Шпиль петропавловской крепости ангел. Шпиль Петропавловской крепости: интересные факты и фото

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

В собрании Русского музея есть удивительная картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная Георгием Чернецовым. Картину художнику заказал сам Николай I, который хотел запечатлеть не только важный момент в истории страны, но и создать группой портрет важных персон той эпохи.

Работа над полотном продолжалась пять лет. Император лично утверждал список людей, чье изображение должно было появиться на холсте. Среди 300 представителей разных сословий есть даже мещане и крестьяне. Так в правом углу можно заметить фигурку бородатого мужчины средних лет. Это Петр Телушкин, кровельных дел мастер, который в начале 19 века своим мастерством и смелостью смог удивить весь Петербург.

С 1840 года картина находилась в личных комнатах Александра II. Фото: Commons.wikimedia.org

Влюбленный мастер

Уроженец Ярославской губернии появился в Петербурге в 1829 году. 23-летний молодой мужчина был невысок, но силен: по словам очевидцев, мог самостоятельно поднять 13 пудов (208 кг). Зарабатывал себе на жизнь он тем, что ремонтировал купола церквей и колоколен, и был уверен, что и в столице для него обязательно найдется дело. По легенде, была у Петра мечта - выкупить у помещика крестьянку Ираиду Фёдорову, в которую он был давно влюблен. Поэтому и поехал Телушкин в город на Неве в поисках денег, чтобы попытаться начать новую счастливую жизнь. И его планам частично суждено было сбыться: буквально уже через год многие знали его имя, а император Николай I щедро одарил мастера, велев запечатлеть его портрет на картине Георгия Чернецова.

Петр Телушкин на картине Георгия Чернецова. Фото: Commons.wikimedia.org

Появление кровельщика в городе совпало с конкурсом, который был объявлен для починки шпиля Петропавловского собора - самого высокого здания Санкт-Петербурга. Из-за сильных ветров и гроз у ангела на шпиле оторвало крыло, пострадал от непогоды и крест, венчающий шпиль. Все проекты реконструкции, которые подавали императору, требовали больших расходов: значительная часть сумма должна была быть потрачена на возведение строительных лесов, чтобы специалисты могли бы добраться до поврежденных фигур. Узнав об этом, Петр Телушкин выступил с отчаянным предложением. Он заявил, что сможет починить крест и ангела, если ему дадут только веревку и доску. Прослышав о таком смельчаке, Николай I дал добро. Однако, по условиям того времени, мастер, бравшийся за исполнение госзаказа, должен был что-то «поставить взамен». Поскольку у бедного рабочего ничего не было кроме его навыков, он «заложил в обеспечение принятого им на себя дела свою жизнь», то есть был готов сесть в тюрьму, если не оправдает надежд императора.

Кровь из-под ногтей

Подъем был намечен на 8 октября 1830 года. Посмотреть на это зрелище к Петропавловскому собору пришли десятки зевак, готовых к трагическому исходу затеи. В то время шпиль был покрыт медными листами, которые, находя друг на друга, создавали вертикальные загибы, выступающие на 9 см. Благодаря им Телушкин смог обвить веревкой шпиль. Один конец веревки он опоясал вокруг себя для подстраховки, другой - прикрепил к внутренним деревянным укреплениям шпица. Упираясь босыми ногами в медные листы и держась двумя пальцами за выступы, мастер постепенно стал обходить шпиль, взбираясь по нему на самый верх.

Экспозиция в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Фото: АиФ-Петербург

Ближе к яблоку, на котором стоял ангел с крестом, он увидел на шпиле железные крюки. Связав веревки при помощи ямского узла и петель, он соорудил своеобразные стремена, которые позволили ему продолжить восхождение. Добравшись до яблока, диаметр которого почти 3 метра, Телушкин понял, что просто так ему его не преодолеть. Он решил взять день на раздумья и спустился вниз. По свидетельствам очевидцев, когда он вышел из собора, из-под ногтей у него сочилась кровь - таких неимоверных усилий ему стоил подъем.

