Становление русской живописи: портрет XVIII века. Женский портрет конца XVIII века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский) Бытовой жанр в русской живописи

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я. П. Полонский

Знаменитый немецкий теоретик искусства XVIII в. И.И. Винкельман превыше всего ставил умение художника воплотить в своем творении благородную простоту и спокойное величие. Этим умением в полной мере владели три великих мастера — Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, оставившие нам галерею лиц екатерининской и павловской России. Их портреты и сегодня являются прекрасным источником знаний о человеке той эпохи, источником не менее достоверным, чем письма, дневники или мемуары. Благодаря портрету можно составить представление о чертах характера изображенного, его вкусах, манерах и даже о неуловимых на первый взгляд порывах его души.

В произведениях этих художников ощущается стремление воплотить в красках неподдельный интерес к внутреннему миру человеческой личности, а не абстрактные пороки или добродетели. Тем самым русское искусство сделало первые, но весьма уверенные шаги по пути «человекознания». Творцы русского классического портрета, подобно Г.Р. Державину, могли сказать о себе: «Ум и сердце человечье были гением моим». Стиль многих выдающихся художников-портретистов глубоко индивидуален. У Ф.С. Рокотова (1735?— 1808) внутренний мир героя на полотне словно утаен от нескромных взоров зрителей.

Рокотов был мастером огромного дарования. Его судьба до сих пор окончательно не прояснена. Родом художник был из крепостных семьи Репниных. Окончил Академию художеств. В середине 60-х гг. XVIII в. он пишет прекрасные портреты — поэта В. И. Майкова и неизвестной из семьи Воронцовых. Самый плодотворный период жизни Рокотова связан с Москвой. Здесь в конце 60-х гг. складывается зрелый стиль художника, все более тяготеющего к реалистической передаче облика персонажей. В портретах Н.Е.Струйского, А.П.Струйской, неизвестного в треуголке, А.И.Воронцова, неизвестной в розовом платье, А. М.Обрескова, П. Ю. Квашниной-Самариной воплотилась способность мастера передавать неповторимую личность, внешность которой является лишь слабым отражением скрытого от чужих глаз богатства души. Художественная манера Ф.С. Рокотова отличается особой поэтичностью.

При этом все средства выразительности подчиняются четкому композиционному и колористическому замыслу. Славу русского искусства составляют такие его полотна, как портреты В.Е.Новосильцевой, П.Н.Ланской, Е.В.Санти, В. Н. Суровцевой. В них Рокотов утверждает национальную специфику русского классицизма, суть которой — в высоком гуманизме и глубокой психологичности при сохранении четкости выражения мысли и строгости форм. Великим мастером портрета был Д. Г.Левицкий (1735?— 1822). По некоторым данным, он родился в семье справщика (редактора) изданий Киево- Печерской лавры. Образование получил в Санкт-Петербурге, в школе Антропова.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил портретной живописи, создав целый мир образов людей России последней трети XVIII в. Первые работы, получившие известность, были написаны Д.Г.Левицким в конце 60-х гг. XVIII в. Это портреты директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, откупшика Н.А.Сеземова, профессора исторической живописи Г. И. Козловского, известного мецената А.С.Строганова. Мастер с самых ранних работ проявляет стремление выделить наиболее яркие черты своих моделей.

Большое внимание художник уделяет изображению людей незаурядных, отмеченных чертами таланта. Особенно удавались ему портреты современников, прославленных высоким умом и богатой культурой. В музее искусства и истории Женевы хранится уникальное полотно Левицкого — портрет Дени Дидро (1773—1774). Художник написал его во время приезда французского мыслителя в Россию. Тогда, в 70-е гг. XVIII в., личность и труды Дидро были необычайно популярны. Левицкий подчеркнул в облике просветителя прежде всего те черты характера, которые столь ценились современниками, — интеллект и способность к доброжелательному общению. Не менее выразительный образ российского просветителя запечатлел мастер в портрете Н. И. Новикова (ок. 1797).

На нас смотрит человек большого ума и кипучей энергии, способный влиять на свое окружение. Гармония таланта и женской красоты также привлекала художника. Шедевром живописи XVIII столетия стала известная «сюита» из семи картин «Смолянки» (1772— 1776). На полотнах Д. Г.Левицкого изящные, кокетливые юные девушки музицируют, танцуют, разыгрывают оперные сценки. Однако за этим «маскарадом» художник сумел разглядеть различие характеров и художественную одаренность. Его героини не позируют, а словно живут в картинном пространстве.

В отличие от многих парадных портретов «Смолянки» лишены декоративной атрибутики. Ясная, четкая композиция каждого полотна подчеркивает поэтичность образов, находящихся в полной гармонии с миром возвышенных муз. Будучи близок к известному петербургскому литературно-музыкальному кружку Н.А.Львова, Д. Г.Левицкий имел прекрасную возможность наблюдать за жизнью людей искусства. Многих из них он изображал по нескольку раз. Своего друга архитектора, поэта, фольклориста Н.А.Львова художник писал дважды. И в первом портрете, и в миниатюре более позднего времени Левицкий запечатлел сложный и привлекательный образ умного, обаятельного, утонченного человека, чьи знания «в науках и художествах» чрезвычайно ценились в столичных кругах. Жену Львова М.А.Дьякову художник тоже рисовал два раза — в 1778 и в 1781 гг. На первом полотне очаровательная девушка с по-детски припухлыми губами. Правда, обаяние юности не заслоняет ее главных достоинств — самостоятельности и уверенности в себе. Более сложен образ на втором полотне: в нем выявлены духовное богатство и талант образованной женщины.

