Роль и функции науки в инновационной экономике. Роль науки в осуществлении инноваций

1. В наше время наука уже не только дисциплинарно упорядочена, но и социально организована. Она приобрела статус социально-значимого института как системы, упорядочивающей познавательно-исследовательскую и прогностическую деятельность ученых. А это означает что она, став социальным институтом со сложной иерархической структурой, определяет совокупную творческую деятельность научных союзов и объединений ученых, государственных органов и учреждений, общественных организаций и фондов. В них и через них осуществляется целенаправленная исследовательская и прогностическая деятельность научных кадров в целях получения нового достоверного знания о саморазвитии мира, общества и самого человека. Одновременно наука, как социальный институт решает и такие задачи, которые воздействуют на культурные, политические, социально-экономические, юридические и иные процессы в общественной жизни.

Роль и значение современной науки, как особо уникального социального института заключается в организации системного познания разных объектов вселенной: процессов и явлений природы, общества и человека. Их уникальных свойств, многообразных связей и отношений, законов и закономерностей в интересах социально-культурной жизнедеятельности людей. Таким образом, современная наука, будучи реальным фактором общественного саморазвития, добивается укрепления функции ведущей производительной силы общества.

2. Развитие науки, как строго познавательной, просветительно-образовательной деятельности исследователей сопровождалось появлением новых форм и видов её социально-культурной институционализации, связанный с возникновением международных организаций научных исследований и новейшими способами коллективного распространения новых знаний среди широкой общественности. Именно тогда стали динамично складываться первые научные общества, академии, университеты, школы и союзы ученых как структурные единицы социально-культурного института.

В 973г.в Каире был основан первый университет берущий начало от платоновской Академии и аристотелевского Ликея. Спустя некоторое время и в Европе открылись первые университеты: Болонии (1088), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209) , Падуе (1222), Тулузе (1229).

В середине XVII века идеи научного общества получают широкое распространение. В 1660 г. было создано Лондонское королевское общество, 1666г – Парижская академия наук, в 1700г. – Берлинская академия наук, в 1724 г. – Петербургская академия и др.



В наше время наука объединила ученых мира в профессиональные союзы, объединения и общества, в исследовательские труппы, лаборатории, институты и университеты. При этом они свою научно-исследовательскую деятельность проводят и на национальном, и на международном уровне. Наука сегодня стала представлять собой мощную интернациональную отрасль по целенаправленному изучению мира и жизни на Земле, по производству новых знаний о них, обладая огромной материально-технической базой с высокоразвитой системой связей и коммуникаций.

Сегодня наука, превращаясь в один важнейших социальных институтов созидательной жизнедеятельности всего человечества, представляет ему все необходимое для культурно-интеллектуального развития людей. Она занимает теперь первостепенное место и среди других социальных институтов культуры. Что касается видов и форм взаимосвязи с ними, то они настоятельно требуют скрупулезного изучения, критического переосмысления и недооценки роли и значения науки в общественной структуре жизни. Потребность в комплексном исследовании её как нынешнего, так и будущего состояния. Причем, важнейшее значение в оценке роли и значении науки в современном обществе имеют культурологические цели и новые технологии научно-познавательной и прогностической деятельности, посредством которых реализуется её преобразовательное назначение в истории человечества.

Научная коммуникация - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.
При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний и кончая личными контактами ученых.



Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

3. Анализ современной научно-технической политики наиболее развитых в экономическом отношении стран убедительно свидетельствуют о том, что всемирное укрепление взаимосвязи между наукой, производством, и социальной жизнью является не просто одной из главных задач государственной политики этих стран, но составляет сущность функционирования нового типа экономики, созданной в этих странах за последние 20 лет инновационной эпистемологии. Инновационная экономика это не просто экономика, использующая достижение науки в своем развитии, а такая экономика, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирм, подавляющего большинства отраслей национальных экономик. В инновационной экономике именно научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта. Структура интеллектуального потенциала фирм включает в себя следующие основные компоненты: 1) Вложение в НИОКР; 2) вложение в человеческие ресурсы; 3) торговая марка, лицензии, патенты, ноу-хау, 4) квалификация менеджмента; 5) корпоративная архитектура; 6) корпоративная культура; 7) корпоративная этика.

