенком, или же, как ребенка, легко, без усилий, обманывали. Но в возрасте за тридцать он все же способен к рефлексии, как уже говорилось выше. После разговора о "других" с Захаром через некоторое время он все больше мучится тем, что, может быть, "другие" стоят чего-то большего, чем его представления о них, он разочарован в себе, ворочается с боку на бок. Но ровного расположения духа все же не теряет и, как младенец, засыпает до прихода Штольца.

Единственный человек, который трижды (как в детской сказке) лишает Обломова по-детски ровного расположения духа, это Ольга Ильинская.

Прежде чем обратиться к анализу их взаимоотношений, скажем несколько слов о Штольце, которого принято считать неудачей Обломова. На наш взгляд, роман выдержан в едином ключе, объемлется единой художественной концепцией, и считать образ Штольца неудачей или меньшей удачей, чем главный герой, нам не представляется возможным. Штольц и Тарантьев и К- два полюса среди "других", и воплощены они по тем же законам художественного мира, что и главный герой.

Деятельное в Штольце, унаследованное от отца – немецкого бюргера, обогащено тем, что он унаследовал от матери – русской дворянки, бывшей гувернанткой в богатом доме. Она презирала все некрасивое, практическую пользу, стремилась приобщить сына к музыке, книгам, хорошим манерам. Андрей то, что исходило от матери, усвоил, но ничем не пренебрег из наставлений отца. Не без материнского влияния в нем выработалась способность волноваться, искать в каких-то ситуациях непрямые ответы, видеть явления объемно, многосторонне.

Штольц говорит, что смыслом жизни является сама жизнь и труд, постоянное движение. Труд для Штольца, его отца, для немецкой семьи напротив дома, где живет Обломов, является потребностью.

Вспоминается: " то, что немцу хорошо, для русского – смерть". К стати ли это вспомнилось?..

Нельзя не отметить, что для родителей Обломова, для него самого, для домочадцев, дворовых труд – наказание. Нельзя обойтись без еды – нужно хлопотать, суетиться. Нельзя не исполнить обряды рождения, свадеб, смерти – следует делать все, что необходимо. Но что-то помимо того – от лукавого. В Обломове родилось новое представление о труде как о чтении, писании, "составление плана". Но в его обиходе это эфемерные занятия, так что ему легко уговорить себя и представить все это осуществляющимся. Внутренней потребности трудиться над чтением и писанием нет, хотя при необходимости он читает и пишет так, что у него не сталкиваются два "который" и два "что". И вопрос здесь не столько в том, что из деревни все равно что-то до пришлют – зачем трудиться... Когда "братец" и К отбирают эти доходы, Обломов приспосабливается и к новой ситуации, она не вынуждает его изменить что-либо в своей жизни (но заставляет Агафью Матвеевну – по ее разумению).

Оглянувшись вокруг, мы обязательно найдем тех, кто, даже, не будучи уверен, что завтра будет сыт, надеется на "авось", но не предпринимает ничего, чтобы изменить свое положение. Нынешняя наша жизненная ситуация заставляет каждого двигаться, искать, бороться, а если не можешь преодолеть в себе "родовое", обломовское, если не повзрослеешь, то беда не заставит себя долго ждать. При этом нельзя забывать, что в "родовом", обломовском заключено много хорошего, доброго, мягкого, поэтичного...

Впрочем, почему добр в нашем представлении именно Обломов, а не Штольц? Ведь Обломов – это "всего лишь" нежелание зла другому, а Штольц – деятельная помощь другу детства и, скорее всего, кому-то еще. При этом ему приходится изгонять Тарантьева из окружения Обломова, разрушать его козни, "братца" и Затертого. То есть быть "недобрым"?...

Добрый Обломов, не умея преодолеть себя, обрекает Ольгу на слезы, болезнь, грустные воспоминанья...

Ольга Ильинская – единственный персонаж, с которым Обломов вступает в, так сказать, не созерцательные, а деятельные отношения. В Штольце деятельное – от отца-немца, в Ольге Ильинской стремление к развитию, нежелание стоять на месте, возможно, связано с ее сиротством, с отсутствием той мягкой родительской колыбели, в которой дитя, и вырастая, продолжает качаться и слышать убаюкивающие песни. Ольга рядом с теткой многое должна была выбирать, решать сама, хотя и под присмотром, но присмотром неназойливым и неглубоким.

В первые встречи Ольга наблюдает за Обломовым доброжелательно, но немного насмешливо, и насмешка эта почти детская. Это волнует Обломова, он хочет в ее глазах выглядеть "приличнее", стыдится огромной горки кренделей, которые съел от волнения, стыдится того, что Ольге известно его лежание на диване, его разные чулки, надетые на него Захаром. Ее открытость, естественность, чудное пение взволновали Обломова настолько, что он впервые не спал ночь, все бродил по городу.

