Международная военно-историческая ассоциация. Морское инженерное училище Морское инженерное училище императора николая i

Координаты : 59°42′32″ с. ш. 30°24′00″ в. д.  /  59.709° с. ш. 30.4° в. д.  / 59.709; 30.4 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1998 году Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см.

Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина основано 8 апреля 1948 года.

После объединения с ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского - Военно-морской инженерный институт.

После объединения ВМИИ и ВМИРЭ имени А. С. Попова - Военно-морской политехнический институт.

Названия училища

  • 1948-1964 - 2-е Высшее военно-морское инженерное училище (2-е ВВМИУ)
  • 1964-1974 - Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ)
  • 1974-1998 - Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ имени В. И. Ленина)
  • с 29 августа 1998 года - Военно-морской инженерный институт
  • Военно-морской политехнический институт

История училища

  • 8 апреля 1948 г.- Подписан приказ МВС СССР № 23 об образовании 2-го Военно-морского инженерного училища (в/ч 62750) по подготовке специалистов по паросиловым и дизель-электрическим КЭУ ВМФ с местом базирования в г. Пушкине Ленинградской области.
  • Июль-август 1948 г. - Начало формирования в Ленинграде учебного контингента ВМИУ на базе ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского. Первым начальником 2-го ВМИУ был назначен капитан 1 ранга Д. Г. Жмакин .
  • 1 октября 1948 г. - Начались учебные занятия с курсантами первого курса ВМИУ на базе ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского.
  • 28 декабря 1948 г. - Постановление СМ СССР 2-е ВМИУ отнесено к категории Высших учебных заведений ВМФ и ему присвоено наименование 2-е Высшее военно-морское инженерное училище.
  • 31 октября 1949 г. - Первое заседание Ученого совета 2-го ВВМИУ
  • 23 февраля 1950 г. - На основании Директивы ПС ВМС СССР от 8 февраля 1950 года училищу вручено Боевое Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР, подписанная 28 октября 1949 года.
  • 12 октября 1953 г. - Во 2-м ВВМИУ впервые начала работать Государственная Экзаменационная комиссия.
  • 21 марта 1954 г.- Первый выпуск 2-го ВВМИУ (тех, кто поступал в ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского).
  • 1 сентября 1954 г. - Начались занятия на новом - топливном отделении
  • 5 ноября 1956 г. - Открытие в училище памятника В. И. Ленину
  • 1 октября 1957 г. - На основании директивы ГК ВМФ от 26 сентября 1957 года на дизельном факультете начата подготовка инженеров-механиков по эксплуатации корабельных газотурбинных установок.
  • 6 октября 1957 года состоялся первый выпуск техников-топливников, а 5 ноября - первый выпуск техников-механиков дизелистов. Подготовка техников-топливников и техников-механиков дизелистов проходила до 1958 года.
  • 25 апреля 1959 г. - В училище переведён паросиловой факультет из ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского.
  • 29 июля 1959 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 6 июля 1958 года открыто отделение заочного обучения, а топливный факультет переведен с 1 сентября 1959 года в Военную академию тыла и транспорта .
  • 27 апреля 1960 г. - На основании директивы Министра обороны СССР от 11 апреля 1960 года создано специальное отделение.
  • 1 сентября 1962 г. - На основании директивы МО СССР от 29 мая 1962 года созданы 10-месячные курсы повышения квалификации для офицеров-механиков, выпускников средних технических заведений.
  • 1 сентября 1963 г. - На основании приказа ГШ ВМФ от 19 февраля 1963 г. на дизельном факультете созданы 10-месячные курсы офицерского состава для подготовки специалистов из числа лиц, окончивших гражданские институты и призванных в ряды ВМФ. На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ /3/7296 от 8 августа 1963 года организовано отделение подготовки техников-водолазов с 3-годичным сроком обучения.
  • 16 апреля 1964 г. - На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ /3/701556 от 16 апреля 1964 года 2-му ВВМИУ присвоено наименование «Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище».
  • 1 сентября 1964 г. - На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ/3/702051 от 18 июля 1964 года специальное отделение ЛВВМИУ преобразовано в специальный факультет (для подготовки иностранных курсантов и слушателей).
  • Декабрь 1966 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 14 ноября 1966 года, из штата ЛВВМИУ исключены курсы по переподготовке офицерского состава.
  • 23 марта 1971 г. - Приказом № 7 /ВАК Министерства высшего и среднего специального образования СССР Ученому совету ЛВВМИУ разрешено принимать к защите кандидатские диссертации.
  • 24 января 1974 г. - Постановлением СМ СССР № 66 от 24 января 1974 года училищу присвоено имя В.И Ленина.
  • 1 сентября 1977 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 10 августа 1977 г. закрыто отделение подготовки техников-водолазов.
  • Май 1992 г. - Создано военно-патриотическое подразделение «Гвардейский флотский экипаж».
  • Ноябрь 1992 г. - Состоялся первый выпуск офицеров для ВМФ РФ.
  • Апрель-Май 1993 г. - В ВВМИУ им. В. И. Ленина из Севастопольского ВВМИУ переведен химический факультет.
  • 1 сентября 1993 г. - В соответствии с директивой ГШ ВМФ РФ от 25 декабря 1992 года в ВВМИУ им. В. И. Ленина созданы электротехнический и химический факультеты, в которых началась подготовка специалистов для обслуживания ЯЭУ.
  • 25 июня 1994 г. - Состоялся первый выпуск офицеров инженеров-химиков для ВМФ.
  • 29 мая 1995 г. - На основании решения Президиума ВАК РФ от 26 мая 1995 года приказом ВАК РФ в ВВМИУ им. В. И. Ленина создан докторский диссертационный совет. На него же возложены права по приему кандидатских диссертаций. Кандидатский диссертационный совет прекратил своё существование.
  • 1 сентября 1996 г. - Возобновились учебные занятия на специальном факультете ВВМИУ им. В. И. Ленина
  • С 1997 г. - ВВМИУ им. В. И. Ленина перешло на учебные планы и программы полностью идентичные аналогичным гражданским ВУЗам России.
  • 1 сентября 1997 г. - училищу передан учебный центр и городок в поселке Низино Ленинградской области , ранее принадлежавший Пушкинскому Высшему инженерно-строительному училищу.
  • 29 августа 1998 года - Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).

