Магистратура — Иллюстрация и печатная графика — Обучение иллюстрации и печатной графике — Профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ — ВУЗ. Печатная графика Виды печатной графики

«ШКОЛА ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ» - это социальный, просветительский проект для широкого круга любителей искусства. Проект предполагает создание и практическую реализацию многоуровневой обучающей программы по печатной графике в системе мастер-классов. Так, базовый уровень обучения будет рассчитан на всех желающих, начинающих обучение с «нуля» или имеющих небольшой опыт рисования. Слушатели этого курса смогут изучить различные техники печатной графики, познакомиться с инструментами художника-гравера, создать несложную гравюру на картоне, напечатать её на станке, получить оттиск, раскрасить и оформить его в паспарту, правильно подписать. Курс «для профессионалов» будет интересен всем творческим людям, интересующимся классическими и современными печатными техниками, ученикам старших классов образовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы, интернаты), студентам профильных факультетов, педагогам. Курс начнётся с обзора и анализа различных техник печати (высокая, глубокая, плоская, трафарет). За вводной частью последует практическая работа по следующим направлениям печатной графики: линогравюра, офорт, фотоофорт, литография, монотипия, шелкография, ксилография, трафаретная печать.

Печатная графика на протяжении многих лет была и остается самым ярким и самобытным явлением в российской художественной культуре. Многие русские художники прославились именно в этом виде творчества, создавая произведения в области оригинальной станковой графики, печатной гравюры, книжной иллюстрации. (В.В. Матэ, В.Д. Фалилеев, А.П. Остроумова-Лебедева, А.П. Шиллинговский, В.Н. Масютин, Д.И. Митрохин, В.А. Фаворский, Н.Н, Купреянов и др.)
Однако, с начала 90-х годов обширная плеяда замечательных российских графиков оказалась фактически лишенной возможности работать в техниках литографии и офорта: были ликвидированы печатные мастерские и производства по изготовлению печатных станков для художников, государство перестало финансировать творческие дома художников-графиков, в которых шла постоянная учеба, происходил обмен опытом и творческое плавление идей и технологий в области печатной графики. Почти прекратился приток молодых художников в этот вид изобразительного искусства, а ведь российская печатная графика традиционно была очень яркой, входя в коллекции лучших музеев мира, завоевывая награды на международных конкурсах, славясь многообразием художественных течений и преемственностью. К сегодняшнему дню практически утрачена теоретическая, методическая и техническая база по изучению и использованию печатной графики в творческом процессе и вопросах понимания изобразительного искусства. В Российской Федерации с каждым годом становится все меньше мест со специальным оборудованием и мастерами, которые способны передать свой опыт в создании гравюры, линогравюры, офорта, фотоофорта, литографии, монотипии, шелкографии, ксилографии, трафаретной печати молодым художникам, студентам, учащимся художественных школ. При этом в учебных планах учебных учреждений есть предмет «Графика». Но, по существу, студенты лишены возможности изучать предмет на практике, а выпускники не в состоянии организовать и преподавать интереснейший предмет в художественных школах и школах искусств.
Наша «Школа печатной графики» призвана возродить утраченный профессионализм, знание и доступность широких слоев населения области к одному из важнейших видов искусства – печатной графике (эстампу).
Сегодня в Великом Новгороде, благодаря поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям и Администрации Новгородской области, работает мастерская «Новгородская печатня», профессиональное оборудование которой позволяет проводить обучающие курсы. Здесь молодые и профессиональные художники, студенты художественных факультетов, учащиеся художественных школ могут осваивать новую для них технику офорта, линогравюры, монотипии, а также имеют возможность поработать на предоставленном оборудовании.
Конечно, с приходом цифровых технологий роль традиционных техник значительно изменилась, но именно особые выразительные достоинства печатной графики, которыми наслаждались и П. Пикассо, и П. Гоген, и А. Дюрер, и Э. Дега, позволяют, говоря словами В. Фаворского, считать печатную графику самым современным из всех видов изобразительных искусств.
Надеемся, что работа Школы печатной графики станет реальным вкладом в сохранение и развитие современного графического искусства в России.

