Учение зороастра о божественном огне. Зороастризм - русская историческая библиотека

Религиозный сектор современного книжного рынка России отличается исключительным разнообразием. Здесь представлены не только книги, полезные для интеллектуальной и духовной жизни, но и литература, познавательная ценность которой сомнительна. К сожалению, многие современные авторы, пишущие на религиозные темы, очень поверхностно знают предмет своих рассуждений, что зачастую побуждает их обращаться к источникам, компетентность которых никак нельзя признать удовлетворительной. В частности, к написанию данной статьи нас подтолкнула книга, посвященная жизни основателя зороастризма, Заратустры , авторы которой в качестве компетентного источника информации о зороастризме используют утверждения астролога Павла Глобы, что приводит к смешению лжи о зороастризме с научно подтвержденными данными. Наша статья не станет критикой этой книги, мы поговорим о самом зороастризме, однако при этом мы будем опираться не на труды Павла Глобы, а на данные научных источников .

В основе зороастризма лежат древнеиранские религиозные культы. Сами зороастрийцы свою религию называют «вахви даэна маздаясни», что можно перевести как «добрая вера почитателей Мазды». Греки называли зороастрийцев магами по названию одного из мидийских племен, исповедовавших зороастризм. Мусульмане зовут зороастрийцев гебрами , т.е. неверными.

До арабо-мусульманского завоевания Ирана, т.е. до VII в., зороастризм являлся в этой стране господствующей религией. Расцвет зороастризма приходится на III-VII вв. от Р.Х. В X в. началась массовая эмиграция зороастрийцев из Ирана в Индию, где они образовали особую общину, названную парсами.

Название религии («зороастризм») происходит от имени ее полулегендарного основателя – иранского пророка и религиозного реформатора Заратустры (греческий вариант произнесения этого имени – Зороастр, среднеперсидский – Заратушт, в поздней традиции и на фарси – Зардушт). Историчность этой фигуры не вызывает у современных ученых сомнений.

Территорией деятельности Заратустры являлись предгорные области Центральной Азии от Южного Урала до Саяно-Алтая, включая Тянь-Шань, Памиро-Алтай, Гиндукуш, Афганистан, Иран и т.д. Заратустра – обычное иранское имя, переводимое как «обладающий старым верблюдом». Поздняя зороастрийская традиция переводит имя Заратустры как «божественный свет», «милость божия», «говорящий истину». Именно эти переводы более всего импонируют современным зороастрийцам. Последователи Заратустры относят время жизни своего учителя к концу VII – началу VI века до Р.Х. Парсы (парсами называют индийских зороастрийцев) считают годом рождения Заратустры 569 год до Р.Х.

Нужно заметить, что уже для древних греков Заратустра был легендарной фигурой, так как точного жизнеописания этого человека не сохранилось. У зороастрийцев не было истории в современном понимании данного слова, поэтому то, что сегодня известно нам о жизни Заратустры, представляет собой его мифологизированную биографию, где правда тесно переплетена с мифологией.

Зороастрийское предание гласит, что среди утерянных авестийских книг были две, посвященные жизнеописанию Заратустры, – это «Спенд наск» и «Чихрдад наск». В общих чертах биографию основателя зороастризма принято представлять следующим образом.

Предположительно, Заратустра происходил из жреческой семьи, его отца, выходца из рода Спитама (авест. букв. «беловатый», «белесый»), звали Поурушаспа (букв. «серолошадый»), мать – Дугдова («та, чьи коровы выдоены»). Предположение о принадлежности семьи Заратустры к жреческому клану делается на основании того социального положения, которое занимал Заратустра: в зороастризме жрецом мог стать только человек, принадлежащий к жреческому роду. В 30 лет Заратустра получил некое откровение, но оно не было признано его окружением. В течение первых десяти лет новую веру принял лишь двоюродный брат Заратустры Маидйойманха. Заратустра много путешествует с миссионерскими целями и лишь в 40 лет находит первых прозелитов. В возрасте 42 лет Заратустре удается обратить в свою веру Хутаосу – жену царя Кави-Вишаспу, а также его родственников. Признание учения Заратустры Вишаспой в значительной степени способствовало распространению зороастризма среди оседлых восточно-иранских племен. По преданию, Заратустра был трижды женат. Первая его жена родила пророку сына и трех дочерей. Вторая – двоих сыновей, третья осталась бездетной. Нужно заметить, что зороастризму чуждо христианское понимание воздержания и безбрачия. Рождение сына для зороастрийца является религиозным долгом, бездетные семьи не могут рассчитывать на посмертное блаженство. В 77 лет Заратустра был убит врагом новой веры во время молитвы .

Зороастрийцы не обожествили Заратустру, но он был единственным человеком, в честь которого произносилась специальная молитвенная формула, подобная тем, какими удостаивались другие божества. Познакомимся теперь со священным писанием зороастризма, Авестой.

История изучения европейцами Авесты не очень продолжительна: Европа познакомились со священным писанием зороастрийцев только в XVIII веке, одной из причин чего является закрытый образ жизни последователей Заратустры и их нежелание знакомить со своей религией иноверцев.

Зороастрийцы считают, что Авеста – это откровение бога Ахура-Мазды (на среднеперсидском – Ормазд), данное Заратустре. Согласно зороастрийской традиции, Авеста состоит из двадцати одной книги. Место формирования Авесты вызывает у современных ученых споры. Существуют мнения, что она зародилась в Атропатену, в Хорезме, в Бактрии, в Мидии и т.д. Наиболее вероятно, что Авеста имеет среднеазиатское происхождение.

Эта книга дошла до нас в двух редакциях. Первая редакция представляет собой сборник молитв на авестийском языке. Тексты этого сборника зороастрийские (парсийские) жрецы читают во время богослужений. В иных целях данная редакция Авесты не используется. Вторая редакция предназначена для изучения, от первой она отличается структурой и наличием комментариев на среднеперсидском языке. Называется вторая редакция «Авеста и Зенд», т.е. текст и толкование, обычно эту редакцию называют «Зенд-Авеста», но это не совсем правильно. В состав второй редакции Авесты входят следующие книги:

– Вендидад (искаженное среднеперсидское «видевдат», («Кодекс против дэвов»). Вендидад представляет собой свод законов и предписаний, направленных на борьбу со злыми силами и водворение справедливости. Особое внимание данная книга уделяет вопросам соблюдения ритуальной чистоты и восстановления ее после осквернения. В ней так же описывается похоронный обряд, ритуальные омовения, запреты на половые преступления и т.д.

– Висперед (среднеперсидское виспрат – «все владыки») содержит молитвенные песнопения.

– Ясна (от авестийского йаз – «почитать», «поклоняться») включает в себя молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, является самой большой частью Авесты.

