Формы информационного обслуживания в библиотеке. Библиотечно-информационное обслуживание как система

За последние годы выросло новое поколение пользователей библиотек, которые предпочитают работать с ресурсами и получать информацию преимущественно в электронном виде.

Широкое внедрение электронных полнотекстовых журналов, электронных книг, самых различных баз данных, повсеместное применение сетевых технологий составляют серьёзную конкуренцию библиотечным фондам. Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, знаний, технических навыков, связанных с поиском информации, компьютерными технологиями, а также в освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

Современное поколение пользователей, живущих с детства в информационно-перенасыщенной среде, в социальных сетях, блогах и т.д., привыкло получать информацию немедленно. И библиотеки должны быть готовы к этому. Возникает необходимость инновации библиографических услуг. Современные читатели хотят, чтобы наибольшее количество услуг было доступно им в любое время. А это значит, что неоценимым союзником библиографа является Интернет, т.к. многие услуги можно предложить именно в сети. Область интересов библиографов сильно расширилась – от каталогов и локальных справочных изданий до богатейших сетевых ресурсов.

ИРИ

Индивидуальное и групповое информирование пользователей библиотек также становится более оперативным, т.к. списки литературы высылаются абонентам по электронной почте.

Групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование – является дифференцированным. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, объединенных сходством информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальный (постоянные или временные объединения). Ведущее место в библиографическом информировании занимает регулярное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе. Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий библиотеки. Зачастую библиографическая информация на выставках или открытых просмотрах заменяет временно отсутствующий документ. В этом случае библиографическая запись содержит адресную информацию о местонахождении документа.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.

— Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.

— Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?

Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.

Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.

Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.

На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

Что касается ОНЛАЙНОВОГО ДОСТУПА К ВНЕШНИМ БАЗАМ ДАННЫХ , то хотелось бы обратить внимание на то, что Интернет можно условно разделить на «поверхностный веб» и «глубокий веб» или «глубокую паутину». В поверхностном Интернете активно работают поисковые машины, но многие лучшие цифровые ресурсы не могут быть получены через них, т.к. они не числятся среди тех источников, которые индексируют поисковые машины.

«Глубокая паутина» – это коллекция цифровых богатств, за использование которых нужно либо платить деньги, либо просто знать, что они есть.

Поэтому в настоящее время библиограф как информационный специалист должен владеть не только методами традиционного поиска в Интернет, но и ориентироваться в подписных, платных и других базах данных, до которых не добраться обычными способами.

Не забывайте делать закладки в Браузере нужных эл. ресурсов, для того чтобы каждый раз не осуществлять поиск.

СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» и «ГАРАНТ»

Более доступны для пользователей библиотек стали правовые ресурсы, благодаря тому, что основные справочно-правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс») предоставляют свои ресурсы библиотекам бесплатно и оперативно (раз в неделю) их обновляют. Если же библиотека осталась без справочно-правовых систем, то выручит Интернет, в котором все они присутствуют.

Для библиографов новые информационные технологии, и в особенности Интернет, неоценимые помощники. Поскольку Сеть представляет из себя огромный энциклопедический справочник, в ней можно найти массу информации и выполнить практически все виды библиографических справок: фактографические, тематические, уточняющие.

Одним из направлений деятельности современной библиотеки является правовое просвещение населения. Налоги, льготы, социальная защита, вопросы правового регулирования — вот вопросы, которые интересуют сегодня всех.

Портал государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) — это портал государственных и муниципальных услуг, через который в ближайшем будущем можно будет получить любую госуслугу или подать заявление, не выходя из дома.

Сегодня любая библиотека, имеющая доступ к сети Интернет, обладает мощным информационным ресурсом, позволяющим вести полноценную работу по обеспечению доступа граждан и к правовой информации, правовым ресурсам и услугам «электронного государства» — любой другой информации, условно называемой социально-значимой.

Интернет предоставляет пользователям огромные возможности для решения многих жизненно важных проблем, вопросов профессиональной деятельности и трудоустройства, повышения квалификации и организации досуга. Задача библиотеки – показать возможности сети, познакомить со всем многообразием полезных ресурсов Интернета, научить граждан самостоятельно пользоваться электронными сервисами.

Обучать работе с правовыми ресурсами Интернета, тематическими сайтами по вопросам защиты прав потребителей, пенсионных и трудовых прав, сайтами местных администраций, федеральных и республиканских министерств, Президента и Правительства РФ.

Библиотека может стать базой, где люди будут получать отдельные государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Многие граждане еще не совсем понимают, что это такое, зачем, с какой целью это нововведение, в чем его преимущество. Библиотека может проводить Дни информации — где будет разъяснять, как работает этот портал, какие услуги может получить гражданин. В библиотеках страны становиться популярным проведение масштабных акций с одновременным привлечением специалистов государственных, муниципальных, коммерческих и общественных компаний для одновременного информирования жителей муниципалитета со всем объемом новых актуальных услуг и сервисов для горожан.

Деятельность каждой библиотеки базируется на определенной технологии, формирование которой осуществляется под влиянием ряда факторов внешне; > внутренней сред. Решающая роль в данном случае при- надлежит технологической среде, окружающей библиотеку.

Технологические нововведения активно влияют в первую очередь на процессы, связанные с формированием информационных ресурсов, и организацию обслуживания пользователей. Вся история развития библиотек — это история использования в их деятельности тех технологических решений, которые получили широкое распространение в общественной жизни.

Будучи открытой системой, библиотека получает из внешней среды различные виды ресурсов, в первую очередь информационные. Технология создания тех или иных видов документов и их общественное признание служили основанием для формирования библиотечных фондов. Именно поэтому печатная книга постепенно вытеснила из фондов библиотек свою предшественницу — рукописную книгу. В XX в. на полки хранилищ библиотек рядом с разными видами произведений печати встали грампластинки, аудио- и видеокассеты, а сейчас и компакт-диски, которые все более активно теснят книгу. На смену перьевой ручке в библиотеки в свое время пришла пишущая машинка, которую сейчас вытесняет компьютер, а на смену книгоношам — электронная доставка документов.