Петропавловский собор в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

На следующий день Петр вернулся, чтобы продолжить начатое. Он вновь поднялся до самого яблока. Там, благодаря дополнительным веревкам, он сделал стремена для ног. Упираясь босыми ногами в шпиль и придерживаясь на веревках, он откинулся назад, повиснув практически горизонтально к земле. Это положение позволило ему закинуть веревку за основание креста, что и позволило ему взобраться к ангелу.

Около 6 недель мастер проделывал этот непростой путь, неся с собой инструменты, необходимые для ремонта. За это время он вернул ангелу крыло, укрепил крест и смог закрепить медные листы.

Губительный подарок

Подвигом простого мастера все были поражены. Большую статью о нем в журнале «Сын Отечества» написал Алексей Оленин, директор Императорской Публичной библиотеки и почетный член Академии наук. По одним данным, в качестве награды Телушкин получил три тысячи рублей ассигнациями, по другой - пять тысяч рублей.

Дальнейшая жизнь чудо-мастера окутана тайнами. Одни утверждали, что он вернулся в деревню, где выкупил любимую девушку и женился на ней. Другие говорили, что его сгубил «зеленый змий». Одним из «щедрых» подарков царя была грамота, согласно которой в любом кабаке ее предъявителю должны были бесплатно наливать чарочку спиртного напитка. Легенда гласит, что Петр потерял ее, тогда ему под скулой поставили клеймо. Якобы, приходя в кабак, он ударял пальцами по этому знаку, давая понять, чтобы ему налили. Считается, что отсюда и пошел известный жест, говорящий о распитии алкоголя.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Очередная виртуальная прогулка Littleone посвящена крылатым покровителям Санкт-Петербурга — ангелам.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Изначально облик этого самого известного символа Петербурга был иным. Первый ангел-хранитель был выполнен мастером Харманом ван Бо́лосом 1720-х годах по эскизу Доменико Трезини. Тогда он действительно парил над городом, «держась» руками за деревянную ось креста и играя роль флюгера. Но в 1756 году в шпиль ударила молния, и ангел сгорел. С тех пор его фигура страдала от различных стихий не единожды и глобально переделывалась еще три раза.
Сегодня 122,5-метровый шпиль собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла украшает четвертая версия флюгера «Ангел», созданная во время замены деревянной конструкции на металлическую. Она была выполнена по проекту скульптора Роберта Карловича Залемана и заняла свое законное место в ноябре 1859 года.

Где искать: Петропавловская крепость, д. 1.
Интересный факт. Согласно легенде, Петр I хотел поставить на самой высокой точке города именно ангела, чтобы он охранял Петербург от всевозможных бед и напастей. Его пожелание было исполнено в конце 1724 года, однако окончания строительства всего собора Петру так и не довелось увидеть — он умер через три месяца после установки ангела на шпиль Петропавловского собора.

Ангел на вершине Александровской колонны

Еще одна всем известная архитектурная доминанта Петербурга украшена статуей ангела, который левой рукой держит четырехконечный крест, а правую — возносит к небу. Голова фигуры наклонена, а взор ее устремлен на землю. Автор этого петербургского ангела не Огюст Монеферран, как многие ошибочно предполагают, а скульптор Борис Орловский. Александровская колонна — это один из первых российских монументов, посвященных победе над Наполеоном. Она была воздвигнута в 1834 году. Согласно легенде, Орловский придал лицу этой бронзовой фигуры черты царя Александра I. Менее популярная версия гласит, что ангел на вершине Александрийского столпа — скульптурная копия поэтессы Елизаветы Кульман.

Где искать: Дворцовая площадь.
Интересный факт. С Александровской колонной и фигурой ангела, венчающей ее, связано много мифов. Например, во времена Перестройки в СМИ серьезно обсуждали новость, что в годы советской власти ангела собирались заменить на бюст В.И. Ленина или И.В. Сталина.

