Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?
Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.
Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.
На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:
"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника»
, профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.
Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.
Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.
Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:
“2. Направление «Информационные системы и технологии»
, профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.
Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?
Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?
Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.
Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?
Диаграмма из заметки
Специалист по информационным системам занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Информационная система - это система автоматизации деятельности организаций, которая включает в себя:
- техническое обеспечение (комплекс технических средств для работы системы);
- программное и математическое обеспечение;
- информационное обеспечение и технологии;
- организационно-методическое и правовое обеспечение.
Главное назначение информационной системы, например, в экономике — создание информационной инфраструктуры для эффективной деятельности и управления компанией. Так, информационная система «1С: предприятие» предназначена для автоматизации всех учетных процессов на предприятии. Информационные системы для организационного управления автоматизируют деятельность руководящего персонала в отелях, банках, торговле. На производственных предприятиях используются системы автоматизации функций технического персонала: поточные линии, производство микросхем, сборка. Автоматизация процессов проектирования представляет собой информационные системы как создание проектной и графической документации, моделирование объектов.
Профессиональный стандарт данной профессии разработан и утвержден относительно недавно — 18.11.2014 г. Приказом Минтруда и социальной защиты № 896н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по информационным системам".
Информационные системы изначально создаются в расчете на пользователей, которые являются специалистами в своей предметной области, но не владеют специальными знаниями в сфере IT. Поэтому приложения информационных систем должны быть максимально простыми, удобными, легко осваиваемыми, интуитивно понятными.
Особенности профессии
Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:
- Создание и сопровождение информационных систем:
- переговоры с заказчиком с целью выяснения его требований к информационной системе;
- сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований будущих пользователей системы;
- составление совместно с заказчиком технического задания на разработку информационной системы;
- разработка информационной системы и взаимодействие со всеми участниками проекта в ходе работы;
- развертывание рабочих мест информационной системы у заказчика;
- установка и настройка прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования системы;
- настройка технического оборудования, участвующего в работе системы;
- интегрирование информационной системы с техническим обеспечением заказчика;
- проведение внутреннего тестирования системы с настройкой параметров;
- опытная эксплуатация информационной системы на предприятии;
- ликвидация претензий пользователей системы после опытной эксплуатации;
- выявление и устранение ошибок в процессе работы.
- Техническая поддержка:
- проведение инсталляции информационной системы;
- сопровождение системы в ходе эксплуатации;
- кодирование ПО в определенных рамках поставленных задач;
- разработка инструкций по эксплуатации и технической документации.
- Взаимодействие с пользователями системы:
- обучение пользователей информационной системы приёмам работы с ней; консультирование пользователей информационной системы;
- создание презентаций и демонстрационных версий системы;
- составление отчета по результатам обучения.
На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Востребованность.
- Высокая оплата труда у квалифицированных специалистов.
- Наработка полезных связей и знакомств в бизнесе.
Минусы
- Обучение пользователей на начальном этапе связано с их непониманием и противодействием.
- Необходимость убеждать и многократно объяснять элементарные вещи пользователям, не обладающим особой квалификацией в области информационных технологий.
- Возможны частые командировки.
Место работы
Юридически специалист по информационным системам является сотрудником IT-компании, разрабатывающей информационные системы, но территориально в период внедрения системы он работает на предприятии. В структуре самого предприятия иногда создают отдел поддержки внедренных информационных систем, чтобы после обучения и опытной эксплуатации собственные специалисты могли выявлять и устранять возможные инциденты.
Важные качества
- Аналитический ум;
- системное мышление;
- коммуникабельность;
- способность работать с группами людей;
- умение создать конструктивное взаимодействие IT-специалистов и пользователей системы;
- внимание к деталям;
- ответственность;
- дисциплинированность;
- знание английского языка для чтения технической литературы.
- Профессиональные навыки
- знание архитектуры и функционирования современных информационных систем;
- знание принципов анализа и хранения баз данных;
- владение основами и языками программирования, современными методами тестирования информационных систем;
- знание стандартов автоматизации различных процессов (ERP, CRM, MRP, ITIL, ITSM и др.);
- умение быстро вникать и понимать предметную область проектируемой информационной системы;
- желательно знание основ экономической деятельности и менеджмента предприятия;
- умение работать с информацией: сбор, обработка, анализ.
Оплата труда
Зарплата на 05.08.2019
Россия 25000—60000 ₽
Москва 50000—180000 ₽
Начинающий специалист по информационным системам может рассчитывать на зарплату от 60 тыс. руб. Специалист со стажем более 3 лет может получать от 100 тыс. руб. в столичном регионе.
Ступеньки карьеры и перспективы
Специалист по информационным системам может начать свою карьеру с эксплуатации системы на предприятии, затем пройти все ступени от простого специалиста до главного по внедрению информационных систем. Следующая ступень - Руководитель проекта внедрения информационной системы, далее - уровень разработчика информационных систем.
