Статус отправителя в платежном поручении. Статус плательщика в платежном поручении

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

В новом 2017 году, при перечислении страховых взносов, у многих страхователей возник вопрос – какой статус плательщика нужно указывать в поле 101 платежного поручения? До недавнего времени налоговые органы не давали по этому поводу никаких разъяснений, но теперь на вопрос о статусе есть точный ответ, о чем мы и расскажем в нашем материале.

Заполнение поля 101

В 2017 году форма платежного поручения для перечисления денежных средств с расчетного счета осталась прежней (приложение № 3 к Положению ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383П). Продолжают действовать и Правила заполнения платежек, утвержденные приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

В платежном поручении каждое поле для заполнения имеет свой номер. Поле 101 предназначено для указания статуса плательщика. Статус - это специальный код, соответствующий виду платежа и плательщику. Поле 101 нужно заполнять только при перечислении налоговых, страховых и прочих обязательных платежей, а при расчетах с обычными контрагентами это поле остается незаполненным.

До 2017 года, перечисляя страховые взносы во внебюджетные фонды, страхователи ставили в поле 101 код 08, который обозначал плательщика взносов – юрлицо, ИП, частных нотариусов и адвокатов, главу КФХ. Этот и прочие коды статуса были утверждены приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

Статус плательщика с 2017 года

Что касается страховых взносов на «травматизм», перечисляемых в Фонд соцстраха, то здесь следует указывать прежнее значение статуса плательщика – 08, поскольку этот вид взносов остался в ведении ФСС и под контроль налоговиков не перешел.

Платежное поручение на перечисление страховых взносов

Помимо изменившегося статуса плательщика страховых взносов (поле 101) при заполнении платежки нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Перечислять страховые взносы с 01.01.2017 нужно в ФНС, поэтому в поле «Получатель» указываем УФК и соответствующую налоговую инспекцию, являющуюся администратором страхвзносов;
  • Указываем соответствующие ИНН и КПП налоговой инспекции – получателя платежа;
  • КБК с 01.01.2017 г. указываются в зависимости от того, за какой период платятся страховые взносы. КБК для страхвзносов за периоды ранее 01.01.2017 г., отличаются от КБК для взносов за периоды, начиная с 01.01.2017 г. Также введены новые коды для страхователей, перечисляющих пенсионные взносы по доптарифам, теперь КБК для них выбираются в зависимости от наличия результатов спецоценки условий труда.
  • В части взносов на «травматизм» КБК и прочие реквизиты с 2016 года не изменились.

Статус в платежных поручениях в 2018 году при расчетах налогоплательщика с государственными структурами должен указываться с некоторыми особенностями, которые обусловлены предписаниями Минфина России. Рассмотрим их, а также иные актуальные положения законодательства в части заполнения платежек.

Показатель статуса в платежном поручении

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:

  • Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
  • Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
  • ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.

В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:

  • Письма ФНС России, ПФР, ФСС РФ от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, ФНС России от 20.01.2017 № БС-3-11/371@ требуют указания кодов по правилам из приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н:
    • для юрлиц и ИП при оплате за своих работников — код 14;
    • для ИП, платящих за себя, — код 09.
  • Письма ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@, от 10.02.2017 № ЗН-4-1/2451@ поясняют, что, поскольку банки в силу технических проблем не могут принять платежи со статусом 14, действуют коды:
    • 01 — для юрлиц;
    • 09, 10, 11, 12 — для ИП, в т. ч. при оплате за своих работников.

О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале .

Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н со 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:

  • 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
  • 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).

О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:

  1. Физлицо.
  2. Юрлицо.
  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

У юрлиц статус может быть таким:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье .

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Платежки в ФСС: мнение фонда

ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.

О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале .

Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.

Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по .

Итоги

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов в поле 101 проставляется код 08.

Все страховые взносы уплачиваются при помощи такого документа, как платёжное поручение, оформление которого отличается в зависимости от типа страховки и статуса заявителя. В 2019 году такого рода платёж подвергся ряду нововведений, изменившим процесс заполнения самой его формы.

Так, если до конца 2019 года получателями по поручению были частные фонды - ФСС и ПФР, то с начала текущего года практически все платежи отправляются в Федеральный налоговый орган. Также изменилась графа касательно статуса плательщика, что важно учитывать при отправке взноса, иначе средства получателем могут быть не приняты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Новый статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году до конца ещё не определился, поэтому вокруг него развивается множество споров и непонимания. Что именно теперь стоит писать в графе о статусе отправителя средств? Что будет в случае неверно указанного статуса? И о каких изменениях в платёжном документе ещё следует знать?