Гении на барельефах Адмиралтейства

То здание Главного Адмиралтейства, что сохранилось до наших дней, было возведено в Петербурге в 1806-1823 годах под руководством архитектора Андреяна Захарова. Он украсил свое детище статуями и барельефами на военно-морскую тему. Помимо Петра I, Нептуна, богини Паллады, Фемиды и других здесь на стенах можно увидеть и трубящих ангелов, а точнее «Гениев Славы, венчающих науки» (фронтон западного фасада), «Гениев Славы, венчающих военные подвиги» (фронтон восточного фасада) и «Слав, трубящих победу» (над аркой). Барельефы вылепил Иван Иванович Теребенев.


Автор: Andrew Butko

Где искать : Адмиралтейский проезд, д. 1.
Интересный факт. Иван Теребенев приобрел большую известность не как скульптор, а как автор гравированных карикатур, связанных с вторжением Наполеона в Россию, высмеивавших императора Наполеона и его армию.

Ангел на крыше Петеркирхе (Немецкой евангелическо-лютеранская общины святой Анны и святого Петра)

Здание этой лютеранской кирхи (одной из старейших в Петербурге) было построено в 1833-1838 годах по проекту Александра Брюллова. Об ангеле, держащем крест, на ее крыше известно немного. В частности то, что он был создан немецким скульптором Иосифом Германом (он же выполнил 24 фигуры ангелов, установленных на балюстраде главного купола Исаакиевского собора). В июне 1993 года, спустя более 45 лет с момента закрытия, церковь была передана петербургской евангелическо-лютеранской общине и объявлена кафедральным собором. К счастью, снаружи здание кирхи сохранилось лучше, чем ее внутреннее убранство. Поэтому после реставрации фасада удалось восстановить и знаменитую фигуру ангела над входом.

Где искать: Невский пр., д. 22-24.
Интересный факт . Кирха была закрыта в конце 1937 года и в 1958-59 годах перестроена под бассейн.

Ангелы Исаакиевского собора

Собор преподобного Исаакия Далматского, таково официальное название самого крупного православного храма Петербурга, по замыслу Огюста Монферрана украшают 33 бронзовые фигуры ангелов. Они были созданы в 1839 году двумя скульпторами: итальянцем Джованни (Иваном Петровичем) Витали и немцем Иосифом Германом. Две дюжины расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 метров, подчеркивая, по задумке авторов собора, своими силуэтами стремление всего здания ввысь. Еще восемь коленопреклоненных ангелов держат светильники на углах аттика, и один крылатый небожитель выглядывает из-за плеча апостола Матвея.


Где искать: Исаакиевская пл., д. 4.
Интересный факт. С 2006 по 2011 год все ангелы Исаакиевского собора были отреставрированы. На то, чтобы вылечить их от «бронзовой болезни», было потрачено более 300 миллионов рублей.

Крылатый гений перед зданием Двенадцати коллегий

Памятник Универсанту на Менделеевской линии был открыт 26 февраля 2007 года в честь 283-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Многие ошибочно называют памятник «ангелом», но в действительности это летящий крылатый Гений с факелом знаний и лавровым венком. Данная фигура, опирающаяся на бронзовую колонну, символизирует собой неудержимый полет мысли и гения человечества. Идея памятника принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ», а воплотил ее в жизнь скульптор Михаил Белов.


Где искать: В.О., Менделеевская линия, д. 2.
Интересный факт. Буквально с первого дня установки памятника зародилась традиция трогать «Гения» за пятки — на удачу и счастье.