Награды

  • Ноябрь 1963 г. - 2-е ВВМИУ награждено Красным Знаменем ВМФ СССР «За образцовый военный городок».
  • 29 октября 1967 г.- За успехи в подготовке специалистов для ВМФ Социалистической республики Вьетнам ЛВВМИУ награждено памятным Красным Знаменем МО СРВ.
  • 16 октября 1972 г. - На основании постановления бюро ЦК ВЛКСМ от 11 октября 1972 г. комсомольская организация ЛВВМИУ награждена памятным Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшей комсомольской организации ВМФ» в честь 50-летия шефства комсомола над флотом.
  • 13 декабря 1972 г. - На основании постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и СМ СССР № 845-285 от 13 декабря 1972 г. ЛВВМИУ награждено почетным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и СМ СССР в честь 50-летия образования СССР.
  • 27 августа 1975 г. - училище за активную шефскую работу награждено почетной грамотой ЦК ДОСААФ
  • Апрель 1978 г. - училище награждено Почетной Грамотой ЦК ВЛКСМ в честь 108-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина
  • 11 октября 1978 г. - училище награждено Почетной Грамотой ЦК ВЛКСМ в честь 60-летия образования ВЛКСМ.
  • 22 апреля 1980 г. - училище награждено Почетной Ленинской Грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и СМ СССР в честь 110-годовщины со дня рождения В. И. Ленина.
  • 9 сентября 1985 г. - За большую и плодотворную подготовку специалистов для Социалистической Республики Вьетнам решением Государственного Совета СРВ ЛВВМИУ имени В. И. Ленина награждено орденом СРВ «За военные заслуги» 2 степени.
  • 29 октября 1985 г. - училище награждено Красным Знаменем ЦК Союза молодых коммунистов Кубы за 21 ноября 1991 г. высококачественную подготовку специалистов для ВМФ Республики Куба
  • 2 июня 1992 г. - В знак признания заслуг перед вооруженными силами Республики Куба, в ходе подготовки национальных кадров решением Государственного Совета Республики Куба от 17 июня 1991 г. училище награждено высшим военным орденом Республики Куба - орденом имени Антонио Масео .

Начальники училища

  • 1948-1952 - контр-адмирал Жмакин Дмитрий Георгиевич
  • 1952-1959 - вице-адмирал Степанов Михаил Петрович
  • 1959-1975 - вице-адмирал-инженер Румянцев, Николай Иванович
  • 1975-1983 - вице-адмирал Лапшин, Борис Александрович
  • 1983-1992 - вице-адмирал Коковин, Василий Александрович
  • 1992-1998 - контр-адмирал Халиуллин, Юрий Михайлович

Выдающиеся выпускники

  • Барсков, Михаил Константинович - вице-адмирал, заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению, кораблестроению и эксплуатации (1989-2003);
  • Бартенев, Александр Владимирович - городской голова Феодосии ;
  • Малахов, Иван Павлович - губернатор Сахалинской областис августа 2003 по август 2007 года.

Напишите отзыв о статье "Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина"

Ссылки

  • Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина.// Ломоть В. К. (Ред.). Краткий исторический очерк. Изд. 2 1990. Твердый переплет. 192 с.

Примечания

Отрывок, характеризующий Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина

Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.
Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей.
Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода.
Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено.
В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов.
Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии.
Толь написал диспозицию: die erste Colonne marschiert [первая колонна направится туда то] и т. д. И, как всегда, сделалось все не по диспозиции. Принц Евгений Виртембергский расстреливал с горы мимо бегущие толпы французов и требовал подкрепления, которое не приходило. Французы, по ночам обегая русских, рассыпались, прятались в леса и пробирались, кто как мог, дальше.
Милорадович, который говорил, что он знать ничего не хочет о хозяйственных делах отряда, которого никогда нельзя было найти, когда его было нужно, «chevalier sans peur et sans reproche» [«рыцарь без страха и упрека»], как он сам называл себя, и охотник до разговоров с французами, посылал парламентеров, требуя сдачи, и терял время и делал не то, что ему приказывали.
– Дарю вам, ребята, эту колонну, – говорил он, подъезжая к войскам и указывая кавалеристам на французов. И кавалеристы на худых, ободранных, еле двигающихся лошадях, подгоняя их шпорами и саблями, рысцой, после сильных напряжений, подъезжали к подаренной колонне, то есть к толпе обмороженных, закоченевших и голодных французов; и подаренная колонна кидала оружие и сдавалась, чего ей уже давно хотелось.
Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова.
Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д.
Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.

Подготовка офицеров Русского флота в 1905–1920 гг.

Учебные заведения, готовившие офицеров Русского Императорского флота, делились на две группы: те, которые давали своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство), и те, где офицеры повышали свое образование.

К первой группе относились Морской Корпус, Морское инженерное училище и учебные заведения с ускоренным сроком обучения, появившиеся с началом Первой мировой войны, ко второй – Николаевская морская академия и различные офицерские классы и школы.

Морской Корпус

Морской Корпус являлся учебным заведением, готовившим кадры флотских офицеров. Он являлся преемником учрежденной в 1701 году в Москве Школы математических и навигацких наук. Морской Корпус неоднократно менял название: Морской Корпус в 1762-1867 и в 1906-1915гг.; в 1891-1906гг. – Морской Кадетский Корпус, в 1867-1891 и 1915-1918гг. – Морское училище. 6 ноября 1914 года корпусу было дано шефство Наследника Цесаревича.

Основная масса кадет была потомственными дворянами или детьми личных дворян. При наборе в корпус предпочтение отдавалось сыновьям и внукам морских офицеров. Согласно утвержденным штатам в корпусе числилось 740 человек. До 1910 года корпус ежегодно выпускал 80-90 человек, в 1911-1913гг. – в среднем по 119, а в 1914 году вместе с ускоренным выпуском дал 260, в 1915г. – 173, в 1916 и 1917гг. – по 200 человек.

С 1906 года корпус выпускал воспитанников корабельными гардемаринами, (1860-1882 – гардемарин флота, 1906-1917 – корабельный гардемарин), а первый офицерский чин мичмана они получали только после практического плавания и сдачи экзаменов специальной комиссии. По своему статусу корабельные гардемарины пользовались «зауряд - правами» (то есть правами с рядом ограничений) подпоручиков по Адмиралтейству.

В 1915 году после переименования Морского корпуса в Морское училище его общие классы были выделены в Морской Кадетский Корпус в Севастополе (где еще до войны собирались открыть 2-й Морской корпус).

Морское училище в Петрограде было закрыто 7 марта 1918 года. Старшие гардемарины получили аттестаты об окончании училища, старшие кадеты – аттестаты об окончании общих классов, также всем выдали свидетельства «военных моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота».

Морской Кадетский Корпус в Севастополе

Высочайшее положение об открытии корпуса было утверждено 26 октября 1915 года, но его открытие состоялось только в следующем году. В состав корпуса вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского училища.

По изначальному замыслу, корпус должен был «…доставлять малолетним, предназначенным к военно-морской службе в офицерском звании и, преимущественно сыновьям офицеров флота и морского ведомства, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание» . Предполагалось, что корпус будет состоять их четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. К сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств - Совета. Корпус вновь открылся в октябре 1919 года, в ноябре следующего года ему пришлось эвакуироваться вместе с черноморским флотом и продолжить свою деятельность в Бизерте (Тунис).