Виды печатной графики

Эста́мп


Виды эстампа

Высокая печать

Ксилография


Линогравюра



Гравюра на картоне


Гравюра на картоне

Глубокая печать

Офорт


Меццо-тинто

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Моноти́пия

Монотипия

Трафаретная печать:

Шелкография

Уникальная графика

Станковая графика

Рисунок


Книжная графика


Иллюстра́ция

Виньетка

Виньетки

Суперобложка

Прикладная графика


Плакат

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика


Другие виды графики

Лубо́к


Графика письма

Каллиграфия

Искусство суми-э

Графика как вид искусства зародилась еще во времена наскальной живописи, хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны. Виды графического искусства По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды: Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги. Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, оформление конвертов, марок, карикатуры и многие другие. Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст. Графический рисунок Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты. Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов – черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты. Эмоционально сильными являются рисунки черно–белого оттенка с добавлением одного контрастного цвета. Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера. Инструменты для создания графического рисунка Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину. Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители. Пастельные карандаши не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки. Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой. Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов. Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем. Печатная графика В эту категорию изобразительного искусства входят: Ксилография – это гравюра на дереве, с которой печатают изображение с помощью нанесенной на нее краски. Зародилась в Китае еще в 6 веке н.э., появилась на Востоке в 9, а в Европе - в 15 столетии. Гравюра на металле, для которой использовались пластины из латуни, меди или свинца, делилась на углубленную, рельефную и резцовую. В зависимости от метода рисунок наносился на металл, покрывался краской и затем переносился на бумагу. Линогравюра появилась в 20 веке вместе с такими материалами, как линолеум, оргстекло и пластик. Отличается простотой и скоростью создания художественных шаблонов. Этой технике свойственны ярко выраженные черно-белые контрасты и любые размеры. Многие именитые мастера работали в этом виде графики. Например, Пикассо, Матисс, Иван Павлов. Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле. Книжная графика К этому виду изобразительного искусства относятся следующие: Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель. Оформление обложки – это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя. Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки. Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста. Плакат как вид искусства Еще один представитель графической живописи – это плакат. Основная его функция – передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают: Политические, предназначение которых – призыв к действию. Тематика политической агитации многообразна – от защиты (мира, животных, демократии, экологии) до разоблачения. Социальные плакаты призывают человека что-то менять или присоединиться к тем, кто это делает. Рекламная плакатная графика несет информацию о товаре, событиях и их участниках. Как пример, это кино- и театральные афиши, рекламные стенды. Их основная задача - привлечь к себе интерес зрителя и желание приобрести то, о чем они информируют. Их отличают яркие цвета и звучные слоганы, которые легко запомнить. Учебные плакаты несут обучающую информацию, которая должна помогать закреплять знания у учащихся. К этой категории относятся также картинки с правилами по технике безопасности, профилактике и лечению заболеваний и многие другие виды предупреждений. Плакат является одним из самых распространенных видов графики. Прикладная графика Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков. Этикетка – это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное количество информации о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару. Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок. Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой. Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования. Современная графика С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства – компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Этапы работы над монотипией

1. Возьмите стекло (или любую гладкую ровную поверхность: пластик, клеенку) и на него нанесите не густо, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь (цвета произвольные).

2. Потом сверху приложите бумагу нужного вам формата. Бумагу слегка прижмите и понемногу снимите в любом направлении. А можно немного потянуть лист из одной стороны в другую.

3. Когда вы посмотрите на бумагу, там должна отпечататься краска. Рассмотрев этот оттиск, вы, возможно, увидите какой-либо рисунок. Если у вас вышло изображение чего-либо или просто удачная композиция, то можно говорить, что получилась монотипия.

4. Просохший отпечаток внимательно рассмотрите и обведите все увиденное: (существа, растения, архитектуру и т.п.) карандашом или ручкой, фломастером или тушью, добавляя по желанию необходимые детали. А при необходимости немного подправьте нужной краской.

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) - украинский график. Значительное влияние на формирование творческой манеры мастера оказала связь с петербургским художественным объединением «Мир искусства», члены которого уделяли много внимания возрождению искусства книги. Ранние произведения Нарбута - иллюстрации к сказкам. В иллюстрациях к басням И. Крылова художник использует старинную графическую манеру - силуэт, к которой потом неоднократно обращался.

