Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. Автоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи В лесу весной

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

ЗА – ЗО – ЗУ ЗЫ – ЗА - ЗУ

ЗО – ЗУ – ЗА ЗУ – ЗО - ЗА

ЗУ – ЗА - ЗЫ ЗО – ЗЫ – ЗУ

Слова с ударением на слоге:

Зал, заводь, замок, запах, запад, завтра, зайчик, коза, база, фазан, гроза, сазан, лизать, показать, наказать, указать.

Зона, золото, Зоя, зоб, зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, Зорька, зонтик, горизонт.

Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь, разумный

Язык, возы, тазы, пузырь.

Слова без ударения на слоге:

Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, польза, береза, закон, завод, заноза, забава, загар, забор, загадка, мазать, заболеть.

Розу, вазу, Лизу, книзу, березу, разум, лозунг, зубок, зубной, зубец.

Грозы, козы, вазы, газы, березы, арбузы, морозы, музыка, козырек, пузырек, называть, показывать, наказывать.

Выучить чистоговорку:

За – за – за – вот идет коза.

Зы – зы – зы – нет козы.

Зу – зу – зу – не боюсь козу.

З №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Слова со стечением согласных:

Знамя, значок, званый, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.

Предложения:

У Зои ваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздался звонок. Лиза звонко смеялась. Лиза опоздала в класс. У Зои болят зубы. Лиза рисует зайку. Знание языков полезно. Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены. Роза сдала экзамены. Зоя работает на воздухе. Воздух полезен для здоровья. В здоровом теле здоровый дух. Завод выполнил задание. Коза привязана к забору. Зоя забыла зонт у Лизы. Зной изнурил туристов. Дети заходят в зал. На небе заалела заря. Зоя правильно расставила знаки препинания.

За селом затихла гроза. Занятия спортом – залог здоровья. В зале играет музыка. Захар забил железный гвоздик. Коза пасется на зеленой траве. Нужно знать, что где сказать. За белыми березами соловей звенит. За горами, за лесами, золотой кружок встает. Все с базара, а Захар на базар. Грузовик привез арбузы.

З №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З ВО ФРАЗАХ И СТИХАХ

Запонки из золота – золотые. Зуб из золота – золотой. Небо в звездах – звездное.

Знакомое здание. Звонкий звонок звенит звонко. Золотом золотят. Замок замыкают. Запор запирают. Зарубку зарубают. Замазкой замазывают. Закладкой закладывают. Заготовки заготавливают. Заказы заказывают. Наказы наказывают. Загадки загадывают. Заколкой закалывают. Задания задают. Запеканку запекают. Заливное заливают. Заварку заваривают.

Ты мороз, мороз, мороз, У нас на улице мороз.

Не показывай свой нос. Мороз по всей земле,

И ветви хрупкие берез

Сверкают в хрустале.

Звенит метелками овес: И в первых отблесках зари

Мне повезло, Стоит хрустальный сад,



Я в поле рос! И на деревьях снегири,

Как яблоки висят.

Поросята были розовые,

От загара стали бронзовые.

Мама с ними не поет,

Мама их не узнает.

З №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА з В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

(ребенок повторяет, а потом пересказывает текст)

В ЛЕСУ ВЕСНОЙ.

Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Из коры березы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. У ног лосихи резвился забавный лосенок.

ПОМОЩЬ ЗАЙЦУ

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

Правильная артикуляция звука [ з ]: Губы не напряжены, растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы, приводится в лёгкое колебание, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1.Упражнение « Комарик ». Произносить звук [ з ] длительно на выдохе: з-з-з….

2.Повторить прямые слоги со звуком [ з ]:

ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ.

3.Повторить обратные слоги со звуком [ з ]:

АЗ - ОЗ - УЗ - ЫЗ - ИЗ - ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ.

4.Повторить прямые слоги, в которых звук [ з ] находится между гласными:

АЗА-АЗО-АЗУ-АЗЫ ОЗА-ОЗО-ОЗУ-ОЗЫ

УЗА-УЗО-УЗУ-УЗЫ ЫЗА-ЫЗО-ЫЗУ-ЫЗЫ

5.Повторить прямые слоги со стечением согласных:

ЗТА-ЗТО-ЗТУ-ЗТЫ ЗПА-ЗПО-ЗПУ-ЗПЫ

ЗМА-ЗМО-ЗМУ-ЗМЫ ЗКА-ЗКО-ЗКУ-ЗКЫ

ЗНА-ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ ЗВА-ЗВО-ЗВУ-ЗВЫ

6.Повторить обратные слоги со стечением согласных:

АЗТ-ОЗТ-УЗТ-ЫЗТ-ИЗТ-ЕЗТ-ЁЗТ-ЮЗТ-ЯЗТ

АЗК-ОЗК-УЗК-ЫЗК-ИЗК-ЕЗК-ЁЗК-ЮЗК-ЯЗК

АЗП-ОЗП-УЗП-ЫЗП-ИЗП-ЕЗП-ЁЗП-ЮЗП-ЯЗП

АЗМ-ОЗМ-УЗМ-ЫЗМ-ИЗМ-ЕЗМ-ЁЗМ-ЮЗМ-ЯЗМ

7. Добавь в начале слова звук [ з ] и назови словечко:

…айка, …амок, …авод, …агадка, …адание, …апах, …акипеть, …онт, …убы, …абор,…аколка,…онтик.

8.Договорить в конце слов слоги:

ЗА- : Ва..,ко.., ро.., гла...,сле.., гро.., мимо.., кукуру..,берё.., до.., угро.., его.. .

ЗЫ - : Ука.., моро.., стра.., ва.., при.., заво.., ро.., ко.., сюрпри.., шлю.. .

ЗОК - : Во.., гла.., обзе.., огры.., мА.., обра.., пома.., ра.., га.. .

ЗГИ - : Мо.., ро.., бры.., дря..

9. Замени в слове первый звук на звук [ з ] и назови новое слово. Напимер: б ал - З ал.

бал - …ал, майка - …айка, губы - …убы, накат - …акат, двери - …вери, шлаки - …лаки, трение - …рение, нажим - …ажим, нагар - …агар, лов - …ов.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в начале слова:

1)Запад, зайка, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, задание, занятие, заехать, заохать, захотеть, запах, загон, забег, забияка, забыть, запонка, зато, забегать, забодать, заветный, завиток, завыть.

2)Загадать, загнать, заготовить, заготовка, задавака, задумать, задуть, заинька, зайти, закопать, закидать, закинуть, задуть, закипеть, закуток, запев, затея, затянуть, Зоя, зонт, зонтик, зубы, зуб, зубок, зубной.

3) Знать, знак, звать, звонок, звук, знамя, званый, звон, звонить, звонкий, знакомый, знаток, зной, знакомить, звание, звено, зверь, зверёк, звучать, звякать, здание, здесь, здорово, здоровье, здравствуйте, злак, злато.

4) Злить, зло, злоба, злодей, злой, змея, знакомый, знамя, знаменитый, знание, знаток, знать, значит, значок, зной, зрачок, зрелый, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в середине слова:

5)Ваза, база, коза, егоза, назад, мозаика, мимоза, фазан, незабудки, наказать, мазать, показать, указать, медуза, казак, указание, азбука, название, назвать, бизон, возок, воздух, везу, внизу, мазут, называть, язык, тазы.

6)Возы,козы, вазы, музыканты, музыка, изба, избыток, изгиб, издание, измять, изнанка, взмах, вздох, взор, взрослый, вздох, взломать, взмах, взрыв, взлёт, взморье.

Произносить звук [ з ] в словах с обратными слогами:

1)Азбука, праздник, гораздо, пазлы, разве, разный, разница, поздно, ноздри, гвозди, грозди, воздух, возраст, возле, морозный, грозный, обозный, бронза, колхозный, грандиозный, грузди, узник, кузница, брызги, язва.

2)Дрязги, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, резвый, бездна, наездник, лезвие, железный, полезный, болезнь, исчезли, из-за, отчизна, изредка, изгородь, издали, издавна, избран, героизм, организм, казна.

3)Глазной, назвать, назло, название, разбить, разговор, размер, разбойник, разрыв, размах, разбеги, опознать, опоздать, мозги, борозда, гвоздика, допоздна, дрозды, озноб, возня, узда, узнать, узлы, кузнец, кузнечик.

4)Езда, резной, резня, поезда, гнездо, безлюдный, бездомный, безрогий, безобидный, безобразный, безотказный, безопасный, бездельник, везде, вдребезги, мелюзга, боязно, изба, избушка, изгиб, изумруд.

5)Издать, изделие, извилина, избрать, извините, изгнать, излишки, изъян, известный, измена, изменчивый, измерить, близнецы, белизна, изнутри, боязно.

Произносить звук [ з ] в словах с прямыми слогами:

6)Зайка, заинька, завтра, зал, залп, мозаика, вокзал, заяц, замысел, заново, запад, запах, заповедь, зарево, Мазай, замша, Казань, бальзам, базар, назад, дизайн, рюкзак, экзамен, фазан, казак, коза, лоза, глаза, егоза, гроза.

7)Бирюза, дереза, влезать, доказать, наказать, показать, отказать, указать, вязать, динозавр, партизан, зоб, зов, Зоя, зона, золото, мозоль, зонтик, Золушка, зоркий, узор, бизон, возок, газон, дозор, позор, горизонт, комбинезон.

8)Зубы, зубчик, зубр, зуд, внизу, лазурь, глазурь, мазут, разуть, разумный, разутый, беззубый, язык, зыбкий, азы, возы, разы, тазы, тузы, пузырь, аза, база, ваза, доза, виза, Лиза, роза, блуза, польза, гильза, берёза, медуза, пауза.

9)Кукуруза, мимоза, глюкоза, незабудка, незаметно, забава, забить, забияка, заболеть, забота, забор, забрать, забыть, завет, завить, завод, заводной, завыть. Загадка, загар, задать, задача, задор, закат, закон, заколка, закрыть, замена, заметка, западня, зарядка, зато, затея.

10)Зодиак, розовый, зола, кузов, грузовик, зубило, зубок, зудеть, разум, лозунг, зубной, книзу, разучить, сразу, вазы, газы, грозы, козы, берёзы, арбузы, морозы, анализы, карапузы, карнизы, колхозы, паровозы, сервизы, фразы, алмазы, козырь, пузырёк, козырёк.

В словах с двумя звуками [ з ]:

11)Заноза, зараза, зазноба, зразы, звезда, зигзаг, заказы, звёздный, заказной, безобразный, заразный, завязать, залезать, зализать, заказать, замазать, развязать, забрызгать, зазвонить, зазвенеть, зазвать, зазывать, заказывать, развязывать.

В словосочетаниях:

12)Знойное лето, зазвенел звонок, золотая ваза, запретная зона, злая змея, заразная болезнь, здоровые зубы, заявление об отъезде, Зоина затея, заводная коза, забавный козлёнок, знакомая музыка.

Речевой материал для автоматизации звука "З" у детей дошкольного возраста. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизация звука "З" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "З" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "З". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "З" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Упала ваза", ребенок - "За-за-за"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорит ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЗУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу.
Зы-зы-зы - дали в школе нам призы.
Зы-зы-зы - забыла зонт у Лизы.
Зу-зу-зу - возьми козу.
Зы-зы-зы - от мороза вянут розы.
За-за-за - закрывай скорей глаза.
Зы-зы-зы - мы уселись на возы.
За-за-за - звезду заметила коза.
За-за-за - загремела гроза.
Зу-зу-зу - вез я вазу на возу.
Ез-ез-ез - на забор фазан залез.
Озы-озы-озы - у роз острые занозы.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

КОЗА-ЕГОЗА
За-за-за - коза-егоза.
Зу-зу-зу - ведут козу-егозу.
Зы-зы-зы - нет козы-егозы.

КОЗА
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.

ВЕСНА
Зы-зы-зы - стояли зимою морозы.
Зы-зы-зы - сверкали снега как алмазы.
Зы-зы-зы - гремят снова майские розы.
Зы-зы-зы - зелеными стали березы.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
За-за-за - принесла шары коза.
Зы-зы-зы - день рожденья у козы.
Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе.
Зу-зу-зу - все поздравили козу.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "З". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Подвязала Лиза розы,
Засадила две занозы.

Загрузили в кузов
Семь возов арбузов.

На базар брели козлы.
На рогах несли узлы.
Развязались все узлы.
И заблеяли козлы.

Я пасу в степи козленка.
У козленка голос звонкий.
"Ме!" - козленок мой сказал.
Он козу к себе позвал.

Позабыты все заботы.
Музыканты взяли ноты.
И на зорьке зазвенели
Звуки скрипки и свирели.

Зазвенел в лесу звонок,
Зайцы сели за урок.
Всё зубрят до темноты,
Как запутывать следы.

Ездил в праздник Захар
За арбузом на базар.
За арбузом на обед
Карапузу пяти лет.

Заболел у зубра зуб.
Отказался есть он суп.
Знахарь к зубру заходил,
Зубру зуб заговорил.

Рассказала Лиза сказку
Про принцессу Златовласку.
Золотые волосы
У нее до пояса.

На базар в базарный день
Завезли в тазу сирень.
И из таза доставали,
Всем задаром раздавали.

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «комар звенит»

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

Комар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.

Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

2. Зачеркнуть ненужные признаки.

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай

Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

2. Зачеркнуть ненужные символы.

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

пальцем по «дорожкам».

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

Задание:

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

ЗА - ЗА - ЗЭ

ЗА - ЗА - ЗЫ

ЗА - ЗА - ЗУ

ЗА - ЗА - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗЭ

ЗА - ЗЫ - ЗЫ

ЗА - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗО - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗА

ЗА - ЗЫ - ЗА

ЗА - ЗУ - ЗА

ЗА - ЗО - ЗА

ЗА - ЗЭ - ЗЫ

ЗА - ЗЫ - ЗУ

ЗА - ЗУ - ЗО

ЗА - ЗО - ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай .

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗУ - УЗА - АЗО

УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ

ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗО - УЗУ - АЗА

УЗУ - АЗА - ОЗО

АЗУ - ОЗУ - УЗУ

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение «ИМЕНА» [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

2. Назвать только женские / мужские имена.

3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

Зо - зо - Зо-я,

За - за - За-хар,

За - за - Ли-за,

За - за - Ро-за,

За - за - Эль-за,

За - за - На-зар

Задание:

2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

.

За - за - зал,

За - за - за-мок,

За - за - за-яц,

За - за - ко-за,

За - за - ло-за,

За - за - гла-за,

За - за - гро-за,

За - за - тор-мо-за,

За - за - би-рю-за,

За - за - стре-ко-за.,

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зо - зо - зов,

Зо - зо - зонт,

Зо - зо - Зо-я,

Зо - зо - зон-тик,

Зо - зо - зорь-ка,

Зо - зо - би-зон,

Зо - зо - га-зон

Зо - зо - се-зон,

Зо - зо - зо-ло-то,

Зо - зо - зо-рень-ка.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зу - зу - зуб,

Зу - зу - зубр,

Зу - зу - зу-бы,

Зу - зу - зуб-ры,

Зы - зы - зыбь,

Зы - зы - зыб-ка,

Зы - зы - та-зы,

Зы - зы - я-зык.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

зал, зов, зуб, зыбь,

заяц, зонт, зубр, зыбка,

замок, Зоя, зубы,

Задание:

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

завод, зона, звук, зной,

забор, зорька, звон, знак,

закон, золото, звонок, знамя

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

заноза, коза, азу, розы,

заколка, глаза, везут арбузы,

занавеска, гроза, мазут морозы

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).