И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Толстой Л.Н.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Если рассматривать обучение, как самостоятельный элемент то, безусловно, это длительный процесс, в который вовлечен человек на протяжении всей жизни. В котором важную роль играет самообразование, оно помогает человеку самостоятельно получать знания и формировать себя как личности. Но воспитательный аспект, в таком случае, окажется западающим элементом. Важнейшими показателями сформированности личности является жизненная позиция (отношения к другим людям, к себе), социальная активность, проявления индивидуальности. Именно семья, а в дальнейшем образовательные организации помогают ребенку занять свое место в обществе. Родители и учителя - те, кто помогают формироваться ребенку, проявлять себя как гражданин, профессионал. Таким образом, воспитание и обучения всегда будут взаимосвязаны.
Общество не стоит на месте, но ценности остаются неизменными. Единство требований, это то, к чему приходит современное общество. С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Если с обучением практически не возникает не понимания, то воспитание и развитие вызывает волнение. Но нужно ли опасаться новых формулировок и настолько много принципиально новых введений?
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.
Мы с вами такие же дети, которых довольно часто пугает именно формулировка темы. В стандарте появляется слово «должен», но это не означает, что появились новые завышенные требования. Стандарт основывается на умениях педагога своими действиями направить класс или одного из учеников в процессе обучения. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
В рамках профстандарта педагога воспитательная работа по многим критериям совпадает с должностными обязанностями классного руководителя. Это касается реализации воспитательных программ, органов ученического самоуправления, развития эмоционально-ценностной сферы ребенка, анализа состояния реальных дел в классе, развитие познавательной активности и тд.
Педагогический стандарт. Воспитательная деятельность. |
Должностные обязанности классного руководителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для успешной воспитательной работы необходимо продуктивно сотрудничество с коллегами, а также конкретизировать задачи воспитания и развития учащегося в рамках своего предмета.
Только совместными усилиями педагогов, через учебные предметы, мы можем не только соответствовать стандарту, а что гораздо важнее, «воспитывать» наше будущие в лице учеников.
Система работы сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках валеологического воспитания.
Проект «Мир эмоций»
Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.
Задачи:
1. Способствовать развитию эмоционально-ценностной сферы дошкольников.
2. Учить детей узнавать схематические изображения эмоций, привлекать детей к их воспроизведению.
3. Стремиться к тому, чтобы дети умели и учились адекватно реагировать на ситуации и события.
4. Учить дошкольников реально воспринимать мир.
5. Способствовать психоэмоциональной коррекции.
6. Учить контролировать детей свое эмоциональное поведение, удерживаться от импульсивных проявлений.
7. Дать представление родителям об эмоциональном мире ребенка. Учить их воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Актуальность: Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «Мир эмоций» как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.
Своеобразие системы работы: Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что развивая эмоционально-ценностную сферу воспитанников, я опираюсь на их личный социальный опыт , используя различные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями, так как только посредством погружения в жизненные ситуации можно сформировать у ребенка умение управлять эмоциями, заботиться о своем психическом здоровье, научить сопереживать и понимать чувства окружающих.
Методы работы:
- Беседы по теме «Мир эмоций» (рассматривание пиктограмм).
- Занятие на тему «Школа эмоций».
- Дидактические игры: «Школа клоуна Кости», «Создай настроение», «Мой день», «Найди пару», «Собери человечка», «Калейдоскоп эмоций» и др.
- Создание и ведение дневника настроения ребенка и воспитателя.
- Решение проблемных ситуаций по типу: «Что надо сделать, чтобы изменить настроение ребенка?», «Что нужно изменить, чтобы день стал счастливым?» и т.д.
- Эмоционально-экспрессивные упражнения: «Какое настроение у сказки», «Радуга настроения», «Почему я веселый?», «Почему я грустный».
- Совместная работа с музыкальным руководителем ДОУ (прослушивание музыкальных произведений и соотнесение их с определенным эмоциональным состоянием: Бетховен «Лунная соната», Брамс «Колыбельная», Фрид «Веселый скрипач», Штраус «Вальсы»). Проведение совместного детско-родительского праздника «Новогодняя сказка».
- Занятия по изобразительной деятельности на тему «Мир эмоций» (соотношение цвета и эмоционального состояния детей). Выставка творческих работ детей по теме проекта.
- Упражнения психологической разгрузки: «Я спокоен», «Яблонька» и др.
- Работа с родителями (консультации, беседы, работа за круглым столом по теме «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Проведение с ними семинара практикума по теме «Психологическое здоровье дошкольников»).
