«Семейное чтение». Рекомендации для родителей

Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка к чтению

Гл. 1 Проблема чтения и воспитания через чтение - одна из самых серьёзных и актуальных в нашей стране.

1.1. Тенденция снижения интереса школьников к чтению

Гл. 2 Роль традиций семейного чтения в развитии ребёнка в современном

мире.

2.1. Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению

2.2. Анализ результатов исследовательской работы по развитию интереса учащихся к чтению

Заключение

Список литературы и информационных источников

Приложение

Введение

На современном этапе развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодёжи в связи с преобразованиями, происходящими в России.

В условиях экономического, социального, политического, идеологического кризиса в России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания». Известно, что семья способствует развитию личности человека, является мощным фактором воздействия. Именно в семье закладываются первые навыки общения, взаимоотношения между её членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием, - самое творческое время развития речи ребенка...»

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Актуальность рассматриваемой нами темы и состоит в том, что решающее

значение в развитии личности ребёнка имеет его интерес к чтению и одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Проблема работы : год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения, но эта работа становится малоэффективной, так как в большинстве семей учащихся утрачена традиция семейного чтения.

Цель работы - определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению.

Задачи работы:

Выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребёнка;

Определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению;

Определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребёнка к чтению.

Методы исследования

При работе использовался метод анкетирования, сплошной выборки, аналитический, сравнительный методы. Основной метод – описательный.

ГЛ. 1 ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ОДНА ИЗ САМЫХ СЕРЬЁЗНЫХ И АКТУАЛЬНЫХ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

1.1. Тенденция снижения интереса школьников к чтению.

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».

Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать младшие школьники - 43%, старшие - 17%. Не любят читать младшие школьники - 8%, старшие - 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу - 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста - к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Международные исследование показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. И это та страна, которую когда-то называли самой читающей в мире.

По данным Международного исследования, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения - безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом - дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье-четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но социология даёт нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35 процентов - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей - задача более трудная, чем воспитание детей-читателей.

В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе – сегодня в 7-8 классах только 2 часа в неделю».

Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.

На сегодняшний день в читающей России можно заметить некий парадокс. Возникают крупные издательства, появляются молодые писатели, постоянно выходят новые книги. Но читают люди меньше, чем, скажем, двадцать лет назад. С ускорением темпа жизни многие просто не имеют времени для чтения. Даже образованные люди признаются, что последний раз читали книги в институтские годы, а если и обращаются к печатному слову, то это газеты, журналы или кулинарные рецепты.

В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. Но современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически, или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.

1.2. История развития традиций семейного чтения в нашей стране

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

На Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.

На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, ещё сочинение Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая 2. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги: родители читали Библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали лёгкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечён разглядыванием книги о паровозах.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.

Семейное чтение - традиция прекрасная. После революции 1917 года многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Вера в то, что художественная литература имеет прямое отношение к формированию мировоззрения «широких масс» не только не была утрачена, но, напротив, усилилась. Одно время взрослые в силу разных причин обсуждали «актуальные» произведения не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, в беседах с библиотекарем. В России в те годы существовала одна из самых отлаженных в мире система библиотечного обслуживания населения, начиная с дошкольников и заканчивая людьми преклонного возраста. В библиотеках регулярно проходили читательские конференции, обзоры литературы, обсуждение книг, диспуты, литературные вечера, работали литературные клубы и гостиные и др. С особой тщательностью были разработаны методы обслуживания в библиотеках детей разного возраста. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.

Во второй половине 20 века в России быть человеком читающим - «homo legens» - вновь становится престижным. «Человек с книгой» появляется на полотнах русских художников в жанровых сценках и портретной живописи. Нередко поэты, прозаики для более рельефной характеристики персонажа подробно описывали его литературные пристрастия. В целом культура до такой степени была ориентирована именно на художественную литературу, что по отношению к стране в целом сложилось понятие «литературоцентризм».

С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным уже не в качестве средства подключения к социуму, а как возможность удовлетворения практических потребностей. Но собственная библиотека и сегодня остаётся характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы.

Таким образом, на основании выше изложенного, мы можем сделать следующий вывод:

Именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека;

На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами;

В России девятнадцатого века чтение в кругу семьи было важнейшим занятием культурных людей;

В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и с детьми;

Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения;

Во второй половине 20 века в России быть человеком читающим было престижным;

С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению в корне изменилось.