Развивая приемы парадного классицистского портрета, Д.Г.Левицкий в каждую свою работу вносил «изюминку», достойно отражающую его индивидуальную манеру. Например, в портрете П.А.Демидова (1773) он совместил серьезную торжественность с элементами быта, сочетание которых выдают чуть ироничное отношение мастера к натуре. Демидов изображен в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате, домашних туфлях и с лейкой в руках (он был большим любителем цветов). Выражение лица говорит о человеке тонком, много повидавшем, знающем себе цену и избалованном. Точные характеристики получают и другие герои Д. Г.Левицкого — П. Н. Голицын, П.Ф.Воронцов, А.С.Бакунина. Он раскрывает «секреты» внутреннего содержания легкомысленного А.Д.Ланского, излишне серьезного директора Придворной певческой капеллы М.Ф.Полторацкого, любезного и мудрого приближенного Екатерины II А. В. Храповицкого. Сын своего времени, Д.Г.Левицкий не миновал обаяния образа идеальной просвещенной монархини. Именно такой предстает на его парадном портрете Екатерина II — законодательница (1783).

Императрице пятьдесят четыре года, но художник изобразил ее моложавой и стройной. Портрет понравился государыне. Г.Р.Державин описал его в оде «Видение Мурзы». На рубеже веков Д.Г.Левицкий лишился зрения: до конца своих дней он уже не работал. Третий мастер из плеяды гениев русского классицистского портрета — В.Л. Боровиковский (1757— 1825) пришел в светскую живопись после иконо- писания. Еще молодым человеком он был «открыт» поэтом В. В. Капнистом, который обратил внимание на даровитого юношу, расписывающего церкви на Полтавщине. Капнист привез художника в Санкт-Петербург и ввел в дом Н.А.Львова, оказавшего ему протекцию. Боровиковскому было доверено расписать иконостасы в храмах, построенных по проектам Львова в Торжке и в имении Никольское-Черенчицы.

Вскоре Боровиковский становится признанным живописцем. Его портреты пленяют благородством и гармонией линий. Ему охотно позировали люди «Львовского круга» — Г.Р.Державин, В.В.Капнист, первая жена Державина Екатерина Яковлева. Влияние просветителя Н.А.Львова сказалось в работах В.Л. Боровиковского, изображающих людей «из народа». Таковы совместный портрет двух горничных Львова, любимых всеми за веселый нрав и певческий талант («Лизынька и Дашинька»; 1794), и портрет торжковской крестьянки Христинии (ок. 1795) — одно из немногих «крестьянских» изображений в русской живописи XVIII в. Нежный, словно смягченный колорит полотен Боровиковского позволяет причислить художника к провозвестникам романтического искусства. Ряд его портретов созвучен сентиментальным «российским песням», чувствительной поэзии В.В.Капниста и И.И.Дмитриева.

Одним из лучших произведений Боровиковского по праву считается портрет М. И.Лопухиной (1797). В нем ярко отразилось стремление мастера выйти за строгие рамки классинистской нормативности. Художник изобразил свою героиню в несколько «опрощенном», но вместе с тем глубоко поэтическом облике. Главная забота мастера — понять душевный настрой прекрасной жен- шины. Ему удалось уловить состояние тихой мечтательности и задумчивости и тем самым открыть совершенно новую для’ русской живописи сентиментальную тему. Еще большей жизненной непосредственности и интимного лиризма добивается художник в работе над портретом сестер Гагариных, увлеченных пением и музыкой. В начале XIX в. В.Л. Боровиковский пишет портрет А. И. Безбородко с дочерьми, где воплощает идею чувствительной семейной привязанности сентиментального типа.

В портрете выразительны не только лица, но и сплетенные руки, пальцы, перебирающие цепочку медальона, жест матери, нежно привлекшей к себе дочерей. Итак, в эпоху Просвещения русское изобразительное искусство отразило сложную жизнь человека с его взглядами на мир, иллюзиями, нравственными позициями. Неповторимые образы современников, воплощенных в клас- сицистских стройных образах, свидетельствуют не только об освоении европейских светских жанров. Важнее всего, что в живописи и скульптуре рождается национальное начало нового искусства, в котором, так же как в древности, пестуются идеалы единства высокой нравственности и красоты, сохраняя тем самым нить непрерывного культурного развития России. В этом процессе важнейшую роль играла и музыка.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской.

Федор Иванович Шубин

Замечательный русский скульптор Федор Ианович Шубин родился близ Холмогор, Архангельской губернии, в крестьянской семье. Его отец был связан давней дружбой с М.В. Ломоносовым.

В юности Шубин занимался старинным поморским ремеслом – резьбою на кости, а в 1759 году отправился в Петербург, где поступил в академию художеств в скульптурный класс.

Более 10 лет обучался Шубин в Академии художеств, а после окончания ее был послан пенсионером в Париж. В 1770 году переехал в Рим, где три года изучал скульптуру античности и Возрождения и работал самостоятельно, исполнив бюсты Ф.Н. Голицина, А.Г. Орлова (1771) и др.

В 1773 году Шубин возвратился в Россию со званием члена болонской Академии художеств и славой искусного мастера. Вскоре за портрет Екатерины II его избирают академиком.

