Апокриф от иисуса клюев читать. Апокриф от Иисуса

В этом разделе сайта собраны Евангелия (Апокрифы), которые тем или иным образом были незаслуженно забыты и отвергнуты как источники описания жизни и учения Иисуса Христа (неканонические), что тем не менее не делает эти писания менее ценными. Также приводятся апокрифические пророческие писания, называемые Апокалипсис.
Тем, кто живёт по Учению Христа - непременно нужно прочитать все данные рукописи, многие из которых, будучи найдены недавно, не притерпели никаких изменений в отличие от их предшественников, и поэтому будут весьма полезны для более глубокого и значительно более ясного понимания этого чистого и прекрасного Учения, которое несомненно будет иметь своё продолжение, как и было обещанно.

Апокрифы (неканонические Евангелия)

Повествования о жизни и учении Иисуса Христа

Другие новозаветные Апокрифы

  1. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апокрифические апокалипсисы (о конце времён)

  1. Откровение Павла (Апокалипсис)

Словарь встречающихся в рукописях редких терминов

  1. Плерома - в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы. Термин христианской мистики, означающий множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную «целокупность». В доктринах гностицизма внутри Плеромы эоны группируются по «сизигиям», т.е. как бы брачными парам, по очереди порождающим друг друга.
  2. Эон - это период, служащий изображением этапа или типа эволюции. Это священная декада, т.е. определенные временные циклы, на которые разделена история существования. Также эоны - это миры (пространства, сферы существования).
  3. Логос - древнегреческий термин, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Также - Бог, Космическое Существо, Мировой закон и Разум.
  4. Архонт - греческое слово, означающее «начальник, правитель, глава») - высшее существо, обладающее наивысшей властью.
  5. Аутоген - самородный, самосуществующий, независимый ни от чего (на сайте Твоя Йога Вы можете раскрыть это понятие шире из раздела "Из глубины веков", иначе - Христос или аналогия с Брахмой).
  6. Эпинойя - это первая эманация Абсолюта - женское начало всего Сущего (изначальная Инь).
  7. Пронойя - изначальный Свет, первооснова. Это первичное мужское Начало (изначальный Ян).
  8. Барбело - у гностиков, именно у николаитов и барборианов, один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом, происшедшим из самого себя, на восьмом небе.
  9. Метропатор - Бог-Отец или единство (матери и отца).

В этом разделе сайта собраны Евангелия (Апокрифы), которые тем или иным образом были незаслуженно забыты и отвергнуты как источники описания жизни и учения Иисуса Христа (неканонические), что тем не менее не делает эти писания менее ценными. Также приводятся апокрифические пророческие писания, называемые Апокалипсис.
Тем, кто живёт по Учению Христа - непременно нужно прочитать все данные рукописи, многие из которых, будучи найдены недавно, не притерпели никаких изменений в отличие от их предшественников, и поэтому будут весьма полезны для более глубокого и значительно более ясного понимания этого чистого и прекрасного Учения, которое несомненно будет иметь своё продолжение, как и было обещанно.

Апокрифы (неканонические Евангелия)

Повествования о жизни и учении Иисуса Христа

Другие новозаветные Апокрифы

  1. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апокрифические апокалипсисы (о конце времён)

  1. Откровение Павла (Апокалипсис)

Словарь встречающихся в рукописях редких терминов

  1. Плерома - в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы. Термин христианской мистики, означающий множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную «целокупность». В доктринах гностицизма внутри Плеромы эоны группируются по «сизигиям», т.е. как бы брачными парам, по очереди порождающим друг друга.
  2. Эон - это период, служащий изображением этапа или типа эволюции. Это священная декада, т.е. определенные временные циклы, на которые разделена история существования. Также эоны - это миры (пространства, сферы существования).
  3. Логос - древнегреческий термин, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Также - Бог, Космическое Существо, Мировой закон и Разум.
  4. Архонт - греческое слово, означающее «начальник, правитель, глава») - высшее существо, обладающее наивысшей властью.
  5. Аутоген - самородный, самосуществующий, независимый ни от чего (на сайте Твоя Йога Вы можете раскрыть это понятие шире из раздела "Из глубины веков", иначе - Христос или аналогия с Брахмой).
  6. Эпинойя - это первая эманация Абсолюта - женское начало всего Сущего (изначальная Инь).
  7. Пронойя - изначальный Свет, первооснова. Это первичное мужское Начало (изначальный Ян).
  8. Барбело - у гностиков, именно у николаитов и барборианов, один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом, происшедшим из самого себя, на восьмом небе.
  9. Метропатор - Бог-Отец или единство (матери и отца).

Свенцицкая И., Скогорев А. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых

ОБ АПОКРИФЕ "О СВЯЩЕНСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА"

Этот апокриф стоит особняком среди основной апокрифической литературы раннего Средневековья. Создан он был достаточно поздно в Восточной Римской империи - Византии, в среде людей, близких к иудео-христианству, т. е. тех, кто не хотел порывать с традициями Ветхого завета и стремился доказать, что Иисус был признан Сыном Божиим священниками Иерусалимского храма. Эта версия противоречит всем раннехристианским писаниям, не только новозаветным, но и собственно иудео-христианским: ни в дошедших до нас фрагментах иудео-христианских евангелий (эбионитов, евреев), ни в полемике с этими произведениями ортодоксальных писателей II-IV вв. нет ничего похожего. Содержание апокрифа не связано с новозаветной традицией (за исключением одного упоминания в Евангелии от Луки). Но авторы его не знают и иудейской практики, поскольку полагают, что в синагогах выступали с чтением Библии священники. И при этом в апокрифе подчеркивается враждебность основной массы иудеев к христианству; это может указывать на то, что апокриф был сконструирован в какой-то достаточно узкой группе (авторы его называют себя просто "мы") с целью противопоставить иудаизм Иерусалимского храма современному им иудаизму, который они, впрочем, как следует не знали. Интерес представляет тот факт, что апокриф дошел вместе с "отреченной" - т. е. запрещенной Церковью русской литературой, хотя широкого распространения он не получил. Вероятно, среди переписчиков и переводчиков апокрифов оказались и такие, которые испытывали почтение к храму, давно потерявшему свое реальное значение, и стремились связать с храмом Иисуса.

"Сказание о священстве Иисуса" дошло до нас в сербской рукописи XV в., но, как пишет издатель рукописи Н. Тихонравов, подлинники большинства апокрифов были написаны по-гречески. На Русь они приходили, как правило, в болгарских и сербских переводах {1}. Рассказ о священстве Иисуса встречается еще в одном памятнике конца XVI в. - "Иерусалимском путнике", написанном Даниилом, архимандритом Корсунского монастыря {2}. Сказание дано в сокращенном варианте без заголовка, однако в нем встречается добавление, касающееся отношения иудейских жрецов к Иисусу. Там, в частности, сказано, что после посвящения Иисуса в иерейство иудеи стали Его ненавидеть, хулить, клеветать на него и "отпустили Его из собрания своего", т. е. из собрания жрецов. Это добавление должно было пояснить читателям, почему в новозаветных евангелиях нет упоминания о священстве Иисуса, и устранить противоречие между признанием Иисуса Сыном Божиим (как об этом сказано в апокрифе) и рассказами евангелий о вражде к Иисусу иерусалимского жречества. Правда, причины такого изменения отношения к Иисусу автор добавления не приводит. Осознание необходимости подобного добавления указывает на несоответствие сюжета апокрифа не только Священному писанию, но и традиции, отраженной в другой апокрифической литературе. Однако появление апокрифа о священстве Иисуса в славянском ореале интересно тем, что читатели (и переводчики), жившие в XV-XVI вв., связывали, по-видимому, ветхозаветную и новозаветную историю в единое целое.

Апокриф этот создан явно позднее всех других приведенных в данной книге: авторы пишут, что они получили его из третьих рук ("услышав о нем от других"), поэтому составители и сочли возможным поместить его в самом конце.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тихонравов Н.И. Отреченные книги древней Руси. М., 1863, т. X.

2. Там же, с 172-173.

О священстве Иисуса Христа

Как записан был Иисус священником {1}:

христианам о признании Господа нашего

Иисуса Христа Сыном Бога Живого

и Святой и Пречистой Владычицы нашей

Приснодевы Марии

В царствование блаженной памяти набожного кесаря Юстиниана {2} жил некий старейшина иудейский по имени Феодосии, который ведом был многим христианам вплоть до самого правителя той страны.

В те же годы жил один христианин, прозываемый Филиппом, ремеслом серебряник.

Будучи с помянутым Феодосием знаком и часто бывая у него в доме, он очень любил этого иудея и без устали убеждал его обратиться в христианство. Наконец однажды названный Филипп сказал тому иудею так:

Что же ты, муж многомудрый, зная, что возвестили нам Завет и пророки о Господе нашем Иисусе Христе, не уверуешь в Него и не перейдешь в христианство? Ведь для тебя не тайна те святые книги, в которых говорится о Господе нашем и Спасителе всего мира; отчего же ты не хочешь принять христианство, признав пришествие Его? Дай лишь себе труд - и ты спасешь свою христианскую душу. Уверуй в Господа нашего Иисуса Христа, не оставайся в неверии - и ты допущен будешь на Суд Вечный!