ГЛ. 2 РОЛЬ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

2.1. Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье.

Очень важно сделать чтение привычкой ребёнка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающуюся личность ребёнка неоспоримо. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что именно чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фразы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития в 9-10 лет. Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности к способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, способности принимать решения и учиться.

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная - изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит - начитанности. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала - капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

Этот прагматичный термин - «человеческий капитал» - вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Не зря учителя начальной школы так настойчиво убеждают родителей заниматься дома чтением с детьми каждый день в течение хотя бы 40 минут-часа. Никакие ссылки на занятность и нехватку времени неуместны, поскольку речь идёт о развитии задатков мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. На что может рассчитывать недоучка в мире высоких технологий и новых информационных систем? В ближайшем будущем только люди с высоким уровнем мыслительных способностей могут рассчитывать на востребованность.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Поэтому на программы по приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся колоссальные средства. Ну а что делать нашим родителям, таких средств не имеющим? Надо начинать…с себя. Какие средства нужны для того, чтобы папе или маме выкроить полчаса-час несколько раз в неделю на занятия с ребёнком чтением? Затруднения в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц? Конечно, да!

Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках библиотеки, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях.

Книга - самый древний, полезный и проверенный источник информации: и носить с собой удобно (провода не тянутся следом), и вредных излучений нет, и с друзьями обменяться легко. Но... Современные дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: как заставить его (ее) читать? Дети также жалуются: «Трудно читать, не сосредоточиться». Но не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: когда я сама последний раз держал (а) книгу в руках? Если ответ вас смутил, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения.

Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.

Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.

Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Сравнивать его нужно с самим собой, а не с соседским Мишей. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!

Формы побуждения интереса детей к чтению в семье

1.Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего подросткового возраста характерна тяга к риску, к проверке своих возможностей быть взрослым, стремление к независимости от опеки родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными для подростков литературными произведениями могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера. Из них целесообразно сосредоточиться на тех книгах, где приключения героев обусловлены не действием неких волшебных сил (вроде «Гарри Поттера»), а являются результатом активности самих героев (например, романы Ж.Верна, Ф.Купера). Еще полезнее произведения, где герои, с которыми идентифицирует себя подросток, не просто действуют в предлагаемых обстоятельствах, но сами творят их, создают свой особенный мир (Например, «Таинственный остров» Ж.Верна). Читая такие книги, подросток получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни.

2. Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.

3. Попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки. Например, предложить определить месяц, в который происходит знаменитый снежный буран в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Когда после внимательного исследования текста обнаружат, что это август, можно начать целое литературное исследование на тему «Почему автору понадобилось устроить буран именно в августе?»

4. Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребёнок ещё слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена навряд ли можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его. Когда ваш ребёнок подрастёт, научится сам читать – не бросайте читать вслух, читайте с ним вместе.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте.

Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Разговаривать о прочитанном нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и чтению.

Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.

Нами был найден список литературы, составленный специалистами в соответствии с возрастом ребёнка и памятка для родителей о чтении в семье (Прилож.).

В современном мире традиция семейного чтения становится как никогда актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг», должны в первую очередь отличаться теплотой,

объединять молодую семью. Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье мы считаем:

Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;

Пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф;

Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.

2.2. Анализ результатов исследовательской работы по развитию интереса учащихся к чтению.

Для изучения интереса к чтению школьников нами был проведен опрос, выявляющий уровень сформированности традиций семейного чтения.

Результаты опроса

Начальная школа




Много читает





50%

40%

10%



Да

Им все равно



40%

50%

10%

Как Вы учились читать?







60%

10%

30%





Мы вообще редко общаемся



40%

0%

60%







Никогда не устраивали

20%

20%

60%



Да, с удовольствием



Нет, мои стихи очень личные

56%

0%

44%

Средняя школа

Как Ваша семья относится к книгам?

Много читает

Равнодушное отношение к книгам

Не любит проводить время за книгами

57%

33%

0%

Поощряют ли Ваши родные вашу любовь к чтению?

Да

Им все равно

Они советуют мне заниматься другими делами

61%

33%

6%

Как Вы учились читать?