В портретной галерее Шубина предстает русское общество XVIII века. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность.

Сложную человеческую личность раскрывает портрет князя Голицына А.М., созданный Шубиным сразу же после возвращения на родину. Виртуозно обработанная поверхность мрамора дает посувствовать теплоту кожи, пышность парика, тончайшее кружево жабо. Не менее интересны бюсты М.Р. Пашиной, З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева-Задунайского, В.Г. Орлова и многие другие.

Шубин работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Психологическая проницательность Шубина с особенной силой раскрылась в работах последнего периода. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен.

Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого.

Напряженно работая над портретами, Шубин находил время и для монкментально-декоративной скульптуры. В 1774-1775 гг. для Чесменского дворца под Петербургом он выполнил 58 мраморных медальонов с изображениями русских князей и царей, затем создает несколько аллегорических статуй и рельефов для строившегося в Петербурге мраморного дворца. Позднее Шубин участвует в украшении Троицкого собора Александро-Невской лавры, а в 1789-1790 гг. исполняет для Таврического дворца парадную статую Екатерины II – законодательницы.


Творчество Шубина – одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века.

О дин из самых загадочных и обаятельных авторов XVIII века - художник Федор Степанович Рокотов . Его тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтические портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека. Артистизм и жизненная проникновенность произведений Рокотова восхищала его современников. Они отмечали, что живописец мог, играючи, при описании лица и взора отразить и пламенную душу, и нежность сердца.

Высокой оценки достиг написанный "Портрет А. П. Сумарокова". В 60-е годы был создан "Потрет В. И. Майкова", энергичного и насмешливого поэта, автора героико-комической поэмы "Елисей, или раздраженный Вакх" и озорных басен". Краски Рокотова в портрете Майкова неярки, но насыщенны. Лицо написано сильно, смело.

Изумительны женские портреты Рокотова. Портреты неизвестной в розовом платье, В. Е. Новосильцовой, П. Н. Ланской захватывают. На эти лица хочется смотреть еще и еще. Они освещены резким прямым светом. Темные, чуть прикрытые глаза полны бархатной глубины. Резко очерчены уголки губ, как бы готовых улыбнуться. Эти лица полны трепетного живого чувства, но они никогда не раскрывают себя до конца. "Прочесть" что-либо в них практические невозможно, проще прочитать мысли или достать читы для CSS. Автор пользуется отточенными композиционно-ритмическими средствами. Так, его поздние работы почти все заключены в форму овала. Колорит картин сложен, изыскан, но безошибочно точен. В соотношении тонов Рокотов добивается тонкого, мелодичного созвучия.

Интригующая загадочность образов Рокотова сохранилась до наших дней. Не эти ли томно-мудрые, улыбающиеся дамы снисходительно беседуют с влюбленными мальчиками-фантазерами и танцуют менуэт в полутемных старых залах.

Положительную оценку живописи Федора Рокотова в ХХ веке дал в своем стихотворении Николай Заболоцкий, увидев в "Портрете А. Струйской" "души изменчивой приметы".

Среди первых художников XVIII века, названного в российском искусстве веком портрета, Дмитрий Григорьевич Левицкий занимает почетное место . Его парадные и камерные изображения императрицы Екатерины II, ее вельмож, известных в России людей, близких художника, воспитанниц Смольного института благородных девиц способствовали европейскому признанию стремительно развивающейся русской живописи. По мастерству исполнения они едва ли уступали шедеврам западноевропейских портретистов того времени. Родившийся в семье священника Д. Левицкий с детства познакомился, как мы бы сейчас сказали, с хобби отца, который успешно совмещал свою проповедническую деятельность с занятием гравюрой - украшением рисунками церковных книг.

Судьба благоприятствовала юному Д. Левицкому. Он стал (до создания Императорской Академии художеств оставалось около десятка лет) учеником приехавшего в Киев для росписи Андреевского собора известного живописца А.П. Антропова, в «команде» которого будущий портретист проработал изрядное время. Фактическим годом рождения Д.Г. Левицкого в большой живописи стал 1770 год, когда на выставке уже действовавшей Академии художеств были представлены его первые портреты. Успех был столь впечатляющий, что художник получает звание академика и приглашение возглавить портретный класс Академии. Начались годы его творческих успехов и признания. Однако Д.Г. Левицкий не замыкается лишь в кругу живописных проблем.

Среди друзей Левицкого - передовые люди России (портреты некоторых из них, например, писателей Н.И. Новикова, Н.А. Львова, А.В. Храповицкого - гордость русской живописи XVIII века). Девятнадцатый век не был столь благосклонен к Д.Г. Левицкому, хотя после значительного перерыва он, в 1807 году, снова становится советником Академии художеств. Годы, болезни, слепота оставили его высшие достижения в веке XVIII.

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода. Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы. Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Комплектация: 20 слайдов, методическое пособие

Слайд-комплект рассказывает о творчестве первых русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Изображения портретов А.П. Струйской, Хрущевой и Хованской, П.А. Демидова, М.И. Лопухиной, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке и другие несут объективные и точные психологические характеристики, выражают передовые воззрения на личность, ее человеческую и общественную ценность.

Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды

Нажмите на картинку для увеличения

1. Ф. Рокотов. Портрет князя Григория Волконского. 1780
2. Ф. Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой. 1780
3. Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
4. Ф. Рокотов. Портрет графини Елизаветы Санти. 1785
5. Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772
6. Ф. Рокотов. Портрет обнаженной девочки. 1780-е
7. Д. Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773
8. Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776
9. Д. Левицкий. Александр Кокоринов, директор и первый ректор Академии художеств. 1769
10. Д. Левицкий. Портрет княгини Прасковьи Репниной. 1781
11. Д. Левицкий. Портрет адъютанта императрицы Александра Ланского. 1782
12. Д. Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773
13. Д. Левицкий. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778
14. В. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802
15. В. Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. 1790
16. В. Боровиковский. Портрет Скобеевой. 1790
17. В. Боровиковский. Портрет Генерал-майора Федора Боровского. 1799
18. В. Боровиковский. Графиня Анна Безбородко с дочерьми Любой и Клеопатрой 1803
19. В. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
20. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794

35. Искусство России 18 в. живопись (Ломоносов, Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Лосенко).

Русские живописцы 18 века постепенно осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства и плоскости, и светотень, помогающую создать объемное изображение. Художники изучали анатомию, чтобы точнее воспроизводить человеческое тело, и технику масляной живописи.

С начала 18 века главное место в станковой живописи маслом на холсте начинает занимать портрет: камерный, парадный, погрудный, в полный рост, парный. Ему предшествовали парсуны 17 века. Интерес к человеку очень характерен для русского искусства. В первой половине и середине 18 века работали такие известные портретисты, как И. Никитин, А. Матвеев, И.Я. Вишняков, А.П. Антропов и И.П. Аргунов.

Исключительный вклад в русскую культуру середины 18 века внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) . Он способствовал развитию изобразительного искусства, обратившись к забытой в то время области - мозаике. Ломоносов сам разработал технике изготовления смальт - цветных стекловидных масс ярких оттенков, так как она хранилась западноевропейскими мастерами в строгой тайне. Им было создано свыше 40 мозаик, в их числе портреты Петра 1, Елизаветы Петровны и грандиозная мозаичная картина "Полтавская баталия".

Во второй половине 18 века определяющей для развития русского искусства стала деятельность Академии художеств, открывшейся с 1757 году в Петербурге. Здесь занимались систематической подготовкой профессиональных художников прежде всего на основе греческой классики. Копировали художественные образы, сюжеты, законы построения мизансцен, позы, типы лиц, перенимали идеи, трактовку обнаженной натуры, аксессуары и символы.

Одним из первых русских художников Нового времени был "персонных дел мастер" (т. е. портретист) Иван Никитич Никитин (ок. 1680 - не ранее 1742). Нам известны четыре подписанных им портрета: племянницы Петра Прасковьи Иоанновны (1714), графа Сергея Строгонова (1726) и недавно найденные в Италии два парадных портрета Петра 1 и Екатерины (1717).

В 20-е годы 18 века после возвращения из Италии Никитин пишет "Портрет напольного гетмана" и "Портрет С.Г. Строгонова". Предполагают, что манера художника могла быть очень разной. Легко и естественно он лепит форму, свободно и уверенно создает иллюзию пространства.

Картина "Петр 1 на смертном ложе" пронизана глубокой, личной скорбью художника и величаво торжественна. Она написана виртуозными легкими мазками, сквозь которые просвечивает красно-коричневый грунт. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием.

Никитин в портретах современников показал представителей разных петровской поры, точно передал их характеры, тем самым создав образ этой бурной эпохи.

Художник Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701/1702-1739) обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы До нас дошли несколько его картин: "Аллегория живописи" - первое русское произведение станкового характера на аллегорический сюжет, портреты Петра 1, княгини А.П. Голицыной, "Автопортрет с женой" и др.

Самая известная картина Матвеева "Автопортрет с женой" - первый поэтический образ супружеского союза в русской станковой живописи. Задушевность и простота, доверчивость и открытость, необыкновенное целомудрие - главные его черты. Живопись Матвеева прозрачная, богатая лессировками, с тончайшими переходами от изображения к фону, нечетким светотеневым градациями как бы растворяющимися контурами в этом произведении достигает совершенства и свидетельствует о расцвете творческих сил художника.

Никитин и Матвеев сумели раскрыть в своих портретах неповторимость человеческой индивидуальности и сделали это каждый по-своему: Никитин - более мужественно и резко, Матвеев - мягче и поэтичнее. Матвеев создал художественную школу, имевшую влияние на все национальное искусство того времени и подготовившую появление таких живописцев, как И.Я Вишняков и А.П. Антропов, творчество которых приходиться в основном на середину 18 века.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761) обладал не только живописным, но и организаторским талантом. Он фактически руководил всеми живописными работами, связанными со строительством в Петербурге и в загородных резиденциях вельмож. Он писал огромные плафоны, настенные пано, портреты, расписывал знамена и декорации.

Обращение к частным лицам - одна из особенностей портретной живописи Вишнякова и вообще художников середины столетия.

Вишняков первым чутко уловил черты зарождающегося в России рококо и придал ему национальное своеобразие. Творчество Вишнякова больше всего напоминает Ватто, так как им обоим свойственна легкая ирония. Вишняков блестяще передает декоративную роскошь парадных костюмов его эпохи, но он несколько иронично подчеркивает их громоздкость, сковывающую движение. Вместо светлой гаммы, присущей произведениям рококо, художник использует цвета яркие и звучные, более близкие древнерусскому искусству. Отсутствуют у него дробность форм, резкие ракурсы, асимметрия, подвижность, иллюзия пространства.