Эти многообразные составляющие интеллектуального потенциала получают соответствующие рыночные признания и оценку. Об этом убедительно свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса.

Роберт Солоу, профессор Массачусетского технологического института - одного из ведущих исследовательских университетов США, лауреат Нобелевской премии по экономике (1987г.) в своих работах доказал
что экономический рост Америки, по меньшей мере, на 50 % обеспечивается не наращиванием таких традиционных факторов, как труд и капитал, а достижениями НТП. Инновации обрели характер каскадов. Инновационный цикл начинается не с производственных технологий и рыночных товаров, а с фундаментальных исследований. Исходным этапом инновационного цикла является фундаментальное открытие.

Второй этап цикла нововведений - прикладная наука. На этом этапе выполняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере, выполняются разработки макетов, опытных образцов, проводятся их испытания, коррекция, новые испытания и в конце концов возникает прототип изделия, с помощью которого уже можно оценить его рыночные перспективы.

Далее следует третий этап – конструирование, конструктивная доработка прототипа, превращение его в товарный образец, параллельно с этим идут маркетинговые исследования – и в итоге изделие поступает на рынок. Под изделием в данном случае имеется в виду любой вид товара – промышленный, сельскохозяйственный, сферы услуг.

Сегодня на характер инновационного цикла значительное влияние оказывают глобализация науки, экономики, информационных процессов, функционирование сети Интернет, транснациональный характер многих явлений. С учетом этих обстоятельств, страны и фирмы занимают свои ниши в соответствии со своими возможностями. При наличии собственной сильной фундаментальной и прикладной научной базы гарантия конкурентоспособных идей и разработок неоспорима, что является необходимым условием восприятия идей, появившихся во внешнем мире.

Сравнение научно-технической политики современных развитых стран показывает, что, несмотря на имеющиеся национальные особенности, существует целый ряд общих, универсальных закономерностей её эффективного существования. К их числу относятся:


См. «Национальная философская энциклопедия» http://www.terme.ru/

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. -М.: 2005, С. 40

К. Маркс, Энгельс Ф. Соч. Т.46 ч II/ c.212

Философия науки/под.ред. С. А. Лебедева - М.: Академический проект, 2006 -736 с. С.8.

Основы философии науки/ В. П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс.2010-с.25

Попович М. В. , Садовский В. Н. Теория: Философская энциклопедия. 1970. Т.5.с.205

Алексеева С.Г., Иванова И.Л.

Сегодня принимается как аксиома, что экономическое развитие России уже немыслимо без создания эффективной национальной инновационной системы. Предметом дискуссии являются лишь возможные пути перевода экономики на инновационный путь развития. В сентябре 2011 года президиумом Правительства РФ был одобрен проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020». Одни из основных направлений инновационного развития РФ - это образование и наука. Стратегия «Инновационная Россия 2020» - это продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этих стратегии заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций. В целом, на сегодняшний день не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия. Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2010 году в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

С точки зрения инновационного развития человеческий капитал - одно из важнейших сохраняющихся конкурентных преимуществ у России. Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям – все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. В рамках реализации поставленных задач стратегии «Инновационная Россия 2020» планируется значительно повысить ряд показателей инновационного развития в области образования.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

ВВЕДЕНИЕ

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.



В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия.

ПОНЯТИЕ НАУКА

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).

Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как

единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)

научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

РОЛЬ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Наука и сфера научной деятельности. В современном мире наука является важнейшим элементом общественного развития, условием повышения благосостояния членов общества, их интеллектуального роста. К сфере науки относятся: 1. Систематизированная совокупность знаний, накопленных человеческим обществом в процессе его развития. 2. Методы и социальные формы осуществления научной деятельности. 3. Информационная, материально-техническая, технологическая база, существенно необходимая для осуществления научной деятельности. Конечные результаты научной деятельности проявляются в профессиональном, образовательном и духовном потенциалах общества. Научная деятельность - это интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, технике, технологиях, обществе. Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение и дальнейшее развитие, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем; на обеспечение функционирования науки, техники и производства, как единой системы. Рисунок 3.5 - Виды инновационной деятельности Рисунок 3.6 - Характеристики инновационных процессов Рисунок 3.7 - Источники финансирования этапов инновационного процесс Научно-образовательная деятельность - это деятельность по систематизации научных и научно-технических знаний и их использованию в процессе подготовки специалистов. Конечная цель научно-технической деятельности - научный результат. Научный результат - это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности, либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью (это побочный научный результат). Научный результат может включать в себя как объекты интеллектуальной собственности, так и способы, принципы, идеи, открытия, данные эксперимента и наблюдений. Научно-технический потенциал - это совокупность накопленных знаний (информации); людей, владеющих этими знаниями; материально-технической и организационной базами. Осознавая то, что научные ценности создаются творческим трудом ученых, что процесс труда в науке и образовании характеризуется преобладанием элементов творчества, инноватики, инициативы, постановкой и принятием нестандартных решений, государство поддерживает органически присущее научному сообществу стремление к самоуправлению и самоорганизации и создает благоприятные условия для конкурентного и свободного развития различных научных школ и направлений, не допуская вмешательства в творческий процесс поиска истины. Научно-техническая деятельность важна не сама по себе, а только как результат практического использования полученных знаний в общественной жизни. Поэтому, деятельность, направленная на коммерческую реализацию научных результатов в виде нового и улучшенного производимого продукта, способа его производства и совершенствования социального обслуживания, основой которых являются объекты интеллектуальной собственности, называют инновационной. Существует множество концепций процесса разработки новых продуктов, но ни одна из них не находит общего признания и отличается от остальных характером этапов деятельности, включенных в этот процесс. Создание нового продукта состоит их следующих этапов: 1) разработка концепции, 2) проверка осуществимости концепции, 3) разработка продукта (экспериментальная разработка), 4) опытное производство, 5) полномасштабное производство (полная коммерциализация) продукта. Разработка концепции. Концептуальная стадия характеризует период, в течение которого устанавливается научная обоснованность концепции. Научная обоснованность означает отсутствие общеизвестных научных истин или объективных законов природы, полученных и проверенных научными методами, которые опровергали бы осуществимость предложенной концепции. Разработка концепции осуществляется в рамках фундаментальных научных исследований. Фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования -задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных раннее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Результатом осуществления этого этапа является создание стендовых моделей (в случае технологического процесса) или макетов (в случае продукта). Модели предназначены доказать, что новый процесс (продукт) будет иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие предполагаемым. В том случае, когда невозможно создать целую модель, осуществимость может быть продемонстрирована с помощью соответствующих исследований, испытаний и методов компьютерного моделирования. Проверка осуществимости концепции. Характеризует период, в течение которого доказывается, в рамках существующего уровня техники, возможность производства, основанного на данной концепции нового продукта. Под уровнем техники понимается уровень накопленных знаний в конкретной области науки или техники, определяемой путем обзора открытой научной литературы или пакетным поиском. Доказательство технической осуществимости проявляется в рамках прикладных исследований. Прикладные (оригинальные) исследования - направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно - исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках. Разработка продукта (экспериментальная разработка) - завершающая стадия научных исследований. Этот этап характеризуется переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Целью разработок является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. На данном этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов; условий эксплуатационной и экологической безопасности; уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок. Опытное производство. Стадия определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом данной стадии является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Этот образец используется для получения предпроизводственных технических данных и информации об эксплуатационных характеристиках, качества и надежности предпроизводственной модели. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам. Полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка. Завершающей стадией процесса исследований научной разработки является опытное освоение промышленного производства нового изделия. Стадией опытного освоения промышленных производств нового изделия заканчиваются работы, связанные со сферой науки, и начинается процесс производства. В производстве знания материализуются, а научные исследования находят свое логическое завершение. Формы организации науки. Наука и научное обслуживание, как сфера деятельности, имеют свои специфические особенности. Это касается высокого процента неопределенности получаемых результатов, необходимости координации инвестиционных решений при получении новых знаний, продуктов и технологий. В России сложилась специфическая система организации науки, включающая пять взаимосвязанных секторов или сфер: 1. Академическая наука - представленная, учреждениями Российской академии наук и других Российских академий. 2. Вузовская наука - представленная институтами, проблемными и отраслевыми лабораториями, научно-исследовательскими секторами. 3. Отраслевая наука - представленная самостоятельными научными организациями, подчиненными органами отраслевого управления. 4. Заводская наука - представленная как самостоятельными научными организациями, входящими в состав производственных объединений, так и в основном конструкторскими, технологическими подразделениями в структуре предприятий. 5.Наука предпринимательского сектора - представленная негосударственными научными организациями и малыми инновационными (венчурными) предприятиями. Роль и место научных организаций различных сфер науки России в едином процессе деятельности неодинаковы, внутренне противоречивы и отличаются от сложившихся в развитых странах (табл. 3.1). Таблица 3.1 - Направления исследований, проводимые секторами науки (Россия и развитые страны) Направления (виды) исследований (разработок) и функции Сектора науки Россия развитые страны 1. Фундаментальные исследования по ведущим направлениям науки Академическая и вузовская наука Академическая и вузовская наука, отдельные ученые 2. Прикладные исследования в приоритетных областях Академическая вузовская и отраслевая наука Академическая вузовская наука, венчурные фирмы и отдельные ученые 3. Прикладные НИОКР и ОКР межотраслевого и отраслевого характера Вузовская и отраслевая наука Вузовская наука и заводская наука 4. Проведение единой научно-технической политики Отраслевая наука до 1992 года, с 1992 года - Министерство по науке и технологиям Органы государственного управления в масштабах страны 5. Коммерциализация научных исследований Вузоская отраслевая, заводская наука, наука предпринимательского сектора Вузовская и заводская наука, отдельные венчурные предприятия Специфика развития науки в России определяется следующими факторами: 1. Для России является традиционным повышенное внимание к фундаментальным исследованиям. Академический сектор, способствующий проведению фундаментальных исследований имеет почти двухсотлетнную историю. 2. Наука в России, прежде всего академическая и вузовская, из-за относительной слабости других общественных институтов является важнейшим элементом национальной культуры, одной из главных составляющих национального богатства. 3. Основная часть научно - технического потенциала принадлежала оборонной промышленности. В связи с осуществляемым в России с 1992 года переходом от отраслевого принципа управления к программно-целевому принципу, функции отраслевой науки, являющиеся по существу функциями органов государственного и отраслевого управления, прекращаются. Т.