Возникновение княжества феодоро. Феодоро: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму Мангуп-Кале: маршруты наверх

Княжество Феодоро

Феодальные города юго-западного Крыма, где сосредоточивались ремесленное производство и торговля, являлись в то же время церковными центрами. Есть основания считать, что в Мангуп был перенесен из Партенита центр так называемой Готской епархии. Сведения о ней сохранились в церковных документах, дошедших от средневековья, и по ним мы можем судить о территории княжества. Его границы не были стабильными. В течение рассматриваемого нами времени они колебались по мере того, как видоизменялась экономическая и политическая зависимость княжества от тех или иных соседних и даже отдаленных государств.

В XIII и начале XIV в. владения княжества, по-видимому, охватывали все северные склоны западной части Крымских гор до левого берега р. Качи на севере. С востока в его границы входили верховья Качи и Альмы. Здесь, как уже говорилось, некоторое время соседом Мангупа было княжество Кырк-Ер. На юге Мангупу принадлежало (более или менее прочно) все побережье от Алушты до Балаклавы, попавшей в руки генуэзцев. На западе, где княжество граничило с предполагаемыми землями Херсона, находились полузависимые от Мангупа «общины Готии», расположенные вокруг Балаклавы и в Байдарской долине. Со второй половины XIV в. и эта территория, видимо, каким-то образом вошла в состав Мангупского княжества, о чем косвенно свидетельствует булла папы Иоанна XXII (1333 г.), передающая церковную власть над нею митрополиту «Готии».

После захвата татарами Чуфут-Кале северо-восточной границей княжества становится левый берег Качи. К концу XIV в. оно теряет часть земель на южном побережье, номинально в него входивших, но «уступленных» хозяевами положения - татарами - генуэзцам по договору 1380-1381 гг. В середине же XV в., судя по генуэзским письменным источникам, Алушта подчиняется мангупским феодалам и западнее нее весь южный берег, кроме Балаклавы, принадлежит Феодоро. В то же время целый ряд прибрежных крепостей остается в руках генуэзцев.

Вопрос о времени возникновения Мангупского княжества и этапах его формирования еще не вполне выяснен. Надо полагать, что оно уже существовало до татарского нашествия. О существовании княжества в XIII в. свидетельствуют надписи, связанные со строительством крепостных стен на Мангупе. К концу XIV в. относится упоминание о мангупском князе Дмитрии, воевавшем против литовцев на стороне татар вместе с соседним князем «Киркельским» (видимо, главой княжества Кырк-Ер с центром в Чуфут-Кале). Это известие позволяет предполагать, что Мангупское княжество в годы татарских нашествий сумело сохранить свою внутреннюю целостность и, быть может, ограничиться признанием власти ханов над соседней территорией и уплатой им дани.

XV век - до момента гибели княжества в 1475 г. - является временем его наибольшего политического и экономического подъема. Этот период освещен некоторыми письменными источниками.

Территория Мангупского княжества была заселена сравнительно густо. Об этническом составе его населения данных мало, однако, как уже было сказано, можно признать, что оно было многоэтничным и в основном состояло из огре́ченных сарматов и аланов, ранее смешанных с потомками тавров, скифов, а потом и прочих народностей, попадавших на территорию полуострова. Больше всего тут жило греков, за ними по численности шли караимы, армяне и принявшие православие татары.

На Мангупе развивались городские ремесла, в основном гончарное. О его высоком уровне можно судить по найденным обломкам поливной посуды, среди которых особенно интересны фрагменты двух чашек с вырезанным на их доньях именем Исаака, возможно, мангупского князя (1471-1474 гг.), известного по письменным источникам.. Керамическое производство было достаточно развито на всей территории княжества. Об этом говорят многочисленные обломки и целые экземпляры разнообразной красноглиняной посуды и огромных пифосов, найденные не только на самом Мангупе, но и собранные на остатках соседних поселений XIV-XV вв. Они не могли быть привезены из Херсона, так как он в то время уже перестал представлять собой ремесленный и торговый центр. В большинстве случаев это изделия местных гончаров.

Раскопки дают разнообразные железные вещи - наконечники стрел, поясные пряжки, ножи, крючки, гвозди. Все это также изделия местных кузнецов. Найдены на Мангупе бронзовое литье и кованые вещи из меди, а также ряд предметов из кости - украшения ларцев, коробочки, пуговицы, резные накладки на ручки ножей и т. д.

