Сценарий фестиваля я родился на волге. Как по Волге –матушке, по реке –кормилице

Администрация муниципального образования "Лиманский район"

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества П. Лиман"

Воспитательное мероприятие

(методическая разработка для педагогов дополнительного образования, педагогов, организаторов, классных руководителей общеобразовательных учреждений)

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Аукина С.А.

р.п Лиман

2014 г.

Объяснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована при проведении различных просветительных, воспитательных, массовых мероприятий по экологии, краеведению, как сценарий для внеклассных мероприятий,классных часов в учреждениях дополнительного и общего образования.

Методическая разработка призвана оказать методическую помощь учителям экологии, географии, организаторам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Мероприятие рассчитано для детей 10-15 лет. Продолжительность 60 минут.

Мероприятие разработано с целью развития экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природе, привлечения детей к активным действиям по ее охране и познанию окружающего мира.

Задачи:

Образовательная цель:

- расширить знания учащихся о реке Волга, источнике реки Волги, ее богатствах и ее экологических проблемах, а также о способах решения этих проблем силами подрастающего поколения;

- побудить познавательный интерес к изучению истории реки Волги, к происхождению ее названия;

- расширить представления учащихся о использовании вод реки для нужд человека.

Воспитательная цель:

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному краю, его природе; - формировать интерес к истории реки Волги;

-вырабатывать активную жизненную позицию в деле охраны природы;

- повысить уровень экологической культуры учащихся, создать атмосферу единения зрителей и участников;

- способствовать развитию коммуникативных навыков поведения.

Развивающая цель:

-заинтересовать детей предметом "Экология", "Краеведение", "География";

- обеспечить содержательный досуг детей, настроить их на дальнейшее саморазвитие.

- содействовать укреплению межпредметных связей;

- способствовать развитию у детей творческого мышления, творческой инициативы, речи, памяти, внимания, расширению кругозора.

Форма проведения: экологический информационно-познавательный час;

Методы используемые при проведении мероприятия :

- словесные (рассказ с элементами поисковой беседы);

- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, просмотр видеоролика, слайдовая презентация и слайдовая викторина);

- практические (работа с раздаточным материалом)

Новизна: Новизна мероприятия заключается в организации информационного мероприятия для воспитанников разного возраста.

Актуальность данной разработки в том, что во время мероприятия происходит переосмысление значимости реки Волга в жизни россиян, астраханцев и активизация познавательных интересов в области экологии, краеведения, географии.

Сознательная любовь к Родине начинается с познания нового и интересного об объектах природы родного края. Расширив и углубив знания о реке Волга и ее значении, у учащихся возникает желание стать защитником природы, а возможно и желание получить профессию "Эколог".

Методические приемы:

- логические (составление пословиц, выводы, обобщения);

- организационные (работа групповая, индивидуальная)

- технические (видеофильм, слайдовая презентация, слайдовая викторина, музыкальное сопровождение)

Оборудование и материалы:

компьютер;

проектор;

экран;

микрофоны;

презентация;

видеофильм о реке Волга;

тематические буклеты;

слайдовая викторина "Узнай и назови", карточки с заданиями,

стихи, поговорки о Волге;

записи песен о Волге и музыкальных заставок;

жетоны.

Оформление зала:

ткань для имитации реки;

букеты лотоса, макеты лебедей, рыб для оформления сцены;

народные костюмы для ведущих;

Данное мероприятие проводилось в МКОУ ДОД "ЦДТ п. Лиман" с воспитанниками центра и учащимися МБОУ "ЛСОШ №2".

Ожидаемый результат:

Развитие активного познавательного интереса к получению информации о истории реки Волга, ее значении в жизни человека и влиянии человека на экологическое состояние реки;

Утверждение в сознании обучающихся экологических правил поведения в природе;

Желание учащихся принимать активное участие в природоохранных мероприятиях;

Повышение интеллектуальной, творческой активности учащихся;

Расширение зоны творческих возможностей и круга интересов учащихся;

Развитие коммуникативных навыков поведения;

Улучшение эмоционального состояния от участия в мероприятии;

Методическая разработка может быть переработана, видоизменена и проведена в любой другой форме: урока - знакомства, урока - путешествия, праздника, альманаха и т.д.

Методические советы и рекомендации по организации и проведению мероприятия

Для проведения мероприятия необходимо провести большую предварительную работу:

    определить для кого проводится мероприятие;

    разработать план проведения мероприятия;

    Определить последовательность своих действий и действий участников мероприятия;

    подобрать фото и записать слайдовый фильм о Волге;

    подготовить презентацию по тексту сценария;

    подготовить и распечатать информационные буклеты;

    подготовить слайдовую викторину "Узнай и назови"

    найти и распечатать тексты стихотворений для дикламирования;

    найти, распечатать и подготовить конверты с набором слов для составления поговорок о Волге;

    записать музыкальные заставки, песни;

    разучить песни о Волге;

    Разучить тематическую танцевальную композицию;

    подготовить помещение и декорации для оформления сцены и зала;

    отрепетировать с учащимися текст сценария;

Проводить мероприятие необходимо в актовом зале или просторном помещении с достаточным количеством посадочных мест и возможностью подключения компьютерной и техники и проектора.

Вариант оформления:

по центру сцены (на стене) экран для трансляции презентации и видеофильма;

по сцене, с одного края до противоположного края, расстелена синяя ткань имитирующая протекающую извилистую реку. По ткани расставлены букетики искусственных цветов лотоса, кувшинок, макеты водоплавающих птиц, рыб.

Фоновая музыка должна звучать на протяжении всего сценария.

Эмоциональный настрой мероприятию придадут музыкальные заставки - современные и старинные песни о Волге, песни в живом исполнении, танцевальные заставки, просмотр слайдового фильма;

Наличие викторины, конкурсов придает мероприятию соревновательный дух, а также личную заинтересованность в усвоении материала.

Стимулирует детей на внимательное прослушивание и запоминание материала наличие призов для самых внимательных участников мероприятия;

Тема Волги неисчерпаема...- это и тема Волги в произведениях писателей и поэтов, художников, музыкантов.... Отдельным мероприятием может быть мероприятие, посвященное экологическим проблемам Волги... и т.д., поэтому не стоит перенасыщать мероприятие информацией и удлинять время его проведения. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, менять методы подачи материала.

Особое внимание при проведении конкурсов и викторин необходимо уделить проговариванию, повторению педагогом правильных ответов учащихся, для лучшего запоминания информации другими детьми.

Если педагог играет роль ведущего и находится на сцене, то желательно, чтобы учащийся 1 и учащийся 2 помогали раздавать жетоны за правильные ответы на задания конкурсов и викторин. Это позволит не затягивать этап закрепления усвоенного материала.

В качестве призов можно использовать календари и календарики, магниты с изображением Волги, Лотоса, ценных пород рыб и т.д., сладкие призы.

Структура мероприятия:

Организация мероприятия.

Информационный блок.

Подведение итогов.

Ход проведения мероприятия "Течет река Волга..."

Организационная часть:

Слайд 1

Ведущий : Здравствуйте, уважаемые ребята, учителя, гости. Сегодня мы готовы открыть вам тайны реки Волга. Почему именно сегодня? Выбор сегодняшней даты не случаен, посмотрите как много знаменательных дней в октябре:

2 октября - Всемирный день сельскохозяйственных животных.

5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц.

5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы.

6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний.

Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий.

Последняя неделя октября - Дни Волги.

Сейчас идет последняя неделя октября, а значит мы не можем не говорить о Волге.

Обращаю ваше внимание, что в конце мероприятия самому внимательному слушателю по итогам викторин и конкурсов будет вручен приз.


(Исполняется тематическая танцевальная композиция)

Информационный блок:

Слайд 2

Ведущий:

Александр Дюма писал: "Каждая страна имеет национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек".

Волга одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, присваивают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной – матерью. Река Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтобы отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой.

(под казацкую песню о Волге на сцену выходят учащиеся в русских костюмах)

Слайд 3

Ученик 1:

Тополя высокие, стройные стоят,

И на Волгу – матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга – матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!

Ведущий : Ребята, кто знает, как называли Волгу в древности?

Слайд 4

Ученик 2: Великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. Геродот называет Волгу рекой Оар. . "Волга" означает "светлая".

Ученик 1: Греческий ученый Птолемей в своей «Географии» называл Волгу - Ра (что означает «Щедрая»). Он жил далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи о великой реке

Ученик 2: В средние века арабы называли её - «Ийшль» - «Река рек»

Ученик 1: ИТИЛЬ, ЭТИЛЬ, АТИЛЬ ... Такие названия реки Волги отмечены в средневековых хрониках. Татары называли её Идиль, монголы Итиль река-рек ,

Ученик 2: Арабский ученый Аль-Идриси (XII в.) в своей «Географии» называл Волгу «Русийа» или «Расия»

Ученик 1: Жившие на её берегах финские племена называли реку Волга - « Блистающая», «Светлая»

Ученик 2: Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka - «ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река»

Ученик 1: Другие ученые считают. что Волга произошло от «волоога»- влага , влажный.

Слайд 5

Ученик 2: Река Волга берет начало от Валдая, в краю лесов и озер, где климат влажен и дожди часты. Ее родина - Тверская область, село Волговерховье. Если от правления села спуститься вниз к болоту, то на высоте 228 метров, можно увидеть деревянный сруб.

Слайд 6

Он поставлен над неглубоким колодцем с родниками прозрачной воды. У колодца надпись:"Исток Волги. Колодец разрушенный немецкими, восстановлен.Июль 1942 года".

Ученик1: Исток Волги знали давно, хотя научно географы подтвердили это только в конце ХIХ века. Деревянный сруб над источником - это маленькая часовенка. Ключ, который хранится в этой часовне, является ключом от Волги.

Ученик 2:

А было так: часовня на болотце
И окающий говор знатока.
Отсюда Волга-матушка берется,
Великая российская река.

Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде.
О, если есть божественность начала,
То здесь оно, бесспорно, как нигде.

Да, только здесь, где как глазищи совьи,
Глядят кувшинки в годы и века,
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.

Слайд 7

Ведущий. Наклонись поближе к земле и прислушайся. Кап-кап-кап, тук-тук-тук... Слышишь звуки, напоминающие удары сердца?

(звучат звуки капающей воды плавно перерастающие в журчание ручья)

Это вырывается из земли маленькая, серебристая струйка воды. От нее веет прохладой даже летом, когда припекает солнце. И вот уже побежал, побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. Трудно себе представить, что безымянный ручеек превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка.

Слайд 8

Ученик 1: Маленький ручеек! Вода немного коричневая. Она не течет, а сочится из мхов от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. Странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть. Над этим ручейком порхают трясогузки, сюда заплывают самые смелые щурята. Это начало Волги, ее исток.

Слайд 9

Ученик 2: А впадает Волга в Каспийское море. Волга принимает около 200 притоков, самые крупные Кама и Ока. В районе Астрахани ширина реки достигает 50 м, а длина ее 3688 км.

Ученик1: Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга кормилица, она и поит людей, растения, животных. По берегам Волги издавна селились люди. Волга – это исторический путь, где сходятся прошлое и настоящее нашего народа. Много исторических событий связано с великой рекой! Все перевидала Волга. Все пережила. А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей. Волга неисчерпаема! Е. Евтушенко пишет: " Волга для России больше, чем река...."

Слайд 10 Показ видеофильма о Волге.

Слайд 11

Ученик 2: Волга – крупнейшая река нашей страны. Волга течет по зоне лесов, затем по лесостепи, степи и далее до Каспийского моря по полупустыни. У Волги очень много крупных притоков. Они питают красавицу реку и делают полноводной (

Слайд 12

Ученик 1: На берегах Волги находится 39 республик и областей Российской Федерации, а также множество сел, деревень и поселков, стоит 440 городов, где проживает почти 40% всех российских горожан . Крупнейшие города на Волге: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. ( учащийся сопровождает текст показом на карте).

Ученик 2: На Волге построено много водохранилищ. Тверской порт стал портом пяти морей, порт Оля Астраханской области имеет большое значение в развитии Международного транспортного коридора (МТК) «Север Юг» ( учащийся сопровождает текст показом на карте).

Слайд 13

Ученик 1: Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие . Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места.

Слайд 14

Ученик 2: Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей.

Ученик 1: По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы.

Слайд 15

В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник ( учащийся сопровождает текст показом на карте).

Ученик 2: И во всех этих образах Волга удивительна. Щедра и трудолюбива, богата народными промыслами.

Слайд 16

Ученик 1: Животный мир Волги насчитывает около 580- видов. В ней обитает до 75 видов рыб, из них 40- промысловых : вобла, волжская сельдь, лещ, судак, сом, сазан, чехонь, жерех. плотва, густера, налим, окунь, щука. Ценные породы рыб: белуга, осетр, севрюга, стерлядь (

Слайд 17

Ученик 2: В Волге водятся раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапли, утки (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Слайд 18

Ученик 1: По берегам Волги и в самой реке растет тростник, камыш, кубышка, рогоз и, конечно, лотос (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Ведущий Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально, у нее большие экологические проблемы. Всего 60 лет назад наша волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная. Наш дом – река Волга красавица в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Кто же загрязняет Волгу?

Слайд 19

Ученик 2: Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды.

Ученик 1: Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты пластиковый мусор. .

Ученик 2: По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые сбрасывают грязные воды в реку. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.

Ученик 1: Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходит по течению Волги.

Ученик 2: Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров.

Ученик 1: В бассейне Волги живут 60 млн. человек, которые тоже сильно загрязняют Волгу.

Ученик 2: И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

Ведущий. Вода – это дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная, чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится наше государство.

Ученица 2: Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.

Я хочу, чтоб у тебя, жизнь была удачная.

То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,

Только люди – человеки засоряют наши реки.

Им, наверно, невдомёк: губят главный в жизни сок,

Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.

Чтоб не быть беде вовеки,

Чистыми должны быть реки.

Слайд 20

Ведущий. Как же мы можем помочь нашей красавице?

Слайд 21

Ученик 1 : Не бросать в воду мусор.

Ученик 2: Не оставлять мусор на берегу. Не сжигать и не закапывать стеклянный, пластиковый, металлический мусор.

Ученик 1: Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды.

Слайд 22

Ученик 2: Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.

Ученик 1: Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.

Слайд 23

Ученик 2: Расчищать родники и ручьи.

Ученик 1: Беречь воду.

Слайд 24

Ученик 2: Оберегать растения – не рвать кубышки и другие растения.

Ученик 1: Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз.

Ученик2: По – возможности помогать животным:

Слайд 25

1. Зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород и рыбам было легче дышать.

2. Весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.

Ведущий: Дети не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу!

Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.

Слайд 26

Ученик 1:

РЕКА СВЯЩЕЙНЕЙШАЯ В МИРЕ,

Кристальных вод царица - мать,

Дерзну ли я, на слабой лире

Тебя. О, Волга величать?

Ты образ божий в мире сем!

Россию украшая,

Шуми священная река.

Свою великость прославляя.

Закрепление полученных знаний.

Ведущий:

А теперь мы проверим, кто сегодня был самым внимательным? Я буду вам задавать вопросы по прослушанному материалу, а тот кто правильно ответит на вопрос будет получать жетоны. Тот, кто наберет больше всего жетонов, получит в конце мероприятия приз!

Начинаем!

Слайд 27

1.Вопросы по прослушанному материалу:

1.Как называли Волгу в старину? (Идель, Итиль, Этиль, Ра, Ийшль, Валка, Оар, Рассия, Россия, светлая, щедрая)

2. Сколько притоков имеет Волга? (200)

3.Где берет свое начало Волга? (на Волдайской равнине в Тверской области)

4. Какова длина Волги? (около 3 688 км)

5. Назовите волжский город, где в 1942г. начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинград – Волгоград)

6. Перечислите города расположенные на Волге? (Тверь, Ярославль, Кострома, Рыбинск,Нижний Новгород, Набережные Челны, Чебоксары, Ульяновск, Сызрань, Казань, Энгельс, Камышин, Волгоград, Астрахань, Новгород, Саратов, Самара...)

7. Перечислите растения дельты Волги;

8.Перечислите виды рыб обитающих в Волге;

9.Что угрожает нашей матушке-реке?

10. Что каждый из вас может и должен сделать, чтобы наша река была чище и краше?

Слайд 28

2. Составление поговорок о Волге:

Предлагаю вам разделиться на 2 команды (можно и больше). Сейчас я раздам вам по 2 конверта, в которых находятся слова, из которых вам необходимо правильно составить поговорки о реке Волге. Какая команда справится с заданием быстрее и правильнее, получит приз. Получите, пожалуйста, конверты.

(В конвертах по 2 поговорки:

1 конверт - Волга – добрая лошадка, все свезет. Волга – плыть долго.
2 конверт - Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь. Волга – всем рекам мать)

Пока учащиеся составляют пословицы звучит песня о Волге)

Первой с заданием справилась команда..... Она составила правильно поговорки :.......(ведущий читает поговорки), у второй команды были такие поговорки о Волге :.......(ведущий читает поговорки)

(учащийся 1 и учащийся 2 дают команде победительнице приз)

Слайд 29

3. Конкурс «Узнай и назови»

Молодцы! Следующий наш конкурс называется : "Узнай и назови". Перед вами на экране будут появляться слайды, а кто узнает и правильно назовет то, что изображено на слайде получает жетон.

Слайд 30-43

(учащийся 1 и учащийся 2 раздают жетоны за правильные ответы)

Слайд 44

4.Дикламирование стихов

Много стихов написано поэтами про нашу Волгу.. Предлагаю выйти на сцену тем учащимся, которые смогут за 2 минуты подготовиться и красиво, с выражением прочитать нам стихи о Волге. (Раздаем стихи).

(Пока ребята готовятся звучит музыкальная заставка - песня о Волге)

Ведущий: приглашаю чтецов на сцену

( ребята соревнуются в чтении стихов)

Слайд 45

Подведение итогов.

Ведущий: Я предлагаю вам сейчас посчитать все свои жетоны и выйти на сцену тех, у кого их оказалось больше 5.. Посмотрим у кого же жетонов больше всех? (звучат фанфары)

Поздравляем... сегодня самым(ой) внимательным(ой) оказался (лась)...... Тебе приз...

Ведущий : Вот и подошел к концу наш экологический информационно-познавательный час. Хочется верить, что информация, которую мы подготовили для вас осталась в памяти каждого. Мы надеемся, что вы не будете равнодушными к проблемам реки Волги и каждый из вас будет, стараться относиться к ней бережно! Берегите и любите нашу Волгу -матушку!

Список источников информации.

1.Азбелева, С.Н., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ С. Н. Азбелева.- Москва: Советская Россия Русская книга, 1992. - 605с.

2.Вардугин, В.И, Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В. И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.-686с.

3. Кожина Т. Н..Рек, озер краса, глава, царица...: Волга как прецедентный знак русской культуры./ Т. Н. Кожина, Н. В. Лекомцева.//Русский язык за рубежом- 2003.-№3, http://www.gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2002-03/

4. Прохоров А.М.. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 160.

5. Пятин В.А., Природа и история Астраханского края./ под ред.В.А. Пятина.- Астрахань: Издательство Астраханского пед. ин-та, 1996.-346 с.

Информационные ресурсы:

1. http :// www . learningrussian . gramota . ru / http :// newciv . relarn . ru / work /2-41/ library / dic / v . htm - Происхождение названия реки Волга

2. http://www.interfisher.ru/volga.html - Описание реки Волга

3. http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/gde-naxoditsya-istok-reki-volgi/ -

Где находится исток Волги?

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E3%E0 - Волга, материалы википедии

Приложение №1

Поговорки о Волге

Волга – добрая лошадка, все свезет.
Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь.
Волга – плыть долго.

Волга – всем рекам мать

В ложке Волги не переедешь

Волгу переплывет тот, кто опирается на народ.
Нечем платить долгу – ехать на Волгу.
Толокном Волгу не замесишь.
На словах - Волгу переплывет, а на деле – ни через лужу.
Просит осетр дождя, в Волге лежа.

Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней сравниться.

Приложение №2

Стихотворения о Волге

ВОЛГА

Мы русские. Мы дети Волги.
для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,

Покуда ты, Россия, есть.

(Евгений Евтушенко)

ВОЛГА
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.
(Татьяна Лаврова )


РУЧЕЕК

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Скольких разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

(Н.Якушев)

НА ВОЛГЕ- РЕКЕ
Лечу, скользя по водной шири.
Недвижны в небе облака.
Что может быть прекрасней в мире
Тебя, великая река?!

Взлетают чайки, чтобы скоро
Вдали растаять и пропасть.
Неизмеримого простора
Всепобеждающая власть!

По-русски скромная природа
Чарует тихой красотой,
На синем шелке небосвода
Сияет купол золотой.

Как чешуя на сонной рыбе,
Как полированная сталь,
Переливаясь, блещут зыби.
Все шире делается даль.

Перед лицом громадной мощи
Неспешно движущихся вод
Смотрю спокойнее и проще
На то, что душу так гнетет…

И вот я снова на причале,
Но Волга в море унесла
Мои тревоги и печали,
Которым не было числа.
(Дмитрий Степанов)


ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

Какая ширь, какая даль!..
Не потому ль, не оттого ли
Так жадно просит сердце воли,
И так томит его печаль?!

Так вот и кинулся ба птицей
Туда - за дальний кругозор,
Где в безднах неба тонет взор -
Над Волгой, русских рек царицей.

Нет! Это чувство - не печаль:
С ним повстречался я впервые...
Привет тебе, родная даль!..
Тебе - могучая стихия!..
( Аполлон Коринфский )

«К Волге»

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

О Волга, пышна, величава!

Прости!.. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты:

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческия кущи,

Взирая на суда бегущи

На быстрых белых парусах,

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

И я был на твоих волнах!..

поэт XVIII в. И. Дмитриев

Приложение №3

Буклет

Приложение №4

Презентация

"Течет река Волга"

Приложение №5

Популярные песни о Волге

А я без Волги просто не могу! Музыка Е.Мартынова. Слова А.Дементьева

В кольце Жигулей. Слова и музыка Б. Вахнюка

Весной Волга разольется, р.н.п.

Вечерние звезды. Музыка Ю. Якушева. Слова Б. Дубровина

Вниз по Волге-реке. Слова А. Шаховского

Вниз по матушке по Волге, р.н.п.

Волга - главная река. Музыка А. Киселева. Слова В. Татаринова

Волга - песня сама! Музыка В. Челнокова. Слова И. Олениной

Волга в сердце впадает мое. Музыка Б. Савельева. Слова М. Пляцковского

Волга. Музыка В. Казенина. Слова Ф. Лаубе

Волга-реченька. Музыка Г. Пономаренко. Слова Н. Палькина

Волжская лирическая. Музыка Г. Левкодимова. Слова В. Степанова Волжские зори. Музыка А. Климова. Слова М. Агашиной

Дорогой широкой. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Душа России. Музыка А. Абрамова. Слова Р. Плаксина

Если Волга разольется... Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача

Есть на свете река. Музыка Ю. Блинова. Слова В. Семернина

Из-за острова на стрежень, р.н.п. Как по Волге-матушке. Слова и музыка В. Высоцкого. Запись мелодии П. Гринчука

Любовь России. Музыка Ю. Маркелова. Слова Е. Евтушенко

Меж крутых бережков. Слова М. Ожегова

Над Волгой. Музыка В. Голикова. Слова В. Макашева

Над Волгой. Музыка В.Федорова. Слова А. Яшунской

Над Волгой. Слова и музыка А. Краснопольского

Нам не жить без России. Музыка С. Нагибина. Слова И. Олениной

Не страшна мне Волга-матушка. Обработка М. Балакирева. СловаА.Кольцова

Пересохни, Волга-речка, р.н.п.

Песня о Волге. Музыка Б. Мокроусова. Слова С. Острового

Песня о Волге. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Песня-Волга. Музыка И. Ефремова. Слова В. Семернина

Разлилася Волга широко, р.н.п.

Сормовская лирическая. Музыка Б. Мокроусова. Слова Е. Долматовского

Спасибо, Волга. Музыка Е. Бикташева. Слова Н. Палькина

Течет Волга. Музыка М. Фрадкина. Слова Л. Ошанина

Ты взойди, солнце красное, р.н.п.

Ты скажи, скажи, Волга-матушка. Слова П. Рублева. Музыка Г. Пономаренко

Утес Степана Разина, р.н.п.

Хорошо на Волге жить, р.н.п.

Эй, ухнем! р.н.п.

И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
Покуда есть на свете Волга,
Покуда ты, Россия, есть.

Евгений Евтушенко.

Много в нашей стране рек величественных и полноводных. Каждая из них по-своему прекрасна и непременно издревле играет роль народной кормилицы. Но лишь одна «водная магистраль» выделяется на фоне сети рек русских – это Волга-матушка. Ее можно смело назвать не только кладезем жизни, но и источником вдохновения для людей творческих. В знак искреннего к реке уважения в 2008 году был учрежден особый праздник 20 мая – день Волги.


История праздника День Волги

Отмечают знаменательное событие - праздник День Волги - ежегодно 20 мая. Инициатором создания праздника выступили три крупных организации: Международный социально-экологический союз, московское представительство бюро ЮНЕСКО и коммерческая фирма «Кока-кола Эйч Би Си Евразия». Отмечать День Волги начали, как уже было сказано выше, 6 лет назад, старт традиции был положен в Нижнем Новгороде. Там празднование знаменательной даты приурочили к периоду проведения 10-го научно-промышленного форума «Великие реки-2008» международного плана. Ну, а в 2009 году и в последующие годы ряд участников экологической акции значительно пополнился: в него вступили Астрахань, Самара, Татарстан, Волгоград – практически все поволжские города и области.


Цель организаторы праздника День Волги преследовали весьма прозрачную: донесение до российской общественности важности роли Волги в отечественной речной системе, для жизни населения страны. Задачи перед знаменательной датой стоят глобальные:

  • объединить и направить усилия на сохранение реки в данном состоянии и качестве;
  • проводить природоохранные мероприятия, посредством которых возможно обеспечить стабильное функционирование водоема;
  • осуществление реабилитации тех участков реки, которые нуждаются в восстановлении.

От того, насколько результативны будут принимаемые заинтересованными субъектами меры, зависит развитие всего Поволжского региона. А проблем действительно много. Одна из главных: с каждым годом все более возрастает тенденция к обмелению, загрязнению «водной магистрали», благодаря активной промышленной деятельности человека.

Как отмечают День Волги в регионах, имеющих прямое отношение к матери всех рек? Прежде всего, праздник проходит под эгидой экологических природоохранных мероприятий. К ним относятся:

  • субботники, проводимые с целью ликвидации загрязнений прибрежной зоны – добровольцами в том числе;
  • семинары, дискуссии, научные конференции;
  • фото- и картинные выставки на данную тематику, в рамках просветительской деятельности;
  • благотворительные концерты;
  • ярмарки, где мастера демонстрируют результаты своего творчества – в основном народные промыслы.

В Самаре, например, в День Волги обещает стать традиционным Круглый стол с публицистами и репортерами Самарского союза журналистов, а также представителями региональных органов власти и специалистов в области экологии. Цель мероприятия – найти практические ответы на злободневные вопросы, касающиеся дальнейшей судьбы и нынешнего состояния Волги-матушки.

История реки Волги


Свою историю Волга ведет еще со времен античного мира. По крайней мере, точно установлено, что в V веке до н.э. об этой водной магистрали человечеству уже было известно. Первым, кто упомянул великую русскую реку в своих трактатах, был историк Геродот из Древней Греции. Это был рассказ о том, как царь Дарий шел войной на скифские племена. В документе Волга значилась под названием Оар. Другой автор Диодор Сицилийский, живший также до н.э., называл современную Волгу Араксом – так полагают исследователи.


Начало второго тысячелетия ознаменовалось тем, что для идентификации российской реки использовали в основном термин «Ра» (щедрая) или «Рав» (поток воды). Арабы называли Волгу-матушку «Атель» или как вариант «Итиль» (река рек). Русское наименование происходит от праславянского Vьlga (влага). Принимая во внимание обилие наименований водной магистрали, можно сделать следующий вывод: с самого начала своего существования она пользовалась у человечества огромной популярностью и уважением. Причиной тому служила полноводность и выгодное географическое положение. Каждый из вас наверняка помнит о волжском пути, каким являлась Волга в далеком прошлом. В этом качестве река сформировалась к VIII веку н.э., играя роль крупнейшей торговой магистрали. В X веке на берегах полноводной красавицы расположились известные торговые центры, например, булгарский Булгар, Итиль, принадлежавший хазарам. Нельзя не упомянуть некоторые русские поволжские города: Муром, Суздаль, Тверь, Новгород. С течением времени роль реки как торгового пути усилилась, вследствие чего и число городов на ее побережье выросло. В XVI – XVII вв. появились прославленные в дальнейшем Саратов, Самара и будущий Волгоград – Царицын. Известна Волга и тем, что представляла собой в XVII – XVIII вв. «арену», на которой происходили казацкие бунты и крестьянские восстания.


В XIX веке наблюдалось прогрессивное развитие «водной магистрали» как великого торгового пути. Основные события того периода: функционирование бурлацкой армии, создание речного флота. Гражданская война принесла матушке-Волге неусыпный контроль большевиков, Великая Отечественная война – славу Царицыну, который в связи с героический обороной переименовали в Сталинград. По окончании боевых действий река развивалась исключительно в экономическом русле, а также превратилась в средоточие ГЭС и водохранилищ.

Главная река Поволжского региона отличается не только красотой, но и некоторыми географическими параметрами от подобных объектов в России. Так она официально считается крупнейшей среди отечественных природных «водных магистралей» и самой полноводной европейской. Есть у реки и другие, не менее важные преимущества. Длина или иначе, протяженность Волги, составляет ни много, ни мало 3530 км, по другим данным – 3694 км. 200 притоков, 151 тыс. водотоков – всем этим богата великая русская река.


Традиционно Волгу делят на Нижнюю, Среднюю и Верхнюю. Нижняя Волга как раз-таки наиболее полноводная. Расположена данная зона вдоль Приволжской возвышенности. Это тот самый участок реки, где стоят Волгоград, Самара, Саратов, Тольятти, находятся знаменитые Жигулевские горы и Куйбышевское водохранилище. Притоки нижней Волги: Еруслан, Астрахань, Самара.

Средняя Волга: здесь она все еще довольно мощные. Характерная особенность Волги в этом участке – различие ее берегов (левый ниже правого). Именно на нижней Волге стоят Чебоксары. Соответственно, тут же находятся Чебоксарские водохранилища и ГЭС. Средняя Волга имеет следующие притоки: Ветлуга, Ока, Свияга, Сура.

Наконец, Верхняя Волга – практически зона, откуда река берет свое начало. Географически место старта располагается в Тверской области. Помимо собственно Твери, не Верхней Волги располагаются города Ржев, Дубна, Рыбинск, Углич, Кострома, Ярославль и пр. Даже если вы не живете близ Волги, 20 мая вспомните о великой русской реке, ведь она является символом нашей страны!

Внеклассный час по экологии, 3 класс


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9,
г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию классный час, который поможет молодому поколению видеть красоту родного края, а именно реки Волги. Кроме того, данный материал способствует привлечению внимания к проблемам охраны водоёмов, к их загрязнению. Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям оздоровительных санаториев при проведении внеклассных мероприятий. Классный час ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп. На мой взгляд, воспитывать любовь к своему краю, родным просторам мы должны с раннего детства.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Реки».
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о реках в целом и о реке родного края;
- познакомить с проблемами загрязнения воды в реках;
- прививать элементарные навыки экологической культуры;
- воспитывать нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края; а также чувство гордости за то, что мы - Волжане.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, оформление доски и помещения, деление на группы.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня, я приглашаю Вас посетить необычную фотовыставку. Обратите внимание: на всех этих фотографиях изображена одна замечательная река.
(Ребята рассматривают фотографии Волги в разное время суток).





Учитель:
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут её все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями:
Речку ту узнали Вы?"
Дети: Да! Это река Волга!
Учитель: Нет ни одного жителя нашего города, кто бы, не бывал на Волге, не видел её широты и раздолья, величия и богатства. Бескрайняя ширь Волги подобна русской душе!
(Далее следует информация о реке Волги.
Рекомендуется использовать медиапроектор).


Примерная информация о реке Волге.
Волга самая крупная река в европейской части России и самая большая в Европе. Берёт она своё начало в селе Волго-Верховье, находящееся в Тверской области на Валдайской возвышенности. Протяженность реки - 3530 км. Река протекает по всей территории центральной России, начиная с Тверской области, и впадая в Каспийское море. Около 250 кубических километров воды ежедневно приносит Волга в Каспийское море. Древние называли Волгу – Ра, хотя у них было мало сведений о её точном местоположении и особенностях. Геродот упоминал её, как Араке. Птолемей описывал Волгу, как реку с двумя устьями – в Азовском и Каспийском морях. Хотя для него Дон и Волга это была одна река. У арабов Волга называлась Итиль, что в переводе означает «река». В Средневековье называли реку и Волгой, и Ра, и Етемия, и Ердиль. Мордва именовала реку Рау, татары – Идел, черемисы – Иуль.
Учитель: Наш класс в честь реки Волги носит название «Волжане». Предлагаю вспомнить наш девиз:
«Мы – Волжане!
Смелые! Добрые! Умелые!
Как Волга наша течёт река,
Мы первые во всём, всегда!».

(Дети исполняют песню «Издалека долго течёт река Волга»).
Учитель: 14 марта во многих странах мира отмечается «Международный день рек», ранее этот праздник назывался «Международный день борьбы против плотин, за реки, воду и жизнь», а также «Международный день действий против плотин». И сегодня на классном часе мы с Вами будем говорить о реках. Для начала давайте вспомним строение реки, её части.


Учитель: Всему миру известны слова Константина Бальмонта, который в своем очерке «Волга» написал так: «Вода – зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у неё есть Волга».
Учитель: Я хочу прочитать Вам одну легенду. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Легенда «Волга и Вазуза».
Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хвалынскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почету достойнее». Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе, и потекла. Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское. А все-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.


Учитель: Вот такая наша река Волга. А сейчас давайте послушаем ребят, они подготовили стихи о Волге.
(Далее следуют стихи о Волге. Стихи Е. Евтушенко, Т. Лавровой и других авторов).
Примерные стихи о Волге:
Ученик 1:
Мне Волга с рожденья близка и знакома.
Она перед окнами нашего дома.
Налево вода и направо вода,
Качает она облака и суда.
Ученик 2:
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Её медлительные волны,
Тяжёлые, как валуны.
Ученик 3:
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Ученик 4:
Люблю её всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России - это
Гораздо больше, чем река.


Ученик 5:
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечёт.
Ученик 6:
Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Ученик 7:
Города и сёла умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой весёлой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Ученик 8:
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить!

Учитель: Дорогие ребята, давайте украсим нашу фотовыставку Вашими работами. Предлагаю Вам нарисовать нашу родную, матушку – Волгу.
(Звучит песня о Волге. Дети рисуют свои картины.)


Учитель: Международный день действий против плотин отмечается по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США). «За реки, воду и жизнь» – вот девиз этого дня и нашего классного часа. Теперь поговорим немного об истории этого праздника.
(Далее следует рассказ об истории праздника.
Рекомендуется использовать медиапроектор.)

Примерный рассказ об истории Международного дня рек.
Следует отметить, что всё началось в 1998 году. Именно в этот день акции протеста прошли в более чем 20 странах мира. Неравнодушные люди Бразилии, Индии, Таиланда, Австралии, России, Японии, США приняли участие в демонстрациях, объявив всему миру свой протест.
Известен такой факт, что из 177 крупнейших рек мира только треть не имеет дамб или других сооружений на своем главном русле. Строительство дамб на реках - это довольно таки опасная тенденция, которая угрожает природе всей планеты. Строительство дамб может влиять не только на реки, но и на другие объекты природы. Дамба задерживает ил, песок и прочие отложения на дне, обедняя луга и болота вниз по течению, а это является основной причиной опустошения земель и гибели флоры и фауны. Сейчас трудно оценить будущий ущерб от изменения естественного течения реки, однако точно известно, что последствия жителей планеты точно не будут радовать.
Все проблемы происходят из самой цели строительства угрожающих миру сооружений – подъёма уровня воды в естественном водоеме и создания водохранилища посредством изменения нормального течения реки. Однако наиболее чудовищным последствием могут стать небывалой силы ураганы, оставляющие без крова, а иногда – и лишающие жизни десятки тысяч невинных людей. Одним из ярких примеров природного отмщения за действия человека явился ураган Катрина: река Миссисипи словно бы восстала против нарушения её экосистемы и смела с лица земли Новый Орлеан.
Таким образом, строительство дамб на всех крупных реках – это серьёзный риск, угрожающий всей жизнедеятельности планеты. Активисты движения против плотин во всём мире добились значительных успехов.
Кроме того, важно понимать, к каким последствиям может привести прорыв крупных плотин, в том числе - к возможным жертвам и разрушениям.