Новый порядок уплаты страховых взносов

Начиная с января 2019 года, в процесс оформления поручения по отправке страховых взносов были введены некоторые изменения. Так, если до конца прошлого года получателями взносов были ФСС и ПФР, то теперь средства по страхованию отправляются на имя Федеральной Налоговой Службы.

В ФНС направляются все виды взносов, за исключением страхования травматизма на рабочем месте. Этот вид страховки по-прежнему направляется в частные фонды, с которыми сотрудничает та или иная организация либо ИП.

К таким взносам относятся:

  • обязательно пенсионное страхование ИП и физических лиц;
  • ОМС физ. лиц и ИП;
  • взносы на страхование временной нетрудоспособности.

Изменения в графе получателя не являются единственными нововведениями, которые ввели в текущем году. Обновлению подверглись коды КБК, а также поменялись юридические адреса некоторых банковских учреждений, что необходимо учитывать при заполнении документа.

Кроме того, в платёжном поручении изменились реквизиты самого отправителя денежного взноса, так что при заполнении бланка на отправку страхового средств, необходимо быть особенно внимательным.

Оформлять платёжное поручение по новым правилам необходимо лишь в том случае, если взнос производится за период, начиная с января 2019 года. Если же деньги перечисляются за предыдущий неоплаченный период, к примеру, при наличии задолженности за прошлый год, то заполнять документацию необходимо по-старому.

Однако при отправке средств, которые следовало внести ещё до декабря 2019 года, нужно быть внимательными при заполнении графы об адресе кредитного учреждения и его наименовании. Дело в том, что некоторые банковские организации изменили свои реквизиты и в независимости от того, за какой период осуществляется перевод взноса, адрес необходимо указывать новый.

Форма документа

Оплата страховых взносов осуществляется путём заполнения специального бланка-поручения. Данный вид документа имеет установленную законодательством форму, поэтому совершать все налоговые и страховые платежи необходимо только при его помощи.

Платёжное поручение заполняется следующими лицами:

Документ для совершения такого рода оплат состоит из нескольких бланков, которые имеют более пятидесяти пунктов, поэтому при его заполнении плательщики допускают немало ошибок, что чаще всего проявляется путаницей в графах касательно реквизитов самого получателя и отправителя.

Заполняется форма в соответствии с кодировкой платёжных отчислений, установленной налоговым органом. Важно помнить, что все КБК, которые были действительными до 2019 года, устарели и больше не применяются. Исключением является отправка взноса за предыдущий неоплаченный период (до декабря 2019 г.).

В текущем году в бланки были внесены изменения касательно получателя, отправителя, налоговых кодировок и реквизитов кредитных учреждений. Остальные графы остались прежними, поэтому заполняются по старинке.

Что касательно статуса плательщика, то данные реквизиты вносятся в поле 101. Для определения отправителя взноса есть несколько видов кодировок, состоящих из двух цифр, при помощи которых ИФНС устанавливает, кто именно прислал средства и к какому типу платежа относится денежным перевод.

Необходимость в определении статуса отправителя возникает только тогда, когда проворачивается перевод налогового сбора, страхового взноса и прочих обязательных платежей, установленных законодательством РФ. При денежном переводе, производимого в пользу контрагента, в заполнении 101 графы нет необходимости.

Как заполнять

Основные правила оформления платёжного страхового и налогового поручения установлены и утверждены Приказом Минфина России от 2013 года. Несмотря на то, что за долгий период в сам документ было внесено немало изменений, процесс заполнения всё же остался прежним.

Единственное на что стоит обратить внимание при составлении документа - начиная текущего года, оплачивать обязательные виды взносов вместо физ. лиц могут теперь посредники, к которым относятся:

  • организации и предприятия;
  • другие физические лица.

В независимости от того, кем будет заполнен платёжный документ, правила оформления бланка остаются такими же.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году

Начиная с 2013 года и по конец 2019, был составлен и согласовано единый перечень кодов платежей, которые определяют, кем именно является отправитель:

Исходя из выше предоставленного списка видно, что теперь все страховые платежи в документе помечаются нумерацией 08.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году попал под кардинальные изменения. Теперь кодировок для оплаты обязательных страховок значительно больше. С одной стороны это помогает ИФНС определить точный статус отправителя, а с другой - провоцирует путаницу при заполнении формы, особенно если плательщик мало осведомлён в данном вопросе.

Чаще всего недопонимания возникают при заполнении бланка на оплату перевода по обязательному пенсионному и мед. страхованию. Дело в том, что данный тип платежей, начиная с текущего года, оформляется так же как и переводы по налогам. Соответственно совпадают кодировки платежей - «01» как для ОМС, ОПС, так и налогового сбора. Отличием является только номер КБК и назначение самого взноса.