– Яшт («почитание», «восхваление», от авестийского йаз – «почитать») – хвалебные гимны, посвященные различным зороастрийским божествам. Основным отличием Яшт от Ясны является то, что каждая молитва книги Яшт посвящена только одному конкретному божеству.

– Малая Авеста включает в себя некоторые краткие молитвы, обычно в Малую Авесту включают и Яшт.

Современный текст Авесты является лишь частью изначального текста. Парсийская традиция относит возникновение Авесты к I тысячелетию до Р.Х. Как считают парсы, по приказу царя Кави-Вишаспа Авеста была записана и сохранена в царском хранилище в Шизе, ее копия хранилась в Истахре, еще ряд копий был разослан в разные места. После нашествия Александра Македонского один экземпляр Авесты был сожжен, другой захвачен греками и переведен ими на греческий язык. Позже Авеста была восстановлена. По парсийскому преданию, первая кодификация Авесты была произведена царем Вологезом (либо Вологезом Первым, царствовавшим в 51-78 гг. от Р.Х., либо Вологезом Четвертым (148-191 гг. от Р.Х.)). Последующая кодификация и перевод осуществлялись при Сасанидах (227-243 гг. от Р.Х.). Фактически Авеста создавалась в период от жизни Заратустры до середины I тысячелетия от Р.Х. Однако самая древняя из имеющихся рукописей Авесты датируется 1278 годом от Р.Х. Все авестийские тексты составлены на восточноиранском языке. Внутренне авестийское собрание разделяется по языковому признаку на две группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что Гаты Заратуштры созданы на более архаичном диалекте (его так и называют «диалект Гат»), чем вся остальная Авеста.

Самой древней частью Авесты являются Гаты (Гаты входят в Ясну) и некоторые фрагменты Яшта. Остальные разделы появились намного позднее. Учитывая, что, скорее всего, именно Гаты передают учение Заратуштры точнее остальных книг, познакомимся с этой частью Авесты подробнее.

К сожалению, до настоящего времени не все Гаты расшифрованы, смысл половины из них пока не раскрыт. При этом именно Гаты являются основным источником сведений о Заратустре. В Гатах нет ни мистики, ни догматики. Основное внимание в них уделено практическим вопросам, жизненному укладу и вопросам морали. Гаты рассматривают весь мир как разделенный на две сферы: земную, реальную, и потустороннюю, духовную. Главное внимание уделяется земному миру. Фактически содержание Гат сводится к двум видам поучений: 1) о пользе оседлого скотоводства и приумножения богатств; 2) о необходимости справедливого распорядка и управления. Гаты особенно подчеркивают недопустимость жертвоприношений животных. В Гатах предаются проклятию кочевники, которые занимаются угоном скота у скотоводов-земледельцев. Гаты не имеют четких жанровых различий, но все же можно выделить две группы: в первой преобладает восхваление, во второй – проповедь. Рассмотрим учение Заратустры, изложенное в этой книге.

Гаты проповедуют дуалистический монотеизм – особую разновидность единобожия, теологическая система которого отрицает существование каких-либо других богов, помимо Одного, но вместе с тем признает существование сверхъестественной силы, антагонистичной богу. Первоначальный («чистый», «гатический») зороастризм просуществовал недолго и всегда оставался религией замкнутого жреческого сословия . В народе зороастризм понимался политеистически. По-видимому, после смерти Заратустры монотеистические идеи из зороастризма исчезают, а сама религия становится чисто языческой.

Главным богом зороастризма является Ахура-Мазда. Авестийское слово ахура является прилагательным от анху «существование, жизнь», ра – суффикс обладания, поэтому авестийское ахура можно перевести как «обладающий жизнью». При этом еще до разделения иранских и индийских племен под анху понималось не столько физическое существование или жизненный срок, сколько жизненная сила, космическая магическая потенция. Древнейшие индоиранцы не делали четкого разграничения между духовным и материальным, живым и неживым, человеком и животным. Боги, люди, животные, растения, камни, воды – все было наделено своей мерой анху . В древнеиранской традиции ахурами называли обладателей величайшей магической потенции, причем не только богов, но и земных властителей. В значении «жизненный, сущностный» слово ахура использовано в Гатах и в Малой Авесте. Слово мазда значит «мудрость». В зороастризме Ахура-Мазда не является единственным ахурой, но только он вырисовывается в Гатах как самостоятельно действующее божество. Остальные выглядят, скорее, как дополнительные функции божества. Ахура-Мазда представлен в зороастризме как властный, воинственный, но справедливый властитель.

После Ахура-Мазды следующими в пантеоне зороастризма идут Амэша Спэнта (авест. «бессмертные святые»). Их шестеро: Воху Мана («благая мысль») – покровитель скота, Аша Вахишта («лучшая истина») – покровитель огня, Хшатра Ваирья («избранная власть») – покровитель металлов, Спента Армаити («святое благочестие») – покровитель земли, Хаурватат («целостность») – покровитель вод и Амеретат («бессмертие») – покровитель растений. Покровителем человека является сам Ахура-Мазда. Несмотря на то, что Амэша Спэнта – это не столько отдельные божества, сколько аллегории благих качеств Ахура-Мазды, Амэша Спэнта воспринимались народом политеистически, как отдельные боги.

После Амэша Спэнта следуют язаты-боги. Это такие боги, как, например, Митра – древнее божество договора, заключаемого между людьми и между человеком и богом. До Заратустры Митру почитали одним из главных божеств. В древнеиранской традиции Митра считался солярным богом. Митре в зороастризме также отведена роль посмертного судьи, который взвешивает хорошие и плохие мысли человека и определяет, достоин он блаженства или наказания.

Помимо Митры, вершителем суда над душами умерших является язат Сраоша. Имя Сраоша означает «слушание, послушание». Сраоша является посредником между Ахура-Маздой и человеком. В отличие от Митры, который связывает божественное и человеческое посредством договора и суда, Сраоша соединяет их путем передачи слова, божественного откровения. Зороастрийцы поклоняются Сраоше как божеству молитвы, обладающему способностью оберегать от сил зла.

Кроме Митры и Сраоши, важную роль в зороастризме, будучи одним из самых популярных, играл бог Вэртрагне (дословно – «побивающий защиту»). Это божество являлось Заратустре во многих обликах: в облике ветра, быка, коня, верблюда, вепря, пятнадцатилетнего юноши, ворона, горбатого барана, дикого козла, воина.

Божеству Тиштрия, олицетворявшему звезду Сириус в созвездии Большого Пса, поклонялись как отметающему засуху. Зороастрийцы считали, что каждый год Тиштрия в облике белого коня сражается с демоном засухи, которого представляли в образе паршивого, облезлого черного коня.

