Викторины. Внеклассное мероприятие по литературе

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»

муниципального образования г. Братска

Сценарий городского конкурса

«Преданный друг»

по книге Г.Н.Троепольского

«Белый Бим Черное ухо»

Подготовила и провела:

Руководитель МО гуманитарного цикла,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 31»

им. А.П. Жданова

Шилина О.В.

г. Братск, 2015г

«Преданный друг» по книге Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Цели и задачи:

1. Создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала учащихся, привлечение их к поиску нужной информации.

2. Формирование познавательной активности, развитие потребности учащихся в

повышении своего интеллектуального уровня, формирование коллективного

читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и

аргументированно отстаивать свое мнение.

4. Формирование связей ученических коллективов школ города, организация взаимного общения, развитие потребности учащихся в повышении своего интеллектуального уровня.

5. Воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту,

ответственность за своих близких, совесть, милосердие.

Ход мероприятия.

Слайд 1

    Вступительное слово. Добрый день! Дорогие ребята, коллеги! Жюри!

Большинство из вас отмечали - день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.
Слайд 2

29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо». Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы сегодня вспомним о нем самом и его замечательной книге «Белый Бим Черное ухо».
В своей книге писатель обращается к вам, ребята!
Слово Писателя.

Слайд 3

Читатель - друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке…
Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Слайд 4

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Преданный друг» по книге «Белый Бим Черное ухо» этого замечательного автора.

Вашему вниманию будет предложено 4 конкурсных задания:

Задание № 1 «Художественное чтение отрывка» из книги

Задание № 2 «Биография писателя»

Задание № 3 «Белый Бим Черное ухо» -задания по книге

Задание № 4 « Викторина о собаках»

Позвольте представить наше жюри:

Председатель жюри: Безкровная Юлия Владимировна –зам. директора по НМР ЦРО г.Братска;

Члены жюри:

1.Сапрыкина Елена Анатольевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»

2. Тетюшкина Елена Евгеньевна – зам. директора по ВР МБОУ «СОШ № 31»

3. Иванова Лариса Леонидовна - педагог – организатор МБОУ «СОШ № 31»

4. Баранова Ольга Александровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31»

5. Немцева Галина Алексеевна – учитель русского языка и литературы – ветеран МБОУ «СОШ № 31»

В каждой команде будет сидеть эксперт следить за работой группы, считать баллы за каждый конкурс и передавать их в жюри для подведения общего итога.

Начинаем наш конкурс.

Ведущий:

Писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же».

Слайд 5

Задание № 1 Художественное чтение отрывка (не более 3 минут).

Жюри оценивает ваше чтение по 5- бальной системе и заносит свои баллы в протокол.

Чтение отрывков (подведение итого задания 1)

Ведущий: Эта книга о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг – только потому, что не все они и не так уж часто обладают верностью и преданностью. Вот так и среди нас есть скромные люди, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой и честным сердцем. Они то и украшают жизнь простотой, доверием.

Таким человеком был Гавриил Николаевич Троепольский, о нем и поговорим сейчас, выполнив задание № 2.

Слайд 6-7

Задание № 2

Дайте ответ, каким образом эти слова и цифры связаны с биографией писателя

1 . 110 лет (29 ноября исполнится 110 лет со дня рождения Троепольского)

2.Сельский священник (отец писателя)

3.6 (столько детей было в семье писателя)

4. Селекция, просо (был селекционером, вывел 8 сортов проса)

5. Григорий Романович Ширма (школьный учитель писателя, который привил ему любовь к литературе)

6.25 лет (отдал агрономии)

7. Учитель (работал учителем)

8. 1938 год «Дедушка» (первое произведение Троепольского)

9. Александр Трифонович Твардовский – друг и помощник писателя

10. «Белый Бим Черное ухо» - трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

11. 1975 год (удостоен государственной премии)

12. 52 языка мира (переведены книги Троепольского)

14. Воронеж (жил и похоронен писатель)

Слайд 8-9

Проверяем правильные ответы+ эксперты ставят баллы. Молодцы, 2 конкурса уже позади. Продолжаем.

Ведущий:

Повесть "Белый Бим, Черное ухо" была напечатана в 1971 .