Иудей же, слыша эти слова от христианина, возблагодарил его за них и так ответил:

Вижу я любовь твою к Богу, из которой стараешься ты ради моего спасения обратить меня в христианство. Знаю что Бог все видит и никакие тайны сердца от Него не скрыты. Поэтому я скажу тебе без хитрости и лукавства всю правду

Вы, христиане, веруете в пришествие Иисуса Христа, которое проповедовали Завет и пророки, и поклоняетесь Ему. И я верую в то же - признаюсь тебе со всею прямотою, как другу, ибо ты мне желаешь спасения и печешься о моем же благе. Но мною владеют человеческие помыслы, и потому не могу я принять христианства, хотя корю себя за это. Ведь, будучи старейшиной в стране Иудейской, я окружен великим почетом и пользуюсь всем тем, на чем зиждется благоустроение этой жизни. Обратившись же в христианство, я все это утрачу. Не бывать мне тогда патриархом Соборной Церкви, не собирать многих податей. Как ни стремлюсь я обрести вечную жизнь, но все же забочусь и о земной и потому не могу перейти в христианство.

В подкрепление же искренности моих слов и в знак моей к тебе любви я расскажу о том, что произошло среди иудеев, но скрыто было от всех. Ибо вот еще откуда я знаю, что Христос, Которому вы, христиане, поклоняетесь, есть Тот, о Ком возвещали Завет и пророки.

Со времени построения храма в Иерусалиме обычай предписывал иудеям приставлять к храму двенадцать священников {В греческом оригинале правильное число - 22, согласующееся с количеством букв в древнееврейском алфавите и богодухновенных книг в Ветхом завете (по иудейскому канону).}, ибо таково число наших письмен и число книг Божиих. Имя же каждого из тех священников вместе с именами его отца и матери заносили в книги. И когда один из священников умирал, оставшиеся на общем совете избирали вместо покойного священника нового, дабы соблюсти число двенадцать. А в книгах делали запись: сего дня умер священник, сын такого-то и такой-то, и общим советом был вместо него поставлен священник имярек, сын такого-то и такой-то. Это был давний обычай в стране Иудейской.

И вот в тот год, когда Иисус не начал еще обращать Иудею и учить веровать в Него, случил ось так, что умер один из этих двенадцати священников, но кого ни приводили, предлагая назначить взамен покойного, ни один не оказался достоин, и прочие бранили его, считая, что ему недостает ума, ибо истинный священник обязан быть мудрым и отличаться простым и добрым нравом.

Так они перебрали многих, однако никого не признали пригодным, а других уже и искать было негде. Тогда встал один из совета и сказал: "Те, которых вам предлагали, недостойны были священства. Выслушайте же меня, и я укажу вам человека, который заменит покойного. Ибо я знаю, что никто из вас не возразит против моего выбора". И попросили его назвать имя того, кого он мыслит поставить вместо покойного священника, и он сказал: "Это сын плотника Иосифа, Иисус, Который, правда, юн телом, но слова, жизнь и обычаи Его благи. Это, полагаю, ясно как день и вам, и всем жителям Иерусалима".

Вняли этим словам остальные священники и решили одобрить выбор Иисуса, согласившись, что Он достоин священства как никто иной. Некоторые, впрочем, говорили, что Он не из колена Левия, но из колена Иуды, полагая Его сыном Иосифа, который, как думали иудеи, был из племени Иуды, а не Левия. И подтвердили это все и из-за того только не хотели допустить Его до священства. Однако назвавший Его священник ответил: "Род Его смешанный - ибо когда нам еще не был дан закон, при Аароне-первосвященнике, перемещались оба племени. Отсюда и вышел Иосиф". И как только он сказал это, прочие приняли названного им и на общем совете единодушно согласились назначить вместо покойного священника Иисуса.

Но, храня древний обычай записывать в книгах вместе с назначенным также отца и мать Его, они решили позвать родителей Иисуса и выяснить, сын ли им Тот, Кого они избрали. Тогда назвавший Его священник сказал, что отец Его, Иосиф, умер, а жива одна лишь мать. И положили они послать за Его матерью и спросить, если Он сын и как имя мужа ее, от которого она родила Иисуса. На том все и сошлись.

И вот позвали мать Иисуса и сказали ей: "Священник имярек, сын такого-то и такой-то, умер, и хотим мы вместо него поставить сына твоего Иисуса. Обычай же таков, что должны мы записать не только имя того, кого назначаем священником, но и имена его отца и матери. Скажи, твой ли это сын, ты ли родила Его?" Мария же им отвечала: "Да, Иисус мой сын, и я твердо знаю, что я Его родила. Это подтвердит вам всякий, будь он мужского или женского пола, кто был при рождении Иисуса. Но поверьте, если можете, что нет у Него отца на земле. Ибо, будучи девою, не во сне, но наяву увидела я ангела Божия в Галилее, который прислан был ко мне с благой вестью, что рожу я сына от Святого Духа, и назвать Его повелел он Иисусом. И вот я, дева, зачала Иисуса - и, родив Его, до сего дня девою же осталась".

Тогда приказали священники привести доверенных женщин и повелели им тщательно исследовать, дева Мария или нет. И те, осмотревши тело ее, признали и сказали по правде священникам, что непорочна Мария, чей сын - Иисус Христос. Явились также женщины, которые были при рождении Иисуса, и подтвердили, что видели все своими глазами. И подивились священники, слыша такие слова от Марии и других женщин, которые свидетельствовали, что именно она родила Иисуса. И твердо сказали ей: "Мария! Угодно нам назначить сына твоего священником, и хотим мы из твоих уст услышать, кто Его отец, дабы под этим именем Его внести в книги. Как ты нам скажешь, так мы Его и запишем". Она же ответила им напрямик: "Как возвестил мне ангел Божий, что рожу я сына Божия, так оно и случилось. Тот, Которого я родила, есть сын Божий и сын мой, а я зовусь Марией и доныне непорочна". Услышав это, взяли священники книги и написали в них так: "Сего дня умер священник имярек, сын такого-то и такой-то, и вместо него нашим общим изволением поставлен священником Иисус, Сын Бога живого и девы Марии".

Книги эти были сохранены иудеями и в дни разорения Иерусалима, когда их перенесли и спрятали в Тивериаде, в тайном месте. Немногие лишь посвящены в это в племени нашем; в их числе и я, как старейшина Иудейский, не только из Завета и через пророков знаю, что Христос, Которому вы, христиане, поклоняетесь, есть Сын Бога живого, явившийся на землю для спасения мира, но и из этих книг. Они же и по сей день лежат в Тивериаде.

Выслушал христианин этот рассказ иудея и, преисполнясь святым рвением, воскликнул: "Сей же час уведомлю об услышанном от тебя благочестивого нашего кесаря, чтобы послал он в Тивериаду найти те книги и изобличить лживость иудейскую!" Иудей же христианину ответил: "Зачем ты хочешь погубить свою душу, передав это кесарю? Это ли то благо, о котором ты печешься? Ведь если об этом узнают иудеи, будет между ними раздор великий и многие смертоубийства. Завидев же посланных за книгами, зажгут иудеи то место, где они лежат, и напрасны будут все труды ваши, ибо, пролив много крови, вы не достигнете желаемого. Я же доверился тебе, как другу, чтобы ты понял, что не по недомыслию не обращаюсь я в христианство, но стремясь сохранить для себя почести и достаток".

Внял христианин словам иудея и, признав его правоту, не открыл услышанного благочестивому кесарю Юстиниану - чтобы, преисполнясь святым рвением, тот не совершил кровопролития. Однако он поведал об этом многим своим друзьям и мудрецам.

Мы же, услышав об этом от других, которым сообщил Филипп, немало потрудились, стараясь дознаться, верно ли сказанное тем иудеем о священстве Иисуса и есть ли запись о том в книгах. И обнаружили свидетельство Иосифа {3}, а также и Евсевия Памфила, который не единожды поминает Иосифа в книгах о начале Церкви и прямо говорит, что Иисус входил в храм и служил со священниками. Первым же, кто сообщает это, был Иосиф, современник апостолов.

А еще мы постарались найти подтверждение этим словам в Священном Писании - и обнаружили в Евангелии от Луки, что вошел Иисус в синагогу, и подали Ему читать книгу пророка Исайи, и начал Он читать то место, где написано: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня". И подумали мы, найдя эти слова в Евангелии, что если бы не имел Иисус сана священника, не дали бы Ему читать книги вслух перед всем народом {4}, ибо у нас, христиан, тоже не дают в церкви читать перед людьми святые книги кому угодно из мирян.

И вот я, прочтя написанное у Иосифа и у Луки, понял, что не лгал иудей Феодосии христианину Филиппу, но, доверясь ему, как другу, сказал скрытую иудеями правду об Иисусе Христе, Господе нашем, Которому да будет слава во веки веков. Аминь.

(14 голосов : 4.2 из 5 )

Что такое апокрифы? Как, когда и почему они появлялись?
Насколько Иисус апокрифов отличен от Спасителя, вера в которого веками хранится Церковью? И самое главное – есть ли в этих памятниках христианской литературы нечто такое, что было бы принципиально важным для верующего, но при этом тщательно скрывается от «простых людей» и доступно лишь «посвященным»?

