Порядок службы в честь собора самарских святых. Именины самарской земли

Всех верующих самарцев и патриотов родного города поздравляем! 12 августа — Собор Самарских святых , празднование Русской Православной Церкви в честь святых Самарской земли. Празднование было установлено патриархом Алексием II 10 октября 2004 года.

В лик Самарских святых был включен 21 угодник Божий:

Прав. Петр Чагринский (+ 1925, память? местн.)

Службу Собору согласно Указу Патриарха Алексия надлежит составить особую, а также писать Собору святые иконы для поклонения и напечатать жития их (для назидания и наставления в благочестии чад церковных).

В Самаре стоит Храм в честь Собора Самарских Святых — на пересечении Московского шоссе и улицы Советской Армии, вблизи места (парк Гагарина – бывшие дачи НКВД), где было расстреляно и захоронено около 2.5 тысяч несправедливо обвиненных жертв, был открыт 31 марта 2010 года. Возведение этого Храма на крови – дань благодарности самарцев мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю.

Среди самарских святых много невинно убиенных. Вот типичная биография русского святого XX века.

Иоанн Иосифович Сульдин

Из мордовской крестьянской семьи. По другим сведениям, отец был фельдшером. 15 апреля 1902 года рукоположен во диакона к церкви села Нового Бекшанка Сызранского уезда В 1919 году, после кончины супруги, остался с 6 детьми, воспитывать которых ему помогала мать покойной жены. В марте 1920 переехал с семьей в Сызрань, служил в Ильинской церкви.

Подвергался кратковременным арестам с 1923 по 1926, в 1928 и 1930 годах. После закрытия в 1930 году Ильинской церкви служил в Казанском соборе Сызрани. 21 февр. 1931 г. арестован. Обвинялся в том, что «входил в руководящее ядро церковно-торгашески-монархической контрреволюционной организации». Отверг обвинения в антисоветской деятельности. 28 октября 1931 года особым совещанием при Судебной коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1933 году, после отбытия срока в лагере, приехал к брату в Ленинград. В том же году был вновь арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 г., после освобождения, приехал в г. Куйбышев, где жил его сын Ювеналий. 30 ноября 1937 г. арестован. Проходил по коллективному делу вместе с архиепископом Александром (Трапицыным) и большой группой священников и мирян. В это время было арестовано практически все остававшееся на свободе духовенство Куйбышева; задержанным не хватало места в городской тюрьме, их содержали в бараках местного лагеря. Вместе с другими привлеченными к следствию Иоанн Сульдин обвинялся в «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации». Не признал своей вины. 21 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в общей могиле. Предположительно место захоронения находится в городском парке имени Гагарина.

В 2004 году, на праздничном молебне перед специально написанной к этому дню иконой Собора Самарских святых впервые под сводами храма прозвучал тропарь:

«Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих».

Прозвучало и величание всем святым в земле Самарской просиявшим: «Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».

Тропарь

Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих.

Кондак

Днесь пророческое о тебе, граде славный, совершишися, еже рече святитель Алексий, яко град велий, и мы яко старец приклоньше молимся за благодать, яже излиял на землю нашу Господь, явив славу Свою в людех Своих, их же память ныне совершаем.

Величание

Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Все святые, в земле Самарской просиявшие, молите Бога о нас!

Ваша помощь сайту и приходу

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 010) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (322) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 035) Вопросы священнику (462) Изображения (260) Иконы (559) Иконы Божией Матери (116) Проповеди (1 177) Статьи (1 939) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (178) Любовь, брак, семья (79) Материалы для воскресной школы (418) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (48) Дидактические материалы (78) Игры (33) Изображения (48) Кроссворды (29) Методические материалы (49) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (103) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (536) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (390) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 108) Библия (951) Закон Божий (940) Миссионерство и катехизация (1 621) Секты (7) Православная библиотека (494) Словари, справочники (54) Святые и Подвижники благочестия (1 892) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (100) Храм (172) Устройство храма (1) Церковное пение (35) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 711) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (490) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (744) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (159) Елеосвящение (10) Исповедь (36) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (20) Основы православной культуры (35) Паломничество (256) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (4) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (39) Православное радио (77) Православный журнал (40) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (64) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (122) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (395) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV).

Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника (IV).

1 Кор., 137 зач., VII, 12–24. Мф., 60 зач., XIV, 35 – XV, 11, и за четверг: 1 Кор., 138 зач., VII, 24–35. Мф., 61 зач., XV, 12–21.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Па́мва Печерский, затворник, иеромонах

Пре­по­доб­ный Пам­ва жил в XIII ве­ке. Он был иеро­мо­на­хом Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли.

Во вре­мя оса­ды мо­на­сты­ря та­та­ра­ми ино­ки по­сла­ли свя­то­го Пам­ву за пи­щей. Как ни ве­ли­ка бы­ла опас­ность, свя­той со сми­ре­ни­ем взял­ся ис­пол­нить по­слу­ша­ние, но та­та­ры схва­ти­ли его и под­верг­ли му­че­ни­ям за от­каз от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры.

Он го­во­рил им: «Ва­ши бо­ги про­кля­ты, а я ве­рую во Хрис­та, Ис­тин­но­го Бо­га, Ко­то­рый со­тво­рил небо и зем­лю. Он Гос­подь, един Ис­тин­ный, Все­мо­гу­щий, Он и ме­ня из­ба­вит от рук ва­ших мо­лит­ва­ми свя­тых Пе­чер­ских».

И, дей­стви­тель­но, впо­след­ствии пре­по­доб­ный чу­дес­ным об­ра­зом спас­ся от му­чи­те­лей: он был вос­хи­щен Ан­ге­ла­ми и пе­ре­не­сен в свою кел­лию в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли.

До бла­жен­ной кон­чи­ны свя­той Пам­ва жил в за­тво­ре, где мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1241 го­ду. Мо­щи пре­по­доб­но­го по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

Па­мять пре­по­доб­но­го Пам­вы со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря – день сов­мест­ной па­мя­ти пре­по­доб­ных от­цов, по­чи­ва­ю­щих в Даль­них пе­ще­рах.

Тропарь преподобному Памве, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Неле́ностным послуша́нием/ и отверже́нием во́ли своея́/ кре́пко себе́ обузда́в,/ вда́лся еси́ за Христа́ Бо́га на му́ки и ра́ны,/ от Него́же сугу́бо, всече́стне о́тче Па́мво, венча́вся,// моли́ся о душа́х на́ших.

Перевод: Прилежным послушанием и отвержением своей воли крепко себя обуздав, ты обрек себя на муки и раны за Христа Бога, от Него же особо, почитаемый всеми отче Памво, увенчался, молись о душах наших.

Кондак преподобному Памве, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Послуша́ние и́ноческое кро́вию муче́ния обагри́вша,/ ублажа́ем тя любе́зне,/ преподобному́чениче Па́мво,/ и, покланя́ющеся честны́м моще́м, ве́рно мо́лим:// моли́ся Го́сподеви непреста́нно о всех нас.

Перевод: Монашеское послушание обагрившего мученической кровью, прославляем тебя с любовью, преподобномученик Памво, и, поклоняясь почитаемым мощам, с верой молим: «Молись Господу не переставая обо всех нас».

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава XIV, 35 - XV, 11.

ГЛАВА 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

ГЛАВА 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

(Мф. 14, 35 – 15, 11)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ: Слово в день памяти благоверных князей Петра и Февронии

В этот воскресный день мы вспоминаем не только Воскресение Христово, но и в Отечестве нашем празднуется замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности, – так он называется. Очень отрадно, что подобные праздники, посвященные семье, этой величайшей ценности, этому величайшему проявлению любви, утверждаются в нашей стране. И еще отрадней то, что они утверждаются на основе воспоминания святых. В этот день празднуют память святых Петра и Февронии, которых по праву считают покровителями семейной жизни.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 12:27 мин. Размер 11.40 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Духовная мать

    Все духовные силы своих чад она направляла на искание чистоты сердца, учила сохранять мир и любовь с ближними.

  • Слово Патриарха

    Князь Владимир - дивный и убедительный пример того, как действенно Евангелие и как оно преображает жизнь человека.

  • Богословие властолюбия,или Как мирянин учит архиереев

    Украинская Православная Церковь под пером Власия Фидаса волшебно превращается в сборище прорусских архиереев, и вопрос о канонической принадлежности подменяется проблемой политических пристрастий.

  • «Великая тайна – иметь в себе Христа»

    Среди его духовных детей были Владимир Лосский, Николай Бердяев и другие представители русской и французской интеллигенции.

  • Чудеса «Троеручицы»

    О том, как «никому не нужный» обшарпанный образ оказался старинной чудотворной иконой, о чудесах этого образа рассказывает игумения Успенской Феклиной женской пустыни, где хранится «Троеручица».

  • Подвиг одной гордой женщины

    В немощном женском естестве пришла княгиня Ольга к глубочайшему самоотречению ради ближнего – а ближним ей сделался весь народ!

  • Элладская Церковь не признает «ПЦУ», уния Фанара и Рима, тестирование преемника Патриарха Варфоломея

    Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

Р одился 1 января 1848 года, в 1888 году рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1981-1892 гг. - епископ Самарский и Ставропольский. По прибытии на кафедру святитель столкнулся с эпидемией холеры и сильным неурожаем, повлекшим голод для многих людей. Святитель Владимир явился в тяжелую минуту нравственной опорой для страждущих. Им был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим, открыты бесплатные столовые. Владыка Владимир подавал личный пример в напутствовании умирающих, призывал свою паству к покаянию и милосердию. В 1892-1898 гг - экзарх Грузии, в 1898-1912гг - митрополит Московский и Коломенский, в 1912-1915 гг. - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1915 г. - митрополит Киевский и Галицкий. 25 января 1918 года принял мученическую смерть от рук красноармейцев. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

Родился 17 апреля 1874 года. В 1896 году рукоположен в сан иеромонаха, 1902-1905 годах - ректор Самарской Духовной Семинарии. Священномученик Вениамин большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию семинаристов, установил обязательную череду при семинарском храме, во внеучебное время проводил пастырские беседы с учащимися. Большое внимание отец-ректор уделял паломническим поездкам семинаристов по святым местам, организовывал регулярные выезды в села губернии, где проводились катехизаторские чтения и семинаристы учились проведению проповедей и пастырскому окормлению населения. С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. В 1910 году рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1917 митрополит Санкт-Петербургсий и Гдовский. 29 мая 1922 года арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 13 августа 1922 года принял мученическую смерть за Христа. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.

Родился 20 августа 1880 года. В 1913 году рукоположен во епископа Чистопольского, викария Казанской епархией и назначен ректором Казанской Духовной Академии. С 1922 г. - епископ, а с 1923 г. - архиепископ Самарский. Противодействовал обновленческому расколу, за что был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в Туркмению. С 1928 года - архиепископ, а с 1932 года - митрополит Одесский. Арестован 8 августа 1936 года и приговорен к 5 годам заключения в концлагере. 23 января 1938 года умер от отека легкого и непосильной работы. Канонизирован Архиерейским собором Украинской Православной Церкви.

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.

Родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию и в 1889 году был рукоположен в сан священника Всесвятской церкви города Вятки. В 1900 году, будучи инспектором Вятской Духовной семинарии, овдовел и принял монашеский постриг. В 1904 году рукоположен в епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1912 года - епископ Вологодский. В 1921 году смещен с кафедры и находился в ссылке. В 1928-1933 годах - архиепископ Самарский. Активно противодействовал обновленческому расколу, совершал частные богослужения в городах и селах епархии, за которыми рукополагал в священный сан достойных кандидатов из числа грамотных крестьян. Стремясь сохранить монашество, совершал тайные постриги и оказывал помощь сосланным и гонимым. В 1933 году арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. В 1936 году вернулся в Самару, где организовал тайную семинарию для подготовки священнослужителей из числа интеллигенции, которая в документах НКВД именовалась "Институт научного тайного духовенства". 29 ноября 1937 года арестован с группой самарских священников по обвинению контрреволюционной деятельности. Несмотря на пытки и истязания, виновным себя не признал. 30 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Куйбышевской области, был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года принял мученическую смерть за Христа. Вместе с ним были расстреляны Самарские священники:

священник Александр Иванов (1866-1938);

священник Александр Органов (1873-1938);

священник Василий Витевский (1873-1938);

священник Вячеслав Инфантов (1883-1938);

священник Иаков Алферов (1878-1938);

священник Иоанн Смирнов (1873-1938);

священник Иоанн Сульдин (1880-1938);

священник Трофим Мячин (1888-1938).

Все они были канонизированы Архиерейским Юбилейными собором 2000 года.

Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский

(8.02.1862, Самара - 4.09.1937, близ Чимкента). Память 22 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Окончил СПб. Духовную академию со степенью кандидата богословия, 16 августа 1895 г. рукоположен во священника. В сане протоиерея служил в Самаре. Овдовел. 3 июня 1923 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В конце 1923 г. уклонился в обновленчество. В 1924 г. принес покаяние, назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии. С 16 сентября 1927 - епископ Малмыжский, викарий Сарапульской Ижевской епархии. В 1931 г. был на Енотаевской, Сызранской и Омской кафедрах. 11 августа 1933 г. стал архиепископом. 24 апреля 1935 г. - арест, приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В г. Мирзоян помог организовать "староцерковную общину". 15 мая 1937 г. - арест и заключение. На допросах вины не признал, показаний на других не дал. Расстрелян. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.

(26.02.1886 - 19.11.1937)

Родился в семье священника, окончил Казанскую духовную академию в 1911 г. В 1923 г. хиротонисан в епископа Ивано-Вознесенского.

С 1 апреля 1930 г. епископ Сызранский. С начала своего служения на Сызранской кафедре еп. Августин пользовался огромным авторитетом среди верующих, объединил вокруг себя все духовенство, являясь заботливым отцом и мудрым архипастырем, что не понравилось местной власти, нашедшей повод для ареста архиерея. 21 февраля 1931 г. ОГПу арестовало преосвященного Августина и с ним 16 священников, 1 монаха и 39 мирян, обвинив их в антисоветской деятельности, в помощи находящимся в ссылке верующим, пропаганде монархических устоев Тихоновской церкви и в протесте против закрытия храмов. В обвинительном заключении роль епископа Августина характеризовалась следующим образом: с появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нем крепкую опору старых традиций. Приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге, расстрелян 19 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД Потульской области. Канонизирован к общему церковному почитанию Арх. Собором 2000 г.

Священномученник Константин Сухов.

Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию. Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти. 22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.

17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.

Родился в 1882 в г. Ейске. В 1913 г. учился в миссионерской школе в с. Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха в г. Хвалынске. С 1925 по 1930 гг. служил в храме села Березовый хутор. 28 декабря 1930 г. был арестован и заключен в тюрьму г. Сызрань. Обвинение в свой адрес не признал. Скончался 30 августа 1931 г. в Сызранской тюрьме. Прославлен Арх. Собором 2000 г. Память празднуется 10 ноября.

Мученик Александр Антонович Медем.

