Дети с зпр конституционального происхождения. Что такое ЗПР? К неблагоприятным условиям развития относятся

В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских (1969) положен этиологический принцип, позволяющий различать 4-ре варианта такого развития:

1. ЗПР конституционального происхождения;

2. ЗПР соматогенного происхождения;

3. ЗПР психогенного происхождения;

4.ЗПР церебрально-органического происхождения.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

1.ЗПР конституционального происхождения

(ГАРМОНИЧЕСКИЙ, ПСИХИЧЕСКИЙ и ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ).

Для данного вида ЗПР характерен инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребёнка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.

Эта «гармоничность» психического облика иногда нарушается в школьном и взрослом возрасте, т.к. незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.

Однако такая «инфантильная» конституция может быть сформирована и в результате негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни. Если в момент внутриутробного развития - то это генетический инфантилизм. (Лебединская К.С.).

Таким образом, в данном случае присутствует преимущественно врождённо- конституциональная этиология данного типа инфантилизма.

По данных Г.П.Бертынь (1970), гармонический инфантилизм часто встречается у близнецов, что может указывать на патогенетическую роль гипотрофических явлений, связанных с многоплодием.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип аномалий развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врождёнными и приобретёнными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца, заболеваниями пищеварительной системы (В.В.Ковалёв, 1979).

Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление лёгких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с ЗПР соматогенного происхождения.


Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться на развитии ЦНС, задерживает её созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что естественно, создаёт условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обуславливаются и созданием для больного или физически ослабленного ребёнка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

3. ЗПР психогенного происхождения

Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующие правильному формированию личности ребёнка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).

Социальный генез этой аномалии развития не исключает её патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идёт о патологическом (аномальном) развитии личности. НО! Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. + (Педагогически запущенных детей, имеется ввиду «чистая педагогическая запущенность», при которой отставание обусловлено только причинами социального характера к категории ЗПР отечественные психологи не относят. Хотя признаётся, что длительные дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести ребёнка к снижению потенциальных возможностей психического развития).

(Надо сказать, что такие случаи фиксируются очень редко, так же как и ЗПР соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла ЗПР этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности ЦНС с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания).

ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлениями гопоопёки - условиями безнадзорности, при которых у ребёнка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребёнку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется больше времени, чтобы выполнить какие-либо учебные задания. Познавательная и учебная деятельность страдают ВТОРИЧНО вследствие снижения общего тонуса организма. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребёнку и другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят и к задержке развития познавательной деятельности.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других типов ЗПР; нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и необходимости (в большинстве случаев) специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности Н.С. - РЕЗИДУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (оставшийся, сохранившийся).

За рубежом патогенез этой формы задержки связывается с «минимальным повреждением мозга» (1947), или с «минимальной мозговой дисфункцией» (1962) - ММД. → Эти термины подчёркивают НЕВЫРАЖЕННОСТЬ, ОПРЕДЕЛЁННУЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус фактору, недоношенность, асфиксия, травмы в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико - дистрофирующие заболевания и травмы НС в первые годы жизни. - Причины в определённой мере сходны с причинами олигофрении.

ОБЩИМИ для данной формы ЗПР и ОЛИГОФРЕНИЕЙ - является наличие так называемой ЛЁГКОЙ ДИСФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ЛДМ). ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС (РЕТАРДАЦИЯ) НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА.

Близкие по значению термины: «минимальные повреждения мозга», «лёгкая детская энцефалопатия», «гиперкинетический хронический мозговой синдром».

Под ЛДМ - понимается синдром, отражающий наличие лёгких нарушений развития, возникающих в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пёстрой клинической картиной. Данный термин был принят в 1962 г. для обозначения минимальных (дисфункциональных) нарушений головного мозга в детском возрасте.

ОСОБЕННОСТЬ ЗПР - является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с у/о. Психическое развитие отличается НЕРАВНОМЕРНОСТЬЮ нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление м.б. более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

У детей при ОГРАНИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ ЦНС значительно чаще наблюдается многомерная картина церебральной недостаточности, связанная с незрелостью, несформированностью и поэтому большей уязвимостью различных систем, в том числе сосудистой и ликуворной.

Характер динамических нарушений у них более грубее и чаще, чем у детей с ЗПР других подгрупп. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдается первичная дефицитарность ряда высших корковых функций.

