Конспект по русскому языку морфология. Открытый урок по русскому языку на тему "морфология"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели и задачи урока:

Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.

Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология”

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемое оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • компьютер учителя.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.

– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

– Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благородности не счесть.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды.

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды.

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,
Я самая умная,
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей. (Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

  1. КАРЕТА (ракета)
  2. ДРАНФАКС (скафандр)
  3. ОМЕТАК (комета)
  4. СНИПУТК (спутник)
  5. НЕЛАПТА (планета)
  6. КАЛИКАТГА (галактика)
  7. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

  1. ветер, пыль, луноход, племя
  2. знамя , метеорит, звезда, песок
  3. кратер, стремя , солнце, буря
  4. путь , космодром, гора, темнота (разносклоняемые существительные) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите!

ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда)

Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.

1) На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2) В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)

3) Сговорились две ноги
Давать дуги и круги. (Циркуль)

4) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка)

5) Определите род у существительного сирота. (Общий)

6) Поставьте существительное туфли в Родительном падеже. (Туфель)

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное) (Слайд № 12)

– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

– Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда)

Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание.

ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) завод по строительству кораблей – кораблестроительный
2) ветер с севера и с востока – северо-восточный
3) счастье, от которого кружится голова – головокружительное
4) словарь, состоящий из немецких и русских слов – немецко-русский
5) ферма по разведению животных – животноводческая (Слайды № 17, 18)

Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд)

Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. (Книга)

3) Маленький, кругленький, за хвост не поднять. (Клубок)

4) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит. (Солнце).

5) Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (2)

6) Какие разряды прилагательных не имеют степеней сравнения? (притяжательные и относительные)

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я, имей в виду,
Сказать могу, который ты в ряду. (Имя числительное) (Слайд № 19)

– Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21)

Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны.

(Слайды № 22, 23)

Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)

1) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
2) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
5) Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
6) Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать. (Местоимение) (Слайд № 24)

ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Мудрым никто не родился, а научился.
2) Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
3) Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
4) Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
5) Друга иметь – себя не жалеть. (Слайды № 25, 26)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) этот (указ)
2) мой (прит)
3) ей (личн)
4) себя (возвр)
5) кто-то (неопр)
6) весь (опр)
7) никто (отриц)

Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)

1) Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3) Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4) Какое местоимение считается самым хвастливым? (я)
5) Какое(ие) местоимения(е) не имеют Им.пад.? (себя, некого, нечего)
6) В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол) (Слайд № 29)

Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 30, 31)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32)

Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.

1) Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
2) Как называются глаголы, у которых есть суффикс -ся? (возвратные)
3) Какие наклонения есть у глагола? (изъявит., повелит., условное)
4) Исправьте детские ошибки, определите наклонение у глаголов.
Нарисовай мне Барбоса. (Нарисуй – повелит.)
5) Он вырезывает из бумаги снежинки. (вырезает-изъявит.)
6) Замолоточь этот гвоздик. (Забей – повелит.)

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?

Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33)

Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.

Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.

Две другие команды получат сертификаты от инопланетян.

Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Список литературы к уроку:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
9. Наша игротека. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №№ 1-12, Киев, 1990.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
13. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План – конспект урока русского языка по теме: "Морфология"

План-конспект урока прислала: учитель Кудря А.С., Макеевский учебно-реабилитационный центр «Радуга», email: [email protected]

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

  • дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,
  • учебник,
  • сигнальные карточки,
  • мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

  • Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
  • А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?
  • Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

  • Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
  • Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
  • Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
  • Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:
  1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
  2. Не выкрикивать.
  3. Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

  • Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.
  • Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

  • Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
  • А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

  • Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

  • Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?
  • Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

  • Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

  • А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..
  • Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  • К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

  • Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
  • Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

  • Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

  • Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

  • Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
  • Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

  • Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

  • Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
  • Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

  • А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

  • Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

  • Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
  • Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

  • Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

  • А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

  • Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?
  • Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
  • Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

  • А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

  • Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

  • А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

  • Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
  • А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Шифр.

МБОУ «Гимназия №2»

Открытый урок

Тема: «Морфология. Части речи»

Урок – исследование

6-й класс

Учитель русского

языка и литературы

Оксана Петровна

Курчатов, 2014

Тип урока : урок-исследование.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

Развитие умения формулировать определение понятий, углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы « знания» и « незнания» шестиклассников; совершенствовать умение находить части речи по грамматическим признакам; обогащение словарного запаса обучающихся; совершенствование орфографических знаний и умений.