Учитель: И сегодня в Международный день рек мы тоже попробуем привлечь внимание населения всей планеты к довольно острой природной проблеме, по снижению уровня нанесения вреда естественным водам Земли. Как это сделать? Предлагаю Вам, дорогие ребята, создать свой знак «Не навреди!».
(Дети работают в группах. Каждая группа рисует свой знак.
Затем каждая группа защищает свой знак.)

Учитель: Вывод, который мы можем сделать: Берегите природу – она дает людям пищу и кров. Акция 14 марта – это способ призвать к устранению намечающейся мировой катастрофы как можно большее количество землян. Борьба же за сохранение естественного состояния окружающей среды должна происходить изо дня в день усилиями миллиардов людей.

Учитель: В нашей Ульяновской области в Международный день рек проходит единый экологический день.


Учитель: В этот день специалисты проводят обследования технического состояния потенциально опасных гидротехнических сооружений прудов, а также ряд акций по бережному отношению к водным объектам и рациональному использованию водоёмов.
Главной задачей проведения единого экологического дня является привлечение внимания жителей нашего региона к проблемам охраны водных объектов: загрязнению водоёмов, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, мониторингу экологического состояния вод, очистке берегов рек и ручьев, сохранению их биоразнообразия.
Все действия проводятся под лозунгом: «Пусть вода несёт жизнь, а не смерть!».
Учитель: В своём стихотворении Жанна Синючкова отметила следующие изменения в Волге. Внимательно послушайте!
И всё же должна я признаться, ребята,
Что Волга другая сейчас, чем когда-то…
От стоков бесхозных огромных объёмов
Становится грязным она водоёмом.
Естественный ход у реки был нарушен.
Ей «доктор» серьеёный и опытный нужен.
В ней рыб промысловых скудеют запасы…
Спасать её надо! Не медлить ни часа!
Пусть будут прозрачными волжские воды!
РЕКА - НЕ КАНАВА ДЛЯ СЛИВА ОТХОДОВ!


Учитель: Ещё один из лозунгов Международного дня рек говорит о необходимости поддерживать чистоту водоёмов, организовывать их расчистку. Что мы можем сделать, для того, чтобы Волга стала чище?
(Обсуждение данного вопроса в форме круглого стола).
Учитель: Следующее задание, продолжите пословицы о Волге.

Волга – добрая лошадка, всё … (свезёт).
Не проплывешь Волгу – Родину не … (увидишь).
Волгу переплывет тот, кто опирается на … (народ).
Волга – плыть … (долго).
Толокном Волгу не … (замесишь).
Волга – всем рекам …(мать).
Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней … (сравниться).

Учитель: Предлагаю Вам ответить на вопросы. Викторина о Волге.
1. Длина Президентского моста в Ульяновске через Волгу? (5825 метров).

ГБ(С)КОУ школа-интернат№71 г.о. Самара.

Учитель краеведения Полтарадняя Е.В.


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА РЕКИ ВОЛГИ

«Ее величество река Волга. Матушка Великой Руси».

    Цель: воспитывать патриотизм и чувство привязанности к родному краю и реке ВОЛГЕ путем интеграции познавательной деятельности, реализации творческих заданий и рисования в ходе проведения данного мероприятия.

Задачи:

    формировать у учащихся устойчивые знания и представления о родном городе, реке ВОЛГЕ

    раскрыть красоту реки ВОЛГИ и природы родного края;

    уточнить знания о значимости реки Волги для жителей города Самары;

    пропагандировать взаимоотношение человека и природы через бережное отношение к реке ВОЛГЕ;

    привлечь внимание молодого поколения к проблемам, связанным с экологией родного края и реки ВОЛГИ.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые ребята, гости. Сегодня мы с вами собрались на праздник, посвященный Дню Волги, он отмечается - 20 мая.

Не случайно мы его проводим весной, так как весной весь мир задумывается о состоянии нашей планеты. Посмотрите, как много знаменательных дней в календаре посвященных природе.

15 апреля–5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности проходят под девизом «Экология–Безопасность–Жизнь»,

20 мая – День Волги. Отмечается праздник по инициативе Международного социально-экономического союза, бюро ЮНЕСКО в Москве.

Волга – это как вы уже поняли название реки.

ВОЛГА означает «светлая». Родину люди называют Родина – мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без ВОЛГИ невозможно представить себе нашу Родину.

Старт традиции празднования Дня Волги был положен в 2008 год в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008». В последующие годы к празднованию присоединились Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

Ребята, как вы думаете, почему важно праздновать День Волги?

В честь празднования Дня Волги во всех регионах, территории которых питает эта водная артерия, проводятся экологические мероприятия. Добровольцы очищают берега реки, проводят просветительские мероприятия – тематические фотовыставки и выставки детских рисунков, лекции, научные дискуссии. Основная задача мероприятий - привлечь внимание общественности и властей к проблеме сохранения одной из крупнейших европейских рек.

Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга Для России - это
гораздо больше, чем река.

Волга - великая русская река. Она принадлежит к числу крупнейших рек земного шара и является самой большой в Европе. По своему протяжению - 3690 км. - она занимает 16-е место в мире. В России только четыре реки - Амур, Лена, Обь и Енисей - превышают Волгу. Площадь бассейна - 1380 тыс. квадратных километров.

Река берет начало на Валдайской возвышенности, у села Волговерховье в Тверской области, пересекает Среднерусскую возвышенность Европейской части России и достигает предгорий Урала, круто поворачивает на юг и сбегает по Понто-Каспийской низменности и впадает у Астрахани в Каспийское море.

Она делится на: Верхняя Волга – от истока до впадения Оки. Средняя –от впадения Оки до Камы. Нижняя- в нижнем течении, после впадения Камы.

Территориально в состав бассейна Волги входят Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Смоленская, Тверская, Владимирская, Калужская, Орловская, Рязанская, Вологодская, Кировская, Пензенская, Тамбовская, Тульская области, Пермский край, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Коми и Атырауская область Казахстана.

Познакомимся с Волгой поближе.

С чего начинается река?

«С голубого ручейка…»,- поется в детской песне…

В географии есть понятие начала реки –это исток.

Вспомним остальные части реки.

Исток реки Волга - место начала реки Волги.

Расположен в Осташковском районе Тверской области. Крупнейшая европейская река Волга начинается у юго-западной околицы деревни Волговерховье , на высоте 228 метров над уровнем моря. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Не сказать, когда пробился из-под земли крохотный родничок, огляделся, улыбнулся красному солнышку и прозрачным, журчащим ручейком побежал куда глаза глядят.

В одном месте обнялся ручей со своим братом и стал вдвое сильнее и побежал расторопней. В другом месте присоединился к ним еще один ручей, потом еще и еще. И вот уже не ручей, а целая речка потекла с Валдайской возвышенности все ниже и ниже, все дальше и дальше.

