Нравственные уроки булгакова принципы. Нравственные уроки романа: мои открытия

Своей повестью М.А. Булгаков хотел показать свое отношение к событиям, происходящим в начале 20-х годов в России. Он размышлял на тему революции и о том, каким будет новое общество. Именно для этого он придумал научный эксперимент якобы проведенный неким профессором Преображенским.

Профессор возомнил себя Богом, так как решил, что может создавать людей. Он пересадил бездомной собаке гипофиз человека. Человек для данного эксперимента был выбран неудачно, так как гипофиз пьяницы и дебошира не принес бы ничего хорошего. В итоге профессор создал человека по имени Полиграф Шариков, у которого было самое ужасное сердце. Он перенял на себя все привычки и манеры того самого алкоголика. Он высмеивал интеллигенцию и успешных людей.

Булгаков хотел донести до читателя мысль о том, что если страной будут править подобные Шариковы, то страна обречена. Преображенский понял, что можно создать любого человека, даже ученого, но какой в этом смысл? Бог сам решает, где и когда должен родиться гениальный человек. Профессор пожалел о своем эксперименте. Он говорит, что для того чтобы быть настоящим человеком надо не просто выглядеть как человек, а иметь определенные морально-нравственные ценности.

М.А. Булгаков показал, что человек не может породниться с Господом. В мире не должны нарушаться законы природы. Человек должен думать о воспитании, культуре и образовании. Только образованные и интеллигентные люди приведут государство к процветанию.

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

>Сочинения по произведению Собачье сердце

Нравственные уроки повести

Сюжет повести «Собачье сердце» основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть «настоящими» и затрагивать происходящие события. М. А. Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести «Собачье сердце» сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие. С одной стороны, это интеллигенция в лице профессора Преображенского , которого доктор Борменталь , без преувеличения называет светилом современной медицины. А с другой стороны – это «новое общество» в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова , которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента. Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора. Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку. Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться. Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что «разруха не в клозетах, а в головах» и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует «разруха». По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье. А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.

Разделы: Литература

  1. Рассмотреть особенности постановки нравственных проблем и пути их решения в романе. Доказать современность поставленных Булгаковым проблем в области морали и нравственности.
  2. Развить навыки анализа произведения, умения сопоставлять, выделять главное, делать выводы, обобщать, давать характеристики героям.
  3. Воспитание нравственных качеств учащихся, желания жить по чести и совести.

Оборудование.

Портреты Булгакова, выставка литературы о романе “Мастер и Маргарита”, диск с фильмом по роману.

Эпиграфы:

Каждому будет дано по его вере

Нет Бога – все дозволено.

Ф.Достоевский.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя

Сегодня мы начинаем изучение одного из интереснейших произведений XX века – романа “Мастер и Маргарита”. Запишите тему урока: “Уроки нравственности в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” и эпиграфы, к которым мы будем обращаться в течение урока. Сегодня мы рассмотрим нравственные проблемы, которые ставит и решает автор, проблемы столь же давние, как и история человечества.

Роман занимает особое место в русской литературе. Ничего похожего по проблематике, композиции, системе образов, стилю еще не создавалось. До сих пор роман вызывает острую полемику. Так, его категорически не принимает церковь. До сих пор появляются различные гипотезы и трактовки. Роман во многом не разгадан и сегодня. И у каждого читателя – свое восприятие романа. Обратите внимание на эту выставку – о Булгакове и его романе пишут протоиерей Русской православной церкви за рубежом и современник писателя, ученый-физик и читатель-студент, известный критик и коллега по творчеству. И у каждого – свой Булгаков, свой Мастер, своя Маргарита…

С выставкой вас познакомит ваша одноклассница Алена.

Видите, сколько людей столько и мнений. Вы тоже прочли роман впервые, и у вас тоже сложилось какое– то мнение о нем, возникли мысли, вопросы. Обратимся к вашему домашнему заданию – сочинению-миниатюре “Мои мысли о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Выступления учащихся (3-4 выступления)

Да, сложно понять роман с первого чтения. Попытаемся раскрыть некоторые его тайны. Итак, в путь, читатель!

