Что требуется для профессии дизайнер. Кто такой дизайнер и зачем он нужен? Когда-то я распечатывала в типографии реферат для универа по этому предмету

Дизайнер интерьера занимается обустройством интерьера с целью обеспечения эстетически приятной обстановки в помещении в соответствии с его предназначением. Кроме выполнения эстетической функции работа дизайнера интерьера направлена на оптимизацию труда внутри помещения и улучшения навигации на его территории. При этом расстановка мебели — лишь завершающий этап, которому предшествует планировка помещения, выстраивание освещения, акустики и систем вентиляции, а также отделка стен.

Профессия дизайнера интерьера больше всего подходит творческим личностям с художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом.

Места работы

Должность дизайнера интерьера востребована в архитектурных компаниях, дизайнерских бюро и студиях. Также данный специалист может работать на себя, самостоятельно создавая себе «имя» и занимаясь поиском клиентов.

Обязанности дизайнера интерьера

Лучше понять, кто такой дизайнер интерьера помогут главные должностные обязанности этого специалиста:

  • Разработка архитектурных объёмно-планировочных решений.
  • Формулировка технических заданий на основе пожеланий клиента.
  • Разработка проектной документации.
  • Самостоятельное ведение объекта на всех стадиях работы.
  • Подбор отделочных материалов и оборудования.
  • Авторский надзор за выполнением всех работ по дизайну интерьера.

Требования к дизайнеру интерьера

Главные требования к дизайнеру интерьера:

  • Высшее профильное образование.
  • Знание законодательства по перепланировкам.
  • Опыт работы с заказчиками и прорабами.
  • Опыт работы в таких программах, как ArchiCAD, AutoCAD, Adobe Photoshop, MS Office (также желательно знать CorelDraw, 3Ds max, Vray, Adobe Illustrator).

В большинстве случаев от претендента на должность дизайнера интерьера требуется наличие портфолио готовых работ.

Образец резюме дизайнера интерьера

Чтобы стать дизайнером интерьера, нужно получить высшее архитектурное образование. При наличии врожденного таланта и хорошего эстетического вкуса для успешной работы на этой должности может быть достаточно и курсов по дизайну интерьера.

Зарплата дизайнера интерьера

Заработная плата дизайнера интерьера варьируется от 30 до 85 тысяч рублей в месяц. В крупных городах оклад может быть выше, так как там более высокие требования к оригинальности дизайна. Во многом то, сколько зарабатывает дизайнер интерьера, зависит от его мастерства и умения чувствовать и понимать желания заказчика. Средняя зарплата дизайнера интерьера составляет 60 тысяч рублей в месяц.

Во все времена человек стремился улучшить красоту своего жилища, одежды и даже окружающей среды, чтобы получить возможность пребывать в гармонии с природой и самим собой. Кто-то мастерил шедевры своими собственными руками, а кто-то обращался за помощью к профессионалам, способным создать невероятные виды. В современном мире специализация таких людей известна как профессия дизайнер.

Кто такой дизайнер?

Несмотря на то, что профессия дизайнер стала по-настоящему популярной и востребованной только в ХХ веке, само название имеет длинную историю. Его истоки восходят к эпохе итальянского Возрождения, когда словом «disegno» обозначали рисунки и проекты, которые лежали в основе идеи.

В зависимости от вида деятельности специалиста по дизайну выделяют несколько основных отраслей данной профессии:

  • промышленный (оформление и создание бытовой техники, транспорта, орудий труда, мебели);
  • дизайн среды (создание интерьеров, оформление зданий, участков);
  • графический (создание торговых марок и знаков, рекламных роликов с использованием компьютерной графики);
  • 3D-дизайн (создание анимаций, презентаций, макетов с помощью специальных компьютерных программ);
  • ландшафтный (работы, связанные с оформлением земельных участков, парков, садов);
  • дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Перечисленные отрасли дизайнерского искусства – это только вершина айсберга. Сегодня сфера деятельности художника-оформителя просто огромна, поэтому каждый год появляются новые направления данного искусства (фитодизайнер, кукольщик, цветокорректор, витражист и т.д.).

Объекты дизайна присутствуют везде и во всём, что нас окружает. Кроме популярных ныне специалистов по созданию одежды и интерьера, в современном мире широко востребованы разработчики ювелирных украшений, аксессуаров, посуды, мебели и т.д. Одним словом, объектом дизайна может стать всё, что угодно, – от иголки до самолёта.

Важные качества

По мнению многих соискателей, которые выбирают интересную и творческую работу, стать дизайнером может каждый талантливый художник. Однако нельзя недооценивать профессионально важные качества и умения. Ведь настоящий дизайнер – это создатель хорошего продукта, придирчивый перфекционист, который способен концентрироваться не только на внешней стороне объекта, но и на описании его деталей, внутренней сущности и функциональности.