В 1917-1920 годах Нарбут работал в Киеве; увлечение старинным украинским искусством подвигло его на создание серии выдающихся работ. С января 1919 г. Нарбут был ректором Академии искусств в Киеве.

Пабло Пикассо. Дон Кихот

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

Виньетка (фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Есть ли в магистратуре Школы дизайна бюджетные места?

В Школе дизайна существует 6 образовательных программ магистратуры: «Дизайн», «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Современное искусство», «Дизайн интерьера», «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства в школе». На программе «Дизайн» - 18 бюджетных мест, на программе «Современный дизайн в преподавании...» - 15 квазибюджетных мест, программы «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Дизайн интерьера», «Практики современного искусства» - коммерческие.

Существуют ли в магистратуре Вышки какие-либо льготы для людей с инвалидностью?

Преференций на экзаменах не будет. Но если вы имеете инвалидность, вы имеете право подать документы без очереди и получать социальную стипендию во время учебы.

Каков проходной балл на бюджетное место программы «Дизайн»?

Мне выдадут приложение к бакалаврскому диплому уже после 20 июля. Помешает ли это мне подать документы в магистратуру?

Если абитуриент имеет на руках диплом, а выдача приложения с оценками задерживается, в приемную комиссию может быть предоставлен диплом или его копия без приложения с последующим предоставлением приложения до зачисления.

Обязательна ли регистрация в личном кабинете для подачи документов?

Мы примем документы и в том случае, если вы не регистрировались в личном кабинете. Но мы все же рекомендуем всем зарегистрироваться: это поможет сильно сэкономить время, записаться на посещение приемной комиссии в удобное для вас время и не стоять в живой очереди, а также избавит от рисков забыть какой-нибудь нужный документ. Кроме того, именно через личный кабинет вы можете заселиться в общежитие. Прием документов осуществляется по адресу: Мясницкая ул., 20, ауд 111.

Обязательно ли иметь дизайнерское образование или опыт работы в дизайне для того, чтобы поступить в магистратуру Школы дизайна?

Это зависит от профиля. Специально для тех, у кого нет никакого опыта в области дизайна, мы открыли профиль «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень». Он как раз позволяет людям без предварительной подготовки в сфере дизайна за 2 года получить новую профессию. Также опыт и специальные знания не требуются для поступления на профиль «Создание фэшн-бренда».

Что делать, если я хочу продолжать образование в области дизайна, но не нашел интересующую меня специализацию среди профилей?

Вы можете подать документы для поступления на программу «Дизайн», профиль «Арт-дирекшн». Для студентов этого профиля Школа дизайна предлагает индивидуальные образовательные треки в соответствии с профессиональными амбициями, целями и задачами абитуриента: например, есть возможность развиваться не только как коммуникационный дизайнер, но и прокачать свои навыки в области анимации, иллюстрации, ювелирного дизайна и др. Для того, чтобы обсудить возможную программу вашего дальнейшего обучения, обязательно скажите членам экзаменационной комиссии о том, какое направление дизайна вас интересует.

Могу ли я поступать на несколько профилей сразу?

Абитуриент поступает на образовательную программу и в рамках нее выбирает только один профиль.

Печатная графика, как способ тиражирования изображений, известна с глубокой древности. В отличии от живописи, она намного более доступна, и поэтому дешева.Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка.

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн).

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников прошлого.

Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потом печатали. Особо широкое распространение получила техника литографии, которая при возможном большом тираже без снижения качества, позволяла добиваться максимальной похожести с изображениями, выполненными в живописных техниках. Это в конце XIX-XX веках стали широко использовать для популизации своего творчества сами художники и их дилеры. В Европе подобные литографские мастерские распространены и поныне.

В России в советское время коммунистический режим прекрасно понимал опасность возможного бесцензурного тиража, поэтому литографские мастерские находились под присмотром в художественных фондах, и в основном они обеспечивали печать авторских (сделанных самим автором) камней. Этим обусловлено то, что сегодня в России литография, как одна из техник печатной графики, практически приравнивается к типографской репродукции и не имеет общепринятой художественной ценности.

Вместе с тем в Европе, при очень высокой стоимости оригинальных живописных произведений, литографические тиражированные изображения живописи популярного художника может достигать очень больших цен.