Меня учили читать родные и близкие

Я сам(а) научился(научилась) читать

Меня научили читать в детском саду или в школе

72%

11%

17%

Обсуждаете ли вы с семьей прочитанные вами книги

Постоянно делимся своими впечатлениями

Мы вообще редко общаемся

Нет, это слишком скучная тема

27%

6%

67%

Устраиваете ли Вы вечера домашнего чтения?

Мы постоянно собираемся вместе, чтобы почитать

Когда-то давно мы устраивали подобное мероприятие

Никогда не устраивали

11%

17%

72%

Если бы Вы писали стихи и прочие произведения литературы, стали бы Вы их зачитывать своей семье?

Да, с удовольствием

Думаю, это было бы возможно, но мне кажется, им это не надо

Нет, мои стихи очень личные

51%

29%

0%

Старшая школа

Как Ваша семья относится к книгам?

Много читает

Равнодушное отношение к книгам

Не любит проводить время за книгами

78%

22%

0%

Поощряют ли Ваши родные вашу любовь к чтению?

Да

Им все равно

Они советуют мне заниматься другими делами

78%

22%

0%

Как Вы учились читать?

Меня учили читать родные и близкие

Я сам(а) научился(научилась) читать

Меня научили читать в детском саду или в школе

89%

11%

0%

Обсуждаете ли вы с семьей прочитанные вами книги

Постоянно делимся своими впечатлениями

Мы вообще редко общаемся

Нет, это слишком скучная тема

34%

22%

44%

Устраиваете ли Вы вечера домашнего чтения?

Мы постоянно собираемся вместе, чтобы почитать

Когда-то давно мы устраивали подобное мероприятие

Никогда не устраивали

22%

78%

0%

Если бы Вы писали стихи и прочие произведения литературы, стали бы Вы их зачитывать своей семье?

Да, с удовольствием

Думаю, это было бы возможно, но мне кажется, им это не надо

Нет, мои стихи очень личные

33%

0%

67%

Заключение

Анализ теоретических и исследовательских работ, посвященных проблеме снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.

Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаи¬моотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочте¬ний перед познавательными. Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%.

Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреж¬дения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец – семья. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений и самое главное - самих родителей.

Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где:

Читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают;

Книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью и становятся собственностью ребенка;

У ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Литература

1.Антипова И.А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотекака. - 2004. - № 1. - С.19-23.

2. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

3. Гришина С.М. Книга в современной семье по итогам библиотечного мониторинга. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2006

4.Громова О.М. Откуда берутся нечитающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-9.

5.Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А.Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.

6.Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007. - 32 с. -

7.Джимайтис, И.Н. Где она, «золотая полка»?: проблемы детского чтения. Результаты исследования // Библиотека. - 2004. - № 2. - С. 9-11.

8. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. - 2004. - 2. - С. 38

9.Кабачек, О.Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

10.Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

11. Научно-методическая деятельность региональных детских библиотек в поддержку чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

12. Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. // Школьная библиотека. - 2006. - 4.

13. Программы семейного чтения. // Деятельность центральных региональных детских библиотек РФ в поддержку чтения: информационный обзор. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2005

14.Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).

15.Россинская, С.В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о сниже¬нии интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.

16.Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка. // Библиополе. - 2007. - № 11. - С. 32-35.

17.Сокольская, Л.В. Материнское чтение: научно-практическое пособие // Л.В. Сокольская. - М.: Либерия Бибинформ,2007. - 80 с. - (Библи¬отекарь и время. XXI век, Вып. № 54).

18.Степанова, Л.В. Почему дети хотят разучиться читать и все-таки читают?// Библиотечное дело. – 2005. - № 3. - С. 36-40.

19.Степичева, Т.В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. - 2004. - № 4. - С. 87-92.

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. - М.: Школьная библиотека, 2004. - С. 103

21. Токарева О.Б., Килимник О.Л. Читательский портрет современного подростка. Первые итоги регионального исследования. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

22.Трейн Б. Исследование в области семейного чтения: международ¬ная перспектива // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 28-31.

23.Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.

24.Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребе¬нка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.

25. Чудинова, В., Голубева, Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.

26.Чуппуева, Л.В. «Читаем вслух» // Новая библиотека. - 2007. - № 7. - С. 21-22.