Как и старые русские мастера, Вишняков главное внимание уделял лицу, в котором выражается духовный мир человека, а тело писал плоскостно и схематично. Портреты Вишнякова пронизаны высокой духовностью, теплотой, душевностью.

Лучшие произведения Вишнякова - парадные портреты детей Фермор, из которых особенно значителен "Портрет С.Э. Фермор". Сарра Фермор как будто воплощает эфемерный 18 век лучше всего выраженный в звуках менуэта. Она под кистью Вишнякова становится воплощение мечты.

Одно из последних произведений Вишнякова - портрет князя Федора Николаевича Голицына "на девятом году своего возраста". В этом портрете живет одно лицо, написанное с любовью, с глубоким проникновением в детскую психологию. Вишняков более, чем когда-либо, демонстрирует свое тяготение к традициям русской живописи.

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) писал преимущественно камерные подгрудные или поясные изображения. Характерные черты его живописи: застылость позы, объемная моделировка головы, приближенность всей фигуры к первому плану, глухой нейтральный фон, тщательная передача деталей. Художник прежде всего подчеркивал сословное происхождение модели. На всех портретах видны сановность, дородность, усиление торжественной статикой позы. Колористическое решение строится на контрасте больших пятен. Форма также лепится с помощью контрастов света и тени.

Лучшие портреты Антропова: статс-дамы А.М. Измайловой, статс-дамы графини М.А. Румянцевой, А. В. Бутурлиной, походного атамана донского войска Ф. И. Краснощекова. Художнику замечательно удавались лица пожилых людей, на которых он показывал следы прожитой жизни, Антропов умел уловить в модели наиболее существенные черты, поэтому его портреты обладают убедительной жизненностью. Портреты церковных лиц (Ф.Я. Дубянского и др.) решены в торжественном ключе. В портретах царских особ Антропов был связан определенной схемой, но, несмотря на это, они свидетельствуют об умении не только скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров, но и дать точную характеристику модели (Петра 3, Екатерины 2).

Парадные портреты Антропова всегда декоративны и прекрасно вписываются в барочный интерьер 18 века.

Иван Петрович Аргунов (1729-1802) был наиболее близок Антропову и по времени, и по творческим взглядам. Крепостной живописец графа П.Б. Шереметьева, он много раз писал своих хозяев: Петра Борисовича, Варвару Алексееву и их детей.

В портретах мужа и жены К.А. и Х.М. Хрипуновых Аргунов показывал людей не очень знатных, но несомненно достойных. Подчеркивание в женском портрете интеллектуального начала совсем необычно для этого жанра в 18 веке.

Непосредственностью, совершенством живописного исполнения отличается автопортрет Аргунова, относящийся к концу 1750-х годов.

У Аргунова не было беспощадной объективности, которая свойственна Антропову, но протрет В. А. Шереметьевой (1760-е) по образу очень близок антроповскому. Ее роскошный наряд не скрывает своенравия и чванливости этой гордо сидящей дамы.

Вслед за Вишняковым Аргунов с теплотой писал детские и юношеские модели. Портреты Аргунова, Особенно парадные, всегда датированы, как и у Антропова. Однако Антропов писал в стиле барокко, а Аргунов тяготел к легкости и изяществу рококо, обогащая его национальными чертами и развивая чисто национальную концепцию портрета.

Одна из лучших и самых поэтических работ Аргунова - портрет "Неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784). Художник передал не только внешнюю, но и внутреннюю красоту простой русской женщины. Она выглядит величаво, смотрит с большим достоинством. Мастерски написан и ее праздничный наряд.

Федр Степанович Рокотов (1735/36-1808) был прославленным мастером портрета. Единственна непортретная работа художника "Кабинет И.И. Шувалова" (ок. 1757) - первое изображение русского интерьера.

Портрет Ивана Орлова - первая попытка Рокотова дать тонкое описание "движение души"- закономерное развитие интереса русских художников к психологизации образа, начиная с никитинского "Напольного гетмана". Постановка фигуры, занявшей почти все пространство картины отсутствие воздушности, нейтральный фон свидетельствует о связи с искусством середины столетия.

Для Рокотова конца 1760-х и особенно 1770-х годов свойственно обычно подгрудное изображение. У него складывается определенный тип камерного (и его разновидности - интимного) портрета и своеобразная манера письма, индивидуальный выбор художественных средств. Живописными средствами Рокотов передает разные черты характера и душевные состояния: насмешливость скептика В.И. Майкова, ленивую улыбку и задумчивость "Неизвестного в треуголке", грусть, незащищенность внутреннего мира на прекрасном лице А.П. Струйской, некоторую неуверенность улыбки "Неизвестно в розовом платье". Одухотворенность и хрупкость образов, недосказанность чувств, переменчивость настроений - все это черты камерного портрета.

Колорит - одно из важнейших средств Рокотова в характеристике модели. Чтобы добиться цветового единства, художник применяет грунт теплого тона. Образ строится в определенном тональном ключе на гармоническом слиянии близких цветовых оттенков, легких, прозрачных мазков, тончайших лессировок. Динамичность движения кисти вызывает впечатление мерцающего красочного слоя, усиливающее прозрачной дымкой, неким рокотовским "сфумато", создающим воздушную среду вокруг головы модели. Рокотов как бы выхватывает лицо из тьмы, оставляя все остальное в тени или полутени. В итоге соответствующее нравственным идеалам и самого мастера и его эпохи.