Время от времени средства массовой информации взрываются очередной сенсацией на тему библейских текстов. При всем разнообразии подобные новости сводятся к одной схеме: наконец исследователям удалось обнаружить древние письменные источники, которые позволяют по-другому взглянуть на историю христианства и даже показывают, что -де учит совсем не тому, о чем говорил Христос и Его первые последователи.
Спустя некоторое время, когда ажиотаж спадает, как правило, выясняется, что найденный письменный памятник является не чем иным, как копией или вариантом старинного и давно известного апокрифа, с которым историки имели дело и раньше, и что ничего принципиально нового в обретенной находке не содержится.
Однако, несмотря на очевидное желание создать сенсацию на пустом месте, авторы и самих апокрифов, и громких сообщений о них проделывают весьма серьезную работу. Ее цель – предложить неискушенному читателю и зрителю иной образ Христа, зачастую разительно непохожий на тот, о котором свидетельствует церковная традиция.

Что такое апокриф?

Папирус с «Евангелием от Марии» — апокрифом II века на коптском языке

Те, кому сейчас больше сорока лет, прекрасно помнят детские книжки советской эпохи. Красивые, добрые, интересные произведения, где герои побеждали зло, показывая примеры мужества, взаимопомощи, верности и любви. Но были и такие издания, в которых ребенку тенденциозно рассказывалось о большевистской партии, революционерах, «дедушке Ленине» и других аналогичных понятиях и личностях. Авторы этих публикаций сознательно умалчивали о негативных чертах тех, о ком они писали, предлагая юному читателю лубочный и во многом выдуманный портрет того или иного деятеля, четко деля мир на «хороших» своих и «плохих» чужих.
На языке Церкви такое творчество и называется апокрифами – так обозначаются тексты, которые каким-либо образом относятся к христианству, но имеют весьма сомнительное происхождение. Но прежде чем приобрести именно такое значение, этот термин претерпел немало видоизменений.
Слово «апокриф» переводится с древнегреческого языка как «тайный», «сокровенный». Изначально оно было почти что ругательством и применялось для обозначения еретических книг, которые использовали в своем тесном кругу сектанты, выдававшие себя за христиан и считавшие, будто именно они обладают спасительным знанием, недоступным «обычным смертным». Необычность исповедуемого учения, а также замкнутость самих этих сект заставляла их адептов скрывать свои истинные постулаты и открывать тайные записи лишь самым посвященным и «достойным», по их мнению, людям.
Со временем, когда гностицизм (так называется ряд различных оккультно-мистических верований, которые были распространены в Римской империи и Передней Азии во II – III веках) стал активно полемизировать с Церковью, апокрифические писания сделались достоянием широких масс и перестали быть тайными. Но само понятие апокрифа осталось. Теперь еретики влагали в него сакральный смысл и настаивали, что именно в их сочинениях содержится истина, а Евангелие и прочие Писания якобы являются искажением и переработкой подлинных слов Христа. Отныне для еретиков апокриф являлся «сокровенным» не столько в силу своего «подпольного происхождения», сколько в силу того, что в нем содержится некая очень важная информация, доступная для понимания лишь самым «просвещенным» и «продвинутым». Конечно, эти тексты мог читать и простой человек. Но он, по мнению сектантов, не смог бы увидеть в них скрытого таинственного смысла, который видел гностик.
Однако это понятие имеет еще и положительный смысл, ведь апокрифы создавались не только в еретической среде. Члены Церкви тоже довольно часто брались за перо и фиксировали то, что современные исследователи отнесли бы к разряду народного творчества. Эти письменные памятники содержали жизнеописания святых, апостолов и Спасителя, рассказывали о различных чудесах либо же систематизировали нравственное учение Церкви. Так к началу IV века сформировался очень мощный пласт христианской литературы, который, помимо всего прочего, претендовал и на то, чтобы занять место наравне со Священным Писанием.
В конечном итоге к концу эпохи гонений святым отцам удалось выработать так называемый Канон священных книг – список апостольских творений, происхождение которых не подлежит никакому сомнению. В отношении остальных писаний, претендовавших на то, чтобы занять свое место в Библии, но так и не занявших его, у Церкви сложилась очень гибкая позиция, которая сохраняется до сих пор. Исходя из нее, весь блок апокрифов можно условно разделить на три группы литературных памятников.

Три типа апокрифов

Если у человека верующего, но не очень хорошо знающего церковную традицию, спросить, почему вспоминает события, о которых не написано в Евангелии, – например, сошествие Спасителя в ад или Успение Богородицы, – то вопрос поставит нашего собеседника в неловкое положение. Люди же более осведомленные ответят, что и Рождество Девы Марии, и Ее детство, и юность Христа, и некоторые события после Христовых Страстей, – все это известно нам благодаря Священному Преданию, имеющему множество форм. И что новозаветные книги – лишь одна из них. Всё, о чем молчат канонические Евангелия, мы знаем из апокрифов первого – «положительного» – типа, представляющих собой письменную фиксацию именно того Предания, которое хранится Церковью со дня ее основания.
Таких «положительных», т. е. признаваемых Церковью, апокрифов довольно много: известно около десятка книг, которые служат как бы дополнением к основным новозаветным писаниям. К ним, например, можно отнести:
– «Протоевангелие Иакова» (ок. сер. II века);
– «Учение двенадцати апостолов, или Дидахе» (начало II века);
– «Евангелие от Никодима»
(ок. нач. IV века);
– «Пастырь» Ерма (ок. II века);
– «Сказание об Успении Богородицы» (ок. V века).

Однако, несмотря на то, что они обладают довольно почтенным возрастом, Церковь так и не приравняла их к подлинным Евангелиям, Книге Деяний и Посланиям Апостольским. И на то был ряд очень веских причин.
Во-первых, большинство апокрифов как минимум на четверть века младше самого позднего из дошедших до нас новозаветных текстов – Евангелия от Иоанна и Книги Откровения. То есть лично апостолами эти писания не могли быть написаны, хотя, бесспорно, в целом они отражают ту традицию, которая сложилась еще в апостольские времена.
Во-вторых, практически все церковные апокрифы созданы анонимами, которые сознательно подписывались именами известных первохристианских писателей. Вообще-то в этом не было ничего зазорного – во времена Античности и Средневековья так поступали довольно часто, притом отнюдь не из желания прославиться или разбогатеть (хотя случалось и такое), а просто потому, что произведения известных авторов имели больше шансов найти своего читателя. Однако аноним есть аноним, и святые отцы, утвердившие библейский канон, прекрасно видели, где действительно очередное Павлово послание, а где – более поздний подлог, хотя схожий по стилистике с оригиналом, но все же имеющий некоторые отличия. В итоге книги, происхож­дение которых оказалось под сомнением, так и не вошли в состав Библии.
А третья причина логически вытекает из второй: анонимные писания, не включенные Церковью в состав канонических книг Писания, не содержат в себе ничего, что не содержалось бы в канонических текстах. Как правило, апокрифические сборники либо являются пересказом благочестивых историй, либо повторением уже известных фраз и мыслей, высказанных Спасителем и Его учениками. Проще говоря, в этих книгах Церковь не увидела ничего принципиально нового и, дабы избежать тавтологии, не стала освящать спорные творения своим авторитетом. Кроме того, была еще одна причина такого, казалось бы, предвзятого отношения к этим текстам, но о ней – чуть ниже. Пока же обратимся к двум другим типам апокрифов.
Это уже бесспорно «ложные писания», которые имеют сектантское происхождение и относятся к книгам, могущим внести смуту в сердца верующих.

Среди них особо выделяются:
– «Евангелие детства»;
– «Евангелие от Фомы»;
– «Евангелие от Иуды»;
– «Хождение апостола Павла по мукам».