"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми" , так написал Гавриил Николаевич Троепольский.

Итак, главный герой повести – Бим. Сейчас мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

Задание № 3(в нем будет несколько заданий, все они лежат в конвертах и подписаны)

Слайд 10 Задание 3А «Реши кроссворд»

По горизонтали:

1. «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья..»

По вертикали:

2. Латунный жетон-пластинка с надписью: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его люди»

3.Имя девушки, которую нашел Бим на вокзале.

4. Причина болезни хозяина Бима.

5.Новая кличка Бима в деревне.

6. Соседка хозяина Бима.

7. Какую птицу поймал Бим, когда остался в лесу один?

8. Как звали хозяина Бима?

9. С кем оказался Бим в железном фургоне?

Слайд 11 Проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий: В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря: Зло и добро.

Слайд 12 Задание 3Б

Заполните таблицу «Друзья и враги Бима»

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.

неравнодушные люди

Враги Бима- это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди,
потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички.

Равнодушные люди -

это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе.

Слайд 13 Правильные ответы: проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий:

К врагам Бима добавляются еще и равнодушные люди. Равнодушный человек надеется, что все обойдется и без него. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Равнодушие всегда маскируется. Оно обманывает. И само верит в свой обман.
Равнодушные люди – полулюди..., недочеловеки, и по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие методично убивает все живое в человеке, все чувства, уничтожает любовь, убивает веру в людей лишает и надежды.
Равнодушным людям не доступны краски жизни. Они не способны переживать, и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Если люди будут равнодушны друг к другу, не будут общества, не будет семей, дружбы, любви. Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать .

Слайд 14 Задание 3В Посовещавшись в команде, ответьте на вопрос «Какой «след» в вашей душе оставила книга Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? Члены жюри вас выслушают и поставят вам баллы.

Говорят свое мнение.

Ведущий: Меня до глубины души задела трагичность окончания этой повести. Ведь быть добрым, отзывчивым, честным в отношениях человеком - это благодарное занятие. И даже животные ценят это и понимают…

Слайд 15 Видеоролик «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадов

Эти произведения, невозможно прочитать без слёз! Бедный Бим, бедная дворняга, а ведь они так хотели найти хозяина! Но умерли из-за подлости человеческой! ЛЮДИ, ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!

Надо верить в добро. Ведь хороших людей намного больше, чем злых и равнодушных.

Слайд 16 Ведущий:

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим…Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!

Слайд 17

Задание 4 «Викторина о собаках в литературе, музыке, кино, живописи». За каждый правильный ответ, вы получаете балл, если не ответили, на этот вопрос отвечает следующая команда. Жюри ставит баллы.

    Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес - представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него - не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской. (Дог) слайд 18

    Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала итак любила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко. (Ньюфаундленд, или водолаз) слайд 19

    Эта собака очень красива. Шуба - главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли) слайд 20

    До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры, и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник. (Сенбернар). Слайд 21

    Как называется наука о собаках (Кинология) слайд 22

    Что важнее для собаки? (нюх)

    Любимая собака президента Российской Федерации? (Лабрадор Конни), а вообще у него три собаки: болгарская овчарка Баффи, японская собака акита-ину Юмэ в переовде «Мечта» слайд 23

    Порода Артемона из произведения А.Толстого «Буратино» (Пудель) слайд 24

    Главный герой (порода собаки) в кинофильме «Ко мне, Мухтар!» (Овчарка) слайд 25

    В каком произведении есть собака по кличке Соколко («Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина)

    Этот замечательный пёс умел не только дом сторожить, но и окучивать картошку задними лапами, и посуду мыть -языком облизывать. А вот с охотой ему не везло. Как его звали? (Шарик. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

    Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

    В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил собаку в человека? («Собачье сердце»)

    Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

    Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог) слайд 26

    Как звали трехглавого пса, охранявшего вход в Аид - царство мертвых у древних греков? (Цербер) слайд 27

    У какой породы собак язык фиолетового цвета? (Чау-Чау) слайд 28

    Как зовут собаку Микки-Мауса? (Плуто)

    Какой породы была чеховская Каштанка? (Помесь таксы с дворняжкой)

