Устное народное творчество что к нему относится. Устное народное творчество

Введение

Существует огромное количество работ, посвященных формам проявления фольклорного сознания, фольклорным текстам. Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает его много- и разнообразие, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности.

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор -- синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства -- словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова.

Устное народное творчество

Возникновение устного народного творчества

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Отражало его религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Человек стремился повлиять на свою судьбу, силы природы посредством различных заклинаний, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с "высшими силами" и нейтрализовать враждебные силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков. Однако если не соблюдать эти правила, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

В основе русской художественной культуры - древнеславянская мифология. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, мировое яйцо или воля богов и их магическое слово. Например, славянский миф о сотворении мира повествует:

Что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род - Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь - Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна - из Его груди, звезды небесные - из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи - из Его дум, буйные ветры - из Его дыхания, дождь, снег и град - от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Он - рожден собой и родится вновь, Он - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Мифологическому сознанию наших предков было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями.

Древний культ богов связан с определёнными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых - общение с богами. Древние славяне обряды проводили в капищах и святилищах - специально обустроенных местах для поклонения богам. Находились они обычно на возвышенностях, в священных рощах, у священных источников и т.д.

Древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей (пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).

Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то это было уделом единиц - образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Жизнь и в те далёкие времена была нелегка для большинства живущих людей, таковой она остаётся и так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко и рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малые хлеба, с трудом обеспечивая сносное существование своё и своих близких. И люди издавна догадались, что нужно отвлекать себя, окружающих и коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов, чем-либо весёлым, отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого труда.

Разработка проекта во 2 классе

«Устное народное творчество»
Над проектами работали Ученики 2 класса МБОУ СОШ № 40 г. Липецка Руководитель проекта Пономарёва О.В. учитель высшей категории
От желания к исполнению

приложи умение.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель:
Формирование представления о разнообразии народностей России; знакомство с жанрами устного народного творчества; воспитание чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Задачи:
-определение общей цели и пути её достижения; -знакомство с разнообразием жанров устного народного творчества; -расширение представлений об истории происхождения фольклора; -показать значение фольклора в жизни не только русского народа, но и народностей, населяющих Россию; -развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения; -умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, корректно строить речь при решении коммуникативных задач; -осуществление взаимного контроля; -научить пользоваться различными источниками информации; -продолжать развивать творческие способности, включая их в проектную деятельность; -привитие патриотического чувства к наследию не только своего народа, но и других народов мира.
Вид проекта:
исследовательский.

Тип проекта:
-по сфере применения результатов: социальный; -по широте обхвата содержания: межпредметный и непредметный; -по времени работы: неделя; -по характеру контактов: в рамках области.
Режим работы:
урочно-внеурочный.
Форма организации проекта:
индивидуальный.
Форма