Признаки замедления темпа созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии и касаются почти всех сфер, в значительной части случаев вплоть до соматической. Так, по данным И.Ф.Марковой (1993), обследовавшей 1000 учеников младших классов специальной школы для детей с ЗПР, замедление темпа физического развития наблюдалось у 32 % детей, задержка в становлении локомоторных функций - у 69 % детей, длительная задержка формирования навыков опрятности (энурез) - в 36 % наблюдений.

В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия усложнённых вариантов предметных изображений, а также букв. В пробах на праксис часто наблюдались персеверации при переключении с одного действия на другое. При исследовании пространственного праксиса часто отмечалась плохая ориентировка в «правом» и «левом», зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. При исследовании речевых процессов нередко обнаруживались расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развёрнутой фразы, малая речевая активность.

Специальные исследования ЛДМ показали, что

ФАКТОРАМИ РИСКА ЯВЛЯЮТСЯ:

Поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;

Патологическое течение предыдущих беременностей;

Хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;

Такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы и т.д.)

Наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;

Низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 кг.) масса ребёнка при родах;

Патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

РАЗЛИЧИЕ ОТ У/О:

1. Массивность поражения;

2. Время поражения. - ЗПР значительно чаще связана с более поздними,

экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период,

когда дифференциация основных мозговых систем уже в

значительной мере продвинута и нет опасности их грубого

недоразвития. Тем не менее, некоторые исследователи предполагают

и возможность генетической этиологии.

3. Запаздывание в формировании функций качественно иное, чем при

олигофрении. В случаях с ЗПР - можно наблюдать наличие

временного регресса приобретённых навыков и их последующую

нестойкость.

4. В отличие от олигофрении, у детей с ЗПР отсутствует инертность

психических процессов. Они способны не только принимать и

использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной

деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут

выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к

норме уровне.

5. Преобладание более поздних сроков поражения обуславливает наряду

с явлениями НЕЗРЕЛОСТИ почти постоянное НАЛИЧИЕ

ПОВРЕЖДЕНИЯ Н.С. → Поэтому в отличие от олигофрении, которая

часто встречается в виде неосложнённых форм, в структуре ЗПР

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА - почти всегда имеется

набор энцефалопатических расстройств (цереброастенических,

неврозоподобных, психопатоподобных), свидетельствующих о

повреждении Н.С..

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР - как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности

Данные нейропсихологических исследований позволили выявить определённую ИЕРАРХИЮ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у детей с ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА. Так, в более лёгких случаях в её основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с ИСТОЩАЕМОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

При большей же тяжести органического поражения мозга к более грубым нейродинамическим расстройствам, выражающимся в инертности психических процессов, присоединяется ПЕРВИЧНАЯ ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОРКОВО-ПОДКОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики. + При этом отмечается определённая ПАРЦИАЛЬНОСТЬ, МОЗАИЧНОСТЬ ИХ НАРУШЕНИЙ. (Поэтому одни из этих детей испытывают трудности преимущественно в овладении чтением, другие - письмом, третьи - счётом и т.д.). ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ в свою очередь приводит к недоразвитию наиболее сложных психических новообразований, включая ПРОИЗВОЛЬНУЮ РЕГУЛЯЦИЮ. Таким образом, иерархия нарушений психических функций при ЗПР церебрально–органического генеза обратна той, которая имеется при олигофрении, где первично страдает интеллект, а не его предпосылки.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций. Дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Присутствует высокая внушаемость и невосприятие критики в свой адрес. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определённые монотонность и своеобразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить II ОСНОВНЫХ ВИДА ОРГАНИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА :

1) НЕУСТОЙЧИВЫЙ - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной внушаемости, бедность воображения.

2) ТОРМОЗИМЫЙ - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, которые могут быть отражением врождённой или приобретённой функциональной недостаточности вегетативной Н.С. по типу невропатии. При этом могут наблюдаться нарушение сна, аппетита, диспептические явления, сосудистая лабильность. У детей с органическим инфантилизмом данного вида астенические и неврозоподобные особенности сопровождаются ощущением физической слабости, робостью, неумением постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной зависимостью от близких.

2. НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Обусловлены недостаточностью развития процессов памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также дефицитарностью отдельных корковых функций. Присутствует неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в пространственных понятиях «право – лево», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.