II. Анализ романа

В романе дано изображение двух миров – современного Булгакову– Москвы 30х годов и мира библейских времен, который удивительным образом раскрывает проблемы современности, в том числе и нашей. Поэтому этот роман можно назвать романом – предчувствием, романом– предвидением, это роман о своем времени и времени вообще.

а) Литературная Москва.

Булгакову, как писателю, было важно прежде всего показать, используя острые сатирические приемы, Москву литературную. Ведь он был писателем, и то, что происходило в 20-30 годы по отношению к искусству, было для писателя абсолютно неприемлемым. Итак, прогуляемся по ресторану “Дом Грибоедова”.

– Можно ли увидеть здесь знакомые лица?

– Докажите, что так называемые писатели далеки от настоящей литературы.

Вот таков он, писательский мир: сплетни, пустые разговоры, грызня за дачи и квартиры и ни слова – о литературе.

– Почему Мастер в ответ на вопрос “Вы – писатель?” сурово ответил: “Я – Мастер”? (звание писателя в 30-е годы потеряло свою значимость, дискредитировано).

Возглавляет литературную организацию “Массолит” Берлиоз. Дайте характеристику этого деятеля с двух позиций: 1 вариант– с точки зрения членов Массолита, Ивана Бездомного, 2 вариант– с вашей позиции, ведь вы хорошо изучили литературные процессы той поры, знаете жизнь Булгакова, Зощенко, Ахматовой, которых такие Берлиозы обрекали на моральную смерть, забвение.

Выступления учащихся

Неоднократно Булгаков повторяет библейскую фразу: “Каждому будет дано по его вере”. Только в понимании Булгакова вера– это смысл жизни, и на ее основе проявляется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег – кредо буфетчика, вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера в доброту – определяющее качество Иешуа.

– А за какую веру так жестоко наказан Берлиоз?

Его правда – это официально утвержденные истины. Но вся беда в том, что он не только сам верит в коммунистические догмы, но и требует этого от своих подчиненных. Под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая при этом высокие нравственные идеалы литературы XIX века. Поэтому для Берлиоза немыслимо существование таких писателей, как Булгаков, Пастернак, Платонов. Такие Берлиозы писали доносы, и именно из-за них Мастера оказывались в лагерях Гулага, в последующие десятилетия – в психиатрических больницах, позже их ждала насильственная депортация из страны и всегда– моральное унижение, лишение возможности говорить с читателем.. Поэтому так жестоко наказан Берлиоз.

б) Московское общество

“Горожане сильно изменились внешне, как и сам город, впрочем”. Изменились ли эти горожане внутренне?

Посмотрим отрывок из фильма, посвященный выступлению Воланда в Варьете.

– Совпадают ли ваши впечатления о романе с режиссерским пониманием произведения?

– За что наказаны горожане? Найдите строки, точно раскрывающие пороки московского общества.

“Ну что же… они-люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было…

Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи или из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…”

– Москва– это еще и Степа Лиходеев, Босой и др. За что наказаны они? Что дано им по их вере?

Выступления учащихся.

Вывод: это общество основано на материальных, классовых, политических интересах. А как же нравственные ценности? Потерян самый главный стержень -совесть. Совесть, по мнению Булгакова, внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков, потому что “ все прогрессы бесчеловечны, если рушится сам человек”.

в) История о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

– Почему из современной Булгакову действительности автор переносится на века назад? (решаются нравственные вопросы в любое время; проблема совести вечна).

Автор берет библейскую историю о возведении Иисуса Христа на Голгофу. Но Иешуа не Бог, а нищий бродяга– философ, несущий идеал добра, сострадания и отваги. И библейскую историю Булгаков использует для раскрытия вечных проблем нравственности.

– Какие нравственные проблемы решаются в главах, посвященных Понтию Пилату и Иешуа?

Что такое добро и зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственность человека за его деяния. Человек и его вера. Человек и власть.