Значительное развитие строительного и камнерезного дела отражено в крепостных сооружениях XIV-XV вв., жилых домах и надгробных памятниках, которые украшались особенно сложной орнаментальной резьбой.

Экономический подъем княжества в XIV-XV вв. вызвал рост его внутренней и внешней торговли. Оттесненное от южнобережных портов генуэзцами, стремившимися подчинить себе всю торговлю на Черном море, оно находит силу создать собственный порт в устье р. Черной. Для защиты его в 1427 г. перестраивается крепость Каламита (Инкерман). Археологические раскопки слободы около крепости (1950 г.) дают представление о значительности торговых операций Каламитского порта. На территории слободы обнаружено много зерновых ям, большое количество обломков разнообразной посуды, привезенной из Малой Азии, Закавказья, с Кавказа и из других мест. О том же говорят и раскопки на Мангупе.

Известно, что через Каламиту вывозилось значительное количество татарской кочевнической продукции (скот, кожи, шерсть и др.). Не гнушались в Каламите торговать и невольниками, захваченными татарами во время набегов на Украину, Русь, Польшу, Литву. С XV в. невольников сбывали главным образом в Турцию. Каламита обозначена на морских картах XV в.

После угасания Херсонеса Каламита стала главным портом для предгорных районов юго-западной части Крыма. Старый торговый путь из степей в Херсонес теперь заканчивался возле нее. Внутренние торговые пути Мангупского княжества проходили к ней по речным долинам. В то же время горные перевалы из Байдарской долины в Ласпи, перевал Кебит-Богаз, приводивший в район Алушты, и другие соединяли северную часть княжества с южным побережьем.

На Мангупе найдены надписи, высеченные на камне. Большинство из них относится к XIV-XV вв. Они говорят о военных столкновениях обитателей города с нападавшими на них кочевниками, о крепостном строительстве. Надписи сделаны на греческом языке, в то время преобладавшем в юго-западном Крыму и на побережье полуострова.

История мангупского княжеского дома еще далеко не изучена. Ф.А. Брун полагал, что владетелями Мангупа были выходцы из Трапезунда - представители знатного армянского рода Гаврасов, находившихся в Крыму с XII в. в качестве византийских топархов - наместников. В дальнейшем они основали в юго-западном районе полуострова самостоятельное феодальное княжество. Можно предположить и другое: князья Мангупа могли быть потомками местных феодалов, принявших христианство.

Первое имя, твердо связанное с Мангупом, дошло до нас в надписи, найденной в базилике при раскопках в 1913 г.: «…построена эта башня верхнего города почтенной Пойки - помощью божией и святого Димитрия и попечением всечестнейшего нашего Хуйтани сотника [достойного] всякой чести и [совершено] восстановление Феодоро, вместе с Пойкой построены в 6870 году» (то есть в 1361 1362 гг.).

Исходя из этой надписи, можно сделать вывод, что Хуйтани правил княжеством в 60-х годах XIV в. Далее, по-видимому, правил Василий, а затем сын его Стефан, который в конце XIV или начале XV в. вместе со своим сыном Григорием выехал в Москву, где положил начало роду князей Ховриных-Головиных. Дочь Стефана Мария в 1426 г. вышла замуж за трапезундского правителя Давида Комнина, а второй сын Алексей сделался князем Мангупским и правил до 1434 г., видимо, до дня своей смерти.

Его сын, тоже Алексей, княжил в 1434-1456 гг. Он отмечен источниками в связи с отнятием у генуэзцев в 1433 г. Мангупским княжеством крепости Чембало, когда он (еще княжичем) попал в плен, но вскоре был освобожден и стал править в Мангупе.

За ним следует известный но письменным источникам князь, носивший татарское имя Олубей или Улубей (1456-1471 гг.). Некоторые историки приписывают ему и христианское имя Иоанн. Надо полагать, что он был братом Алексея (Алексеевича). Дочь Олубея Иоанна стала женой Стефана, господари Валахского.

С 1471 г. по апрель 1475 г. княжеством управлял Исаак (в русских источниках XV в. Исайко), брат Алексея и Олубея. В апреле - мае 1475 г. незаконно правил один из сыновей Олубея, имя которого неизвестно. Наконец, последним мангупским князем был старший сын Олубея Александр. Он сверг своего брата и находился у власти до последних дней существования самого княжества.