В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ГЕНЕЗА можно условно разделить

на II ОСНОВНЫХ ВАРИАНТА:

1. органический инфантилизм

Различные его виды представляют собой более лёгкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой незрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами. Нарушения корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

2. ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности - при данном варианте ЗПР доминируют симптомы повреждённости: выраженные церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы.

По сути своей эта форма нередко выражает состояние, пограничное с у/о (разумеется и здесь возможна вариабельность состояния по степени его тяжести).

Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжёлые нейродинамические расстройства, дефицитарность корковых функций, в том числе и локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования. Этот вариант ЗПР представляет собой более сложную и тяжёлую форму данной аномалии развития.

ВЫВОД : Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

P.S. Следует также отметить, что внутри каждой из перечисленных групп детей с ЗПР имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР Л.И.ПЕРЕСЛЕНИ и Е.М.МАСТЮКОВОЙ

II ТИППА ЗПР:

1) Тип ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ (НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ) ЗАДЕРЖКА - не связана с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо специальных терапевтических мероприятий. Данный вид ЗПР обусловлен замедленным темпом созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС.

Доброкачественная (неспецифическая) задержка развития проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психомоторных функций, которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или) психопатологическими симптомами.

Этот вид ЗПР лёгко поддаётся коррекции путём ранней стимуляции психомоторного развития.

Она может проявляться как в виде общего, тотального отставания в развитии, так и в виде частичных (парциальных) задержек в становлении тех или иных нервно-психических функций, особенно часто это относится к отставанию в развитии речи.

Доброкачественная неспецифическая задержка может быть семейным признаком, она часто наблюдается у соматически ослабленных и недоношенных детей. Она также может иметь место при недостаточности раннего педагогического воздействия.

2) Тип СПЕЦИФИЧЕСКАЯ (или ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ) ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ - связана с повреждением мозговых структур и функций.

Специфическая, или церебрально-органическая задержка развития связана с изменениями структурной или функциональной деятельности мозга. Её причиной могут быть нарушения внутриутробного развития мозга, гипоксия плода и асфиксия новорожденного, внутриутробные и постнатальные инфекционные и токсические воздействия, травмы, нарушения обмена веществ и другие факторы.

Наряду с тяжёлыми заболеваниями Н.С., обуславливающими задёржку в развитии, у большинства детей отмечаются нерезко выраженные неврологические нарушения, которые выявляются лишь при специальном неврологическом обследовании. Это так называемые признаки ММД, которые обычно имеют место у детей с церебрально-органической ЗПР.

У многих детей с этой формой ЗПР уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность - гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление такого ребёнка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Многие из них также отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством.

Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

С практической точки зрения, дифференциация специфической и неспецифической задержки развития, т.е. по существу, патологической и непатологической задержки, чрезвычайно важна в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения, обучения и социальной адаптации.

Отставание в становлении тех или иных психомоторных функций СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ .

Так, в период НОВОРОЖДЕННОСТИ - у такого ребёнка длительное время не формируется чёткий условный рефлекс на время. Такой малыш не просыпается, когда он голодный или мокрый, и не засыпает, когда сытый и сухой; все безусловные рефлексы у него ослаблены и вызываются после длительного латентного периода. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главных сенсорных реакций этого возраста - зрительная фиксация или слуховое сосредоточение. Вместе с тем, в отличие от детей с поражением ЦНС, у него не проявляются признаки дизэмбриогенеза пороки развития, в том числе и выраженные в минимальной степени. У него нет также нарушений крика, сосания, ассимитрии мышечного тонуса.

В возрасте 1-3 МЕСЯЦЕВ у таких детей может проявляться некоторое отставание темпа возрастного развития, отсутствие или слабо выраженная тенденция к удлинению периода активного бодрствования, улыбка при общении со взрослым отсутствует или проявляется непостоянно; зрительное и слуховое сосредоточения кратковременны, гуление отсутствует или наблюдаются лишь отдельные редкие звуки. Прогресс в его развитии начинает отчётливо намечаться к 3 месяцам жизни. К этому возрасту он начинает улыбаться и прослеживать за движущимся предметом. Однако все эти функции могут проявляться непостоянно и отличаются быстрой истощаемостью.