А вот в нее, главную речку, впадают новые и новые да такие сильные, как Сура, Ветлуга и Керженец, такие раздольные, как Ока и Кама.В ВОЛГУ впадает очень много притоков, из-за этого она очень полноводная.

Одна из крупнейших река эта в мире!

Становится с каждым притоком все шире.
Является гордостью нашей, святыней
И главной артерией водной поныне.
Уклон невелик* и дает все удобства
Для роста на этой реке судоходства.
В ней щука и сом, и осётр обитают…
Истории дух над волнами витает!
В искусстве река эта - стержень народа.
И Родина-мать. И простор, и свобода.

Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы... ВОЛГА

На своем пути Волга пересекает природные зоны тайги, смешанных лесов, степей и полупустынь.

ВОЛГА – типичная равнинная река. Впадает река ВОЛГА в Каспийское море. Вид из космоса.

Вряд ли найдется человек, который был бы равнодушен к красоте Волги, к ее истории, судьбе. Волга волнует, как сама Россия.

Жизни не хватит, чтобы насмотреться на волжскую красоту, зеленые берега, тихие плесы, так бы и любовался ею и на рассвете, и при высоком солнышке, и по ночам, когда в воду опрокидывается звездное небо с его глубоким мерцанием, грозным и таинственным, как сама вечность.

Волга - уникальный экономический потенциал, вобравший в себя заводы и фабрики, могучие гидростанции, старые и новые города, первоклассный речной флот, крупные агропромышленные объединения.

Не только лодки, пароходы понесла она на себе, плоты потянула, в больших городах мосты через себя перекинула, и вот летит она через всю Россию, и кто ни подойдет к ней, кто ни притронется, все зовут нежно и ласково: Волга!

Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли "Ра" - что означает „щедрая". В средние века арабы нежно именовали ее "Итиль", то есть "река рек". Арабский географ X века Ибн-Хаукаль писал о ней как о "реке русов", русской реке.

Может быть, правы специалисты, утверждающие, что название «Волга» финского происхождения и означает "светлая", "священная", но для нас да и для других народов Волга - исконно русское название, вобравшее в себя столь много, что его с полным правом можно поставить в ряд с другим святым словом - Россия. Русскому сердцу слышится в нем и Вольга - имя былинного богатыря. Основными отличительными чертами этого героя являются способность умение понимать язык птиц и зверей, и слово "воля", выражающее заветное стремление нашего народа к свету, братству и единению.

Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга - путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное.

И все же Волга - это люди, живущие на ее берегах. Все наиболее сильное, здоровое, талантливое всегда стремилось к ней. И Волга никогда зря не разбрасывалась. Она укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России.

С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, в наш день, в наши сердца шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев.

Ей обязаны глубиной проникновения в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, Горький, Федин.

Не у нее ли занимали силы для своих добрых дел математик Лобачевский, "учитель русских учителей" Ушинский, изобретатель "русского света" Яблочков, биолог Вавилов.

А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, музыкантов, политических деятелей! Пожарский, Чапаев, Шаляпин,

Отдельно хочется отметить художников - Репин, Саврасов, Левитан. Предлагаю продолжить творческие традиции и принять участие в конкурсе «Радуга над Волгой» (конкурс рисунков)

Снова возвращаемся к экономическому потенциалу Волги.

В бассейне верхней Волги расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа. Близ Соликамска - крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (озеро Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В Волге обитает около 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла,лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

Слайд 24-25

Современную Волгу превратили в цепь водохранилищ, гидроузлов,электростанций:

Иваньковская ГЭС, "Московское море",

Угличевская ГЭС,

Рыбинская ГЭС, Волковский гидроузел,

Горьковская ГЭС,

Чебоксарская ГЭС.

Волжская ГЭС, Куйбышевское водохранилище,

Саратовская ГЭС, Волжская имени XXII съезда

Судоходство на Волге существовало с древнейших времён. Волжский торговый путь возник в VIII веке. При Иване Грозном, после завоевания Казани и Астрахани, открылось сквозное движение по реке до её устья с выходом к Каспийскому морю как самоходных вёсельных и парусных судов, так и движимых бурлаками. В настоящее время Волга считается судоходной.

Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым морем - через Северодвинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал.

Мосты и переправы.

Первым постоянным мостом через реку стал Александровский железнодорожный мост под Сызранью (Самара), введённый в эксплуатацию в 1880 году. До этого для переправы грузов и экипажей использовались пароходы-паромы, а ещё раньше - большие плоскодонные лодки, называемые завознями.

Самый длинный на сегодняшний день мост через Волгу, он же длиннейший в России - Президентский мост в Ульяновске (длина 5825 метров)

Вдоль Волги раскинулось много городов.

Тополя высокие, стройные стоят,

И на Волгу – матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга – матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!

Какой город? Самара.

Крупнейшие города на Волге: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Миллионы волжан живут в этих городах, учатся. Трудятся во славу нашей России. Но во всех этих образах Волга удивительна. Щедра и трудолюбива, богата народными промыслами.

Слайд30-31-32-33

Кaтятcя вoлны в бecкpaйнeм пpocтope,

Музыкa Вoлги, Рoccия пoёт.

Ктo cкaзaл, чтo Вoлгa впaдaeт в Кacпийcкoe мope,

Вoлгa в cepдцe впaдaeт мoё.

Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально.

И все же, должна я признаться, ребята,
Что Волга другая сейчас, чем когда-то…
От стоков бесхозных огромных объемов
Становится грязным она водоемом.
Естественный ход у реки был нарушен.
Ей «доктор» серьезный и опытный нужен.
В ней рыб промысловых скудеют запасы…
Спасать ее надо! Не медлить ни часа!
Пусть будут прозрачными волжские воды!
РЕКА - НЕ КАНАВА ДЛЯ СЛИВА ОТХОДОВ!

У Волги большие экологические проблемы.

Кто же загрязняет Волгу?

Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды.

Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты пластиковый мусор. По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые загрязняют воду и воздух

В бассейне Волги живут 60 млн. человек, которые тоже сильно загрязняют Волгу.

Для того, чтобы человек был здоров, чтобы в нашей реке было много рыбы, нужно сохранить воду чистой, надо перестать сбрасывать грязные стоки, мусор, отходы. На предприятиях ставить очистные сооружения, воду очищать и использовать несколько раз.

Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходит по течению Волги. Нужно чистить дно реки, делать в плотине специальные проходы для рыб. Особенно опасны для рыб пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты.

Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.

Я хочу, чтоб у тебя, жизнь была удачная.

То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,

Только люди – человеки засоряют наши реки.

Им, наверно, невдомёк: губят главный в жизни сок,

Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.

Чтоб не быть беде вовеки,

Чистыми должны быть реки.

Не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу!

Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.

Вот и подошел к концу наш праздник. Хочется верить, что никого не оставили равнодушными проблемы реки Волги и каждый из вас будет, стараться относиться к ней бережно!

Используемые ресурсы.

1. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved -Блог Самарских Краеведов

2.silvergoat.ucoz.ru – publ/ehlektronnye…kraevedenie… электронная библиотека Краеведение Самарской области

3.kraevedenie.info- Самарское краеведение

4.infourok.ru›material.html?mid=58633 - Инфоурок

5http://www.sva-slava.narod.ru/kraevedenie_istorija.htm- Самарский союз родноверов

6.http://www.kraeved-samara.ru/- Блог Самарских Краеведов

7.http://smibs.ru/kraevedenie/poleznye-ssylki-po-kraevedeniyu/- «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система»

8.http://63.ru/text/newsline/?utm_source=adwords&utm_medium=63&utm_campaign=novosti=Новости Самары - 63.ru‎

9.http://www.riasamara.ru/rus/samara/about/28916/= РИА САМАРА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

СОГЛАСОВАНО:

Ст. воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 9»

__________________

Е.И. Маратканова

СЦЕНАРИЙ

познавательного развлечения

Тема: «День Волги»

Дата проведения : 19.05.2017 г.

Составили :

Воспитатели Арипова З.С.,

Степаненко И.А.

г. Энгельс – 2017 г.

СЦЕНАРИЙ

познавательного развлечения

с детьми старшего дошкольного возраста

(составили воспитатели Арипова З.С., Степаненко И.А.)

Тема: «День Волги».

Цель : совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге.

Задачи:

Закреплять знания о деятельности людей проживающих на берегу Волге;

Активизировать словарь (волжанин, русло, названия птиц, рыб, городов, водного транспорта);

Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный и растительный мир;

Воспитывать любовь к родному краю, его природным богатствам.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о Волге, беседа о городах, построенных на берегу Волги, чтение и рассматривание альбомов обитателей реки, разучивание пословиц и поговорок.

Оборудование и материал : карта России, картина Волги, детский бассейн, макет «Родничок», бумага для оригами, материал для мусора, ноутбук, экран.

Ход:

Звучит запись песни «Течёт река Волга» в исполнении Л.Г. Зыкиной.

Ведущая: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины. Посмотрите, какая она большая. Здесь много городов, рек, озер, морей. Скажите, каким цветом на карте изображены реки, озера, моря?

Ответы детей.

Ведущая: «Давайте попробуем найти Волгу на карте».

Дети ищут на карте реку.

Ведущая: «Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой синей линией, так как река еще мала и не так глубока. Течет тихо, спокойно. Потом внее вливаются ручейки и мелкие речки. Она становится глубоководной и широкой. И обозначена наша великая река широкой линией».

Ребёнок:

Из недр Земли забил родник,

Ручьем хрустальным стал он вмиг.

Спешат ручьи, вперед бегут

И вот рекой уже текут.

Родничок: «Помогите, поспешите мне на помощь…».

Ведущая: «Ребята, слышите, кто-то просит о помощи».

Родничок : «Это я, родничок. Я так спешу! Но мне трудно пробраться через преграды на моем пути».

Ведущая: «Дети, давайте поможем родничку очистить для него пути».

Дети убирают мусор.

Родничок: «Спасибо, ребята, я теперь продолжу свой путь».

Ведущая: «Куда ты спешишь, родничок?»

Родничок: «Я, мои братья и сестры образуют мелкие реки. А мелкие реки торопятся соединиться с водами больших рек».

Ведущая: «Вот как раз о такой большой реке мы с ребятами и хотим поговорить».

Родничок: «А как эта река называется? Я очень хочу попасть в эту реку».

Ведущая: «Мы сейчас о ней расскажем».

На экране изображена карта России, на которой видна крупным планом река Волга.

Ведущая: «Вот она, наша красавица Волга! Людей, живущих на берегу Волги, называют волжанинами. Волга течет по России много километров. У нее, как и у любой другой реки, есть берега. Каждая река течет много, много лет по одному и тому же месту. Называется это место русло».

Родничок : «Я спешу, тороплюсь. Хочу все сам скорее увидеть».

Ведущая: «Ты много всего узнаешь и увидишь. На твоем пути встретятся разные города. Ребята, какие города расположены на Волге?»

Ответы детей. (Саратов, Балаково, Н. Новгород, Астрахань Ульяновск )

Ведущая : «Разные народы живут на берегах этой реки. Все народы живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, изготовляют автомобили и речные суда. Например, в Нижнем Новгороде выпускают автомобиль «Волга». В Самаре - конструируют речные суда. В Балаково построены ГЭС и АЭС, которые обеспечиваю электричество в нашей стране. По берегам Волги лежат большие трубы, по которым проходит нефть и газ».

Родничок : «Спасибо, ребята. Я так много узнал. Но мне совсем не страшно. Я рад буду встретиться с вами в больших водах Волги!»

Ведущая: «Да, Родничок, скоро лето. И ребята вместе с родителями будут отдыхать на Волге? Ребята, а что можно делать летом на Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «Да, возле воды приятно отдыхать, свежий воздух. Глазам приятно смотреть на воду, на природу. Все это полезно для здоровья человека. Иногда реки выходят из своих берегов. Когда это случается?»

Ответы детей.

Ведущая: «Правильно. После зимы, когда тает снег, то количество маленьких ручейков прибавляется, река разливается, выходит из берегов. Это называется половодье. Половодье проходит, и вода уходит в свои берега. Почва становится плодородной. И на ней родится хороший урожай. Много ласковых слов сказано о великой русской реке. Сложено много песен, легенд о Волге. Народ называет ее кормилицей, красавицей, матушкой».

Родничок : «Ребята, а почему ее называют, кормилицей, матушкой?»

Ответы детей.

Ведущий:

«Цапля в камышах стоит

Солнце светит очень ярко

Всем нам нравится рыбалка».

Ведущая: «Ребята, а кто-нибудь был на Волге?»

Ответы детей. (да, были)

Ведущая: «Что вы делали?»

Ответы детей. (удили)

Ведущая: «Кто попался на крючок?»

Ответы детей. (судачок)

Ведущая: «Как не верить вам ребята,

Волга рыбою богата.

В Волге водиться много рыбы».

Родничок : «А с какими рыбами я могу встретиться в Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «На Волге раздолье водоплавающим птицам, которые гнездятся в зарослях камышей. Назовите их».

Ответы детей. (утки, цапли, гуси, кулик)

Ведущая: «А какой транспорт ходит по Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «Вода необходима для жизни людей, растений, животных. Ребята знают много пословиц, поговорок о воде».

Ответы детей:

Вода и лес краса природы.

Без воды нет рыбы, без леса нет зверя.

Вода на лугу - сено в стогу.

Ведущая: «А теперь давайте немного разомнемся!»

Физминутка «Мы на мостике стоим».

Мы на мостике стоим, дети стоят, руки на поясе

Влево, вправо мы глядим. поворачивают головы в левую и правую стороны

Волны плещутся слегка, вращают кистями рук в разные стороны

Качка тихая пока. кладут руки под голову, «засыпают»

Ведущая: «А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки?»

Ответы детей. (не оставлять мусор не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины)

Ведущая: «Волга впадает в Каспийское море и образует бассейн, в котором много рыб. Я предлагаю вам поиграть в игру «Бассейн рыб». Послушайте правила игры: речные и морские рыбы перепутались. Вы знаете, что речные рыбы не могу жить в соленой воде. Иначе они погибнут. Надо их спасать!»

Подвижная игра «Бассейн рыб».

Ведущая: «Давайте с вами сделаем из бумаги лодочки. Это будет наш с вами привет Волге!»

Дети мастерят лодочки из бумаги (оригами).

Ведущая: «А родничок своим течением понесет наши лодочки в другие города, к другим ребятам таким же, как и вы».

Звучит музыка, дети танцуют под нее с лодочками в руках.




  • Разделы сайта