Интересны политические связи, которые мангупский княжеский дом имел или предполагал иметь с правителями соседних стран. Эти связи, особенно родственные, отражают политическое значение княжества в Северном Причерноморье в конце XIV-XV вв. Мангупские князья подчеркивали свое родство с византийскими императорами. Гербы, высеченные на камнях вместе с надписями, сообщавшими пышные титулы князей, украшались сложными монограммами, крестами и изображениями двухглавых византийских орлов.

Но как внешне блестяще ни выглядел в этих надписях Мангуп, фактически княжество постоянно испытывало зависимость от более сильных соседей и вступало с кем-либо в открытую борьбу только тогда, когда чувствовало за собой чью-то сильную поддержку. Есть данные о том, что в середине XII в. феодалы юго-западного Крыма вместе с Херсоном тяготели к Византийской империи. Затем с начала XIII в. они подчинились Трапезунду и ежегодно отправляли его императорам подати.

Начавшиеся с 1223 г. набеги татарских орд на крымские города и селения первоначально не достигали пределов Мангупского княжества. Но в середине XIII в. (1242 г.) итальянский писатель Марино Санудо Торселло отмечает опустошительный набег на владения Мангупа. Особенно страшным был разгром юго-западного Крыма ордами Ногая в 1299 г. Тогда был уничтожен Эски-Кермен, захвачены и разграблены Чуфут-Кале и Херсон. Возможно, от этого набега пострадал и сам Мангуп. Следствием набегов татар, а затем и их оседания в XIV в. в районе нынешнего Бахчисарая явилась зависимость княжества от татар.

Развернувшаяся в XV в. борьба Мангупа с генуэзцами происходила с молчаливого согласия татар, извлекавших политические выгоды из этой распри. Имело значение и то, что оседлое земледельческое население давало татарам необходимые им продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия. Через порт Каламиту татары вели обширную торговлю. Православная церковь княжества, как и его правители, по-видимому, не чинила этой торговле ни малейших препятствий и несомненно извлекала из этого существенную пользу. В свою очередь татары, как позднее и турки, проявляли по отношению к христианскому духовенству в Крыму крайнюю терпимость.

В некоторых случаях поддержка Мангупа татарами была вполне реальной. Во время вооруженной (подстрекавшейся татарами) борьбы феодоритов с генуэзцами за Чембало на стороне первых появились татарские войска, что оказало решающее влияние на исход этого столкновения.

Всегда сложными и в основном враждебными были отношения княжества с генуэзцами. Старый морской путь из крымских торговых городов в Средиземноморье уже с первой половины XIII в. перешел к итальянцам. В 1350 г. генуэзцы запретили даже византийским торговым судам плавать по Черному и Азовскому морям, заходить в Дон и появляться в Херсоне.

В то же время договором 1380-1381 гг., заключенным генуэзцами с татарами, все южнобережные земли княжества стали считаться генуэзскими. А это бесспорно расценивалось мангупскими князьями, как захват их исконных владений. В свою очередь генуэзцы полагали, что к ним на основании этого договора могут перейти земли всей «Готии» и расценивали мангупских князей как незаконных владетелей чуть ли не самого Мангупа.

Особенно острая борьба Мангупа с генуэзцами развертывается в первой четверти XV в. Она отразилась в генуэзской инструкции по управлению ее черноморскими колониями (1458 г.), где говорится о князе Теодоро (Феодоро) и его братьях, что они «не должным образом занимают Готию, принадлежащую народу Кафы; вопреки праву и привилегиям Кафы они открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы».

Блестящими для княжества были годы правления Алексея старшего. Он называл себя пышным титулом «владетеля Феодоро и Поморья». Быть может, именно Алексей и восстановил великолепный дом и базилику на Мангупе, крепость Каламиту и большой храм в Партените. Этот период заканчивается вооруженным столкновением с генуэзцами.

Поздней осенью 1433 г. при поддержке восставшего против колонистов населения Чембало Алексей выгоняет генуэзцев из этого укрепления. Овладеть им вновь Генуе удалось лишь через год. Для этого пришлось послать флот из 21 судна и армию в 6 тыс. человек. Летом 1434 г. генуэзцы вернули себе Чембало, а Каламиту сожгли. Но она вскоре была возвращена княжеству.