На всех последующих этапах развития доброкачественная задержка развития проявляется в том, что ребёнок в своём развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. Однако ЗПР может проявляться на каждом возрастном этапе впервые. Например, ребёнок 6 месяцев с этой формой задержки развития не даёт дифференцированной реакции на знакомых и незнакомых, у него также может быть задержано развитие лепета, а ребёнок в 9 месяцев может проявлять недостаточную активность в общении со взрослыми, он не подражает жестам, у него слабо развит игровой контакт, лепет отсутствует или слабо выражен, не проявляется интонационно-мелодическая имитация фразы, он может с трудом захватывать или не захватывать вовсе мелкие предметы двумя пальцами или недостаточно чётко реагировать на словесную инструкцию. Замедленный темп моторного развития проявляется в том, что ребёнок может сидеть, но не садиться самостоятельно, а если он сидит, то не делает попыток встать.

Доброкачественная задержка развития в возрасте 11-12 МЕСЯЦЕВ проявляется чаще всего в отсутствии первых лепетных слов, слабой интонационной выразительности голосовых реакций, нечёткости соотнесения слов с предметом или действием. Задержка в моторном развитии проявляется в том, что ребёнок стоит с поддержкой, но не ходит. Отставание в психическом развитии характеризуется слабостью повторных действий и подражательных игр, ребёнок недостаточно уверенно манипулирует двумя руками, недостаточно захватывает предметы двумя пальцами.

Неспецифическая задержка развития в первые ТРИ ГОДА ЖИЗНИ чаще всего проявляется в виде отставания в развитии речи, недостаточности игровой деятельности, отставанием в развитии функции активного внимания, регулирующей функции речи (поведение ребёнка слабо управляется инструкцией взрослого), недостаточной дифференцированностью эмоциональных проявлений, а также в виде общей психомоторной расторможенности. Она может проявляться также отставанием в развитии моторных функций. При этом В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ отстаёт темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становление выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности и особенно тонких дифференцированных движений пальцев рук.


В 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЗПР

Содержание

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

Особенности психического развития

Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу - для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

Диагностика ЗПР

По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

  • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
  • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
  • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
  • Диагностируется подвижность речи.
  • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

Классификация

Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

  • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
  • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
  • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития - наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

Подробнее о конституциональном ЗПР

При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, - общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

Задержка психического развития - это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

Гармонический инфантилизм - не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей - основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

Что может быть причиной

Основа отклонений в психике ребенка - биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

  1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
  2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
  3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
  4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

Особенности детей с ЗПР

Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

  1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
  2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
  3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
  4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
  5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

Профилактика

Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени - чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Что включают корректирующие программы

Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

  1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
  2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Главные особенности детей с ЗПР - дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
  4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
  5. Очень важный элемент работы - постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
  6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

Важно!

Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

В широком смысле задержка психического развития у детей представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей . При своевременной терапии данную патологию удается излечить полностью или частично.

Ключевыми факторами является степень прогрессирования недуга и причины его проявления. Лечение заболевания включает в себя прием определенных медикаментов, занятия с профильными специалистами и специальные медицинские процедуры . О симптомах и лечении задержки психического развития у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

В медицинской практике термином ЗПР обозначается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка.

Происходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей на протяжении длительного времени преобладают игровые предпочтения, мышление отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний.

По сравнению со сверстниками дети с ЗПР отличатся ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности .

Чем вызывается?

Причины ЗПР включают в себя многочисленные факторы, которые создают угрозу эмоционально-волевого развития ребенка. Возникать такая опасность может на фоне наследственности, осложнений в период вынашивания плода , сложных родов и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Внешние факторы могут спровоцировать задержку психического развития у ребенка только при наличии внутренних предпосылок.

Воздействие окружающей среды в данном случае становится причиной прогрессирования патологии и усиления интенсивности ее симптоматики.

Причинами задержки нервно-психического развития у ребенка могут стать следующие факторы:


Классификация и виды

Классификация задержки психического развития детей осуществляется в зависимости от причин, которые спровоцировали данную патологию. В педиатрии чаще всего встречается четыре типа заболевания.

Каждая из его форм имеет свои характерные черты и является ключевым фактором для определения комплекса лечебных действий. Прогнозы при разных формах ЗПР отличаются.

В большинстве случаев нарушения являются обратимыми, но и исключением может стать патология, возникшая на фоне генетических предпосылок.

Основная классификация ЗПР у детей:

ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития у детей может сопровождаться элементами аутизма. Данное сочетание патологий является осложнением ЗПР и подразумевает специальные методы лечения.

Опасностью ЗПРР в таком случае становится развитие . В медицинской практике эффективных способов терапии этой патологии не существует. Полностью вылечить аутизм невозможно.

На риск развития аутизма указывают следующие дополнительные симптомы при ЗПРР:

  • скудная мимика;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянное выполнение действий, не имеющих смысловой нагрузки;
  • частичное или полное отсутствие речи;
  • аномальная речь.

О причинах развития ЗПР и способах выхода из ситуации в этом видео:

Осложнения и последствия

При ЗПР возникает риск нарушения речевого развития ребенка.

Последствиями сочетания таких патологий могут стать дисграфия или дислексия .

Результатом прогрессирования данных состояний может стать критично низкий уровень успеваемости в школе.

Адаптироваться в обществе детям с задержкой психического развития крайне сложно. Попытки сверстников найти к ним подход спровоцируют не только замкнутость ребенка, но и приступы агрессии.

Осложнениями ЗПР могут стать следующие состояния:

  • развитие сложных психических расстройств;
  • значительное нарушение элементарных навыков;
  • серьезные проблемы с социальной адаптацией;
  • развитие сопутствующих заболеваний (ЗПРР, ЗРР и пр.).

Как выявить?

Отчетливо симптоматика задержки психического развития у ребенка проявляется к пяти или шести годам .

Такие дети в значительной степени отличаются от сверстников по имеющимся навыкам и некоторым чертам поведения.

Например, элементарные действия им даются с трудом (завязывание шнурков, самостоятельное одевание, употребление пищи и пр.). Дополняется клиническая картина отклонениями психо-эмоциональными нарушениями.

Симптомами ЗПР в большинстве случаев являются следующие факторы:

Характерные качества

При задержке психического развития интеллект у детей практически не нарушается, но происходят серьезные отклонения в процессе восприятия определенной информации.

Ребенку с таким диагнозом сложно запоминать учебный материал и проанализировать его. Восприятие у таких детей осуществляется фрагментарно.

Для детей с ЗПР характерны следующие качества:


Методы диагностики

Диагноз ЗПР может быть установлен детям, достигшим четырехлетнего возраста. В большинстве случаев выявление данной патологии осуществляется у дошкольников.

Тревожным сигналом становится плохая успеваемость ребенка в школе и трудности с усвоением учебного материала.

Подтверждается диагноз комплексным обследованием детей и заключением специальной комиссии (ПМПК).

Диагностика проводится следующими методами:

  • обследование профильными специалистами (логопед, детский психолог, невролог, педиатр, психиатр и пр.);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • исследование интеллектуальных процессов;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ и ЭЭГ;
  • обязательная дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией.

Лечение и коррекция

Методы лечения ЗПР всегда назначаются в соответствии с индивидуальной клинической картиной состояния здоровья ребенка.

Детям с таким диагнозом должна быть оказана помощь не только психологов и педагогов, но и со стороны родителей.

Медикаментозная терапия используется только при отсутствии результатов других методик или замедленной тенденции к выздоровлению.

Микротоковая рефлексотерапия

Использование микротоковой рефлексотерапии при лечении ЗПР у детей показывает хорошие результаты и ускорение тенденции к выздоровлению. Суть данной процедуры заключается в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами .

При своевременном применении данной методики поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются. Процедура разрешена для детей с шестимесячного возраста.

Занятия с дефектологом и логопедом

Проведение занятий с логопедом и дефектологом входят в число обязательных методов лечения ЗПР у детей. Упражнения и обучающий материал подбираются каждому ребенку индивидуально .

Логопеды дополнительно могут использовать технику точечного массажа (на область кончика носа, между глаз, в центре подбородка, в уголках губ и под ушными раковинами оказывается легкое воздействие массажными движениями).

В большинстве случаев необходимость занятий с такими специалистами возникает при достижении ребенком пятилетнего возраста.

Цель логопедических и дефектологических занятий:

  • развитие памяти ребенка;
  • улучшение моторики;
  • нормализация артикуляции;
  • улучшение адаптационных качеств;
  • устранение ;
  • улучшение мышления.

Лекарственная терапия

Выявить необходимость использования медикаментозной терапии при ЗПР может только невролог или невропатолог .

Применяются лекарственные препараты в первую очередь для восстановления определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Самостоятельно принимать такие медикаменты нельзя ни в коем случае . Для лекарственной терапии должны быть определенные основания, выявленные путем комплексного осмотра малыша и проведения специальных процедур исследования его ЦНС и отделов головного мозга.

При задержке психического развития у детей могут быть использованы следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Кортексин);
  • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка.