Применяемые сейчас в библиотеках технические средства и технологические решения соответствуют современному уровню развития общества и, несомненно, претерпят изменения в будущем. Это связано с тем, что для современного общества характерны высокие темпы изменений в области технологий. По мнению исследователей, данная тенденция сохранится и в дальнейшем. К числу наиболее крупных технологических нововведений последнего времени, которые глубоко затронули все общественные процессы, можно отнести компьютеризацию, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, получение синтетических материалов, генную инженерию.

На развитие библиотечного дела наибольшее влияние оказали технологические решения в области компьютерной техники и средств связи. Появление полупроводников и микропроцессоров сделало легкодоступными небольшие компьютеры. Стали использоваться компакт-диски, позволяющие хранить такой объем информации, для размещения которого ранее потребовались бы целые здания. Достижения в области компьютерной техники и средств связи позволили обеспечивать хранение, обработку и практически мгновенную передачу больших объемов информации. Использование данных технологий позволило библиотекам перейти на приобретение электронных документов, продолжить работы по миниатюризации документов и созданию их электронных копий, что значительно увеличило сохранность фондов и снизило потребность в площади хранилищ.

Благодаря вычислительной технике значительно расширились возможности поискового аппарата библиотек. Перевод традиционных кар- точных каталогов и картотек, а также библиографических указателей в электронную форму увеличил объем предоставляемой информации, расширил возможности поиска необходимых сведений.

Компьютеризация позволила также внести существенные изменения в организацию обслуживания пользователей. Применение в библиотечном деле штрих-кодов, противокражных систем и других технологических новшеств, получивших широкое распространение в других отраслях, в первую очередь в торговле, значительно расширило возможности открытого доступа и разительно изменило технологию обслуживания. Наличие электронных документов и современных средств связи создало условия для удаленного доступа пользователей к информационным ресурсам библиотек и получения необходимых материалов на дом или на рабочее место практически из любой библиотеки мира.

Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше возможностей у библиотек использовать его инфраструктуру и технический потенциал для достижения своих целей, что в конечном итоге ведет к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества. Низкий же уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции. Со своей стороны библиотека, распространяя информацию о новых технологиях и применяя их в своей деятельности, содействует повышению информированности предприятий и организаций в данной области, создает благоприятные условия для развития и технологической модернизации общества.

Нашему обществу в целом и библиотечной сфере в частности необходимо признать неизбежность информационной эры и внедрение во все сферы деятельности новых информационных технологий. Как отметил в ежегодном пленарном докладе на VIII Международной конференции "Крым-2001" Я.Л. Шрайберг (см. ниже), одна из главных тенденций развития современного библиотечного дела заключается в том, что "библиотеки входят в информационное общество, и библиотеки содействуют ускорению превращения общества в информационное...". Поэтому библиотека должна не противопоставлять себя и свои традиции новой эпохе, а интегрировать собственные достижения и многовековой опыт с современными информационными технологиями для успешного выполнения сущностных социальных функций. С этой целью библиотекам в первую очередь необходимо:

Сохраняя и приумножая лучшие традиции книжной культуры, не замыкаться в своем развитии только на ней, автоматически уступая место при работе с разными видами документов, прежде всего электронными, на рынке информации и досуга другим, в основном вновь создаваемым учреждениям, а проводить активную политику по расширению спектра своих услуг как в области информации, так и в области досуга с предоставлением пользователям доступа к современным видам документов;

Продолжая оставаться одним из институтов общества, обеспечивающих социальную защиту граждан, в первую очередь малообеспеченных слоев населения, и предоставляющих в связи с этим своим пользователям ряд бесплатных услуг, оплачиваемых из общественных фондов потребления (бюджетов центральных и местных органов власти и благотворительных фондов), активно расширяя сферу своих услуг, внедряться в информационный бизнес, привлекая таким образом для своего развития финансовые ресурсы из коммерческой сферы, средства предприятий и организаций и личные средства граждан»

Не допускать отставания библиотек в оснащении современными техническими средствами от учреждений банковской сферы, транспорта, охраны правопорядка, образования, здравоохранения и других, обеспечивая таким образом развитие информационных библиотечных технологий в русле общей информатизации общества.

Библиотеки сегодня занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его науки, образования и культуры. Являясь важным элементом производственных и социальных процессов и выступая в качестве структурных подразделений производственных, научных, образовательных и других учреждений, они должны превращаться в интеллектуальные центры их деятельности. Традиционные методы информационной поддержки деятельности организаций и учреждений путем накопления, классификации и распространения информации должны смениться новыми методами, основанными на использовании открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, образования, промышленного производства и других сфер деятельности.

Наряду с многочисленными положительными аспектами информационное общество несет человечеству и ряд новых глобальных социотехнологических проблем, которые в первую очередь связаны с информационной безопасностью человека и общества, информационной агрессией и насилием, информационным неравенством. Первые отрицательные последствия использования информации общество испытывает уже сейчас. Они проявляются во время локальных военных конфликтов в вице агрессивного информационного воздействия не только на непосредственных участников боевых действий — солдат и офицеров, но и на мирных граждан стран — участниц военных конфликтов и на все мировое сообщество.

Информационную агрессию испытывают на себе также отдельные организации и граждане в повседневной жизни. Обильный поток пропагандисткой информации, многократно тиражируемой СМИ, обрушивается на членов общества во время разных политических кампаний: юбилеев, выборов, референдумов и т.п. При помощи современных технических средств, в первую очередь радио, телевидения, Интернета, рекламная информация различного характера, используя в том числе агрессивные методы, все актив- нее проникает в профессиональную и личную жизнь граждан.

Большой ассортимент услуг, предоставляемых компьютерными сетями, включая приобретение товаров, посещение концертных залов, театров, музеев, спортивных соревнований, доступ к кино-, видео- и аудиопродукции, письменное, устное и визуальное общение с коллегами и друзьями, создание виртуальных предприятий, городов и даже семей, наряду с многочисленными преимуществами грозит лишить человечество личных контактов и общения. Массовое тиражирование и распространение низкопробных художественных произведений в области музыки, кино, художественной литературы навязывают потребителям определенные ценности, штампы и стереотипы поведения, формируют суррогатную культуру.