После взятия турками Константинополя (1453 г.) верховные власти Генуи поняли, какая опасность нависла над их колониями на Черном море. Это заставило их стремиться к смягчению обострившихся отношений с Мангупом. Генуэзские документы середины XV в., характеризующие по-прежнему агрессивные настроения генуэзцев по отношению к княжеству, говорят и о дальновидных дипломатических маневрах властей Кафы. Приведем один из таких примеров. 6 сентября 1455 г. кафинский военный инженер Джиованни Пиччинино писал протекторам Банка св. Георгия, которому с середины XV в. принадлежала Кафа и все итальянские колонии в Крыму: «Много раз предстоял я перед господами консулом и массариями, предлагая, что с небольшим отрядом возьму крепость Феодоро, но они оставались глухи к моему предложению. Поэтому я вас прошу дать распоряжение вышеназванным консулу и массариям, чтобы они мне дали хотя бы сто человек, которые вместе с кораблем отправились бы со мной в Чембало. Без сомнения с моим искусством я возьму названную крепость; если мне будет дано сто человек, то я не сомневаюсь, что вся Готия будет под Вашей властью».

Подобный авантюризм никак не соответствовал политике генуэзских властей. В 1456 г. протекторы Банка св. Георгия писали в Кафу: «Мы полагаем, что будет иметь в высшей степени важнее значение, если светлейший властелин Феодоро будет сочувствовать нашим планам. Ему мы пишем письмо, экземпляр которого вы найдете в пакете. Мы убеждаем вас, чтобы вы это письмо или доставили властителю Феодоро или придержали его, в зависимости от создавшихся условий, если это будет полезнее. Мы все убеждены, чтобы вы старались с этим властителем иметь дружеские и мирные отношения, так как по мнению всех опытных людей Кафы, его дружба в это время для города в высшей степени полезна».

Наконец, в 70-х годах XV в. сложились довольно дружественные отношения между княжеством и генуэзцами. Мангупский князь Исаак посетил Кафу и, по-видимому, заключил с генуэзцами какое-то мирное соглашение. Однако нависшая над Крымом реальная опасность турецкой агрессии заставила генуэзских торгашей раболепно и вероломно подчиниться надвигающемуся врагу. Они поспешили отправить султану добровольную дань, настаивая на том, чтобы подобное же приношение сделал и мангупский князь, который от этого отказался.

Из русских документов XV в. известно, что о Мангупском княжестве хорошо знала Москва. Великий князь Московский Иван III собирался породниться с мангупскими князьями - женить своего сына на дочери Исаака. После предварительных переговоров побывавшего в Мангупе в 1474 г. русского посла Беклемишева боярин Алексей Старков, направленный в 1475 г. Иваном III в качестве посла к крымскому хану Менгли-Гирею, должен был посетить Мангуп, передать Исааку и его княгине подарки и поклон, сделать особый «поминок» дочери Исаака и начать переговоры о сватовстве. Но Старкову не удалось выполнить это поручение, так как к моменту прибытия его в Крым Мангуп был уже в руках турок.

В течение почти 30 лет назревал захват турками берегов Северного Причерноморья. Первое нападение их флота на берега Крыма произошло в 1447 г. Вскоре последовал повторный визит в 1454 г. Под нажимом военно-морских сил турок консул Кафы согласился платить ежегодную дань, а турецкий флот, получив нужный ему провиант, на обратном пути в Константинополь опустошил беззащитные поселения южного берега Крыма.

В 1475 г. Мангупское княжество одиноко стояло лицом к лицу с сильнейшим из своих врагов.

К тому времени, в самом начале 1475 г., умер князь Исаак. Узнав о смерти отца, Александр, старший сын и наследник, гостивший у своего шурина - Валахского (Молдавского) господаря Стефана, поспешил в Крым. Высадившись, как предполагают, в Ласпи и умертвив захватившего престол брата, он на третий день при помощи трехсотенного отряда валахов, прибывших с ним, вступил во владение отцовским наследством. Это произошло накануне осады Кафы.

