Сценарий военно - патриотической игры. Сценарий военно-патриотической праздничной игры «Один день из армейской жизни» для учащихся Конкурсы для школьников на патриотическую тему

Айнур Асылкановна Абышева

с. Белоярск

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма и здорового образа

жизни посредством вовлечения их в военно – спортивную игру.

Задачи:

1. формировать стремление к победе, гармонию физического и духовного

начала; навыки быстрой реакции при действии в нестандартных

ситуациях;

2. закрепить знания по истории Отечества и истории Российской армии.

3. развивать и пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни.

4. развивать и укреплять физическую подготовку учащихся для дальнейшей

службы в Вооруженных Силах РФ;

5. воспитывать у молодого поколения дух патриотизма;

6. формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения

работать в команде.

Оборудование и реквизит: магнитофон (ноутбук), колонки, необходимый инвентарь.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел в наш уютный

спортивный зал. И вам необычно повезло. Только сегодня и только у нас, проводится военно-спортивная игра – квест «ВИКТОРИЯ».

В военно - спортивной игре - квесте принимают участие 2 команды интерната из обучающихся 9 -11 классов.

Помогать на сегодня будут наше жюри:

Хатанзеева Светлана Леонидовна

Горшкова Прасковья Пантелеевна

Жюри представлено!

Разрешите военно-спортивную игру квест «Виктория» считать открытой!

Звучит гимн России.

Ведущий 2

Сегодня мы вместе со всей страной отмечаем особенный, торжественный праздник День Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб за нашу Родину. И как вы уже догадались по названию, посвящается она 71 –й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Правила игры:

Игра состоит из 6 этапов:

1 мастер – класс, 2. военная викторина, 3. «Привал», 4.«Военизированная командная эстафета», 5. Дешифровщик. 6. «Снайпер»

За неправильное выполнение задания назначаются штрафные очки по 1 баллу.

На этапе квеста «Венная викторина» за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.,

На этапе квеста «Привал», команда за каждую угаданную песню

(название или слов из песни) получает - 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.

Правила игры зачитаны!

Чтобы начать игру сейчас проведём жеребьёвку.

(ПРОВОДИТСЯ ЖЕРЕБЬЁВКА)

Ведущий 1

Не полная разборка и сборка автомата.

Мы просим подойти к столу обеих команд.(проводится мастер-класс)

Куйбина Ирина У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Своею жизнью заплатили

Ведущий 2

2 этап «Военная викторина» (Ваша задача добежать до назначенного пункта и ответить на вопрос, за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941 года.
2..Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ
Ответ: А.И. Солженицын

3.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»

4.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
Ответ: Левитана Ю.Б.
5. Город - герой, который трижды менял своё название?
Ответ:

6.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.
Ответ:

Дополнительный вопрос
7.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин

Ведущий 1

1.Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя?
Ответ: 250дней.
2. В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?
Ответ: Волгоград.
3.Сколько месяцев длилась в 1941г. Оборона Киева?
Ответ:
4.Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: город Ленинград.
5.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
Ответ: о
6 Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
Ответ:

Дополнительный вопрос
7.Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши».
Ответ: Орша.

Лаптандер Нина Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

Но за спиной у них - Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг...

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

«Бей за Москву, за нас, ребята!» -

Ведущий 1

3 этап «Марш бросок»

  1. Проползти по пластунский
  1. Меткий стрелок (сбить цель)
  1. Переправа (Перейти через болото)
  1. «Разборка и сборка автомата»

Окотэтто Людмила Теперь они уже старушки.
Порой уходят на покой.
Но помнят, как стреляли пушки,
Как полыхал огнями бой.

Как целый день без передышки
Носили раненых в санбат.
Сдавали к вечеру нервишки...
Но надо, надо! Там солдат

На поле боя ранен в ногу,
А справа лейтенант кричит:
"Сюда! Бегите на подмогу,
Здесь командир лежит, молчит..."

Лаптандер Анастасия И вот совсем не держат руки,
Они горят от мелких ран.
Девчата терпят, терпят муки,
Хотя в глазах стоит туман...