Морское инженерное училище

В этом училище велась подготовка технических специалистов для флота. Первоначально подобное учебное заведение – Училище корабельной архитектуры -было создано в 1798 году в Петербурге. До 1894 года в него принимались представители практически всех сословий Российской Империи - дворян, мещан, купцов, крестьян. Этим оно значительно отличалось от Морского Корпуса. С 1894 года в училище принимались только дети дворян, потомственных почетных граждан, офицеров и чиновников Морского ведомства. Сословные ограничения были введены с целью снизить возможные конфликтные ситуации выпускников при дальнейшей совместной службе с выпускниками Морского корпуса.

В 1897 году техническое училище преобразовано в Морское инженерное училище императора Николая I (это название оно носило до марта 1917 года, после чего стало именоваться просто Морским инженерным училищем) с двумя отделениями -механическим и кораблестроительным.

Выпускники зачислялись в корпус корабельных инженеров (кораблестроительное отделение) и в корпус инженер - механиков флота (механическое отделение). Через два года они получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. С 1877 по 1904гг. полный курс училища окончили 122 корабельных инженера и 495 инженеров-механиков. С 1905 по 1909гг. было выпущено 27 корабельных инженеров и 141 инженер-механик. В 1900-1912гг. средний выпуск составлял 30 человек, в 1913г. было выпущено 43 человека, в 1915г. – 45 человек. Корабельных инженеров в выпусках 1906-1915гг. насчитывалось в среднем по 5 человек.

В марте 1918 г. вместе с Морским корпусом училище было ликвидировано.

Флотские учебные заведения с ускоренным сроком обучения

В связи со значительной нехваткой офицерского состава флота Морскому ведомству пришлось организовать ряд учебных заведений с ускоренным сроком обучения, выпускавших офицеров военного времени. К подобным учебным заведениям относились Отдельные гардемаринские классы, Курсы гардемарин флота, Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени).

5 августа 1913 года в Санкт - Петербурге открылись Временные курсы юнкеров флота с учебным курсом по программе Морского Корпуса. 1 июня 1914 года они были преобразованы в Отдельные гардемаринские классы (ОГК), причем, 60 раннее зачисленных туда юнкеров флота переименовали в гардемарины. В классы принимались на конкурсной основе дети офицеров, потомственных дворян, священнослужителей (в ранге не ниже иерея), гражданских чиновников (не ниже VII класса табеля о рангах), а также представители других сословий христианского вероисповедания, окончившие курс в каком-либо гражданском вузе.

После зачисления в ОГК гардемарин сразу же приводили к присяге. Полный курс обучения рассчитывался на три года. Затем воспитанники производились в корабельные гардемарины и направлялись на корабли Учебно-артиллерийского и Учебного минного отрядов. После практики и сдачи экзаменов они получали первый чин мичмана. Классы произвели три выпуска мичманов: 30 января 1916 года, 25 марта 1917 года и 20 февраля 1918 года. В отличие от гардемарин Морского Корпуса, носивших белые погоны, гардемарины ОГК имели погоны черного цвета, за что они неофициально назывались «черными гардемаринами».

Отдельные гардемаринские классы были упразднены постановлением Верховной морской коллегии (органом управления флота, созданным после прихода к власти большевиков) от 28 ноября 1917 года.

Курсы гардемарин флота были организованы в 1916 году на базе сформированной при 2-м Балтийском флотском экипаже роты так называемых гардемарин флота, состоявшей из лиц с высшим образованием, пожелавших сдать экзамен на получение чина мичмана. Обучение на курсах должно было длиться в течение года, причем 3 месяца отводилось на практику. Экзамен на офицерский чин гардемаринам полагалось сдавать при Морском корпусе или Морском инженерном училище, в зависимости от специализации. Первое зачисление на курсы состоялось 17 декабря 1916 года. Помимо морского отделения на курсах также были открыты гидрографическое и кораблестроительное отделения. 5 мая 1917 года состоялся первый выпуск курсов. После октябрьского переворота 1917 года курсы в прежнем виде перестали существовать: гардемаринам по морской части предложили сдать оставшиеся экзамены до 28 апреля 1918 года, механическое и кораблестроительное отделения закрывались, а их гардемаринам разрешалось до 1 августа 1918 года продолжить занятия на вновь организованных краткосрочных Курсах военного кораблестроения. Гидрографическому отделению, переименованному в Класс гидрографов военного флота, было разрешено заниматься до 1 июня 1918 года. Гардемарины, обучавшиеся на курсах, носили серые шинели, за что их неофициально прозвали «серыми гардемаринами».

Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени) открылась в июле 1916 года в Ораниенбауме. В школу без экзамена принимались вольноопределяющиеся, охотники флота, строевые нижние чины и вообще «молодые люди христианского вероисповедания не моложе 17 лет, имеющие аттестаты или свидетельства об окончании одного из средних учебных заведений» . Состоялось три выпуска прапорщиков по Адмиралтейству: 1 и 23 октября 1916 года и 15 марта 1917 года. В мае 1917 года школу перевели в Новый Петергоф и переименовали в Школу мичманов военного времени берегового состава. Первый выпуск мичманов военного времени по механической части был произведен 11 сентября 1917 года. В том же году состоялось еще два выпуска: 20 сентября - мичманов военного времени берегового состава, а 23 сентября - просто мичманов военного времени.

Николаевская морская академия

Николаевская морская академия ведет отсчет своей истории с 28 января 1827 года, когда при Морском корпусе по инициативе известного русского мореплавателя и морского педагога И.Ф.Крузенштерна начали действовать офицерские классы. К началу первой мировой войны академия насчитывала три отделения: гидрографическое, кораблестроительное и механическое.

За 25 лет академия выпустила 100 гидрографов, 47 кораблестроителей и 54 механика. В 1910 году продолжительность курса военно-морских наук увеличили до 12 месяцев, реорганизовав его на правах отделения. Выпуск технических отделений академии в 1906-1914гг. составлял от 15 до 55 человек в год (всего 199), а военно-морского курса - от 7 до 18 человек в год (всего 113).

Помимо Николаевской морской академии офицеры флота могли проходить обучение ив некоторых сухопутных учебных заведениях. 6-7 человек ежегодно направлялись в Михайловскую артиллерийскую и Императорскую Николаевскую инженерную академии, 1-2 офицера прикомандировывались к Академии Генерального Штаба. Также обучение могло проводиться в Александровской военно-юридической академии, Горном институте, Санкт-Петербургском политехническом Императора Петра Великого и Электротехническом институтах.

Офицерские классы и школы

Офицерские классы и школы представляли собой краткосрочные «курсы повышения квалификации» по военно-морским специальностям. Для обучения принимались офицеры, прослужившие не менее 2-х лет.