Для Ольги взаимоотношения с Обломовым очень важны: она надеется на то, что сумеет его перевоспитать, то есть отучит от лежания на диване, и тогда им суждено семейное счастье.

В Обломове ее привлекают естественность, простота. Она умиляется его нежности, ощущает отсутствие в нем цинизма. Но во взаимоотношениях с этим взрослым дитятею ее подстерегают свои неожиданности, испытания.

Инстинктивно Обломов, на наш взгляд, чувствует, что не сможет поставить перед собой цель и идти к ее осуществлению, то есть не сможет просить руки Ольги и устроить их семейную жизнь. Он поглощен самими переживаниями, все новыми поворотами их взаимоотношений, которые его волнуют, будоражат, а то и лишают сна. Но еще сильнее они воздействуют на Ольгу. Например, сцены с веткой сирени, главное в которых то, что Обломов дал понять Ольге: она его любит, он это знает, но не признается в этом никогда. Ольга поняла эту игру его душевных движений, и это был первый момент, который ее смутил, задел ее гордость, взволновал. Из этой ситуации она вышла повзрослевшей и более сдержанной. Дальнейшая история их отношений – взаимная влюбленность и сомнения Обломова, достоин ли он любви, не по ошибке ли Ольга его любит. Он говорит себе, что любят “других”... Так разыгрывается их любовная "поэма": прогулки наедине, разговоры, сомнения, колебания, восторги, грусть, разочарование и вновь - очарованность..."Господи! в какой я омут попал!" – восклицает Обломов, имея в виду омут переживаний. Кульминацией их взаимоотношений на даче становится объяснения после получения письма, которое Обломов писал ночью и в котором он излил тревогу за Ольгу, за ее выбор, предостерегая от ошибки и полагал, что видеться им больше не нужно.

Он взволнован, беспокоится о том, что Ольга прочитает письмо наедине и он не сможет ее поддержать в этот момент. Но сильно в нем и что-то похожее на любопытство: будет ли она плакать и как именно? Он бежит – невидимый для Ольги – за нею и из кустов наблюдает, как она, со слезами на глазах проходит мимо. Это, конечно, не жестокость, но – незрелость, непонимание своей ответственности за уже пережитое. Позже Обломов признается, что совсем не хочет расставаться и не знает, зачем написал письмо. Замечательно "ставит диагноз" героиня Гончарова: "Да... вчера вам нужно было мое "люблю", сегодня понадобились слезы, а завтра, может быть, вы захотите видеть, как я умираю". Но эта реплика вовсе не стала итоговой, она промелькнула в еще большем количестве трогательных слов и вздохов.

Обломов живет напряженной внутренней жизнью. Она, так сказать, расцвела во время их прогулок наедине. Но для него стало происшествием, и неприятным, когда им встретился экипаж с подругой Ольги Сонечкой и ее спутниками "Что скажут, когда узнают, когда разнесется..." – сетует Обломов. Он, с трудом преодолевая внутреннюю борьбу, делает Ольге предложение стать его женой. Просит помощи, теряется, колеблется. Он ждет от Ольги слез и восторгов и очень разочарован, когда их не последовало. Как бы провоцируя слезы и страсть, он говорит о "другом пути" для женщины, которая не ждет замужества...

В сознании Обломова немало готовых клише о романтичных юношах и падших женщинах, о страсти и "охмеляющем счастье" женщины, которой сделали предложение; все это книжное, отнюдь не пережитое в жизни, вычитанное в пору дружбы с двумя сестрами. Эмоции в Обломове сумбурны, переменчивы, разнообразны, но они мало созвучны в нем логике жизни, разуму, значительно уступающему эмоциям. Это эмоции юноши, а не взрослого человека.

Попутно заметим, что в Обломове готовые клише распространяются и на ту единственную сферу общественной жизни, которая его задевает, - на крестьян. Свои мечтания об имении он в какой-то момент воспринимает как усилия во имя их блага. Если бы он не был так беспомощен и добродушен, эти слова воспринимались бы как пародия.

Вернемся к словам Обломова "Что скажут, когда узнают..."

Он инстинктивно чувствует, что когда любовные отношения становятся известными, это мгновенно налагает обязательства, ответственность. Невольно в отношениях двух человек вступают родственники, знакомые, соседи, слуги – весь, так сказать, социум вокруг влюбленной пары. Вот как это представляется Обломову: "Человек перестает называться Ильей Ильичем или Петром Петровичем, а называется "жених". Вчера на него никто и смотреть не хотел, а завтра все глаза пучат, как на шельму какую-нибудь. Ни в театре, ни на улице прохода не дадут... А ты езди каждый день, как окаянный, с утра к невесте, да все в палевых перчатках, чтоб у тебя платье с иголочки было, чтоб ты не глядел скучно, чтоб не ел, не пил как следует, обстоятельно, а так, ветром бы жил да букетами!.." Обломов "обмирает" , "мечется от беспокойства" у него "поднимается тревога со дна души" . Он боится "других", отгораживается от них. А желудок между тем предъявляет свои права!..