– Понтий Пилат убежден в невиновности Иешуа. Почему же все-таки подписал приказ о его смерти?

Вывод: слова Иешуа о верховной власти испугали Пилата. Из-за боязни доноса, страха погубить карьеру Пилат идет против голоса человечности и совести. Потом он пытается эту совесть приглушить: отдает приказ об убийстве Иуды, о прекращении мучений Иешуа. Но: не может быть морального выкупа за трусость. “Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков”, – слышит во сне Пилат слова Иешуа. Что отвечает ему Пилат? “Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок”.

– Как был наказан Пилат? В чем сила этого наказания?

История, далекая от наших времен. Но так ли она далека?

(Проблема выбора вечна)

Два мира, но объединяет их одно – наличие людей, потерявших внутренний стержень – совесть. И человечество давно бы уже исчезло, если бы не было таких людей, как Иешуа.

(Свои мнения высказывают учащиеся)

Почему Иешуа не спас себя, ведь достаточно было отказаться от своих слов?

Вывод: всегда трудно – оставаться самим собой. Но в этом – высшая ценность человека.

Заключение.

Обратите внимание на эпиграф: “Нет Бога – все дозволено”. Для Булгакова Бог – это прежде всего носитель морали и нравственных качеств, из – за отсутствия которых ушел в небытие Иешуа, испорчено новое общество новой страны, а современная жизнь рождает все больше Пилатов. Но роман не оставляет ощущения безнадежности – ведь каждому воздастся по его вере.

От каждого из нас зависит, кто мы в душе – Понтии Пилаты или Иешуа и есть ли в нас тот внутренний стержень, что называется совесть.

Д/задание: образы Мастера и Маргариты.

Индивидуальные задания: “Смысл названия произведения”, “Бал у Сатаны”, “В чем смысл появления Воланда и его свиты?”.

Технологии: создание презентации в Microsoft Power Point , использование программы Gimp .

Цели урока:

2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программа GIMP .

План урока

Учитель : Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11 «А» класс средней школы №20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданномуМ.Булгаковым. Цели нашего урока следующие:

1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Обратить внимание насимволику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

Ершалаимский мир;

Московская действительность;

Фантастический мир.

Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)


Групповая работа.

Древний Ершалаимский мир

Вопросы:

Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

Каково главное убеждение Иешуа?

Ответы учащихся.

Учитель : Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.


Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Кто является олицетворением власти?

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ученики : Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.


Учитель : Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)

Учитель : Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

Ученики : «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.

Современныймосковский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Ученики : Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

Учитель : За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство»Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Варенуха (гл.10,14)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Буфетчик (гл.18)

Аннушка (гл.24,27)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях.

Учитель : Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая силавступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Ученики : Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Учитель : Маргарита – земная, грешнаяженщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.



Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Ученики : Взаимоотношение творца-художника и общества.

Учитель : Чем Мастер похож на Иешуа?

Ученики : Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.

Потусторонний мир

Учитель : С кем пришел Воланд на землю?

Ученики : Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.

Учитель : С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Ученики : Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.


Учитель : Кто составлял свиту Воланда?

Ученики : Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Учитель : Какую проблему поднимает авторв потустороннем мире?

Ученики : Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

Учитель : Какая действительность в Москве?

Ученики : Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы,корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Учитель : Чем схожи Ершалаим и Москва?

Ученики : Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

Индивидуальная работа:

Составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);


Рисование символических образов на компьютере (программа GIMP );

Презентация ученическихработ.

Проверка выполнения заданий.

Итоги урока, выводы.

Все планы книги объединены проблемой добра и зла;

Темы: поиска истины, тема творчества;

Все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

И сатирический роман

И комическая эпопея

И утопия с элементами фантастики

И историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словахзвучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Домашнее задание: составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.

Татьяна Светопольская , учитель русского языка и литературы гимназии №6 города Новочебоксарска Чувашской Республики

Иллюстрация: http://nnm.ru/blogs/horror1017/bulgakov_mihail_afanasevich_2/