Точную дату их создания зачастую трудно установить, но чаще всего это рубеж Античности и Средневековья. Первые такие фальшивки начали создаваться уже в III веке, и процесс этот длился вплоть до века IX , а то и дольше. Появление основного массива подобных писаний связано с ростом числа христиан в эпоху гонений. Это было время, когда, с одной стороны, Церковь была вынуждена конспирироваться и ограничивать проповедь. С другой же стороны, само мученичество сотен тысяч христиан уже было сильнейшей проповедью, на которую откликались ищущие Бога сердца. Однако, пройдя этап первичной подготовки и приняв Крещение, многие новые христиане так не смогли до конца порвать со своим языческим прошлым и оставить прежние заблуждения. В итоге возникала ситуация, когда эти люди накладывали на евангельскую систему ценностей какие-то свои личные мировоззренческие представления. Вместе того чтобы смотреть на мир глазами Евангелия, они на само Евангелие продолжали смотреть глазами язычников.
В результате такого переосмысления и появился целый пласт апокрифов второго типа, в которых можно встретить и Христа, и церковную лексику, которая, однако, наполнена совершенно иным, не евангельским, содержанием. В создаваемых вчерашними язычниками книгах еще находилось место подлинным христианским мотивам, но они уже сильно «разбавлялись» чисто философскими и даже оккультными элементами.
И все же главную опасность представляли не первые два типа, а третий. Эта группа апокрифов имеет уже стопроцентно сектантское происхождение. Они создавались в разное время, разными людьми, но с одной и той же целью – смутить верующих. Яркий пример – «Тибетское евангелие». Принцип, как всегда, был очень прост: какая-либо еретическая концепция сознательно облекалась в христианские формы, а получавшиеся в ходе такого «творчества» произведения распространялись под именами известных апостолов и святых. Конечно, чаще всего подлог удавалось вовремя обнаружить и предотвратить его хождение среди христиан. Но было немало и таких случаев, когда еретики добивались своего, и им удавалось переманить в свои секты некоторых верующих. Временами такие апокрифы создавались не путем «придумывания» чего-то нового, а в результате «глубокой редактуры» уже известных канонических текстов. В любом случае это создавало серьезную проблему, поскольку подделки зачастую были настолько искусными, что выявить их могли только духовно зрелые и богословски «подкованные» люди.
В принципе, такая же ситуация наблюдается и сейчас, когда авторы «сенсаций» предлагают читателю «продукт», на страницах которого Христос выглядит чуточку иначе, чем в Евангелии. И тут возникает вопрос: а так ли уж это важно? Ведь, казалось бы, это лишь детали. Однако на самом деле есть принципиальная разница между Иисусом апокрифов и Спасителем, каким Его видит Церковь.

Христос глазами Евангелия

Евангелие – настоящее каноническое Евангелие – являет нам одну очень важную истину, на которую сегодня довольно часто не обращают должного внимания. Эту истину каждый из нас знает с детства. Ее суть состоит в том, что христианин призван верить во Христа. Эта вера, а точнее – это призвание является главной особенностью христианства, которая выделяет его из ряда других религиозных систем мира.
Если мы попробуем ответить на вопрос, в чем состоит суть религии, то не ошибемся, если скажем, что основная задача, стоящая перед всеми религиозными системами мира, – дать человеку спасение. Но вся проблема в том, что разные религии понимают спасение по-разному и соответственно предлагают разные способы его достижения.
Первая и наиболее многочисленная группа религий считает, что суть спасения состоит в том, чтобы после смерти человек получил комфортную и радостную вечную жизнь. Для того чтобы ее достичь, необходимо здесь, на земле, выполнить определенный ряд норм и предписаний. Эти нормы в разных религиях могут не совпадать. Однако принцип один и тот же: если человек правильно выполняет эти предписания, то вечная жизнь после смерти ему гарантирована. Если же человек эти нормы нарушал или не выполнял вовсе, тогда ему грозит вечное наказание. Но, какая бы участь ни постигла человека, в любом случае после смерти он не может участвовать в жизни Божества. Он может наслаждаться красотами райских садов, его могут ожидать самые различные удовольствия, но путь к Богу для него закрыт. По мнению этой группы религий, между Божеством и человеком лежит огромная пропасть. И эту пропасть человек не может перейти ни в земной, ни в загробной жизни.

Свиток из Наг-Хаммади

Есть другая группа религий. Они считают, что существует только Бог, а все остальное – это всего лишь «осколки» Божества, которые оторвались от своего Источника и «забыли» о своем происхождении. Человек в этих религиях тоже считается богом, который призван выйти из этого материального мира и соединиться с Божеством, от которого он некогда отпал. Поэтому вечное блаженство понимается как соединение души с Верховным Божественным Абсолютом, при этом сама душа всецело растворяется в Боге и личность человека полностью исчезает.
Но есть еще христианство. И то понимание спасения, которое оно предлагает человеку, радикальным образом отличается от всех возможных схем, которые положены в основу других религий мира.
С одной стороны, христианство ни в коей мере не отрицает того, что Бог и человек находятся по разные стороны бытия, что Бог – это Творец, а человек – всего лишь тварь, ограниченная рамками пространства и времени. Но, с другой стороны, христианство настаивает, что та пропасть, которая действительно существует между Творцом и тварью, – преодолима и что человек может реально участвовать в божественном бытии Святой Троицы, оставаясь при этом личностью и не растворяясь всецело во всепоглощающих пучинах Божества. Говоря иными словами, в христианстве человек призван, оставаясь самим собой и не теряя своей личностной уникальности, соединиться со своим Творцом и стать богом по благодати.
Именно для достижения этой цели две тысячи лет назад в наш мир пришел Христос. О Его земной жизни, учении, чудесах и повествуют четыре Евангелия, которые были составлены Его учениками. На первый взгляд проповедь их Учителя похожа на проповедь других философов и пророков. Но это только на первый взгляд.
Дело в том, что в любой другой религии мира личность учителя занимает второстепенное место по отношению к тому учению, которое он проповедует. Даже если человек, который это учение несет другим людям, является его непосредственным автором, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором – его автор. Конечно, это не означает, будто сам учитель не может пользоваться почитанием. Наоборот, подавляющее большинство религий с огромным уважением относятся к своим основателям, воздают им высокие почести и даже поклоняются им. Но если представить себе, что по каким-то причинам имя основателя той или иной религиозной традиции было забыто или вообще неизвестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой традиции. Самое главное – что именно проповедует та или иная религия. А кто проповедует – это уже вопрос второй важности.
В христианстве все как раз наоборот. Главное место в жизни верующего человека занимает сам Христос, а Его учение и заповеди – это своего рода путеводители, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в конце которого стоит личность нашего Божественного Учителя.
Я – свет миру (); Я – путь и истина и жизнь (); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (), – эти и подобные им слова встречаются в Новом Завете очень часто, причем исходят они не только из уст самого Спасителя, но и от Его апостолов, которые всегда видели в своем Учителе больше, чем просто пророка или основателя новой религии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, который пришел в этот мир спасти свое погибшее творение – человека. И вот уже две тысячи лет Церковь вслед за апостолом Петром на каждой Литургии повторяет слова, ставшие главными словами каждого христианина: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты – Христос, Сын Бога Живого».
Итак, христианин – это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Христос является стержнем всей его жизни. Без этого главнейшего условия наша вера превращается в пустую формальность, наши богослужения – в красивые спектакли, а наша мораль – в простую игру в бисер. Это очень жесткое и резкое утверждение, но это действительно так: без Христа христианство становится простой философией, которая может дать человеку очень многое. Философия не дает лишь самого Христа. А без Христа спастись невозможно.

Кривое зеркало апокрифа

Но именно этой существеннейшей мысли (что без Христа нет спасения) как раз и нет ни в одном из апокрифов второго и третьего типа. Главной чертой любого подложного произведения, так или иначе имеющего отношение к христианству, является тот факт, что в нем Христос выступает некой технической фигурой и не играет, по большому счету, главной роли. В апокрифах он может быть кем угодно – учителем, наставником, проповедником, высшим разумом, чудотворцем или еще кем-то. Только одним Он там принципиально не может быть – Любящим Богом, Распинающимся ради спасения мира.
Происходит это потому, что языческое сознание (кстати, и материалистическое – тоже) ставит непреодолимую стену между Творцом и творением. Падший человеческий ум не в силах воспринять идею Бога, которому не все равно, чем живет Его создание. В целом такой подход понятен. Ведь апокрифы второго и третьего круга родились в еретической среде, а любая ересь – это, прежде всего, выделение какой-то одной детали из общего контекста и возведение ее во главу угла. Иными словами, ересь – это смещение приоритетов, когда второстепенное становится главным, а главное – второстепенным.
А еще любое «соблазнительное» учение рождается там, где Бог из главной цели человеческого бытия превращается лишь в средство достижения какого-либо блага. Для разных групп язычников это благо представлялось по-разному. Например, гностики-пантеисты, считавшие мир продолжением божественного абсолюта, стремились к полному растворению в «пучинах божества», к всецелому уничтожению собственного личностного начала и соединению с Первоисточником. Для этих еретиков Христос был Божьим посланником, который, по их мнению, пришел лишь для того, чтобы сообщить людям некое знание, способное гарантированно привести избранных к намеченной цели. Другие авторы апокрифов (например, многочисленных так называемых «Евангелий детства») делали акцент на чудесах, совершаемых юным Иисусом. Такая «мания чуда» понятна, поскольку в сознании авторов образ Мессии был тесно связан не с идеей Любящего Бога, а с концепцией всемогущего чудотворца, который после апокалипсиса вознаградит всех спасшихся праведников.
Но и многие апокрифы первого круга (то есть вполне церковные по своему происхождению книги) имеют весьма своеобразную особенность, которая в конечном итоге и не позволила святым отцам внести их в корпус Нового Завета. Эти литературные памятники много говорят о нравственности, о вере, о спасении, но очень мало – о Христе. Он дан в них как бы «по умолчанию». Подразумевается, что читатель и так знает о Нем и что теперь ему важнее ответить на вопрос «как спастись», чем получить информацию о самом Спасителе. Такой подход в принципе возможен. Но он может использоваться только духовно зрелыми людьми.
А Новый Завет – для всех, он универсален, и поэтому свидетельствовать его книги должны о самом главном – о Боге, «нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с Небес». Если же новоначальному христианину начать сразу говорить о «механизме» спасения, то существует огромный риск, что такой верующий так и не увидит за всем этим настоящего Спасителя. Подлинное Евангелие говорит прежде всего и главным образом – о Христе. Именно из таких – и только из таких – книг и был, в конце концов, составлен канонический свод.