«Петербургский ангел» в Измайловском саду

Этот маленький и очень трогательный памятник появился в Петербурге совсем недавно — в 2012 году. Его не так-то легко найти — он примостился на одной из скамеек Измайловского сада. И выглядит он скорее как интеллигентный старичок в поношенном пальто, смешной шляпе, с книжкой и зонтиком в руках. «Выдают» ангела лишь его крылья. Автор этой бронзовой скульптуры — петербургский художник Роман Шустров. Работа посвящена тем пожилым ленинградцам, кто пережил войну, блокаду, голод, репрессии и другие трудности, однако сохранили в себе интерес к жизни и любовь к людям!

Где искать: Измайловский сад, наб. р. Фонтанки, д. 114-116 а.
Интересный факт. С этим ангелом уже связана одна петербургская традиция. Пришедшие оставляют у него на коленях монетки как напоминание о принципах милосердия, на которых должен зиждиться этот мир.

Памятник разрушенным церквям «Три ангела»

Еще один современный памятник Петербурга. Он был создан скульптором Борисом Сергеевым и установлен в 2005 году. Три каменных головы ангелов с крыльями на высоких гранитных постаментах установлены на пересечении улиц Правды и Социалистической в память о церквях, ранее находившихся поблизости с этим местом —Иоанна Предтечи, Св. Александра Невского при училище Синода и Преображения Господня.

Где искать: ул. Правды, д. 14.
Интересный факт
. Эти ангелы являются частью Парка современной скульптуры Санкт-Петербурга, который располагается на улице Правды с 2005 года и объединяет еще несколько скульптур, созданных разными авторам.

Гений на фасаде бывшего Дома Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища
Это пятиэтажное здание, построенное на Малом проспекта Петроградской стороны в 1907-1908 годах для Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища, известно не иначе, как «дом с ангелом». И не удивительно! Ведь центральной фигурой декора его фасада является Гений славы в образе красивой юной девы, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Кстати, исследователи выяснили, что первый вариант этого барельефа несколько отличался от того, что дошел до нашего времени: Гений славы был изображен без шара, но с лентой, на которой было написано латинское слово «Pax» (мир). Архитектором здания стал Александр Игнатьевич Владовский.

Где искать: Малый пр., П.С., д. 32.
Интересный факт. Этот дом не пострадал во время Великой Отечественной войны. Многие считали, что это результат заступничества ангела на фасаде.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге

Это, пожалуй, самый необычный ангел Санкт-Петербурга. Озорной белый мальчишка с черными пятками «залетел» в город в 2007 году. Он символизирует собой приглашение Санкт-Петербурга в гости в Вильнюс. Автор скульптуры — Вайдас Рамошка. Говорят, что он придал лицу ангела черты лица вполне реального ребенка. А еще создал его специально для питерской погоды сидящим, свесив ноги вниз — чтоб его не сдуло ветрами и не смыло дождями Северной столицы России.


Где искать: ул. Рылеева, д. 37.
Интересный факт. Говорят, что если долго смотреть на этого ангела, то можно заметить, как он тебе подмигивает — это к добрым новостям!

Подготовила Татьяна Маслова
Фото: Святослав Буньков

Рассказываем о крылатых покровителях города на Неве.

Ангел на вершине Александровской колонны


Адрес: Дворцовая площадь

Александровская колонна - один из первых российских монументов, символизирующих победу над наполеоновскими войсками. Статуя ангела на ее вершине левой рукой держит четырехконечный крест, попирая им змея, а правую - возносит к небу. Автор этого ангела - скульптор Борис Орловский. Существует легенда, что он придал лицу бронзовой фигуры черты царя Александра I.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Петербурге


Адрес: Рылеева ул., 37

Уникальный ангел появился на здании Литовского консульства в 2007 году. Скульптуру создали в городе Вильнюсе специально для Северной столицы, учитывая ее ветреную и дождливую погоду. Белый ангел с черными пятками и лицом ребенка сидит на крыше, свесив ноги. Ходят слухи, что если долго смотреть на него, то можно заметить, как он подмигивает. И если подмигнет – ждите хороших новостей.