Военно-морское гимнастическое заведение, открытое в 1862 году, занималось строевой переподготовкой личного состава флота (офицеров и матросов). Каждые два года в него направлялись 12 офицеров.

Минный офицерский класс создан в 1874 году в Кронштадте. В годы войны вместо Минного класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 человек прошел обучение при минных дивизиях и 22 – на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе. В 1913 году при Минном классе сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В 1918 году Минный офицерский класс вместе с другими подобными классами и офицерскими школами преобразовали в Соединенные классы для подготовки специального комсостава РККФ.

Водолазный класс входил в состав Водолазной школы, занимавшейся также подготовкой водолазов из нижних чинов. Основан в 1905 году с ежегодным приемом 5-6 офицеров. Во время первой мировой войны приема не производилось. Всего до начала войны было подготовлено около 50 офицеров.

Офицерский класс подводного плавания сформирован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания. Выпущено до войны 120 человек: от 5 до 24 в год.

Морской артиллерийский класс действовал в 1905-1914 гг., выпуская до 1909 г. в среднем по 15 человек, затем – больше (в 1914г. - 23). С 1915 года на базе класса действовали краткосрочные артиллерийские курсы, которые в 1915 году окончили 16 человек, а в 1916 году – 35. Такие же курсы, открывшиеся в Севастополе в 1916 году, окончили 24 человека.

Штурманские классы созданы в 1910 году. В 1911 году их окончили 12 офицеров, в 1912 году – 14, в 1913 году – 14, в 1914 году – 23 офицера. В 1915 году на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров.

Для морской авиации первоначально морских летчиков готовили на теоретических курсах авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте Петра Великого и в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе (была основана в 1910 году).

Ввиду отсутствия возможности обучения летчиков полетам на гидросамолетах по предложению командования Черноморского флота начали проводить подготовку пилотов непосредственно на флоте, что помимо прочего сокращало сроки обучения и снижало его стоимость. В 1915 году была основана Офицерская школа морской авиации в Петрограде. С конца ноября того же года стал действовать филиал школы в Баку, вскоре преобразованный в Бакинскую школу морской авиации.

Морские учебные заведения Белых флотов

Морские учебные заведения, существовавшие на подконтрольных Белым правительствам территориях, можно разделить на два вида – высшие учебные заведения, конечной целью которых был выпуск офицеров флота, и различные школы, готовящие специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Высших морских учебных заведений, продолжавших в той или иной мере традиции Морского Корпуса, в период Гражданской войны существовало два – Морское Училище во Владивостоке и Морской Кадетский Корпус в Севастополе.

Морское Училище во Владивостоке открылось в ноябре 1918 года на базе направленной осенью 1917 года для прохождения плавательной практики из Петрограда во Владивосток 3-й роты Отдельных Гардемаринских Классов, состоявших из гардемарин, учившихся в расформированном Временным Правительством Морском училище. Учебное плавание по Восточным морям на вспомогательном крейсере «Орел», миноносцах «Бойкий» и «Грозный» продолжалось до июня 1918 года. За это время в России произошли трагические события, отразившиеся и на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда и меньшая часть офицеров и гардемарин. Молодые моряки, не пожелавшие примкнуть к революционно настроенным коллегам, отправившимся в Россию, решили принять участие в борьбе с большевиками в частях атамана Семенова и в составе Харбинской морской роты. Летом 1918 года оставшиеся в Сайгоне гардемарины во главе с начальником отряда капитаном I ранга М.А.Китицыным получили приказ вернуться во Владивосток для продолжения обучения в воссоздаваемом Морском училище.

Помимо вновь прибывших гардемарин состав училища пополнился морскими кадетами и гардемаринами других рот Гардемаринских классов и Морского училища, оказавшимися на Дальнем Востоке. С другой стороны, часть гардемарин по разным причинам отчислили.

Училище начало занятия в составе 129 человек. Помимо обучения гардемаринам пришлось принимать участие в боевых действиях против партизан и в подавлении восстаний. Летом 1919 года был произведен набор во 2-ю, младшую роту училища. Одновременно гардемарины проходили практику на кораблях Сибирской флотилии.

После падения власти адмирала Колчака и приближения к городу красных партизан возникла угроза и существования Морского училища. Последовало решение эвакуировать его на вспомогательном крейсере «Орел» и посыльном судне «Якут». При эвакуации 31 января 1920 года училище насчитывало свыше 40 офицеров и более 250 кадет и гардемарин. 11 апреля 1920 года в Сингапуре был произведен первый выпуск 119 человек в корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана). Этот выпуск получил неофициальное название в честь Морского училища, известного русского подводника капитана I ранга М.А.Китицына – «Китицынский».

12 августа «Орел» и «Якут» пришли в югославкий порт Дубровник, где командование флота, находящееся в Севастополе, приказало вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. Путь в Севастополь продолжил только «Якут». Большая часть гардемарин и корабельных гардемарин, считая дальнейшую борьбу бесполезной, отказалась следовать в Крым. Вместе с Китицыным в Крым пришли 111 (по другим данным-96) гардемарин. «Якут» пришел в Севастополь за пять дней до общей эвакуации Крыма.

Уже во время перехода в Константинополь 49 гардемарин приказом генерала Врангеля произвели в мичмана. Часть гардемарин, не закончивших военно-морского образования, продолжила обучение в стенах Морского Корпуса, разместившегося в Бизерте, составив в нем отдельную «Владивостокскую» роту. Из числа «Владивостокских» гардемарин в Бизерте были произведены в мичманы в 1922 году 45 человек (2 выпуска), многие из которых продолжили флотскую службу в других странах.

Морской Кадетский Корпус в Севастополе, созданный в 1915 году, возродился летом 1919 года в период наибольших успехов Вооруженных Сил Юга России. 15 июня 1919 года власть белых была установлена в Севастополе. Началось восстановление Морских Сил на Черном море. Естественно, перед командованием флота встал вопрос подготовки кадров. Впрочем, в условиях Гражданской войны решить его оказалось чрезвычайно трудно. Благодаря титаническим усилиям старшего лейтенанта Н.Н.Машукова, наиболее энергичного офицера флота Добровольческой Армии, Корпус открылся 17 октября 1919 года.

Несмотря на всевозможные трудности, 6 сентября 1919 года начался набор 130 человек, имеющих среднее образование, в гардемаринскую роту и столько же, окончивших три класса – в младшую кадетскую роту. При этом количество кадет и гардемарин разогнанного большевиками Морского училища в рядах воспитанников оказалось минимальным, поскольку большую их часть, принимавшую участие в Гражданской войне, уже произвели в офицеры в тех армиях и флотах, где они проходили службу.