Потом слеза...
Простим им слабость
И скажем прямо, не юля:
Их редко баловала радость,
Когда стонала вся Земля!

5. Санитары

Ведущий 2

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Защищая Родину собой.

4 этап «Привал»

Лаптандер Нина

В окопе тесном фронтовом,

В редчайшие минуты тишины,

Моя любимая, далёкая родня!

Ведущий 1

5 этап «Дешифровщик»

Текст шифровки.

фсфффсф вгфсффсффсф бфсффсффсф уфсффсффсффсф дфсффсффсффсф ефсффсффсффсф тфсффсффсф рфсффсффсфафсффсффсффсф зфсффсффсффсф бфсффсффсффсф ипфсффсффсффсф офсффсффсффсфб ф !

Жюри подводит итоги.

Всех приглашаем на ужин, а после ужина все приходим на награждение.

Ведущий 1

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Награждение участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа с. Белоярск

Айнур Асылкановна Абышева

с. Белоярск

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма и здорового образа

жизни посредством вовлечения их в военно – спортивную игру.

Задачи:

1. формировать стремление к победе, гармонию физического и духовного

начала; навыки быстрой реакции при действии в нестандартных

ситуациях;

2. закрепить знания по истории Отечества и истории Российской армии.

3. развивать и пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни.

4. развивать и укреплять физическую подготовку учащихся для дальнейшей

службы в Вооруженных Силах РФ;

5. воспитывать у молодого поколения дух патриотизма;

6. формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения

работать в команде.

Оборудование и реквизит: магнитофон (ноутбук), колонки, необходимый инвентарь.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел в наш уютный

спортивный зал. И вам необычно повезло. Только сегодня и только у нас, проводится военно-спортивная игра – квест «ВИКТОРИЯ».

В военно - спортивной игре - квесте принимают участие 2 команды интерната из обучающихся 9 -11 классов.

Помогать на сегодня будут наше жюри:

Хатанзеева Светлана Леонидовна

Горшкова Прасковья Пантелеевна

Жюри представлено!

Разрешите военно-спортивную игру квест «Виктория» считать открытой!

Звучит гимн России.

Ведущий 2

Сегодня мы вместе со всей страной отмечаем особенный, торжественный праздник День Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб за нашу Родину . И как вы уже догадались по названию, посвящается она 71 –й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Позвольте познакомить вас с правилами игры.

Правила игры:

Игра состоит из 6 этапов:

1 мастер – класс, 2. военная викторина, 3. «Привал», 4.«Военизированная командная эстафета», 5. Дешифровщик. 6. «Снайпер»

За неправильное выполнение задания назначаются штрафные очки по 1 баллу.

На этапе квеста «Венная викторина» за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.,

На этапе квеста «Привал», команда за каждую угаданную песню

(название или слов из песни) получает - 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.

Правила игры зачитаны!

Чтобы начать игру сейчас проведём жеребьёвку.

(ПРОВОДИТСЯ ЖЕРЕБЬЁВКА)

Ведущий 1

1.Этап эстафеты «Мастер – класс» Не полная разборка и сборка автомата.

Мы просим подойти к столу обеих команд.(проводится мастер-класс)

Куйбина Ирина У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...

Ведущий 2

2 этап «Военная викторина» (Ваша задача добежать до назначенного пункта и ответить на вопрос, за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941 года.
2..Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ
Ответ: А.И. Солженицын

3.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»

4.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
Ответ: Левитана Ю.Б.
5. Город - герой, который трижды менял своё название?
Ответ: Волгоград. До 1925года - Царицын, до 1961года – Сталинград.

6.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.
Ответ: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

Дополнительный вопрос
7.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин

Ведущий 1

1.Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя?
Ответ: 250дней.
2. В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?
Ответ: Волгоград.
3.Сколько месяцев длилась в 1941г. Оборона Киева?
Ответ: Более двух месяцев (11 июля – 19 сентября)
4.Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: город Ленинград.
5.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
Ответ: о коло 900 дней (8 сентября 1941-27 января 1944г.)
6 Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
Ответ: Москва, Сталинград Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск, Тула, Киев, Брест, Новороссийск.