Развивающие:

развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей обучающихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать главную мысль текста; развитие умения парной и групповой работы.

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание патриотизма; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу и сотрудничества.

Метапредметные:

формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, нравственных ценностей.

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран, доска,

учебник русского языка Е. А. Быстровой для 6 класса,

презентация по теме «Морфология»,

кроссворд с лингвистическими терминами,;

раздаточный материал (стихотворение Лермонтова М.Ю. «Тучи» и отрывок из «Бородино», тесты, задания), шляпы, смайлы-тучки.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок!

    Мотивация.

На экране появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

Сегодня у нас необычный урок и мне хочется создать у вас хорошее настроение словами Ираклия Андроникова о М.Ю. Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Почему именно о нем я веду разговор? Да, конечно, 15 октября мы отметили 200 лет со дня рождения поэта. Сегодня мы будем касаться творчества Михаила Юрьевича.

3 учащихся читают стихотворение «Тучи».

Прекрасные стихи, не правда ли? Как велико мастерство автора складывать обычные слова в незабываемые строки.

Каждое слово имеет научное название, то есть относится к определенной части речи. Сегодня на уроке мы повторим понятия, без которых не создается хороший текст. Сейчас вы решите лингвистический кроссворд, ключевое слово которого поможет вам определить тему урока.

На слайде выводится кроссворд. Учитель читает задания, а ученики отгадывают, за каждый правильный ответ получают карточки со знаком «+»

Итак, ключевое слово «морфология»! Сформулируйте, пожалуйста, тему! Да, тема урока «Морфология. Части речи». Откройте тетради и запишите число и тему! Вспомним, что обозначает термин «морфология» (учащийся, который работал со словарем, делает сообщение).

    Актуализация и пробное учебное действие.

Назовите части речи, которые вы уже знаете. Давайте посмотрим презентацию, которую подготовили мы вместе с Даниилом, если что-то вызовет у вас затруднение или вы чего-то не знаете- запишите в тетрадь, мы это обсудим(выводится на экран презентация по морфологии, учащийся сам ее комментирует). На экране остается последний слайд.

А теперь переходим к практической части, этот слайд- наш помощник. Перед вами лежат листочки со стихотворением « Тучи» Лермонтова, а на странице 167 учебника дана таблица, мы будем находить части речи из стихотворения и заполним таблицу(сначала совместная работа- примеры-2,затем самостоятельная -по 2). Проверка: чтение каждой части речи 1-м уч-ся.

Что вызвало затруднение? Какую часть речи вы не нашли? Приводите свои примеры (числительное…., междометия: вспомните стихотворение «Парус»). А еще к междометиям относятся так называемые «волшебные слова». Догадались? Называйте и запишем их (1 человек у доски): до свидания, здравствуйте, пожалуйста, извините, благодарю, спасибо. Не забывайте о них!

А вы заметили, какие яркие прилагательные Лермонтов использует в своем стихотворении? Кстати, как они называются иначе? Назовите их (1группа-1 строфа, 2-я-2 строфа, 3-3 строфа).

Посчитайте, пожалуйста, какая часть речи преобладает во второй строфе? Назовите эти существительные? К какой нравственной категории они относятся?

К сожалению, и сейчас часто приходится встречаться со злостью и завистью людей, в мире не хватает любви и доброты. Только укрепление собственных добродетелей поможет человеку быть сильным при встрече с чужими пороками.

Каждая часть речи имеет свои грамматические признаки. Сейчас мы вспомним с помощью упражнения 205 на стр.168 морфологические признаки уже изученных вами частей речи.

4. Физкультминутка (под музыку проводит учащийся):

Раз - подняться, потянуться, На четыре – руки шире,

Два – нагнуться, разогнуться, Будто пух в руках, не гири!

Три – в ладоши три хлопка, Пять – руками помахать,

Головою три кивка. Шесть – на место тихо сесть!

5.Самостоятельная работа .

Работа с тестом, где нужно применить имеющиеся знания (у каждого ученика листок с тестом). Затем делю класс на группы по 4 человека, в группе назначается спикер, который осуществляет контроль за деятельностью группы. Он первый решает тест и проверяет у других после проверки учителем его работы.