Только в середине 1920 года, после приказа генерала Врангеля о возвращении с фронта учащихся, при корпусе удалось образовать «Сводную роту» из двух взводов. В один взвод вошли бывшие кадеты Морского училища, в другой – гардемарины Отдельных Гардемаринских Классов и гардемарины флота для завершения курса. В Сводной роте насчитывалось около 70 человек. Больше половины роты были уже произведены в офицеры Корпуса по Адмиралтейству или Корабельных офицеров (Корпус Корабельных офицеров был образован в 1919 году. В его состав, после ускоренной подготовки, зачислялись студенты, армейские офицеры, бывшие гардемарины и кондукторы), «впредь до выдержания экзамена за полный курс Морского Корпуса» , как это говорилось в приказе о производстве. Первоначально гардемарин и строевых начальников корпуса одели в английскую пехотную форму, за что они получили неофициальное название «зеленые гардемарины».

21 октября 1919 года в стенах корпуса начались занятия. Теоретические занятия, которые в основном велись по программе дореволюционного Морского училища, совмещались со шлюпочной практикой, посещением боевых кораблей. Кроме этого кадеты и гардемарины несли охранную службу. Летом 1920 года гардемарины проходили плавательную практику на крейсере «Генерал Корнилов», участвовавшем в боевых операциях, линкорах «Генерал Алексеев», «Ростислав» и яхте «Забава». Такая «практика» в боевых условиях дала немало опыта молодым морякам. Занятия в корпусе продолжались вплоть до самой эвакуации Крыма. При эвакуации корпус насчитывал 235 гардемарин, 110 кадет и 17 офицеров-экстернов (лиц, уже имевших офицерские чины). Основная масса воспитанников Корпуса получила свидетельства о его окончании уже в Бизерте.

Процесс подготовки кадров для флота в период Гражданской войны не прекратился, гардемаринам и кадетам пришлось сочетать учебный процесс с участием в боевых действиях. Именно воспитанники военно-учебных заведений оказались наиболее «идеологически надежной» составляющей белых сил в эмиграции.

Помимо учебных заведений, готовивших офицерские кадры, в составе белых флотов существовали различные школы для подготовки специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Наиболее крупными из них были: Машинно-моторная школа Морского ведомства в Томске и радиошкола во Владивостоке.

Машинно-моторная школа образована 25 января 1919 года приказом по Управлению делами личного состава флота и Морского ведомства правительства адмирала Колчака. В ней велась подготовка специалистов для технического обслуживания кораблей Речной боевой флотилии. В школе обучались добровольцы и грамотные солдаты, и матросы, владеющие техническими ремеслами или знакомые с двигателями внутреннего сгорания. При школе существовал класс авиационных механиков (открыт 28 марта). 10 июня 1919 года школу перевели в Омск, а 10 августа 1919 года ликвидировали.

Радиошкола Морского ведомства была создана в начале 1919 года во Владивостоке. Ее основной задачей являлась подготовка специалистов по радиотелеграфу и электротехнике для кораблей белых флотилий и частей морских стрелков. Комплектовать школу предполагалось добровольцами в возрасте не моложе 18 лет, имеющих среднее образование. Срок обучения планировался 3 месяца, в конце ученики сдавали выпускной экзамен. 50% лучших учеников на втором месяце обучения выделялись в унтер-офицерский класс. В качестве слушателей к школе могли прикрепляться и офицеры. 7 марта 1919 года в школе организовали класс мотористов для обслуживания радиотелеграфных установок, а 3 июня – класс минных машинистов. В связи с изменением обстановки на фронте и ликвидацией многих морских частей с 1 октября 1919 года была ликвидирована и радиошкола. Всего за время своего существования она подготовила 102 радиотелеграфиста, 8 радиотелеграфных офицеров, 15 электриков, 21 моториста, 23 минных машиниста.

Различные школы и учебные команды существовали и в составе других белых флотов и флотилий. Их деятельность чрезвычайно затруднялась условиями ведущейся войны, но, тем не менее, они сыграли важную роль в обеспечении флотилией квалифицированными кадрами.

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ВОЕННО–МОРСКОГО ФЛОТА СССР

Военно-морские учебные заведения, готовившие офицеров для Военно-Морского Флота СССР, делились на две группы: высшие военно-морские училища, после окончания которых, выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» или «лейтенант-инженер» и выдавался диплом о высшем образовании общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации, те, где офицеры повышали свое образование.

Подготовка офицеров в высших военно-морских училищах, военно-учебных заведений, предназначенных для подготовки офицеров Военно-Морского Флота СССР, осуществлялась по следующим профилям:

  • командные училища - по штурманской специальности, ракетному, артиллерийскому, противолодочному и другим видам вооружения;
  • инженерные училища – по энергетическим, электротехническим, радиоэлектронным и другим специальностям;
  • политическое училище – общественные науки, теория и практика политико-воспитательной и партийно-политической работы с личным составом.

Срок обучения в командных и инженерных училищах 5 лет, в политическом – 4 года. Высшие военно-морские училища комплектовались выпускниками нахимовских училищ, военнослужащими рядового, сержантского и старшинского составов, мичманами и прапорщиками СА и ВМФ, а также гражданской молодежью со средним образованием. Выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» или «лейтенант-инженер» и выдавался диплом о высшем образовании общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации.

Высшими военно-морскими училищами в СССР являлись:

  1. Высшее Военно-Морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М.В.Фрунзе (г. Ленинград).
  2. Высшее Военно-Морское Инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э.Дзержинского (г. Ленинград).
  3. Каспийское Высшее Военно-Морское Краснознаменное Училище имени С.М.Кирова (г. Баку).
  4. Высшее Военно-Морское Училище Подводного Плавания имени Ленинского Комсомола (г. Ленинград).
  5. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище имени С.О.Макарова (г. Владивосток).
  6. Черноморское Высшее Военно-Морское училище имени П.С.Нахимова (г. Севастополь).
  7. Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище.
  8. Высшее Военно–Морское Училище Радиоэлектроники имени А.С.Попова (г. Ленинград).
  9. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище имени В.И.Ленина (г. Пушкин, Ленинградской области).
  10. Калининградское высшее Военно-Морское Училище.
  11. Киевское высшее Военно-Морское Политическое Училище.

Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, высшее военно-учебное заведение, готовившее офицерские кадры командного и инженерного профиля для Военно-Морского Флота; научный центр по разработке проблем военно-морского искусства, кораблестроения и вооружения, а также подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Историю ведет от Офицерского класса, созданного по предложению адмирала И.Ф.Крузенштерна в январе 1827 года при Морском кадетском корпусе, который готовил наиболее перспективных морских офицеров в «высших частях наук, к морской службе потребных».

С апреля 1919 года в академии были возобновлены занятия, а в 1922 году академия переименована в Военно-Морскую академию РККА. С 1931 года академия именовалась Военно-Морская академия имени К.Е.Ворошилова. В 1976 году академии было присвоено имя А.А.Гречко. В августе 1990 года академия переименована в Военно-Морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.