    Какой породы была собака в повести Гавриилы Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? (Шотландский сеттер) слайд 29

    Как на Руси в древности называли собаку? (Сторожок)

    Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?(Лайка, 1958г.) слайд 30

    Какая собака очень часто мелькает на экране центрального телевидения? (Филя, передача "Спокойной ночи малыши")

    Как называется порода самых маленьких в мире собак? (чихуахуа, вес не более 2,5 кг) слайд 31

    Какая собака стала известной под кличкой, состоящей из 4 слов? (Белый Бим Чёрное Ухо, повесть Г.Троепольского)

    Как называется репродукция картины, по которой вы будете писать сочинение? («Вратарь» С.Григорьев) слайд 32

    Как бы вы дали название данной репродукции? Совпадет ли она с авторским? Слайд 33

(«Друзья» Е.Широков)

    Как называется репродукция картины, на которой только собака радуется пришедшему домой двоечнику? (Ф.П. Решетников «Опять двойка») слайд 34

    Как называется песня, в которой поется о ее пропаже, но счастливом возвращении с потомством (Р.Газманов «Люси») слайд 35

    Прослушайте музыку и назовите песню («Пропала собака» или «Висит на заборе, колышется ветром…») слайд 36

    Как звали собаку из кинофильма «Приключение Электроника?» (Рэсси) слайд 37

    Кому поставлен этот памятник? (фронтовым собакам, они спасли 700 тысяч жизней) слайд 38

    Где и чем лечился Бим после ухода из деревни? (В лесу, травами).

    Как называется кинофильм из просмотренного ролика? Кто автор сценария этого фильма? («Белый Бим Черное ухо» Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий) слайд 39-40-41

    Как называется кинофильм, посвященный японскому псу, который в течение 9 лет приходил на станцию и ждал своего хозяина («Хатико») слайд 42

    Назовите произведение Л.Андреева, о собаке, с которым вы познакомились летом, готовясь к обучению в 7 классе? («Кусака»)

    В каком возрасте Бим попал к Ивану Ивановичу? (1 месяц)

    Когда Бим плакал первый раз в жизни? (Соседка Степановна дала Биму чистый листок бумаги, от которого пахло руками хозяина).

Вопросы на скорость

    Как называется домик собаки? (будка)

    Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)

    Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка «Репка»)

    Сколько раз выстрелил Иван Иванович в лесу, когда похоронил Бима? И почему?

    Сенбернар с кличкой - как фамилия известнейшего немецкого композитора и пианиста. (Бетховен)

    Замечательный розыскной пёс, который нёс службу в полиции и имел звание комиссара. (Рекс)

    Героиня басни И.А.Крылова, облаявшая слона. (Моська)

    Врач для собак (ветеринар)

    Какие собаки (их две) стали известны всему миру с 1960 года? (Белка и Стрелка)

    Назовите стихи, басни, которые вы читали о собаках и кто их написал (С.Есенин «Песнь о собаке», «Дай Джим на счастье лапу мне», Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге», «Люблю я собаку за верный нрав…», «О собаках» Н.Рубцов, «Бульдог и таксик» Д.Хармс, «Собачкины огорчения» Б.Заходер, Крылов «Слон и Моська»)

    Есть ли в мире памятники собакам? Назовите их? Слайд 43-44

(Воронеж «Памятник Биму», Памятник преданности в Тольятти, Памятник собаке космонавту Лайке в Москве, «Влюбленные собачки в Краснодаре», памятник собакам-подрывникам в Волгограде, Памятник собаке Бобке в Костроме, Памятник собаке Павлова в Санкт-Петербурге» и др.)

Подведение итогов жюри (считают баллы)

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников не остался равнодушным.

Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. Эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Слайд 45

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Награждения победителей. Сертификаты.

Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Цели:

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.

Тип урока : Урок доброты.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.

Приёмы: сравнение, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудовани е:

1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения

3. Карточки с заданиями

4. Иллюстрации к тексту

5. Текст стихотворения «Не будь жестоким»
.

6.Проектная работа учащихся.

7. Видео материал.

8. Музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.
Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Мы улыбкой умеем делиться

И ответную искру зажечь.

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания . Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?