Дополнительный вопрос
7.Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши».
Ответ: Орша.

Лаптандер Нина Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

Но за спиной у них - Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг...

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

«Бей за Москву, за нас, ребята!» -

Ведущий 1

3 этап «Марш бросок»

  1. Проползти по пластунский
  1. Меткий стрелок (сбить цель)
  1. Переправа (Перейти через болото)
  1. «Разборка и сборка автомата»

(1разбирает другой собирает, чья команда за меньшее время справится)

Окотэтто Людмила Теперь они уже старушки.
Порой уходят на покой.
Но помнят, как стреляли пушки,
Как полыхал огнями бой.


Как целый день без передышки
Носили раненых в санбат.
Сдавали к вечеру нервишки...
Но надо, надо! Там солдат


На поле боя ранен в ногу,
А справа лейтенант кричит:
"Сюда! Бегите на подмогу,
Здесь командир лежит, молчит..."

Лаптандер Анастасия И вот совсем не держат руки,
Они горят от мелких ран.
Девчата терпят, терпят муки,
Хотя в глазах стоит туман...


Потом слеза...
Простим им слабость
И скажем прямо, не юля:
Их редко баловала радость,
Когда стонала вся Земля!

5. Санитары (правильно наложить шину, и перенести пострадавшего)

Ведущий 2

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

4 этап «Привал»

Вот и наступила и у нас минутка отдыха. На этом этапе мы предлагаем вам отгадать мелодию песни военных лет и пропеть хотя бы строчку. Мелодия будет звучать для каждой команды по очереди. За каждую угаданную песню команда зарабатывает 1 балл.

Лаптандер Нина

В окопе тесном фронтовом,

В редчайшие минуты тишины,

Я весточку домой хочу послать.

О чём вам написать, родные, вы, мои?

Не буду пересказывать все ужасы войны,

О них и так не понаслышке знает каждый.

Вы там украдкой молитесь за нас

И ждёте сыновей войны отважных.

Я фотокарточку храню в кармане гимнастёрки,

Она мне сердце греет и хранит меня.

И в памяти я берегу все ваши письма

Моя любимая, далёкая родня!

Ведущий 1

5 этап «Дешифровщик»

Внимание! Внимание! Тревога Перехвачена вражеская шифровка! Команда которая сумеет первой расшифровать текст и выполнит задание, получит 10 балов. Получите шифровку и приступайте к заданию. Если вы не можете расшифровать без ключа, то можете получить ключ подсказку. Для этого вам надо 10 раз отжаться и 20 раз присесть. помните, что на это уйдёт не мало времени!

Текст шифровки.

фсфффсф в фсффсффсфрфсффсффсфафсффсффсф г фсффсффсф б фсффсффсф у фсффсффсффсф д фсффсффсффсф е фсффсффсффсф т фсффсффсф р фсффсффсфафсффсффсффсф з фсффсффсффсф б фсффсффсффсф и фсффсффсффсффсфтфсффсффсффсффсф п фсффсффсффсф о фсффсффсффсфб ф сффсффсфефсффсффсффсфдфсффсффсффсфафсффсффсффсфбфсффсффсффсффсфуфсффсффсффсффсфдфсффсффсффсффсффсфефсффсффсффсффсффсфтфсффсффсффсфзфсффсффсффсффсфафсффсффсффсффсфнфсфафсффсффсффсфмфсффсффсффсфифсффсф !

ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ, ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!

КЛЮЧ К ШИФРОВКЕ зачеркни лишние фсф

Жюри подводит итоги.

Всех приглашаем на ужин, а после ужина все приходим на награждение.

Ведущий 1

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Награждение участников.


Игра и война - две древних, постоянных спутницы человечества.

Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война, конфликт, противостояние - суровая реальность даже сегодня, тем более, в древности, средневековье и милитаризованных XVII-XX веках.