продуктов

проектной

деятельности:
доклад, выставка, индивидуальные альбомы- презентации.
Этапы защиты проектов:
1
.
Сообщение темы. 2.Выбор классом графика проектов по их содержанию. 3.Презентация. 4.Обсуждение и оценка полученных результатов.
График защиты проектов:
1.Понятие «Устное народное творчество». 2. Песни. 3.Пословицы и поговорки. 4.Сказки. 5. Игровая минутка 6.Загадки. Считалки. Скороговорки. 7. Результативность и оценка защиты проектов. Издавна подрастающее поколение училось на устном народном творчестве предков. Черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. Наследие поколений дошло и до сегодняшнего дня. Конечно, оно претерпело немало изменений, но суть от этого не исказилась.
Основополагающий вопрос:
-Устное народное творчество – что это такое? Его значение в жизни человека?
Устное народное творчество - это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором.
Проблемные вопросы:
-Какие существуют жанры устного народного творчества? Фольклор состоит из множества жанров. К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его. С устным народным творчеством человек сталкивается каждый день. Чтобы речь была ярче и выразительнее, используют пословицы и поговорки. В кругу друзей рассказывают друг другу анекдоты, детям на ночь рассказывают сказки. -Кто является автором фольклора? Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер. -Как возникло устное народное творчество? Фольклор возник в очень давние времена, тогда, когда люди еще не имели письменности. Но работа, которая принуждала людей думать, действовать, вызвала и первые песни и сказки. Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, делают ее более четкой (с песней легче грести, валить деревья). Не умея объяснить естественные явления, люди верили в существования добрых и злых духов, задобрить которых стремились с помощью заклинаний и обрядовых песен, которые выполнялись во время вспахивания, свадьбы, похорон. Героические песни рассказывали о подвигах воинов. В них отразились борьба человека с природой, легенды о том, как человек научился добывать огонь, строить жилье, обрабатывать землю. -Как отразилось устное народное творчество на литературную деятельность известных авторов? Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской литературе в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин. Народное творчество послужило истоком для всей мировой культуры. -Какую роль играет фольклор в жизни человека? С устным народным творчеством человек сталкивается каждый день. Чтобы речь была ярче и выразительнее, используют пословицы и поговорки. В кругу друзей рассказывают друг другу анекдоты, детям на ночь рассказывают сказки. Особенно сильны корни народного творчества у детей. Они как никто другой знают, что
такое устное народное творчество. Детский фольклор самый богатый: загадки, игры, песни, поддевки, обзывалки, страшные истории и многое другое. Сегодня старые жанры фольклора встретить можно только в деревнях. А былины например, только на севере. Это связано с тем, что люди уходят от своих корней. Устное народное творчество лучше всех поможет раскрыть свою самобытность. Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего поколения традиции и обычаи своего народа.
Песни.

-
Что такое песня? Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни персонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми. Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды. Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах, колыбельные. Они не сопровождают обряды. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа. Тематика народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле. Существует целый цикл песен о рекрутчине (солдатские песни). Особое место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К
народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви. Ну кто же не знает колыбельные песни? Они знакомы нм всем с детства. С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.
Пословицы и поговорки.

Пословицы недаром молвятся –

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают,

И от беды нас берегут.
-Что такое пословица? Пословица, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Пословица, –ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Народная мудрость - это опыт накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, менталитет. По мимо всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить как поступить в затруднительной ситуации. Руководствуясь пословицами вы можете быть уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы
очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то что говорит пословица или поговорка. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. . Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за всю его историю существования и развития. При детальном рассмотрении русских пословиц можно понять чем и как живет русский народ. Почему поступает так, а не иначе. Откуда взялись основные принципы и манеры поведения и многое другое. Похожи по смысловому содержанию на русские поговорки и пословицы и поговорки других народов мира. Поговорки народов:  Ближнего Востока  Закавказья  Индии и Непала  Кавказа  Китая и Монголии  Поволжья и Урала  Средней Азии  Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока Национальный фольклор:  Английские пословицы Киргизские пословицы  Абхазские поговорки Китайские пословицы  Арабские пословицы Корейские пословицы  Армянские пословицы Немецкие пословицы  Ассирийские поговорки Персидские поговорки  Вьетнамские пословицы Турецкие поговорки  Грузинские пословицы Шумерские пословицы  Древнеегипетские поговорки Японские пословицы
 Древнеиндийские поговорки Ценность народных
пословиц и поговорок
неоспорима: «
Пословица
не на ветер молвится».
Пословица
пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить - не поле перейти».
Пословица
учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье - свет, а неученье - тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай - трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к
пословице и поговорке
.
Сказки.