Этот испуг усугубило свидание в Летнем саду, которое Обломов пережил чуть ли не как катастрофу. Страх подточил его силы, и он все реже стал бывать у Ольги.

Обломов – человек совестливый. Он все ждал утешительного – почему-то такого – письма из деревни, он даже думал о том, что "другие" могли бы одолжить денег и отремонтировать дом в деревне. Но все это его пугает, вносит смятение в душу, он отступает, не попытавшись преодолеть трудности. Сама необходимость в будущем жить среди "других" парализует его волю, и он хочет замереть, исчезнуть, затаиться на диване в доме Агафьи Матвеевны. Жить среди "других" – это значит быть постоянно оцениваемым, чужим для кого-то. Вспомним, как ранил его нечаянно подслушанный разговор в театре. "Какой-то" Обломов!.. Друг Штольца!".. И только? Нет, он "сам по себе", он барин Илья Ильич Обломов, что в его подсознании значит "объект внимания, ласки, центр семейственного круга". Он не переносит, когда к нему относятся "со стороны", "извне", как к чужому, просто заболевает, как ребенок, которого взрослые долго ласкали, а потом вдруг отвлеклись на что-то другое. Ребенок ощущает холод, заброшенность, обиду...

Интересны в этом отношении "жалкие слова" Обломова во взаимоотношениях с Захаром: они, пожалуй, являются своеобразной психологической компенсацией "ущерба", который наносит ему Захар, прибегая к примерам из жизни "других" и мысленно включая своего барина в аналогичные ситуации. Обломов тратит много сил, называет себя "несчастным", "страдающим". Он педалирует эмоции, сам приходит в волнение и волнует Захара своими монологами в ходе их бессобытийной жизни. Роль "жалких слов" похожа на сказки и предания няни, которые заставляли сильнее биться сердце ребенка, отвлекали его от того, чтобы он бегал и лазал, играл с крестьянскими детьми. Взрослый человек волнует свою душу сам, отстаивая в глазах Захара свою исключительность и невозможность действия, хотя "другие" в подобных ситуациях что-то предпринимают.

Итак, это роман о том, как лежащего на диване Обломова Штольц поднял и вовлек в ситуацию, в которой главный герой влюбился, был любим, сделал предложение, получил согласие и... не женился. У Обломова болит душа об Ольге, он стыдится, но и только... Сцена последнего объяснения удивительна...

Но роман продолжается. Болезнь, восстановление сил, симпатия к хозяйке, Агафье Матвеевне, прочное вхождение в быт ее дома, который стал для Обломова родным... Не выделяется как событие женитьба, не акцентируется как событие и рождение ребенка.

Обломов идеально "совпал" с Агафьей Матвеевной, с ее простотой, детской "первозданностью", безмятежностью. В их взаимоотношениях царит покой, один день похож на другой. Простодушные обломовцы благодарили Бога за это. Но и Обломов совершенно удовлетворен, хотя "не озвучивает" это. По поводу каждого из гостей в день, когда начинается повествование, Обломов размышлял с сожалением, их суету воспринимая как пустую и спрашивал себя "Когда же жить?" Теперь он живет, он особенно добр, мягок, спокоен. Наконец-то "жизнь" не "трогает", если не принимать во внимание козни "братца" и К, которые Обломов не сознает, а значит, и не терзается ими. Надо отметить, что жизнь с ним благотворно сказалась на Агафье Матвеевне, на ее детях и его собственном ребенке, которого он ничем никогда не выделяет. Ольга вспоминает о нем с грустью, но очень тепло и с воодушевлением принимает в свою семью сына Обломова.

Обломов умеет только "жить", и ничего больше, и жизнь ему подарила судьбу, в которой больше ничего и не нужно уметь. Чувство ответственности за кого-либо, за что-либо в нем не развито, он инстинктивно стремится быть объектом внимания, заботы, ласки. Он дитя, мягкое, доброе, не циничное, легко входящее в сложившейся круг и замыкающееся в нем. Он эмоционален, чувства развиты, но сознание пользуется обычно чем-то привычным, вычитанным когда-то из книг. Но выдуманная в книгах жизнь все же волнует, требует работы души. Лучше употребить силы на доброе слово, добрый взгляд, обращенный на домашних, на вкусный обед и сон.

Гончаров говорит о том, что больше всего человек любит сам себя, безоглядно, по-детски. Но одни (гости Обломова) чего-то ждут, требуют от других, пользуются другими. Обломов же, который просто "живет", на этом фоне лучше своих гостей, тоже наивных, но, в отличие от Обломовых, наивных самолюбиво и "деятельно". А деятельность, так сказать, расширяет пространство самолюбия. Обломов по-своему тоже самолюбив (сравнение с "другими"), но его пространство сужается, и самолюбие его незаметно, а более выпукло представляются нашему взгляду его добродушие, нежелание зла кому-либо, его способность стыдиться себя.