Богиня Ардвисура-Анахита отождествлялась с рекой Амударья и была ответственна за плодородие. Ее имя переводится как «влага сильная, незапятнанная». Кроме указанных выше, в зороастризме есть и иные божества .

Как особый класс божественных существ можно выделить фраваши. Фраваши напоминают ангелов-хранителей каждого существа. В этом смысле они упоминаются в Малой Авесте, где выступают как податели жизни, творцы и защитники, самого Ахура-Мазду называют фраваши. В индоиранской традиции, откуда зороастрийцы позаимствовали учение о фраваши, так называли души умерших предков, которые из загробного мира покровительствовали своим потомкам. Фраваши обладают также и неодушевленные предметы. Интересно отметить, что сам Заратустра учение о фраваши отринул, в зороастризме оно появилось только после его смерти. Согласно зороастризму, фраваши человека существует еще до его появления на свет, в момент рождения человека фраваши соединяется с его телом, а после смерти отлетает от трупа и возвращается в духовный мир, где ему суждено пребывать до конца мировой истории и Судного дня.

Особое место в учении зороастризма играет дух зла. По-авестийски его называют Анхра-Манью, по-среднеперсидски – Ахриман, по-гречески – Ариман. Заратустра считал, что Ахура-Мазда и Анхра-Манью являются близнецами-братьями , поздний зороастризм учит несколько иначе, утверждая, что изначально они не равны по своей силе, хотя Гаты говорят об их равенстве. Представление об Анхра-Манью как о главе сил зла существовало еще до появления зороастризма. У Анхра-Манью есть собственное войско, основную силу которого составляют дэвы (духи зла). К воинству Анхра-Манью также причисляются и люди, среди них: гомосексуалисты , разбойники, осквернители огня, иноверцы, ведьмы и колдуны, а также страдающие неизлечимыми болезнями и увечные. Главной целью жизни зороастрийца является помощь Ахура-Мазде в его борьбе с силами зла.

Зороастризм верит в бесконечность пространства и времени. Все пространство делится на две части: бесконечный свет – область владений Ахура-Мазды и бесконечную тьму – область владений Анхра-Манью. Ахура-Мазда сотворил эон – конечный замкнутый отрезок времени, время конечного мира, продолжительностью двенадцать тысяч лет. Это время делится на четыре равные части, в каждой по три тысячи лет.

В течение первого периода в три тысячи лет Ахура-Мазда творит мир в идеальном, нематериальном виде, творит идеи вещей. По истечении трех тысяч лет на границе света и тьмы появляется Анхра-Манью. Напуганный светом, он отступает во тьму и начинает копить силы для борьбы с Ахура-Маздой. В следующие три тысячи лет начинается творение мира Ахура-Маздой. В это время творятся Амэша Спэнта.

Согласно зороастризму, небо имеет три сферы: сферу звезд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца находится рай Ахура-Мазды. Внизу находится царство злых духов. Сотворенный Ахура-Маздой мир статичен, но в творение вторгается Анхра-Манью. Его вторжение приводит статичный мир в движение. Произрастают горы, приходят в движение реки и т.д. Вторгшись в творение Ахура-Мазды, Анхра-Манью начинает собственное контртворение.

На небе он создает планеты, кометы, метеоры. Зороастрийцы считают, что Ахура-Мазда поручил каждую планету особому существу для нейтрализации ее негативного влияния. Анхра-Манью создал вредных животных (например, волков), загрязнил воду, отравил растения и, в конце концов, довел до смерти первого созданного Ахура-Маздой человека, Гайа Мартан (среднеперсидский Гайомарт). Но от первого человека осталось семя, которое, будучи очищено солнечным светом, породило новых людей. Произошло это так: семя произрастило одноствольный ревень, на котором вскоре появилось пятнадцать листьев. Затем это растение преобразовалось в пару почти неотличимых близнецов, получивших название Смертный и Смертная. Руки Смертного и Смертной оставались на плечах друг у друга, а животы так срослись, что их пол установить было невозможно. Эти близнецы не смогли узнать, кто является истинным творцом, и приписали акт творения Анхра-Манью, однако далее людям удалось размножиться, и те из них, кто впитал истину, стали бороться с Анхра-Манью.

Следующие три тысячи лет после творения длится история борьбы с силами зла до рождения Заратустры. После Заратустры мир, по представлениям зороастрийцев, просуществует еще три тысячи лет. В течение этого времени в мир должны прийти три сына Заратустры, три спасителя (интересно отметить, что учение о «спасителях» было привнесено в зороастризм после зарождения христианства, так же как и учения о страшном суде и воскресении мертвых).

Зороастрийцы верят, что Заратустра оставил свое семя в озере Кансава, и через каждую тысячу лет это семя будет порождать нового спасителя: в определенные промежутки времени девушки, купаясь в озере Кансава, будут беременеть от этого семени. Третий спаситель Саошьянт («тот, кто принесет пользу») воскресит всех мертвых и уничтожит зло. Мир будет очищен потоком раскаленного металла, все, что останется после этого, обретет вечную жизнь. Согласно представлениям зороастрийцев, злодеям уготованы вечные мучения, а праведным людям – вечное блаженство. Грядущая счастливая жизнь наступит на земле, которой будут управлять благочестивые цари Саошьянты.

Согласно представлению зороастрийцев об устройстве человека, человек обладает бессмертной душой, жизненной силой, верой, сознанием и телом. Душа человека существует вечно; жизненная сила, или душа-жизнь, возникает одновременно с телом в момент зачатия и исчезает после смерти; сознание включает в себя также и чувства; вера не имеет никакого отношения к христианскому пониманию веры, в зороастризме вера – это своеобразный двойник человека, существующий параллельно с ним в запредельном мире, вера меняет свой облик в зависимости от благих и злых мыслей, слов и дел человека.

В первые три дня после смерти человека, душа, как считают зороастрийцы, пребывает рядом с телом у изголовья, читая молитвы. На рассвете четвертого дня душе человека является его вера, сопровождаемая двумя собаками, для того чтобы препроводить душу к месту посмертного судилища у моста Чинвад, где Митра и другие боги взвешивают благие и злые мысли, дела и слова умершего. Если человек прожил праведную жизнь, его вера предстанет перед ним в образе прекрасной пышногрудой пятнадцатилетней девы и проводит его по мосту, грешника встречает старая ведьма. Почитавшие Ахура-Мазду и сохранившие ритуальную чистоту после смерти окажутся в раю, где смогут созерцать весы и золотой трон Ахура-Мазды. Все остальные в конце времен будут навсегда уничтожены вместе с Анхра-Манью.