е. отраслевая наука и составляющие ее самостоятельные научные организации перестают играть роль "продолжения" аппарата отраслевых министерств и прекращают обслуживать неэкономические потребности государственного аппарата отраслевого управления. Объективная необходимость существования отраслевой науки обусловлена следующими причинами: Преобладающим количеством организаций отраслевой науки. Слабостью научного потенциала, в части оснащения и ресурсного обеспечения академической и вузовской науки, которая не может обеспечить ни выполнение прикладных исследований межотраслевого и общеотраслевого характера, ни осуществление перспективных разработок с опережающими техническими решениями. Недостаточной экономической заинтересованностью и длительным периодом формирования такого научно-технического потенциала промышленных предприятий, который лишь в отдаленной перспективе станет сопоставим с потенциалом корпораций в развитых странах. Слабостью развития или полным отсутствием на большинстве предприятий технических служб (служб развития), способных обеспечить обновление и совершенствование производства. Статус научного работника и специалиста научной организации. Научная деятельность может осуществляться гражданами РФ, научными организациями, объединениями научных организаций и научных работников, а также временными коллективами научных и других работников. Научным работником признается лицо, обладающее необходимой квалификацией и участвующее в получении и систематизации научных знаний. Квалификация научного работника определяется результатами аттестации и выражается: 1. В назначении на должность, отнесенную к категории научные сотрудники: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник. 2. В присуждении ученого звания или ученой степени, либо в наличии специального научного звания, образования, подтвержденного соответствующим дипломом, свидетельством, аттестатом: ученые степени: кандидат наук; доктор наук; ученые звания: старший научный сотрудник; доцент; профессор; академик. 3. В членстве различного рода союзах, ассоциациях и иных объединениях научных работников. Специалисты научных организаций (инженерно-технический работник) - это лица, имеющие законченное среднее или высшее образование, способствующие получению научного результата, но не являющиеся его соавторами, а также те, кто использует научные результаты в своей деятельности. Научная организация - коллектив научных и других работников, наделенных правами юридического лица, основанный на любой форме собственности и главной целью которого является осуществление научно-технической деятельности, подготовки и аттестации научных кадров. Научные организации подразделяются на научные учреждения и научные предприятия. Научные учреждения - это научные государственные организации, созданные для осуществления научной и научно-технической деятельности в соответствующих областях науки и техники, финансируемые за счет государственного бюджета или централизованных внебюджетных источников. Научное предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект /инновационная организация/, преследующий извлечение прибыли путем тиражирования и продажи научно - технической продукции и инженерно-консультационных услуг в качестве основной цели своей деятельности. Временный научный коллектив - группа научных и других работников, объединившихся, без образования юридического лица, для оперативного получения научного результата на срок, необходимый для решений поставленной задачи. Классификация организаций научной сферы. Выделяют 5 основных признаков классификации научных организаций. 1. По организационно - правовому статусу: самостоятельные научно-технические единицы; объединения самостоятельных научно-технических единиц; организации в составе производственных, образовательных и иных структур, являющихся их структурными подразделениями. 2. По характеру формирования и распределения доходов: прибыльные или коммерческие; бесприбыльные или некоммерческие. 3. По значимости организации в степени ориентации на реализацию национальных интересов или приоритетов. 4. По характеру источников финансирования: бюджетные (базовое финансирование); внебюджетные. 5. По преобладающему типу собственности: частные; государственные; коллективные. Значимость организации определяется характером решаемых ею задач и прежде всего задач, связанных с государственными (национальными), научно-техническими приоритетами. В том случае, если роль организации в реализации этих приоритетов достаточно высока, он получает статус "федеральной" организации (национальной). Научные организации осуществляют финансирование своей деятельности из разных источников, которые укрупненно можно разделить на две группы: бюджетные и внебюджетные. В том случае, если базовое финансирование научной организации осуществляется из государственного бюджета, она является бюджетной; в противном случае - таковой не является. Под базовым бюджетным финансированием понимается возмещение затрат из средств государственного бюджета на заработную плату по должностным окладам, определяемым на основе единой тарифной сетке и расчетного лимита численности сотрудников, а также других затрат, определяемых нормативными документами. Важным этапом анализа сети организаций научно-технической и инновационной сферы является разработка соответствующей классификации таких организаций. Методологической основой классификации научных и инновационных организаций является концепция видов специализации звеньев организационной структуры (рис. 3.8). Таким образом, знания о современном уровне и состоянии исследований и. разработок, наряду со знаниями потребностей рынка, являются основными предпосылками для формирования инновационного замысла. Рисунок 3.8 – Классификация научных организаций по видам