Автор этих строк в 1994 году организовал в Риге выставку 15 литографий Сальвадора Дали из коллекций французских литографских мастерских, служивших иллюстрациями к книгам. На тот момент стоимость этих литографий достигала 1000-2000 долларов. Сегодня эти литографии продаются на аукционах по 10-15 тысяч долларов и выше.

Ценность печатной графики, как самостоятельного вида искусства, зависит от множества факторов. В первую очередь от величины тиража и от порядкового номера оттиска.

Сегодняшние печатные технологии позволяют добиваться огромных тиражей при неизменном качестве, тогда как при старинных техниках, таких как сухая игла, офорт и других, в процессе печатания заминалась печатная форма, и сами оттиски видоизменялись. Поэтому традиционно наивысшую ценность имеют оттиски, напечатанные первыми в тираже.

Чтобы уберечь современную печатную графику от обесценивания, приняты специальные ограничения, распространяющиеся на количество оттисков, а также специальные правила по ее атрибутированию.

Согласно международным правилам, оригинальные оттиски должны содержать следующую информацию.

  • 19/99 - порядковый номер оттиска, через дробь- количество общего тиража.
  • оф, лит, ксил, и др - сокращенное наименование техники исполнения.
  • Наименование работы и год создания.
  • Оригинальную подпись автора.

Также, вместо порядкового номера оттиска могут стоять буквы, обозначающие пробный оттиск, или авторский оттиск.

Наличие этих буквенных обозначений свидетельствует о том что, этот вариант был забракован автором и им были внесены коррективы. Однако он не уничтожен и подписан.

Подобные оттиски среди коллекционеров имеют наивысшую ценность, так как они являются единичными и неповторимыми.

Дальнейшая ценность тиража зависит от порядкового номера оттиска и, как правило, наивысшую стоимость имеют первые 10.Чтобы не обесценивать графику, допускается тиражи не более 300 экземпляров, а для отдельных видов график, не более 100, после чего носитель изображения (офортная доска, линолеум и др.) должны быть уничтожены для невозможности последующих оттисков.

К сожалению, многие графики, что самостоятельно печатают изображения в своих мастерских, не следуют этим правилам. Например, известный латышский график Карлис Цирулис (Kārlis Cīrulis 1925.1.IX - 1994.17.II) , создавших серию изумительных офортов с видами Риги, еще при жизни печатал сотни своих изображений, и на многих вообще не ставил тиражи, или ставил недостоверные. После его смерти, с досок продолжала тиражировать эти виды его супруга уже без подписи автора. При всем моем глубочайшем уважении к этому виртуозному мастеру офорта, создавшему для нашей галереи «Splendid Palas» изображение для пригласительного билета, это привело к тому, что сегодня его творчество обесценено, и не стоит столько, сколько должно бы стоить.

Известны также многочисленные тиражи Сальвадора Дали созданные после 1981 года, когда он из-за болезни вообще не мог работать. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что он оставил огромное количество подписанных чистых листов, на которых эти литографии и печатались.

В случае с нашей выставкой литографий Сальвадора Дали, мы имели дело с литографиями, созданными по оригинальным иллюстрациям Сальвадора Дали, и которые существовали только в этой технике. Литографская мастерская заключила контракт с художником на право печати его литографий, и Дали контролировал процесс их создания, вносил коррективы и подписывал готовый тираж. После чего литографский камень стирался, а литографская мастерская издавала специальный сертификат, подтверждающие подлинность данного тиража и описание самой литографии с указанием оригинального размера бумаги и ее название.

В таких случаях часть тиража, как правило, первые оттиски, передаются самому автору, а оставшиеся поступают в распоряжение литографской мастерской, которая их и продает.

Именно поэтому до сих пор можно встретить в старых европейских литографских и офортных мастерских, часто работающих и как художественный магазин, старинную графику, оставшуюся в коллекции владельцев.

Современным багетным мастерским часто приходится иметь дело с оформлением печатных график. Зачастую их владельцы даже не подозревают о возможной их истинной стоимости. К сожалению, приемщицы на заказах и сами мастера, тоже не являются специалистами, и поэтому зачастую допускают неграмотное оформление, а то и просто портят работу.

Ниже мы постараемся рассказать об особенностях техники каждой из печатных график, а также об отличии их оформления от других носителей изображения на бумаге.

Санкт - Петербург. 2007 г.
Айвар Пожарский.

ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА Если подойти к печатной графике с точки зрения технических приемов, то она состоит из четырех основных технических элементов: 1. Доска, вообще поверхность, на которую наносится рисунок. 2. Инструменты. 3. Печатная краска. 4. Печатание. Соответственно материалу печатной доски и способам ее разработки различают три основных вида печатной графики. I. Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку -- на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входит гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме, а также известна, как исключение, выпуклая гравюра на металле). II. Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. Давление печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге (Plattenrand), которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся все виды гравирования на металле -- гравюра резцом, офорт и т. п. III. Плоская гравюра на камне. Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым, -- такова техника литографии. Кроме камня в плоской печати используются и алюминиевые дощечки -- так называемая альграфия.

ксилография Самые древние гравюры - гравюры на дереве (ксилографии) - появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише. Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро» , при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 - ок. 1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко - ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в. Для ксилографии характерны отчетливость и некоторая обособленность линий; чем больше в рисунке мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резчика и тем менее выразительна ксилография -- наиболее естественная, наиболее органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации Важный технический переворот был сделан на рубеже XVIII и XIX веков английским гравером Томасом Бьюиком – торцевая или тоновая ксилография

Дюрер. Апокалипсис. 1498. ксилография Графическое наследие Дюрера обширно. В настоящее время известны 105 гравюр на меди, включая офорты и гравюры сухой иглой, и 189 гравюр на дереве

Ганс Гольбейн. «Иоанн Креститель с секирой» , «Св. Варвара» . Иллюстрации к «Садику души» . 1522 -23 гг

Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро Кот в сапогах. 1862 г. , торцовая гравюра

Углубленная гравюра на металле Все варианты углубленной печати объединяются одним и тем же металлом (обычно -- медной доской) и одинаковым процессом печатания. Различаются же они способами создания рисунка на доске. При этом надо учитывать три основных вида глубокой печати: механический (куда входят резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химический (офорт, мягкий лак, акватинта) смешанную технику (карандашная манера и пунктир).

Резцовая гравюра на металле дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией - в конце XV в. - появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник - фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы - Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы - Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья. XVI век оценил гравюру как высокое искусство - похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.

Сухая игла Сухая игла, представляет собой стальную иглу с острым наконечником. Этой иглой рисуют на металле так же, как металлическим грифелем на бумаге. Сухая игла не врезывается в металл, не вызывает стружек, а царапает поверхность, оставляя по краям небольшие возвышения, кромки (барбы). Эффект сухой иглы основан именно на том, что в отличие от резцовой гравюры эти барбы не снимают гладилкой и в отпечатке они оставляют черные бархатистые следы. сухая игла допускает очень небольшое количество отпечатков (двенадцать-пятнадцать), так как барбы, определяющие главный эффект гравюры, скоро стираются. Может быть, именно поэтому некоторые старые мастера (в XVII веке) применяли сухую иглу только в сочетании с другими техниками, например с офортом (мягкий, тональный эффект барб особенно мастерски использовал в своих офортах Рембрандт). Только в XIX веке, когда "осталивание" медной доски сделало возможным закрепление барб, художники стали обращаться к сухой игле в чистом виде (среди мастеров сухой иглы назовем Элле, Г. Верейского).

меццо-тинто, или "черная манера", является разновидностью резцовой гравюры. Технику гравирования "черной манерой" изобрел не художник, а дилетант -- немец Людвиг фон Зиген, живший в Амстердаме и находившийся под сильным воздействием светотеневых контрастов в живописи Рембрандта. Его самая ранняя гравюра, выполненная в технике меццо-тинто, относится к 1643 году. В технике меццо-тинто доска подготавливается особым инструментом "качалкой" -- дугообразным лезвием, усеянным тонкими и острыми зубцами (или лопаточкой с закругленной нижней частью), таким образом, что вся поверхность доски становится равномерно шероховатой или зернистой. Покрытая краской, она дает ровный густой бархатисто-черный отпечаток. Затем остро отточенной гладилкой (шабером) начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости; на местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто. Так посредством большей или меньшей шлифовки достигаются переходы от яркого светового блика до самых глубоких теней (иногда для подчеркивания деталей мастера "черной манеры" применяли резец, иглу, травление). Хорошие отпечатки меццо-тинто являются редкостью, так как доски скоро изнашиваются. Мастера меццо-тинто редко создавали оригинальные композиции, ставя перед собой главным образом репродукционные цели. Своего наибольшего расцвета меццо-тинто достигает в Англии XVIII века (Ирлом, Грин, Уорд и другие), становясь как бы национально-английской графической техникой и создавая мастерские воспроизведения живописных портретов Рейнольдса, Гейнсборо и других выдающихся английских портретистов.