Широкое применение информационных технологий привело к совершенно новой стратификации общества — на информационно богатых и информационно бедных. При этом такое разделение распространяется не только на уровне отдельных граждан. По данному признаку уже осуществляется стратификация как отдельных организаций, так и целых государств и регионов.

Исходя из названных тенденций, у библиотеки как института социальной защиты на данном этапе общественного развития возникают совершенно новые задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности как отдельных граждан, так и общества в целом, противостоянием информационному неравенству, защитой информационной свободы личности.

Удовлетворение многих важнейших потребностей индивида, социальной группы, общества и человечества в целом в настоящее время в значительной степени зависит от состояния информационных ресурсов, которыми они располагают и которые постепенно превращаются в основной ресурс общественного развития. Общество все в большей степени начинает осознавать тот факт, что информация — это не второстепенный атрибут деятельности, а стратегически важный ресурс, эффективное использование которого позволяет существенно экономить другие виды ресурсов — сырье, энергию, материалы, оборудование, трудозатраты.

В связи с этим, наряду с безопасностью в энергетической, продовольственной и иных сферах, все чаще рассматривается вопрос об информационной безопасности. Ее пока более всего связывают с защитой информационных ресурсов общества от целенаправленного или непреднамеренного воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников, которые "могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозу для безопасности человека и общества". Вместе с тем защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним и частичной либо полной их ликвидации является только одним из этапов формирования данного вида ресурсов. Для информационной безопасности общества и его независимости необходимо в первую очередь собрать разрозненные носители с зафиксированной на них информацией в определенных точках, объединив таким образом их информационный потенциал, обеспечить их сохранность и доступ как отдельных членов, так и общества в целом к необходимой им информации независимо от места и времени ее производства и хранения.

Выполнение этой задачи является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Приобретая документы и обеспечивая их сохранность, библиотеки тем самым создают ресурс, кумулирующий все знания человечества. Данный ресурс необходимо рассматривать как стратегический запас, содержание которого может быть востребовано обществом для достижения своих целей в любой момент. Библиотеки с момента возникновения выполняют данные функции, но только с изменением статуса информации в общественном развитии их деятельность в указанном направлении начала связываться с проблемами безопасности общества и личности.

Прогноз на ближайшую перспективу

Не будем говорить о сотнях миллионов пользователей и компьютеров, подключенных к Интернет - вся эта статистика весьма условна, меняется каждый день и один источник старается опередить другой. Для примера: по России насчитывается от 2 до 10 млн пользователей - разброс по разным источникам статистики составляет 8 млн. Не будем пытаться точно подсчитать число сайтов, объемы информации, количество e-mail - это сложно, громоздко и не нужно. Ясно, что Интернет - это уже несеть , асреда , коммуникационная глобальная среда общения, которая постепенно вытесняет все остальные сети и практически абсолютно доминирует во всех областях человеческой деятельности.

Библиотеки начали активно работать с Интернетом сразу после его появления. Первые библиотечные сайты поражали своей наивностью, напыщенностью, объемом плохо раскрываемых картинок и обилием излишней информации. Библиотеки стремились представить себя в Интернете любыми путями, часто не понимая, что в отличие от многих других для библиотечного сайта важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получение нужных материалов, причем все чаще в электронном виде. А для этого необходимо иметь генерируемую систему автоматизации, поддерживающую электронный каталог и предоставляющую его в доступ (как минимум).

Конечно, создание собственного сервера в Интернете весьма привлекательно для любой организации, поскольку позволяет укрепить ее имидж, привлечь новых клиентов; но при этом необходимо полноценное представление каталога своего фонда и осуществление полномасштабного обслуживания (виртуальный читатель должен быть обслужен не хуже читателя реального) - вот одна из основных тенденций развития библиотечно-информационных систем сегодня.

Другой, не менее важной тенденцией является развитие второго вида использования Интернета в библиотечной практике - предоставление информационных ресурсов других организаций своим пользователям. Кстати, с этого и начиналось вхождение библиотек в Интернет, а только уже потом начали разрабатываться собственные Интернет-серверы и Web-сайты библиотек.

Сегодня эта тенденция получила продолжение в виде доступа к электронным полнотекстовым изданиям, что позволяет не только расширить спектр информационных услуг пользователям, но и обеспечить дополнительные возможности комплектованию, фактически расширяя как его репертуар, так и доступность публикаций для пользователей (мультидоступ к электронным публикациям ограничен только количеством лицензированных рабочих станций, подключенных к Интернету).

Многие подписные агентства предпочитают открывать библиотекам доступ к полным текстам своих изданий; хорошую поддержку этим начинаниям оказывают благотворительные фонды. Здесь уместно привести положительные примеры эффективно работающих программ Российского фонда фундаментальных исследований и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Для нового, интенсивно развивающегося класса корпоративных информационных систем (в том числе и библиотечных) или для организаций (библиотек), имеющих развитую внутреннюю сеть отделений и филиалов для оперативного информационного взаимодействия, последние 2 года все более широкое распространение получает использование телекоммуникационной инфраструктуры Интернета. Применяется упрощенная схема управления сетью; для ограничения доступа извне, для своей внутренней технологической информации часто используются так называемый межсетевой экран (программно-компьютерный комплекс, контролирующий адреса и полномочия при входе в открытую сеть Интернет) и специфические прикладные программы для внутрикорпоративной информационной системы (написанные, как правило, на языке Java). Эта технология получила названиеИнтранет . Аналитики рынка информационных технологий выделяют Интрасети как перспективную ветвь развития Интернета. В совершенствовании корпоративных интрасетей особое внимание уделяется созданию эффективной и простой в использовании системы защиты терминального компьютера.