27. Юный читатель и книжная культура России. / Сб. статей. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003.

30.http://forum.bibldetky.ru/

31.http://www.birzhaplus.ru/

32.http://www.kommentator.ru/

33. http://www.semya2008.ru/

34. http://library-gaidara.hotmail.ru/

35. http://www.bgunb.ru/

36. http://odb.tamboff.ru/

37. http://www.mistral.ru/

38. http://www.kos/

39. http://www.krassever.ru/

Приложение

Предлагаемый список литературы для учащихся с 1 по 4 класс

Андерсен Х.К. «Ангел»

Вестли А.К. «Каос и Бьёрнар», «Олауг и Пончик»

Вэнблад М. «Птенчик короткие крылышки»

Габбе Т.Г. «Город мастеров или сказка о двух горбунах»

Катаев В.П. «Цветик-семицветик»

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка»

Предлагаемый список литературы для учащихся с 4 по 8 класс

Бейерс Б. «Лебединое озеро»

Бёрнетт Ф. «Таинственный сад»

Болдуин Э.Н. «Ещё немного времени»

Глейцман М. «Болтушка»

Гудхарт П. «Джинни и её дракончик»

Ермолаев Ю. И. «Дом отважных трусишек»

Крапивин В.П. «Самолёт по имени Серёжа»

Кротов В.Г. «За бродячим подсолнухом» (том 1) Кротов В.Г. «За бродячим подсолнухом» (том 2)

Кулидж С. «Что Кейти делала. Что Кейти делала в школе. Что Кейти делала потом»

Литтл Д. «Неуклюжая Анна»

Назаркин Н. «Изумрудная рыбка»

Портер Э. «Полианна»

Портер Э. «Возвращение Полианна»

Саутолл А. «Пусть шарик летит»

Хилдик Э. «Питер Брейн и его друзья»

Предлагаемый список литературы для учащихся

с 8 по 11 класс:

Алексин А.Г. «Раздел имущества»

Амлинский В.И. «Жизнь Эрнста Шаталова»

Бужов П.П. «Хрупкая веточка»

Бинг Ю. « Буллимар»

Бинг Ю. «Риестофер Юсеф»

Буджолд Л.М. «Барраяр»

Гальего Г. «Белым по - чёрному»

Думбадзе Н.Я. «Вижу солнце»

Короленко В.Г. «Слепой музыкант»

Крюкова Т.Ш. «Костя +Ника»

Мурашова Е.В. «Класс коррекции»

Островский Н.А. «Как закалялась сталь»

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»

Семёнова М.В. «Там, где лес не растёт»

Стракан И. «Паренёк в пузыре»

Титов В. «Всем смертям назло»

Хэддон М. «Загадочное ночное убийство собаки»

Памятка для родителей о чтении в семье

Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.

Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.

Читайте вместе вслух.

Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.

Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой.

Знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт.

Прививайте детям навыки работы с книгой.

Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.

Специалисты библиотеки окажут квалифицированную помощь в подборке литературы, которая поможет в воспитании Ваших детей.

«Вот я уже дорос до лета, я прожил дней - не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать! «

«Почитаем перед сном! М. Яснов

«Значение совместного с детьми чтения»

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.

  1. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
  2. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения

Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Сделать чтение вслух более интересным для вашего малыша помогут простые приёмы:

· Водите пальцем по читаемым строчкам

· Поручите ребёнку переворачивать страницы

· Повторяйте вместе некоторые слова и предложения

· Задавайте вопросы

· Рассматривайте иллюстрации

· Читайте «По ролям» с выражением, попросите ребёнка изображать голос и повадки персонажей.

· Оживляйте прочитанные истории, сочиняйте продолжение, инсценируйте.

Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.

«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» - так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.

У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение семейного досуга - как средства укрепления здоровья детей

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Если в доме много книг , если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух , любовь к книге , интерес к печатному слову , конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос : "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению , прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге . Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге , любовь к чтению книг . Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге , чтению , то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу .

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи . Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге , когда вокруг масса интересного , когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные , культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама» :

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье . Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания , родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение , к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения , когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших . Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения , хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение ) - источник формирования интереса к книге , одно из средств духовного обогащения семьи .

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье , об отношении к чтению родителей , об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась : " Воспитание у ребенка интереса и любви к книге ".