В портрете Александры Петровны Струйской сложность душевной жизни и грация модели переданы тонким сочетаниями пепельно-розовых, жемчужных и лимонно-желтых тонов. Овалу лица вторят овал декольте и линии складок одежды (совсем как у Энгра в портрете мадемуазель Ривьер, только на 30 с лишним лет раньше).

На рубеже 1770-1780-з годов происходят изменения в рокотовской манере. Открытость и прямота лиц портретируемых сменяется выражением непроницаемости и сдержанности, сознанием собственности духовной исключительности. Модели отличают горделивая осанка и статичность позы. На смену Струйской и "Неизвестной в розовом платье" с трепетным и зябким душевным миров приходит образ более решительно женщины.

С 1780-х годов можно говорить о "рокотовском женском типе": гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка. Фигуры по большей части вписаны в овал. Эти черты наблюдаются уже в портретах Е. Н. Орловой и графини Е.В. Санти. Лицо по-прежнему ставится не темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака.

Особое значение приобретают декоративная сторона живописи, при этом художник использует в основном локальные цвета, сглаживает фактуру, доведя до совершенства мастерство.

Огромная заслуга Рокотова перед отечественным искусством состоит в том, что он создал портрет, построенный на игре чувств и мгновенных настроений, особой одухотворенности образов, изысканной по цвету живописи.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) - великий мастер парадного и камерно портрета - был художником, необычайно тонко чувствующим черты своих моделей.

На портрете "П.А. Демидова" изображен богач, ухаживающий за цветами. По композиции - это парадный классический портрет, но Демидов величественным жестом указывает на горшок с цветами. Весь его облик не соответствует традиции репрезентативного портрета, а главное - ей не соответствует выражение лица: на нем нет ни светской надменности, ни сословной горделивости. Левицкий показал Демидова на фоне основанного им Воспитательного дома в Москве. В этом портрете художник проявил поразительное чувство формы, умение строить пространство. Живопись сочная, материальная, плотная, цвет приближен к локальному - это крупные цветовые пятна зеленовато-коричневого тона. В портрете Демидова Левицкий расширил возможности парадного портрета.

Между 1772 и 1776 годами Левицкий пишет портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц - смолянок. (В институте девочки учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам. Это были в основном дети среднего и мелкопоместного дворянства.)

Живописец старался изобразить свои модели в наиболее характерных для них позах, ролях и образах. В итоге и получился единый художественный ансамбль, объединенный одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем. Одни модели помещены на нейтральном фоне, другие - на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Портреты смолянок - красочные полотна, декоративность которых слагается из определенного пластического и линейного ритма, композиционного и колористического решения.

Наибольшей славы Левицкий достиг в 1780-е годы. Именно за это десятилетие он написал портреты почти всего петербургского высшего общества. В его камерных портретах заметно отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типические черты. Левицкий Остается большим психологом и блестящим живописцем, но не показывает своего отношения к модели. Появляется однообразие художественных средств выражения: однотипные улыбки, слишком яркий румянец щек, один прием расположения складок. Поэтому неуловимо похожи между собой становятся жизнерадостная барыня Е.А. Бакунина (1782) и по-немецки чопорная и сухая Доротея Шмидт (начало 1780-х).

Левицкий много работал над портретами императрицы. Наиболее знаменитым по праву считается ее изображение в образе законодательницы: "Екатерина 2 в храме богини правосудия" (1783). Аллегорический язык портрета - дань классицизму. Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки, символ сна и покоя. Это означает, что она жертвуя собственным покоем, отдает себя на алтарь служения отечеству во имя благоденствия своих подданных. Над императрицей - статуя правосудия, у ее ног - орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн - корабль как символ морской державы. Интенсивность цвета с преобладанием локальных тонов, скульптурность форм, подчеркнутая пластичность, четкое деление на планы - все это черты зрелого классицизма.

Вместе с тем Левицкий как художник очень чуткий к запросам своей эпохи в последних работах отразил тенденции зарождающего ампирного портрета и предромантические веяния.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - выдающийся портретист конца 18 - начала 19 веков. Постепенно он выработал свой композиционный канон женских портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опиравшейся на дерево, тумбу и др., в руке портретируемой цветок или плод, она всегда изображалась на фоне природы. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (кипы деревьев). Иногда не только постановка, но и даже платье и украшения повторялись из портрета в портрет, как в изображения Е.Н. Арсеньевой и Скобеевой. На обеих белые платья, жемчужные браслеты, яблоко в руке, но образцы совершенно различны. Оба портрета отличают живописные качества: ясная пластичность формы, прекрасно разработанная воздушная среда.

В 1790-х годах в соответствии с идеями сентиментализма, популярными на рубеже веков, Боровиков увлекает душевное состояние человека, его тонкие переживания.

Боровиковский в отличие от мастеров первой половины и середины столетия всегда писал на белых грунтах, что позволяло добиваться особой звучности цвета.