Исследователи рынка информационных технологий сходятся в оценках величины его абсолютного роста в течение ближайших лет нынешнего века и достижения нескольких сот миллиардов долларов по общему объему продаж в секторе Интернет, связывая ожидаемый бурный рост с распространением передачи мультимедийной информации, электронной коммерции и Интернет-телефонии. Библиотеки являются активными участниками этого рынка, их роль в активизации всех видов Интернет-технологий будет неуклонно возрастать.

Одним из недавно появившихся полей расширения сферы действия Интернета в библиотечно-информационной практике является создание единых (сквозных) технологических схем, связывающих на информационно-технологическом уровне все функционирующие субъекты книжного рынка - от автора до читателя, но особенно важна роль Интернета в обеспечении единой схемы взаимодействия звена «издатель - книгораспространитель - библиотекарь».

Другим важнейшим и интенсивно развиваемым объектом приложения Интернета являются корпоративные библиотечные системы и корпоративные библиотечно-информационные технологии.

Библиотеки уже не мыслят своей будущей и перспективной деятельности без Интернета. В России уделяется большое внимание развитию Интернета, и во многих перспективных проектах участвуют библиотеки.

Успешное развитие Интернета в мире и, в частности, в России и странах СНГ во многом будет зависеть от профессионализма и международной координации принимаемых решений, от умения и желания объединять усилия различных организаций, от нахождения баланса между свободой и безопасностью, от построения упредительной, понятной и предсказуемой нормативно-правовой среды. Трудно переоценить роль библиотек в осуществлении этих целей.

Необходимость разработки новой концепции библиотеки.

Обязательное усиление роли «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.

Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователя, причем речь идет не об отрицании документной парадигмы, а об отрицании ее обязательного стопроцентного присутствия в фонде библиотеки для того, чтобы библиотеку можно было назватьбиблиотекой .

В новой концепции должна быть отражена виртуальная природа многих источников информации, разнообразие носителей информации, в том числе и временных. Безусловно, новая концепция должна опираться на разработанные в современном библиотековедении и документоведении основы с учетом современного состояния общества, библиотек и уровня информационных технологий.

Практически во всех учебниках и монографиях библиотека все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить прежнее представление. В библиотеках вводятся новые разнообразные информационные услуги, открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др. Библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться, с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относится сегодня к ключевым положениям не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание библиотечно-информационной деятельности, ее цели, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

    библиотека - хранилище,

    библиотека - читальня,

    библиотека - книжное собрание,

    библиотека - учреждение,

    библиотека - четырехэлементная структура,

    библиотека - многоэлементная структура: пяти-семи, возможно, больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым («Библиотека - удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом»), которое соответствует определению библиотеки в ИСО, то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделения документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже трудно осуществить. Сегодня при формировании фонда и обслуживании пользователей учитываются электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернета, зачастую - центр правовой информации, научное учреждение и т.п. Библиотека - активный участник преобразования общества, его движения к информационному обществу.

Сегодня во многие крупные библиотеки читатель приходит не за традиционным документом, а за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией (что плохо и хорошо одновременно!). Например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам - ни к печатному, ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернета; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда - с помощью CD-ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу ГПНТБ России в 8-10 раз больше, чем обычных посещений - это говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей.

Онлайновые постоянные читатели в перспективе должны составить большинство пользователей библиотеки. Эта все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов.

Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации. Основной упор следует сделать на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точное определение места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса, и наконец, на все возрастающий поток электронной информации и увеличение числа электронных документов.

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Эти тенденции затрагивают многие аспекты деятельности библиотек и трансформируют многие привычные догмы и правила; в частности, меняется сама технология комплектования, формирования фонда в целом, подходы к его сохранности. Впервые организуетсямножественный доступ к документу.

Увязка собственных работ многих библиотек с государственными программами, проектами благотворительных фондов и международными программами и инициативами.

Оценка роли и значения электронных библиотек в развитии библиотечно-информационных технологий и определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.

Здесь важно не оказаться в другой крайности, как это произошло с так называемымигибридными библиотеками . Этот термин, видимо, появилсяот испуга перед нарастающим потоком электронной информации, так как логически объяснить изменение или появление нового типа библиотек только потому, что часть фонда оказывается в электронном виде, невозможно.

Новые носители информации появлялись и ранее (вообще эволюция библиотек тесно связана с эволюцией носителей документов): был папирус, появилась бумага, затем микрофильмы, микрофиши, кинофильмы, аудиокассеты, CD-ROM - а библиотека по-прежнему оставалась библиотекой. Но чуть расширили поток электронной информации, увеличили число CD-ROM и Интернет-услуг - и почему-то из обычной, нормальной библиотека вдруг становитсягибридной . Гибрид - это, как известно, результат скрещивания чего-то с чем-то. А что мы скрещиваем здесь? Мне кажется, что с точки зрения терминологии данная посылка является неверной.

Сегодня тенденции развития библиотечно-информационных технологий и деятельности в целом уже невозможно представить без электронных информационных ресурсов и модного понятияэлектронные библиотеки (ЭБ). Многие все еще воспринимают ЭБ как те же книжные стеллажи, на которых вместо книг стоят CD или DVD-ROM, и боятся, что она «уничтожит обычную библиотеку».

Все это, конечно, не так. ЭБ просто являют собой новый вид структурирования и организации электронной информации с определенным образом организованной системой доступа к этой информации (ресурсам). ЭБ расширяют номенклатуру услуг для пользователей библиотек, повышают доступность и качество обслуживания. Как уже отмечалось, ЭБ позволяют:

    предоставить в доступ издания из других библиотек и фондов;

    обеспечить независимость мест хранения изданий от рабочего места пользователя;

    обеспечить непрерывное обслуживание, не зависящее от расписания и времени работы отдельной библиотеки.

Развивая тенденции организации и обслуживания пользователей электронными библиотеками, мы отчетливо должны понимать, что ЭБ отличаются от традиционных библиотек не только и не столько тем, что используют электронный формат изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают доступ к удаленному, распределенному и разнородному ресурсу с помощью телекоммуникационных технологий.