В июле 1475 г. турецкая армия подошла к Мангупу, но встретила отчаянное сопротивление его защитников. Выдержав пять штурмов, Мангуп пал только в декабре. Его защитники, изнуренные голодом, сложили оружие. Город был разграблен. Многие из уцелевших жителей были уведены вместе со всей княжеской семьей в рабство.

Однако жизнь на Мангупе угасла не сразу: он сделался на долгое время главной цитаделью турок, резиденцией кади, ведавшего большим кадылыком (округом), оставленным турками за собой. В старом замке, капитально перестроенном, стоял до XVIII в. турецкий гарнизон. Затем крепостью недолгое время владели татары, а после присоединения Крыма к России Мангуп за ненадобностью окончательно пустеет.

В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн

Княжество Феодоро: история государственности,
границы, этнический состав

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году.

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже - с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор .

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин. Его жители сумели завладеть Чембало , Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами. Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
Эти строки Ильи Сельвинского вспомнились при взгляде на плато Мангуп- кале.
Археологи обнаружили в горах Мангупа остатки таврских поселений, относящихся к последним векам до нашей эры.
В III-IV веках на труднодоступном плато Мангуп-кале поселились скифо-сарматы.
В IV-V веках на плато Мангуп-кале появилось поселение аланов и готов, а в окрестных скалах найдены их катакомбные захоронения.

Во второй половине V века на плато Мангуп-кале были построены первые городские постройки и укрепления города Дорос, столицы крымской Готии — страны Дори.
В VI веке на плато Мангуп-кале была возведена монументальная базилика, и город Дорос стал центром Готской епархии в Крыму.
В конце VII века Хазарский каганат подчинил готскую столицу Дорос, и в городе ненадолго разместился хазарский военный гарнизон. Захват города Дорос хазарами спровоцировал анти-хазарское восстание под руководством святого Иоанна Готского.
С XIII до середины XV века город стал столицей поздне-византийского княжества Феодоро, контролировавшего весь Юго-Западный Крым и подчинявшегося и стал называться Феодоро.

Столица княжества Феодоро — средневековый христианский город-крепость, который называют Мангуп-Кале («Разгромленная крепость»), расположена на неприступной столообразной «Отчей горе», по-крымско-татарски «Баба-Даг» («баба» — отец). Скалы «Отчей горы» возвышаются над окрестными долинами Ай-Тодор, Джан-Дере и Каралез Бахчисарайского района на 583 метра и образуют плато, похожее на раскрытую ладонь руки, площадью около 90 гектаров.
С северной стороны Отчая гора имеет четыре протяженных выступа, как длинные пальцы, выступающие в долину. Самый западный «Сосновый мыс» (Чамны-бурун), за ним идёт «Мыс вызова иудеев» (Чуфут-Чеарган-Бурун), самый ветреный «Греческий мыс» (Эллин-бурун), и самый восточный - «Дырявый мыс» (Тешкли-бурун), названный так из-за, образовавшейся в результате обрушения, искусственной пещеры в сквозном гроте.
Мысы разделены тремя оврагами: «Кожевенный овраг» (Табана-дере), «Банный овраг» (Гамам-дере) и «Ворота-овраг» (Капу-дере).

Общая длина крепостных сооружений город-крепости Феодоро (Мангуп-Кале) составляет 1,5 километра, длина оборонительных стен, вместе с естественными скалистыми преградами и обрывами, составляют 6,6 километров. На территории крепости Феодоро найдены многочисленные естественные источники чистой воды — родники.
В XIV веке на каменистом плато «Отчей горы» располагалась столица могущественного княжества Феодоро (Готия), в котором жили выходцы из христианской Византии и правил князь из династии Гаврас. Именно, к этой эпохе относятся многочисленные постройки в скалах Мангупа — искусственные пещеры, оборонительные стены города, фундаменты базилик и руины цитадели христианской столицы Феодоро на мысе «Дырявый мыс» (Тешкли-бурун).