Спикер объяснит вам ваши ошибки, а если возникнет спор, вы можете обратиться к учителю как к последней инстанции. Спикер назовет тех, кто решил тест на «отлично».

6. Исследовательская работа.

Давайте проведем далее исследование поэтического текста с целью выявления роли частей речи в создании художественных картин. Перед вами отрывок из «Бородино». Работаем по группам - 3 группы. Каждой группе предназначается шляпа определенного цвета: сегодня у нас 3 шляпы в соответствии с количеством групп. Белая шляпа будет заниматься статистической работой - считать преобладающие части речи в отрывке, красная шляпа попробует передать эмоции, которые рождает картина, нарисованная художником слова, а третья шляпа проведет аналитическую работу - ответит на вопрос: какую же роль сыграли преобладающие части речи в создании художественной картины. Отвечать от группы будет один человек, он-то и наденет шляпу, ему ее сразу отдаю. Он будет подходить к членам своей группы для сбора информации.

Учащийся читает выразительно отрывок и начинается работа.

Вот мы убедились, как важно владеть словом, уметь использовать его уместно и точно.

7. Творческая работа.

В продолжение нашей работы мы напишем синквейн, который требует от вас использования определенных частей речи в определенной последовательности. Я задам тему, конечно, о гениальном поэте М. Ю. Лермонтове: 1-я строка. Поэт. Уч-ся пишут синквейн.

Если кому-то синквейн труден, то напишите несколько предложений о вашем отношении к поэзии Лермонтова.

Ребята, вы видите слайд с альбомом, но листы в нем пусты. Сейчас мы послушаем ваши синквейны, завтра я прочту остальные, выберу самые лучшие для записи в этот альбом и мы сделаем плакат для кабинета.

8. Домашнее задание.

Составить тест из 5 заданий по словам отрывка из «Бородино».

9. Оценивание работы учащихся .

10. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Какое настроение у вас?

Что нового вы узнали?

Какие трудности появлялись? Как вы их преодолели?

Перед вами лежат тучки, нарисуйте им ту мимику, которая соответствует вашему настроению. Поднимите свои тучки.


«Презентация по частям речи»

Морфология

Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, их категории и формы слова.


В русском языке 11 частей речи


Части речи

Самостоятельные

Служебные

Междометие


  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Категория состояния
  • Глагол
  • Наречие
  • Местоимение

Причастие и деепричастие – особые формы глагола


  • Предлог
  • Частица

Отдельно отстоят междометия и звукоподражательные слова


Чтобы определить, к какой части речи относится слово, нужно:

  • выяснить, на какой вопрос оно отвечает;
  • назвать его общее грамматическое значение;
  • проанализировать морфемный состав слова и

выявить характерные для каждой части речи

суффиксы, окончания;

  • установить морфологические признаки слова.

Просмотр содержимого презентации
«Синквейн (правила написания)»


синквейн

1 строка – 1 существительное, выражает главную тему

сочинения;

2 строка – 2 прилагательное, выражает главную мысль;

3 строка – 3 глагол, описывает действие в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с 1-м словом).

Просмотр содержимого презентации
«кроссворд Морфология»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Вопрос 1 Как иначе называется наименьшая значимая часть слова (7 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

О

Р

Ф

Е

М

А


Вопрос 2

Единица языка (5 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

Л

М

О

О

В

Р

О

Ф

Е

М

А


Вопрос 3

  • Слова или словосочетания, которые точно обозначают научные понятия

(7 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Л

Т

О

О

Е

Р

В

Р

М

О

Ф

И

Е

Н

М

Ы

А


Вопрос 4 Раздел науки о языке, изучающий правильность написания слов при письме (10 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Т

Л

О

О

О

Е

Р

Р

Р

В

Ф

О

Ф

М

О

И

Е

Г

Н

М

Р

Ы

А

А

Ф

И

Я


Вопрос 5 Как называется стиль языка, который используется в художественной литературе (14 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Т