Поминальные службы по умершему человеку продолжаются в течение тридцати лет. Оплакивать умерших в зороастризме запрещено, считается, что слезы создают для души покойного в загробном мире непреодолимую преграду, не позволяющую душе перейти мост Чинвад. Как учит зороастризм, тело, покинутое душой, сразу же занимается демоном трупного разложения, который делает тело умершего своим домом. Отсюда крайне негативное отношение зороастрийцев к трупам: соприкосновение с мертвым телом делает человека, воду и землю нечистыми. Поэтому зороастрийцы тело покойника отдавали на съедение птицам, а оставшиеся кости помещали в специально подготовленные для этого вместилища. Носильщики трупов до конца своих дней считались нечистыми, им нельзя было находиться на расстоянии ближе тридцати шагов от огня и воды и ближе трех шагов от людей.

В зороастризме не было обязательной традиции изображения божеств. Однако определенные образы все же использовались. Например, использовалось изображение крылатого солнечного диска, которое, судя по всему, являлось символом солярного божества, а также символом власти и харизмы, передаваемой, согласно зороастрийским представлениям, божествами от одного праведного правителя другому. Своих богов зороастрийцы изображали и в виде статуй. Высекались рельефные изображения богов.

Особое почитание в зороастризме уделяется огню. По-авестийски огонь называют атар , по-среднеперсидски – адур . Как считают зороастрийцы, огонь пронизывает весь мир, имеет различные проявления: небесный огонь, огонь горящего дерева, огонь как искра в человеческом теле, роднящий таким образом человека с Ахура-Маздой, особое проявление огня – это священный огонь, горящий в храмах.

В Малой Авесте Атар выступает как сын Ахура-Мазды, самостоятельное божество. Огонь как стихия в Авесте представлен в нескольких модификациях: вохуфрйана – огонь, пребывающий в телах животных и людей, согревающий тело и переваривающий пищу, урвазишта – огонь растений, согревающий брошенное на землю зерно и дающий возможность растениям цвести и плодоносить, берсизава – огонь солнца, вазишта – молния, спэништа – земное пламя алтарных огней, а также огонь, используемый в бытовых целях.

Индийские парсы различают три вида священного огня, с каждым из которых связаны свои формы богослужения. Главным огнем является аташ-бахрам («побеждающий»), своим названием этот огонь обязан божеству войны Вэртрагну. Именно божеству войны было посвящено большинство древних зороастрийских храмов. Аташ-бахрам – это единственный неугасимый огонь в зороастрийских храмах.

Священные огни в зороастризме считаются неделимыми, их нельзя объединять друг с другом (хотя этот принцип иногда нарушается), каждому огню полагается иметь собственное святилище, их нельзя помещать под одну крышу. Храмы огня строили очень скромно. Их создавали из камня и необожженной глины, стены внутри штукатурили. Храм представлял собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном алтаре-постаменте горел священный огонь. Огонь поддерживался специальными жрецами, которые, используя щипцы, следили за тем, чтобы пламя горело ровно, подкладывая дрова из сандалового дерева и других ценных пород, испускавших ароматный дым. Зал был отгорожен от других помещений так, чтобы огонь не был виден непосвященным.

Особое место в зороастризме занимает культ хаомы . Хаома – это наркотический ритуальный напиток, состав трав, служащих ингредиентами для этого напитка, неизвестен. Большинство специалистов предполагают, что хаома изготовлялась из эфедры. Напиток использовался при богослужении для достижения необходимого жрецам состояния сознания. Судя по всему, он оказывал эйфорический эффект. Заратустра в Гатах отвергает культ хаомы, но после смерти Заратустры этот культ был возрожден. Хаома считается в зороастризме одновременно и напитком, и растением, и божеством.

В зороастризме огромное значение играет ритуальная чистота. Считается, что любое осквернение соединяет человека со злом. Соблюдая ритуальную чистоту, человек тем самым противостоит злу. Святость зороастрийцы понимали как физическую чистоту, физическую полноценность, а также наличие определенных нравственных качеств. Зороастрийцы считали, что бог не принимает молитв людей, имеющих физические изъяны. Старость и болезни воспринимались как заражение человека демоном, в древности зороастрийцы убивали людей, достигших шестидесятилетнего возраста, сейчас по достигшему шестидесяти лет человеку справляют поминки. Ритуально нечистых (к ним относят, например, перенесших труп в одиночку, раненых, женщин, родивших мертвого ребенка, и т.д.) изолировали от общества. Обычно их помещали в камеры с низким входом и потолком, где нельзя было ни полностью лечь, ни полностью встать, эти помещения не имели окон, так как нечистые могли осквернить своим взглядом благие творения – землю, людей, огонь и т.д. В качестве одежды такие люди могли использовать только ветошь. Кормили их хлебом и пивом (вместо воды). Руки изолируемых обматывали тряпьем, чтобы они не могли ничего осквернить своим прикосновением. Для очищения нужно было пить коровью мочу. Также этим людям нельзя было молиться и носить символы принадлежности к зороастрийской общине.

Жрецы в зороастризме являлись замкнутым кланом. Жрецы могли происходить только из определенных родов, при этом считалось, что представители жреческого рода уже не могут служить, если жреческая преемственность рода прервалась более чем на пять поколений. Главный жрец назывался заотар, при богослужении он был руководителем всего действа. Среднеперсидские богословы видели в заотаре образ самого Ахура-Мазды. В зороастризме за исполнение обрядов жрецам полагались определенные гонорары, при этом считалось, что если жрец не будет удовлетворен, то обряд потеряет силу.

В древности иранцы не знали специальных мест для богослужения. Для службы использовалось любое чистое, открытое место, расположенное неподалеку от источника воды. Позднее в зороастризме появились храмы, в которых устанавливались изображения божеств и горел священный огонь. Доступ иноверцам в зороастрийские храмы был запрещен.

В целом, зороастризм всегда отличала крайняя веронетерпимость. Браки с иноверцами были запрещены, проповедовалась идея насаждения зороастризма с помощью оружия. Еретики и лжеучителя приравнивались к демонам, считалось, что еретик и иноверец заразен как труп, даже прикосновение к нему ведет к ритуальной нечистоте. С иноверцами запрещалось пить, есть, принимать от них любые предметы. Даже в наши дни зороастриец, на время покидающий общину, например отправляющийся в путешествие, по возвращении обязан пройти обряд специального очищения. Долгое время зороастрийские богословы дискутировали, надо ли подавать иноверцам милостыню. Одни считали, что милость к иноверцам укрепляет живущего в них беса, другие полагали, что нищета лишь усиливает бесов бедности. Этот вопрос так и не был разрешен вплоть до нашего времени, но и сейчас разные общины зороастрийцев решают его по-разному.

