Братья третьяковы. Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты Третьяков создатель третьяковской галереи

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Перед Вами биография блистательного человека Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Родился он в богатой семье 27 декабря 1832 года, принадлежал к купеческому роду.

В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах. После смерти отца семейным предприятием руководила мать, а когда её не стало, Павел взял инициативу в свои руки.

С братом Сергеем, построил несколько фабрик в Костромской губернии. Дело имело успех. На фабриках трудилось много народу, предприятие приносило прибыль.

В 1865 году Третьяков взял в жены Веру Мамонтову. Вера любила музыку и, так же, как и её супруг, живо интересовалась искусством.

Павел Михайлович известен нам, прежде всего как основатель Третьяковской галереи . С чего же началась его тяга к коллекционированию?

В 1854 году он покупал картины у Сухаревской Башни, первыми его приобретениями оказались полотна голландских художников. Через несколько лет Третьяков приобретает картины Худякова и Шильдера. Картины этих художников стали основой для будущей выдающейся коллекции.

В 1860 году Павлом Третьяковым была сформулирована идея создания русской национальной художественной галереи. Он коллекционировал в основном произведения современников, приобретал картины на художественных выставках, заглядывал и в мастерские, где покупал только что написанные картины. Третьяков делал очень многое для поддержки русских художников.

Павел Михайлович не ограничивался одиночными покупками. У Василия Васильевича Верещагина , например, купил разом аж 144 картины и еще 127 рисунков написанных карандашом. У Василия Поленова купил 102 этюда, а у Виктора Васнецова были куплены собрания его эскизов.

В коллекции Третьякова были представлены лучшие работы лучших русских художников. Картины Репина , Перова, Крамского , Левитана , Сурикова , Серова - всё было собранно в одну большую дорогостоящую коллекцию.

В 90-ые годы 19 века Павел Михайлович обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию начинают пополнять иконы. Брат Сергей разделял его увлечения и тоже собирал картины, правда европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу.

Так, Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы. Коллекция становилась все более и более значительной. Слава о ней разнеслась не только по всем городам и весям Российской Империи, но и в Европе. Европейцы, приезжавшие в Россию, во что бы то ни стало хотели увидеть потрясающую коллекцию.

В последний летний месяц 1892 года Третьяков подарил свою коллекцию своему городу - Москве. В коллекции Павла Михайловича насчитывалось множество картин, икон и рисунков. Спустя год состоялось открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

После того, как коллекция картин стала государственной, он не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом, пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства.

Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Он помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше. Умер Павел Третьяков в конце 1898 года, похоронен в Москве.

Всемирно известная Третьяковская галерея открыта для посещения туристами круглый год. Однако далеко не всем посетителям знакома история ее создания, а также имена людей, благодаря стараниям которых она появилась.

Детство коллекционера

Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги - они стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих - пять тысяч человек.

Любовь к прекрасному

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

Начало коллекции

Сложно сказать, кто именно привил Павлу Третьякову интерес к искусству, однако он довольно рано начал увлекаться живописью. Маленький Павел еще в детстве загорелся благородной идеей собрать свою собственную коллекцию и таким образом открыть для соотечественников возможность стать ближе к искусству, в том числе и к национальному. Его мечте суждено было сбыться. Уже в 1856 году он положил начало своей коллекции. Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

Формирование галереи

Даже приобретая и заказывая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков придерживался все такой же умеренности, как и во всем остальном. Даже в наполнении музея сказывался его уравновешенный и рассудительный характер. Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины.

Коллекционер не гнушался и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.

Ценность Третьяковки

Основную часть галереи составляли произведения русской живописи. Многие картины были написаны художниками-передвижниками. Однако, помимо картин, Павел Михайлович увлекался скульптурой и иконами. Для того чтобы наполнить свою коллекцию, собиратель зачастую приобретал целые серии произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ. Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.

Помимо картин, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым на выставках или заказанных у лучших на то время отечественных художников, а также скульптур и икон, в коллекцию входили те произведения, которые были собраны и сохранены братом Павла Михайловича Сергеем. Это собрание состояло из работ До средины двадцатого века целых 84 произведения хранились в Третьяковской галерее, а потом были переданы в Эрмитаж и Музей Пушкина.