Чтобы стать специалистом в данной области и иметь стабильный финансовый доход, необходимо владеть такими качествами и умениями, как:

  • наблюдательность;
  • креативное мышление;
  • развитое воображение;
  • коммуникабельность;
  • способность работать с большим объёмом информации;
  • терпеливость;
  • способность работать в команде;
  • чувство такта в общении с клиентами.

Образование

Вопреки убеждению многих дизайнеров-самоучек, это искусство требует специального образования. Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо не только иметь хороший вкус, развитое воображение и навыки рисования, но и уметь работать в современных программах для проектирования интерьеров, ландшафтов и т.д. Искусство дизайна не стоит на месте. С каждым годом появляются новые материалы, приёмы и методы создания шедевров. Поэтому, чтобы оставаться на гребне волны, и новичок, и дизайнер-профессионал должны постоянно учиться, совершенствовать свои навыки и быть в курсе всех трендов.

Сегодня существует множество специализированных школ и учебных заведений, где обучают искусству данное деятельности. Однако, как показывает практика, частные курсы не всегда бывают эффективны.

Выбирая учебное заведение, важно помнить, что не существует дизайнеров-универсалов. Каждый художник-оформитель может быть профессионалом только в одном направлении искусства.

Место работы и карьера

Перед каждым дизайнером открывается широкое поле деятельности. Он может работать сам на себя, предлагая свои услуги в интернете и средствах массовой информации. В данном случае художник-оформитель самостоятельно ищет себе клиентов и оценивает стоимость проекта. Успешность такого дизайнера-фрилансера зависит от его профессионализма и способности находить выгодные и высокооплачиваемые заказы.

Художник-оформитель может работать и в штате специализированных отделов крупных компаний, деятельность которых связана с искусством дизайна. При этом, чем престижнее компания, тем больше шансов для карьерного роста, а, следовательно, и для увеличения доходов и достижения признания.

Кроме крупных компаний, существуют и узкопрофильные дизайнерские студии. И хотя вероятность карьерного роста в таких фирмах невелика, работа художником-оформителем поможет состояться человеку, который находится только в начале пути в своей творческой деятельности.

Преимущества и недостатки профессии

В отличие от многих других профессий, представленных на рынке труда, дизайнерское ремесло может приносить не только удовольствие, но и хорошую финансовую прибыль. Специалист работает на заказ, поэтому, в отличие от художника, он всегда может быть уверен в том, что его труды будут оплачены.

Однако, с другой стороны, оформитель не может позволить себе творить только тогда, когда есть вдохновение. Порою заказ необходимо выполнить в кратчайшие сроки, ведь клиент не готов ждать. Хорошо, если творчество, как говорится, в крови у художника-оформителя. Но, если креативное мышление требует чрезмерных усилий, то постоянный поиск новых идей нередко приводит к моральному истощению и депрессии.

Ещё одной проблемой может стать внутренняя дисгармония дизайнера. Далеко не всегда вкусы клиента совпадают со вкусами художника-оформителя, и тогда приходится выполнять работу, которая не по душе.

Безусловно, искусство дизайна – это нелёгкое ремесло, но оно имеет немало преимуществ. Дизайнерская деятельность приносит хороший доход, который увеличивается с ростом профессионализма.

Ещё одним неоспоримым преимуществом труда является возможность работать на дому. Генерировать идеи и создавать проекты можно не только в офисе, но и в своей комнате, поскольку для клиента важен только результат.

Таким образом, профессия дизайнер может стать настоящим призванием для творческих и креативных людей, которые не привыкли к монотонной и рутинной работе, а мечтают творить, делать мир прекраснее и получать хороший финансовый доход.

Что такое дизайн?

Должностная инструкция дизайнера не может быть представлена без определения того, что представляет собой данная специальность и область дизайна как сферы занятости человека вообще. Дизайнер - это человек, который поглощен в основном разработкой и проектированием. Ввиду того, что дизайн - это многогранное и широкое понятие, включающее в себя огромное количество самых разнородных отраслей, то и дизайнеры могут выбирать для себя любые направления.

Какие бывают дизайнеры?

Так, профессионалы определенной области могут быть заняты в создании украшений, мужской, женской или детской одежды, обуви, головных уборов. Если все вышеперечисленные положения так или иначе связаны с предметами гардероба, то это вовсе не означает, что на этом польза дизайнеров для современного мира исчерпывается. Вовсе нет! Они также занимаются разработкой ландшафтов (ландшафтный дизайнер), интерьера квартиры или дома (дизайнер интерьера), а многие из них активно соприкасаются и с миром компьютерных технологий (3D-дизайн). В данной статье мы обратимся к рассмотрению некоторых из этих направлений, отталкиваясь от их уникальности, востребованности и перспективности.

Что такое должностная инструкция дизайнера?

После того как в общих чертах было установлено, что же представляет собой сфера дизайна, необходимо остановиться на документах, которые сопровождают любого сотрудника в его трудовой жизни. Должностная инструкция дизайнера - это определенный документ, который имеет типовую установленную форму и закрепляет за каждым лицом отведенный ему функционал деятельности. Общими положениями для любого документа подобного рода будут являться пункты, перечисленные в разделе ниже, а вот их наполнение уже будет различаться в зависимости от специальности.