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой
). Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.Сказка ложь. да в ней намёк – добрым молодцам урок. Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок... или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) - всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками. Народные сказки  Белорусские  Украинские  Китайские  Цыганские
 Мадагаскарские  Русские  Молдавские  Японские Самый мудрый учитель и педагог - это народ. Он создал сказки, которые развивают фантазию, воспитывают и обогащают внутренний мир ребенка. Детская сказка излагается на доступном уровне и языке, она образна и воспринимается намного легче, чем менторский тон сухой взрослой речи.
Игровая минутка.
Весёлые тесты – пословицы: 1.Без труда не вытащить и … а) жвачку из волос. б) рыбку из пруда. в) меня из интернета. 2. Один в поле … а) не воет. б) сам себе хозяин. в) не воин. 3.Не имей сто рублей, а имей … а) сто друзей.
б) сто миллионов. в) хорошие отметки. 4.Любишь кататься, люби и … а) кувыркаться. б) саночки возить. в) косы заплетать. Составь пословицы: 1. В, учении, в бою, трудно, легко. 2. Нет, береги, так, ищи, так, друга, а нашёл. 3. Раз, отмерь, раз, семь, отрежь, один. 4. Дела, слов, больше, меньше. Дополни пословицы: 1. Не буди спящего … (Медведя). 2.Даренному … в зубы не смотрят. (Коню). 3. … всегда грязь найдёт. (Свинья). 4. … познаётся в беде. (Друг). Отгадай пословицы: 1. Кто должен свистнуть, чтобы сбылось несбыточное? (Рак). 2. Кто платит дважды? (Скупой). 3. Что летит, когда лес рубят? (Щепки). 4. Что делает с рублём копейка? (Бережёт). Озорные буквы: 1. На обиженных соду возят. (в) 2. Голод не щётка. (т) 3.Мы сами с ушами. (с) 4. На ловца и дверь бежит. (з) 5. Крутится как булка в колесе. (е) 6. В тихом омуте черви водятся. (т) 7. Без моли и хлеб не естся. (с) 8. Чистота – налог здоровья. (з) 9. Два сапога – тара. (п)
Загадки.

Загадка – для ума зарядка.
Загадки появились давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. - Попробуйте по рифмам вспомнить загадки. И не забудьте их отгадать.
- Может, вы вспомните ещё несколько загадок и загадаете их друзьям?

Скороговорки.
Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе называли их чистоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз – язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» - увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со
скороговорками не игра, а серьёзные занятия. С помощью скороговорки отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Считалки.
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счёт, счётки, пересчёт, сосчиталки, гадалки. Считалка – рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий. При помощи считалок разделяют роли, устанавливают очерёдность в игре. Это маленькое весёлое стихотворение построено часто на звукоподражаниях.

Жанры фольклора и литературы. Эпос, лирика и драма в устном народном творчестве и литературе. Сходства и различия народной и литературной сказок.

Тема: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Урок: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о жанрах. Мы уже знаем, что жанр - это та «одежка, по которой встречают произведение, это те общие признаки, по которым произведения можно узнать и поставить в ряд с другими, похожими. Т.е.. сгруппировать Понятие жанра характерно для каждого вида искусства, и естественно, для литературы тоже.

На прошлых уроках мы познакомились с таким жанром устного народного творчества как сказка, мы узнали, что у народной сказки есть свои жанровые особенности.

Но можем ли мы сказать, что сказка - единственный жанр устного народного творчества? Конечно, нет.

А можем ли мы сказать, что «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», « Черная курица, или подземные жители», «Городок в табакерке» не сказки, потому что не относятся к устному народному творчеству - их создали писатели? Тоже нет, это точно сказки.

Надо сказать, что жанры тоже группируются - в роды литературы)

Получается, что жанр - как братья у одной матери, а род - соединение нескольких семей

Существуют три рода литературы: эпос, лирика и драма или «театр».

Лирика объединяет произведения, где важно передать чувства отдельного человека. В лирическом произведении автор всегда говорит от первого лица: «Я». Это может быть народная песня или стихотворение, написанное поэтом, например.

Драма - то, что создано для представления на сцене

Эпос - это все произведения, в которых передается взгляд на события, мысли по поводу событий с позиции группы людей, общества, народа. Автор всегда говорит с точки зрения «мы», читателю интересно следить за развитием действия. Эпическими бывают и произведения, написанные кем-то, и народные произведения.