Княжество Феодоро получило своё название от имени христианского святого Феодора Гавраса , который правил византийским Трапезундом во второй половине XI века. Князь Феодор Гаврас не жалел денег на поддержку христианских монастырей в Трапезунде. После 29 мая 1453 года Феодор Гаврас возглавил Трапезунда против турок-сельджуков. Турки преследовали Феодора Гавраса и он был вынужден скрываться в горах, вскоре турки выследили его и пленили. Феодор Гаврас отказался принять магометанство, и
Христиане чтят память Феодора Гавраса, он канонизирован под именем святого Феодора Стратилата («стратилат» — военачальник). Попавший в опалу при византийском императоре Иоанне II Комнине (1087-1143) , правившем в Константинополе в 1118 г., племянник Феодора Гавраса, Константин Гаврас в XII веке был сослан в Крым. Потомки Константина Гавраса обосновались в горах Мангупа, объединили людей и земли вокруг своего княжества Феодоро.
В состав средневекового княжества Феодоро входили обширные территории гор и Чёрного моря от Алушты до
Княжна Мария Гаврас стала женой молдавского царя Стефана III, а великий князь Московский Иван III (1462-1505 г.г.), начал в 1474 году переговоры с князем Феодоро о женитьбе своего сына на второй дочери князя. Московский князь Иван III был обвенчан в 1472 году с Софьей Фоминичной Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI за Константинополь
В 1475 году христианская столица княжества Феодоро, как и все княжество, захватили турки-османы, вторгшиеся в Тавриду. На месте столицы княжества Феодоро турки-османы перестроили крепость, назвав её Мангуп-Кале («Разгромленная крепость»)
Крепость Мангуп стала центром самой мелкой административно-территориальной единицы Османской империи (кадылык), вошедший в состав провинции (эялета) с центром в Кефе (Феодосии).
Потерпев поражение в Русско-Турецкой войне, турки, в 1774 году, оставили крепость Мангуп, и ею не на долго овладели татары.
После присоединения Крыма к России крепость Мангуп покинули последние её обитатели - община крымских караимов. В «Кожевенном овраге» (Табана-дере), сохранились остатки караимского кладбища.

В годы Великой Отечественной войны, во время осады Севастополя немецкими войсками на плато Мангупе-Кале находился наблюдательный пункт фашистского генерала Манштейна.

Княжество Феодоро образовалось в конце XII в. В начале XIII в. оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань. В княжестве правили князья из трапезундского рода Комнинов, вышедшего из Армении. Вначале их власть простиралась на горный земледельческий район Крыма, затем распространилась до моря. Столицей княжества стал город Феодоро в юго-западной части Крыма, он был известен также под названием Мангуп. Город упоминается в греческих источниках с VIII в. Когда в XIII веке в Крыму появляются монголо-татары, правители Феодоро сумели завязать с ними мирные отношения и удержаться в своих владениях. Постепенно развивалась экономика княжества, расцветали земледелие, ремесла, торговля. Со второй половины XIV в. в городе Феодоро развернулось большое строительство: возводились укрепления верхнего замка, княжеский дворец, церкви. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420-1456). В период его правления княжество насчитывало 200 тысяч жителей - цифра, весьма значительная для Крыма того времени. В правление Алексея строятся крепости и порты, закладываются новые и расстраиваются старые города и поселки. В 1427 году была вновь перестроена крепость столицы. Алексей не только поддерживал добрые отношения с Крымским ханством, но и вмешивался в борьбу ханов за престол, поддерживая того или иного претендента. Татарские правители Крыма помогали торговле, рассчитывая также нажиться на конкуренции между генуэзцами и купцами Феодоро. В свою очередь, Алексей решил воспользоваться поддержкой крымских ханов и заполучить собственный порт на крымском побережье. Когда в конце XIV в. генуэзцы овладели почти всем южным побережьем Крыма, они монополизировали черноморскую торговлю и отрезали княжество Феодоро от моря. Стремясь выйти на побережье, правитель Феодоро захватил небольшую полоску берега в районе возникшего позднее Инкермана и основал порт Каламиту, а чтобы защитить его от генуэзцев и татар, построил там в 1427 г. крепость. Войска Феодоро, выйдя из Каламитской крепости, в 1433 г. овладели Чембало, но не смогли его удержать - в следующем году их вытеснили оттуда генуэзцы. Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и далее самой Кафы в морской торговле. В Каламиту направлялось множество судов из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзское купечество стремилось избавиться от конкуренции, и в 1434 г. посланное из Кафы войско сожгло Каламиту. Однако феодориты быстро ее отстроили. Этот порт оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования. 15. Пещерные города Крыма