В настоящее время самая большая община зороастрийцев живет в Индии (более ста тысяч человек), второе место по количеству верующих занимает Иран (несколько десятков тысяч), так же есть общины в Пакистане, Канаде, США и Великобритании. На протяжении жизни зороастрийца сопровождает огромное количество всевозможных обрядов. Ежедневно не реже пяти раз в день он обязан произносить молитвы, причем указания как именно надо молиться в тот или иной день разработаны с особой тщательностью. При упоминании имени Ахура-Мазды необходимо произносить хвалебные эпитеты. Зороастрийцы в Иране молятся, обратясь лицом на юг, а парсы в Индии – на север.

Завершая статью, хотелось бы обратить внимание на следующее. Учение Заратустры во времена его проповеди, несомненно, принесло немало пользы, ведь проблемы добра и зла языческие жрецы до Заратустры вообще не ставили. Для достижения успеха позволялось все: ложь, убийство, колдовство. Но в настоящее время зороастризм представляет собой полностью выродившуюся религию, не имеющую никаких перспектив. Разве что представители современного New Age не преминут воспользоваться неосведомленностью читателей и обратятся к спекуляциям на «авестийской астрологии», к которой они не имеют никакого отношения. Но невежество в религиозных вопросах чревато множеством нежелательных последствий, поэтому прежде чем доверять такого рода информации, можно порекомендовать читателям задуматься, не приписывает ли Заратустре тот или иной автор собственные идеи, используя его имя в своих интересах

Религия древних иранцев называется зороастризм , впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться .

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

  • Мазда — воплощение мудрости и правды;
  • Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех богов Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма - Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

  • Ясна (гимны и молитвы);
  • Яшта (моления божествам);
  • Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда) — бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод - Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников — добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами «Бесконечного времени» - бога времени Зрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия — царство добра — продолжается 3 тыс. лет.

Это — Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это — стадия борьбы. Третья стадия — царство зла. Четвертая стадия — добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называли гебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму — парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

Принципы и обряды зороастризма

Главное нравственное требование - сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обряд инициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы. Исследователи считают, что 5-кратная молитва в исламе взята из зороастризма.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания . Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.

Были у зороастрийцев и сезонные праздники. Самый торжественный праздник — Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта.

Заратуштра, Зороастр, Зардушт - так на авестийском, греческом и среднеперсидском языках произносится имя основателя одной из древнейших религий мира - зороастризма. Уже в IV в. до н.э. древнегреческие авторы считали его легендарной личностью, мудрецом-астрологом, жившим в глубокой древности.

Действительно, эта религия настолько древняя, что ни античные историки, ни сами последователи практически не знали, когда и где она возникла. И уже более 200 лет продолжаются споры о месте рождения и времени жизни Заратуштры, о локализации области, где впервые распространилось его учение. Никаких данных об этом нет и в "Авесте", которая является основным источником для изучения зороастризма.

Аль-Беруни, основываясь на средневековой хронологической традиции, указал дату жизни Зороастра - за 258 лет до Александра Македонского. Исходя из этих данных, ряд ученых считает, что Заратуштра жил в VII-VI вв. до н.э. Другие исследователи, ориентируясь на лингвистический анализ "Гат" - самой священной части "Авесты", предполагают более раннюю дату жизни - от Х до ХII веков до н.э.

По преданию, когда Заратуштре исполнилось 30 лет, он был осенен истинной верой. Его откровения и составили «Авесту» (скачать книгу можно - zip-42 kb ) .

Полагают, что Заратуштра, вышедший из рода Спитама, выступал с проповедями в Иране или в Средней Азии, но не был признан своей общиной; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного чародея Дурашрава и вынужден был бежать.

Пророк жил в смутное время. Набеги и войны приносили людям бесчисленные страдания. Заратуштра видел селения, разоренные враждующими племенами. Вожди и воины, отправляясь в походы, грабили и порабощали более слабых и беззащитных людей. Насилие царило, уничтожая и унижая человека.

Его покровителем стал бактрийский царь Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма. В условиях междоусобиц и непрерывных войн ("Нищету и разорение несут они дому и селению, и области, и стране") Заратуштра призывал к единению, к созданию сильного централизованного государства с сильным и справедливым правителем. "Добрый правитель воздвигнет мир для радостных селений. Кто же будет этим правителем? Кто прославит свое имя? Это Кави Виштаспа".

По сочинению "Датистан-и-Диник" пророк во время чтения молитвы был предательски заколот в спину кинжалом Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Согласно учению Заратуштры, Ахурамазда (Господь мудрости) был верховным божеством, единственным несотворенным творцом всего доброго и благого, премудрым и всезнающим, праведным, перед которым все равны. Ахурамазда совершил акт творения в два шага. Сначала все созданное им было свободно от бренной оболочки, а затем Ахурамазда придал всему сущему материальный вид. Этот этап называется "Сотворением основы". Но материальный мир оказался уязвимым для сил зла. Этим воспользовался Ахриман, который ворвался в мир и стал губить творения Ахурамазды, неся смерть и разрушения. Помощникам и союзникам Ахурамазды - Бессмертным Святым - удалось приостановить злодеяния Ахримана и обратить их на пользу миру. Вторжение Ахримана знаменует второй этап - "Смешение". В это время абсолютное добро, которое мир являл в начале, смешалось со злом. Чтобы противостоять злу, люди должны чтить Ахурамазду и его помощников, сообща искоренить зло и восстановить мир в прежнем виде. После того, как это случится, начнется третья эра - "Разделение", добро вновь очистится от зла. В мире воцарятся спокойствие и согласие. Победа Ахурамазды трактовалась как победа света над тьмой. Источник света - солнце и огонь - его часть. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила".

Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе со стороны добра. Проповедуя мораль, основой которой была триада - благие мысли, благие слова и благие дела - Заратуштра идеализировал и "праведную" хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни. Пророк считался посредником между Богом и людьми.

Последователям Ахурамазды Заратуштра обещал посмертное блаженство, а пособникам зла угрожал муками и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира.

Согласно преданиям зороастрийцев, наступит время, когда бог огня Атар расплавит в горах железо и направит пылающую лаву на землю. И каждый человек должен будет перейти через эту огненную реку. Для праведников лава покажется парным молоком, а грешники сгорят в огне. Огненный поток провалится сквозь землю, уничтожит ад, Ахримана и все злые силы. На земле наступит рай, восторжествует добро и справедливость, человек не будет знать болезней, он станет бессмертным.

Заратуштра одним из первых разработал учение о справедливом суде после смерти человека, душа которого при переходе по мосту Чинват, начинавшемуся на вершине высочайшей горы мира Хара и устремленному в небо, попадала в рай или в ад.

Но он считал, что каждый добропорядочный гражданин во время жизни на земле должен думать не о продолжении существования в далеком и неведомом рае. Рай должен воцариться в нашем мире, где всем следует стать праведниками и неукоснительно соблюдать правовые и нравственные нормы.