На первый вопрос : Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили , что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи , где нет детских книг -7 ,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Часто ли Вы покупаете книги ребенку ?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям , 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день .

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77 ,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка , многие родители ответили : развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей , из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка ,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения .

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге . Это средство обогащения и детей , и их родителей знаниями о семье , чистоте отношений , послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи . Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи , кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов , в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем :

Совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос , стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями ;

После чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом ;

чтение сказок , включая сказки на духовно -нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении ; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес , и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи , появление второго ребёнка, семейный разлад и т . д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно ; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой :

Обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

Создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

Активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

Проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

Проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения , сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал : - «Чтение – это окошко , через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье . Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению , чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.



И традиционный вариант:

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой…

В. А. Сухомлинский

Уважаемые родители!

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. Для вашего ребенка вы – первые и самые главные учителя. Именно вы учите его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читаете первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно.

Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов:

Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.


Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью). В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Повзрослев, ваши дети будут вспоминать, как вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. Шукшин

10 причин для чтения

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

— Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

— Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

— Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

— Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

— Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

— Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Виды семейного чтения

Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:

Контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;

Ярко и выразительно подавать материал;

Следить за реакцией ребенка;

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?

Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше;

Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память;

Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания;

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит.

Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах.

Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.

Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.

В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.

В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами.

Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!».

Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам.

Чтобы в ваши дома вернулась забытая традиция семейного чтения, чтобы проблема «не читающих детей» вас не коснулась в будущем, воспользуйтесь следующими советами:

Родителям детей от 0 до 3 лет:

Книги для младенцев? Вы будете удивлены, не рано ли? Нет, не рано. То, насколько ребенок полюбит книгу, во многом зависит от вас, уважаемые родители. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

Примерно в 8-9 месяцев малыши начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи. Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами. После года многие дети уже готовы слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным – обсуждайте картинки, почаще просите малыша показывать знакомые предметы. Со временем он научится называть, а потом станет повторять за вами последние строки любимого стихотворения, запомнит фразы из «вечерней сказки». И скоро придет время, когда вы услышите: «Почитай еще страничку».

Уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с «говорящими» иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых персонажей.

В возрасте от 2 до 3 лет дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и повторить понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.

Родителям детей от 3 до 5 лет:

Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте малыша на пословицах и поговорках. После прочтения книги, опросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка!

Родителям детей от 5 до 7 лет:

Как можно дольше читайте своему ребенку вслух. Дайте ему понять, что чтение это огромное удовольствие. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм.

На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет не очень большой, но не случайной. Не разменивайтесь на мелочи – собираете те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. И помните, когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.

Как привить подростку интерес к чтению?

Читайте сами. В слух и про себя. И наоборот, если подросток часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Есть такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

Подберите интересную книгу. Для начала определите, что подростка интересует больше всего. Например, парень интересуется компьютерами. Подберите фантастику про компьютерные миры. И как бы невзначай положите на видное место. Скорее всего, книга не останется незамеченной. Девочка вся в мечтах о романтических приключениях? Тогда подойдет И. Бунин. И пусть не кажется, что рановато читать в 12 лет о любви. В самый раз! Нравится подростку история – выберите хороший исторический роман, и желательно соответственно школьной программе. И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток разочаруется в чтении. Пусть для начала это будет что-то модное.

Читайте вместе с подростком. Сначала сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе расскажите какой-то эпизод. Причем спровоцируйте подростка на дискуссию: скажите что-то, что противоречит взглядам подростка. В беседе предложите прочитать книгу. Предложите посмотреть фильм, снятый по книге, пойти на спектакль, поставленный по пьесе. Затем можно предложить сравнить с книгой. Это сработает, если фильм или спектакль зацепили.

Если молодой человек не желает читать то, что ему навязывают родители или школа, то нужно просто направить его на один из популярных форумов по литературе в сети Интернет (через поиск легко найти форум нужного направления – например, о книгах в жанре «современный детектив»). Там он сможет найти информацию о книгах, интересных ему, изложенную в простой и понятной ему форме.

И помните, что чтение книг делает подростка более уверенными. Когда в разговоре он демонстрирует высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведет себя более уверенно и собранно. А это немаловажно.

Общие советы:

Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными чувствами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.