Потому неудивительно и исторически обусловлено формирование специфичного вида военно-патриотических игр для детей и молодежи. Об истории и сущности этого явления рассказывает данная статья.

Военно-патриотические игра (ВПИ) - это игра спортивного типа с элементами ролевого, театрального изображения военных действий или маневров. В ней широко используются элементы “военизации”, употребляются термины и понятия, применяемые в военном деле, в некоторых родах войск или силовых ведомств, и с их учетом организуется деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.

Зарница

Самой распространенной ВПИ в России была и остается “Зарница” .

Основные цели Зарницы:

  • воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма;
  • обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела;
  • воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества;
  • подготовка к предстоящей службе в армии.

Все эти цели правильно организованная “Зарница” выполняет - не “для галочки”, а на самом деле эффективно готовит молодежь к организованным действиям в сложных ситуациях, повышает чувство гражданской ответственности за себя и товарищей, за свою страну.

В отличие от политизированных игр СССР, главной целью которых было воспитание нужной идеологии, в современных ВПИ больше внимания уделяется воспитанию командного духа и других универсальных ценностей.

Впрочем, современные ВПИ проводятся с куда меньшим накалом, чем советские аналоги.

Поэтому нет повода воспринимать военно-патриотические игры как мероприятие неоднозначное, или даже опасное для детей и подростков. Напротив, профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны, поиска врагов и подвига любой ценой.

Принципом “Зарницы” остается олимпийское правило: Главное не победа, а участие!

Кадры из фильма “До первой крови”, в 1989 году потрясшего всю страну не меньше чем “Чучело”.

Принцип “добровольно-обязательного” участия сделал ”Зарницу” массовой игрой. Только за первые пять лет проведения в ней поучаствовало более 20 млн. детей!

Практически весь спектр игр военно-патриотического характера в СССР: “Победа”, “Патриот”, “Юнармеец”, “Защитник” и другие, так или иначе, попадает под определения “Зарница” или “Орленок”, ставшие со временем именами собственными.

В период развала СССР государство уже не уделяло такого внимания патриотическому воспитанию - и на какое-то время “Зарницы” были практически забыты. Но сегодня игра, казалось бы, безнадежно канувшая в Лету в начале 90-х, получила новую жизнь.

Мы едем на “Зарницу”!

Сегодня ВПИ в школах и общественных объединениях - довольно распространенное военно-спортивное мероприятие.

Этапы игры

Структура “Зарницы”.
В игре соревнуются две (и более) команд. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах.

Каждая команда подбирает или придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику - знамя, знаки отличия.

Конкретные этапы и конкурсы могут варьироваться в разных играх, мы указываем все основные варианты.

  • Общие нормативы. Участники соревнуются в беге, подтягивании на перекладине, отжимании, прыжках и иных физических дисциплинах. По некоторым оценкам, слабые, поверхностно организованные ВПИ - те, в которых этот “физкультурный” этап преобладает и является основным видом деятельности.
  • Технический. Сборка-разборка автомата и снаряжение магазина на время.
  • Огневой. Стрельба из пневматической винтовки либо пистолета. Если игра проходит на специальном полигоне, то стрельба может проводиться из огнестрельного оружия. Метание учебной гранаты на точность и дальность.
  • Походный. Установка палатки на скорость. Разведение костра в различных погодных условиях. Санитарные нормы лагеря. Знание местной флоры и фауны. Прохождение заданного маршрута по карте на время.

“Тяжело в учении…”

  • Медицинский. Перевязка раненого, изготовление носилок, переноска раненого и другие действия по оказанию первой помощи.

Будни военных санитаров.

  • Чрезвычайная ситуация. Действия при катастрофах и стихийных бедствиях; поведение при общей панике, в случае терактов; оказание помощи пострадавшим.
  • Полоса препятствий. Преодоление естественной или искусственной полосы препятствий на скорость.