Типы информационных систем
Классификация по назначению и использованию системы:
- системы организационного или административного управления;
- системы управления технологическими процессами;
- автоматизированные системы научных исследований;
- системы автоматизированного проектирования (САПР).
По организационному уровню различают 4 типа информационных систем:
- системы диалоговой обработки запросов на эксплуатационном уровне Transaction Processing Systems (TPS);
- системы уровня знания, Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS);
- системы уровня управления Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS);
- системы стратегического уровня Executive Support Systems (ESS).
Описание
Бакалавров, получающих образование в области информационных систем и технологий, учат:
- осуществлять комплексный анализ разрабатываемых проектов и проводить консультации, помогающие обеспечить подготовку производственного процесса и технического обслуживания;
- изучать взаимосвязи в информационных комплексах и проводить системный анализ заданной области;
- создавать прикладные и базовые технологии;
- проводить комплекс работ, направленных на освоение и финишную модернизацию технологических процессов на этапе подготовки производственного процесса нового продукта;
- принимать непосредственное участие в вычислительных тестированиях и экспериментах, направленных на проверку точности и актуальности применяемых математических моделей;
- корректировать стратегию проекта, исходя из инфраструктурного обеспечения предприятия и действующих в нем информационных систем;
- собирать конечную программную систему, используя для этого готовые элементы и компоненты;
- обеспечивать непрерывную работу и сопровождать информационные технологии и системы, опираясь на требования по качеству и надежности;
- составлять доступные инструкции для персонала по применению правильной техники эксплуатации.
Кем работать
Тем, кто не только овладел навыками в области информационных систем, но и имеет творческий потенциал, можно успешно трудиться специалистом по компьютерной анимации. Также во многие продюсерские центры и различные фотостудии требуются профессиональные мастера по обработке видео. Бессменным лидером среди профессий, на которых работают квалифицированные выпускники в этой области, являются все сферы, связанные с программированием. Они могут быть html-верстальщиками, что в условиях динамично развивающейся интернет-сферы является особенно актуальным; ERP-программистами и web-администраторами. Во многие рекламные агентства требуются дизайнеры компьютерной графики, где можно вырасти до ведущего специалиста в данной сфере.
Хорошее освоение специальности наделить вас следующими компетенциями и позволить применить их в будущей работе в профессиях, где они нужны:
- Программирование на языках высокого уровня.
- Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
- Разработка ПО различного предназначения.
- Создание инструкций по эксплуатации ИС.
- Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
- Создание web-серверов, интернет-сайтов.
- Цифровая обработка информации.
- Организаторская деятельность.
- WEB-администратором;
- разработчиком и администратором баз данных;
- специалистом в сфере цифрового видео, компьютерной графики и анимации;
- системными аналитиками и программистами.
- более подробно в соседней вкладке профессии
Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков – автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.Профессии, базой для которых может стать данная специальность:
Перспективы
Хорошие специалисты нужны везде: в коммерческих, государственных структурах, веб-студиях и прочих компаниях, где нужны программисты, специалисты по базам данных и прочие. В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше, неограниченную сумму, так как применение свои знаниям можно найти очень прибыльное. Если брать рынок труда, то опытный хороший специалист в среднем 100к получает.
Целевая аудитория
Выпускники общеобразовательных школ на базе 9 и 11-х классов
Срок обучения
- на базе 9 классов: 4 года 9 мес.
- на базе 11 классов: 3 года 9 мес.
Квалификация выпускника
Техник по информационным сетям
О специальности
Современный мир не может существовать без информационных систем. Они есть везде: в банках и государственных учреждениях, в аэропортах и на заводах. Безусловно, эти системы должны правильно функционировать, их нужно грамотно инсталлировать, осуществлять отладку при сбоях и, конечно, необходимо уметь объяснить пользователям, как правильно пользоваться всем этим программным обеспечением. С такими задачами под силу справиться только настоящему профессионалу, который получил отличную базовую подготовку и закрепил свои знания на практике. Такому профессионализму мы и обучаем.
Специальность «Информационные системы» (по отраслям) – та специальность, на которую всегда был, есть и будет большой спрос. И это не удивляет, поскольку наши преподаватели обучают будущих техников умению разрабатывать процессы автоматизированной обработки информационных массивов, модифицировать автоматизированные системы управления, осуществлять оценку экономической рентабельности технологических процессов, использующихся в автоматизированных информационных системах.
Область профессиональной деятельности выпускника
- создание и эксплуатация информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих компаний и бюджетных учреждений
- анализ требований к информационным системам и бизнес- приложениям
- совокупность методов и средств разработки информационных систем и бизнес-приложений
- реализация проектных спецификаций и архитектуры бизнес-приложения
- регламенты модификаций, оптимизаций и развития информационных систем
Трудоустройство
Выпускники специальности «Информационные системы (по отраслям)» востребованы в должностях:
- сборщик ПК
- мастер по ремонту и обслуживанию компьютерной техники
- программист
- дизайнер и разработчик сайтов и web-приложений
- системный администратор
- программист в системе «1С:Предприятие»
- консультант по продаже и ремонту компьютерной техники