Л

О

О

О

Е

Х

Р

У

Р

Р

В

Ф

О

М

Ф

Д

О

О

И

Е

М

Г

Н

Ж

Е

Р

А

Ы

А

С

Т

Ф

В

И

Е

Я

Н

Н

Ы

Й


Вопрос 6

  • Один из главных членов предложения

(10 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

Л

М

Т

О

О

Е

Х

О

У

Р

Р

П

Р

В

М

О

Ф

Ф

Д

О

И

Е

О

О

Д

М

Л

Г

Н

Ж

Е

Е

Р

А

Ы

Ж

С

А

Ф

Т

А

Щ

В

И

Е

Е

Я

Е

Н

Н

Ы

Й


Вопрос 7

Слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению

(8 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Л

Т

О

Х

О

О

Е

Р

Р

В

У

Р

П

Д

Ф

М

Ф

О

П

О

И

Е

О

О

А

Д

Н

М

Л

Р

Г

Ж

О

А

Р

Ы

Е

Е

Н

С

Ж

А

И

Ф

А

Т

Щ

М

В

И

Ы

Е

Е

Я

Е

Н

Н

Ы

Й


Вопрос 8

Раздел языкознания, в который входят морфология и синтаксис

(10 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Л

Т

О

О

Е

Х

О

У

Р

Р

П

В

Р

О

Ф

М

Ф

П

О

Д

О

О

А

И

Д

Е

Р

М

Л

Г

Н

Ж

Е

О

Р

А

Е

Ы

Н

Г

С

А

Ж

Ф

Т

Р

И

А

И

Щ

А

В

М

Я

Е

М

Е

Ы

М

Е

Н

А

Н

Т

Ы

И

Й

К

А


Вопрос 9

  • Раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений

(9 букв)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Л

Т

Е

О

О

Х

О

Р

У

Р

П

Р

В

Ф

М

Ф

О

О

П

Д

Е

Д

О

И

О

А

Л

М

Р

Ж

Г

Н

Е

Е

А

Ы

Р

О

С

С

А

Ж

Н

Г

Т

И

А

Р

И

Ф

М

А

В

Н

Щ

И

Е

Я

Е

М

Т

Ы

М

А

Е

Н

А

Н

К

Т

С

Ы

И

И

Й

С

К

А


Вопрос 10 Что является предметом изучения лингвистики (языкознания) (4 буквы)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

М

Л

Т

Е

О

О

Х

О

Р

У

Р

П

Р

В

Ф

М

Ф

О

О

П

Д

И

О

А

Д

О

Е

Р

Н

Ж

М

Г

Л

Р

Е

Ы

Е

А

О

С

Н

Ж

А

Г

С

Т

Р

И

Ф

И

А

В

Щ

И

М

А

Я

Н

М

Ы

Т

З

Е

Я

Е

Е

Ы

М

Н

А

Н

К

К

А

Т

С

Ы

И

И

Й

С

К

А


Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирохова Валентина Александровна - учитель русского языка и литературы

Урок-лекция с элементами беседы

По русскому языку в 11классе

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:

  1. углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;
  2. выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;
  3. развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  4. повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
  5. развивать языковое чутьё.

Формы работы:

  1. индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оснащение: презентация, тесты, карточки, фишки за ответы.

Эпиграф: 1. «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

2. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И. Писарев ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня нам предстоит провести урок по подготовке к ЕГЭ по заданиям, связанными с морфологией и культурой речи, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении заданий типа А и В.

Открываем тетради, записываем дату, вид работы (соблюдаем орфографический режим ведения тетради).

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и полезным. Форма работы будет разной: групповой, фронтальной, парной. Основной принцип парной и групповой работы - взаимоуважение.

  1. Актуализация знаний. Слово учителя.

Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

Внимание на экран! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Слайд №1. (Запись в тетради)

Как вы понимаете слова А.П.Чехова? (Учащиеся высказывают свои мнения).

Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на уроке? (О правильной речи речи.)

Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?

Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.) Слайд №2. (Запись в тетради)

- Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка). Слайд №3 (Запись в тетради)

Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? (Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.) Слайд №4 (Запись в тетради)

Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. (орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Слайд №5 (Запись в тетради)

  1. Постановка учебной проблемы.

Слово учителя.

Итак, мы с вами вспомнили все языковые нормы. Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень овладения данными нормами. О каком из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив задание карточки №1. Читаем и обсуждаем в группах.

1группа- Пшенников В, Миронова К, Барахов А, 2группа- Пшенников Д, Чемпосов Т, Тыкынаев Э)

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1.