Что включает такой документ?

Положения должны быть грамотно составлены специалистами кадровых отделов и организационных служб по оплате труда, расписаны полностью, четко и ясно. Пункты должностной инструкции включают:

  1. Общие положения - т. н. теоретическая база, указание основных условий работы дизайнера.
  2. В своей работе сотрудник руководствуется следующими знаниями, навыками и умениями… - здесь компания предъявляет к соискателю перечень определенных требований, с которыми кандидат соглашается и этим самым подтверждает собственную компетентность. Обычно этот пункт включает в себя знание организационных основ рекламы и маркетинга, методов и средств выполнения и оформления художественных работ, базы полиграфического дизайна, свойств и особенностей материалов, применяемых в процессе работы, различных компьютерных графических программ (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw и др.), правил взаимодействия с клиентами и покупателями и т. д.
  3. Должностные обязанности - здесь организация определяет совокупность пунктов, которые будут регулировать ежедневную работу дизайнера. Обязанности дизайнера включают разработку художественных и технических проектов на заданную руководителем тематику с соблюдением установленных для задания норм, консультирование руководителя и коллектива о вариантах решения локальных дизайнерских задач, согласование созданных дизайнером вариантов продукта с другими разработчиками проекта, внесение исправлений и корректировка вектора дизайнерского развития продукта и т. д.
  4. Должностные полномочия - к этому разделу относятся пункты, регулирующие работу с документацией, информацией и начальством.
  5. Должностная ответственность. Здесь указываются требования к профессии дизайнер как таковой и к конкретному лицу, а также определяется, какие последствия повлечет невыполнение дизайнером поставленных перед ним задач, нарушение внутреннего распорядка работы организации, небрежное отношение к обязанностям, предоставление руководству ложных сведений и т. д.
  6. Условия работы, где, помимо прочего, прописывается система командировок дизайнера (региональных и местных).
  7. Заключительные положения, где указано, что в настоящую инструкцию могут быть внесены дополнения и изменения (разумеется, только после согласования всех новшеств с уже нанятым на должность сотрудником).

Данная инструкция закрепляется подписью руководящего лица и работника, который должен внимательно ознакомиться со всеми пунктами и предлагаемыми ему условиями. Обязанности дизайнера, его права и общий функционал деятельности, таким образом, оказывается рассмотрен. Теперь перейдем к более узконаправленным сферам и установим, с какими особенностями можно столкнуться в том или ином направлении.

Профессия дизайнер интерьера

Одним из направлений дизайна окружающей среды является дизайн интерьера. Он представляет собой оформление коммерческих и жилых помещений, проектную разработку и практическое воплощение в жизнь гармоничных, комфортабельных и современных интерьеров залов, гостиниц, комнат, студий, галерей, коридоров, спален, офисов и т. д. Профессия дизайнер интерьера в некоторой степени требует от человека навыка понимания человеческих желаний (происходит соприкосновение с психологией). Это связано с тем, что дизайнер этой области нередко вынужден работать с абстракциями, существующими только в головах людей: эти крайне неясные желания необходимо уметь правильно истолковывать, согласовывать с заказчиками, уточнять все тонкости и нюансы для того, чтобы создавать те продукты, которые клиенты хотели получить изначально. Функциональные обязанности дизайнера интерьера, равно как и требования, предъявляемые к нему, очень широки. Вот самые главные из них:

  • получение заказа, осмысление и обработка всех пожеланий клиента;
  • знакомство с планировкой и техническими параметрами помещения;
  • создание концепции, стиля, общего направления проекта;
  • разработка начального эскиза, обсуждение с заказчиком и доработка деталей;
  • моделирование проекта помещения в компьютерных программах;
  • подбор и закупка необходимых материалов;
  • разработка инженерных чертежей, планов, расчетной документации;
  • воплощение проекта в жизнь, регулировка работы команды;
  • закупка или создание уникальной дизайнерской мебели (по желанию клиента);
  • декоративная стилизация готового интерьера: дополнение его аксессуарами, картинами, вазами, статуэтками и др., внесение последних штрихов.

Должностная инструкция дизайнера мебели: чем занимается такой работник?

Из раздела выше вытекает еще одно небезынтересное направление дизайна - это разработка мебели. Согласно некоторым отзывам, люди в эту профессию могут прийти любые, вне зависимости от их образования; первостепенным являются не стартовые навыки, а отношение к профессии и заинтересованность в ней, уровень коммуникабельности и готовность непрерывно учиться. Общие положения рутинной деятельности могут быть сопоставимы с распорядком работы тех же дизайнеров интерьера: принятие - обсуждение - разработка - сдача. Наиболее часто дизайнеры мебели трудятся над созданием корпусной или кухонной продукции для жилых помещений - это самое востребованное направление данной сферы. Для этой профессии особенно требуется стабильность: и с точки зрения существующих навыков, и с точки зрения общего физического и эмоционального состояния. Качество работы в данном случае сильно зависит от сиюминутного настроения (дизайнер может быть злой, больной или, наоборот, радостный, счастливый), хотя знание базисных дизайнерских навыков также необходимо.