Кроме того, в текущем году появились такие дополнительные статусы отправителей средств, как переводы страховых оплат за других людей, то есть деньги отправляются третьими сторонами. Так, к примеру, если бланк оформляет бухгалтерия организации, то необходимо в соответствующую графу вносит код «29», а для простых физ. лиц - «30».

Для ИП

В соответствии с произошедшими изменениями все Индивидуальные предприниматели после нововведений, произошедших в начале года, для уплаты обязательных страховых переводов должны указывать статус отправителя кодировкой:

В случае если ИП выступает как налоговый агент и производит уплату НДФЛ за своих сотрудников, то в платёжном поручении необходимо указывать в статусе код «02». Он применялся до нововведений и не устарел по сей день.

Поле 101

Информация в поле 101 заполняется в соответствии со статусом отправителя средств, который определяется исходя из специальных нумераций.

Подробный перечень кодов, необходимых при заполнении платёжного поручения в 2019 году:

Код Расшифровка
01 Юридическое лицо, являющееся плательщиком ОН
02 Налоговый агент
06 Юр. лицо, работа которого связанная с внешней экономикой
08 ИП либо организация, перечисляющие ОП в бюджет РФ
10 Налогоплательщик, занимающийся частной практикой (нотариус)
11 Адвокат, открывший собственный адвокатский кабинет
12 Глава фермерского хозяйства
13 Иное физ. лицо, имеющее счёт в банке
14 Плательщик, осуществляющий выплаты заработных плат физ. лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности, являющийся физическим лицом
17 ИП - участник внешнеэконом. деятельности
18 Лицо, производящее таможенный платёж, но не являющееся декларантом
19 Предприятия и организации, удерживающие средства из заработной платы сотрудников для погашения задолженностей по страхованию
21 Глава консолидированной группы налогоплательщиков
22 Простой участник консолидированной группы плательщиков налогового сбора
24 Физ. лицо, перечисляющее иные обязательные взносы
26 Учредители задолжавшего лица либо люди, имеющие права его имущества, оформившие распоряжение о переводе средств для погашения скопившегося долга
27 Банковские организации и их филиалы, ответственные за составление бланка на перевод денег
28 Уполномоченный либо законный представитель налогоплательщика
29 Прочие организации
30 Прочие физические лица

Новые КБК

Если с кодировками статуса плательщика всё боле менее понятно, то в изменённых номерах КБК часто возникает путаница. Важно помнить, что для всех платежей, производящихся за период 2019 года, были установлены новые КБК, поэтому применение старых попросту недопустимо. Если же взносы платятся за долги прошлого года, то следует использовать старые налоговые коды.

Примеры основных КБК при оплате страхового взноса за прошлый период и текущий:

Как видно из приведённой таблицы, КБК до изменений указывались цифрами 392, после нововведений же нумерация изменилась - 182. Исключением является перевод страховых взносов по профзаболеваниям и несчастных случаев на производстве. Данный вид платежей перечисляется в частные фонды, поэтому КБК для них не изменилась.

Если есть ошибки

После изменений, коснувшихся статуса плательщика, стали учащаться случаи с указанием неправильной кодировки в платёжном поручении. Чем чревато допущение такой ошибки? Во-первых, следует сразу уточнить, что вне зависимости от правильности указанных данных в графе 101, налоговая инспекция всё равно принимает платёж, но вот куда именно будут распределены средства — остаётся под вопросом.

Так, к примеру, если один бухгалтер при составлении поручения будет указывать код 08, а другой 01, то большая вероятность того, что налоговиками это будет расценено, как ошибка. В этом случае по страховым взносам может возникнуть задолженность, так как по платежам, в которых указаны разные статусы, ФНС проводит распределение средств по отдельным лицевым счетам.

Статус плательщика по коду 08 может быть принят как не страховые взносы, а другие обязательные платежи. Из-за этого по последним из них будет наблюдаться переплата, а по первым начнёт скапливаться задолженность.

Чтобы не допустить путаницы и избежать долгов по страховым взносам, после оформления платёжного документа следует написать и отправить в налоговую службу заявление, которое уточняет назначение платежа, приложив к нему копию готового распоряжения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

Новшеством в исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ является возможность ее реализации другим лицом (вместо налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) (п. 1, 8, 9 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Выясним, каким образом в этом случае должно быть заполнено платежное поручение, дабы не возникло сомнений, кто и за кого произвел уплату налога (иного платежа).

Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ утверждены Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. С учетом изменений, внесенных в ст. 45 НК РФ, согласно которым налогоплательщикам разрешена уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ через иных лиц, указанный документ скорректирован Приказом Минфина РФ от 05.04.2017 № 58н, действующим с 25.04.2017. О том, какие конкретно изменения готовятся, ФНС упредила в Письме от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@.