Полоса препятствий, конечно же, облегченная. Но для школьников - в самый раз!

  • Тактический. Марш-бросок и выход на заданную позицию в указанное время.
  • Химзащита. Знание основных видов отравляющих веществ. Надевание костюма химзащиты и противогаза на скорость.

Костюмы химзащиты - урок ОБЖ на практике. А потом еще и кросс бежать...

  • Игровой. В основном, это формы игры в захват флага команды противника. Основная цель - захватить флаг соперников и продержать его какое-то время на своей территории, не потеряв при этом свой. Каждый игрок имеет повязку (или погоны) цветов своей команды. Если эту повязку с него срывают - игрок считается “убитым”. В каждой команде есть также доктор, который может “оживить” некоторое количество игроков своей команды. Применять физическую силу категорически запрещено - наблюдатели тут же дисквалифицируют не соблюдающих правила игроков.
  • Викторины по теории. Проверяется знание истории России, Вооруженных Сил, знание действующего законодательства.
  • Конкурс боевых листков. Освещение хода соревнования каждой командой, выявление и награждение полевых корреспондентов.

Один из самых приятных этапов - церемония награждения.

Форматы игры

"Зарницы" можно разделить на “домашние” и “полевые”.

В домашнем варианте игра проводится один день и не требует создания особых условий. Для ее проведения вполне подойдет школьный двор или спортзал. В программу обычно входят этапы, не требующие полевых условий - огневой, сдача нормативов, викторины и конкурсы.

Полевой вариант “Зарницы” намного разнообразнее. Игра проводится за городом - в лесу или на специальном полигоне. Участники получают форму армейского образца, питаются пищей, приготовленной на походной армейской кухне, т.е. проводят игру в гораздо более интенсивно-обучающих условиях.

Игровой процесс занимает от одного до нескольких дней. В последнем случае участники живут в палатках. Программа полевой ВПИ может включать в себя прохождение полосы препятствий, ориентирование на местности, преодоление естественных водных преград, бой с условным противником, игру в захват флага команды ”противника”, стрельбы из боевого оружия и т.д.

В каждом конкретном случае организаторы игры выбирают из вышеописанных этапов отдельные виды и включают их в свою программу. Иногда “Зарницы” проходят на территории воинских частей, и организацией игр занимаются профессиональные военные.

Проводятся и чисто развлекательные, юмористические игры по мотивам “Зарницы”. Их главная задача - дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командных дух. Одна из таких игр, по мотивам викингов, как раз будет проводится в этом году в Томске

Хорошее настроение - это главное! Участникам профессионально организованной “Зарницы” всегда будет что вспомнить - с улыбкой, радостью, с гордостью.

Пейнтбол В последнее время в программу “Зарниц” нередко включают пейнтбол - одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх армейской тематики. Он используется как эффективная механика моделирования боевых действий в военно-патриотической игре.

Сам по себе пейнтбол - военно-техническая игра из разряда экстремальных, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. В игре используется специальное пневматическое оружие - маркеры, стреляющие шариками с краской. Цель игры - захватить флаг другой команды и принести его на свою базу.

Благодаря специально разработанному защитному снаряжению, пейнтбол считается одним из самых безопасных видов спорта.

На вид маркер не менее грозен, чем настоящее оружие.

Военно-патриотические клубы Во многих городах России существуют военно-патриотические клубы и межклубные ассоциации.

Обычно ими руководят люди, на собственном опыте знакомые с военными действиями.

Посещающая эти клубы молодежь проходит школу подготовки к предстоящей службе в армии.

Получая помимо военных еще и практические знания по основам туризма, оказанию медпомощи, действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Помимо официальных клубов, существуют еще и подпольные - так называемые “черные следопыты” (ЧС).

Это группы молодежи, самостоятельно занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной Войны. Их добычей становится оружие, боеприпасы, форма и документы погибших солдат. Все это сбывается либо коллекционерам, либо криминальным структурам. Кроме этого, ЧС подвергают свои жизни и жизни окружающих людей немалой опасности - пролежавшие десятки лет в земле боеприпасы “капризны” и могут взорваться в любой момент.

