Томас Эсбридж Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю

Вследствие взрывного распада pax Romania был неизбежен переход от товарного производства к натуральному хозяйству, замыкающему экономическую жизнь в тесные рамки малых владений (феодов). При крайнем упадке экономической жизни орудия ведения войны концентрировались в немногих руках, что привело к созданию такой примитивной военной структуры, как рыцарское ройско. Рыцарский замок становится неприступной крепостью. Рыцари были немногочисленны (характерная численность войска — десятки, лишь во втором тысячелетии — сотни человек) и принципиально не могли быть подчинены дисциплине.

Результатом была бедность тактических построений и принципиальная невозможность как-то управлять боем. Огромная разница в вооружении конного рыцаря и пехешнца-ополченцл привела практически к полному вытеснению пехоты с поля боя. В эпоху Средневековья сущность войны определялась христианской теологической этикой.

Воины с нехристианами, неверными и еретиками считались богоугодными. Сложившееся под влиянием религиозной этики и кодекса рыцарской чести право войны между феодалами в самой Европе представляло собой четко фиксированную систему предписаний. И те, и другие считались справедливыми при соблюдении юридических норм, разрабатываемых юристами-теологами в соответствии с христианским вероучением. Сами войны зачастую начинались поединками с тем. чтобы заранее было ясно, «на чьей стороне Бог». Но период средневековых войн отмечен не только феодальными боевыми конфликтами, по и пиратскими набегами, межнациональными войнами и войнами «переселения народов», военными конфликтами межцпвилизационного характера.

Пиратские войны — нападение небольших, но хорошо вооруженных отрядов на торговые корабли и побережья в целях грабежа. К типу межнациональных войн можно отнести норманнское завоевание Англии. В 1066 г. Вильгельм Завоеватель (пгрцог Нормандии) разгромил при Гастингсе англосакские войска короля Гарольда II и стал королем Англии. Пример межнациональной войны — столкновение французов с германцами. В битве при Бувнпе, происшедшей 27 июля 1214 г., Филипп И Август разгромил армию германского императора Отгона IV. Эта победа способствовала объединение Франции. Войны переселения народов выражали борьбу варварства, первобытного хаоса с цивилизацией. В средние века прослеживаются следующие волны завоеваний: собственно «великое переселение народов» — IVVbb. (раннее Средневековье), особо следует выделить создание варварской гуннской империи; венгерское завоевание — X в. {позднее Средневековье); татаро-монгольское завоевание — XIII в. (эпоха Возрождения). Гупиы — кочевой народ, сложившийся в II —IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, местных угров и сарматов — начал свое передвижение на Запад. Гунны дали толчок Великому передвижению народов.

Подчинив ряд германских и других племен, гунны возглавили мощный союз племен, предриняв ряд опустошительных набегов на другие страны Европы. Наибольшего Moi-ущества Гуннская империя достигла при Аттиле (434 453 гг.). Наступлению i-уннов был положен предел в битве на Каталаунских полях (451 г.). Удары кочевников и варваров привели к краху многие цветущие страны. Разумеется, каждый раз военная победа оборачивалась для кочевых племен распадом привычного им образа жизни: на завоеванных территориях под новым названием возрождалось старое земледельческое государство. Таким образом, варварские нашествия не столько уничтожали цивилизацию, сколько отбрасывали ее па несколько столетий назад.

В эпоху Средневековья межцивилизационный конфликт проявился как противостояние христианского Запада и мусульманского Востока. Прослеживается в ходе всей истории Средневековья. Арабы, завоевав в VII столетии христианские государства Африки, в 711-714 гг. захватывают Пиренейский полуостров В дальнейшем этот конфликт вылился в вялую борьбу между европейцами иарабами Пиренейского полуострова. Подобно всем длительным войнам борьба закончилась обоюдным поражением. Но одновременно была уничтожена великая культура мусульманского ренессанса и создан ряд христианских королевств.

Распад арабской держаны провоцировал новую волну ноги них процессов. Католическая церковь организовываем Первый Крестовый поход (1096— 1099 гг.) освобождение I роба I ос подия. Ставочсрсдной вехой межципилизационногоконфликта. Первый Крестовый поход привел, но сути, к возрождению средиземноморской морской торговли. Том самым центростремительные процессы в европейских странах получили столь необходимую им финансовую н организационную базу. Феодальная структура производства теряет устойчивость, и постепенно феоды поглощаются централизованными национальными тсударствами с открьгюй, т.е. ориентированной на торговлю, товарной экономикой. Меняется и характер войны.

В эпоху Возрождения пехота вновь становится опорой боевого порядка. Крах феодальной структуры и вытеснение с полей сражения рыцарской конницы объясняют и изобретением огнестрельного оружия. Расцвет эпохи Возрождения отмечен прежде всего Столетней войной (133? 1433 гг.) — англо-французской «разборкой», закончившейся первой в истории Ьоропи межнациональной ВОЙНОЙ. Поводом к Столетней войне послужили неясности в толковании юридического статуса английских феодальных владений во Франции и соответственно — формы вассальной присяги. \\ вошли три сражения этой войны (при Креси, 1346 г.; при Пуатьс, 1366 г, при Азинкуре, 1415 г.). Все они закончились громкими победами англичан, в то время как война в целом была выиграна французами. В Западной Нвропе XIV XVI вв. ознаменован ы новым витком «войн за гегемонию». Франция веля длительную и практически безуспешную борьбу за Италию со Священной Римской империей. Эпоха Возрождения завершилась переходом ведущих европейских стран к колониальной экспансии. В XVI столетни складываются Испанская и Португальская колониальные империи (конкиста).

Развитие западноевропейской цивилизации охарактеризовалось способностью вести эффективные боевые действия. Для этого требовалось не только развитие нового вооружения (т.е. способного помогать людям быстрее и больше уничтожать себе подобных! " его массовый выпуск, но и способы организации вовек, совершенствование системы коммуникаций, транспортировки и снабжения, организация тыловой службы, планирование нападения и способов удержания власт и на оккупированных территориях. Это можно сделать за счет военных инноваций. Их краткая хронология выглядит так. II 1242 г. Роджер Бэкон, знаменитый философ, записывает формулу черного пороха, которую эначигельно улучшает в 1275 г. Альберт Великий. В 1326 г. изобретена пушка, а уже п 1346 г. англичане применяют се в реальных условиях. В 1364 г. появляется ручное огнестрельное оружие, которое быстро распространяется по Европе В 1493 г появляются первые нарезные стволы. В 1510 г. создан первый пистолет.

В 1520 г. появился мушкет, который превосходил все вооружение Востока. В 1571 г. христиане разбили турок в морском сражении при Лепанто благодаря господству многопушечных галлонов. В 1878 г. появляются револьверы, а в I960 г. Кальтхофф получает в Нидерландах монополию на производство многозарядного оружия. Нет никакого сомнения, что западная цивилизация возникает как военном социальной система, поскольку она уделяла повышенное внимание развитию военной техники, военному искусству, но особое ускорение, причем качественное, эти процессы получили с XIV в.

Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По существу, своеобразие военного дела Западной Европы в эпоху Средневековья, в сравнении с античностью, Византией и Новым временем, состоит в качественном преобладании хорошо обученной тяжелой кавалерии, располагающей дорогими лошадьми с глубокими седлами и стременами, а также полными доспехами; в большинстве случаев каждый боец, в окружении военной прислуги, является владельцем своего снаряжения и по своим образу жизни, системе ценностей и доходам принадлежит к светской аристократии в самом широком ее значении. Этим людям военная деятельность представляется обычной формой существования, в каких бы институционных рамках она ни совершалась. Они поддерживают с существующими властями сложные и непостоянные отношения, часто поступают к ним на службу, сохраняя, однако, изрядную долю самостоятельности или как индивиды, или как члены небольших сообществ (contubernia, commilitones) кровно-родственного, феодального, регионального или профессионального характера. Даже получая жалованье у князя или короля, эти конные воины не считались находящимися на службе у публичной власти во всех отношениях: если они попадали в плен, то выкуп возлагался на них самих, или их родичей, или зависимых от них людей; что касается доходов, то они, как и риск, оставались сугубо индивидуальными.

Среди разнообразных свособов ведения войны западное Средневековье, за исключением ранних времен, не знало нашествий-переселений, т. е. перемещений больших масс населения, «обычно с грубой силой переходящего из одной географической зоны в другую». Тем более неизвестны были (по понятной причине) войны рабов, хотя междоусобные войны более или менее ясно выраженного социального характера были весьма частыми. Средневековье практически не знакомо (даже несмотря на обширные завоевания Карла Великого) с войнами ради установления гегемонии, ради господства одного народа или одной династии над огромной территорией: «Как и нашествия, имперские завоевания отделяют античность от Средневековья и Нового времени в Европе». За исключением периферии, войны средневекового Запада не принимали формы соперничества кочевников с оседлыми народами. По меньшей мере, начиная с XI в. они разворачивались на обширной территории с высокой плотностью населения и множеством укрепленных пунктов. Чаще всего войны были эпизодическими, напоминающими простой разбой или вендетту. Но наряду с бесчисленными соседскими конфликтами, незначительно изменявшими расстановку политических сил, случались и крупные завоевательные или освободительные кампании как внутри самого христианского латинского мира, так и за его пределами – в языческих землях, в исламском мире и Византии.

В средневековых конфликтах, на разных уровнях, встречаются почти все объективные и явные причины, которые выявляет наука о войне: войны, порожденные амбициями, гневом, жаждой мести, войны ритуальные в этнографическом смысле слова, войны ради развлечения или приключений, войны религиозные или идеологические (крестовые походы по сю и по ту сторону моря), войны гражданские (арманьяки и бургундцы, графы и коммуны Фландрии, жакерии), войны ради утверждения суверенитета или величия, имеющие целью развить и консолидировать политические структуры, и, наконец, войны экономические – ради добычи, овладения природными богатствами или с целью установления контроля над торговыми путями и купеческими центрами. Все они, конечно, осуществлялись средствами своего времени.

Несмотря на обычно ограниченный масштаб средневековых войн, с точки зрения количества участников и длительности, они зачастую имели ощутимые и даже разрушительные экономические последствия. По данным «Книги Страшного суда», в Англии были заметны следы опустошений, вызванных нормандским завоеванием. Недавние исследования показали поистине катастрофические итоги Столетней войны для некоторых французских провинций. Столь же удручающими были последствия военных конфликтов XV в. (особенно гуситских войн) для Силезии. Этим и объясняются большие жертвы, на которые были готовы идти городские общины, чтобы обезопасить себя как можно лучше. Несомненно, более приемлемым оказывалось налогообложение военного времени, но только тогда, когда принимались в расчет разрушения, причиненные войной. Но в любом случае войны не были столь частыми, длительными и напряженными, чтобы повлечь за собой непоправимые разрушения, за исключением отдельных местностей. В масштабах Запада война была лишь одной из составляющих экономической и демографической эволюции. Более того, отдельные народы или социальные группы сумели сделать из нее источник процветания. Денежное благосостояние скандинавского мира сложилось как благодаря грабежам, так и торговле. Очень выгодной была военная политика Венеции на континенте и на Крите. Каролингская аристократия долгое время жила за счет завоеваний и пришла в упадок, когда они прекратились. В конце Средневековья было очень распространено представление, что победы на континенте позволили английскому народу увеличить свои богатства.

Как и в другие эпохи, в Средние века война стимулировала определенный технический прогресс, иногда по инициативе и под контролем государств. Этот прогресс коснулся прежде всего вооружения, но был ощутим и в других отраслях производства: металлургии, металлообработке; получили развитие военная «инженерия», транспорт, картография, география и т. д.

Средневековое общество иногда представляют как преимущественно военное. Это справедливо в том отношении, что в обществе не было четко определенного и ограниченного военного сословия и физическое присутствие войны не ограничивалось какими-то прифронтовыми районами, но ощущалось очень сильно, оказывало влияние и давало о себе знать почти на всем Западе; это справедливо и в том отношении, что существовали тесные и прочные связи между организацией власти, социальной иерархией и иерархией военной и что личное военное снаряжение (правда, часто примитивное) было широко распространено, но более в городах, чем в сельской местности.

Однако не забудем, что Средние века ввели и признали статус невоюющих, которые по определению стоят вне войны: это некоторые маргинальные социальные группы, дети и юноши (моложе четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати или восемнадцати лет), старики (старше шестидесяти, шестидесяти четырех или семидесяти лет), женщины, клирики и монахи. Кроме того, Средневековье не знало системы военного учета, которая существовала в Римском государстве и принципы которой были развиты в современных государствах. Процесс социальной дифференциации, связанный со способом экономического производства, привел к изоляции небольшого количества профессиональных воинов, содержание которых могло принимать самые разные формы. Что касается основной массы населения, определяемой иногда как безоружная, то, хотя ее участие в войне никогда и не исключалось, но было в общем эпизодическим: «коммуны», «народ» являлись, в лучшем случае, потенциальными воинами, которых призывали (не без опаски и колебаний) только в критических ситуациях.

С другой стороны, было бы абсурдным представлять средневековую этику глубоко проникнутой воинскими ценностями, духом и подчиненной им; воинскому идеалу были чужды христианские и куртуазные ценности (пока еще нет буржуазных) даже тогда, когда первые уступали место вторым или в некотором смысле сливались с ними. Если ограничиться рассмотрением светского мира одного лишь XV в., то существует множество социальных типов: итальянский гуманист, советник парламента, даже придворный, крайне мало обязанных рыцарским ценностям! Наконец, возможно, что войны имели менее разрушительные социальные последствия, чем в другие эпохи: не было обращений в рабство, как в античности, редки были массовые экспроприации и перемещения больших групп населения. Многие конфликты только слегка задевали общество и ограничивались высшими слоями, большинство же в это время ждало, когда пройдет гроза, чтобы вернуться в свою деревню и к своему наделу. Какое значение имело то, что сменился сеньор и восстановлена справедливость, – ведь оброк будет взиматься от имени нового сеньора. Если средневековое общество и было воинским, то прежде всего потому, что военные обязательства и деятельность составляли существенную часть ответственности и активности светских структур.

Столь же неверно было бы воображать средневековый мир в состоянии непрерывной войны, жертвой постоянных насилий военного люда. Здесь все строилось на контрастах, и только точные хронологические подсчеты для определенных периодов дали бы верную оценку. Создается, однако, впечатление, что если, вопреки возможности, составить в общем виде «сводки битв, подобно метеорологическим таблицам», то окажется, что целые столетия Средневековья были менее трагическими, чем, например, XVI или XVII в. Иллюзия объясняется тем, что в Средние века жизнь охотно украшали военными образами. Война не пряталась, она без стеснения демонстрировала и афишировала себя в развлечениях, постройках и в стилях одежды.

Маленьким рыцарским армиям обычно любят противопоставлять огромные силы, которые могли собрать задолго до появления индустриальной цивилизации и взрывного роста производительных сил государства античности, Французское королевство или же великие азиатские державы (Багдадский халифат, Империя Моголов, Срединная империя). В абсолютных цифрах это несомненно: 90 000 воинов, отправленных Антигоном и Деметрием против Египта в 306 г. до н. э., 125 000 легионеров Римской республики во время Второй Пунической войны, 360 000 солдат ранней Римской империи. Все это данные (достаточно надежные и правдоподобные), равных которым не найти в Средние века. В начале XVIII в. австрийская армия достигала 100 000 человек (1705 г.), французская – 300 000 (1710 г.), английская – 75 000 (1710 г.), русская – 200 000 (1709 г.), а шведская – 110 000 (1709 г.). Никогда в Средние века ни одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не способно было собрать силы, превышающие 100 000 человек, даже на очень короткое время. Самая большая численность войск великих монархий Запада отмечена, вероятно, в первых десятилетиях XIV в. В августе и сентябре 1340 г. (когда был достигнут рекорд) Филипп Валуа имел на всех театрах военных действий около 100 000 человек (войска и вспомогательные силы), оплачиваемых им самим или городами и сеньорами; в это же самое время Эдуард III с союзными Нидерландами и империей мог противопоставить ему, вероятно, 50 000 человек.

Стоит, однако, заметить, что незначительное количество военных контингентов в Средние века объясняется только политической раздробленностью. По своим размерам и численности населения средневековые государства мобилизовывали силы отнюдь не малые. Когда Гастон Фебюс «желал начать войну, он мог рассчитывать примерно на 2500 человек в Беарне и Марсане; войска из графства Фуа и зависимых от него земель насчитывали примерно столько же»; у нас нет данных для оценки численности населения графства Фуа, но известно, что в Беарне в 1385 г. было 50 000 жителей; умножим это число на три, чтобы получить количество всех подданных Гастона Фебюса, и получим соотношение между размером войска и населением 1:30, что сравнимо с тем же показателем (1:27) для Пруссии в 1740 г. и более чем вдвое выше показателя (1:66) для Франции в 1710 г. Для фалькиркской кампании 1298 г. Эдуард I Английский собрал по меньшей мере 25 700 пехотинцев и 3000 кавалеристов; допустив, что население страны составляло в общем 4 млн. человек, получим соотношение между размером армии и численностью населения 1:139, тогда как в 1710 г. оно составит 1:150. Во второй половине XV в. швейцарцы (если бы были мобилизованы все люди подходящего возраста и способные сражаться), могли бы выставить армию от 50 до 60 тыс. человек. Примечательно, что несколько раз их войска достигали 20 000 человек.

Настоящей трудностью для средневековых властей был не сбор значительных армий (во всяком случае после 1200 г.), а их содержание на должном уровне более нескольких недель. В отношении Нового времени правильное сравнение должно касаться постоянных, регулярных войск. И в этом случае Средневековье разительно уступало: даже Французское королевство, бывшее пионером в этой области, имело во второй половине XV в. регулярную армию примерно в 15 000 человек, что при средней численности населения, равной 8 млн., давало соотношение 1:533.

Дело в том, что средневековым государствам долгое время не хватало денежных средств, и они располагали только слабой администрацией. Однако нужно признать, что если они постепенно развили и укрепили эти структуры, то во многом под давлением потребностей войны, этого самого сильного стимула. Кроме того, большая часть и без того недостаточных денежных средств поглощалась военными расходами: в течение двух последних столетий Средневековья (источники, правда, позволяют дать лишь приблизительные оценки) для государства было нормальным расходовать на войну половину своих доходов как постоянных, так и непредвиденных. Война – причина и смысл существования политической власти. «Любая империя и любая сеньория берут свое начало в войне».

Заметим, наконец, что средневековую войну нельзя изучать изолированно. Она отчасти была наследницей античной войны благодаря некоторым техническим аспектам, обычаям и особенно парадигме, предложенной римской армией. В военной области Средневековье также находилось в тени Рима. Было бы ошибкой считать, что увлечение римскими легионами и орлами впервые возникло лишь во времена Макиавелли. Еще очевидней, что между войнами Средневековья и Нового времени нет разрыва, наоборот, есть постепенный переход, медленные преобразования как на практическом уровне, так и на уровне ментальности. Долго еще будут жить рыцарский миф и память о Роланде и доблестных рыцарях. Брантом в своем «Рассуждении о полковниках пехоты Франции» благоговейно вспоминает времена Фруассара, пленение короля Иоанна и великие войны с англичанами.

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

13. Заключение Итак, каменные орудия и следы древнейших обиталищ мы осмотрели. «Опросили» и свидетелей - «бэби» из Таунга и Люси из Хадара, зинджа из Олдувая, австралопитека робустуса из Макапансгата и Кромдрая и др.Познакомились мы и с самым первым человеком - его

Из книги Трагедия ордена тамплиеров автора Лобе Марсель

Заключение Что бы ни делалось, история тамплиеров всегда будет окутана туманом, сгущаемым по неким предвзятым соображениям. И если, заканчивая наше эссе, мы не можем прийти к формальным выводам, значит ли это, что наш труд был бесполезен? Мы полагаем, что благодаря тем

Из книги Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы автора Фортунатов Владимир Валентинович

Заключение О Петербурге можно рассказывать бесконечно. По Петербургу можно гулять часами, днями, всю жизнь, наслаждаясь самим фактом пребывания в великом городе на Неве, в Северной столице, в культурной столице России.Опытные путешественники в каждом городе стараются

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Заключение Анализ событий Смутного времени показывает, что суть их состояла в борьбе за верховную власть. Прекращение династии московских князей в 1598 г. поставило перед русским обществом небывалую проблему – выбор нового государя. Поскольку никаких правовых норм для

Из книги Еврейский вопрос Ленину автора Петровский-Штерн Йоханан

Заключение Говорят, книги по истории должны давать серьезные ответы на серьезные вопросы. Мы выбрали несколько иной путь: поставили перед собой несерьезный вопрос и постарались отыскать существенные и серьезные на него ответы. Некоторые из наших ответов на вопрос о

Из книги Исконно русская Европа. Откуда мы? автора Катюк Георгий Петрович

Заключение Мы с тобой одной крови – ты и я. Р. Киплинг Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Никаких «народов» в догосударственную эру на Земле не существовало. Общественные образования той поры были настолько зыбкими и нестабильными, что назвать их

Из книги Русское масонство в царствование Екатерины II [Илл. И.Тибиловой] автора Вернадский Георгий Владимирович

Заключение Политическая роль русского масонства не кончилась XVIII веком. Масонские организации пышно расцвели в александровское время. Но значение отдельных направлений масонства изменилось. Рационалистические либеральные организации, скудно и слабо представленные в

Из книги Сеть сионистского террора автора Вебер Марк

Заключение Как показывают вешепрведенная информация, сионистский терроризм был проблемой в течение более чем двадцати лет. Он остается серьезной проблемой и сегодня.Утверждая еврейское превосходство, сионистская террористическая сеть осуществляет свою активность в

Из книги Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы автора Андреев Андрей Юрьевич

Заключение «Человек приобретает мудрость опытом жизни, который богат отрицаниями, и чем продолжительнее его опытность, тем глубже его мудрость: так и учебное, равно как и всякое заведение, имеющее свою историю, т. е. органически развивавшееся, потому что историю может

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Заключение Национализм слишком многообразен, чтобы его можно было объяснить одной общей теорией. Во многом содержание и особая направленность различных национализмов определяются исторически различными культурными традициями, незаурядными действиями лидеров и

Из книги Уинстон Черчилль: Власть воображения автора Керсоди Франсуа

Заключение Прибыв в конечный пункт нашего путешествия, читатель уже достаточно узнал, чтобы сделать собственные выводы. Первым, безусловно, станет то, что великие потрясения рождают великих людей: Черчилль, единственный воин среди политиков и единственный политик среди

Из книги «Священная Римская империя»: притязания и действительность автора Колесницкий Николай Филиппович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам остается еще ответить на вопросы, поставленные в начале книги. Прежде всего, какие обстоятельства позволили Германии занять в X в. доминирующее положение в Западной Европе и осуществить широкую внешнеполитическую экспансию, приведшую к созданию

Из книги Атлантида автора Зайдлер Людвик

Заключение Прочтя последнюю главу, можно было бы сделать необоснованный вывод, что автор будто бы верит в космогоническую теорию Гербигера и основывающуюся на ней гипотезу Беллами о причине катастрофы Атлантиды, причем даже в большей степени, чем в другие теории. Однако

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Заключение Закончилась бойня Гражданской. Москва начала свою новую эру, осуществив давнюю думу о расказачивании, сдав Новороссию, Желтую губернию, Польшу, Финляндию, Прибалтику и Проливы. Военный министр Англии Уинстон Черчилль сравнивал спесивую «матушку» с огромным

Из книги Кардинал Ришелье автора Черкасов Петр Петрович

Заключение Смерть настигла Ришелье в тот самый момент, когда у него после многих лет напряженной работы наконец появилась надежда увидеть плоды своих усилий как во внутренней, так и во внешней политике. Приняв в 1624 году в управление «умирающую Францию» («La France mourante»), он

Из книги Что знал Сталин автора Мёрфи Дэвид Э.

Заключение Будет ли будущее повторением прошлого?Характеристика Сталина, предложенная автором этой книги, противоречит тем, которые выдвигаются многими американскими, европейскими и русскими историками. Кажется сомнительным, что внешняя политика Сталина зиждилась на

Крестовые походы

Крестовые походы — военные экспедиции на Ближний Восток (через Северную Африку в Палестину и Сирию), организованные западноевропейскими феодалами и римско-христианской церковью под знаменем борьбы с «неверными» (мусульманами) и с целью освобождения гроба Господня и Святой земли (Палестины). Своё предназначение не выполнили — Палестина и Иерусалим оставались в руках мусульман до 1917.

1096—1099 Первый крестовый поход. Провозглашён папой Урбаном II в 1095. Участвовало в походе около 100 тысяч человек. В 1097 крестоносцы переправились у Константинополя в Малую Азию. В июле 1099 они захватили Иерусалим и создали Иерусалимское королевство и три вассальных государства: графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия.

1147—1149 Второй крестовый поход. Возглавили его французский король Людовик VII и император «Священной Римской империи» немецкий король Конрад III. Германские крестоносцы, выступившие ранее, были разбиты турками в Малой Азии. Безуспешно закончились попытки французских крестоносцев завладеть Дамаском.

1189—1192 Третий крестовый поход. Крестоносцев возглавляли император «Священной Римской империи» Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Германские крестоносцы с большими потерями пробились через всю Малую Азию, но, после того как Барбаросса утонул при переправе через реку (1190), его армия распалась. Филипп, взяв порт Акру (город Акка в современном Израиле), в 1191 с частью крестоносцев вернулся во Францию. Ричард, добившись успехов в Сирии, завладел Кипром, но Иерусалим остался в руках мусульман.

1202—1204 Четвёртый крестовый поход. Организован папой Иннокентием III. Крестоносцы двинулись в Византийскую империю, завоевали христианские города Задар в Далмации (1202) и Константинополь (1204). На части территории развалившейся Византийской империи крестоносцы образовали несколько государств, из которых наиболее крупным была существовавшая до 1261 Латинская империя5В результате похода Венеция монополизировала торговлю с Востоком, захватив ряд важных в торговом и военном отношениях владений Византии.

1217—1221 Пятый крестовый поход. Организован папой Иннокентием III. Предпринят против Египта сборным войском крестоносцев во главе с Жаном де Бриенном («королём Иерусалима») и венгерским королём Эндре П. Высадившись в Египте, крестоносцы завладели крепостью Да-мьетта, но были вынуждены заключить с египетским султаном перемирие и вернуться в Европу.

1228—1229 Шестой крестовый поход. Возглавлявший его император «Священной Римской империи» Фридрих II посредством переговоров (а не военных действий) заключил с египетским султаном договор (1229), по которому Иерусалим возвращался (на словах, а не на деле) христианам.

1248—1254 Седьмой крестовый поход. Организован французским королём Людовиком IX Святым. Войска начали завоевание Египта, но в битве при Мансуре (1250) король попал в плен; позже его выкупили.

1270 Восьмой крестовый поход. Организован королем Людовиком IX Святым. Поход не состоялся, так как король скончался после высадки войск в Тунисе.

1291 Захват Акры, последнего оплота крестоносцев в Святой земле мусульманами. Больше крестовые походы не возобновлялись.

Столетняя война

Столетняя война — противоборство Англии и Франции за обладание частями французской территории (Нормандия, Анжу) и независимой Фландрией. Попытки Англии удержать свои владения во Франции (Гиень). Завершилась капитуляцией Англии.

1337 Притязания Англии в лице короля Эдуарда III на французский трон — повод к началу Столетней войны.

1340 Морское сражение при Слёйсе (Голландия). Победа англичан в битве за господство на море.

1346, 26 августа Битва при Кресиан-Понтьё в Северной Франции. Победа англичан благодаря действиям лучников.

1347 Осада и захват англичанами французской морской крепости Кале (на берегу пролива Па-де-Кале).

1360 Мирный договор на тяжёлых для Франции условиях. Англия получила земли от реки Луара до Пиренеев.

1415, 25 октября Победа англичан при Азенкуре (южнее Кале) и захват Северной Франции, включая столицу Париж.

1429, 8 мая Осаждённый англичанами Орлеан освобождён французскими войсками во главе с Жанной д"Арк.

1453, 19 октября Окончание Столетней войны — капитуляция Англии в Бордо. На европейском континенте у англичан остался только город Кале (до 1558).

Итальянские войны

Итальянские войны — борьба Франции, Испании, Папского государства, «Священной Римской империи» (Германии), Венеции, Флоренции и Милана за обладание Италией. В результате Франция отказалась от своих притязаний, большая часть Италии оказалась под властью Испании.

1494 Начало итальянских войн. Французский король Карл VIII вторгся в Италию и взял Неаполь (1495), но вынужден был отступить, потерпев поражение при Форново в битве с войсками коалиции Милана, Венеции, испанского короля Фердинанда II Арагонского, папы Александра VI и императора Максимилиана I.

1508 Образование Камбрейской лиги в составе папы Римского, «Священной Римской империи», Франции и Испании против Венецианской республики.

1509 Франция захватила ломбардские владения Венеции и одержала крупную победу при Аньяделло.

1511 Образование «Священной лиги» в составе Венеции, папы Римского, Испании, Англии и швейцарских кантонов с целью изгнания из Италии французских захватчиков.

1512 Войска «Священной лиги» (в основном испанские) разбиты французами при Равенне.

1515 Французские войска разбили при Мариньяно швейцарских наёмников миланского герцога и заняли Милан

1516 Нуайонский мир между Францией и Испанией. Милан отдан Франции, Неаполь — Испании.

1522 Разгром французской армии войсками «Священной Римской империи» при Бикокке.

1525 В сражении у Павии войска «Священной Римской империи» нанесли сокрушительное поражение французам. Король Франциск I попал в плен и был вынужден по Мадридскому договору (1526) отказаться от завоеваний в Италии.

1526 Коньякская лига в составе папы, Венеции, Милана, Флоренции и Франции против императора Карла V и Испании.

1527 Рим захвачен германскими войсками и подвергся варварскому разрушению и грабежу, папа Климент VII попал в плен.

1529 По Камбрейскому договору французский король Франциск I снова отказался от притязаний на Италию, которая фактически осталась во власти испанцев.

1544 Победа французских войск над армией «Священной Римской империи» при Черезоле.

1557 Разгром французской армии испанскими войсками на территории Франции у Сен-Кантена.

1559, 3 апреля Като-Камбрезийский мир между Францией и Испанией как окончание Итальянских войн. Франция отказалась от претензий на Италию, сохранив за собой лотарингские герцогства Туль, Мец и Верден. Под властью Испании оказались Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния, Миланское герцогство, часть владений в Центральной Италии, что закрепляло феодальную раздробленность Италии.

Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война — противоборство между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, поддержанные папством и Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией (германские протестантские князья, Франция, Швеция, Дания, поддержанные Англией, Голландией и Россией). Габсбургский блок выступал под знаменем католицизма, антигабсбургская коалиция — протестантизма (особенно вначале). Делится на периоды: чешский, датский, шведский, франко-шведский. В результате планы Габсбургов на создание «мировой империи» и подчинение национальных государств потерпели крах, политическая гегемония в Европе перешла к Франции. Окончилась война Вестфальским миром.

1618—1623 Чешский период. Наступление Габсбургов на политические и религиозные права Чехии, сохранившей в составе габсбургской монархии некоторую самостоятельность, вызвало Чешское восстание 1618—1620. В 1620 армия Габсбургов в сражении у Белой Горы разгромила чешские войска. Чехия была полностью подчинена Габсбургам, в 1621—1623 войска Католической лиги (Испания) оккупировали центр Протестантской унии — курфюрство Пфальц.

1625—1629 Датский период. Войска габсбургского блока нанесли поражение Дании, изгнав датские войска с территории Германии.

1630—1635 Шведский период. Шведская армия, вторгшись под командованием Густава II Адольфа в Германию, одержала победы при Брейтенфельде (1631) и Лютцене (1632), но была разбита при Нёрдлингене (1634). Следствием последнего поражения явились отказ германских протестантских князей от союза со Швецией и заключение Пражского мира с Габсбургами.

1635—1648 Франко-шведский период. Франция открыто вступила в войну на стороне антигабсбургской коалиции и возглавила её. Одержав ряд побед войска антигабсбургской коалиции создали непосредственную угрозу Вене. Габсбурги запросили мира.

1648 Вестфальский мир. Швеция получила устья почти всех судоходных рек Северной Германии, Франция — часть Эльзаса, за германскими князьями были фактически признаны права суверенных государей. Закрепил и усилил политическую раздробленность Германии.

Филипп Контамин

Война в Средние века

ФИЛИПП КОНТАМИН И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

Филипп Контамин, родившийся в 1932 г., принадлежит к старшему поколению французских историков, продолжающих традиции того направления во французской историографии, которое иногда называют «новой исторической наукой». Основоположниками этого направления были хорошо известные ученые Марк Блок и Люсьен Февр, но здесь нелишне напомнить, что их вдохновителем являлся Анри Берр, основатель школы исторического синтеза и автор философско-исторического и методологического труда «Синтез в истории», изданного в 1911 г. Исходя из принципа плюрализма, то есть множественности факторов исторического развития, в отличие от характерного для марксизма монистического взгляда на историю с выделением одного определяющего фактора – экономического, он полагал, что историческое исследование должно было охватывать самые разные стороны жизни общества. Правда, его мечта о некоем всеобъемлющем историческом синтезе оказалась нереализуемой на практике, но важно то, что стремление к такому синтезу, пусть даже и в ограниченных масштабах, стало характерной особенностью историков нового направления.

Предлагаемая читателю в русском переводе книга Ф. Контамина «Война в Средние века» – это не просто история военного дела, а история войны как важнейшего фактора жизни средневекового западноевропейского общества в самых разных ее проявлениях и последствиях. Многие исследователи обращались к событиям военной истории Средневековья, но никто не пытался дать комплексный анализ войны как феномена социально-политической и духовно-религиозной жизни. Именно поэтому труд французского ученого уникален, его книгу переводят на разные языки, а теперь с ней сможет познакомиться и русскоязычный читатель.

Использовав огромное количество самых разнообразных источников, Ф. Контамин осуществил исторический синтез по двум основным направлениям. Он представил богатый материал по истории войн в европейских странах и проанализировал многие связанные с этим проблемы. В книге дается и классический материал по истории оружия, и оригинальный анализ средневековой тактики и стратегии, которыми прежде историки военного дела всегда пренебрегали, считая, что, по сравнению с античностью, их практически не было в Средние века. Ф. Контамин обращается и к таким редким, но важным темам, как «история мужества», считавшегося главной добродетелью воина, как проявления войны в церковной и религиозной жизни. Иначе говоря, его труд охватывает и сугубо военные, и социальные, и политические, и духовно-религиозные аспекты войны в Средние века.

Интерес к феномену войны в широком историческом плане возник у Ф. Контамина неслучайно. Будучи прежде всего исследователем позднего Средневековья, т. е. XIV-XV вв., он долгое время занимался изучением Столетней войны между Францией и Англией. Круг проблем, которые рассматривались в его работах, посвященных этой эпохе, очень широк. Как говорил сам Контамин, в его книгах предстает «отнюдь не Франция крестьян и деревень, не Франция клириков и монахов, купцов и ярмарок, ремесленников и цехов, но Франция, также очень реальная, войны и дипломатии, государства и его слуг, знати и власть имущих». Ученого особенно интересовала история дворянства, остававшегося «ферментом свободы» и «главной или, по крайней мере, центральной фигурой на социально-политической шахматной доске». В связи с этим он обращается и к эволюции рыцарства в позднее Средневековье, полагая, что говорить о его неизбежном закате в XIV-XV вв. во Франции, как обычно делают историки, преждевременно.

Привилегированное место среди тем, которыми ранее занимался Ф. Контамин, принадлежит истории повседневной жизни во Франции и Англии в эпоху Столетней войны, преимущественно в XIV в. После всестороннего анализа условий и средств существования в обеих странах Контамин пришел к выводу, что по образу жизни, мировосприятию, социальной организации и другим «параметрам» эти народы были очень близки. И их родство, по мысли исследователя, отчасти объясняет, хотя и не оправдывает, завоевательные амбиции королей. Занимаясь историей XIV-XV вв., которые, в отличие от классического Средневековья, не пользовались вниманием историков-медиевистов, Ф. Контамин поставил вопрос, можно ли отнести эти столетия к «настоящему» Средневековью, или следует внести коррективы в периодизацию. Характерно, что веские аргументы в пользу своих выводов о том, что речь должна идти о продолжении Средневековья, он находит благодаря внимательному анализу идейных основ войны и мира.

Впрочем, Ф. Контамина всегда больше интересовала война как важнейший фактор человеческого существования в Средние века. Итогом его многолетних научных изысканий и стала написанная в 1980 г. книга «Война в Средние века».

Ю. П. Малинин

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы появились великолепные обобщающие исследования на французском языке о войне как явлении, армиях как античности, так и Европы в Новое время. О Средневековье подобных работ не существует, и первейшей задачей этой книги стали заполнение лакуны и, в соответствии с правилами серии «Новая Клио», предоставление в распоряжение читателей достаточно богатой библиографии, раскрытие общих черт военной истории Средневековья, наконец раскрытие некоторых тем более конкретно, поскольку они либо стали предметом современных исследований, либо, по нашему мнению, достойны более пристального внимания.

Конечно, тяжкий труд – пытаться охватить сразу, в одном томе, период свыше десяти веков, на протяжении которых война заставляла почувствовать свое присутствие. Мы охотно приняли бы на свой счет замечание одного исследователя: «Ни один ученый не может надеяться на то, что он освоит все источники о столь пространном предмете на протяжении тысячелетия». Тем более, что средневековая война представляла собой целый мир, в котором сочетались как каноническое право, так и заступнические надписи на мечах, как техника конного боя, так и искусство лечить раны, как использование отравленных стрел, так и питание, рекомендуемое бойцам. Одним словом, предмет требует рассмотрения с разных сторон, если мы хотим осмыслить его в полном объеме: воинское искусство, вооружение, набор в армию, состав и жизнь армий, моральные и религиозные проблемы войны, связи между феноменом войны и социальной, политической и экономической средой. И при этом необходимо соблюдать хронологию (понимаемую скорее как различие «до» и «после», чем как последовательную цепь событий), которая, как нам кажется, значит для истории столько же, сколько перспектива в классической живописи.

1. Билмены

Источник: bucks-retinue.org.uk

В средневековой Европе викинги и англо-саксы часто использовали в сражениях многочисленные отряды билменов - воинов-пехотинцев, основным оружием которых был боевой серп (алебарда). Происходит от простого крестьянского серпа для сбора урожая. Боевой серп представлял собой эффективное холодное оружие с комбинированным наконечником из игольчатого копейного острия и загнутого лезвия, похожего на боевой топор, с острым обухом. Во время сражений был эффективен против хорошо защищенной доспехами кавалерии. С появлением огнестрельного оружия отряды билменов (алебардистов) утратили свое значение, став частью красивых парадов и церемоний.

2. Панцирные бояре

Источник: wikimedia.org

Категория служилых людей в Восточной Европе в период X-XVI вв. Это военное сословие было распространено в Киевской Руси, Московском государстве, Болгарии, Валахии, молдавских княжествах, в Великом княжестве Литовском. Панцирные бояре происходят из «панцирных слуг», которые несли службу на коне в тяжелом («панцирном») вооружении. В отличие от слуг, освобождавшихся от других повинностей только в военное время, панцирные бояре совсем не несли повинностей крестьян. В социальном отношении панцирные бояре занимали промежуточную ступень между крестьянами и дворянами. Они владели землей с крестьянами, но их гражданская дееспособность была ограничена. После присоединения Восточной Белоруссии к Российской империи, панцирные бояре стали близки по своему положению к украинским казакам.

3. Тамплиеры

Источник: kdbarto.org

Так назывались профессиональные воины-монахи - члены «ордена ниществующих рыцарей Храма Соломона». Существовал почти два века (1114-1312), возникнув после Первого крестового похода католического войска в Палестину. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя главной целью его учреждения была защита паломников, посещавших «Святую землю». Рыцари-«храмовники» славились своей военной подготовкой, мастерским владением оружием, четкой организацией своих отрядов и бесстрашием, граничившим с безумием. Однако наряду с этими положительными качествами, тамплиеры стали известны миру как прижимистые ростовщики, пьяницы и развратники, унесшие с собой в глубь веков свои многочисленные тайны и легенды.

4. Арбалетчики

Источник: deviantart.net

В средние века вместо боевого лука во многих армиях начали использовать механические луки - арбалеты. Арбалет, как правило, превосходил обычный лук по точности стрельбы и убойной силе, но, за редким исключением, сильно проигрывал по скорострельности. Настоящее признание это оружие получило только в Европе с XIV века, когда многочисленные отряды арбалетчиков стали непременной принадлежностью рыцарских армий. Решающую роль в поднятии популярности арбалетов сыграло то, что с XIV века их тетива стала натягиваться воротом. Таким образом, ограничения, накладываемые на силу натяжения физическими возможностями стрелка, были сняты, и легкий арбалет стал тяжелым. Его преимущество в пробивной силе над луком стало подавляющим — болты (укороченные стрелы арбалетов) начали пробивать даже сплошной доспех.