Богом договора и защитником порядка "Авеста" называет Митру, который карает людей за ложь и преступления. Сурового наказания заслуживали люди, нанесшие кому-либо побои или увечья, а за убийство человека преступник должен был караться смертной казнью. Жестко преследовались такие преступления, как кража имущества и скота, невозвращение долгов, что приравнивалось к воровству. За деяния, направленные против личности и преступления экономического характера предписывалось избиение плетьми. Особо регулировались общественные и семейные отношения. Нарушение договора между членами семьи считалось клятвопреступлением. Как свидетельствует "Авеста", "пятидесятикратен договор между мужем и женой; восьмидесятикратен между зятем и тестем; девяностократен между двумя братьями; стократен договор между отцом и сыном". Непослушание старшим заслуживало порицания, а иногда и наказания. Например, если сын поднимал руку на отца, это считалось достаточно серьезным преступлением, которое влекло за собой телесные наказания.

Особо уважительно относились последователи "Авесты" к труду: человек обязан работать, заниматься ремеслом, строительством, земледелием и скотоводством: "Кто, засевая, возделывает землю, тот возделывает праведность…"

Зороастрийцы чувствовали ответственность за поведение членов общины в повседневной жизни. Общие проблемы и цели объединяли их в трудные времена и давали надежду на лучшее будущее. Людям следует всегда приходить на помощь друг другу, а состоятельные обязательно должны помогать - бедным.

Ранний зороастризм не знал ни храмов, ни изображений богов. Люди молились под открытым небом, на берегу реки, у подножья гор. Здесь же они зажигали священные костры из чистого сухого дерева.

Одним из самых почитаемых праздников был Навруз. В день рождения нового года и добрых сил природы улицы и дома вычищались и украшались. На четырех углах крыш зажигался огонь, в керамические сосуды с чистой прозрачной водой бросали первые зеленые листья. Люди пели гимны из "Авесты", читали молитвы. Они призывали бога добра и света уничтожить все зло и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. А в это время отступал холод, таяли снега и расцветали подснежники.

СОКРОВИЩНИЦЫ ИСТОРИИ

В пантеоне зороастрийцев было несколько богов и две богини. Хумо в образе красивой птицы приносила счастье, удачу и богатство. Тело, крылья и голова ее, по сказаниям, были из золота, серебра и драгоценных камней. Люди верили, что птицу эту нельзя было увидеть, но если на кого-то упадет ее тень, человек будет счастлив и богат.

А Анахита дарила благоденствие, воплощала животворные силы природы. Одной из ее функций была забота о продолжении человеческого рода. Она всегда изображалась облаченной в длинное платье, с покрывалом, драпирующим фигуру. В руках держала символы плодородия: цветы, плоды и злаки.

Множество терракотовых статуэток богини Анахиты было найдено в Хорезме (Кой-Крылган-кала), в Бухаре, Самарканде. Интересно, что в Самарканде богиня всегда изображалась молодой, а в Бухаре - в более зрелом возрасте. Терракотовые фигурки Анахиты были найдены в 1941 году Самаркандской археологической экспедицией Юбилейного комитете Навои - в шурфе у мавзолея Биби-ханым под полом склепа в слоях первых веков новой эры. Наиболее ранние из них отмечены влиянием эллинистического искусства, а более поздние выполнены с учетом местных особенностей. А вот женские фигурки с Афрасиаба имеют особенные, характерные лишь для этого района, детали костюма, головных уборов, атрибутики, черт лица. В руках у богини - тюльпан или плод граната, иногда у ног ее - младенец.

Каждое божество обычно сопровождалось животными. Птицей, посвященной Анахите, был голубь. В первых веках новой эры в Хорезме изготовляли оссуарии (сосуды, куда помещались очищенные кости покойного), на крышках которых изображалась эта парящая птица.

Исследователи "Авесты" объясняют имя Заратуштры как обладающего золотистыми верблюдами. В росписях дворца в Варахше (Бухарская область) крылатый верблюд, поддерживающий царственный трон, служил украшением престола. Изображения образа верблюда имеются и на многих монетах Бухары IV-VIII веков.

По сведениям историка Наршахи (Х в.), на базаре Мах в Бухаре находился храм идолопоклонников, где впоследствии продавались фигурки священных двугорбых верблюдов.

В Самаркандском музее и Эрмитаже хранятся терракотовые плитки с Афрасиаба, которые изображают юношу в венце под аркой, держащего в левой руке птицу. Фрагмент похожей плитки был найден и на городище Челек под Самаркандом. Ученые считают, что здесь находился храм, посвященный божеству яркой звезды Тиштрии (Сириусу). В согдийском календаре ему был посвящен тринадцатый день месяца. Борьба Тиштрии с демоном Апоша олицетворяет две силы в природе: благо дождя и зло засухи.

На одном из фрагментов оссуария, хранящегося в Музее истории Узбекистана, изображен Рашну с весами, которые "не уклоняются ни на волос в угоду какому-нибудь человеку". К Рашну направляется другая фигура с курильницей в руках, ведущая за собой уже отмолившуюся душу.

В V-VIII веках зороастризм оставался основной религией в Согде, Хорезме, Фергане. Сохранившаяся настенная живопись, выявленная археологическими раскопками, передает различные мифологические сюжеты. Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения городища Варахша под руководством чл.-корр. АН Узбекистана В.А.Шишкина. Росписи украшали стены парадных залов монументального дворца местных правителей. Здесь были найдены живописные композиции батальных и охотничьих сцен, животных. Многие из них имеют ритуальное, религиозное значение. Такова сцена борьбы всадников, восседающих на слонах, с фантастическими животными. Предполагается, что она тоже навеяна господствовавшими представлениями о борьбе доброго и злого начал.

В каждом селе и городе обязательно имелись специально отведенные места, где сохранялся священный огонь. Ему были посвящены и огромные храмы. Уникальные "Дома огня" были обнаружены археологами Узбекистана на городище Джаркутан, при раскопках памятников Джанбаскала в Хорезме, Сарытепа в районе Чимкурганского водохранилища, городища Канка в Аккурганском районе Ташкентской области, городища Ер-Курган на юге республики… Одним из самых выдающихся пямятников архитектуры зороастризма является монументальный храм Кой-Крылган-кала (неподалеку от села Турткуль, Каракалпакия) - с восемью помещениями нижнего этажа, предназначенными для культовых целей, с башнями и двойным кольцом крепостных стен. Ученые установили, что здесь не только совершались ритуальные действа, но и велись наблюдения за солнцем и другими светилами.

«АВЕСТА» - ПРИЗЫВ К ДОБРУ И МИРУ

В Ургенче (Хорезмская область Узбекистана) возведен большой комплекс, посвященный "Авесте" - этому древнейшему письменному источнику по истории цивилизации Центральной Азии, священной книге зороастрийцев-огнепоклонников.