Известно, что работы по созданию электронных библиотек начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании - в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран «Большой Семерки», к участию в котором приглашена и Россия, программы «DLI» в США и «eLib» в Великобритании. В Японии завершены работы по реализации проекта «Электронные библиотеки XXI века». В Германии создана электронная библиотека «Global-Info». Указанные проекты имели существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн долларов в США до 60 млн марок в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекались различные инвестиции, в том числе средства многих фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России был некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечением доступа к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются государственными научно-техническими программами, например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» федеральной целевой научно-технической программы Минпромнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других.

Главными стали проекты Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (более тысячи названий журналов) и Программы по электронным библиотекам Института «Открытое общество» (более 4 тыс. названий журналов для российских библиотек).

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на достигнутые результаты, указанные усилия все еще не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера по реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому в 1999 г. принято решение о развертывании полномасштабной межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна была служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

К сожалению, успешно разработанная и согласованная 11 министерствами и ведомствами межведомственная программа «Электрон-ные библиотеки России» не состоялась из-за ведомственных реорганизаций, и проблема государственного координирования столь важной программы в России опять повисла в воздухе.

Сегодня в свете развития библиотечно-информационных технологий электронные библиотеки занимают свою важную нишу, являясь дополнительной компонентой к автоматизированным библиотечно-информационным технологиям, не замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и выводя на более совершенный уровень обслуживания пользователей в тесной взаимосвязи с пользователями других информационных ресурсов. Именно поэтому (после неудачной попытки получить отдельную федеральную программу по электронным библиотекам) дальнейшие государственные усилия в России привели к появлению новой федеральной целевой программы - «Электронная Россия» (на 2001-2010 гг.), в которой должное место отведено электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Продолжая разработку ЭБ и сопутствующих технологий (оцифровку, электронную доставку документов и др.), российские библиотеки сегодня уже имеют ориентиры по участию в федеральных проектах новой целевой программы.

Откуда

  1. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. — М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004
  2. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-инфор- мационных технологий: Ежегодный пленарный доклад международных кон- ференций "Крым", год 2001 / Восьмая междунар. конф. "Крым 2001" "Биб- лиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые фор- мы сотрудничества", Судак, 9—17 июня 2001 г. — М.: ГПНТБ России, 2002. - 44 с

В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.

Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


Введение 7
Глава 1. Теоретико-методологические основы библиотечно-информационного обслуживания 13
§ 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система доступа к информационным ресурсам и культурным ценностям 13
§ 2. Эволюция терминологии и принципы библиотечно-информационного обслуживания 20
Глава 2. Библиотекарь и пользователь 27
§ 1. Система профессиональных требований к библиотекарю 27
§ 2. Пользователи библиотек и их типология 31
§ 3. Диалогика библиотечно-информационного обслуживания 37
Глава 3. Виды библиотечно-информационного обслуживания и формы его организации 50
§ 1. Характеристика основных видов библиотечно-информационного обслуживания 50
§ 2. Формы организации стационарного, внестационарного и дистанционного обслуживания 62
Глава 4. Правовое регулирование библиотечно-информационого обслуживания 88
§ 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок библиотечно-информационного обслуживания 88
§ 2. Правовое регулирование правоотношений библиотеки и пользователя 93
§ 3. Защита персональных данных пользователей 96
§ 4. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания пользователей в сфере интеллектуальной собственности 100
§ 5. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания детей 105
§ 6. Правовое регулирование работы библиотек с экстремистскими материалами 113
Глава 5. Библиотечно-информационные услуги: понятие и классификация 124
§ 1. Понятие о библиотечно-информационной услуге 124
§ 2. Классификация библиотечно-информационных услуг 126
Глава 6. Технология предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде 137
§ 1. Структура технологического описания библиотечно-информационных услуг 137
§ 2. Технология предоставления отдельных библиотечно-информационных услуг 148
Глава 7. Оценка качества библиотечно-информационных услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания 191
§ 1. Характеристика базовых понятий 191
§ 2. Показатели и методы оценки качества библиотечно-информационных услуг 194
§ 3. Методики оценки качества библиотечно-информационных услуг 202
§ 4. Оценка эффективности библиотечно-информационного обслуживания 214
Заключение 222
Приложения 224
Приложение 1. Технологическая схема выполнения запроса на предоставление документов из основного фонда библиотеки 224
Приложение 2. Блок-схема государственной услуги «Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» 225
Приложение 3. Оперограмма подготовки электронной библиотечной выставки (фрагмент) 226
Приложение 4. Модель технологического процесса сбора материала для проведения учебного занятия по основам информационной культуры 227
Приложение 5. Операционные нормы времени на процесс подготовки книжной выставки (фрагмент) 228
Список использованных сокращений 230
Предметный указатель 232

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» входит в состав базовой части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель освоения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» – сформировать комплекс знаний, умений и навыков эффективного библиотечно-информационного обслуживания пользователей разных видов библиотек с ориентацией на непрерывное изменение библиотеки как социального института в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление о библиотечно-информационном обслуживании – важнейшей деятельности библиотеки;
  2. дать представление о теоретико-методологических основах библиотечно-информационного обслуживания;
  3. познакомить с законодательной базой этой деятельности;
  4. раскрыть характеристики основных библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
  5. дать представление о технологии выполнения библиотечно-информационных услуг;
  6. познакомить с проблемами организации библиотечно-информационной среды обслуживания;
  7. вооружить инструментарием организации мониторинга качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с общенаучными и профессиональными дисциплинами: «Социальные коммуникации», «Педагогика», «Психология», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий». Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  1. осознание социальной значимости своей профессии;
  2. владение системным мышлением;
  3. способность к восприятию информации, ее обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  4. готовность к взаимодействию с пользователями библиотеки, готовность выявлять их потребности и качественно удовлетворять запросы, повышать уровень информационной культуры пользователей;
  5. готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;
  6. готовность использовать в библиотечно-информационном обслуживании современные библиотечные технологии и методы организации обслуживания;
  7. владение методами количественной и качественной оценки библиотечно-информационного обслуживания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать теоретические основы библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей;
  2. уметь реализовывать теоретические положения в практике библиотечно-информационного обслуживания;
  3. владеть технологиями библиотечно-информационного обслуживания и методикой организации этой деятельности.