(Г.Н. Троепольский)

На доске вывешивается портрет писателя и название повести.

-Назовите главного героя повести.

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима

-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.

-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.

Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.

-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)

-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)

-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.

1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице

3. Бим ищет хозяина

4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми

5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима

6. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4
. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?

«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)

Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)

«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)

Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?


( Просмотр фрагмента гибели Бима )
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)

-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)

-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

Работа по вариантам:

1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?

2 вариант «Эх,если бы Бим был человеком..»

У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие

Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.

Синонимы апатия, чёрствость,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.

6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,

И на людей так жалобно смотрела,

Но люди обходили стороной.

Собачка жалобно скулила

И от прохожих помощи ждала,

А от голода и боли выла,

Была под сорок градусов жара.

Но люди проходили мимо,

Едва лишь на щенка взглянув,

Другие пробегали торопливо,

И головы не повернув.

Я тоже мимо проходил,

Я в школу очень торопился,

Спасая от жары, под куст собачку посадил,

В надежде после школы возвратиться,

Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,

Ты, потерпи немножко,

И накормлю, и напою,

И вылечу больную ножку.»

В тот день мне на уроке не сиделось,

Всё грезились её глаза,

Молящие, просящие, как в горе у людей,

И с них катилась крупная слеза.

Когда к собачке подошёл,

Она уже мертва была,

Напрасно на людей смотрела,

Напрасно от бездушных помощи ждала.

И тут ко мне девчушка подбежала:

«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»

И на валявшийся булыжник показала,

Что весь в крови испачкан был.

И крикнуть захотелось громко:

- Что же вы, люди, так черствы,

Не помогаем братьям меньшим в горе,

И не спасаем от беды!

Где ж ваша человечность и добро,

Иль при рождении не досталось,

Или с годами вас покинуло оно,

Или не гложет вас сомнение,

Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,

Кто-нибудь бездушный, без стеснения,

Камень злобы не положит на душу тебе.

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися

1.Тема, цели и задачи.

2.Актуальность проблемы и пути решения.

3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?

Что они хотели донести до вас?

5. Заключительная часть урока
Слово учителя

-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Выставка книг о собаках.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это –доги

Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,

И такса кнопочка лентяйка,

Бесстрашен пограничник воин

И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,

Под стать ему Репей дворняга,

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пёс хороший друг

Зависит от хороших рук!

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?

-Почему повесть так названа?

-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?

- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он

познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7 .Рефлексия

В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)

8.Домашнее задание

1.Композицию

2. Письмо другу

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.

Представляем вам викторину по знаменитой повести «Белый Бим Чёрное ухо» писателя Гавриила Троепольского! Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Писатель Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Окончил сельскохозяйственное училище. Первые пять лет после того (1925-1930 гг.) работал сельским учителем.

Первая литературная попытка Г. Н. Троепольського относится к 1938 году. Тогда в альманахе «Литературный Воронеж» был опубликован его рассказ «Дедушка». Примерно в 1953-1954 гг. к его предыдущим рассказам добавилось ещё несколько, и вышла целая книга, которую читатели и критики оценили как вещь талантливую и самобытную. В 1956 году вышла вторая книга - «У крутого яра». По его сценарию был поставлен кинофильм «Земля и люди». В сорокавосьмилетнем возрасте Г. Троепольский стал известным писателем - случай в истории литературы очень редкий. Произведения писателя переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки.

В повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971 г.) Г. Н. Троепольский с большой верой показывает победу добра над злом и неправдой, поднимает сложные нравственные проблемы. Это произведение отмечено Государственной премией СССР за 1975 год.

Коротко о произведении. Эта широко известная повесть о собаке - умном, добром сеттере Биме, и о людях - добрых и злых, который встречает на своем пути Бим. Он, ища своего хозяина Ивана Иваныча, попадает в различные приключения, преодолевает расстояние, боль и страх, но всё равно не покидает надежды на то, что он найдёт своего хозяина и они будут вместе, как прежде.

Вот что в предисловие к своей повести написал сам автор, Гавриил Троепольский. Прислушайтесь:
«...Читатель, друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным...
...И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом - слово . Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности.
...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.
...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...»

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание