Григорий 7 папа римский биография. Папа Григорий VII (Гильдебранд)

(1073-1085), величайший борец за первенство духовной власти над светской. До восшествия на папский престол он носил имя Гильдебранд, воспитывался в Риме и сопровождал в изгнание папу Григория VI, у которого был капелланом, а после его смерти, как говорят, жил в монастыре Клюни . В Германии он познакомился и с папой Львом IX , возвратился в 1049 с ним в Рим, и был посвящен в кардинал-субдиаконы. После смерти Льва IX (1054) Григорий отправился легатом во Францию, затем в Германию к императорскому двору, и имел большое влияние на избрание в папы епископа Гебгардта фон Эйхштедта. При этом папе (Викторе II) Григорий управлял папской канцелярией. После смерти Виктора (1057) Гильдебранд, будучи посланником, заслужил расположение его преемника Стефана IX и последний перед своей смертью (1058) сделал формальное распоряжение о том, чтобы до возвращения Гильдебранда в Рим там не приступали к избранию нового папы. Под влиянием Гильдебранда, уже возведенный римской знатью антипапа Бенедикт X был низложен, и избран Жерар флорентийский (Николай II).

Папа Григорий VII. Рисунок из рукописи XI столетия

С этих пор Гильдебранд, в качестве архидиакона римской церкви, взял в свои руки всю папскую политику, стремившуюся с одной стороны, к реформе церкви, а, с другой, к совершенному освобождению папского престола от светской власти. Под его влиянием, в 1059 был изменен порядок избрания пап – теперь они стали выбираться не римским народом, а узкой коллегией высших церковных сановников – кардиналов . Он же заключил союз папства с норманнскими князьями Южной Италии, которые сделались вассалами папы. После смерти Николая II (1061) Гильдебранд настоял на избрании новым понтификом епископа Ансельма Луккского (Александра II) и убедил (1064) немецкое императорское правительство отказаться от избранного им папы Гонория II.

В день смерти Александра II, 22 апреля 1073, его преемником был избран сам Гильдебранд, назвавший себя как папа Григорием VII. Правление Григория VII получило всемирно-историческое значение. Он задался целью сделать римского первосвященника властителем вселенной и подчинить его влиянию все области человеческой жизни. Он хотел не только установить непогрешимость папы в вопросах религии и церкви, но и подчинить его суду все европейские государства. Он желал немедленного признания верховной папской власти над Испанией, Корсикой, Сардинией и Венгрией. Испанские гранды, провансальские и савойские графы, король далматский принесли ему присягу в ленной зависимости. Королю французскому Григорий грозил отлучением от церкви; в Греции он вел переговоры о соединении восточной и западной церквей ; в Кастилии и Арагоне потребовал введения римского ритуала. В Богемии Григорий VII запретил употребление славянского языка при богослужении; из Швеции и Норвегии, по его настоянию, стали посылать юношей для образования в Рим. Он обратил свои заботы даже на состояние христианских невольников в Африке, и его сильно занимал проект о крестовом походе .

Но более всего стремился он к тому, чтобы утвердить преобладание папской власти над императорской. Ход дел в Германии, где власть юного императора Генриха IV ослабела вследствие притязаний князей, как нельзя более благоприятствовал этому предприятию.Григорий издал два декрета, по которым существовавший порядок в церкви и государстве подвергался полному изменению; это декрет о безбрачии церковнослужителей (целибате ) и декрет об инвеституре . Первый отрывал духовенство от главных мирских интересов, вторым устанавливалась его полнейшая независимость от светской власти. Закон о безбрачии соответствовал широким общественным пожеланиям, и Григорий находил в народе сочувствие при расторжении уже ранее заключенных браков священников. Что касается декрета об инвеституре, то он являлся резким вмешательством в права государств, так как светской власти теперь запрещалось принимать какое бы то ни было участие в раздаче церковных должностей и имуществ. Так как епископы в то время имели светские владения и права, полученные ими при содействии государства, и так как они, особенно в Германии, пользовались правами и властью имперских князей, то понятно, что против этого распоряжения папы должна была восстать императорская власть, для которой участие в назначении епископа было вопросом самой первой важности.

Генрих IV и Григорий VII. Научно-популярный фильм

В 1075 Григорий объявил о запрете светской инвеституры духовных лиц и отказался утвердить назначенного Генрихом IV архиепископа Миланского Тебальда. Григорий потребовал, чтобы Генрих подчинился обоим его указам и резко выговаривал ему за его проступки и прегрешения. Взбешенный император приказал низложить папу на соборе в Вормсе (1076). Тогда Григорий отлучил его от церкви и освободил подданных от присяги ему. Сначала этот неслыханный поступок папы не произвел никакого впечатления в Германии. Но мало-помалу влияние Григория возрастало; ревностная пропаганда монахов приобретала ему все больше приверженцев, а князья обрадовались тому, что нашли от церкви поддержку своей оппозиции императору. Они стали угрожать Генриху IV свержением с престола, если он в течение года не избавится от отлучения от церкви.

Император Генрих IV перед Григорием VII и маркграфиней Матильдой в Каноссе. Миниатюра из жития Матильды, 1120-е гг.

Но лишь только Генрих снова приобрел прежнюю власть в Германии, он в 1080 приказал низложить папу и выбрать антипапу Климента III; сам же поспешил в Италию. Он осадил Григория в Риме, овладел городом, посадил на престол антипапу, которого и заставил короновать себя (1084). Григорий, запертый в крепости святого Ангела, находился в весьма опасном положении, из которого был освобожден войском своего союзника, норманнского князя Роберта Гвискара . Но утвердиться в Риме он не смог, и ушел с норманнским войском на юг. Сначала он жил в Монте-Кассино, потом поселился в Салерно, где и скончался 25 мая 1085 со знаменитыми словами: «Я любил правду и ненавидел ложь – и потому умираю в изгнании».

В молодости обучался в Риме в монастыре. Сопровождал папу Григория VI в Германию, где в Кельне изучал каноническое право. С 1047 находился в монастыре Клюни . Гильдебрандт принял монашество (точное время неизвестно). Возвышение Гильдебранда началось в период понтификата Льва IX , который привез его в Рим. Мечтавший стать аскетом Гильдебрандт вынужден был отказаться от своих планов. Постоянно продвигаясь по служебной лестнице в курии, он был близким доверенным нескольких понтификов и оказывал значительное влияние на политику папского престола. Так, в 1059 под его влиянием Латеранский синод утвердил право избрания папы исключительно за кардиналами, отстранив тем самым светскую власть от непосредственного вмешательства в дела управления Церковью.

Единодушно избранный и кардиналами, и римским народом на папский престол в 1073, главной целью своего понтификата Григорий VII видел прежде всего обновление Церкви, которое по его имени получило название григорианской реформы. На синоде, созванном в Риме в 1074, папа перечислил суровые наказания для духовенства за нарушения целибата (безбрачия), а также за продажу и покупку церковных должностей - симонию. Верующим было запрещено причащаться от женатых либо корыстолюбивых священников. Реализацию этих решений папа доверил легатам, разосланным по всей Европе.

Весной 1075 Григорий VII сформулировал свою программу в коротком, не предназначенном для широкого ознакомления документе, названном «Диктатом папы»: наименование «папа» относится только к римскому епископу, только папа обладает властью назначать и короновать императора, только папа имеет право называться Вселенским епископом. В этом же году на Римском синоде папа запретил светским властям осуществлять назначение, смещение и перевод епископов, т. е. лишил их права на инвеституру , а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык.

Действия Григория VII вызвали протест германского императора Генриха IV , который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на это церковным проклятием, освободив подданных Генриха от присяги, принесенной королю. Генрих, опасаясь восстания, подчинился и как кающийся грешник направился 27 января 1077 в Каноссу (замок маркграфини Матильды в Тоскане), где находился Григорий VII. Папа отпустил раскаявшемуся императору грехи, думая, что окончательно уничтожил его амбиции. Папу поддерживали патарены , ряд видных представителей клира (в том числе Петр Дамиани), политические противники Генриха - императрица Агнеса, графиня Матильда, а также ее мать Беатрикс.

Генрих IV, который, однако, не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Поддерживавший своего монарха германский епископат, отрицательно настроенный к реформам Григория, избрал папой Виберта, архиепископа Равенны, принявшего имя Климента III. Тогда Генрих IV с армией вошел в Рим, препроводил нового папу в собор св. Петра и получил из его рук императорскую корону.

Спасаясь, Григорий VII закрылся в замке Св. Ангела, который германским рыцарям захватить не удалось. На помощь законному папе прибыл ленник апостольской столицы, предводитель норманнов Роберт Гвискар . 30 тысяч норманнов и завербованных сарацинов напали на Рим, пробивая себе огнем и мечом дороги через кварталы к замку св. Ангела. Римские хроники сообщают, что в соборе св. Петра мусульманское духовенство пропело стихи Корана. Генрих IV и антипапа Климент III спаслись бегством. Сам город жестоко пострадал, женщин насиловали, дома сжигали, но папа был освобожден. Ненависть римского населения обратилась теперь против Григория, которого считали виновником всех несчастий - епископ Римский вынужден был бежать от гнева своего народа. Он направился в Салерно под защиту норманнов, где и умер. Похоронен папа в кафедральном соборе Салерно, канонизирован Католической церковью. Память в католической церкви 25 мая.

Григорий VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020 - 1085), римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-1061 годы. Деятель Клюнийской реформы. Запретил , ввел . Добивался верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвеституру .

Понтификат Григория VII

борьба за инвеституру (1073-1122)

После смерти кардинала Гумберта фактическая власть принадлежала Гильдебранду, ставшему в 1059 году из субдиакона архидиаконом. Гильдебранд, будучи молодым священником, поступил на службу к Григорию VI . В качестве секретаря папы находился вместе с ним в изгнании в Кельне. После смерти Григория, последовавшей в 1054 году, удалился в клюнийский монастырь, откуда его вызвал в Рим папа Лев IX . Несмотря на то что Гильдебранд не принадлежал к кардинальскому корпусу пресвитеров, он, как руководитель кардиналов-диаконов, уже при папе Александре II обладал решающим словом в курии. Прошедший клюнийскую школу, возвысившийся из монахов и достигший высшего церковного сана, Гильдебранд был умным и расчетливым политиком, но одновременно твердым как сталь и фанатичным человеком. Он не был разборчив в средствах. Многие из кардиналов-епископов таили злобу на него, видя в нем злого духа пап. Никто в курии не сомневался, что Гильдебранд обладает наибольшими шансами стать кандидатом реформистской партии, возглавлявшейся Гумбертом и Петром Дамиани.

Когда в 1073 году кардинал Гильдебранд, будучи кардиналом-иеродиаконом, доставил в Латеранский собор мертвое тело Александра II, присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать; "Гильдебранда в папы" - тем самым избрав его папой.

Не ожидая окончания обязательного трехдневного поста, Гильдебранд буквально потребовал избрать себя папой, чтобы избежать сопротивления со стороны кардиналов. В этом смысле его избрание не было каноническим, ведь с 1059 года это было исключительным правом кардиналов. Гильдебранду удалось, поставив кардиналов перед свершившимся фактом, затем заставить их канонически подтвердить его избрание. Второй целью такого захвата власти было стремление поставить и германского короля перед свершившимся фактом. Гильдебранд даже не отправил ему донесения о происшедшем избрании, что каждый его предшественник считал своей обязанностью. Однако король Генрих IV не сразу поднял брошенную ему из Рима перчатку: он был занят борьбой со своими внутренними врагами, с восставшими саксонцами, стремясь их усмирить, и поэтому вскоре объявил, что принимает и утверждает избрание Гильдебранда.

Гильдебранд при выборе имени - Григорий VII - ни в малейшей степени не пытался почтить память Григория VI, скончавшегося в изгнании в Кельне, секретарем которого он был, а взял себе имя в честь папы Григория I Великого. Продолжатель дела Григория I - средневековый монах - осуществил на папском престоле программу утверждения универсальной вселенской власти, имя которой папство. Григорий VII, следуя своей исторической концепции, опирался на идеи Святого Августина, Григория I и Николая I, но пошел гораздо дальше их, захваченный идеей вселенской империи, управляемой папой. Целью Григория стало осуществление "Civitas Dei" ("Страны Бога"), создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, но где и государство сотрудничает с церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы.

Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап средневековья- Иннокентия III и Бонифация VIII. Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти дап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием "Диктат папы" ("Dictatus рарае"), составленном, по всей вероятности, в 1075 году. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.

По замыслу Григория VII, короли должны находиться в зависимости от Святого престола. Однако лунная присяга относилась лишь к норманнским герцогам, хорватскому и арагонскому королям, которые действительно были вассалами "апостолического князя". Курия же хотела распространить требования вассальной верности также на Сардинию и Корсику, а затем и на всю Тоскану. Однако выдвинутые на различных юридических основаниях требования вассальной верности Англии, Франции, Венгрии папе реализовать не удалось. В то время как прежние папы в борьбе между венгерскими королями и германскими императорами стояли на стороне императора, выступление Григория против императорской власти привело к изменениям и в этой области. Так, например, когда возникли распри из-за венгерского королевского трона между Соломоном и Гезой, папа вмешался в этот спор, выступив на стороне Гезы, а император - на стороне Соломона. Однако Григорий VII ссылался на свои сюзеренные права не только в отношениях с Генрихом IV, но и со всеми христианскими государями. Так, когда Григорий, ссылаясь на "Диктат папы", осудил Соломона, давшего вассальную клятву императору, указав, что тот не имел права поступать так, ибо Венгрия является собственностью Святого Петра, то и Геза стал более сдержанным по отношению к папе. (Корона досталась Соломону, поэтому в 1075 году Геза был коронован короной, полученной от византийского императора Михаила Дуки .)

Свои сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог. Ведь, чтобы противостоять германскому императору, папа нуждался в поддержке независимой Венгрии. Поэтому Григорий, например, не ограничил право короля Ласло I, позднее причисленного к лику святых, назначать иерархов и регулировать церковно-организационные вопросы (светская инвеститура). Более того, для обеспечения поддержки со стороны короля папа в 1083 году на Римском соборе канонизировал короля Иштвана, князя Имре и епископа Геллерта.

Несомненно, что устремления Григория VII представляли собой угрозу самостоятельности светских государей. Папа противопоставил себя не только германскому королю, но и другим, например французскому королю Филиппу I. Но если во Франции отказались поддерживать римскую верховную власть и стали на сторону своего короля, то в Германии феодалы, боровшиеся с центральной властью, вошли в союз, направленный против короля. Генриху уже пришлось сражаться не с парой за власть над немецкой церковью, а за свои собственные права как главы государства. Григорий хорошо рассчитал время проведения своих реформ: король Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы. С другой стороны, папа старался использовать также распри, существовавшие между норманнами, саксонцами и императором.

Открытая борьба между папством и императорской властью вспыхнула в результате опубликования декретов Латеранского собора 1075 года. Апофеоза это противостояние достигло в момент так называемого "хождения на Каноссу " короля Генриха IV. В борьбе с оппозиционными феодалами он смог в результате "хождения на Каноссу" нейтрализовать папу римского, благодаря чему позже он подаваил оппозицию. Наиболее сильной позиция Григория VII была до Каноссы, когда южногерманские феодалы призывали папу в феврале 1077 года приехать в Аугсбург для суда над Генрихом.

Однако германские герцоги не стали ждать папу, их не заботило происшедшее в Каноссе. В марте 1077 года они избрали нового короля в лице швабского герцога Рудольфа. Рудольф обещал сохранить выборный характер королевской власти и не делать ее наследственной. Сепаратистские силы Германии сплотились вокруг идеи выборной королевской власти против Генриха, отстаивавшего абсолютизм. Возвращенный в лоно церкви Генрих, не слишком заботясь о клятве в Каноссе, сразу же привлек на свою сторону ломбардских епископов, быстро преодолев Альпы, возвратился домой и начал борьбу с Рудольфом. Генрих в Каноссе вновь получил свободу рук, чтобы расправиться с внутренней оппозицией. Общество в Германии и Италии раскололось на две партии: на партию папы и партию императора. Население городов в Германии поддерживало Генриха, ожидая, что он сможет обуздать феодалов. В Италии же поддерживали Григория против немцев. Высшее германское духовенство разделилось в зависимости от того, кого больше боялись: короля или папы. А герцоги, графы меняли свои позиции в зависимости от того, где они могли получить больше владений. Борьба между двумя лагерями проходила с переменным успехом. Вначале папа Григорий не определял своей позиции и не поддерживал ни одну из сторон, ибо он был заинтересован в ослаблении королевской власти. Но когда в 1080 году стало ясно, что победа за Генрихом, папа вновь вмешался. На соборе, собравшемся в пост, была окончательно запрещена светская инвеститура. После того как Генрих не утвердил этого решения, он вновь был отлучен от церкви. Папа, извлекший урок из Каноссы, признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью "Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo" ("Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу"). Генрих с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене собор, на котором Григорий VII был вновь низложен и отлучен от церкви. Новым папой Климентом III (1080-1110) был избран равеннский архиепископ Вибер, руководитель ломбардских епископов, выступавших против Григория.

Германский король встретил неожиданно мощную поддержку среди епископов Ломбардии, которые, как и германские епископы, не без причины опасались того, что григорианское папство низведет их до уровня своих заурядных служителей. В то же время самый крупный светский князь Северной Италии вновь был на стороне папы. Главной опорой Григория VII и его преемников в Италии была тосканская маркграфиня Матильда (родственница Генриха), независимости которой угрожала императорская власть. Матильда поддерживала папство, помогая ему деньгами, войском и, наконец, уступив Тоскану. Тоскана в то время составляла почти 1/4 часть всей Италии (Модена, Реджо, Ферарра, Мантуя, Брешиа и Парма). Эти владения отец Матильды получил как вассальные от императора. Матильда и Григорий создали свою партию, и, как утверждают многие авторы, их связь носила не только политический характер.

В ходе вооруженной борьбы в 1080 году антикороль Рудольф был смертельно ранен и вскоре скончался. Генрих снова обратил свой взор в сторону Италии. В течение 1081-1083 годов германский король предпринял несколько походов на Рим, но папе удавалось успешно обороняться, опираясь главным образом на вооруженные силы Матильды. В конце концов в 1084 году в руки короля попал и Рим. Григорий с несколькими своими верными приверженцами бежал в Замок Святого Ангела. Противника короля-победителя вновь низложили, а антипапу торжественно возвели на папский престол, и из его рук Генрих принял императорскую корону. Наконец в конце мая 1084 года Роберт Гюискар, не очень проворный вассал папы Григория, освободил Замок Святого Ангела. Генрих и антипапа вынуждены были оставить Рим. В ходе беспощадных боев свирепые норманнские воины подвергли Рим разграблению. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Григория, который вместе со своими спасителями бежал из города. Больше он уже не смог туда вернуться и 25 мая 1085 года скончался в изгнании, в Салерно, среди норманнов.

Использованы материалы из кн.: Е. Гергей История папства. М. 1996.

Опирался на норманнов

Григорий VII Гильдебранд (Hildebrand) (p. между 1015-1020 - ум. 25. V. 1085) - римский папа с 1073 года. Став монахом (1047), примкнул к движению за Клюнийскую реформу. Выдвинувшись при папе Льве IX , Гильдебранд стал фактическим руководителем политики папства в понтификат Николая II (1059-1061). В интересах возвышения папства умело использовал политическую обстановку: ослабление королевской власти в Германии, враждебную позицию по отношению к германскому императору южно-итальянских норманнов и маркграфства Тосканского, патарию в североитальянских городах. Возвышению папства содействовали законодательные меры Гильдебранда (декрет 1059 года о выборах папы только кардиналами, устранявший вмешательство светской власти в выборы; постановление против симонии и женатого духовенства (см. Целибат)). Став папой под именем Григорий VII, повел ожесточенную борьбу с германским императором Генрихом IV против светской инвеституры, за право назначать епископов, которое находилось в руках императора. Отлучение Генриха IV от церкви (1076) и восстание германской знати принесли Григорию VII временный успех (см. Каносса ). Вскоре позиции Григория VII ухудшились: с гибелью ставленника германской знати на королевский престол Рудольфа Швабского (1080) укрепилось положение Генриха IV, затем последовало выдвижение Генрихом IV антипапы и захват им Рима (1084). Пришедшие на помощь Григорию VII норманны подвергли город разграблению, что вызвало у населения сильное возмущение и побудило папу уйти на Юг к своим союзникам, где он и умер. Политика Григория VII, выражавшая притязания папства на политическое господство в феодальном мире, ставила своей целью создание теократического папского государства. Эта реакционная программа изложена в "Диктате папы" (Dictatus papae, 1075), где говорится о праве папы низлагать императоров и выставляются положения, подрывающие основы королевской власти: исключительное право папы низлагать и назначать епископов, освобождать королевских вассалов от клятвы верности, полная неподсудность папы и большие права его легатов. Политика Григория VII свидетельствовала о противодействии папства прогрессивному развитию гос-в Европы в сторону преодоления феодальной раздробленности. Несмотря на временное усиление церкви, попытки Григорий VII добиться подчинения европейских государств окончились неудачей.

Д. А. Дрбоглав. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источники: Das Register Gregors VII., hrsg. von E. Caspar, im MGH, Epistolae Selectae, В., 1920.

Литература: Вязигин А. С., Григорий VII..., СПБ, 1891; Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в., в. 1-2, К., 1897; Martens W., Gregor VII, Bd 1-2, Lpz., 1894; Fliche A., La réforme grégorienne, t. 1-3, Louvain-P., 1924-37; Studi gregoriani..., v. 1-4, Roma, 1947-52.

Происхождение и деятельность

Святой Григорий VII, Папа Римский (Gregorius Septimus) Мирское имя: Гильдебранд. Происхождение: Сована (Тоскана, Италия). Годы жизни: 1020/1025 - 25 мая 1085. Годы понтификата: 22 апреля 1073 - 25 мая 1085. Отец: Бонизо.

Григорий VII - один из величайших пап в истории римской церкви. Он родился в городке Сована в Тоскане в семье простолюдинов. При крещении ему дали имя Гильдебранд. В раннем возрасте родители отправили его в Рим к дяде Лаврентию, аббату монастыря Святой Марии на Авентине. Там Гильдебранд получил образование, после чего попал в число лиц, приближенных к папе Григорию VI. После низложения Григория VI Гильдебранд вместе с патроном отправился в Германию. Там, в Кёльне, он продолжил свое образование, а после смерти Григория перебрался в монастырь Клюни, знаменитый своими строгими нравами.
В январе 1049 г. в Безансоне Гильдебранд встретился с Тульским епископом Бруно. После избрания папой Лев IX (это имя взял себе Бруно) забрал способного священника с собой в Рим. Гильдебранд проявил себя талантливым администратором и сумел быстро наполнить опустевшую папскую казну. Вскоре Лев IX назначил Гильдебранда промисором монастыря Святого Павла. Аббатство находилось в крайнем запустении. Монахам в столовой прислуживали женщины, а скот мог свободно входить в церкви через сломанные двери. И здесь Гильдебранд проявил себя с самой лучшей стороны, восстановив строгий уклад монастырской жизни.
После смерти Льва IX в 1054 г. Гильдебранд выглядел наиболее вероятным претендентом на папскую тиару, однако он сам отказался от избрания и отправился в Германию, чтобы ходатайствовать перед императором за кандидатуру Гебхарда Эйштадтского (Виктора II). Авторитет Гильдебранда, уже имевшего сан кардинал-субдьякона, продолжал расти. В 1057 г. он вновь поехал в Германию, чтобы просить регентшу Агнессу утвердить выбор Стефана IX, но папа тем временем умер, завещав избрать своим преемником Гильдебранда.
После смерти Стефана партия графов Тусколо попыталась захватить власть в Риме и посадила на Святой Престол своего кандидата Бенедикта X, однако благодаря энергии Гильдебранда законный папа Николай II сумел удержаться на троне. Во время его понтификата талант Гильдебранда как политика и реформатора церкви проявился в полной мере. Весной 1059 г. в Латеранском соборе были приняты новые правила избрания папы, которые должны были положить конец бесконечным попыткам сильных мира сего вмешиваться в процесс выборов. Гильдебранд был ярым сторонником этой реформы. Затем Гильдебранд провел переговоры с предводителями норманнов, занявших юг Италии, и в июне 1059 г. в Мельфи был заключен союз, позволивший папству более уверенно чувствовать себя в спорах с императорским двором. В том же году Гильдебранд получил сан архидьякона Святой Римской церкви. При Александре II Гильдебранд возглавил папскую курию. Он поддержал движение патаров на севере Италии, получив тем самым еще одного союзника в борьбе с немецким королем.
Во время похорон Александра из толпы раздался крик "Хотим Гильдебранда папой!" Призыв был единодушно поддержан как простыми горожанами, так и кардиналами. Невзирая на протест архидьякона, возможно наигранный, его препроводили в церковь Святого Петра в Винколи, где кардиналы формально избрали его папой. Согласно постановлению Пасхального синода 1059 г. результаты выборов должны были быть утверждены королем Германии. Гильдебранд демонстративно задержал свое посвящение, ожидая подтверждения от Генриха IV. Тем самым папа дал понять, что намерен прекратить противостояние с императорским двором. Несмотря на противодействие немецких епископов, Генрих утвердил избрание Гильдебранда. Церемония посвящения состоялась 29 июня 1073 г. в соборе Святого Петра. Гильдебранд взял имя Григорий VII, подчеркнув тем самым законность избрания папой своего давнего патрона.
Первым делом для укрепления собственных позиций Григорий заручился поддержкой норманнских вельмож Ландольфа Беневентского, Ричарда Капуанского и Гизольфа Салернитанского. Однако их предводителя Робера Жискара, относившегося к папе с подозрением, в 1075 г. он отлучил от церкви. В 1074 г. Григорий активно разрабатывал проект крестового похода против турок-сельджуков. Одной из целей похода была возможность воссоединения западной и восточной церквей. Однако проект был встречен в штыки, и Григорий направил свою энергию на очищение церкви от двух давних пороков: продажности и прелюбодейства священников. На своем первом синоде в марте 1074 г. Григорий издал короткое, но жесткое постановление. Впредь запрещалось торговать церковными должностями. Священники, купившие свою должность, или живущие с женщиной должны были покинуть службу. Верующим было запрещено принимать причастие от женатых либо корыстолюбивых священников. Подобные декреты не раз издавались предыдущими папами. Каждый раз они вызывали бурю негодования среди безнравственных священников и, фактически, игнорировались ими. Однако репутация Григория как человека энергичного и настойчивого говорила о том, что на этот раз к нарушителям действительно будут приняты суровые меры. Особенно сильно было негодование немецких епископов, которые даже приводили слова апостола Павла о том, что "лучше жениться, чем быть сожженным". На своем соборе они проинформировали папский престол о том, что скорее откажутся от сана, чем от своих жён. Примас Германии Зигфрид Майнцкий дал епископам шесть месяцев на раздумья, но те остались непоколебимы. К требованиям папских легатов епископы относились с безразличием. Не менее серьезные волнения были и среди священнослужителей во Франции. На Парижском соборе Римские постановления были осуждены, а сторонники папы подвергали свою жизнь серьезной опасности. Однако рвение Григория отнюдь не уменьшилось, и он послал своих легатов во все страны Европы с правом низлагать безнравственных клириков.
Весной 1075 г. Григорий сформулировал так называемый "Диктат папы", короткую программу, направленную на возвышение папы над всеми епископами и даже над светской властью. Ношение титула "папы" было сделано сугубой прерогативой римского епископа. Папа признавался неподсудным и получал исключительное право назначать и короновать императора. Светские власти были лишены инвеституры, т.е. права назначать и смещать епископов, а духовенству было запрещено получать должности от светских владык. Все это не могло не вызвать гнева Генриха IV. Он объявил Григория узурпатором и лжемонахом. В ответ папа отлучил Генриха от церкви, лишил королевского достоинства и освободил его подданных от присяги королю. Немецкие князья собрались в Трибуре, чтобы избрать себе нового короля, но лишь отсутствие согласия в их рядах позволило Генриху сохранить трон. Вместо того чтобы пойти на переговоры с князьями, Генрих неожиданно решил помириться с папой. Тайно бежав из Германии, он направился в Италию, где Григорий в замке Каносса ожидал посольства от князьев. В конце января 1077 г. король явился к папе как кающийся грешник и стал молить о прощении. Сменив королевские одежды на рубище, он три дня простоял у ворот замка, пока наконец папа не соблаговолил впустить его. 28 января Генрих вымолил у папы прощение при условии, что пойдет на переговоры с князьями и согласится с решением съезда.
Однако непостоянство Генриха вызвало у части князей негативную реакцию, и 15 марта 1077 г. они избрали королем Рудольфа Швабского. Другие же остались верны Генриху, тем более, что наказание с него было снято. Григорий демонстративно придерживался нейтралитета, однако после того как 27 января 1080 г. Рудольф одержал победу при Флархгейме, папа вновь отлучил Генриха. Однако повторное отлучение не произвело должного эффекта. Князья объявили, что отныне не считают Григория папой. В конце мая 1080 г. Генрих созвал в Майнце собор немецких епископов, на котором Григорий VII был объявлен низложенным. К ним присоединился Бриксенский собор итальянских прелатов. В июне был избран папой бывший Равеннский архиепископ Виберт, низложенный Григорием за симонию. Он принял имя Климент III. 16 октября того же года Генрих и Рудольф столкнулись в сражении близ Мерзебурга. Войско Генриха было разбито и в панике бежало, однако его противник Рудольф получил тяжелое ранение и вскоре умер. Воодушевленный Генрих в марте 1081 г. направился в Италию, чтобы утвердить в Риме Климента III. Генрих нашел союзников не только в Ломбардии, где откровенно не любили Григория, но даже в Тоскане. В мае Генрих подошел к Риму, но на помощь папе подошли верные тосканцы и норманны. Опустошив Тоскану, Генрих вторично подступил к Риму в 1082 г. Осада длилась больше года, но все же в июне 1083 г. Рим был взят. Папа укрылся в замке Сант-Анджело и, не смотря на попытки Генриха вступить в переговоры, непреклонно требовал от него сложить королевские полномочия. Наконец терпение короля лопнуло. 24 марта 1084 г. в соборе Святого Петра Климент III был посвящен в папы, а через несколько дней он короновал Генриха императором. Однако вскоре, узнав о приближении норманнов под командованием Робера Жискара, Генрих сбежал из Рима в Читта-Кастельяну. Норманны освободили Григория, но подвергли Рим такому жестокому разграблению, что даже поддерживавшие папу горожане стали осыпать его проклятьями. Оставаться в Риме после этого Григорий не мог. Он удалился в аббатство Монте-Кассино, а затем отплыл в Салерно, где на следующий год умер. За три дня до смерти Григорий отменил постановления об отлучении от церкви всех своих противников, кроме императора Генриха и антипапы Климента. Его тело было погребено в церкви Святого Матвея в Салерно. Григорий VII был причислен к лику блаженных Григорием XIII в 1584 г. и канонизирован Бенедиктом XIII в 1728 г.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Папа-дипломат

Григорий VII - римский Папа (1073-1085). Добивался дипломатическими методами верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвеституру.

Еще в середине XI века Священная Римская империя слыла всемогущей, а папство - бессильным. Германские императоры назначали пап и управляли папским престолом. Но затем положение в корне изменилось. Своим укреплением папская власть во многом обязана талантливой дипломатии клюнийского монаха Гильдебранда, ставшего затем папой Григорием VII.

Гильдебранд родился в соанском округе, рядом с Тосканой, около 1020 года в семье крестьянина Бонизо. Совсем юным Гильдебранда отправили в римский монастырь Св. Марии на Авентине, где аббатом был его дядя. В то время в монастырях много говорили о необходимости восстановить порядок и дисциплину в церкви. Гильдебранд присутствовал при вступлении на престол Григория VI, который пытался провести реформы; он присутствовал и при его низложении, когда на соборе в Сутри (1046) Григорий смиренно признал свою вину: "Я, Григорий, слуга слуг Божьих, признаю себя недостойным римского первосвященства по причине позорной симонии и продажности, которая, благодаря коварству дьявола, исконного врага людей, вкралась в мое избрание на святой престол".

После этих событий Гильдебранд покинул Рим и вступил в знаменитый Клюнийский монастырь, считавшийся сердцем христианского мира. Именно здесь у него выработались те принципы, которых он придерживался в дальнейшем. Эти принципы изложены им в знаменитом "Папском диктате" ("Dictatus papae"): "Только римский первосвященник может быть называем вселенским. Его имя едино в мире. Только он может низлагать епископов и вновь возвращать им сан. Только он может издавать новые законы, соединять или делить епархии. Без его повеления никакой собор не может называться всеобщим. Он не может быть судим никем. Никто не может осудить того, кто апеллирует на приговор к апостольскому престолу. Важные дела каждой церкви должны подлежать его решению. Римская церковь никогда не ошибалась и никогда не впадет в ошибку. Римский первосвященник имеет право низлагать императоров. Он может освобождать подданных от клятвы верности неправедным государям".

В середине XI века престол св. Петра занимали исключительно немцы, избранные по рекомендации императора. В 1048 году Генрих III назначил новым папой своего советника епископа Тульского Бруна, принявшего имя Льва IX. Несмотря на близость с императорским домом, новый папа был горячим сторонником радикальной церковной реформы.

В феврале 1049 года Гильдебранд вернулся в Рим, где сделался одним из советников Льва IX. Так началась его политическая деятельность.

Гильдебранд был небольшого роста, довольно тучным и коротконогим. Его отличали непреклонная воля и несомненный талант дипломата. Стремясь к абсолютной власти, он не допускал даже мысли, что может злоупотребить ею. Гильдебранд славился своим красноречием. В то же время он умел искусно разбираться в самой сложной политической обстановке.

Сохранилось немного сведений о деятельности Гильдебранда во время правления Льва IX. Он служил настоятелем монастыря Св. Павла. В 1054 году в качестве легата был направлен во Францию, где в Туре собрал синод для разрешения спора между Ланфранком и Беренгаром, архидьяконом Анжерским.

После смерти Льва IX в апреле 1054 года Гильдебранд ездил в Германию, где император выбрал нового папу - эйхштадтского епископа, принявшего имя Виктора II.

В октябре 1056 года умер могущественный Генрих III, в июне следующего года ушел из жизни Виктор II. Законному наследнику императорского престола Генриху IV было всего шесть лет, он находился под опекой императрицы Агнесы и архиепископа Кельнского Ганнона. Смерть Генриха III послужила сигналом к феодальным смутам в Священной Римской империи. Правительнице удалось спасти франконский дом только благодаря многочисленным уступкам, приведшим к ограничению императорской власти.

Гильдебранд в это смутное время предпринимал энергичные шаги для укрепления папской власти.

В марте 1058 года итальянская знать и симонистское духовенство провели в папы епископа Веллетри, принявшего имя Бенедикта X. Против этого решения выступили реформисты во главе с Гильдебрандом.

Ему удалось заручиться поддержкой окружения императора, примирив на некоторое время императрицу Агнесу и восставшего Готфрида Бородатого, герцога Лотарингии. Он возводит на папский престол епископа Флорентийского под именем Николая II. Сам Гильдебранд становится архидьяконом Римской церкви. Вступившие в союз Готфрид, имперский канцлер Гвиберт и Гильдебранд пытаются сместить Бенедикта X и утвердить в Риме Николая II.

Это была борьба, поставившая на карту серьезные интересы: папе и императору, объединившимся перед лицом общего врага, важно было вырвать из рук крупнейших феодалов фактическую власть над огромной церковной империей.

Гильдебранд блестяще провел дипломатическую подготовку к грядущему сражению. В Италии он заручился поддержкой маркизата Тосканы. Затем отправился в Южную Италию, где в это время утвердились потомки скандинавов - норманны, и в Капуе от лица Римского Папы Николая II заключил союз с норманнским графом Ричардом. В 1059 году граф Ричард и Роберт Гюискар, герцог Апулии, главный предводитель норманнских завоевателей, признали себя папскими вассалами: они обязались платить папе ежегодную дань, оказывать военную помощь, защищать новый порядок папских выборов. На севере Италии Гильдебранду удалось подчинить папе сильного и независимого архиепископа Миланского. Он поддержал городское движение патаренов, направленное против крупных феодалов, и ставленника императора - миланского архиепископа.

В острой борьбе между папами победили реформисты, а с ними в Милане и в ряде городов Северной Италии считали себя победителями и патарии, которые бурно торжествовали по поводу избрания в папы Николая II. Таким образом, Гильдебранду удалось объединить значительную часть Италии под папским верховенством.

В апреле 1059 года на соборе в Риме Николай II обнародовал знаменитый декрет. При активном участии Гильдебранда устанавливался новый порядок избрания пап - коллегией кардиналов - ближайших советников папы, епископов ряда главных церквей Рима. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. Con clave - с ключом, то есть запертый зал). За императором же оставалось лишь право утверждения папы, избранного кардинальской коллегией. Этот декрет ударял не только по правам феодалов, но и по императорской власти.

Реформу энергично поддерживала значительная часть монашества, во главе с аббатством Клюни (в Бургундии), и те слои духовенства, чьи интересы были больше связаны с Римом, чем с феодальными сеньорами. Папство почувствовало, что, опираясь на монастыри, можно с успехом вступить в борьбу с империей, во владениях которой в середине ХI века насчитывалось более 3000 монастырей.

Противники реформы из римских баронов и приверженцев императорских прав образовали свою лигу. В июле 1061 года, когда умер Николай II, феодальная партия решила поднести молодому Генриху IV звание патриция вместе с правом избрания папы.

Когда Гильдебранд заставил кардиналов избрать в папы Александра II, не спрашивая на то согласия императора, немецкие епископы и несколько ломбардских избрали в октябре 1061 года антипапу Кадала, епископа Пармского. Кадал вступил в Рим. Началась настоящая война, в которой Александр II одержал победу, и в 1064 году на соборе в Мантуе Германия признала его папой.

После смерти Александра II, последовавшей в 1073 году, на папский престол под именем Григория VII взошел Гильдебранд. Он хотел иметь в лице епископов покорных слуг "апостольского престола" и стремился распространить свою власть в глубь Священной Римской империи. Григорий VII пытался организовать некое "мировое государство" под властью папы. Он намеревался принудить всех христианских королей принести ему ленную присягу и обязать их к ежегодным денежным взносам в пользу папского престола.

При Григории VII получил развитие институт легатов, особых уполномоченных апостольского престола, которые стали одним из главных орудий папского управления и дипломатии. Они являлись повсюду, во все вмешивались, смещали епископов, провозглашали церковные кары против государей. Папа предписывал повиноваться легатам так, как повиновались бы ему самому. В то же время Григорий требовал отчета от легатов и проверял все их распоряжения.

Угроза отлучения от церкви заставила французского короля Филиппа I подавить антипапское движение. В Англии Вильгельм Завоеватель стал платить "вассальную" лепту св. Петра. Венгерскому королю Гейзе I папа писал: "Королевство венгерское принадлежит святому престолу. Король Стефан отдал его блаженному Петру". Вотчиной святого Петра представлялась ему и Испания, где папа, едва вступив на престол, благословил рыцарей на отобрание земель у мавров, - но при условии, что будет признана его верховная власть над отвоеванными территориями.

Даже далекий киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, изгнанный из Киева, послал своего сына в Рим с просьбой о помощи для своего восстановления на киевском престоле. Григорий VII, по-видимому, пообещал эту помощь при условии, что киевский князь признает себя вассалом римского престола и принесет присягу в верности князю апостолов, принесет царство свое в дар св. Петру, приняв его затем как лен из рук папы.

Польский король Болеслав Смелый, в угоду папе, вел враждебную Генриху IV политику и стремился вытеснить германское влияние из Польши, Венгрии и Чехии. Интересы Болеслава временами сталкивались с притязаниями Григория VII, о чем свидетельствует угроза Рима отлучить польского короля от церкви. Угроза эта была настолько действенна, что в конечном счете Болеслав Смелый во всем уступил папе.

В писаниях Григория VII духовная власть почти ничем не отличается от политического верховенства. Божья благодать, распоряжение которой он объявляет своей привилегией, подобно небесному "ключнику" Петру, становится как бы собственностью, вотчиной папы, и Григорий VII разъясняет чешскому королю Братиславу II, что человеческий род разделяется на немногих, призванных к властвованию и обладающих благодатью, и на очень многих, уделом которых является повиновение, так как они не обладают благодатью. "Если вы хотите, - обращается Григорий VII к христианскому миру, - сделать апостола Петра своим должником, жертвуйте в пользу церкви, защищайте ее от врагов ее и служите ей верой и правдой".

Григорий VII стремился подчинить власти Рима и империю византийских василевсов, потерпевшую поражение от сельджуков при Манцикерте (1071). Папа всячески навязывал Византии унизительную церковную унию. Когда в 1073 году дипломатические переговоры с византийским императором Михаилом VII зашли в тупик, Григорий VII решил прибегнуть к силе оружия: в 1074 году он задумал направить в Византию рыцарскую армию с Запада, поставив ей задачу - "выручить" из беды греческую церковь, которой угрожают неверные.

Одно за другим из Рима полетели папские послания с призывами к государям и князьям принять участие в войне на Востоке во имя спасения христиан-греков.

Таков был размах международной политики Григория VII. Что касается средств ее проведения, то, кроме методов дипломатии и силы оружия, в руках Григория так же, как и его преемников, был еще и духовный меч. Папа мог отлучать от церкви, налагать интердикт, "разрешать" подданных того или иного государя от присяги. Этим оружием как Григорий VII, так и другие папы пользовались с большим искусством.

И все-таки не столько угрозы отлучения, сколько умелое использование бесчисленных политических противоречий раздробленного феодального мира - противоречий между императорами и герцогами, между императорами (как германскими, так и византийскими) и норманнами - позволяли папе успешно проводить свою политику.

Особенно упорной была дипломатическая борьба Григория VII с императором Генрихом IV. В Германии среди крупных феодалов было много противников могущественной императорской власти. Епископы, архиепископы, привыкшие в течение долгих лет получать от императора все новые привилегии, готовы были теперь изменить Генриху IV, поскольку возможности императорской власти иссякли и у них не было надежды ожидать в будущем новых благодеяний с ее стороны. Теперь "дальний покровитель" им казался менее опасным, чем близкий. Все это ослабляло позицию Генриха IV в Германии.

Папа добивался права назначать епископов и таким образом вмешиваться во внутренние дела империи; он преследовал "симонию" (фактическую продажу церковных должностей императорами) и так называемую светскую инвеституру (возведение в епископский сан императором). Генрих IV всеми силами отстаивал эти права императора не только в Германии, но и во всей Священной Римской империи. Если Григорий присвоил себе право низводить императоров с трона, то Генрих считал себя вправе низлагать пап.

Он так и поступил, низложив папу на Вормсском сейме 1076 года. Причем его послание Григорию VII заканчивалось энергичным "ступай вон!".

Месяц спустя уже Григорий VII низложил Генриха на Латеранском соборе, разрешив "всех христиан" от клятвы верности императору и запретив "служить ему как королю".

После того как германские князья присоединились к папе, положение Генриха стало безвыходным: в 1077 году император был вынужден отправиться в Италию, чтобы просить прощения у всесильного Григория VII.

История свидания в Каноссе обросла легендой, и теперь нелегко отделить факты от вымысла. Стоял ли Генрих в течение трех суток босой на снегу перед воротами замка, дожидаясь, пока папа соизволит его принять, или он ожидал этого приема в более комфортабельной обстановке - это не меняет дела. Григорий VII заставил его в присутствии аббата из Клюни, олицетворявшего преданное папству монашество, и графини Матильды Тосканской, самого могущественного феодала средней Италии, признать себя неправым, "отказаться от гордыни" и смириться перед церковью. Григорий VII одержал победу над королем и "светским духом", получившую в дальнейшем свое документальное выражение в 27 статьях "Диктата папы".

Но на этом богатая драматическими эпизодами борьба между Генрихом IV и папой Григорием VII не закончилась.

В 1080 году Генрих при поддержке недовольных германских епископов снова низложил Григория VII и выдвинул на его место нового главу католицизма - епископа равеннского Гиберта, принявшего имя Климента III. Новый папа или, как церковь его считает, антипапа, имевший опору в германском духовенстве, короновал Генриха IV императорской короной.

Со своим антипапой Генрих отправился на завоевание Рима. Большую роль в том, что германские войска вновь появились в Италии, сыграла хитроумная византийская дипломатия. Византийской империи угрожали тогда норманнские отряды Роберта Гюискара. Чтобы отвлечь их внимание от Византии, молодой василевс Алексей I Комнин заручился поддержкой Генриха IV, который и двинулся на Италию. Роберту Гюискару пришлось поспешить на выручку Григорию VII. Генрих был вынужден уйти из Италии, но норманны и арабы так разгромили Рим, что Григорию было небезопасно оставаться в опустошенном его союзниками городе. Римское население поднялось против папы, и Григорий бежал к норманнам в Южную Италию. На этот раз он помощи от них не получил.

Заботы и треволнения последних лет подорвали здоровье престарелого папы. 25 мая 1085 года Григорий VII закончил свою многотрудную жизнь.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Примечания:

Целибат (лат. cealibatus oт cealebs - безбрачный) - обязательное безбрачие католического духовенства и православного монашества.

Ордена монашеские и ереси (католические).

Литература:

Вязигин А. С., Григорий VII..., СПБ, 1891;

Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в., в. 1-2, К., 1897;

Martens W., Gregor VII, Bd 1-2, Lpz., 1894;

Fliche A., La réforme grégorienne, t. 1-3, Louvain-P., 1924-37;

Studi gregoriani..., v. 1-4, Roma, 1947-52.

Необходимые заявления по этому поводу должно было сделать посольство, вскоре направленное к немецкому двору, а положение дел вынуждало короля Генриха состоять в дружбе с представителем церковной идеи, поскольку эта идея служила ему оружием против саксонских мятежников. Между тем, Григорий утвердил свою власть в Риме и Италии и принял строгие меры против симонии и брака священнослужителей. На соборе в Риме в феврале 1075 г. прежние указы были ужесточены, причем папа впервые посягнул на интересы короля и сферу его власти, объявив подлежащими отлучению пятерых советников короля в случае их неявки в Рим в течение назначенного краткого срока для ответа перед церковью в грехе симонии. Величию Григория способствовала беззаветная смелость, которой он отличался, когда чувствовал себя правым; тогда он расточал угрозы, отлучения, кары и низложения во все стороны. Самым важным результатом римского собора было принятие основного правила, которое в корне поражало симонию: духовным лицам возбранялось получать какие-либо места от мирских властей. Так же мирянину, который решился бы определить духовное лицо на такое место, воспрещался вход в церковь до отмены беззаконного распоряжения.

Это касалось так называемых инвеститур, при которых прежде соблюдался такой обряд: король передавал назначенному им или иначе избранному аббату или епископу перстень и посох. Этим он вводил его во владение леном, приписанным к епархии или аббатству, принимая тем самым от этого ленника вассальную присягу. Без такой инвеституры вступление в духовную должность было немыслимо, зато возможно было занять ее помимо всякого избирательного акта, который, впрочем, легко было составить по королевскому соизволению.

Мера, принимаемая теперь Григорием, представляла собой огромный переворот и была нереальной. Светские властители не могли отказаться от права связать передачу лена с условиями, от которых зависело их собственное положение. С другой стороны, церковь не в состоянии была отказаться от пользования ленами, дававшими доход епархиям и аббатствам. Но об этом отказе не было и речи; папа заботился лишь о проведении принципа безусловной независимости духовенства от любой мирской власти. Если бы этот принцип был признан, Григорий, без всякого сомнения, при своем умении приноравливаться ко всем ситуациям, сумел бы и тут в каждом отдельном случае не входить в противоречие с реальными требованиями жизни. Он и теперь не настаивал на непосредственном применении этого указа, давая понять, что хочет еще о нем переговорить с Генрихом.

Прочих его распоряжений было достаточно, чтобы возмутить всех противников церковных реформ в Ломбардии и Германии. В Милане при начавшихся беспорядках был убит вождь партии папистов, и большинство ломбардских епископов собралось под хоругви святого Амвросия, явно восстав против Рима. В самом Риме вспыхнул мятеж. В ночь на Рождество 1075 г. вожак тускуланской партии Ченчи напал на Григория во время богослужения и с помощью своей шайки, ворвавшейся в церковь, потащил его в свою башню около Пантеона. Вскоре собравшийся народ, привлеченный слухом о том, что убили папу, который действительно был ранен во время свалки, освободил Григория силой. Ченчи бежал. В это время произошел разрыв папы с Генрихом, обратившим так же мало внимания на отлучение от церкви членов его совета, как и на отмену мирской инвеституры. Несмотря на свой ум, он преувеличивал свое могущество и придавал слишком малое значение могуществу папы. Однако не произошло ничего, что могло бы отнять всякую надежду на соглашение, и переписка между папой и королем не утратила дружественного характера.

Но в декабре 1075 г., отправляя к королевскому двору посла со сравнительно любезным письмом, Григорий поручил ему поставить королю на вид его антицерковный образ действий, снова потребовать отставки отлученных от церкви советников и назначить ему срок, по истечении которого, в случае неудовлетворения королем требований церкви, он сам мог быть исключен из числа верующих. Король по своей молодости, по горячности натуры и в упоении еще недавно одержанной победы над опасным союзом князей, пришел в ярость. До этого он не был врагом идеи реформ, но теперь тотчас же перешел на противную сторону. Папские послы были высланы из придворной резиденции в Госларе, и тотчас же по всем направлениям были отправлены королевские гонцы с целью созвать всех епископов и аббатов на национальный собор в Вормсе, который состоялся в январе 1076 г. в кафедральной церкви этого города. Не было недостатка в нелепых обвинениях и клеветах; все это было пущено в ход с обеих сторон. Основательнее прочего было обвинение Григория в том, что его избрание совершилось неправильно и было незаконно. Вследствие этого он больше не признавался папой; лишь некоторые присутствовавшие усомнились, большинство же подписало такое решение. Королевское послание, включавшее это постановление собора, начиналось так: "Генрих, король Божьей волей, а не захватом, Гильдебранду, более не папе, а лживому монаху..." И в конце: "Я, Генрих, король Божьей милостью, купно со всеми нашими епископами говорю тебе: сойди с престола, сойди!"

Григорий, действительно, поступил слишком смело из-за преобладающей численности немецкого духовенства. Ломбардские епископы на соборе в Пьяченце примкнули к решению вормсского собора. Но шаг, сделанный Григорием, был из тех, которые не допускают отступления, и папа твердо решил идти до конца. Обычный великопостный собор происходил в Латеране в феврале 1076 г. Королевские послы прибыли с грамотой Генриха, и бывший во главе их имел дерзость начать читать ее при всем собрании епископов из Южной и Северной Италии, Франции и Бургундии. Поднялся страшный шум, и смельчак был бы убит, если бы его не защитил сам папа. На следующий день королю был нанесен ответный удар. В форме молитвы, обращенной к святому Петру, Григорий VII изгонял Генриха из церковной паствы, лишал его монарших прав над Германией и Италией и в силу дарованного Богом святому Петру полномочия "вязать и решать" снимал со всех христиан присягу на верность Генриху. Папа закончил словами Писания (Матф. 16, 18): "Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Эти слова, простой первоначальный смысл которых был недоступен народу, приобретали страшное значение в устах смелого человека, произносящего их при таком торжественном случае. Они указывали на крайнюю степень развития самовластия, когда любая расправа на земле, единственное истинное верховенство и безусловность приговоров принадлежит одному человеку, в котором по увлечению или в силу неправильно истолкованного права свет видит представителя Христа или даже Божьего наместника. Отлучение, которым папы и прежде грозили светским властителям, пало теперь на первого из них, о чем во все государства сообщили папскими посланиями. Это был удар, от которого содрогнулся мир. Началась борьба между двумя самыми могущественными силами, - и как ни зыбко было понятие о справедливости в ту эпоху, возникший конфликт глубоко потряс многие умы. Как же могли существовать правовые отношения, если разрешалось нарушить вассальную присягу?

Король узнал о решении собора, находясь в Утрехте. Он считал победу одержанной после вормсских постановлений и намеревался собрать дань с усмиренных саксонских мятежников. Гневу его не было предела, и тотчас нашелся епископ - Вильгельм Утрехтский, который произнес анафему над Гильдебрандом. Но обосновать ее формально можно было только на соборе, который в скором времени должен был собраться в Вормсе. Вскоре стало известно, что ломбардские епископы в Павии произнесли анафему против Гильдебранда. Но Григорий знал свет и свое могущество лучше, чем король свое. Он учел необходимость усиления своего политического значения до наступления военных действий. В сочувствии римского народа он теперь был уверен и потешил чернь, круто обойдясь с королевскими послами. Он счел нужным войти в соглашение с Робертом Гискаром и его норманнами, с которыми постоянно возникали споры. Он нашел близкую и надежную союзницу в лице Матильды, маркграфини Тосканской, считавшей величайшей честью быть верной служанкой святого Петра. Но, как ему было известно, у него были союзники и в Германии.

Клюнийское учение распространилось и здесь; многие из немецких епископов склонились на его сторону: одни из искреннего сочувствия к взглядам папы, другие из расчета или потому, что их противники стояли за короля. Были и такие, которые не высказывались, а выжидали или позволяли себя уговорить. Особенно на стороне папы было монастырское духовенство, поскольку он ратовал за их идею. Такое настроение господствовало и среди князей; хотя папа не мог еще открыто рассчитывать на них, но был в них уверен. Это положение скоро определилось: собор в Вормсе оказался столь малолюдным, что для принятия решительных мер необходимо было созвать новый, в Майнце. Мецский епископ Герман открыто перешел на сторону папы и выпустил на свободу саксонских дворян, отданных ему под стражу при последних смутах. В Саксонии тотчас же разгорелся новый мятеж, и хотя на Майнцском соборе, привлекшей большее число, Григорий был отлучен, однако Генрих сам счел за лучшее освободить дворян, заточенных им после последнего возмущения. Взятая с них клятва не давала ничего, поскольку нарушение присяги королю было теперь выражением покорности церкви, следовательно, - делом достойным.

Лучшие дня

В том же 1076 г. счастье совсем изменило королю. Во время неудачного похода в Саксонию его северогерманские враги соединились и вступили в союз с папой, изображавшим теперь большую умеренность и пользовавшимся выгодами своего положения. Оттон Нордхаймский, долгое время бывший в доверии у короля, опять перешел на противную сторону. Герцоги Швабский, Баварский и Каринтийский вместе со многими другими князьями и епископами собрались в Ульме и назначили на октябрь того же года общий княжеский съезд в Трибуре с целью восстановить спокойствие в государстве и церкви. Это собрание было достаточно многолюдным; на нем преобладали противники короля, старательно демонстрировавшие свою приверженность папству. Как было уже давно известно, они добивались низложения короля. Это нелегко было выполнить: король с войском находился на другом, левом берегу Рейна. Но он пал духом и готов был пойти на все, что принесло бы спокойствие в будущем. Однако резкое решение собрания было недостаточным, потому что помимо акта о низложении надо было выбрать другого короля, а на этот счет у собравшихся не было единого мнения. Притом, хотя очень немногие колебались перед полуизменой, на ее полное совершение у них не хватало духа. Колебался и сам папа. Как ни предан он был идее всемогущества церкви, однако не был глух и к понятию о праве, и ему представлялся еще нерешенным вопрос, возможно ли осуществить какие-либо великие идеи с помощью этих князей и епископов, руководимых одной личной выгодой, да еще при короле, избранном ими, следовательно, бессильном.

Таким образом, все закончилось тем, что посредничество принял на себя клюнийский аббат Гуго, бывший восприемник короля от купели. Король должен был испросить у папы снятие отлучения, на что ему давался срок до 22 февраля следующего года. Если ему это не удастся, он лишится престола навсегда. 2 февраля должен был состояться княжеский съезд в Аугсбурге, на который папа приглашался для произнесения своего приговора. Смысл такого постановления заключался в подчинении германской короны третейскому суду римского первосвященника. Любая самостоятельная правительственная мера была запрещена королю, как и возложение на себя всех внешних признаков королевского сана до тех пор, пока с него не будет снято отлучение. Именно этот момент был наиболее унизительным для Германии. Добровольно, без всякой нужды, из побуждений, не вполне чистых ни у кого, а у многих и очень нечистых, княжеский съезд избрал папу судьей и вершителем германских судеб. Князья желали низложения короля, но не осмелились, а Григорий не мог рассчитывать на то, что было преподнесено ему духовной и мирской аристократией. Краеугольный камень его теории, по которой светская власть должна была следовать из духовной, сохранявшей за собой право давать и отнимать по своему усмотрению, - этот камень был твердо заложен в Германии на Аугсбургском съезде. Молчаливо подразумевалось при этом, что король не получит папского прощения до нового съезда в Аугсбурге. Удалясь в Шпейер, Генрих видел, что его недоверчиво сторожат. Григорий со своей стороны поспешил уехать, уже насладясь унижением многих приверженцев изгнанного короля, которые спешили через Альпы, чтобы лично от него получить отпущение грехов. В высокомерном послании, какими были все официальные извещения этого папы, проникнутые не то горделивым смирением, не то смиренным высокомерием, что унаследовало от него и позднейшее папство, Григорий возвещал о своем скором прибытии и был уже около Мантуи, когда ему стало известно, что Генрих направляется в Италию. Папа подумал, что он является с враждебными намерениями, хочет вынудить у него разрешение силой, и имел право предполагать это, потому что резко отклонил желание короля лично прибыть в Рим за прощением. В страхе папа бежал в замок Каноссу - самое надежное укрепление, принадлежавшее его вернейшей стороннице, маркграфине Матильде. Во всей Ломбардии, где Григория смертельно ненавидели, все были убеждены, что Генрих идет с целью наказать папу оружием за захват римского престола.

Но на этот раз проницательного, многоопытного Григория перехитрил молодой, 27-летний король. Напрасно князья, опасавшиеся его ума, связали его сетью всевозможных условий. Он видел самую суть, понимая, что ему не устоять перед соединенной силой папского проклятия и враждебности князей и что на аугсбургском съезде злоба последних заставит Григория высказаться против него, хотя бы тот и не захотел этого лично. Было необходимо разрушить этот союз врагов и отнять всякое значение у аугсбургского собрания. Весьма разумно и прозорливо он решил добиться отмены отлучения силой, но не силой оружия, а силой морального принуждения. Он выполнил этот план с изумительной энергией и последовательностью: скрылся из Шпейера и в необычайно холодную зиму 1076/77 г. перебрался через Альпы и Мон-Сени со своей супругой Бертой, которую уже научился ценить, и трехлетним сыном. Он не поколебался в своем решении даже тогда, когда при его вступлении в Ломбардию все противники папы: епископы, графы, капитаны и вассалы, - предложили ему свои услуги. Он продолжал свой путь. Папа видел, что его перехитрили, расстроили его планы, но не смог преградить дорогу грешнику, шедшему принести ему покаяние. Король с небольшой свитой подошел к крепости, в которой находились церковь и монастырь. Три дня он являлся в покаянной одежде, власянице и босой к воротам, прося о допущении. На второй день он простоял так с утра до вечера, между тем как клюнийский аббат Гуго и сама маркграфиня уговаривали папу, который лишь на третий день после горячего сопротивления сдался и уступил моральной необходимости. Ворота внутренней ограды отворились, папа принял церковной покаяние короля, снял с него отлучение, приобщил святых тайн вновь возвращенного в лоно церкви и отпустил его на другой день, даровав ему свое апостольское благословение. Однако отпустил не без условий: король дал обещание и теперь, получив отпущение грехов, оставаться верным слугой папы. В случае нарушения этого слова снятие церковного отлучения должно было считаться недействительным. Папа прикрывал таким условием свое поражение, но, тем не менее, оно оставалось фактом. По издавна укоренившемуся мнению знаменитая сцена в Каноссе свидетельствует только о полном унижении короля, о глубочайшем падении королевского права и величайшем торжестве папской власти. Действительно, она была торжеством папства в том смысле, что крупнейший из государей той эпохи смирился перед идеей церкви в лице главы этой церкви, признал себя виновным в грехе, принес покаяние по обряду, требуемому церковью, и получил отпущение от духовного лица, обязанностью которого было отпускать грехи кающимся грешникам. Но - и только. В целом, побежденным при Каноссе был папа Григорий VII, а победителем - Генрих IV.

Принесение покаяния само по себе не налагало бесчестия: что совершил Генрих, как не то же, что некогда великий император Феодосии в Милане? И ломбардцы укоряли Генриха не за акт покаяния, а за то, что он принес его перед этим папой, их и его смертельным врагом. Но, получив отпущение, он снова становился королем, которому все были обязаны подчиняться в силу присяги и Божьего повеления. Аугсбургское собрание теперь стало бесцельным, и что бы ни задумал в дальнейшем папа, он выходил из своей духовной роли, терял ту почву, на которой был неуязвим, чтобы переступить в область, где право было уже не на его стороне. Прежде всего, он нарушил свое, явное или тайное, соглашение с противниками короля, которые не могли отныне ему доверять. Недаром Григорий противился. Он имел основания усомниться в искренности королевского раскаяния и, возможно, не ошибался. Оно было столь же правдиво и неправдиво, как и поведение Григория, постоянно путавшего духовное с мирским и побежденного теперь собственным оружием в лице юного короля.


155. ГРИГОРИЙ VII. 1073- 1085. Итальянец из Тосканы. После трехдневного траура останки Александра II решено было похоронить в Латеранском крипте. Во время погребальных торжеств раздался крик: «Хотим епископом Гильдебранда!» Этот лозунг был подхвачен всем населением Рима вместе с присутствующими кардиналами. Тогда кардинал Гуго Кандид, один из ближайших сотрудников Льва IX, провозгласил формулу: «Петр выбрал папой Гильдебранда». Насколько эта сцена была срежиссирована самим Гильдебрандом, навсегда останется тайной. Наверняка можно сказать, что избрание папы населением Рима не соответствовало решениям римского синода 1059 г. На папский трон сел человек, который в течение 20 лет, находясь рядом со своими предшественниками, подготавливал дело обновления, которое по его папскому имени получило название григорианской реформы. На синоде, созванном в Риме в 1074 г., Григорий VII перечислил суровые наказания для духовенства за нарушение целибата, а также за продажу и покупку церковных должностей (симонию). Верующим было запрещено принимать причастие от женатых либо корыстолюбивых священников. Реализацию этих решений папа доверил легатам, разосланным по всей Европе. Они призваны были выполнять функции связных между папством и епископами, которых Григорий VII считал лишь исполнителями своей воли. Постановления синода были с недовольством встречены духовенством западного христианства. Весной 1075 г. Григорий VII сформулировал свою программу в коротком, не предназначенном для широкого ознакомления документе, названном «Диктатом папы». Вот несколько формулировок из него; «Наименование «папа» относится только к римскому епископу», «Только папа обладает властью назначать и короновать императора...», «Никто не имеет права судить папу», «Только папа имеет право называться вселенским епископом». В «Диктате папы» сформулированы главные тезисы доктрины средневекового папства. В соответствии с ним даже светская власть была подчинена тому, кто назывался «наместником бога на земле». В этом же году на римском синоде папа запретил светским властям осуществлять назначение, смещение и перевод епископов, т.е. лишил их права на инвеституру, а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык. Действия Григория VII вызвали протест Генриха IV, который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на это церковным проклятием, освобождая подданных от присяги, принесенной королю. Тогда Генрих, опасаясь восстания своих подданных, подчинился папе и в роли кающегося направился 27 января 1077 г. в Каноссу (крепость в Тоскане), где находился Григорий VII. Папа отпустил Генриху грехи, думая, что таким образом он окончательно уничтожит перевес германского монарха над папством. Вскоре стало ясно, что папа ошибся в своих расчетах. Генрих IV, который не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Поддерживавший своего монарха германский епископат, отрицательно настроенный к реформам Григория, избрал папой Виберта, архиепископа Равенны, который принял имя Климент III. Тогда Генрих IV с армией вошел в Рим, препроводил нового папу в собор св. Петра и получил из рук Климента III императорскую корону. Григорий VII закрылся в Замке св. Ангела, который германским рыцарям не удалось захватить. На помощь законному папе прибыл ленник апостольской столицы норманн Роберт Гюискар. 30 тысяч норманнов и завербованных Гюискаром сарацинов напали на Рим, пробивая себе огнем и мечом дорогу через городские кварталы к Замку св. Ангела. Римские хроники сообщают, что в соборе св. Петра мусульманское духовенство пропело стихи Корана. Генрих IV и антипапа Климент III спаслись бегством. Сам город жестоко пострадал, женщин насиловали, дома сжигали, но папа был освобожден. Ненависть римского населения обратилась теперь против Григория, которого считали виновником всех несчастий. Епископ римский вынужден был бежать от гнева своего народа. Он направился в Салерно под защиту норманнов, где и умер 25 мая 1085 г. Похоронен в кафедральном соборе Салерно. Занесен в список святых католической церкви.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.