офорт Стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску - с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники - офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины» . Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников. В это время в офорте были представлены самые разные жанры - портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте - А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар - во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди - в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.

Жак Калло. Водяная мельница. Из серии 10 итальянских пейзажей. 1620 -е гг. Офорт Первый мастер офорта, выступающий во всеоружии техники

Жак Калло. Офорт из серии "Цыгане"

Рембрандт Харменс ван Рейн. Рембрандт с растрепанными волосами, офорт. Рембрандт поднимает офорт на недосягаемую высоту, делает его" мощным средством художественного выражения

Пармиджанино (Франческо Маццола). Любовная пара. Офорт, сухая игла. именно в его офортах впервые начинают звучать та неожиданность выдумки, то сочетание эскизности и завершенности образа, та динамика штриха, которые являются неотъемлемой особенностью офорта.

Разновидностью офорта является так называемый мягкий лак. По-видимому, он был изобретен в XVII веке, но настоящую популярность приобрел в второй половине XIX века. К обычному офортному грунту примешивается сало, отчего он становится мягким и легко отстает. Доска покрывается бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом. От давления карандаша неровности бумаги прилипают к лаку, и, когда бумага снимается, она уносит частицы отставшего лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.

Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта - пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями - пунсонами - точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII - начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто. Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780 -х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.

Акватинта особой разновидностью офорта является акватинта. Ее изобретателем считают французского художника Жана-Батиста Лепренса (1765). Эффект, которого он добивался своим изобретением, очень похож на полутона рисунка тушью с отмывкой. Техника акватинты -- одна из самых сложных. Сначала на доске травится обычным путем контурный очерк рисунка. Потом снова наносится травильный грунт. С тех мест, которые в отпечатке должны быть темными, грунт смывается раствором, и эти места запыливаются асфальтовым порошком. При подогревании порошок плавится таким образом, что отдельные зерна пристают к доске. Кислота разъедает поры между зернами, получается шероховатая поверхность, дающая в отпечатке равномерный тон. Повторное травление дает более глубокие тени и переходы тонов (при этом, разумеется, светлые места закрываются лаком от кислоты). Помимо описанной здесь техники Лепренса существуют и другие способы акватинты. в акватинте переходы тонов от света к тени происходят не мягкими наплывами, а скачками, отдельными слоями. Способом акватинты часто пользовались в сочетании c офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием. В XVIII веке акватинту применяли главным образом в репродукционных целях. Но были и выдающиеся оригинальные мастера, которые достигали в акватинте замечательных результатов. Среди них на первое место нужно поставить Ф. Гойю, который извлекал из акватинты, часто в сочетании с офортом, выразительные контрасты темных тонов и внезапные удары светлых пятен, и французского художника Л. Дебюкура, цветные акватинты которого привлекают глубиной и мягкостью тонов и тонкими цветовыми нюансами. После некоторого ослабления интереса к акватинте в XIX веке она переживает новое возрождение в XX веке.

Декольтированная швейцарка XVI века, уверенно держащая пивную кружку возможно вазу для цветов. Акватинта, выполненная по рисунку Ганса Гольбейна младшего, хранящемуся в публичной библиотеке города Базеля. Базель. 1790 год

Швейцарский дворянин XVI века, вооружённый двуручным мечом (акватинта, выполненная по рисунку Ганса Гольбейна младшего, хранящемуся в публичной библиотеке города Базеля. Базель. 1790 год