Зороастризм Религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

Возникновение Зороастризма

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг:

  1. «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов;
  2. «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре);
  3. «Висперед» - сборник изречений и молитв;
  4. «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги Зороастризма

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

  • Бог неба Асман
  • Бог земли Зам
  • Бог солнца Хвар
  • Бог луны Мах
  • Два божества ветра - Вата и Вайд
  • А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор - пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.



Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже - в VIII или даже VII в. до Р.Х.

Пророк Заратуштра

Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантраном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания).

Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные дэвы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны.

После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса-нидов) сочинении «Задопрам».

Заратуштра получил откровение от божеств

Там рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в церемонии по случаю весеннего праздника, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвращался на берег (в этот момент он пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение.

На берегу он узрел сияющее существо, открывшееся ему как Boxy Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Заратуштру к Ахурамазде и шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». От этих божеств Заратуштра и получил свое откровение, ставшее основой для проповедуемого им вероучения.



Как можно заключить из дальнейшего, главное отличие зороастризма от старой традиционной религии иранцев сводилось к двум моментам к особому возвеличиванию Ахурамазды за счет всех остальных богов и противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью. Почитание Ахурамазды, как владыки аша (порядка, справедливости), соответствовало традиции, поскольку Аху-рамазда с древности был у иранцев величайшим из трех ахур, хранителей аша.

Противоположности в вечном столкновении

Однако Заратуштра пошел дальше и, порвав с принятыми верованиями, провозгласил Ахурамазду несотворенным Богом, существовавшим извечно, творцом всего благого (включая и всех других добрых благих божеств). Его проявлениями пророк объявил свет, правду, доброту, знание, святость и благодетельность.

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Заратуштра видел в их вечном столкновении.

«Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Итак, царство Ахурамазды олицетворяет собой положительную сторону бытия, а царство Ангро-Майнью- отрицательную. Ахурамазда пребывает в никем не созданной стихии света, Ангро-Майнью - в извечном мраке. В течение долгого времени эти области, разделенные великой пустотой, никак не соприкасались друг с другом. И только сотворение Вселенной привело их в столкновение и породило непрекращающуюся борьбу между ними. Поэтому в нашем мире добро и зло, свет и мрак оказались перемешаны.



Сначала, говорит Заратуштра, Ахурамазда сотворил шесть высших божеств - тех самых «излучающих свет существ», которых он узрел в своем первом видении. Эти шесть Бессмертных Святых, воплощающих качества или атрибуты самого Ахурамазды, следующие:

  • Boxy Мана («Благой помысел»)
  • Аша Вахишта («Лучшая праведность») - божество, олицетворяющее могучий закон истины аша
  • Спэнта Армайти («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно
  • Хшатра Вайръя («Желанная власть»), представляющее собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни
  • Хаурватат («Целостность»)
  • Амертат («Бессмертие»)

Все вместе они были известны как Амеша Спента («Бессмертные Святые») и представляли из себя могущественных, смотрящих с высоты несравненно справедливых владык. Вместе с тем каждое из этих божеств находилось в тесной связи с каким-либо из явлений, так, что это явление рассматривалось как олицетворение самого божества.

  • Так Хшатра Вайрья считался владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю.
  • Расположенная внизу земля принадлежала Спэнта Армайти.
  • Вода была творением Хаурватат, а растения относились к Амертат.
  • Boxy Мана считался покровителем кроткой милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра.
  • Огонь, который пронизывает все остальные творения и благодаря солнцу управляет сменой времен года, находился под покровительством Аша Вахишта
  • А человек, с его разумом и правом выбора, принадлежал Самому Ахурамазде

Верующий мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать их всех, если он хотел стать совершенным человеком.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это:

  • Злой Разум
  • Болезнь
  • Разрушение
  • Смерть и т.п.

Помимо них в его подчинении находятся злые боги - дэвы, а также бесчисленное множество низших злых духов. Все они - порождение Тьмы, того Мрака, источником и вместилищем которого служит Агро-Майнью.

Целью дэвов является добиться господства над нашим миром. Их путь к этой победе состоит отчасти в его опустошении, отчасти в соблазне и подчинении себе последователей Ахура-мазды.

Вселенная наполнена дэвами и злыми духами, которые во всех углах пытаются вести свою игру, так что ни один дом, ни один человек не застрахованы от их тлетворного воздействия. Чтобы защититься от зла, человек должен совершать ежедневные очищения и жертвы, применять молитвы и заклинания.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро-Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.



Для того чтобы противостоять нападкам дэвов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей.

По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Учение Зороастризма

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям.

Заратуштра предлагал своему народу сделать сознательный выбор, принять участие в небесной войне и отречься от верности тем силам, которые не служат добру. Поступая таким образом, каждый человек не только оказывает посильную помощь Ахурамазде, но и предопределяет свою будущую судьбу.

Ибо физическая смерть в этом мире не ставит точку человеческому существованию. Заратуштра считал, что каждая душа, расстающаяся с телом, будет судима за то, что совершила в течение жизни. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого с весами правосудия восседают Сраоша и Рашну. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые - на одной чаше весов, дурные - на другой.

Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая, куда ее отводит прекрасная девушка-даэна. Если же весы склоняются в сторону зла, то отвратительная ведьма увлекает душу в ад - «Жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов».

В конце света и в начале эры «Разделения» произойдет всеобщее воскресение мертвых. Тогда праведники получат танипасен - «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением будет Последний Суд. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все воскресшие люди должны будут пройти сквозь эту реку, причем для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что «они во плоти идут через расплавленный металл».

Основные идеи зороастризма

Все грешники переживут вторую смерть и навсегда исчезнут с лица земли. Демоны-дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язатами. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, и сожжет остатки зла в этом мире.

Тогда Ахурамазда и шесть Амеша Спента торжественно совершат последнее духовное богослужение - ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток «белую хаому», дающий всем блаженным, кто вкусит его, бессмертие.

Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение.

С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма).

Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник.

Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией . Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.



Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком.

Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хормузд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён (ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов - божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то слово это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь».

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями - божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже получило некоторое…

Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род…

Зороастризм

Кто такой Заратуштра?

Персидский маг в остроконечном колпаке и длиннополом одеянии, усыпанном звездами? - именно так представляли его себе древние греки. Более просвещенный вспомнит героя книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратуштра» - гордого, сильного проповедника сверхчеловечества.

Между тем современная культура едва ли может обойтись без серьезного знакомства с Заратуштрой и его учением. Как бы ни было человечество разделено социальными, национальными и религиозными барьерами,- если обратиться к древнему учению Заратуштры (Заратустры, или, как называли его в Греции, Зороастра) - выяснится, что нынешние, столь разные жители Евразии имеют не так уж мало общего. Пусть у каждой культуры существует особый путь, но тем важнее выявить то, что эти культуры сближает.