Коллаж о “Черных следопытах” выполнен в весьма романтичном стиле. Однако, ничего романтического в осквернении памяти погибших нет - мародеры просто зарабатывают деньги.

Игровые военно-патриотические шоу

Военно-патриотические шоу - театрализованные костюмированные выступления, проводящиеся по мотивам (и в местах) крупных исторических сражений. Главная особенность действа в том, что каждый участник изготавливает костюм своими силами, стремясь к наибольшей исторической достоверности. Примерами этих ярких зрелищ, являются традиционные шоу «Куликово поле» и «Бородино», собирающие сотни участников из реконструкторских клубов со всей России и многие тысячи зрителей.

Бородинское поле… в 2006 году.

История ВПИ

Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.

Весьма показательны в этом отношении примеры Афин и Спарты, государств, которые шли к схожим целям разными методами, диктовавшимися их политикой - спартанцы культивировали исключительно воинские умения и доблести, в то время как афиняне делали упор на гармоничное развитие личности. Древняя Греция В своем труде “Анахарсис”, Лукиан об афинской системе подготовки молодежи писал так:
“...более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье” .

Основной структурой, занимающейся подготовкой молодежи к гражданской жизни в Древней Греции, являлась эфебия (от греческого ephebos - “юноша”), занятия в которой включали в себя гимнастические тренировки, военные упражнения с боевым оружием, театральные репетиции и изучение философии.

В конце первого года обучения эфебы демонстрировали воинские навыки и технику владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. Хорошая акустика и сценические возможности здания позволяли каждому из 25-30 тысяч зрителей отчетливо видеть и слышать все, что происходило на подиуме. Юноши приносили клятву-присягу, начинающуюся со слов: “Я не опозорю моего священного оружия и не покину моего друга, где бы я ни находился..."

По завершении этого ритуала каждый эфеб получал личные копье и щит, которые афиняне считали священными и с гордостью хранили до конца жизни.

Спарта

Подобно Афинам, Спарта имела свою эфебию. Однако различия в подходе к воспитанию были огромны. Так что военные игры молодых афинян не шли ни в какое сравнение с тем, во что «играли» молодые спартанцы, сразу же после рождения толкаемые государством на жестокий путь воинов.

В связи с напряженной исторической обстановкой в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания. В основу ее легла концепция воинской доблести как наивысшего идеала.

Аристотель писал: “…в Лакедемоне (Спарте) ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели”.

С 7 лет мальчики проходили военно-физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям и боли. В Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой".

В 15 лет мальчики должны были выдержать ряд испытаний. Одним из них было групповое сражение друг с другом в присутствии зрителей, с целью вывести из строя как можно больше противников. Оружие не применялось, но и, сражаясь кулаками, зубами, ногтями, подростки наносили порой друг другу тяжелые увечья. Некоторые погибали.

Оставшиеся же переходили к следующему экзамену - их секли у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Порка была жестокой, и молодой спартанец должен был ее выдержать без единого стона.

Грамоте мальчиков обучали только в пределах необходимости: чтобы могли прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее обучение считалось роскошью и не проводилось.

“Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине” . Девушек также учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики.

Спартанские девушки вызывают юношей на бой.

Третий Рейх

Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend , сокращение HJ ) — молодежная нацистская организация.

Организация Гитлерюгенд была основана в 1926 в Веймаре. Вся молодежь в возрасте от 6 до 18 обязана была вступать в различные формирования, существовавшие при гитлеровском рейхе.

HJ представляла собой организацию военизированного типа. Подростки получали здесь систематизированную подготовку - овладевали навыками жизни в полевых условиях, занимались спортом, приобщались к нацистской идеологии в преддверии военной службы.

С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания Рейха. Проводились соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

В военных играх участвовали и девушки. Торжественные марши, пропагандистские шествия и парады, военные игры и совместная жизнь делали Гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи.