Выбирайте время для чтения, когда ребенок в хорошем настроении, спокоен, приучайте его «ждать» это время.

Читайте эмоционально, получайте сами удовольствие от чтения, перечитывайте любимые книги, может быть, те, которыми вы сами дорожили в детстве, с которыми выросли и поумнели.

Только в семье, где взрослые читают сами, не представляют свою жизнь без литературы и прививают эту любовь своим детям, где принято проводить вечерний досуг с книгой, дети полюбят чтение без всякого принуждения со стороны взрослых.

Читайте своим детям, читайте вместе с детьми! Причем с самого раннего возраста. И тогда проблема «не читающих детей» вас никогда не коснется.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.

Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль – помогите ребенку. Приобретите на эту тему пособия, каких сейчас много в книжных магазинах.

Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва

вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти

добрые наклонности.

Ш. Перро

Правильная организация семейного чтения

Время

Традиционно для совместного чтения мы выбираем вечера. Ведь вечер – время, когда лучше всего слушается и сочиняется. Важно, чтоб малыш успел немного поиграть перед тем, как усаживаться за книгу, а после чтения выпить чаю и подумать о прочитанном. А самым маленьким слушателям полезно читать сказки перед сном, в качестве колыбельных.

Периодичность

Ребенок приобщается к книге постепенно, сначала просто листая странички, потом – слушая маму, а после – читая самостоятельно. Не стоит заставлять ребенка каждый вечер усаживаться за чтение, если он в это время хочет поиграть. Читая по нескольку раз в неделю, вы поймете, как часто это нужно делать. Но важно соблюдать периодичность, отводить для чтения определенные дни, и тогда эта практика будет эффективной, превратится в своеобразный приятный ритуал.

Выбор литературы

Важно подобрать интересные, полезные и познавательные книги, в зависимости от возраста и темперамента малыша. Некоторые из них вы будете перечитывать по нескольку раз, они станут любимыми. Выбор любимой книги – эмоциональное решение ребенка, и она может бать самой неожиданной. Постарайтесь понять, что именно в книге привлекло малыша, и вы узнаете больше о его предпочтениях и мотивациях. Часто современные дети выбирают в любимые книги о мультфильмах, так они еще теснее сживаются с любимыми героями. Чтение подобных книг можно дополнить просмотром самих мультфильмов и дальнейшим их обсуждением.

Диалог

Условно, семейное чтение можно разделить на чтение мамой малышу, чтение вместе и самостоятельное чтение. Но не стоит забывать, что это прежде всего диалог и сотворчество: задавайте малышу вопросы, придумывайте продолжение историй. Вы можете вместе нарисовать любимых персонажей, обыграть сюжет из сказки, прочитать книгу в ролях. Поинтересуйтесь у малыша через несколько дней, что ему больше всего понравилось в прочитанной книге. Обучение, общение и игра – основы современного похода к образованию.

Современные способы чтения

Книга как электронное приложение – уже не новость. На страницах интерактивных книг иллюстрации оживают, и процесс чтения превращается в настоящую сказку. Но также следует помнить, что фантазия и творческий потенциал ребенка раскрываются больше, если он сам сочиняет свой мир, а не просто играется с уже готовой, хоть и очень красивой, фантазийной реальностью. Поэтому совмещайте и интерактивные, и простые книги с картинками – так вы достигнете оптимально результата.

Про детей в реальной жизни;

Книги познавательного характера, обязательно красочные;

Любимые книги вашего детства;

Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но при выборе книги обязательно следует ознакомиться с иллюстрациями и текстом. Рисунки должны быть:

В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики.


И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения и помогут разобраться во всем многообразии детской литературы в библиотеке.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру , взаимопонимание , тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.


Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Детская литература" href="/text/category/detskaya_literatura/" rel="bookmark">детской литературы для домашнего чтения.

· Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

· Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

· Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.


· Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

· Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_234.gif" width="794" height="1123"> Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки».

Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается».

А как Таня заплакала? А как мячик скачет?

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.


Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок.

margin-top:0cm" type="disc">Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше. Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней. Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать. Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении; Сочетайте слушание с другими видами деятельности : звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий. После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам. Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей. При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря

Читайте, рассказывайте сказки

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они

выросли - внукам.

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д.

А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Подготовила: воспитатель