Значение деятельности

В 1892 г. Павел Третьяков пошел на великодушный шаг и передал свою галерею вместе со всей коллекцией в собственность Москвы. На этот момент коллекция состояла уже более чем из тысячи картин. С этого момента галерея обрела свое официальное название Городской художественной галереи Третьяковых.

Особенно огромное значение для русской культурной истории имеет тот факт, что на момент создания галереи национальная живопись в Российской империи имела разрозненный характер. Проще говоря, она находилась на стадии формирования. В то время искусство отечественных деятелей постоянно подвергалось сравнению, жесткой критике и по сути лишь находилось в начале развития. Именно труд Павла Михайловича Третьякова позволил систематизировать произведения национальной школы живописи и оставить в галере только избранные работы, тем самым задав тон дальнейшему развитию русского изобразительного искусства.

Вклад в искусство

Нужно сказать, что в преклонном возрасте коллекционер не переставал пополнять галерею и даже завещал личные средства на ее содержание и расширение. По разным сведениям, в год Павел Михайлович приобретал для галереи десятки новых произведений, среди которых были рисунки и этюды. Своей активной благотворительной деятельностью Павел Третьяков укрепил мировое значение Третьяковской галереи. Но и на этом художественная деятельность Павла Михайловича не заканчивается. В 1893 году собиратель стал членом

Галерея Павла Михайловича Третьякова и в наши дни пользуется необычайной популярностью среди туристов. Это только подчеркивает важность ее создания.

Культурное наследие

Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.

За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.

Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.

Авторитет Третьякова

Благодаря благородной позиции, великой цели, а также особенному характеру Третьяков имел очень много хороших знакомых и друзей среди художников. Многие деятели по своей собственной инициативе предлагали помощь и поддержку в создании Третьяковской галереи. Павла Михайловича очень любили и уважали в этой среде. Даже среди других собирателей Третьякову отдавали пальму первенства и в том числе разрешали первому выбирать среди написанных полотен творения для своего музея. У всех художников был на слуху Павел Третьяков. Краткая биография коллекционера лишь подчеркивает, что он, помимо своей благородной деятельности, и сам пользовался авторитетом среди художников. Так, Волнухин написал для коллекционера его портрет.

Общественная деятельность

Павел Третьяков дружил со многими художниками и многих из них спонсировал. Среди таких деятелей - Крамской, Перов, Васильев и многие другие творцы. Но и на этом благотворительность коллекционера не заканчивается. Павел Михайлович активно поддерживал специальные учебные заведения для слабослышащих людей, материально поддерживал вдов бедных художников, а также их детей. Он даже принимал участие в организации приюта для них. Такая деятельность подчеркивает, насколько широкой душой обладал Павел Третьяков. Биография собирателя производит неизгладимое впечатление как жизненный путь невероятно великодушного человека.

Достижения коллекционера

Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.

Павел и Сергей – старшие сыновья в семье купца второй гильдии Михаила Захаровича и Александры Даниловны, где было еще семь детей. Род Третьяковых происходил из купцов города Малоярославца, известных с 1646 года, переехавших в XVIII веке в Москву. Михаил Захарович Третьяков имел пять лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, торговал на Нижегородской ярмарке, имел льнопрядильную и льноткацкую фабрику в Костроме. Дети учились дома с нанятыми преподавателями.

В 1850 году Михаил Захарович Третьяков умер, когда Павлу было семнадцать лет, а Сергею – пятнадцать. Братья сразу продолжили отцовское дело - мать помогала вести дела.

В 1851 году братья Третьяковы впервые самостоятельно участвуют в Нижегородской ярмарке и в конце лета покупают дом в Лаврушинском переулке, который стал основой здания Третьяковской галереи.

В 1853 – 1855 годах семья Третьяковых жертвует значительные средства на госпитальные нужды и военные надобности во время Крымской войны.

В 1854 году Павел Третьяков купил десять полотен старых голландских художников на барахолке у Сухаревской башни, ставших основой его коллекции западноевропейской живописи.

26 августа 1856 года Сергей Третьяков получил бронзовую медаль для ношения в петлице на Аннинской ленте в память войны 1853 – 1856 годов. 24 октября этого же года он венчался с Елизаветой Сергеевной Мазуриной.

В 1856 году Павел Третьяков приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» художников В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. Этот год является годом основания Третьяковской галереи.