Читая в газетах или Интернете очередное сообщение о том, что где-то опять найдено некое писание, которое якобы проливает свет на учение Церкви и рассказывает, например, о том, что Иисус вырос в Тибете, важно задать себе один вопрос: «А хочу ли я верить в этого Христа?» Если читателю подобных сенсаций действительно дорог Иисус из Назарета как один из учителей праведности, творивший чудеса и призывавший всех к любви и состраданию, – то, пожалуй, можно и дальше внимать этим новостям. Но если человеку дорог тот Христос, Который даровал нам Свою Церковь – Бог и Спаситель всей вселенной, призывающий нас к Себе, то в таком случае логично было бы всячески отметать подобные вещи и довериться опыту святых, уже давно сказавших свое слово в отношении подобных «писаний» и всей своей жизнью явивших верность тем самым истинам, которые открываются в канонических книгах Нового Завета.

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию уникальный Апокриф от Иисуса, хотя он и в стихотворной форме, от этого его гениальность и мудрость заложенного в нём только возрастают. После этих глубоких строк, сложно что-либо добавить и потому сочли наиболее приемлемым обратиться к читателю заранее с такими речами: нижеследующее должно способствовать тому, чтобы каждый задумался о делах сего бренного мира и о том, что будет потом, после того, как мы покинем его…

Апокриф от Иисуса

Имеющим глаза и уши.

Кто я для вас - наставник, друг, пророк ли?
Открою вам, Мной избранные, тайну -
Я Божий Сын - не больше и не меньше.
Пусть кто-то назовет Меня безумным
И обвинит во лжи и богохульстве.
Отец и Я - одно. Едины Духом.
Во Мне Он - Я в Нем. Мы неразделимы.

Для всех Я плотник. Просто сын Марии.
Что путного-то ждать из Назарета?
Ведь если что-то в мире и родится,
Достойное хоть толики вниманья,
То где-то далеко - никак не рядом.
Давно известно правило такое -
В отечестве своем не быть пророком.

Мне помнится: еще в далеком детстве
Открылась сердцу трепетная тайна,
Что не от мира Я сего рожденный
И Путь Мой на Земле начертан Богом.
С тех пор все дни, отмеренные Свыше,
Я проводил в молитвах и раздумьях,
До времени Себя не открывая.

Мне с детства стало больно очевидным,
Что мир, во зле погрязший и в раздорах,
В неведенье слепом и раболепстве,
Не должен быть таким прискорбно жалким.
Но люди, что вокруг, - в своих заботах,
Понять Меня не только не сумели,
Но объявили даже сумасшедшим.

Прослышав про пророка Иоанна,
Крестившего народ на Иордане,
О Царствии Небесном возвещая
И о приходе нового Мессии,
Я понял разгорающимся сердцем,
Что пробил час великого свершенья -
И суждено теперь родиться в Духе.

Войдя с молитвой в воды Иордана
Принять обряд Иоаннова крещенья,
Я тотчас странной легкостью отметил
Сошествие в Меня Святого Духа.
Незримая доселе Нить Господня
Вдруг засветилась вся и стала явью,
А Иоанн изрек: «Се Сын Господний».
Как только Божий Дух сошел Мне в тело,
Растекшись по нему живой свободой,
Глас Божий повелел идти в пустыню
И там в посте и ревностных молитвах,
Подвергнувшись суровым искушеньям
Не кем-нибудь - самим же сатаною, -
Искать с Отцом прямого единенья.

И первое, что предложил Мне дьявол,
Используя Божественную волю,
Немедля обратить хлеба в каменья,
Насытив человеческое стадо
Заманчивыми благами мирскими.
Но Я ему, не мешкая, ответил -
Жив человек не только плотской пищей.

Однажды, стоя на горе высокой,
Мне дьявол предложил все царства мира,
Чтоб Я один - жестокостию власти
Повелевал народами слепыми,
На что Я искусителю ответил:
- Уйди, Я только Богу поклоняюсь
И лишь Ему во всем служить намерен.

Еще одно слепое искушенье
Я испытал уже в Иерусалиме.
Там на высокой храмовой площадке
Мне: «Бросься вниз!» - воскликнул чей-то голос,
В надежде, что, свидетельствуя чудо,
Толпа Меня, увидев невредимым,
Сочтет тотчас искусным чародеем.

И только после громких искушений,
Сомнений тяжких и нелепых страхов
Во Мне душа Господняя открылась -
То нечто, вечно бывшее со Мною,
Но до поры укутанное чем-то
И больно не дающее покоя
Неполнотой Божественного чувства.

Ничто в нас так настойчиво не просит
Из века в век, из года в год родиться,
Как то, что называется душою.
Не той душою, что понятна многим, -
Слезливою и падкою до чувства,
До мелочных и трепетных желаний,
А истинной душою - что от Бога.

Но голосок Божественной природы
Разгулом мыслей, чувств и бурной страсти
Совсем приглушен, словно похоронен.
А надобно его вовсю услышать -
До боли, до пронзительного нечто,
Которое б всю жизнь перевернуло
И заново заставило б родиться.

То самое пронзительное нечто
Есть Божий Дух, вливающийся в тело,
Сочащийся сквозь мрачные оковы,
Ломая мертвый груз тысячелетий.
А прошлое - невиданным оскалом,
Вгрызаясь в душу прежде, чем исчезнуть,
Рождает непридуманные страхи.

Как псы из бесконечных подворотен,
Они готовы заживо загрызть в вас
Стремление к Божественному Свету.
А вслед за ними полчища соблазнов
Толкают вас в обыденность мирскую,
И главное сомнение приходит -
Сомнение в существованье Бога.

И наконец в невиданном смятенье -
В терзаниях ума, в боязни смерти,
Когда одно лишь хочется - исчезнуть,
Мелькает мысль - отдаться в руки Бога,
И сразу удивительная легкость
Блаженством растекается по телу,
И страхи вмиг куда-то исчезают.

И тут же потрясенное сознанье
Становится немало удивленным,
А первое проснувшееся чувство -
Что Мир един и ты Его частица
Нетленная, согретая Любовью,
Что лишь Любовь, Любовь - всего основа,
И Вечность простирается повсюду.

Теперь я был, как есть, в руках Господних.
Его тепло и чуткое вниманье
Все существо Мое наполнили Любовью.
Бессмертия нектар, вливаясь в тело,
Ввергал всю плоть Мою в Единство Мира,
И каждое страдание людское,
Рожденное невежеством и страхом,
Во Мне будило море состраданья.

И с той поры, движимый состраданьем
И волей непреклонною Отцовой,
Я ясно осознал Свое служенье
И поприще грядущее земное.
А потому вам, избранные Мною,
Открыл Себя как Сына Человека,
Ведущего вас в Царствие Господне.

Так стали Мне пронзительно понятны
Слова ветхозаветного Исайи
О Мессии грядущем, что в страданьях,
Отверженный за правду и гонимый,
Принявший на Себя грехи людские,
Безмолвно принял смерть, всех вас спасая.
Вот эти откровения Исайи1:

Кто поверит слышанному нами?
И кому открылась сила Яхве?
Он перед Ним взошел, как росток,
Как побег из корня в земле сухой.
Не было в Нем ни вида, ни величия,
Что к Нему влекли бы,
Ни благоволения, что пленило бы нас.
Презираем и отвергнут людьми был Он.
Муж скорбей, изведавший мучения.
И как человека отверженного
Мы ни во что ставили Его.
Он же взял на Себя наши немощи
И понес наши болезни.
Думали мы, что Он поражен,
Наказан и унижен Богом,
А Он изранен был за грехи наши
И мучим за беззакония наши.
Он принял на Себя кару для спасения нашего.
И ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали как овцы,
Каждый своею дорогой,
Но Яхве возложил на Него грехи наши.
Истязаемый, был Он покорен
И в муках не отверз уст;
Как агнец, ведомый на заклание,
И как овца перед стригущими ее - безгласна,
Так и Он не отверзал уст Своих.

Вы ждали от Меня благих поступков,
Сухого мессианского величья
И дерзких шумных выпадов ко власти,
А потому законно возмущались,
Когда общался Я совсем на равных
С блудницами и мытарями злыми,
Погрязшими в грехах и сквернословье.

И невдомек вам было, что нуждались
Они в Господнем слове много больше,
Чем те, кто соблюдал себя пристойно,
Но был далек от Господа безмерно.
Ведь нужен врач не тем, кто прозябает
И излучает праздное довольство,
А тем, кто в этот час серьезно болен.

Мне ставится в упрек благоволенье
И к женщинам, особенно к Марии.
Да, женщине значительно труднее
В своей природе тесно слиться с Богом,
Но если это все-таки свершится,
То сила этой связи колоссальна -
Тут просто меркнут карлики-мужчины.

Потом все упоительно пленялись
Моими чудесами исцеленья,
Которые творил Я Божьей волей.
Физические немощи сдавались
У тех лишь, кто, в Мою поверив силу,
Не допускал и толики сомненья
В Божественном ее происхожденье.