Сентиментальные настроения проявились при изображении монархини. Портрет Екатерины 2 на прогулке в Царском парке (два варианта: на фоне Чесменской колонны и на фоне Румянцевского обелиска) не был написан по заказу императрицы. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Художник создал необычный для того времени образ. Екатерина показана в шлафроке (халате) и чепце с любимой левреткой у ног. Она предстает перед зрителем простой казанской помещицей, которой любила казаться в последние годы жизни. Напомним, что именно такой запомнил ее Пушкин в "Капитанской дочке". Образ Боровиковского ничем не напоминает Екатерину 2 - законодательницу. Так за десятилетие изменяются художественные вкусы - от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального образа сельской жительницы.

Конец 1790 - начало 1800-х годов - время расцвета творчества Боровиковского. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, даже царей. В портретах политиков, военных, Отцов Церкви Боровиковский умеет сочетать правдивую характеристику модели с условностью композиции. Подобно Левицкому, он становится поистине "историографом эпохи", в большей степени стремится изобразить ее типы, чем яркие индивидуальности. Лучшие из них те, что отражают гражданственный идеал, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий 19 века.

В начале нового столетия из-под кисти Боровиковского выходит итог его предыдущему творчеству и открывает новые пути: это двойной портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802), написанный на фоне природы, но уже в определенной бытовой ситуации - с нотами и гитарой.

Антону Павловичу Лосенко (1737-1773) суждено было благодаря одаренности и высокому профессионализму стать первым русским историческим живописцем 18 века. Общественное признание пришло к нему начиная с картины "Владимир и Рогнеда" (1770). При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. Он стремится также к максимальной достоверности деталей, изучал то немногое, что было известно о древнерусском костюме. Платье одной из служанок, жемчужное шитье ее головной повязки, сапоги и рубаха Владимира, одеяния воинов - все свидетельствует о внимании к элементам костюма допетровской эпохи. При этом фантастический головной убор Владимира, соединяющий зубчатую корону с шапкой, отороченной мехом и со страусовыми перьями, скорее напоминает театральный реквизит.

Колорит картины состоит из сочетаний теплых красных и золотистых оттенков с черными и бело-серыми цветами. Большие локальные пятна, четко определенный центр композиции с кульминацией во встречном жесте рук главных героев, статуарная пластика фигур говорят о победе классицистических черт над барочными.

Повышенная декоративность полотна "Смерть Адониса" (1764) так же соответствует барочным принципам.

Основным выразительными средствами классицистических произведений становятся рисунок и светотень. Цвет раскрашивает форму, его не случайно называют локальным. Объем лепится не столько цветом, сколько светотенью.

На примере последнего произведении Лосенко "Прощание Гектора а Андромахой" (1773), которое художник не успел закончить, можно проследить как внедрялись классицистические принципы в русскую живопись. Здесь уже все соответствует программе классицизма: идя - патриотическое служение родине, готовность к подвигу и жертве; "фризовая" композиция многофигурной мизансцены с четко выраженным центром, находящимся на пересечении диагоналей картины; колорит локальных цветовых пятен.

Глубина идейного содержания произведений и мастерство исполнения сделали Лосенко значительной фигурой русской культуре 18 века.

Ф.С. Рокотов (1732 ил 1735/6-1808) – выдающийся портретист XVIII столетия. Начало 60-х гг. – учеба в Академии художеств. 1765 г. – присвоение звания академика. Новаторский характер творчества Рокотова (портреты великого князя Павла Петровича в детстве и юности, А.Г. Бобринского в детстве, поэта В.И. Майкова и др.). Московский период (портреты четы Струйских, «Неизвестного в треуголке», А.И. Воронцова, «Неизвестной в розовом платье» и др.). Поэтическая одухотворенность в портретах Рокотова 80-х гг. (портреты В.Е. Новосильцевой, П.Н. Ланской, Е.В. Санти и др.).

Черты рококо и классицизма в его творчестве.

Великий мастер русской портретной живописи Д.Г. Левицкий (1735-1822) – создатель образов представителей разных слоев русского общества 70-80-х годов XVIII века. Руководство портретным классом Академии художеств (1771-1787).

Портреты 60-х годов. Наиболее известный портрет того времени – портрет А.Ф. Кокоринова.

«Смолянки» - знаменитая сюита из семи портретов (Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой, Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Н.С. Борщевой, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой, 1770-е гг.).

Портреты передовых людей XVIII века – Дени Дидро, П.А. Демидова, Н.А. Львова.

Женские портреты 80-х годов – княжны П.Н. Репниной, Е.А. Воронцовой, Н.Я. Левицкой, А.Д. Левицкой.

Мужские портреты 80-х годов – М.Ф. Полторацкого, А.В. Храповницкого, А.Д. Ланского.

Создание парадных портретов императрицы. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини правосудия». Программа этого портрета.

Портреты 90-х годов – В.И. Митрофанова и М.А, Митрофановой; И.И, Гауфа.

Черты классицизма в творчестве Левицкого.

Виднейший представитель нового этапа развития портретной живописи В.Л. Боровиковский (1757-1825).

Ранние работы мастера (портреты о.Ф. Филипповой, Екатерины II).

Лиричность женских портретов. Портрет М.И. Лопухиной. Роль аксессуаров в раскрытии образа личности мужского портрета (портреты Г.Р. Державина, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского).

Работа над парадными портретами – Павла I, князя А.Б. Куракина, принца персидской династии Каджаров Муртазы Кули-хана.

Передача дружбы и крепости семейных отношений в групповых портретах. Портреты Лизыньки и Дашеньки, сестер А.Г. и И.Г. Гагариных.