В средневековой Таврике, на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные города». Возникнув в раннем средневековье, эти города вызывают большой научный интерес. Подавляющее их большинство сосредоточено в юго-западном районе Внутренней, или Второй, гряды Крымских гор, отделяющей горную часть полуострова от предгорья и степи. Эта гряда имеет пологие северо-западные склоны, спадающие в продольную долину, а на юго-восток она обращена отвесными скальными обрывами. Известия о некоторых «пещерных городах» появились в источниках более тысячелетия тому назад. Сохранились их описания, составленные как известными учеными, так и всевозможными путешественниками, любителями древностей. Термин «пещерные города» появляется в XIX веке, но уже в это время он был поставлен научными исследователями под сомнение. Изучение этих городов показало, что пещеры были лишь вспомогательными постройками, служившими в основном для хозяйственных и оборонительных целей. Были среди них и церкви. О времени и обстоятельствах происхождения «пещерных городов» существует целый ряд гипотез и точек зрения. Среди них выделяются две основные. Одни исследователи видят в этих памятниках результат активной внешней политики Византийской империи, которая стремилась укрепить границы своей территории крепостями и укрепленными линиями. Такого рода мероприятия Византия действительно осуществляла в целом ряде подвластных территорий. Сторонники этого взгляда ссылаются на данные литературных и эпиграфических (надписи на камнях) источников, а также на облик материальной культуры раннесредневекового Херсонеса, являвшегося форпостом византийского влияния в Крыму. Его защита была организована путем создания в горном юго-западном Крыму линии укреплений в виде «пещерных городов». Время этого строительства определяется концом V или первой половины VI в. К сожалению, сторонникам этого взгляда приходится использовать для доказательства лишь немногочисленные дошедшие до нас отрывки из произведений византийских авторов. При дворе императора Юстиниана I (527 - 665 гг.) историком и военным деятелем Прокопием Кесарийским был написан трактат «О постройках». Говоря о мероприятиях, осуществленных в Крыму, Прокопий сообщает о существовании там некой страны Дори, населенной готами, земледельцами, бывшими военными союзниками Византии. Для их защиты от нападений врагов император повелел построить «длинные стены». К сожалению, по тексту отрывка невозможно точно установить район, в котором была расположена страна Дори. По этому вопросу уже длительное время идет полемика. Исследователи, связывающие «пещерные города» с деятельностью византийцев, видят ее в юго-западной части Крымских гор на пространстве между Внешней и Главной грядами. Действительно, если смотреть на карту, то в какой-то степени они напоминают цепь укреплений, закрывавших горные проходы. Но эта гипотеза имеет целый ряд уязвимых мест. Не все «пещерные города» являлись крепостями. Настоящими крепостями со значительными гарнизонами, способными защищать горные долины, оказались лишь Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале. Остальные или вообще не имели укреплений, или же по своим размерам могли быть лишь убежищами и замками, дававшими укрытие обитателям округи. Исследователи, выдвигающие другую точку зрения, утверждают, что «пещерные города» - это города, села, замки и монастыри, возникшие в результате развития феодальных отношений в среде горнокрымского населения. Процесс этот происходил в течение столетий и завершился к X-XII в. На протяжении почти полутысячелетия формировались центры ремесла и торговли, резиденции феодальной администрации, монашеские обители, поселения мирных земледельцев. Часть исследователей размещает страну Дори на Южном берегу Крыма от Судака до Фороса. Еще в 30-е годы XIX в. академик Кеппен видел на перевалах Главной гряды развалины сооружений, которые он отождествлял с «длинными стенами» византийцев. Эту же точку зрения в своих статьях отстаивают О. И. Домбровский, Э. И. Соломоник и ряд других исследователей.

16.Крымский улус Золотой Орды Крымский улус - улусЗолотой Орды, существовавший в первой половине XIII-XV веках на территории полуостроваКрым. Татары заняли степной Крым в1239 году, одновременно с походамиБатыяна южно-русские земли, и подчинили себе остатки живших тамполовцев. Татары делились на племена, колена и роды. Во главе племён стояли 6 старших феодальных семейств - «беи, беки» (Ширины, Барыны,Аргыны, Яшловы, Мансуры и Саджеуты), владевшие каждый огромными участками земли и составлявшие старшее звено феодальной лестницы. Их вассалами были главы колен и главы отдельных родов. Эксплуатируемое феодалами рядовое татарское население пришло в Крым в чисто кочевом скотоводческом строе. Сеяли только небольшое количество ячменя для корма лошадей, необходимых татарам для походов за пленниками. В первое время Крым составлял особый улус Золотой Орды; впервые он временно отделился от неё при ханеНогае. Вновь присоединённый к Золотой Орде после гибели Ногая (около1290 года), Крым в XIV веке обычно управлялся ханскими наместниками, должность которых стала постепенно приобретать наследственный характер; столицей был г. Солхат (нынешнийСтарый Крым). Окончательное отпадение Крыма от Золотой Орды произошло вXV веке.