«Библиотечно-информационное обслуживание» как учебная дисциплина прошло определенную эволюцию, частично охарактеризованную во втором параграфе первой главы данного учебника. Теория библиотечно-информационного обслуживания и соответствующая учебная дисциплина складывались постепенно в процессе осмысления практики и дискуссий, которые продолжаются и в настоящее время.

В разработку теории обслуживания внесли вклад библиотечные деятели XIX – начала XX в.: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, Д. А. Валика и др., которые дали описание этого вида деятельности, исследовали чтение, читателей и их взаимоотношения с библиотекой.

В 1930–1940-е гг. изучением обслуживания читателей занимались А. А. Покровская, Ф. Э. Доблер, Ю. В. Григорьев, Р. С. Кибрик, В. Ф. Сахаров и др.

В разработку теории библиотечного обслуживания в 1960-1990-е гг. внесли вклад Б. В. Банк, Е. А. Горш, В. Г. Умнов, Л. В. Беляков, Е. М. Нагловская, Н. С. Карташов, В. С. Крейденко, А. Е. Шапошников, С. Г. Матлина, В. А. Бородина, М. Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, большинство из них было авторами учебников по этому курсу.

Существенное влияние на разработку теоретических вопросов обслуживания оказали исследования 1960–1980-х гг. по социологии чтения (В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат, Н. Е. Добрынина, В. Я. Аскарова, М. Д. Афанасьев и др.), а также изучение проблем общения (С. А. Езова, И. А. Мейжис), этических вопросов обслуживания (Г. А. Алтухова).

Предшествующие учебники («Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 гг.), «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996) базировались, в основном, на педагогической концепции библиотечного обслуживания, учебник Ю. П. Мелентьевой (2006) – на концепции социализации.

В настоящем учебнике представлена информационно-культурно-сервисная концепция обслуживания, которая исходит из того, что информация в социуме, в том числе кумулируемая библиотекой, является составляющей культуры, а способом доступа пользователей библиотеки к этой информации является услуга (сервис). Название «Библиотечно-информационное обслуживание» подчеркивает, что библиотечное обслуживание представляет собой один из видов информационного обслуживания, реализуемого не только в библиотеках, но и в архивах, службах научной информации, музеях.

Учебник состоит из 7 глав. Первые четыре посвящены теории, организации, правовым вопросам обслуживания, в трех последних рассматриваются технология этой деятельности и ее результат, необходимый для пользователей (читателей).

В первой главе раскрываются методологические и теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания, дается определение этой деятельности, рассматриваются эволюция названия учебного курса и принципы библиотечно-информационного обслуживания.

Вторая глава посвящена субъектам библиотечно-информационного обслуживания – библиотекарю и пользователю, а также особенностям общения между ними.

В третьей главе впервые выделены виды библиотечно-информационного обслуживания и представлены известные формы его организации.

В последние годы библиотекарям все более приходится уделять внимание правовым вопросам своей деятельности. Поэтому четвертая глава посвящена правовому регулированию библиотечно-информационного обслуживания. В ней рассмотрены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к этой деятельности, правоотношения библиотеки и пользователей, вопросы защиты персональных данных, работы библиотек с экстремистскими материалами, вопросы регулирования библиотечно-информационного обслуживания в сфере интеллектуальной собственности.

Поскольку для пользователей библиотеки важно получение квалифицированных ответов на их запросы, которые предоставляются в виде библиотечно-информационных услуг, в пятой главе дается характеристика этих услуг и их классификация.

Для бакалавров значима не только теория, но и практика, они должны знать, как выполнять ту или иную деятельность. Шестая глава посвящена технологии предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг: выдачи документов, справок, избирательного распространения информации (ИРИ), выставок. Дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий. К шестой главе даны пять приложений: четыре из них представляют в графической и табличной форме технологические описания выдачи документов (традиционный и электронный варианты), подготовки электронной выставки, сбора материала для проведения занятия по основам информационной культуры, пятое приложение предлагает примерные нормы времени на процесс подготовки традиционной выставки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам оценки качества любой деятельности, в том числе обслуживания. Эта проблема нашла отражение в седьмой главе учебника, где представлены критерии, показатели и методы оценки качества услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания в целом.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать как справочное и практическое пособие библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.

Василий Федорович Сахаров (1901–1986)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Внес значительный вклад в разработку проблем работы с читателями, открытого доступа к фондам, межбиблиотечного абонемента, пропаганды литературы в библиотеках, строительства и оборудования библиотечных зданий. Основатель учебных курсов «Работа с читателями», «Проектирование и оборудование библиотечных зданий и помещений». Создатель ряда проектов оборудования библиотек в условиях открытого доступа читателей к литературе. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961,1970,1981). Основные труды: «Вечера рабочей критики» (1927), «Писатель перед судом рабочего читателя» (1928), «За открытый доступ к полкам» (1931), «Печатная пропаганда книги» (1931), «Основное библиотечное оборудование» (1935), «Англо-русский словарь библиотечных терминов» (1941) «Междубиблиотечный абонемент» (1946), «Междубиблиотечный и заочный абонемент» (1953).

Борис Владимирович Банк (1900–1984)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Разрабатывал проблемы истории изучения читателей в России, исследования чтения, руководства чтением. Заложил основы читателеведения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981).

Основные труды: «Деревенская беднота и библиотека» (1927), «Крестьянская молодежь и книга: опыт исследования читательских интересов» (1929), «Рабочий читатель в библиотеке» (1930), «Изучение интересов советского читателя» (1954), «Изучение интересов рабочей молодежи» (1966), «Изучение читателей в России. XIX век» (1969), «Эффективность методов руководства чтением молодежи» (1982).

Александр Евгеньевич Шапошников (1932–2010)

Российский библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. Специалист в области библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, основоположник научной школы дефектологического библиотековедения. Участвовал в разработке программы развития «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» (1993). Занимался изучением истории чтения и читателя. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1981) и учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996). Основные труды: «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (1992), «История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.)» (2001), «Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов» (2002).

Леонид Васильевич Беляков (1932–1977)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук. Ведущий преподаватель курса «Работа с читателями» Московского государственного института культуры. Разрабатывал классификацию читателей на основе понятия «читательская квалификация», занимался проблемами массовой работы с читателями и обслуживания читателей в целом. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970, 1981).

Основные труды: «Книжные выставки в библиотеке» (1961), «Массовая работа библиотеки» (1973), «Методика работы с читателями» (1975).

Николай Семенович Карташов (1928–2011).

Библиотечный деятель, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. В 1965-1979 гг. был директором ГПНТБ СО АН СССР. В 1975-1990 гг. возглавлял Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, сформулировал закономерности библиотечной интеграции и формирования библиотечных систем. Разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970,1981).

Основные труды: «Взаимодействие научных библиотек РСФСР (1917-1967 гг.)» (1975), «Формирование библиотечно-территориальных комплексов» (1978), «Сравнительное библиотековедение» (2000), «Региональное библиотековедение» (2004).

Информационное обслуживание

обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами. И. о. может иметь различные формы: выпуск информационных изданий (реферативных журналов, справочных бюллетеней и т. п.), составление списков литературы или подборки рефератов по заданной теме, перевод научных документов с одного языка на другой, подготовка обзоров фактографических справок, рекомендаций и т. д. (см. Информации документальной преобразование). И. о. предусматривает также представление потребителю оригиналов или копий научных и технических документов и литературы. Наиболее перспективным направлением развития И. о. является разработка и практическая реализация систем избирательного распространения информации, в которых учитываются индивидуальные особенности специалистов как потребителей информации и их конкретные запросы (см. Информационный поиск).

Организация И. о. основывается на чётком взаимодействии информационных органов и на применении современныхтехнических средств и систем информации хранения (См. Информации хранение), информационного поиска, воспроизведения и передачи информации, Информационным органом могут быть как отдельные учреждения (институт, центр), так и структурные подразделения ведомств, учреждений, фирм или предприятий (отдел или бюро научно-технической информации и т. п.), осуществляющие научно-информационную деятельность и И. о. специалистов, а также работу по научно-технической пропаганде. Кроме того, на крупные информационные органы возлагается задача выполнения научных исследований в области информационной теории и практики. К информационным органам относятся также научные и технические (специальные) библиотеки. Совокупность информационных органов в рамках какой-либо отрасли составляет отраслевую информационную систему (службу), а в масштабе страны - общегосударственную информационную систему (службу). Общее руководство деятельностью информационной службы СССР возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. См. Информатика .

В. А. Полушкин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Информационное обслуживание" в других словарях:

    Предоставление информации для: выработки и принятия решений; и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. По английски: Information service См. также: Информационное обслуживание… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание - Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN information service FR service… …

    информационное обслуживание - 3.2.2.1. информационное обслуживание: Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационное обслуживание - вид обеспечения контрразведывательной деятельности, заключающийся в предоставлении руководящему и оперативному составу запрашиваемых им сведений о противнике, о работе органов государственной безопасности в целом или по конкретной линии… … Контрразведывательный словарь

    информационное обслуживание - Rus: информационное обслуживание Eng: information service Fra: service d information Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    В РФ информационное обслуживание, включающее предоставление: библиографической информации об общероссийских классификаторах: дата введения в действие, учреждение, ответственное за ведение общероссийского классификатора, наличие изменений;… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание телеметрируемого объекта - информационное обслуживание Процесс сбора, обработки и формирования сообщений о контролируемых системах и изучаемых явлениях, а также распределение потоков этих сообщений по различным бортовым потребителям. Примечание К бортовым потребителям… … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание в режиме сети - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN networked information serviceNIS … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание на базе Интернета - — EN internet search service The provision of special aid by library staff trained to query bibliographic or other information contained on the Internet, a large distributed… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Справочное пособие библиотекаря. Библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание , И. В. Балкова. Справочное пособие библиотекаря - новая книга специалиста в области библиотековедения И. В. Балковой, автора ряда работ, которые нашли положительный отклик у профессионалов библиотечного…
  • Mitsubishi Lancer Модели с 2006 года выпуска с двигателями 4 А 91 1 5 л 4 В 10 1 8 л и 4 В 11 2 0 л Устройство техническое обслуживание и ремонт , . Справочное информационное издание руководство по ремонту и обслуживанию Mitsubishi Lancer, руководство по эксплуатации Mitsubishi Lancer, устройство Mitsubishi Lancer с 2006 года выпуска,…

Выходные данные сборника:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Логачева Анна Александровна

канд. филол. наук, доцент
Орловского государственного университета,
РФ, г. Орел

Свинакова Лилия Сергеевна

студент 4 курса
Орловского государственного университета,

РФ , г . Орел

LIBRARY AND INFORMATION SERVICES TO USERS OF UNIVERSITY LIBRARIES: CORE OF THE WORK AND DEVELOPMENT PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF SCIENTIFIC LIBRARY VPO "OREL STATE UNIVERSITY")

Anna Logacheva

cand. filol. sciences, associate professor,
Orel State University,
Russia, Orel

Lilia Svinakova

4th year student
of Orel State University,
Russia, Orel

АННОТАЦИЯ

Изучение особенностей библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки в настоящее время является одним из приоритетных направлений библиотечной науки и практики, поскольку получение готового знания, учебного, научного, очень важно при формировании высокого уровня профессионала. Цель статьи – описание организации обслуживания пользователя вузовской библиотеки и определение перспектив ее развития.

ABSTRACT

Study of features of Library and Information Service of University Library is currently one of the priorities of library science and practice, as getting ready knowledge, educational, scientific, very important in the formation of high-level professional. Purpose of the article - description of the service organization by the University Library and the definition of its prospects.

Ключевые слова: библиотечно-информационное обслуживание; пользователь библиотеки; вузовская библиотека; структура библиотеки.

Keywords: library and information services; library user; university library; structure library.