Что такое дизайн, и чем занимается дизайнер?

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем . Дизайн имеет много граней: это композиция, типографика, колористика, концепция, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации. Настоящий дизайнер видит и понимает отношения цветов и оттенков, пространства и формы, способен разобраться в иерархии частей проекта и его общей композиции. Управляя визуальными элементами, дизайнер может выразить главную идею в форме, понятной для целевой аудитории. Графический дизайн выступает в роли передатчика информации визуальным способом.

Многие считают, что для того, чтобы считаться дизайнером, достаточно изучить пакет графических программ, среди которых Photoshop , Illustrator , Corel Draw и множество других. Несомненно, чем больше таких редакторов знает дизайнер, тем больше возможностей открывается перед ним. Но пользоваться Photoshop сегодня более-менее умеют даже школьники, и это не означает, что они причастны к дизайну. Развитые способности к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс - основа дизайнерской профессии.


Дизайн как коллективное творчество, vision, работа мысли и способность увидеть оригинальную идею в обыденных вещах, создать ритм и гармонию. Иллюстрация: проект, реализованный агентством Forsman & Bodenfors для кулинарной книги IKEA «Домашнее лучше всего » («Homemade Is Best»). Арт-директоры: Стефан Ламм (Staffan Lamm) и Кристофер Персон (Christoffer Persson), Фотограф: Карл Кляйнер (Carl Kleiner), Mink Mgmt


Творческие люди умеют эффективно оперировать противоречивой и неоднозначной информацией. Российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем. Дизайнер - одновременно психолог, маркетолог, визионер и т. д.

Дизайн - деятельность, направленная на решение задачи . Причем такой задачи, которая не может иметь единственного правильного решения. Одни решения более «правильные», другие - менее, но эта «правильность» зависит от видения, которое вкладывается в процесс создания дизайна. Дизайн-проект способен воздействовать на человека: пробудить ассоциации, вызвать различные эмоции, натолкнуть на определенные мысли и умозаключения. Его цель - вызвать у покупателя огромное желание стать обладателем товара: съесть именно эту шоколадку, прочесть именно эту книгу или воспользоваться именно этой пароваркой. Дизайн обложки и упаковки, самого продукта или его рекламы убеждает человека в том, что его жизнь без этой покупки будет неполной. А чтобы это произошло, дизайнеру потребуется время, целостное видение продукта и некоторая свобода идей, чтобы создать такую концепцию, которая позволит проникнуть в центр мозга или сердца потребителя.

Дизайн - это и созидание по теории малых дел, повседневное искусство : многие из нас отмечали, к примеру, в путешествиях по Европе, что даже такие мелочи, как элегантные навесы-маркизы и вывески с модными шрифтами преображают улицы и создают культуру среды. Или возьмем феномен графического медиа-дизайна: именно он делает журналы и сайты культовыми, даже арт-объектами, придает контенту актуальность, ассоциирует медиа с самоощущением аудитории и определенной субкультурой.

Есть два основных подхода к дизайну: каждый дизайнер и клиент выбирает тот, который ему ближе, и каждый подход имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Клиентоориентированость: угадать и угодить. Выполняя конкретный заказ, дизайнер предугадывает желания клиента и материализовывает их. В этом случае он продает не свой индивидуальный стиль, а тот, который нравится заказчику. В рамках этой концепции дизайнер, работая со шрифтами, макетами и композициями, действует достаточно осторожно, чтобы воплотить в жизнь мечту клиента. Дизайнер, выполняющий заказ, находится в постоянном поиске золотой середины между «грамотно» и «красиво», причем и с точки зрения дизайна, и с точки зрения целей клиента.
  2. Дизайн как современное «быстрое искусство». Этот подход ориентирован, скорее, не на ожидания клиента, а на визуальный и маркетинговый wow -эффект, который генерирует фантазия дизайнера, его арт-концепция. Дизайн, разработанный в рамках этой концепции, менее утилитарен, но именно он способен создать мем и тенденцию, вдохнуть в продукт точную идею, о которой может не знать и сам производитель, выстроить «легенду» продукту и бренду. Обычно этот подход выбирает клиент, который открыт для экспериментов, осознает, что он идет к дизайнеру за оригинальной концепцией и выбрал дизайнера по индивидуальному стилю, представленному в портфолио.

Дизайн как современное искусство. Работа дизайнера и 3D -художника Криса ЛаБруй (Chris LaBrooy )

Дизайн-мышление

Общество активно развивается, и перед профессионалами в любой сфере возникают задачи, связанные с поиском нестандартных подходов к решению задач. Что требует современный рынок? Востребованный и передовой продукт, созданный с помощью творческого подхода к процессу. И только тот, кто умеет обеспечить креативное решение поставленной задачи, конкурентоспособен. Дизайн как сфера деятельности почти не имеет границ - он окружает нас и требуется во всех областях . Успешные дизайн-проекты проникают в эмоции, чувства и мысли потребителя, в суть материалов и современных технологий. Одновременно грамотный дизайнер всегда ориентируется на социальные и экономические перемены в обществе, улавливает тенденции и старается спрогнозировать будущее.

Российский психолог Владимир Дружинин: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

В основе классического дизайн-образования лежит умение решать важные визуальные задачи: чувствовать текстуры и материалы, формы и цвета, пространство и композицию, видеть мир вещей в ритмическом и колористическом отражении, в плоскости и пространстве. Для профессионального успеха специалисту по дизайну любого направления необходимо особенное мышление. Что это означает? Говоря о креативности, обычно выделяют несколько компонентов, из которых она состоит:

  • активность и оригинальность мышления;
  • интерес к сложным задачам и парадоксам;
  • чувство прекрасного;
  • развитое воображение;
  • умение сконцентрироваться на главном и внимание к деталям;
  • повышенная чувствительность, эмпатия;
  • способность мыслить четко, концепциями;
  • чувство юмора и остроумие;
  • независимость суждений.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд разделил мыслительные способности человека на конвергентные , когда мозг концентрируется на поиске основного решения, и дивергентные - те, которые и называют креативностью, то есть умением находить множество разнообразных решений одной задачи.

Не так давно появилось особое понятие - дизайн-мышление . Это методика, которая используется для создания инноваций и поиска оригинальных решений в разных сферах. Чаще всего, термин употребляют, говоря о разработке новых продуктов, но в действительности, область применения дизайн-мышления намного обширнее. Его можно использовать во всех случаях, когда необходимо решить какую-либо проблему, связанную с людьми, или скомбинировать знания из разных областей. Основной элемент методики дизайн-мышления - это проникновение в самую суть проблемы и внимательное наблюдение . Специалисты Стэндфордской школы дизайна разделили процесс дизайн-мышления на несколько этапов.


Эмпатия

В основе процесса дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия , то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать. Долгое время продукт или услуга сначала создавались, а уже потом производители силами рекламистов и маркетологов пытались убедить потребителей, что они нуждаются в данном товаре. Сегодня такой подход считается устаревшим, и дизайн-мышление направлено как раз на то, чтобы проектировать продукты для тех, кто будет ими пользоваться. Режим эмпатии подразумевает и изучение поведения целевой аудитории: в контексте определенной задачи необходимо понять, что важно для тех или иных потребителей, как они воспринимают мир, в чем нуждаются эмоционально и физически и почему ведут себя именно так.

В основе дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать.

Что дает такой подход? Дизайн - это решение определенных проблем и задач, и они являются частью аудитории, для которой создается продукт. И чтобы проект стал успешным, дизайнерской группе важно проникнуться сопереживанием потенциальным потребителям, попытаться мыслить и чувствовать, как они. Наблюдение за людьми - отличный способ разработать то, что нужно этим людям. Успешный дизайн основан на глубоком понимании мировоззрения потребителей, а режим эмпатии позволяет взглянуть на задачу с их стороны. Что делает дизайнер в «фазе эмпатии»? Наблюдает, беседует, слушает и еще раз наблюдает.

Одним из самых эффективных инструментов дизайнера является составление карты эмпатии . Она помогает подвергнуть синтезу все полученные наблюдения и получить интересные, а иногда и неожиданные, инсайты (инсайт - это внезапное осознание проблемы, озарение, догадка). Для создания эмпатической карты доска делится на 4 части, каждая из которых наполняется заметками об особенностях пользователя. Сюда входят видео- и аудиоматериалы, записи, то есть вся информация, добытая в режиме эмпатии. Каждый квадрант доски отвечает на конкретный вопрос:

  • Что говорил пользователь?
  • Каково было его поведение?
  • Что человек мог думать?
  • Какие эмоции по отношению к определенной теме были замечены в процессе интервью и наблюдений?

С помощью ответов на эти вопросы определяются потребности пользователя. Его действия и желания очень важно выразить глаголом.


Фокусировка

Следующий этап процесса дизайн-мышления - фокусировка . В этом режиме выявляется четкая концепция проекта. Дизайнер собирает воедино все, что услышал и увидел, и старается составить из полученной информации цельную картину, в которой необходимо определить самое важное. На этапе фокусировки дизайнер делает выводы, опираясь на сведения, собранные в режиме эмпатии, и создает именно ту концепцию, которая будет реализована в проекте. Фокусировка - это глубокое осмысление того, что добыто в процессе наблюдений. Определив вызов, который бросает ему необходимость разработки конкретного проекта, дизайнер переходит к следующей стадии - генерации идей.


Генерация идей

Все действия этого этапа направлены на то, чтобы найти решения для того вызова, той задачи, которая была определена. В процессе генерации идей эмоции сочетаются с рациональностью, а сознание с подсознательными мыслями, ведь на данном этапе крайне важно сгенерировать весь спектр возможностей, а не придумать одну правильную идею. Для поиска идей дизайнеры используют мозговые штурмы, скетчи, составление интеллектуальных карт или построение макета. Любой способ хорош, главное помнить, что генерация идей должна быть четко отделена от их оценки. Только при таком условии воображение может быть безграничным.


Дизайн как умение простыми средствами выразить «личность» бренда. Работа дизайнера Дэвида Лопеса (David López)


Создание прототипов

Этап, следующий за генерацией идей, - режим создания прототипов , подразумевающий разработку макетов, которые подводят к финальному решению. Прототип выражается различными средствами, например, при помощи сценария или ролевой игры. Отбор идей для создания прототипов проводится одним из трех способов:

  1. Каждый член команды выбирает 3 идеи, которые ему больше всего по душе.
  2. Команда называет по 1-2 идеи в каждой из 4 категорий: самая рациональная, самая невероятная, самая привлекательная и самая подходящая для пользователя.
  3. Дизайнеры отбирают те идеи, которые им хочется попробовать в режиме прототипирования.


Тестирование

Создание прототипов протекает неотделимо от режима тестирования . Тестирование предлагает возможность получить больше сведений о пользовании и одновременно лучше узнать свое решение. Проектируя прототип, нужно постоянно думать о том, каким образом пользователи будут его тестировать. В процессе аудитория способна обеспечить дизайнера/команду ценной информацией о том, что и почему не нравится в предложенных решениях. На этапе тестирования дизайнер должен быть сфокусирован на том, что он еще не узнал о той проблеме, решение которой необходимо найти. Режим тестирования - прекрасная возможность усовершенствовать первоначальные идеи. Для того чтобы еще больше проникнуться мыслями и чувствами пользователя, дизайнеры предлагают им:

  • Нарисовать свои мысли (например, набросать рисунок того, как пользователь настраивается на работу, или изобразить свои мысли о том, как потратить деньги наилучшим способом).
  • Сыграть в игру с помощью предварительно сделанных карточек. Пользователь играет по правилам, которые придумал дизайнер, - и это помогает узнать его лучше.
  • Оказаться в смоделированной ситуации. К примеру, вы разрабатываете приложение, позволяющее школьникам учить уроки в дороге. Прокатите своего ребенка (или знакомого ученика) в автомобиле, и посмотрите: реально ли делать уроки в дороге, и если да, то каким образом.


Иллюстрация: J ordanhill School D&T Dept

Создавая прототипы и тестируя их, следует придерживаться рекомендаций, составленных стэндфордскими специалистами:

  • Начинайте создавать прототипы даже тогда, когда вы еще не имеете четких представлений о том, что делаете. Хватайте нужные материалы (бумагу, скотч, маркер) - и вперед! Даже процесс поиска этих самых материалов уже является началом действий.
  • Сконцентрируйтесь на мыслях о пользователе. Что бы вы хотели с ним протестировать? Какую реакцию ожидаете от него?
  • Не задерживайтесь подолгу на одном прототипе. Переходите к созданию следующего задолго до того, как этот покажется вам идеальным.
  • Одному прототипу соответствует один вопрос. Вся концепция должна быть разделена на части, каждой из которых будет соответствовать свой прототип.
  • Помните, что процесс тестирования цикличен: создание инноваций только начинается тогда, когда заканчивается ваше первое тестирование.

Когда идеальное решение найдено, необходимо его грамотно презентовать. Иначе о ваших уникальных разработках мало кто узнает. Тем, у кого публичные выступления вызывают приступы паники, помогут советы специалистов-практиков . А тем, кто хочет быстро и доходчиво объяснить суть своей идеи потенциальным покупателям, пригодится материал «Визуальная библиотека предпринимателя».


Дизайн как метод преображения среды. Работа дизайнера Фабио Сассо Fabio Sasso

Методика, предложенная Стэндфордскими специалистами по дизайну, - только макет. В процессе работы каждый дизайнер может приспосабливать ее под свои нужды, работая так, как ему удобно. Главное правило: не зацикливаться на процессах разработки и оставаться креативным.

  • Перевод

Добавьте креативности

Позвольте, я расскажу вам прекрасную историю. Быть может вы давно уже живете в таком мирке, в таком случае вы просто счастливчик. Эта история происходит в прекрасном отдаленном уголке, где глубокое синее небо, океан возможностей хромакея, деревья с леденцами, истекающими вдохновением, и грациозные танцы, окружающие вас, в исполнении экзотических муз под техно-звуки окружающих джунглей. Ммм.

Этот прекрасный мир существует без будильников. В конце концов, креативность требует достаточного сна. Вы приходите на работу, когда захотите, обходя и пропуская на своем пути нануд, планирующие свои гадкие встречи до 11 часов утра(или как будто нет необходимости назначать их после 11) , присаживаетесь в свое кресло от Mirra , пропуская некоторые совещания перед своим 30-дюймовым монитором, кликая по всплывающим Slack-уведомлениям в ожидании прихода вдохновения.
А там уже и обед.

В красивом мифе вы так называемый "креатив ". Вы очень везучий. Потому что пока всех остальных отягощают требования, метрики, тестирование и прочее множество математических и естественных наук, вы - чудо волшебства(или магии, если вы гот ). Изучение всех этих базовых аспектов будет только мешать вашему процессу креативности. Ваши работы рождаются из нутра.

Но конечно, рассказ бесконечно интересен, до тех пор, пока мы не столкнемся с небольшой проблемкой . Вообразили строгого начальника? А теперь представим, что тот стоит сейчас перед нашим столом, держа в руках распечатку вашей композиции, вставленной в PowerPoint, на которой выделены явные изменения, не реализованные вами. Потому что именно последние были согласованы на совещаниях, столь так непосещаемых вами.

Волшебство не спасет вас от начальства. Пришло время перестать быть "креативщиком ", и наконец становиться уже дизайнером, прихватив с собой ланч и начав взаимодействовать с остальными членами команды.

Почему этот миф так пагубно влияет?

Миф о волшебстве креативности жив, здоров, и даже в меру упитан. Он в равной степени укореняется как самими дизайнерами, так и людьми, работающими с ними. Этот миф пагубно влияет, сокращая работу дизайнера до уровня pixel-pusher , декоратора, и кого-то еще, кто чувствует "путь к успеху ". Волшебный креатив, ожидаемый на уровне инстинкта, в итоге представляет собой выброс костей на удачу, вместо методического процесса, который можно повторять снова и снова.

В свою очередь, прекрасный миф делает вас просто невыносимым. Никому не нравится сотрудник, который работает по своим правилам, вставляя палки в колесо работы команды.

Это также усложняет жизнь другим дизайнерам(таким как я), которые делают свою работу. Я люблю свою работу, и мне не нравятся люди, усложняющие этот процесс без необходимости. Но каждый раз, когда клиент просит просто "голубое небо ", например, или говорит, что он не хочет «душить мою креативность», мне нужно потратить время для подавления волшебного креатива в себе. (К счастью, я больше похож на погонщика, чем на какого-то волшебного персонажа, но, увы, вы можете более намучиться со своей привлекательностью ).

Дизайнеру требуется честная обратная связь и реальная критика; в области, где коллеги или клиенты беспокоятся за притеснение духа волшебства такой номер, не пройдет. Блестящий туман утверждения проекта не позволит.

Так кто же такой дизайнер на самом деле? Давайте это выясним.

Дизайнер решает проблему в рамках ограничений

Все эти ограничения часто связаны с формами доступных материалов(отсутствие древесины, небольшой печатная машина, или пропускная способность соединений), с аудиторией, для которой предназначено решение(дети, плохо подкованные пользователи веба, пользователи, разговаривающие на других языках), с деловыми требованиями(фирменный стиль, реальные отношения с поставщиками, Сатана в нашем логотипе ).

Какие еще трудности могут быть? Например, то, каким дизайнером вы себя считаете . Если вы решаете проблему создавая стул, просиживая в котором в течение 8 часов у вас не будет болеть пятая точка, вы - дизайнер мебели. Если вам 16 и у вас в одной руке пустой рулон туалетной бумаги, а в другой кусок фольги, вы - промышленный дизайнер . С тех пор, как вы взяли в руки эту книгу с коричневой обложкой, наделим вас способностями веб-дизайнера, кем являюсь я. Поэтому, когда в конце книги я буду приводить примеры или вдаваться в подробности - все это будет связано с перспективой веб-дизайна. Если вы являетесь дизайнером другого направления, я уверен вы сможете легко понять что-то из изложенного, просто абстрагируйте все на свой лад, применимый к вашей конкретной сфере .

Дизайнер понимает цели

Помогаете ли вы какому-то бизнес-проекту подниматься с нуля, или всего лишь вносите дополнительные изменения в существующий продукт. Быть может вы работаете где-то между этими двумя состояниями проекта, но тем не менее любая задача должна иметь конечную цель.

Первое, что вы должны сделать, разрабатывая дизайн чего-либо - это задать себе вопрос: «Зачем мы это делаем?». Если ответ не будет ясным, или непонятен вас, или вы не можете ответить на него, в таком случае вы не сможете ничего создать. Остановите свои наброски. Можете ли вы помочь определить эти цели? Если так, то действуйте.(Да, это часть вашей работы. Все что помогает вам в работе - это часть вашей работы) Каким образом? Давайте продолжим.

Дизайнер собирает информацию

Для кого мы проектируем? Как наш проект будет использоваться? Нужно ли это вообще нашему клиенту? Какие технологии бэкенда имеет в распоряжении наш клиент? Какие новые технологии клиент готов попробовать? Кто еще уже испробовал эту технологию, и привело ли ее использование к успеху?