Академия награждена орденами Ленина (1944), Октябрьской Революции (1977), Ушакова 1-й степени (1968), иностранными орденами.

Военно-Морская Медицинская Академия, высшее военно-учебное заведение, предназначавшееся для подготовки и усовершенствования военно-морских врачей; научный центр по разработке проблем медицинского обеспечения флота, подготовки научных и научно-педагогических кадров. Создана в июле 1940 года на базе 3-го Ленинградского медицинского института и Института санитарно-химической защиты НКЗ РСФСР.

Высшие Специальные Офицерские Классы ВМФ (ВСОК), военно-учебное заведение ВМФ для подготовки и переподготовки офицеров флота. Свою историю ведут от созданных в разные годы Минного (1784), Артиллерийского (1878), Подводного (1906), Штурманского (1910) и Авиационного (1914) офицерских классов.

В ноябре 1918 года на их базе организованы Соединенные классы подготовки флотских офицеров. С 1921 по 1923 года классы входили в состав Военно-Морской Академии. Восстановлены приказом РВСР в 1923 году под названием «Высшие специальные курсы комсостава флота» и отнесены к разряду высших военно-учебных заведений. С начала 1925 года стали именоваться «Специальные курсы усовершенствования командного состава флота». В 1939 году все входившие в состав классы и курсы объединены под названием «Высшие специальные курсы комсостава РК ВМФ». В дальнейшем, после ряда переименований, в 1983 году получили современное название.

ВСОК осуществляло подготовку и переподготовку офицеров ВМФ по командному и специальным (штурманскому, ракетно-артиллерийскому, авиационному, минно-торпедному, инженерному и др.) профилям. Обучение в классах дополнялось практикой на кораблях и частях Военно-Морского Флота.

После ареста Меншикова дворец был передан в казну. Здесь располагалась Канцелярия кронштадтского канала, затем Таможня, потом другие учреждения.

31 мая 1771 г. после пожара Морского кадетского корпуса на ВО его перевели в кронштадтский Итальянский дворец, в связи с чем был проведен ряд перестроек. () Морской кадетский корпус размещался здесь с 1771 по 1798 гг. (Зеленой А.И....)

Здесь 15 февраля 1772 г. была освящена церковь во имя св. Николая Чудотворца. Одноименная церковь существовала при корпусе с 1761 г. и находилась в здании корпуса на Васильевском острове. В Кронштадте корпус оставался до 1796 г., когда его по указу Павла I вернули в Петербург. Церковь также перевели в новое здание в столицу. ( С. 185)

Император Павел Петрович, вступив на престол, обратил внимание на флот и повелел перевести морских кадет из Кронштадта в Петербург. Одновременно он учредил два Штурманских училища, одно для Балтийского, а другое для Черноморского флотов. Для помещения штурманских классов училища был назначен в Кронштадте дом, в котором до того помещался Морской кадетский корпус. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6)

В 1798 г. в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище. В 1826 Штурманское училище было переименовано в Штурманскую роту, а 10 марта 1827 г. в Первый штурманский полуэкипаж. В 1829-1831 гг. был проведен ремонт дворца по чертежам арх. Э. Анерта. Интерьеры церковного зала оформил арх. В. Стасов. Одноярусный иконостас был вполнен в стиле классицизм.

В 1843 г. Николай I принял решение о перестройке здания. Комиссию по перестройке возглавил начальник Экипажа генерал-майора А. К. Давыдова. 19 мая 1843 г. был утвержден проект перестройки дворца арх. А. Н. Акутина.

По новому проекту к западному корпусу дворца была добавлена большая пристройка в 18 осей. Строение, соединявшее ранее западный и восточный корпус, было снесено, вместо него севернее построен новый крытый переход. С южной стороны дворового корпуса пристроена галерея. К корпусу, перпендикулярному каналу Петра Великого сделана пристройка в 8 осей для церкви. (. C.75-80)

Прежнюю церковь передали Учебному экипажу в Минихов дом, а в одном из помещений Итальянского дворца устроена новая домовая церковь, освященная 1 февраля 1847 г. Она располагалась в большом двусветном зале. За отсутствием звонницы, небольшой колокол был повешен на столбе во дворе училища.

Первоначально церковь, как и все храмы учебных заведений, состояла в епархиальном ведении и под наблюдением Министерства народного образования. В 1907 г. церковь была переведена в ведение Протопресвитера военного военного и морского духовенства. ( С. 186-187)

На стенах училища были установлены черные мраморные доски с именами убитых и умерших от ран штурманов, начиная с Чесменского сражения, и серые доски с именами погибших при исполнении служебного долга. ( С. 186)

В 1846 г. над центральной частью главного южного корпуса была запроектирована надстройка четвертого этажа в 11 осей. Над ним возводится астрономическая беседка.

По проекту арх. Реймерса 1847 г. на участке возводятся каменные здания служб - баня, прачечная, конюшня с сараями и ледниками.

Строительные работы продолжались с 1843 по 1848 г.

9 мая 1856 г. Полуэкипаж был вновь переименован в Штурманское училище, которое в 1867 г. было слито с артиллерийским, под названием Штурманско-артиллерийского училища. В 1872 г. оно и вошло в состав Технического училища Морского ведомства. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6). С 1898 - Морское инженерное училище Императора Николая I.

Для последнего был пристроен большой новый корпус, продливший главный фасад по Поморской (Макаровской) ул. на запад. Под углом с северной стороны пристроено еще одно здание. Фасады новых построек полностью повторяли старое здание, объединившись в одно целое.

В 1910 г. взамен устаревшей была выстроена новая сигнальная вышка несколько иного вида. (. C.75-80)

В 1926 г. в здании произошёл пожар, после чего проведена реконструкция, а само здание получило статус Дома офицеров.

Здесь же располался театр Балтийского флота. В 2011 г. театр перехал.

В 1974 г. началась реставрация Дома офицеров (Итальянского дворца). В процессе реставрации дворца удалены тамбуры, искажающие его фасады, восстановлены утраченные архитектурные детали (лепка на фронтоне и др.). (. C.131)

(текст Mary, Наталия)

Морское инженерное училище

(см. Военно-морское высшее училище).

  • - имени Ф. Э. Дзержинского, готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель...
  • - имени М. В. Фрунзе, старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - 1) инженерные боеприпасы, машины, механизмы и другие средства инженерной техники, а также инженерное имущество, применяемые при выполнении задач инженерного обеспечения боевых действий и состоящие на вооружении или...

    Словарь военных терминов

  • - определенная номенклатура вспомогательных и расходных средств инженерного вооружения. К И.и. относятся: конструкции инженерных сооружений промышленного и войскового изготовления...

