Понедельник (правило недели): Разница между "не" и "ни". Неударяемые частицы не и ни Различение частиц не и ни

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Выбор букв е и и в приставках зависит от ударения.

Примеры написания приставок не- и ни-

Правило:
В неопределенных и отрицательных местоимениях приставка не- всегда находится под ударением, а приставка ни- в отрицательных местоимениях и наречиях всегда безударная.
Примеры:
Не́ чему, ни чему́, не́ с чего, ни к чему́, не́ куда, ни куда́.

В отрицательных местоимениях не- пишется слитно, если после не- нет предлога, и пишется раздельно, если после не есть предлог.

6.7.. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.
Гласные и согласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, глаголов.

Правописание суффиксов имён существительных.
Суффикс - ЕК
Суффикс -ИК

Если при склонении выпадает гласная
Замочек –замочка, дружочек–дружочка, сыночек - сыночка
Не выпадает при склонении гласная
Ключик – ключика, ларчик – ларчика, лучик- лучика.

Суффикс -ЧИК
Суффикс -ЩИК

После Д –Т, З – С, Ж
Разведчик, летчик, грузчик, разносчик, перебежчик.
В остальных случаях
Фонарщик, каменщик, танцовщик, рисовальщик.

Суффикс -ИЧК
Суффикс – ЕЧК

Жен.род, образован. от основ на –ИЦ-:
умница - умничка
Остальные случаи и на –МЯ Утро – утречко, имя-имечко

Суффикс -ИНК
Суффикс –ЕНК

От сущ. на – ИНА: жемчужина - жемчужинка, соломина – соломинка.
Одуш. Сущ. Жен.Рода: француженка,неженка.
Уменшительные жен.р. основой на –Н: Сосна – сосенка, песенка.

Правописание суффиксов имён прилагательных.
Суффикс -ив
Суффикс -ев (-еват, -евит)

под ударением: ленивый, красивый
Исключение: милостивый
при безударном произношении: ключевой, соевый, боевой, молодцеватый

Суффикс - к
Суффикс - ск

Если прилаг. имеет краткую форму: узкий – узок, дерзкий – дерзок
Образовано от сущ. с основой на К, Ч, Ц:
немец – немецкий, рыбак - рыбацкий, ткач - ткацкий
В остальных случаях. Белорус – белорусский, Француз – французский.

Правописание суффиксов глаголов.
Суффикс –ова, -ева
Суффикс –ыва, -ива.

Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю. Заведовать – заведую, Воевать – воюю.
Если в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю.

Правописание суффиксов причастий.
Суффикс –УЩ, -ЮЩ, -ЕМ Суффикс –АЩ, -ЯЩ, --ИМ.
Если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Бороться – борющийся. Если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Дышать – дышащий.

Суффикс –АНН, -ЯНН Суффикс -ЕНН
Если причастие образовано от глагола в неопределенной форме на –ать, -ять. Выдержать - выдержанный Если причастие образовано от глагола в неопределенной форме на –еть, -ить, -ти, -чь Изранить – израненный.

6.8. Пишется -НН-:

В причастиях:

В прилагательных:

Исключение:

Прилагательное ветреНый пишется с одной -Н-.

НО! БезветреННый.

Пишется -Н-:

В причастиях:

В прилагательных:

Различие на письме частиц не и ни.
Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.
Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;
2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.
Ход урока.
ОргмоментПодготовка к РЭ. Задание 6.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.
Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.
Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.
Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.
Задание 7.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.
Задание 10.
Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».
антитеза
сравнение
фразеологический оборот
метафора
Словарный диктант.
Устойчивые выражения с частицей НИ.
Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.
Новая тема.
Просмотр видео.
Различение частиц НЕ и НИ
НЕ НИ
Если опустить частицу, смыслизменится на противоположный (Не выучил - выучил) Если опустить частицу, смысл не изменится (Ее не остановят ни горы, ни реки. - Ее не остановят горы, реки.)В вопросительных и восклицательных предложениях (Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами: что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...
С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.) В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)
Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?
Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?
Самостоятельная работа
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».
1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
2 Команда
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.
2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.
3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
4.Н_льзя было не задержаться в Москве.
5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.
7. Куда (н_) посмотришь, кругом простирается водная даль.
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)
Проверка
КЛЮЧ
Нельзя не восхититься торжеством красоты.
КЛЮЧ
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»
1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.
2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.
4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.
5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.6. Частицы со словами пишутся слитно.
Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,

Различие на письме частиц не и ни.

Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.

Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

Ход урока.

Оргмомент

Подготовка к РЭ. Задание 6.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.

Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.

Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.

Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.

Задание 7.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.

Задание 10.

Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».

антитеза

сравнение

фразеологический оборот

метафора

Словарный диктант.

Устойчивые выражения с частицей НИ.

Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.

Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.

Новая тема.

Просмотр видео.

Различение частиц НЕ и НИ

что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...

С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?

Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».

1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

2 Команда

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.

2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.

3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.

4.Н_льзя было не задержаться в Москве.

5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.

7. Куда (н _ ) посмотришь, кругом простирается водная даль.

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Проверка

КЛЮЧ

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

КЛЮЧ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)

Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.

2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.

3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.

4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.

5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.

6. Частицы со словами пишутся слитно.

Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,