Вот как оценивает деятельность HJ один из ее бывших членов Дитер Хильдебранд:
“Детский труд - не самая лучшая вещь, и детский героизм нам вовсе не нужен. Я не желаю увидеть это ещё раз. Надо учиться на ошибках прошлого. И делать выводы, чтобы уберечь будущее поколение и чтобы никогда больше никто не смог сказать: «Нас учили петь, маршировать и убивать” .

Плакат Гитлерюгенд.

Скаутское движение

В переводе с английского слово “скаут” означает “разведчик”.
Скаутское движение было основано англичанином, лордом Баден-Пауэллом, родившимся в 1857 году. Баден-Пауэлл отличился в боях в Южной Африке и был одним из национальных героев.

В 1901 году закончил книгу “Скаутинг для мальчиков” ("Scouting for boys"), перед написанием которой проработал массу литературы о воспитании молодежи - начиная от древней Спарты и заканчивая нашими днями. В 1907 году на острове Браунси был организован пробный скаутский лагерь, в котором лорд провел более недели с группой из 22 мальчиков.

В первые два дня производилось размещение, распределение обязанностей, изучение основ лагерного дела. Следующие два дня были посвящены ознакомлению с окружающей средой. Программа последующих дней включала в себя постижение основ географии, истории, уделялось внимание действиям в чрезвычайных ситуациях. Не осталось без внимания духовное развитие - Баден-Пауэлл учил юных разведчиков рыцарскому поведению, рассказывал им об обязанностях настоящего гражданина. Перед отъездом проводились игры и соревнования. Свой опыт Баден-Пауэлл передавал детям в занимательной, игровой форме.

На сегодня скаутизм - самое массовое молодежное движение в мире.

ВПИ в дореволюционной России и СССР

Первый скаутский отряд в России был основан 30 апреля 1909 г. гвардейским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. Скауты просуществовали в России до 1923 г., когда они насильно были разогнаны в угоду созданным на их месте пионерским отрядам.

19 мая 1922 года в Советской России появилась Пионерская организация (ПО), немало позаимствовавшая у своей предшественницы - скаутской. Главное отличие было в том, что пионер воспитывался как защитник социалистического Отечества и с юных лет подготавливался к борьбе с классовыми и идейными врагами.

В 1936 году были проведены первые Всесоюзные военно-спортивные соревнования пионеров и школьников, а в 1937-1940 годах проводились Всесоюзные соревнования по оборонной работе, массовые военно-спортивные игры. Пионеры соревновались за право носить оборонные значки: ЮВС (юный Ворошиловский стрелок), БГТО (будь готов к труду и обороне), БГСО (будь готов к санитарной обороне).

Структура ПО во многом повторяла структуру старшую - коммунистическую: отчеты, слеты, выборы, лозунги, слава, позор. Такое воспитание принесло свои плоды. В годы Великой Отечественной Войны подростки воевали против фашистов наравне со взрослыми.

Пионерский значок.

Не только детям в СССР прививалось чувство патриотизма.

23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ, сейчас ДОСААФ-РОСТО). Под его эгидой возникали всевозможные кружки военных знаний, в которых гражданское население овладевало стрелковым оружием, изучало армейское вооружение. Проводились игры-учения, имитирующие военную обстановку.

От таких игр “страдали” порой и совершенно случайные люди: вспоминается эпизод из старого советского фильма, когда спешивший по своим делам прохожий во время учебной воздушной тревоги был насильно сделан “потенциально раненым”, уложен на носилки и перевязан по всем правилам медицинской науки.

Эмблема ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО. Заключение Главная цель современных ВПИ - пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВПИ (и подобных мероприятий) в России:

“Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни… Военные сборы, могли бы стать обязательной частью образовательной программы по военно-патриотическому воспитанию для школ, ПТУ и техникумов”.

Помимо этих, несомненно важных государственных задач, увлекающиеся ВПИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт и конечно - новые знакомства.

Годы идут, а “Зарницы” не стареют.

Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.


Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.


Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.


Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.


Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.