Проблема проекта:
Как свидетельствует практика, во многих дошкольных учреждениях работа планируется таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая на второй план становление эмоциональной сферы, вследствие чего часто нарушается гармония развития будущей личности. Эмоции выполняют адаптивную и оценочную функцию. Они связаны с потребностями ребенка, в них представлено соответствие поведения ребенка его основным потребностям, интересам и ценностям. Поэтому эмоционально-чувственные реакции, эмоционально-чувственные состояния ребенка считаются основным катализатором осознания своей индивидуальности, своего «Я».
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повлиять на развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников, повысить уровень их эмоциональности и умения контролировать свои эмоции.
2. Изменить отношение родителей к проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
3. Повысить профессиональный уровень педагогов.
Оценка эффективности проводится по 3 направлениям: воспитатель, дети, родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта. После окончания проекта проводится анкетирование участников по оценке эффективности проекта.
Выводы:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Мир эмоций» позволяет:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) «Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним»
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Надо ли, на Ваш взгляд, помогать своим родителям? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Да, по возможности материально 11,5 13 - Не надо, пусть сами справляются 0,5 0 - Надо, только в исключительной ситуации 2,5 1,5 - Всегда и всем, что им понадобится 40 54 - Не надо, родители должны заботится и помогать детям всю жизнь 0,5 0 - Вниманием, заботой, помощью в домашних делах 44 31 -Трудно сказать 1 0,5
5 слайд
Описание слайда:
Как, на Ваш взгляд, поступать с неизлечимо больными новорожденными? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Трудно сказать 25 37,5 - Воспитывать дома как полноправного члена семьи 32,5 28,5 - Отдавать на воспитание в специализированное учреждение 3,5 4 - Лучшевсего сразу не давать им возможности жить, чтобы они не мучились и не мучали близких 17 12 - Воспитывать дома, периодически помещая их в медицинские учреждения 16 12,5 - Определить в специализированное учреждение, периодически забирая домой 5,5 4 - Не забирать из роддома 0,5 1,5
6 слайд
Описание слайда:
Как, на Ваш взгляд, целесообразно поступать с больными стариками? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Оставлять их в семьях, оказывая всевозможную помощь и терпеть все неудобства 45 64 - Отправлятьих в благоустроенные дома для престарелых, чтобы им оказывалась медицинская помощь и как можно чаще навещать их 29 13 - Облегчить им старость и страдания медицинскими средствами (эвтаназия) 3 1,5 - Оставлять дома и не обращать на нихвнимания 1 0 - По возможности нанять человека, который бы помогалухаживать за ними 14 16 - Возложить заботу о них на государство 1 0,5 -Не знаю 7 5
7 слайд
Описание слайда:
Возможно ли нарушение супружеской верности для находящихся в браке? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Возможно и даже полезно 6 3 - Возможно, если в супружеских отношениях нетни любви, ни понимания 41 25 - Безусловно, невозможно 11,5 22 - Невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем 2,5 3 - Невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга 15 28 - Можно увлечься и изменить, но не разрушать семью 16 11 -Трудно сказать 8 8
8 слайд
Описание слайда:
Ты нашел кошелек, в котором деньги и паспорт. Как ты поступишь? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте 20,5 7,5 - Буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу 6,5 1,5 - Не знаю 10,5 13,5 - Верну и деньги,и паспорт 33,5 55 - Верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение 11 5,5 - Деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп 3 1 -Не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна 15 16
9 слайд
Описание слайда:
Разворачиваясь на своей машине, Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Если нет хозяина, поскорее уеду 22,5 10 - Уеду, но если меня разыщут, оплачу ремонт без разговора 35 12 - Если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт 1,5 0 - Найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет 5 4 - Не знаю 12 32,5 - Дождусь хозяина и,если он потребует, отремонтирую машину 12,5 26,5 - Уеду, но оставлю номер своего телефона 11,5 15
10 слайд
Описание слайда:
Вас попросили передать письмо знакомому человеку, конверт не заклеен. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми 5 3 - Разписьмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту 5 5 - Еслиписьмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать 40 57 - Если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану 36,5 20 - Читать не буду – от греха подальше 3,5 7 - Не знаю 4,5 5 - Прочитаю, почему бы и нет 5,5 3
11 слайд
Описание слайда:
Вы узнали, что в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось несчастье. Какая линия поведения Вам ближе? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею 13 1 - Наверное порадуюсь:это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно 1,5 1 - Выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги 32,5 40 - Предложу своюпомощь – может быть, она будет хорошо оплачена 3 1 - Не знаю 4,5 5 - Выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» 3,5 1 - Искренне посочувствую им:в горе нет ни богатых, ни бедных 42 51
12 слайд
Описание слайда:
«Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним.» С.Л. Соловейчик
13 слайд
Описание слайда:
Имей дух и умей взрастить его! Имей дух и умей передать его ребенку!