(1870(7) ? - 1.04.1931, Сызрань). Память 10 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1928 г. арестован и сослан в Сызрань, где был духовным чадом сщмч. иером. Нифонта (Выблова).

В декабре 1930 г. арестован по делу Сызранского еп. сщмч. Августина (Беляева). На допросах мч. Александр держался с большой выдержкой и достоинством, несмотря на тяжелую болезнь, никого не назвал.

В начале 1931 г. скончался от туберкулеза в тюремной больнице. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).

Прославлен в соборе Оптинских старцев, родился и провел детские годы в Самаре.

Святой праведный Александр Чагринский.

Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году, рукоположен в сан священника в 1842 году. С 1843-1881 гг. настоятель Свято-Троицкой Церкви с. Балаково. Был замечательным проповедником и вернул в лоно Церкви многих раскольников. Был известен строгой аскетической жизнью и имел дар слезной, сердечной молитвы. С 1881 года духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской Губернии и за время служения в нем показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Был хорошо известен св. прав. Иоанну Кронштадтскому, который благословлял самарских паломников по всем вопросам духовной жизни обращаться к протоиерею Александру Юнгерову. Старец скончался в 1910 году, над его могилой была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление.

22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской Епархии.

Святой праведный Петр Чагринский.

Благочестивый мирянин Петр Иванович Колпаков родился в 1856 году в селе Чагры Ставропольского уезда Самарской губернии. На протяжении своей жизни отличался глубокой верой подлинным христианским смирением. Вел аскетический образ жизни, не вкушая мяса и вина, соблюдая три постных дня в неделю. В свободное от сельских трудов время утешал скорбящих, проповедуя слово Божие, призывая к покаянию и благочестивой, воздержанной жизни. Был отмечен даром чудотворения. Когда начались гонения на Церковь, призывал людей стоять за Православную веру и укреплял малодушных. Старец Петр скончался в 1925 году.

На основании народного почитания и многочисленных чудес совершенных по его молитвам в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена его канонизация как местночтимого святого Самарской Епархии.

12 августа в Покровском кафедральном соборе города Самары торжественную Божественную литургию совершил Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении самарского духовенства. На эту праздничную службу приехали верующие самарцы из многих храмов города, ведь это день празднования Собора Самарских святых. Церковное прославление Собора Самарских святых произошло 10 октября прошлого года на Божественной литургии в этом же соборе. Празднование Собора Самарских святых было определено 12 августа.