В течение более десяти столетий зороастризм был государственной религией огромной страны - прежде всего в персидской империи…

История зороастризма Зороастр Авеста Основные идеи (догматы) религиии зороастризма Религиозная реформа Мировоззрение. Зороастризм как религия Обрядность Современный Зороастризм (парсизм) Заключение.

История зороастризма

Чтобы понять любую религию, необходимо рассмотреть условия ее возникновения и формирования. Зороастризм интересен тем, что является мало того, что древней религией, но и религией, оказавшей влияние на наиболее распространенные религии мира.

Возникший в Юго-западном Иране и на западном побережье Индии, основанный на поклонении силам природы, зороастризм появился намного раньше, чем он известен по историческим источникам, а потому по древности этой религии можно судить только анализируя его обряды, способы богослужений и т.п. Но именно это и делает его загадочным, оставляет много неразрешенных вопросов в этой религии, и, несмотря на то, что она до сих пор существует, сегодняшний зороастризм отличается от религии…

Зороастр (также известный как Заратуштра) был важной религиозной фигурой в древней Персии (сегодняшний Иран и прилегающие территории). Его учение стало основой религиозного движения зороастризм. Эта религия доминировала в Персии до 7 века н.э, когда ислам завоевал господство в регионе после падения Сасанидской империи, последней доисламской персидской династии.

Зороастр - под таким именем пророк известен на Западе. Это один из вариантов оригинального, найденного в персидских манускриптах имени Заратуштра.

Время жизни Зороастра

Источники, из которых мы можем узнать о времени, в котором жил Зороастр, очень противоречивы. Авеста, священное писание Зороастризма, не содержит отсылок на какие-либо известные исторические события, которые могли бы быть сопоставимы с мировой хронологией. Тем не менее, в Авесте указаны некоторые моменты, которые могли бы иметь временное обозначение, например генеалогическая последовательность, однако их точность…

Заратустра (VIII–VII вв. до н.э.) Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование….

Зороастризм

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывают с зороастризмом, то есть учением великого Зороастра, или Заратустры. Многие исследователи признают Заратустру реально существовавшим деятелем, другие же ставят под сомнение факт его существования.

Специалисты полагают, что зороастризм распространил свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверов, и только постепенно, со временем, приверженцами учения становились приверженцы маздеизма из касты магов, религии более древней, чем зороастризм.

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации, и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии. Генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к абсолютно иной языковой семье и культурной традиции. Как и жители…

Зороастр (Заратустра)

Жизнь Зороастра и его религиозная реформа

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом.

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – Ахурамазда, Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом: всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с…

Заратустра

Во времена Заратустры народы, населявшие Землю, нередко прибегали к силе заклинаний с сопутствующими обрядовыми действами (жертвоприношениями и возлияниями и др.). Они привлекали могучие духовные силы для совершения возмездия врагам через обряды вредоносной магии. По отношению…

Зороастр (Заратушта) — облик, овеянный легендами и тайнами, уходящими в седые времена начала Атлантиды! Сама религия Заратушты описывает древнейшие времена от духовных рас людей до IV Расы, когда на новой «Земле», или новом Континенте зарождалась IV Раса, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Зороастр был не просто пророком Семи «Бессмертных Святых» Амэша-Спэнта, то есть ядра Белого Братства, но был одним из них, а точнее, как мы знаем из писем Е.И.Рерих, воплощением высшего среди них.

«Тот материк, который в Вендидад’е, например, упоминается, как Аирьяна Вэджо, на котором был рожден первоначальный З., называется в Пуранической литературе Швета Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т.д.; в Тайной Доктрине он назван просто «Страною Богов», управляемой их Главами, «Духами этой Планеты»… Под «первоначальным» мы подразумеваем Амешаспенда, называемого З., Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». (Т.Д.II.6.)Заратушра, согласно «Вендидаду» и…

Религиозный сектор современного книжного рынка России отличается исключительным разнообразием. Здесь представлены не только книги, полезные для интеллектуальной и духовной жизни, но и литература, познавательная ценность которой сомнительна. К сожалению, многие современные авторы, пишущие на религиозные темы, очень поверхностно знают предмет своих рассуждений, что зачастую побуждает их обращаться к источникам, компетентность которых никак нельзя признать удовлетворительной. В частности, к написанию данной статьи нас подтолкнула книга, посвященная жизни основателя зороастризма, Заратустры, авторы которой в качестве компетентного источника информации о зороастризме используют утверждения астролога Павла Глобы, что приводит к смешению лжи о зороастризме с научно подтвержденными данными. Наша статья не станет критикой этой книги, мы поговорим о самом зороастризме, однако при этом мы будем опираться не на труды Павла Глобы, а на данные научных источников.

В основе…

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов — дуалистической) религии мира — зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма — Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире три мировых религии вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра, который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери -…

Как Заратустра получил откровение

Заратустра, или более точно Зороастр, — личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его рождения находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., что делает зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама — древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и означает лишь «владелец старых верблюдов».

Известны имена его родителей, трех жен и шестерых детей. Гаты Авесты не упоминают о…

действует через свое воинство – дэвов. Это он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не случайно образ этого бога вошел в средневековые представления европейцев в виде злого колдуна Аримана (имя пришло в Европу из древнегреческих источников). Ортодоксального (соответствующего правилу канону) изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было. Согласно более поздним учениям, они считались бесплотными. Жили, как считали персы, злые силы где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в «бездне», в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на людей также и смерть. Вообще смерть, согласно зороастризму, – это победа злых сил, и чем праведнее был умерший, тем большая победа! Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая отразилась в их погребальном обряде

Дьяволы (цэвы) часто…

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели. Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

Вохуман - Добрая Мысль Аша-Вахишта - Лучшая Праведность Кшатра-Варью - Божественная Власть/Моральное Мужество Спента-Армаити - Божественная Мудрость Хаурват -…

Вознесенный Владыка Заратустра является наивысшим посвященным священного огня на планете и главным специалистом в управлении энергиями фохата. Он руководит жрецами священного огня и священством Мелхиседека.

Все члены Великого Белого Братства служат в Ордене Мелхиседека, также как все служат священному огню, но лишь те, кто достиг определенного уровня посвящений может называться Жрецом Ордена Мелхиседека. Другие члены служат в ордене, но не имеют титула жреца. Заратустра имеет множество учеников, служащих под его началом, и когда лучший из них достигнет определенного уровня, то будет готов занять должность Заратустры, а учитель пойдет дальше в космическом служении.

Зороастризм — это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было…