Но главное - Я дал вам путь кратчайший
В стучащееся Царствие Господне -
Путь сердца, открываемый молитвой,
Путь абсолютной преданности Богу,
Земной путь покаянного смиренья,
Творимый Божьим Духом неустанно
В нетленном храме вашего же тела.

Готовые пойти за Мною следом
Без колебаний, робости и страха,
К вам обращаюсь: - Будьте совершенны,
Как совершенен ваш Отец Небесный!
И никаких поблажек, послаблений,
Тревог на выбранном Пути иметь не должно.

Входите только тесными вратами.
Находят их немногие, но знайте:
Лишь узкий путь и долгое терпенье
Приводят прямо в Царствие Господне.
Широкие ж врата ведут в погибель,
Но многие в них путь свой устремляют
И следуют пространною дорогой.

Широкая дорога - это, впрочем,
Не только путь безбожников отпетых,
А тех, кто фарисейскими речами
И постными кривляниями в храме
Пытаются умилостивить Бога
И в Царствие Господнее проникнуть,
Не поступившись благами мирскими.

Всех вас, кто бдит и чутко внемлет слову,
Я призываю стать к вратам заветным.
И если вы все сказанное Мною
Как откровенье примите Отцово
И будете не головой, а сердцем
Готовы без сомнения исполнить,
Откроется вам узкая дорога.

Во-первых, оставляю вам молитву.
Она и есть - прямое обращенье
К Небесному Отцу без многословья.
Но не молитесь так, как лицемеры,
Что в синагогах и на перекрестках
Прилюдно изливают свои речи.
Молитесь втайне - искренной душою.

Молитесь за закрытыми дверями,
Молитесь тихо и немногословно,
И будете услышаны Всевышним.
Всевидящий Отец прекрасно знает,
В чем каждого нужда, и не замедлит
Воздать ему положенное Свыше
Без вашего на то напоминанья.

Сумейте уловить открытым сердцем
Глубокий смысл предложенной молитвы.
А главное - безропотная сдача
В Отцовы руки, сдача без условий,
И искренняя воля к единенью -
Без этого молитва вмиг мертвеет
И станет бесполезным ритуалом.

Молитесь так:

Отче наш, который на небесах,
Да святится имя Твое,
Да придет Царство Твое,
Да будет и воля Твоя
На Земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам сегодня
И прости нам долги наши,
Как и мы прощаем должникам нашим,
И не вводи нас в искушение,
Но избавь нас от лукавого,
Ибо твое есть Царство и Сила и Слава во веки.
Аминь.

С Отцом общайтесь в сердце ежечасно:

Отец Небесный, я Твой сын заблудший,
Рожденный и воспитанный Тобою,
Но в ревностном неведенье своем
Тебя забывший в праздничных утехах,
В мирских заботах, в суете бездумной,
К Тебе я обращаюсь, Отче Славный,
Как сын, свое сыновство осознавший.

Пусть имя несравненное Твое
Светится и пребудет в нашем сердце
И приобщит нас к тайне Мирозданья,
Которой Ты владеешь безраздельно,
Вернет нас, по неведенью заблудших,
На выстланную Истиной дорогу,
Что в Царствие Твое ведет нас, смертных.

Мы ждем, чтоб Ты навеки воцарился
Во всем Своем раскрывшемся Творенье,
Став нашим долгожданным Господином.
Да будет лишь Твоя Святая Воля
И на Земле, как в Царствии Небесном,
И станем мы послушными рабами
В своей сыновней преданности Богу.

Дай хлеб нам наш насущный на сегодня
И столько, сколько посчитаешь нужным.
День завтрашний в руках Твоих всецело -
О нем заботы вовсе не имеем,
Как птахи малые, щебечущие в небе.
Вся наша жизнь, как зернышко Творенья,
Тебе принадлежит, Отец Небесный.

Прости, Отец, нам, грешным, долг сыновний,
Который мы Тебе нечасто платим.
Но пробил час - прозренье наступает.
Мы должникам своим грехи простили
И осознали грех перед Тобою -
Огромный грех, сравнимый разве с ночью,
В которой свет, того гляди, забрезжит.

О, Отче славный, не вводи нас, грешных,
Подчас во искушение слепое,
Где властвуют гордыня и желанья,
Гнездятся где лукавого проделки,
Звериными гримасами играя.
Избавь нас от лукавого, о, Отче,
Детей своих послушных, но упрямых.

Отец наш милосердный и всесильный,
Тебе принадлежим душой и телом.
Любви Твоей не принявшие сразу,
Теперь храним Ее как драгоценность
И отвечаем искренней любовью,
Зажженною навеки в нашем сердце
Тобой - наш Властелин и Охранитель.

Второе. Надо бодрствовать все время,
Чтоб каждое движение сознанья
Пред вами было каждое мгновенье.
Не допускать, чтоб мысли и желанья
Тревожным пленом вас одолевали,
А коль случится все-таки такое,
Сердечную молитву сотворите.

И в-третьих - все греховные позывы,
Греховные желанья и поступки
Лечите покаянием немедля.
Не допускайте тяжести греховной
Осесть глубоко, замутняя душу,
И каждое мгновение сознаньем
Умейте видеть все, что вы творите.

А ко всему - смирение и ровность.
На гнев любой, на зло и на насилье
Ответ один - смиренная улыбка.
Молитесь за того, кто вас обидел,
Кто ненавидит вас и проклинает,
Тогда смирение, отнюдь - не слабость,
А сила, укрепляющая дух ваш.

Пусть неудачи, радости и скорби,
Удачи, поражения, потери
Не поколеблют ваше равновесье,
Не всколыхнут эмоциями душу,
Заставив петь, негодовать иль плакать -
Так все, в конце концов, в руках Господних
В огромную победу обратится.

Ни ближних не судите, ни далеких -
Сучок в чужом глазу, бесспорно, виден,
Но в собственном бревно едва ль заметишь,
Пока сознаньем внутрь не обратишься
И не увидишь суть своих ошибок.
Не мерьте мир неведения мерой,
Откройте прежде истинную душу.

Не поощряйте грех прелюбодейства
И прочие нечистые соблазны.
И не клянитесь ни Землей, ни Небом,
Ни головою, ни детьми своими,
Поскольку все воистину вершится
В руках Господних, по Господней воле,
А потому - что должно, то и будет.

Кто жизнь свою, как есть, сберечь намерен,
Ее он потеряет непременно.
А тот, кто жизнь ради Меня положит,
Тому Отец жизнь вечную дарует.
Оставьте жизнь суетную немедля,
Берите крест и следуйте за Мною -
И по делам вам Господом воздастся.

Когда нечистый дух из дома изгнан,
Дом выметен и прибранный, но пуст,
То тот же дух с компанией зловещей
Вернется в дом - и горе той душе,
В которую компания вселится.
А потому - очищенную душу
Немедля Божьим Духом наполняйте.

Пока гнездится в вас сама гордыня
И Богом необузданная воля,
Стремящаяся быть, владеть и царствовать,
Вам с Духом Божьим век не породниться.
Лишь «я» в своем неведенье упрямом
Грустить, негодовать и лгать способно,
Собою подменяя волю Божью.

В молитвах чистых и сердечном бденье,
В смирении святом и покаянье
При абсолютной преданности Богу -
Ваш Путь нелегкий, политый терпеньем.
А если вас уныние настигнет
И что-то поколеблет вашу веру,
Глядите - то лукавого проделки.

Я дал вам Путь прямого единенья
С Отцом Небесным. Следуйте немедля!
Оставьте мир покойников смердящих,
Решитесь на духовное рожденье,
Оставьте все мешающее Делу!
Коль близкие мешают - их оставьте!
Ищите братьев родственных по духу.

Не думайте, что Я пришел нарушить
Закон или послания пророков,
Напротив - Я пришел сие исполнить
И вас направить нужною стезею,
Ибо ничто не станет из Закона,
Пока все не исполнится до йоты,
Пока Земля и Небо не сольются.

Я сею Слово Божие меж вами,
А примется Оно или зачахнет,
Зависит целиком от вашей воли.
К одним немедля сатана приходит
И это Слово тотчас похищает.
Другие Слову вроде бы внимают,
Но грязнут все ж в заботах и соблазнах.

А третьи Слово с радостью и рвеньем
Приемлют, и, казалось бы, всем сердцем,
Но, повстречавши трудности и скорби,
В непостоянстве вдруг охладевают.
Лишь движимые Волею Господней
Приносят плод воистину обильный
И сеют Слово Божие повсюду.

Остерегайтесь лживых фарисеев
И книжников сторонитесь лицемерных.
Слова верны их, но поступки - лживы,
А потому все сказанное ими
Как есть мертво и не пробудит душу.
Я дал сему кичащемуся сброду
Размашистую отповедь прилюдно.


Пороком лицемерия закрывшим
Путь в Царствие Небесное тем людям,
Которые к тому имеют жажду.
Топчась у вожделенного порога,
Вы так и не открыли Врат Господних,
А всем входящим двери заслонили.