Обратите внимание: Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по возможности уплаты налогов за налогоплательщиков как физическими, так и юридическими лицами (письма Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918, от 03.04.2017 № 03-02-07/2/6675).

При составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату чужих налогов следует обратить внимание на порядок заполнения следующих полей:

  • «ИНН» плательщика;
  • «КПП» плательщика;
  • «Плательщик»;
  • «Назначение платежа»;
  • «101» - «Статус плательщика».
Остановимся более подробно на заполнении каждого из перечисленных полей в платежном поручении (форма этого документа приведена в приложении 2 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П).

ИНН и КПП плательщика

Начнем с «ИНН» плательщика (в платежном поручении номер данного реквизита - 60). Здесь согласно п. 4 Правил 1 фиксируется ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется. В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН в реквизите «ИНН» плательщика указывается ноль («0»).

Понятно, что в следующем реквизите («КПП» плательщика, номер 102) отражается значение КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется. При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывается ноль («0»).

Плательщик

А вот в реквизите «Плательщик» (номер 8) уже отражается информация о плательщике, непосредственно осуществляющем платеж (то есть ином лице). И это вполне логично, потому что в качестве плательщика выступает клиент банка (владелец счета), составивший распоряжение о переводе денежных средств. Порядок заполнения указанного поля зависит от того, кто конкретно выступает в роли плательщика:
  • юридическое лицо в реквизите под номером 8 отражает свое полное или сокращенное наименование;
  • ИП - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «ИП»;
  • нотариус, занимающийся частной практикой, - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «нотариус»;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «адвокат»;
  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «КФХ»;
  • физическое лицо - фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ.

Назначение платежа

В реквизите «Назначение платежа» (номер 24) отражается дополнительно (пп. 5 п. 13 Правил 1):
  • ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (только ИНН для ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ, физических лиц). Данная информация отражается первой в комментируемом поле. При этом для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//». Такой же знак используется для отделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в реквизите под номером 24;
  • наименование налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных платежей, чья обязанность исполняется. Заполняется в таком же порядке, как и поле «Плательщик» (номер 8). Единственное, если налогоплательщиком является физическое лицо, помимо фамилии, имени, отчества (при его наличии), нужно также указать его адрес регистрации по месту жительства или пребывания (при отсутствии места жительства). Для выделения данной информации от иной информации, указываемой в реквизите «Назначение платежа», используется знак «//».

Статус плательщика

В реквизите «101» платежного документа на перевод денежных средств в бюджет иным лицом необходимо отразить показатель статуса плательщика, чья обязанность исполняется. При этом вопрос о том, каким же должен быть статус плательщика страховых взносов, благодаря Приказу Минфина РФ № 58н, решен окончательно. Приведем те показатели поля 101, которые могут пригодиться предприятиям (ИП), работающим в сфере общественного питания (Правила 5).

Значение показателя поля «101»

Статус плательщика

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо

Налоговый агент

Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо

Плательщик - юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель

Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

Организации и их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

Примеры заполнения платежных поручений

Чтобы закрепить изложенное, приведем примеры заполнения платежного поручения на уплату чужих налогов (страховых взносов).

Пример 1. ООО «Кафе «Пуговка» (ИНН 5253855520, КПП 525301001) и ИП Березкин Сергей Михайлович (ИНН 525685875257) договорились, что предприниматель в апреле 2017 года в счет погашения задолженности перед обществом перечислит за него в бюджет авансовый платеж за I квартал 2017 года по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ­УСНО (объект налогообложения «доходы»), в размере 85 000 руб. У предпринимателя открыт расчетный счет № 40702810861080000956 в Волго-Вятском банке ПАО Сбербанк (ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Общество и предприниматель договорились, что первое перечислит в мае 2017 года за ИП в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по работникам за апрель 2017 года в размере 27 600 руб. У общества открыт расчетный счет № 40702810751080000372 в том же банке, что и у ИП.

Если организация хочет уплатить чужие налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи в бюджетную систему РФ, именно она выступает в роли плательщика, поэтому в платежном поручении в поле «Плательщик» (номер 8) указывается ее полное или сокращенное наименование. Если в качестве плательщика выступает индивидуальный предприниматель, в названном поле отражаются его фамилия, имя, отчество (при наличии), а в скобках «ИП». При этом в реквизитах «ИНН», «КПП» плательщика и «Статус плательщика» (номера 60, 102 и 101 соответственно) фиксируются данные лица, чья обязанность исполняется. Особое внимание следует уделить порядку заполнения поля «Назначение платежа». Здесь в первую очередь отражаются ИНН и КПП иного лица (того, кто исполняет чужую обязанность), затем - наименование плательщика, чья обязанность исполняется.