Семейная атмосфера играет ключевую роль в лечении ЗПР у ребенка. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода.

От поведения родителей во многом зависит тенденция к выздоровлению и результативность проводимых способов коррекции. Взрослым необходимо помнить о том, что с ребенком придется постоянно заниматься (даже во время игр и общения).

При воспитании детей с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

  1. Ускорить процесс лечения ребенка могут дельфинотерапия и иппотерапия (считается, что лошади и дельфины помогают детям в значительной степени нормализовать психическое состояние).
  2. Ребенка надо всегда хвалить за успехи и подбадривать (поддержка родителей придаст ему уверенности в себе и поможет развить адаптационные навыки).
  3. Если малышу сложно выполнять элементарные действия (например, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр.), ни в коем случае нельзя его критиковать, наказывать или оставлять без внимания (обучение надо осуществлять постепенно).
  4. Ссоры между членами семьи, нервные срывы на ребенке и другие негативные факторы должны быть исключены .
  5. С ребенком надо как можно больше общаться (надо стараться обсуждать с малышом все, что его окружает).
  6. Во время игр или прогулок ребенку надо преподносить важную информацию в игровой форме (описание флоры, фауны, окружающих предметов, зачем они нужны и пр.).
  7. Не стоит ставить перед ребенком сложно-выполнимые задачи (родители должны учитывать, что причиной отсутствия определенных навыков у ребенка является не лень, а имеющаяся патология).

Где лечить в России?

При наличии осложнений, отсутствия результатов терапии или определенных медицинских показаний, ребенку может быть назначено специализированное лечение задержки психического развития.

В медицинской практике в последние годы стали широко использоваться хирургические методы исправления недуга. В России клиники, предлагающие спектр процедур по устранению ЗПР, находятся в основном в Москве .

Примеры столичных клиник, занимающихся лечением ЗПР у детей:

  • Клиника восстановительной неврологии;
  • Медикор плюс;
  • Александрия.

Прогнозы

При своевременном и правильном лечении задержка психического развития у детей в значительной степени снижает свою интенсивность .

Если патология сопровождается осложнениями, то возникает необходимость определения ребенка в специализированную школу или коррекционные классы. Общая программа обучения будет для него слишком сложной.

Кроме того, не стоит прекращать занятия даже при наличии тенденций к улучшению состояния здоровья. Заболевание имеет высокий риск регресса.

При правильном и своевременном лечении возникает вероятность следующих факторов:

  • ребенок хорошо адаптируется среди сверстников;
  • функции головного мозга и нервной системы в значительной степени восстанавливаются;
  • развиваются определенные таланты (музыкальные, хореографические и пр.);
  • диагноз не мешает получить высшее образование и добиться успехов в профессиональной деятельности.

Можно ли предупредить болезнь?

Профилактикой ЗПР рекомендуется заниматься на этапе планирования беременности. Если у родителей выявлены патологии, повышающие риск задержки психического развития у ребенка, то в первую очередь необходимо максимально снизить их проявление.

Медики отмечают, что психическое формирование снижается у детей к восьмилетнему возрасту. Если до этого периода заболевание не будет диагностировано, то риск его развития минимален.

Меры профилактики ЗПР включают в себя следующие рекомендации :

  • внимательное отношение родителей к этапу планирования ребенка;
  • предотвращение воздействия на плод любых неблагоприятных факторов;
  • профилактика и своевременное лечение соматических и инфекционных заболеваний у детей с самого раннего возраста;
  • при подозрении на ЗПР у ребенка необходимо в кратчайшие сроки пройти обследование;
  • обеспечение благоприятных условий воспитания ребенку.

При наличии у ребенка любых симптомов задержки психического развития, необходимо в кратчайшие сроки провести его обследование в медицинском учреждении.

Если диагноз подтверждается, то начало терапии должно быть осуществлено незамедлительно. Раннее выявление патологии и правильный подход к ее лечению увеличивают шансы возникновения благоприятной тенденции и хороших прогнозов.

Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Среди четырех типов задержек психического развития единственным типом, имеющим сохранные мозговые системы, является ЗПР психогенного происхождения. Дети с ЗПР психогенного генеза соматически здоровы и имеют сохранные психические системы. Задержка психического развития обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые вызвали нарушения личностного развития.