Комбинация резцовой гравюры с офортом вызвала к жизни в XVIII веке еще два вида углубленной гравюры. Карандашная манера несколько напоминает мягкий лак. В этой технике гравюра изготовляется на офортном грунте, обрабатывается разными рулетками и так называемым матуаром (своего рода пестиком с зубцами). После травления линии углубляются резцом и сухой иглой непосредственно на доске. Эффект отпечатка очень напоминает широкие линии итальянского карандаша или сангины. Особенное распространение карандашная манера, предназначенная исключительно для репродукционных целей, получила во Франции. Демарто и Бонне мастерски воспроизводят рисунки Ватто и Буше, печатая свои гравюры или сангиной, или в два тона, причем Бонне, подражая пастели, иногда применял еще белила (для того чтобы получить тон еще более светлый, чем бумага). Пунктир, или точечная манера, -- прием, известный уже в XVI веке и заимствованный у ювелиров: его применяли для украшения оружия и металлической утвари. Пунктир тесно соприкасается с карандашной манерой, но вместе с тем стилистически близок и к меццо-тинто, так как оперирует широкими тоновыми пятнами и переходами. Техника пунктира представляет собой сочетание резцовой гравюры с офортом: частые группы точек, как бы сливающихся в одном тоне, накладываются различными иглами, колесиками и рулетками в офортный грунт и потом травятся. Нежные точки на лице и обнаженном теле наносятся непосредственно на доску кривым пунктирным штихелем или иглой. Пунктирную технику особенно ценили в цветных отпечатках с одной доски, раскрашенной тампонами, повторяя раску для каждого нового отпечатка. Наибольшее распространение эта техника имела в Англии во второй половине XVIII века. Гравюры пунктиром носили почти исключительно репродукционный характер.

С практической точки зрения гравюра на металле удовлетворяла в свое время двум важным требованиям: 1. Давала образцы и мотивы для декоративных композиций. 2. Являлась самой подходящей техникой для репродукционных целей - рисунков, картин, статуй, зданий. 3. Кроме того, в отличие от ксилографии некоторые эпохи (XVII--XVIII века) культивировали углубленную гравюру в очень большом формате, обрамляя ее и применяя для украшения стен. 4. Наконец, гравюра на дереве часто анонимна; гравюра на металле с самого начала есть история художников; даже когда мы не знаем имени автора гравюры, она всегда обладает признаками определенной индивидуальности. Столь же различны ксилография и гравюра на металле и по своему происхождению. - Ксилография связана с книгой, с буквами, с печатной машиной. - Углубленная гравюра по своему происхождению не имеет ничего общего ни с печатью, ни с письменностью вообще -- ее отличает декоративный характер, она родилась в мастерской ювелира (любопытно, что граверы на меди получали образование в мастерской золотых дел мастеров, где украшали рукоятки мечей, тарелки, кубки резьбой и чеканкой). В этом смысле у резцовой гравюры очень старинные корни: уже античных ювелиров можно назвать графиками, поскольку с каждой металлической поверхности (например, с этрусского зеркала) можно получить отпечаток. И в позднейшей резцовой гравюре, в ее блеске и пышности и в то же время точности, сохранились пережитки ювелирного искусства.

литография Следующая «революция» произошла в 1796 г. , когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию - плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста - теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Литография, или плоская печать, печатается на камне особой породы известняка, голубоватого, серого или желтоватого цветов (лучшие сорта находятся в Баварии и около Новороссийска). Техника литографии основана на наблюдении, что сырая поверхность камня не принимает жировых веществ, а жир не пропускает жидкость -- одним словом, на взаимной реакции жира и жидкости (или кислоты). Художник рисует на камне жирным карандашом; после этого поверхность камня слегка протравливается (раствором гуммиарабика и азотной кислоты). Там, где жир прикоснулся к камню, кислота не действует, там же, где действует кислота, к поверхности камня не пристает жирная типографская краска. Если после травления на поверхность камня накатать краску, ее примут только те места, к которым прикоснулся жирный карандаш рисовальщика, -- иначе говоря, в процессе печатания полностью будет воспроизведен рисунок художника.

Со 2 -й четверти XIX в. , с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все - ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству - художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма - Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты - К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты - Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.

Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями. Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX - начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства» , авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960 -80 -х годов.

Фотогравирование или гелиография представляет наиболее совершенный в техническом и художественном отношении способ приготовления с помощью фотографии углубленных досок, подобных гравюре на меди. Доски получаются прямым травлением по металлу или наращиванием меди на позитивном изображении. Гелиография. Ньепс. 1824 г.