    Пограничный словарь

  • - Расположенный в укрытии или в лесу склад инструментов, принадлежностей и материалов для инженерных работ по укреплению позиций...

    Архитектурный словарь

  • - см. Средства инженерного вооружения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - среднее учебное заведение для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских училищах. Были созданы Тбилисское, Ленинградское и Рижское...

    Морской словарь

  • - журнал, издаваемый кавказским отделением Имп. рус. технического общества с 1901 г. в г. Тифлисе, а с 1904 г. в Москве, по 4 раза в год. Редакторы М. В. Карпович и Г. П. Педерий...
  • - так называется устраиваемое при постепенной атаке крепостей вблизи фронта атаки, но вне выстрелов с крепости, место для хранения необходимых при саперных работах инструментов и материалов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имеет целью: а) приготовление офицеров на службу в строевые части инженерных войск и б) служить подготовительным заведением в И. академию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Техническое училище морского ведомства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Морской кадетский корпус...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшее учебное заведение ведомства путей сообщения, открытое в Москве 14 сент. 1896 г., на основании Высочайшего повеления 23 марта того же года, для подготовки по преимуществу практических деятелей по...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Инженерное училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. адмирала С. О. Макарова, втуз, готовящий инженеров-судоводителей, судовых инженеров-механиков и электромехаников, радиоинженеров, а также инженеров-гидрографов, океанологов и метеорологов. Свою...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Наука о постройке укреплений, обороне, атаке, о различных технических сооружениях...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Морское инженерное училище" в книгах

Глава II Инженерное училище

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Глава II Инженерное училище Но, жизнь любя, к ее минутным благам Прикованный привычкой и средой, Я к цели шел колеблющимся шагом… Некрасов В Михайловском замке«Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, - вспоминал под конец жизни

Военно-морское училище

Из книги автора

Военно-морское училище Поскольку в январе 1943 года я уже прошёл приписку и был признан годным к военной службе, проблема моего призыва в ряды действующей армии встала на повестку сегодняшнего дня. Я уже проводил на фронт всех своих одноклассников из ссылки. На участке

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище

автора

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище В сентябре 1900 г. я был принят на первый курс кораблестроительного отделения Инженерного училища. Из 50 державших конкурсные экзамены было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны

Из книги На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг. автора Костенко Владимир Полиевктович

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны 18 января 1904 г. Уже три дня в нашем училище царит необычайное возбуждение. Со всех сторон до нас доносятся слухи о нарастающих грозных событиях. Все говорят о том, что мы накануне войны с Японией.

Инженерное обустройство

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Инженерное обустройство Занимаясь обустройством загородного коттеджа и надворных построек, необходимо предусмотреть автономные системы отопления, канализации, водоснабжения, газоснабжения, электрификации. При строительстве новых, расширении и реконструкции

Инженерное оборудование

Из книги Летние кухни на садовом участке автора Страшнов Виктор Григорьевич

Инженерное оборудование Для создания комфортных условий при приготовлении пищи необходимо создать в летней кухне элементарные «системы» инженерного оборудования, включающие электроосвещение, плиту (или печь), водоснабжение и отвод использованной воды.Прежде всего

Инженерное обеспечение теплицы

Из книги Парники и теплицы. Строим и выращиваем автора Калюжный С. И.

Инженерное обеспечение теплицы Обогрев Для обеспечения нормальных условий культурам в теплице необходимо поддерживать на определенном уровне температуру воздуха и влажность.Минимальная температура в теплице составляет 18 °C. Используется обычно обогрев одного из

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Из книги Академик корабельной науки автора Яновская Жозефина Исааковна

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ Широко раскинулась Русь. Необъятны ее просторы. Но было время, когда эта великая держава не имела выхода к морю. За владение морем боролся Иван Грозный. «России нужна вода», - говорил Петр I. И он поставил целью своей жизни отвоевать для России воду и

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Из книги Армии Древнего Китая III в. до н.э. - III в. н.э. автора Попов И М

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО Великая Китайская стенаПервая централизованная китайская империя Цинь с самого своего основания в 221 г. до н. э. была вынуждена защищать свою огромную территорию от внешних врагов с севера, прежде всего от внезапных нападений стремительной

Инженерное обеспечение

Из книги Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне автора Военное дело Коллектив авторов --

Инженерное обеспечение Инженерное оборудование морских театров военных действий в годы войны требовало больших сил и средств, несмотря на то что оно велось в ограниченных по сравнению с довоенным периодом масштабах. В 1941–1942 гг. в основном осуществлялось

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

автора Зуев Георгий Иванович

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ В конце 60-х годов XIX века в России началась реорганизация военно-учебных заведений. Менялась структура военной школы, методы преподавания и воспитания учащихся. Одновременно с этим в очередной раз изменялось и их название. Все кадетские

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ»

Из книги Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг. автора Зуев Георгий Иванович

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ» В 90-х годах XIX века началась бескомпромиссная борьба за передел мира, за колонии и сферы влияния, за территории, отдаленные от метрополий на тысячи километров. Германии, Англии, Франции и России срочно

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

Из книги автора

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза

Военно-инженерное искусство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Ленинградское высшее инженерное морское училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

В первой части, основанной на мемуарах В.П. Костенко «На “Орле” в Цусиме», хочется рассказать о том, как проходило обучение инженеров-кораблестроителей в Кронштадтском Морском Инженерном училище перед Русско-японской войной.

Особенности обучения

Все зачисленные в училище поступали на полное казенное иждивение. Первокурсники обоих отделений слушали лекции совместно, а разделение корабельщиков и механиков начиналось со второго курса.
Все принятые были обязаны по окончании училища прослужить во флоте 4 ½ года в покрытие расходов по их образованию и содержанию за 3 специальных курса.

Училище было закрытым учебным заведением, и присутствие воспитанников на всех лекциях было обязательным. Проверка успеваемости производилась периодически на очередных репетициях и на весенних переходных экзаменах после окончания учебного года (по двенадцатибалльной системе).

Ежедневно по окончании дневных занятий воспитанникам разрешалось отлучаться из училища до 11 часов вечера. По субботам же воспитанники имели право выезжать в Петербург до 11 часов вечера воскресенья.

Механики со второго года уходили в плавание по Балтийскому морю на судах учебного отряда Инженерного училища, а первый курс практиковался в Кронштадте на старой канонерской лодке «Туча».

На последнем — четвертом курсе кораблестроители и механики посвящали весь учебный год составлению дипломных проектов по специальности. Защита проектов и выпускные экзамены происходили при участии особой комиссии, назначаемой Главным Морским штабом.

Производство оканчивающих и их выпуск во флот проходил в торжественной обстановке в «царский день» 6 мая. Судостроители получали звание «младшего помощника судостроителя» с одной звездочкой на узком серебряном погоне, соответствовавшее чину мичмана флотских офицеров, и назначались на имевшиеся вакансии в военно-морские порты на постройку и ремонт кораблей. Механики выпускались во флот со званием «младшего инженер-механика».