Неблагоприятные условия развития ребенка

К неблагоприятным условиям развития относятся:

  • Безнадзорность . Это явление, когда ребенок растет «как дикая травка». То есть его обеспечивают всем необходимым для физиологического развития: (еда, сон, одежда), но полностью отсутствует контроль за его психическим развитием и личностным становлением. Если при этом ребенок не посещает дошкольные образовательные учреждения, то его развитие совершенно не подчиняется никаким образовательным программам. Возникает это часто в неблагополучных семьях или при чрезмерной занятости родителей. Иногда дети отдаются на попечение старым членам семьи, которых, в основном, заботят физиологические потребности ребенка. Таким образом, с ребенком не только никто не занимается, но и часто даже не разговаривает. В сельской местности, ребенок часто бывает лишен полноценного общения и условий для развития. О проблемах развития родители узнают перед школьным обучением, когда ребенок оказывается не готов к школе.
  • Гиперопека . Эта ситуация является также крайне нежелательной для развития ребенка, так как лишает ребенка самостоятельности, усвоения бытовых навыков, проявлений волевых качеств. Дети в таких условиях часто имеют искаженную личность, характеризующуюся эгоцентризмом, недостаточной целенаправленностью, инфантилизмом.

Особенности ЗПР психогенного происхождения

Дети с ЗПР этой группы имеют нормальное физическое развитие. Они соматически здоровы. У большинства таких детей диагностируется мозговая дисфункция. Часто такие дети имеют материнскую депривацию, которая проявляется в лишении ребенка материнского тепла и заботы. По этой причине ЗПР психогенного генеза часто имеют дети, воспитанные в Доме ребенка.

Особенности воспитания, такие как: однообразная социальная среда; слабое проявление индивидуальности; обделенность ведут к снижению интеллектуальной мотивации и несамостоятельности поведения, что, в свою очередь, приводит к психическому инфантилизму.

Еще одной причиной появления ЗПР может быть семья авторитарно-конфликтного типа. В такой семье постоянно провоцируются импульсивные взрывные реакции, которые тут же подавляются. При этом возникает безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасится интеллектуальная и эмоциональная активность.

Авторитарно-конфликтное воспитание является психотравмирующим фактором, приводящим к психическому инфантилизму в неустойчивой форме. Это благоприятная среда для появления педагогической запущенности. Кроме того, подавления и наказания, как методы воспитания, накапливают в психике ребенка черты пассивности, несамостоятельности, тревожности, забитости.

Проблемы развития личности, как правило, проявляются непосредственно перед началом школьного обучения. Дети с ЗПР психогенного происхождения характеризуются психической незрелостью. Дело не только в интеллектуальной неготовности (низким уровнем развития мелкой моторики, недоразвитием мышления и памяти, неустойчивостью внимания, слаборазвитым фонематическим слухом), но и в низком уровне школьной мотивации, неспособности к волевым действиям, тревожности и страхе.

Коррекция ЗПР психогенного генеза

Задержка психического развития психогенного генеза обусловлена условиями среды, а, следовательно, поддается коррекции одновременно с изменением внешних условий воспитания и развития ребенка. Чем раньше будет выявлена задержка развития, тем полнее и эффективнее будет проведена коррекция.

Ребенок с ЗПР нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое проходит ряд этапов:

  1. Диагностика . Выявление особенностей развития ребенка: эмоциональной сферы, познавательной деятельности, состояния здоровья и семейного воспитания. После комплексного обследования ребенку ставится диагноз.
  2. Консультирование родителей о перспективах развития . Если ребенок школьного возраста, то необходимо сделать правильный выбор формы его обучения. Если ребенок дошкольного возраста, то разъясняется важность коррекционно-развивающего обучения для подготовки к школе и нормализации развития ребенка.
  3. Консультирование и подбор специалистов для работы с ребенком .
  4. Коррекционно-развивающая работа . Непосредственно работа по коррекции недостатков развития ребенка. Очень важно непосредственное участие родителей на этом этапе. Программа развития должна быть сугубо индивидуальной. Однако необходима организация групповых занятий для обеспечения коммуникативной деятельности ребенка.
  5. Проведение промежуточной диагностики для определения эффективности программы .
  6. Продолжение реализации программы или коррекция программы при её неэффективности .

Индивидуальную коррекционно-развивающую программу может разработать только высококвалифицированный специалист. Он же сможет оценить её эффективность и внести необходимые изменения при необходимости. При условии ранней диагностики и своевременных коррекционных мероприятий задержка психического развития психогенного происхождения легко поддается коррекции, и ребенок может поступать в школу одновременно со своими сверстниками.