После того, как вы установили конкретные цели, вам необходимо собрать как можно больше информации, чтобы убедиться, что вы разрабатываете решение, в полной мере удовлетворяющее поставленные цели. Вы просто не можете начать проектировать, пока достаточно не исследуйте «почву под ногами». Так же как, например, вы не станете строить дом, не прибегнув предварительно, к помощи геодезистов.

Работа дизайнера начинается задолго до нанесения первого пикселя и заканчивается только тогда, когда последний из них будет установлен на свое место.

Дизайнер наводит порядок

В конце концов вся эта информация должна быть использована, чтобы создать что-то новое. Идеи и требования становятся артефактами и системами. Эту часть работы большинство людей будет относить к «дизайну», потому это на виду, и содержит изображения. Вы можете выполнять эту работу даже находясь в наушниках.

Дизайнер создает новые формы

Это тоже забавно. Успешный дизайн находится в балансе между знакомыми формами, терминами, взаимодействиями и новизной - новыми формами, вызывающими восторг у пользователей, в надежде что последние проживут в сообществе чуть дольше и быть может купят их безделушку здесь, а не где-то еще. Пока вы помните их, эти формы должны служить целями бизнеса, в противном случае они так и останутся просто новинкой .

Дизайнер общается с клиентами и заинтересованными сторонами

Не важно насколько хороша ваша работа, если вы не можете ее продать - она не закончена . Я не могу выразить всю важность этого момента, потому что не раз сталкивался с тем, что некоторые дизайнеры делегируют эту работу на клиентооринтированного менеджера или арт-директора. В мое поле зрение попадали и такие моменты, когда самому дизайнеру не предоставляли возможность продать свою работу, которая действительно могла уйти прям со студии. Продавать свои работы непосредственно клиентам крайне важно. Вы должны быть в состоянии объяснить не только почему вы приняли это решение, но и получить обратную связь из первых рук о том, куда проект должен идти дальше.

Как часто к вам возвращаются работа с изменениями, с которыми вы не только не согласны, но попросту не понимаете последние? И все это вы узнаете из "третьих уст ", что сказал клиент, или еще хуже, нет никаких объяснений почему клиент просит внести эти изменения.

После того, как вы готовы взять ответственность за продажу своей работы(и я, весьма целенаправленно используя слово "продажу ", а не "представление "), только тогда вы можете назвать себя дизайнером. И получить кредит за хорошую работу, проделанную вами.

Дизайнер - Хранитель Врат

В том момент, когда вы в ближайшие дни закончите читать эту книгу, я хотел бы, чтобы вы без промедления взялись за книгу Виктор Папанека: «Дизайн для реального мира», суть которой я сформулировал бы следующим образом: «Вы ответственны за работу, привносимую в этот мир».

Тщательно выбирайте проекты, за которые вы беретесь. Выбирайте то, что может сделает мир лучше , до того, как вы нашли это. Улучшайте вещи для людей. Это не означает, что нужно работать на энтузиазме или исключительно над проектами из серии «миссия организации ». Большинство коммерческих проектов и сервисов улучшают жизнь людей в широком и узком смысле. Просто убедитесь в том, что существует хоть какой-то смысл в том, чем вы занимаетесь, не беря в расчет простое использование нишы. Отстаивайте интересы того, кто в конечном итоге купит ваш продукт, будет использовать или изучать то, что вы разработали.

У нас ограниченные ресурсы, будь то природные, финансовые или познавательные, поэтому не заставляйте людей тратить их на всякую ерунду.

Вы можете больше, чем вы думаете. И вы - это веточка в большом родословном дереве дизайнеров, которые борятся за свое, и добиваются того, чтобы их уважали и слушали. К числу таких дизайнеров можно отнести: Виктора Папанек, Тибор Кальман, Рэй и Чарльз Эймс, Уильям Каслон, Паула Шер, Зузана Личко, Джеффри Зельдман собственной персоной. Дизайнер не только может изменить этот мир, он должен сделать это. Это самая лучшая работа во всем мире. Поэтому давайте делать ее правильно.

В заключение

Ваш инструментарий должен содержать в себе точку входа(постановку цели, исследование материала), разработку(создание вещей), и точку выхода(продажа этих проектов). Работа дизайнера начинается задолго до нанесения первого пикселя и заканчивается только тогда, когда последний из них будет установлен на свое место. Конечно, вы можете не возглавлять весь процесс проектирования, или какую-то его часть: на протяжении всей вашей карьеры вы будете работать в больших командах или не очень, а быть может пуститесь в одинокое плавание. Но даже, когда вы не участвуете в каком-то этапе проектирования, убедитесь, что к вам относятся с уважением. Чем больше вы знаете, тем лучше исполните свою работу. Не ждите пока вас попросят об этом.

Теги:

  • веб-дизайн
  • дизайн интерфейсов
  • дизайн
Добавить метки