Который почти 2000 лет контролировал здесь политическую ситуацию и торговые пути, медленно угасал. А другой очаг греческой культуры на полуострове, набирал силу.

Мангупское плато было заселено ещё с глубокой древности. Шли века. Одно поколение сменялось другим, волны кочевников накатывали и отступали. Часть из них оставались в Крыму, смешиваясь с местным населением. К началу 15 века мангупским князьям уже подчинялись обширные земли от Инкермана на западе до горы Демерджи на востоке. Именно здесь сталкивались интересы мангупских князей и . Владетели Феодоро считали, что генуэзцы незаконно захватили часть Южного берега, принадлежащую им. Это приводило к постоянным конфликтам.

В те неспокойные времена правители Феодоро особенно заботились об укреплении своей столицы. Плато Мангупа с трех сторон было защищено скалистыми обрывами глубиной до 40 м. Феодориты выращивали пшеницу и ячмень, различные фрукты и овощи. На горных пастбищах паслись отары овец. Разводили они и крупно-рогатый скот. Экономический подъем княжества в 15 веке позволил экспортировать ремесленные изделия и продукты за пределы Крыма. Но все гавани были в руках у генуэзцев, нужен был свой выход к морю и хороший торговый порт.

Было найдено подходящее место – на восточной оконечности Севастопольской бухты, где река Черная впадает в море. Для обеспечения её безопасности в 1427 году перестраиваются укрепления древней Каламиты. Вокруг крепости раскинулось предместье. Его жители ловили рыбу, выращивали овощи и фрукты, занимались ремеслами, охотой. Но главное предназначение Каламиты – это ведение посреднической торговли. Портом пользовались и татарские ханы, сбывавшие через него военную добычу. Возросшее значение Каламиты не могло не волновать генуэзцев.

Власти Кафы увидели в существовании Каламиты угрозу своей монополии в крымской торговле и попытались захватить крепость. В ответ феодориты решили отнять Чембало. В 1433-1434 годах развернулась особенно ожесточенная борьба. В ней приняло участие и греческое население Чембало, недовольное чужеземной властью. Бедствия жителей усугубились сильной засухой, а также эпидемией чумы, унесшей много жизней. Началось народное восстание против генуэзцев. Его поддержал и крымский хан Хаджи-Гирей и мангупский князь Алексей. Итальянцы были изгнаны из Чембало, а жители его перешли под покровительство правителя Феодоро.

Власти Кафы попытались отвоевать Чембало, но безуспешно. Пришлось обращаться за помощью в Геную. Была снаряжена военная экспедиция: 21 корабль с 6 тыс солдат под командованием адмирала Карло Ломеллино. Часть войска направлена была воспрепятствовать подходу татарского отряда Хаджи-Гирея. Остальные силы Ломеллино начали штурм. Генуэзцы устроили настоящую резню, перебив всех защитников. После взятия Чембало войско Ломеллино захватило Каламиту. Портовые сооружения гавани феодоритов были сожжены.

Пройдя вдоль Южного берега, генуэзцы достигли Кафы. Увеличив численность отряда до 8 тыс, отряд двинулся к Солхату, чтобы покарать крымского хана. Неподалёку от селения на него внезапно напал Хаджи-Гирей с 5000 всадников. Генуэзцы потерпели сокрушительное поражение. Долго ещё шла борьба с генуэзцами, с целью вернуть Чембало. Противоборству пришел конец, когда у крымских берегов появились турки-османы, ставшие главной военной силой на Черном море.

К 1475 г. Османская Турция захватывает генуэзские крепости на побережье Крыма и княжество Феодоро в Юго-западном Крыму; Крымское ханство становится вассалом Турции, приморские города превращаются в крупнейшие в Европе центры работорговли.