В безумной жажде новообращенья
Вы ищите доверчивую жертву
И в крепкой паутине сладкоречья,
Лишенного Божественного Духа,
Впиваетесь в нее смертельной хваткой,
Из сердца изгоняя Милость Божью,
И делаете вмиг рабом геенны.

О горе вам, «благие» лицемеры,
Платящие исправно дань мирскую,
Но начисто забывшие о долге
Небесному Отцу. О Нем лишь всуе
Упоминаете в своих молитвах
И красочных церковных ритуалах,
Лишенных искры преданности Богу.

Снаружи вы чисты и благоверны,
Но в помыслах своих и начинаньях
Полны невоздержания, и алчность
Гнездится в вашем высушенном сердце,
А посему во всех своих деяньях,
Отцеживая мелкую букашку,
Вы целиком глотаете верблюда.

Вы словно подновленные гробницы -
Красивые снаружи, но по сути -
Полны костей и всяческого хлама.
Обманутые люди почитают
За праведников вас, и невдомек им,
Что черви лицемерия взрастили
Внутри вас беззаконие сплошное.

Хотите вы от Бога откупиться
Обрядами и мертвыми дарами,
А людям, жадно ищущим спасенья,
Внушаете, что ключ от Врат Господних
У вас - (куда надежнее?) - хранится
И только вы владеете секретом,
Как подвизаться в Царствие Господне.

О, горе, фарисеи, вам и книжникам,
Что строите гробницы для пророков
И памятники праведным блюдете,
И лицемерно в голос говорите,
Что не пролили б кровь посланцев Бога.
На деле же - кровь праведников Божьих
Лежит на вас, змеиное отродье!..

Не как судья Я послан был на Землю
Отцом Моим, а послан как Спаситель,
Чтоб верующий всяк обрел спасенье,
Жизнь Вечную, нетленную имея.
До той поры, пока Земля во власти
Страдания и смерти, - горе людям.
Бессмертие - вот истинно лекарство.

А Суд Господний исподволь вершится,
Не судится лишь верующий в Сына
И в Свет, который Он низверг на Землю.
А те, кто тьму всех больше возлюбил
И темные дела свои справляет,
Собой уже наказаны стократно,
А Страшный суд лишь довершит се дело.

Я бросил в мир Божественное Пламя,
Чтоб заразить всех жаждущих Любовью.
Ее всесокрушающая поступь
Дух Истины пробудит в вашем сердце,
И каждый, кто отважится на подвиг, -
До той поры, пока не вспыхнет пламя,
Отцом и Мною будет охраняем.

Вам, избранные Мной, гореть, доколе
Весь мир не вспыхнет Пламенем Господним,
И каждый, кто предстанет перед Богом,
В Огне том иль очистится, иль сгинет.
А всем, кто будет спрашивать о сроках,
Отцовыми словами отвечайте:
- Готовы будьте каждое мгновенье!

Лишь те, кто без сомнения со Мною,
Кто рядом и внимает чутко слову
Мной сказанному - посланному Свыше,
Готовые немедленно собраться
У тесных врат, стремительно ведущих
Путем кратчайшим в Царствие Господне,
Лишь те Огнем Божественным хранимы.

А те, кто у широких врат столпился,
Кто ищет хитроумные лазейки,
Кто неуемен в страсти и в желаньях,
Кто царственно купается в гордыне,
Кто лицемерит пред Отцом и Мною,
Кто слову Моему никак не внемлет,
Тех ждет конец воистину ужасный.

Но самый тяжкий грех во Всей Вселенной
Падет на тех, кто, силясь в тщетной злобе,
На Божий Дух хулою разразится
Иль выскажет сомнение слепое
В фактическом Его существованье.
И горе тем, кто дьяволом подзужен,
Сказать такое все же соблазнится.

О горе вам, погрязшие в разврате,
В братоубийстве, лжи, жестокосердье,
В невежестве и бесконечных склоках, -
И нет тому ни капли оправданья.
О горе вам, кто в праздности животной
Моим словам нисколечко не внемлет
И нас с Отцом хулою одаряет.

И каждому из грешников лукавых
При жизни справедливое воздастся -
Кому-то в неудачах и болезнях,
Кому-то в страхах и душевных муках,
А кто-то вовсе разума лишится.
Всех, не сумевших знак понять Господний,
Ждет впереди ужасное посмертье.

Пришествие Мое на эту землю
Не принесет покоя стадным людям.
Не мир пришел Я бросить в их обитель,
А горечь, разделения и войны.
Не приторная речь - Мое оружье,
А Меч-Огонь, разящий беспощадно
Все лживое и должное исчезнуть.

Я этот Меч вложу в сердца живые
Мной избранных и Господом хранимых.
Они-то, возгораясь Духом Божьим,
И станут, наконец, той грозной силой,
Которая планету взбудоражит -
Народы, страны, равно как и семьи,
Разделит на враждующие станы.

И в этом нескончаемом бедламе
Слова уже не возымеют силу.
На разных языках всяк говорящий,
Лелея только алчущее «эго»,
Не видит дальше собственного носа,
А если и клянется словом честным,
То только чтобы враз его нарушить.

А кто-то в этой кутерьме жестокой
Способен будет и на ликованье -
Безумное и полное разврата.
А кто-то в вечно мрачном опьяненье,
Стараясь окончательно забыться,
Вдруг, проклиная все на белом свете,
Накинет петлю скользкую на шею.

Иные же, в фальшивых поклоненьях
Под страхом смерти к Богу обратятся -
Начнут грехи свои ничтожные замаливать,
Чтоб выторговать у Него спасенье.
Но не дождавшись нужного ответа,
Хулой последней в Небо разразятся,
Тем самым довершив свое паденье.

А избранные Мною, сокрушая
Огнем-мечом пылающего сердца
Все лживое и низкое на свете,
Стоят скалою твердой, неприступной
В бушующем страстями океане
И, сохраняя подлинную ровность,
Свет Истины в немногих зажигают.

Они, в ком Дух Господний возгорится,
В молитве, что из сердца, неустанной,
В смирении и праведности строгой,
Найдут себе надежную защиту
Средь хаоса и сумрака слепого,
И под Господним неусыпным оком,
Все претерпев, в конце концов - спасутся...

А помните, три верные собрата,
Как вы к Великой тайне прикоснулись?
Во время Моего Преображенья
Вам довелось воочию увидеть,
Как бренное страдальческое тело,
Охваченное Пламенем Господним,
Становится божественно нетленным.

Поток невыразимого блаженства,
В котором мелкой дрожью трепетали
Все клеточки проснувшегося тела,
Соединив безмерною Любовью
Меня с Отцом и с Царствием Господним,
Вобрал и вас в неведомое Пламя,
Сменяя страх невиданным восторгом.

И тут во Мне прозрение случилось,
То знак был подан Царствия Господня -
Грядущего пришествия на Землю
Меня во всем могуществе и силе -
Вершить, трубя, суд праведный и скорый -
Людские судьбы в Пламени Господнем.
И отделить все плевелы от зерен.

Вам, избранные Мною, открываю
Грядущего тяжелую картину,
Которая случится непременно
Пред тем, как вновь сойду на эту землю.
Прислушайтесь к словам Моим всем сердцем -
Лишь слух сердечный уловить способен
Всю глубину поведанного Мною.

Во-первых, берегитесь, чтобы кто-то
Под именем Моим в миру ходящий,
Вас не прельстил коварными речами,
Способными разрушить вашу веру
И обратить стремление Господне
В стремление служения маммоне
И прочим сатанинским интересам.

Вам скажут, что любовь дана в награду
От Господа и пользоваться ею
Вам надобно, сливаясь тесно плотью,
Намеренно забыв сказать при этом,
Что плотская любовь для зарожденья
Лишь новой плоти, а не для забавы,
Что разжигает дьявольскую похоть.
Вам скажут также именем Господним,
Что для того, чтоб истинная вера
Торжествовала, надо непременно
Пойти с мечом на братьев и соседей
И, захватив истерзанные земли,
Держать в повиновении и страхе
Детей и жен, оставленных мужьями.

Другие же - от имени Христова
Засыплют чудесами исцеленья,
Знамениями разными одарят,
Чтоб соблазнить легко- и маловерных.
И всякий обольщенный непременно
Становится противником Господним,
От Царствия безмерно удаляясь.

Иные соблазнители найдутся
И призовут вас громкими речами
Под праздничные траурные марши
Без колебаний кесарю отдаться,
Поставив государство выше Бога,
Стать винтиком послушным в механизме,
В котором правят ложь и лицемерье.

Что будет зваться церковью Христовой -
Труп Истины, которая от Бога,
Ее туманный, слабый отголосок.
А правильное внешне духовенство
Погрязнет в лицемерии и букве,
И лишь в душе подвижников немногих,
Мной избранных, дух Истины пребудет.

Весь мир в вертеп торговый обратится -
Единственною мерой станут деньги.
Понятия о совести и чести
В их звоне незаметно растворятся,
А каждый, кто о них когда-то вспомнит,
Отмечен будет жадною толпою
И изгнан из пирующего стада.

Придет пора, и в бесконечных войнах
Погрязнет мир, но вы не ужасайтесь -
Так должно быть, сие неотвратимо
И входит в план Господний изначально.
Сей план не есть Господняя жестокость,
Он мог, в конце концов, не состояться,
Будь человечество не так упорно
В своем невежестве и отрицанье Бога.