В училище лекции начинались в 8 часов утра, и до 3 часов проходили ежедневно 6 лекций, а после 6 часов вечера начиналась работа в мастерских и лабораториях.

Так как лекции и собеседования с преподавателями обязательны, то учебные курсы обыкновенно усваиваются до репетиций и на подготовку к проверке времени почти не требуется.

Обязательная и хорошо организованная летняя трехмесячная практика закрепляет знания, накопленные при прослушанных теоретических курсах.

На отпуски и отдых за год уходит не более полутора месяцев, а на учебу остается 10 ½ месяцев.

При побудке в 6 ½ часов утра и окончании рабочего дня в 11 часов вечера ежедневно получается более 16 часов времени на лекции, занятия, чтение и прогулку.

Нельзя также не отметить то влияние, какое оказывает тесная связь с жизнью флота, порта и заводов. Флот воспитывает молодые кадры для себя. Курсанты в порту имеют доступ на все строящиеся, вооружаемые и готовые корабли, стоящие на рейде.

Воспитанники училища имели возможность в свободное время посещать новые корабли, изучать их внутреннее расположение и оборудование, получать последние сведения от личного состава. Эта живая и непосредственная связь с повседневной жизнью флота вовлекала как кораблестроителей, так и механиков еще со школьной скамьи в круг жизни флота и заставляла проникаться его актуальными задачами.

Судовые механики и офицеры всегда внимательно знакомили нас со всеми новинками в оборудовании кораблей. Это общение с личным составом флота втягивало молодое поколение специалистов в круг текущей жизни и интересов морских сил.

Вступительные экзамены

Из 50 державших конкурсные экзамены <на кораблестроительное отделение> было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное отделение могли при желании поступить на механическое. Механиков было принято 32 человека из 80 державших экзамены.

Практика после первого года обучения

Летом, после переходных экзаменов, кораблестроители выезжали в Петербург на трехмесячную производственную практику и распределялись по адмиралтейским заводам. По окончании летней практики производился проверочный экзамен комиссией инженеров Петербургского порта, после чего воспитанникам предоставлялся месячный отпуск.

Ежедневно в 9 часов утра мы отправлялись через Николаевский мост по левому берегу Невы на адмиралтейские заводы. Одна группа, работавшая на практике первый год, оставалась на заводе Нового адмиралтейства, а два других курса шли на верфь Галерного острова.

В первый год практики мы должны были за три месяца изучить постройку деревянных килевых шлюпок в шлюпочной мастерской, а затем ознакомиться с расположением и оборудованием всех цехов по холодной и горячей обработке листовой и профильной стали, идущей на постройку корабельных корпусов.

Далее в программу входило изучение плазовых работ и сборки корпуса на стапеле. К концу практики требовалось представить подробный письменный отчет, иллюстрированный копиями чертежей, эскизами от руки, рисунками и фотографиями. Для сбора всех сведений, копий чертежей и технических данных мы могли обращаться к инженерам в конторах строителей, к конструкторам в чертежных и к мастерам на постройках, а также ко всем рабочим у станков и сборщикам на стапелях.

Практика после второго года обучения

В 1902 г. <после второго года обучения> наши практические занятия сложились иначе. Нас прикомандировали к постройке броненосца «Орел», и мы попали к Михаилу Карловичу Яковлеву. Шла подготовка к спуску корабля, мы получили возможность видеть насалку фундамента, подготовку полозьев и сборку салазок между корпусом корабля и полозьями. Особый интерес представляла сборка копыльев в носу и корме.

До конца лета мы должны были изучить все внутреннее расположение броненосца, его вентиляционные и осушительные системы, затопление погребов и кренование корабля от кингстонов. Яковлев часто проверял наше знание всех схем корабельных систем. Этот второй год практики весьма расширил наше представление о всех взаимно связанных устройствах корабля и полнее осветил будущие обязанности корабельного инженера на постройке.

В течение лета нам также удалось ознакомиться с постройкой всех кораблей на других петербургских заводах. Мы присутствовали на спуске миноносцев с Охтенского завода Крейтона и посетили Невский завод, на котором были заложены легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», строившиеся по чертежам крейсера «Новик», заказанного в Германии на заводе Шихау в Данциге.

Практика после третьего года обучения, подготовка дипломных проектов

Прибыв на летнюю практику весной 1903 г. <после третьего года обучения>, мы получили задания на составление дипломных проектов, утвержденных руководителем по проектированию инженером Невражиным.

В свободное вечернее время летней практики мы начали проработку вопросов, подлежавших теоретическому и конструктивному решению в дипломных проектах, а на заводах и в технических бюро старались собрать предварительные сведения и заводские данные о весах разных корабельных конструкций и вооружения в обоснование своих проектных предположений. Требовалось также дать техническое обоснование выбранных типов кораблей, их вооружения и основных элементов.

Увлекшись этим проектом, я не воспользовался отпуском в 1903 г., а по окончании летней практики поступил в проектное бюро Балтийского завода и проработал в нем еще полтора месяца до начала осенних занятий в Кронштадте. Эта добавочная практика открыла мне доступ к заводскому техническому архиву и позволила собрать для проекта ценные материалы.

Когда начались очередные занятия на четвертом курсе, у меня вчерне уже определился весь проект, был составлен теоретический чертеж формы корпуса, общее расположение и основные конструктивные чертежи. Оставалось произвести все теоретические расчеты остойчивости при больших углах наклонения и расчеты непотопляемости при повреждениях.

Выпускные экзамены и защита дипломных проектов

В училище начался период переходных экзаменов, а наш выпускной курс кораблестроителей должен, кроме того, провести защиту дипломных проектов. Поэтому я из училища никуда не выхожу и ежедневно засиживаюсь в проектировальном классе до 12 часов ночи.

Защита назначена после всех выпускных экзаменов на 4 мая. 6 мая состоится производство, после чего всем новым кораблестроителям положено явиться по назначению и немедленно приступить к работе.

Наконец, кончилась вся экзаменационная горячка. Вчера состоялась защита наших проектов, на которой присутствовали специально приглашенные инженеры Кронштадтского порта. Вся наша группа в составе семи человек признана достойной производства и выпуска в состав корпуса корабельных инженеров флота. Мы получаем звание «младших помощников судостроителя» и являемся гражданскими чинами флота, как и морские врачи.

Уже сейчас мы приблизительно знаем, кто и куда попадет для дальнейшей службы. Я и Кутейников будем зачислены в Петербургский порт на адмиралтейские заводы. Мы сразу попадем на постройку новых кораблей. А двое из нашего выпуска останутся в Кронштадте. Остальные будут направлены в Севастополь и в порты финляндского побережья.