Черты классицизма и сентиментализма в творчестве Боровиковского.

Участие Боровиковского в начале XIX века в работе над иконостасом Казанского собора.

Другие российские портретисты второй половины XVIII века. П.С. Дрождин (1745 (?) - 1805).Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены. Портрет императрицы Марии Федоровны.

Л.С. Миропольский (1744/5-1819). Предположительно, является учеником Д.Г. Левицкого. Портрет адьюнкт-ректора Академии художеств Г.И. Козлова.

С.С. Щукин (1762-1828) – портретист. С 1788 г. преподавал в классе портретной живописи Академии художеств. Значение портретов Павла I работы Щукина для раскрытия личности русского императора.

В.Я. Родчев (1768-1803). Исторический живописец и портретист. Преподавал рисунок в классе исторической живописи. Тщательность проработки образа портретируемого.

С. Погодин . Портрет гравера и миниатюриста Г.И. Скородумова.

М.И. Бельский (1753 (?) – 1794 (?)). Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста.

Н.И. Аргунов (1771 – не ранее 1829). Портретист, миниатюрист, декоратор. Крепостной графа Н.П. Шереметева. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, Н.П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Иностранные портретисты . И.-Б. Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец. Портреты императрицы Екатерины II и ее фаворитов.

В. Эриксен (1722-1782) – датский живописец. Портреты императрицы Екатерины II. «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

Ж.-Л. Вуаль (1744 – не ранее 1806) – французский живописец. Портреты членов императорской семьи (великого князя Павла Петровича, великого князя Александра Павловича, императрицы Марии Федоровны). Портрет И.П. Елагина.

А. Рослин (1718-1793) – шведский живописец. Писал портреты членов императорской семьи и высшей знати.

Бытовой жанр в русской живописи

Второй половины XVIII века

Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России.

Российские живописцы И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор».

Иностранные живописцы , обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер (1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».

Пейзаж в русском изобразительном искусстве

Второй половины XVIII века

Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века.

С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств.

Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др.

Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто.

Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая».

М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи.

Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы».

Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др.

Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова».

Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».

Скульптура второй половины XVIII века.

Творчество Ф.И. Шубина

Подъем национальной школы скульптуры.

Роль античного наследия в работах русских скульпторов второй половины XVIII века . Тематика и художественный язык, характерный для классицизма.

М.И. Козловский (1753-1802). Современники в образе античных богов. Статуя Екатерины II в образе Минервы, Екатерина II в образе Фемиды. А.В. Суворов в образе Геркулеса («Геркулес на коне») и Марса (памятник А.В. Суворову). Мифологические, литературные и исторические герои античности в творчестве скульптура: «Аполлон», «Спящий Амур», «Амур со стрелой», «Гименей» «Нарцисс» («Мальчик, пьющий воду»); терракоты по мотивам «Илиады»; «Бдение Александра Македонского».

Ф.Ф. Щедрин (1751-1825). «Марсий», «Спящий Эндимион», «Суд Париса», «Венера», «Диана».

Ф.Г. Гордеев (1744-1810). «Прометей».

Монументальная скульптура . Гражданственные идеи и высокая образность скульптурных монументов второй половины XVIII века.

Э.-М. Фальконе . Памятник Петру I. (Помощь ученицы скульптора – М.-А. Калло в решение портрета императора). М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову.

Вторая половина XVIII века – период расцвета основных жанров скульптуры.

Мемориальная скульптура . Художественное надгробие и мемориальная тема в русском искусстве. И.П. Мартос (1754-1835). Эволюция от «многоречивости» ранних надгробий к простоте и лаконичности художественного языка классицизма. Надгробие государственного деятеля, дипломата графа Н.И. Панина, надгробие княгине Е.С. Куракиной, надгробие княгине Е.И. Гагариной. Использование опыта, полученного при их создании, в монументе гражданину Минину и князю Пожарскому.

Декоративная скульптура . Декоративная скульптура Петергофа. Ф.Г. Гордеев. Барельефы Большого Петергофского дворца и скульптуры для каскадов. Ф.Ф. Щедрин . Участие в создании скульптурного комплекса петергофских фонтанов («Нева»). И.П. Прокофьев (1758-1828). Его работы для петергофских фонтанов – «Пастушок Акид», «Волхов», «Тритоны».

Портрет . Творчество скульптора-портретиста Ф.И. Шубина (1740-1805). Учеба в Академии художеств и пенсионерство (рельефный портрет И.И. Шувалова и бюст Ф.Н. Голицына). Цикл исторических портретов – пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца.

Портретирование с натуры – основная линия творчества скульптора. Бюсты – вице-канцлера князя А.М. Голицына, генерал-аншефа светлейшего князя Г.Г. Орлова, генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского, министра народного просвещения П.В. Завадовского, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя Н.В. Репнина, генерала от инфантерии П.А. Зубова, адмирала В.Я. Чичагова, статс-секретаря и обер-гофмейстера графа А.А. Безбородко.

Работа по памяти. Портрет великого земляка – М.В. Ломоносова.

Портреты и статуи императоров российских. Многочисленные портреты Екатерины II. Статуя «Екатерина II – законодательница». Близость этой работы к живописному портрету Левицкого и программе, созданной для этого произведения архитектором Львовым. Бескомпромиссность портретов Павла I.