Не только войны - голод и болезни
Обрушатся на головы народов.
Устав от бесконечных войн и распрей,
Земля местами сильно содрогнется -
Стряхнуть с себя людские нечистоты,
Тем самым указуя маловерным,
Что мир един и плоть его - от Бога.

Наступит несравненное раздолье
Для магов, колдунов и лжепророков,
А некоторые (шумно или тихо)
Вам именем Христовым назовутся.
Несчастные, прельстившиеся ими,
Поверившие в мед увещеваний,
Обречены на скорую погибель.

Предательство родится повсеместно,
А ненависть своим сильнейшим ядом
Отравит искалеченные души,
И по причине страшных беззаконий
Любовь во многих вовсе охладеет.
Вам, избранные Мною, надо помнить:
Лишь претерпевший до конца - спасется.

И в это ужасающее время,
Всех молвить слово Истины посмевших,
В чьем сердце пребывает Дух Господний,
Животная толпа возненавидит.
А палачей услужливые руки
Подвергнут их мучениям и пыткам
И медленную смерть принять заставят.

И вдруг - среди стенания и скорби
Померкнет солнце, свет луны померкнет,
С небес падут стремительные звезды
И силы поколеблются земные.
О дне и часе грозного свершенья
Никто не знает - лишь Отец Небесный
Сей Тайною Великою владеет.

А потому - в смиренье и молитвах,
В сердечном покаянии и бденье
Готовы будьте каждую минуту
К пришествию поруганного Сына
И ангелов Моих, громоподобных,
Для жатвы человеческого поля
И отделенья семени от плевел.

И в этой жатве истинное семя
Составят только избранные Мною
Да праведники, внемлющие Слову,
Очищенные Пламенем Небесным.
Они - все претерпевшие без стонов,
Без пагубных сомнений в Воле Божьей
Войдут немедля в Царствие Господне.

Другие же - в количестве несметном,
Творящем беззакония, соблазны,
В неверии погрязшем и разврате, -
Составят вместе дьявольское семя,
Которое, как плевелы сухие,
Сгорит бесследно в Пламени Небесном
С стенаньями и скрежетом зубовным.

Все, что Я дал вам, бережно храните
И донесите жаждущим свободы,
Но берегитесь, ибо те же люди
Вас предадут, Мое услышав имя.
И не заботьтесь, что сказать в ответ им.
В судилищах и сборищах позорных
В вас Божий Дух заговорит открыто.

Не бойтесь тех, кто убивает тело,
Души убить они не в состояньи.
Остерегайтесь тех, кто может душу
И трепетную плоть в геенну ввергнуть,
И предоставьте жизнь свою всецело
Отцовой воле, ибо лишь один Он
Все ваши нужды зрит и разумеет.

Всяк, голос Мой до сердца доносящий,
Предстанет пред Отцом Моим Небесным,
А от Меня отрекшийся прилюдно
Мной пред Отцом Моим отвергнут будет.
Кто мать свою или отца возлюбит
Сильнее, чем Меня, - любовью сына,
Тот не достоин Моего вниманья.

Я - жизни Хлеб. Ко Мне всяк приходящий
Не ощутит ни голода, ни жажды.
Я накормлю вас собственною плотью,
Которую отдам, и очень скоро,
За то, чтоб жизнь вовек торжествовала.
Тогда, в момент Моей телесной смерти,
Бессмертья Дух пространственный родится.

Сие услышав, многие их близких
Меня покинут, разочаровавшись
В своих мечтах о Царствии грядущем,
Со Мною во главе - они ж у трона.
И близкие из близких усомнятся
В словах Моих и твердых обещаньях
В Жизнь вечную дорогу указать им.

К вам, до сего момента не понявшим,
Что Я и есть - Путь, Истина и Жизнь,
Слова Мои Я снова обращаю,
Ибо опять сбывается Писанье,
Что мир Творца же своего не принял.
Лишь тем, кто принял - коих очень мало, -
Он дарит власть стать чадами Своими.

Все, что есть Я - слова Мои, поступки
И преданность Отцу без оговорок, -
Путь Истины, в Жизнь вечную ведущий.
И нет других затейливых секретов
И скорых, чудодейственных рецептов
Познать Творенье Божие в Единстве,
Любви и Бесконечности щемящей.

Но даже вы, Мной избранные, в целом,
Уверены, что - полностью со Мною,
Однако пресловутая гордыня,
Питающая алчущее «эго»,
Вас заставляет двигаться с оглядкой,
То погружая в мрачные сомненья,
То в прошлое внезапно возвращая.

Чтоб поразить коварную гордыню,
Заставить «эго», умалясь, исчезнуть,
Проникнитесь единством Мирозданья,
Любите сердцем вашим все живое
Во всей его Божественной природе,
Не унижайте братьев наших меньших
И будьте милосердными друг к другу.

И помните: пока душа закрыта,
Любовь ущербна и коварно лжива.
В ней постоянно ненависть таится
И зреет лицемерия отрава.
Лишь Путь всецельной преданности Богу
Наполнит сердце истинной Любовью.
Рождение души - Любви рожденье.

Чтобы единым стать с Отцом Небесным,
Изгнать честолюбивые страданья,
Наполниться Божественной Любовью
И обладать Божественною Силой,
Должны исчезнуть ваши чувства, мысли -
И лишь тогда нисходит Дух Господний
И тихо в вас вершит Отцову Волю.

Вы стать должны невинны, как младенцы,
Которые не путаются в мыслях,
А пребывают здесь сию минуту,
Доверчиво родителям внимая.
Их существо не ведает страданья
И не несет груз памяти ненужной,
Встречая мир улыбкою открытой.

Ну, а пока Мне жутко одиноко
И больно сознавать, что вы далеко
От пониманья слов Моих всем сердцем,
Всем существом своим, всей сутью.
В конце концов один из вас решится
На низкое предательство, иные ж,
Забыв Меня, на время отрекутся.

А в муках смерть, Мной принятая мирно
Во исполнение Отцовой воли,
В безмерное унынье вас повергнет,
И в страхе затаитесь вы невольно.
Огромное сомненье вас охватит,
Когда услышите в ехидных разговорах:
- Спаситель, а Себя спасти не в силах!

Но волею Отца и силой Духа
Мне надлежит воистину воскреснуть,
Дабы уверовать вам в Мое Сыновство,
В Жизнь вечную и Царствие Господне.
Посеяв в мире семена Бессмертья,
Я вознесусь в Отцовскую Обитель,
Чтобы в урочный час сюда вернуться.

И сбудутся тогда Мои реченья -
Огонь Небесный спустится на Землю,
И огненная жатва состоится.
В Жизнь вечную немногие возьмутся -
Лишь те, кто без сомнения со Мною
В словах, стремленьях, помыслах, поступках,
Кто Господу был предан всей душою.

Другие же - пестующие «эго»,
Лелеющие алчность, гнев и похоть,
Стремящиеся к власти и богатству
И просто прозябающие сонно,
Займутся, в корчах, Пламенем Небесным -
Так Суд Господний вскорости очистит
Больную Землю от смердящей скверны.

И пусть кому-то кажется наивным
Сию минуту это предсказанье.
Разубеждать Я их, увы, не стану -
Все сказано уже неоднократно.
Одно скажу - раскаяться в свершенном,
Себя увидеть в неприглядном свете,
И стать на верный Путь - еще не поздно.

Настанет время, и уже настало,
Когда Отцу вам надо поклоняться
Лишь в Истине и в Духе - остальное ж
Незрелостию вашей объяснимо,
А потому ваш Бог еще не полон -
Ведь Бог есть Дух, и поклоняться в Духе
И в Истине - есть подлинная вера.

Дух Истины сей мир принять не может,
В неведенье и страхе пребывая.
Лишь любящий Меня познать способен
Дух Истины во всем Его величье.
Он от Отца Небесного исходит
И послан будет вам как Утешитель
В момент, когда Я этот мир покину.

С Моим приходом старый мир повержен -
В нем Новый Мир пророс, укоренился,
А проповедь Моя, Мои страданья,
Смерть на кресте и Воскресенье Тела -
И есть закваска обновленья мира.
И в каждом, кто воистину со Мною,
Идет уже преображенье плоти.

Возьмутся в Царство Божие те люди,
Кто неприметным образом взлелеял
Его внутри - в нетленном храме тела.
В час Царствия оно преобразится -
Из смертного и тленного доселе -
Родится осиянное Бессмертьем,
Любовью и Божественною Силой.

Когда Меня охватывает страданье,
Не Я страдаю, а страдает Тело,
Но не Мое, а Тело всей планеты
И каждого из вас - Его частицы.
В страданье этом - все несовершенство
Земли и человеческой природы -
И эта боль поистине огромна.

А потому - грядущее распятье
Есть и конец, и обновленье мира
В последующем Светлом Воскресенье.
Тогда сойдет в измученное Тело
Вобравший Силу - Вечный Дух Бессмертья
И озарит потухшие сознанья
Всех, истинно страдающих и грешных...

Прислал: Аслан Мелиев (Россия)