Кто разделил литературу на эпос, лирику и драму?

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом

Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие)

Все эти слова имеют греческое происхождение. Это неслучайно. Впервые роды литературы разделил греческий мыслитель - философ Аристотель.

Рис. 1. Скульптурный портрет Аристотеля

Он жил почти 400 лет до нашей эры, то есть 2 с половиной тысячи лет назад. Именно он создатель многих самостоятельных наук. Кроме того, он был наставником великого Александра Македонского и вдохновлял его дойти до края земли. Без Аристотеля, может быть, не было бы захватывающих воображение походов великого Александра.

О жанрах эпоса мы сегодня и поговорим подробнее.

Да, конечно, ведь мы с жадностью следим за развитием сюжета, нам интересно знать, что будет дальше

А в сказке, придуманной писателем, важно, интересно следить за поворотами сюжета? Тоже интересно. Значит, это тоже эпический жанр. Итак, сказка - эпический жанр, характерный и для устного народного творчества, и для литературного, авторского).А интересно, какие эпические жанры характерны только для устного народного творчества, какие только для литературы, а какие пересекаются? К большим жанрам устного народного творчества относятся: сказка, былина, легенда, сказ…

А к каким жанрам относятся произведения разных писателей? Наверное, будет проще оттолкнуться от имен известных вам писателей. Итак:Что писал Ганс Христиан Андерсен? - сказки. А «Серебряное копытце» и «Каменный цветок» Бажова - это сказ (история - пограничник между сказкой и рассказом) А «Заплатка» Николая Носова - это что? Верно, рассказ. Короткая история с небольшим количеством героев и одним событием. А если это захватывающая воображение, часто авантюрная история одного события, ее называют новеллой. Когда событий несколько и героев больше, чем в рассказе, - это уже повесть. «В Тимуре и его команде» Аркадия Гайдара действует целая команда мальчишек, и событий в их жизни случается очень много. А еще больше повести? Когда перед нами проходят годы жизни героя, их разве уместишь в повесть? Нет. Это уже роман. Возможно, вы читали романы Жюля Верна «Дети капитана Гранта» или Александра Дюма «Три мушкетера» Сказки могут быть народными, а могут быть придуманы писателем на основе народной сказки или совершенно самостоятельно. Такие сказки называются литературными. Законы создания таких сказок несколько отличаются от «правил» рассказывания народных сказок, и мы с вами обязательно обсудим, в чем же это различие. Сегодня был очень трудный урок. Теоретический. Очень важный урок. Для того чтобы лучше понимать литературное произведение, очень важно сразу суметь рассмотреть, «по одежке», « с чем мы имеем дело» А помогут нам в этом знания о жанрах литературы.

Ирина Хорева
Статья «История возникновения устного народного творчества».

Обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколения закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах.

С развитием русской народной культуры , появились правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве , особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, её надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Одним из действенных средств воспитания человека, в семье и не только, является устное народное творчество , как неисчерпаемый источник искусства , основа народной культуры , эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа . Сила фольклора как средства семейного воспитания заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно» , «это нельзя» , «это хорошо» , «это плохо» , учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы.

Слушая произведения устного народного творчества , ребёнок с помощью родителей делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа , выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество , выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки и т. д. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребёнка и в наши дни. В этих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа . Просто и убедительно «говорит» сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни – трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага, мудрость.

Большинство песенок, потешек, прибауток создалось в процессе труда на природе в быту, в семье. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил , передавая из уст в уста, из поколения в поколения, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову приучаясь пользоваться им в своей речи. Этим и черпается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм устного народного творчества . Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, окружающим его, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

С удивительным педагогическим талантом «ведёт» народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Воспитатель: Николаенко О. Н. Тема: ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет» Цель работы: объединение усилий.

Дети младшей группы «Теремок» и воспитатель Яровенко Т. В. приняли участие в районном семинаре, по развитию речи дошкольников с использованием.

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.

Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.