Библиотечно-информационное обслуживание является ведущей и самой важной функцией современных библиотек. Претерпев длительную эволюцию своего исторического развития, библиотечно-информационное обслуживание проявляет себя в разных формах. Именно обслуживание изменяет и предопределят всю работу библиотеки, ее направление и качество на все подразделения и имеющиеся отделы. Обслуживание библиотеки формирует свой имидж первоначально в глазах пользователей и в дальнейшем уже поднимается и предопределяет свое место в обществе.

Говоря о библиотечном обслуживании, необходимо дать данному термину точное определение. «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг» .

Исходя из данного определения, целью библиотечного обслуживания является удовлетворение потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг. Известно, что в отечественном библиотековедении весьма на высоком уровне развита методика библиотечного обслуживания, разработаны ее цели, принципы, содержание, система, также хорошо разработаны теоретические основы. Основные принципы определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре. Они берут свое начало от уровня развития библиотеки.

Что мы видим сегодня в вузовской библиотеке? На наш взгляд, определение, указанное выше, является достаточно широким, включающим разнообразные услуги: индивидуальное, групповое, массовое обслуживание, работа с электронными ресурсами и т. д. Не всегда библиотека предоставляет такой широкий спектр услуг, что обусловлено ее типом, направлением деятельности, объемом фондов и степенью развитости материально-технической базы.

Наши научные интересы сосредоточены на рассмотрении библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки. В качестве примера мы используем вузовскую библиотеку Орловского государственного университета. Библиотека университета имеет не только богатейшую историю, но и прочную материальную базу. Рассматривая работу данной библиотеки необходимо отметить, что в настоящее время не количество фонда определяет качество библиотечного обслуживания, а как можно больше развитая служба информационно-библиотечного сервиса. Для своего наиболее широкого развития библиотека нарастила фонды, учитывая, что в современном мире все больше и больше набирает обороты развитие электронных носителей. Но это не значит, что вузовская библиотека делает упор лишь на увеличении электронной информации. Современный пользователь библиотеки Орловского государственного университета имеет широкую возможность выбора вида информации.

Необходимо отметить, что вузовская библиотека имеет достаточно разветвленную структуру. Она представлена разнообразными отделами, деятельность которых ориентирована на библиотечного пользователя. Это отдел комплектования и научной обработки литературы, научно-библиографический отдел, зал электронных ресурсов, отделы обслуживания читателей, межбиблиотечный абонемент (МБА). Безусловно, в отделах обслуживания читатель вправе получить необходимую ему информацию. Но и работа других отделов направлена на работу с информацией, которая должна быть релевантна запросу пользователя. В ходе аналитико-синтетической переработки информации отделы формируют справочно-поисковый аппарат как средство раскрытия ресурсов вузовской библиотеки университета, а также осуществляют справочно-библиографическое и информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов, студентов. Услуги межбиблиотечного абонемента дают возможность читателям библиотеки пользоваться литературой из фондов других библиотек города при отсутствии необходимых документов в фонде библиотеки. МБА обслуживает все категории читателей университета. Осуществляет обслуживание читателей в традиционном режиме (заказ оригиналов документов, отсутствующих в фонде), а также заказ копий документов.

Для студента Орловского государственного университета библиотечное обслуживание – это сервисная организация, которая обслуживает свое учреждение, помогает в учебе, в проведении научных исследований, а также в помощи поиска необходимой информации. Целевые интересы пользователей в библиотеке университета весьма различны. Поскольку пользователь библиотеки – не только студент, но и преподаватель или сотрудник библиотеки. Кто-то берет книги, а кто-то пользуется электронными ресурсами. Учитывая, что большинство пользователей библиотеки – молодые люди до 25 лет, библиотеки должны учитывать их интересы и приверженность к электронной информации. Поэтому главное направление по развитию фонда библиотек – создание интегрированного фонда с различными видами информации. Изменилась миссия библиотеки. Тезис: «Библиотека – это фонд» ушел в прошлое. Библиотека должна развиваться с учетом интересов своих пользователей

Таким образом, библиотечно-информационное обслуживание направленно на предоставление пользователям информации. Это могут и традиционные носители, и электронные документы. Следует отметить, что не только такая форма обслуживания характерна для вузовской библиотеки. Библиотека вуза уже давно практикует организацию выставок – это тоже форма библиотечного обслуживания. Выставки подобного рода, приуроченные к каким-либо знаменательным датам и событиям, проводятся сотрудниками библиотеки. Выставки посещаются преподавателями, студентами и сотрудниками библиотеки. Их тематика такова «Новогодняя открытка», «Игрушка, сделанная своими руками» и другие.

Подведем итоги. Современные библиотеки независимо от их типа и вида организуют свою деятельность, направленную на предоставление информации пользователям. Формы этой деятельности являются достаточно разнообразными. Как нам удалось установить, библиотека Орловского государственного университета имеет своей целью предоставление информации в учебных и научных целях. Также эта работа дополняется организацией выставок, которые по праву можно считать дополнением к основной информации, поскольку такие выставки будут интересны представителям различных факультетов университета.

Обращаясь к перспективам развития деятельности вузовской библиотеки, можно отметить, что они, безусловно, есть. С развитием науки и техники появляются новые технологии, которые внедряются в практическую деятельность. Думается, что при активном их использовании вузовская библиотека способна выйти на качественно новый уровень библиотечно-информационного обслуживания: получение, предоставление и использование электронной информации. Но традиционные формы библиотечного обслуживания также необходимо развивать в вузовской библиотеке.

Список литературы:

  1. Гусева Е.Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты // Библиотечное дело – XXI век. – 2010. – № 1 (19). – С. 93–109. – Прилож. к журн. «Библиотековедение».
  2. Ерахторин М.В. Организационно-психологические аспекты системы обслуживания читателей // Библиотеки учеб. заведений. – 2008. – № 27. – С. 3.
  3. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика: терминол. слов. / В.А. Фокеев; науч. ред. Г.В. Михеева. – СПб: Профессия, 2008. – 272 с.