трактор

тра΄ктор ы , а окончание – а тракторы и трактора)

– а тракторы

  1. Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).
  1. Введение в тему. Формулировка темы урока.

Слово учителя.

Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка. Слайд № 6. (Запись темы урока).

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Морфологические нормы - это нормы

  1. формообразования имен существительных и прилагательных;
  2. формообразования глагольных форм;
  3. склонения и особенности сочетаемости имен числительных;
  4. правильного определения рода несклоняемых существительных (Слайд №7 )

5. Углубление знаний.

Слово учителя с элементами беседы.

В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речи. Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Слова Д.С.Лихачева и Д.И.Писарева, взятые эпиграфом к уроку, ещё раз подтверждают это. Слайд №8. (Запись в тетради ).

Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть случаи нарушения морфологических норм. Начнем с имен существительных. Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

Как определять родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

Работа с карточками . Работа в группах.

Карточка №2.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси. 1группа

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ. 2группа

Прошу обменяться карточками и проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

Ответ. Слайд №9

  1. Шелковое кашне Яркое кимоно слова, обозначающие неодушевленные предметы
  2. Разрушительный торнадо относятся к ср.р, м.р, ж.р.
  3. Трудный хинди
  4. Вкусная салями
  1. Ласковый пони
  2. Огромный шимпанзе слова, обозначающие названия животных
  3. Редкая цеце относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет
  4. Яркий какаду о самке
  5. Вкусная иваси слова «цеце» , «иваси»-ж.р.
  1. Юная мисс
  2. Очаровательная фрейлейн род слов, обозначающих людей, соответствует их
  3. Чопорный денди полу.
  4. Старая леди
  1. Знаменитое Онтарио род несклоняемых имен собственных определяется
  2. Ежедневная «Таймс» по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)
  3. Солнечный Сухуми
  4. Полноводная Конго
  5. Безжизненная Гоби
  1. СНГ было образовано
  2. ООН объявила род сложносокращенных слов определяется по
  3. МГУ объявил главному слову
  4. ГЭС построена
  5. ФСБ предупредила
  1. Интересный луна- парк род сложных существительных определяется по
  2. Брезентовая плащ- палатка двум правилам: если 1-аячасть не изменяется,
  3. Красивая женщина -посол то род определяется по 2-ой части.

Если склоняются обе части, то по первому слову

Слово учителя.

Итак, что дало нам выполнение данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении рода у несклоняемых имен существительных).

Как часто в повседневнойжизнивстречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? (В жизни часто бывают моменты, когда возникают сомнения в правильности произношения тех или иных слов. Например)

Вывод: Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо запомнить правила определения рода неизменяемых существительных. .

В различных вариантах тестовых заданий для опознания представлены неверно образованные формы слов. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. (Презентация)

Работа с карточками №3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Ответы. Слайд №11

а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек ;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров .

а)сильнейший борец;

б) здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Соотнесите свои выводы с правилами, представленными на слайде №11

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

  1. Подведение итогов.

Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». Слайд №12

Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.

7. Рефлексия.

Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам? Слайд № 13

8.Д/з. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄ктор ы , а окончание – а (трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №2.

По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ.

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

Карточка №3. .

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Подписи к слайдам:

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории
*
*
слайд №1
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
*
слайд №1
*
ПравильностьТочностьЛогичностьЧистотаВыразительность
*
слайд №2
*
*
слайд №3
*
*
слайд №4
*
ОрфоэпическиеНормы словообразованияМорфологическиеСинтаксическиеЛексическиеСтилистическиеОрфографическиеПунктуационные
*
слайд №5
*
*
слайд №6
*
формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных;разграничение функциональных омонимов.
*
слайд №7
*
Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев
Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев.
*
слайд №9
*
1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
*
слайд №10
*
слова
род
определение
Кашне
Средний
Шелковое
Кимоно
Средний
Яркое
Торнадо
Мужской
Разрушительный
Хинди
Мужской
Трудный
Салями
Женский
Вкусная
*
слайд №11
*
1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие.
*
слайд №12
*
слова
род
определение
Пони
Мужской
Ласковый
Шимпанзе
Мужской
Огромный
Цеце
Женский
Редкая
Какаду
Мужской
Яркий
Иваси
Женский
Вкусная
*
слайд №13
*
2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба).
*
слайд №14
*
слово
род
определение
Мисс
Женский
Юная
Фрейлейн
Женский
Очаровательная
Денди
Мужской
Чопорный
Леди
Женский
Старая
Кутюрье
Общего рода
Известный
*
слайд №15
*
3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
*
слайд №16
*
слово
род
определение
Онтарио
Средний
Знаменитое
«Таймс»
Женский
Ежедневная
Сухуми
Мужской
Солнечный
Конго
Женский
Полноводная
Гоби
Женский
Безжизненная
*
слайд №1
*
4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
*
слайд №1
*
слово
род
Глагол
СНГ
Средний
Образовано
ООН
Женский
Заявила
МГУ
Мужской
Объявил
ГЭС
Женский
Запущена
ФСБ
Женский
Предупредила
*
слайд №1
*
слово
род
определение
Луна-парк
Мужской
Интересный
Плащ-палатка
Женский
Брезентовая
Женщина-посол
Женский
Красивая
*
слайд №1
*
5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам:Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.);Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.).
*
слайд №1
*
*
слайд №1
*
Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
составная
-Е,-ЕЕ-ЕЙ-ШЕ
БОЛЕЕМЕНЕЕ+исходная формаприлагательного
-ЕЙШ--АЙШ-
САМЫЙНАИБОЛЕЕНАИМЕНЕЕВСЕГОВСЕХ+исходная формаприлагательного
*
слайд №1
*
В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
*
слайд №1
*
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры, библиотекари,вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.
-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
*
слайд №1
*
Существительные среднего рода без ударения
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. -ИЙ
Р.п. мн.ч. - ИЙ
Побережье - побережий, соленье - солений
Оладья - оладийПлясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. - ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
*
слайд №1
*
Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная
окончание мягкое: богиня-богинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная
окончание твердое: басня-басен
*
слайд №1
*
количественные
порядковые
составные
сложные
Склоняется только последняя цифра
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятьюпятьсот- пятьюстамиШестьсот пятьдесят шесть – шестьюстами пятьюдесятью шестью
двадцать второй - двадцать вторым
*
слайд №1
*
Собирательные числительные сочетаются
Собирательные числительные не сочетаются
с сущ. м.р. и общего рода, называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц женского пола: две девушки, но нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих животных: двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.
5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
*
слайд №1
*
А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010гА.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009гН.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008гТ.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
*
слайд №1
*

Тема: Морфология.

Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.

Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.

Ход урок

    Организационный момент.

2. Орфографическая работа.

Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.

3. Лингвистическая разминка.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.

Ответы: а) существительное: братик,

б) причастие: слышащий,

в) существительное: сыну, наречие: сбоку,

г) глагол: обиделся,

д) глагол: стоишь.

4. Проверка домашнего задания.

Беседа по теме: «Морфология».

Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).

Сколько в русском языке частей речи? (10)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).

Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.

Карточка.

Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).

Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).

В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).

На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:

Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;

Эхо, Нарцисс – герои древнегреческих мифов; эхо- отражение звука; нарцисс- цветок;

Пломбир – город во Франции; пломбир - сорт мороженого.

    Комплексный анализ текста (на столах обучающихся тексты с заданием).

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Вставьте орфограммы. (копытом, снегу, вороны, расшумелись, невидимкой, дремлет, подвязалася, сосна, долбит, скачет, валит, стелет, бесконечная, убегает, вдаль)

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите тип каждого односоставного предложения. (Еду.(определенноличное) Тихо.(безличное))

3. Какие художественные средства вам встретились. Выпишите примеры из текста. (олицетворение: «дремлет лес», «оперлася на клюку», «убегает дорога»; эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой»; сравнение: «словно белою косынкой», «как старушка», «убегает лентой»)

4. Выполните фонетический разбор слова «сказку».

Сказку – 2 слога.

С-[с] – согл.,глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

А-[а] – гласн., ударн.

З -[с] – согл., глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

У-[у] – гласн., безударн.

6 букв, 6 звуков.

5. Выполните морфемный разбор. (убегает, заколдован)

6. Упражнение 227.

Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены

буквы.

В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.

7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?

Что изучает морфология?

Отличие самостоятельных частей речи от служебных?

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упражнение 228.

Указать часть речи каждого слова и распределить по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.