11 апреля 1859 года по завещанию отца все торговые дела были переданы от матери к старшим сыновьям.

1 января 1860 года открылся торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями изо льна, хлопка и шерсти. 2 января Сергей Третьяков был избран Московским купеческим обществом городовым старостой. В этом же году во время родов скончалась его жена Елизавета Сергеевна.

В 1860 году братья Третьяковы финансировали строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых на Донской улице.

В 1861 году Сергей Третьяков путешествовал по Швейцарии и Франции, стал членом-любителем Московского общества любителей художеств. 20 марта Сергей Третьяков был избран в гласные Московской городской думы.

В 1864 – 1866 годах Сергей Третьяков был старшиной московского купечества.

В 1865 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, у них родились два сына и три дочери.

В 1866 году Сергей и Павел Третьяков вместе с В.Д. Коншиным и К.Я. Кашиным стали основателями и директорами Новой Костромской мануфактуры, объединившей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

В 1866 году Павел Третьяков стал одним из учредителей и руководителей Московского купеческого банка.

В 1869 – 1870 годах братья Третьяковы числятся в списках членов и жертвователей Славянского благотворительного комитета в Москве.

В 1871 году ими был куплен особняк на Пречистенском бульваре (сейчас Гоголевский бульвар, д. № 6), где поселился Сергей Третьяков.

В 1872 Сергей Третьяков награждается орденом Св.Станислава 3-й степени.

В 1873 году Сергей Третьяков выбирается почетным членом Попечительского общества о Московском коммерческом училище.

В 1874 году архитектор А.С. Каминский построил двухэтажное здание для галереи, примыкавшее к южной стене дома и соединенное с жилым домом, но имевшее отдельный вход для посетителей. Первоначально в галерею можно было пройти только по личному разрешению Павла Третьякова.

В 1877 году Сергей Третьяков избран московским городским головой – на собственные средства он построил между Никольской улицей и Театральным проездом Третьяковский проезд. В этом же году пожалован орденским знаком Св. Станислава 2-й степени за деятельность в Совете московского коммерческого училища.

В 1881 – 1887 году Сергей Третьяков субсидировал издание «Художественного журнала».

В 1881 году вход в галерею братьев Третьяковых стал свободным и бесплатным для всех.

В 1882 году Сергей Третьяков путешествует по Европе и принимает активное участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В 1883 году он пожалован чином действительного статского советника и орденом Св. Владимира 3-й степени за участие в сооружении храма Христа Спасителя.

В 1889 году Сергей Третьяков избирается председателем Московского общества любителей художеств, награждается орденом Св. Станислава 1-й степени, позднее переезжает в Санкт-Петербург.

25 июля 1892 года Сергей Третьяков умирает в Петергофе. Он похоронен на Даниловском кладбище в Москве. В своем завещании он писал: "Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе".
В 1892 году Павел Третьяков передает городу свое собрание и брата.

31 августа 1892 г. Павел Михайлович обратился в Московскую думу: "Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой - желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома".
Собрание включало в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур почти всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Расходы Павла Третьякова на создание галереи составили около четырех миллионов рублей.
15 августа 1893 года музей «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» был открыт. Павел Третьяков был пожизненным попечителем галереи и действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1894 году Павел Третьяков передал галерее 30 картин и 12 рисунков.

В 1898 году для галереи была приобретена картина В.М. Васнецова «Богатыри».

4 декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался и был похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.


Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.


Павел Михайлович Третьяков - русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели - собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях».

И он действительно создал такое полезное учреждение - первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.

Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»- Иван Крамской или В. В. Стасов,- оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.



Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции.

Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее - братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие.

Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни - собирательства.




Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.




Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.


Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,- берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой.

Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами.

Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).


Волнухин Сергей Михайлович.
Портрет П.М.Третьякова.
1899. Бронза.


Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю - передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,- выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).



Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата - Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они - в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни - настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.



Статья из книнги "Сто памятных дат. Художественный календарь.1982"

Дополнительная информация:
Всероссийское музейное объединение"Государственная Третьяковская галерея"
Москва, Лаврушинский пер., 10
230-77-88, 951-13-62
(м. Третьяковская) 953-52-23
Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78

Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной - понедельник. Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века. Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

artcontext.info