И это настоящее Божие чудо! Самарские верующие давно почитают 12 августа как день памяти самарского Владыки Митрополита Мануила (Лемешевского), хотя еще не прославленного Церковью, но, несомненно, давно прославленного в душах многих и многих верующих людей. Такое совпадение, мы верим, не случайно. И вот на аналое - икона Собора Самарских святых. Церковный хор Покровского собора звучал в этот день особенно проникновенно. После Литургии Владыка Сергий служил молебен самарским святым, собор которых возглавляет Небесный Покровитель нашего края Святитель Алексий, Московский и всея России чудотворец. Священники и дьяконы дружно возглашали: «Святии земли Самарския, молите Бога о нас!», им вторил церковный хор. «Величаем, величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Протоиерей Николай Агафонов сказал в своей проповеди:
- Дивен Бог во святых своих! И святые люди жили всегда, они живут среди нас. Церковь всегда прославляла своих святых, потому что святые прославили Бога в себе - тем, что исполнили Его заповеди. Они явили пример всем нам, как можно в этой жизни угодить Богу. Святые, которые предстоят перед Престолом Божиим, свидетельствуют еще о том, что связь между Небом и землей не прервалась. Сегодня мы празднуем память Собора Самарских святых, и мы знаем, что имеем особых покровителей нашего града Самары и Самарской земли, предстательствующих за нас перед Престолом Божиим. Самара - это наша малая родина, часть Руси Святой. Все русские святые любили свою земную родину. Святой Митрополит Филарет Московский говорил: «Недостойный гражданин земного Отечества и небесного Отечества недостоин». Советская власть обрушилась на Церковь жестокими гонениями. И вот самарская земля явила сонм святых, среди которых немало мучеников. Приняв мученическую смерть, они тем самым спасли свое Отечество, иначе оно давно бы исчезло с лица земли. Собор Самарских святых - это именины нашего малого Отечества. Есть еще и не прославленные святые, есть и блаженные, которых нет в календаре, но и к ним обращаются люди. Можно сказать, что земля Самарская, присоединенная к Российскому государству в более поздние времена, в XVI веке, достигла того же, что и древние русские княжества, где много святых и святынь. Мы - действительно часть великой России, Руси Православной. И свидетельство тому - наши самарские святые!
Удивительно, что подготовленная редакцией «Благовеста» книга «Игумения Мария», где собраны воспоминания о непрославленных, но почитаемых самарских подвижниках, - игумении Марии, схимонахине Ирине, блаженном Василии и других, вышла в свет как раз к 12 августа - дню памяти Самарских святых!
У гробницы Владыки Мануила, богато украшенной белыми хризантемами, окруженный тесным кольцом прихожан иерей Павел Гончаров служил литию. Многие из тех, кто молился у «святой гробницы», как ее нередко называют в Православном народе, лично знали Митрополита Мануила, в судьбах многих из них он участвовал своей дерзновенной молитвой. Потом всем раздавали поминальные кутью и сладости, за которыми выстроилась очередь. Я уходила из храма, крепко зажав в руке нечаянную радость - подаренную мне веточку хризантем от гробницы Владыки Мануила во утешение и исцеление тела и души. На душе было белым-бело.

На снимке: икона Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца - Небесного покровителя Самары.

История Храма

Храм в честь Собора Самарских Святых, расположенный на пересечении Московского шоссе и улицы Сов. Армии был открыт 31 марта 2010 года, накануне светлого праздника Пасхи. Облик Храма, сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху на дачах НКВД были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненных. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, «возведение Храма на крови - дань благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю».

– Это очень тяжелое событие в нашей истории, – говорит настоятель Храма, священник Виталий Германов, – но в память святых не служится панихида, в память святых радуются, ведь они молятся за нас, они своими страданиями освятили нашу землю.

Ежегодно,12 августа, отмечается Престольный Праздник в память о самарских новомучениках, включающий в себя Богослужение и Крестный ход в парк им. Гагарина к памятнику жертвам сталинских репрессий.

Есть в Храме и святыни: мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, мощи Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

С каждым днем в Храм приходит все больше и больше детей, молодежи, жителей окрестных домов и студентов, чтобы помолиться Богу на Богослужении, поставить свечку за близких, послушать церковное пение и колокола…

И все стройнее и стройнее звучит приходское пение: ВЕРУЮ!!!

Особенности Архитектуры Храма

Храм был спроектирован в стиле московского барокко. Его еще называют «нарышкинским стилем». Это направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков – начальный период развития стиля барокко в России. Это был период перехода от средневековой безордерной к ордерной архитектуре. Для него характерны центрические, ярусные Храмы. Созданные Храмы этого стиля отличаются живописностью и особой «радостностью» архитектуры. Замечательным примером «нарышкинского стиля» является Храм Воскресения Христова в Замоскворечьи, в Кадашах, который (в некоторой степени) послужил прообразом Храма в честь Собора Самарских Святых.

Трехъярусная крыша Храма в честь Собора Самарских Святых украшена 40 кокошниками. Ярусы этих кокошников, устремлены ввысь, к небесам, а тесно сдвинутые, с удлиненными пропорциями барабаны, увенчанные ярко горящими на солнце золотыми главками, как свечи, как наши молитвы, устремлены к Богу.

Для «нарышкинского стиля» характерна двуцветность - белые элементы декора на основном фоне стен темно-красного, кирпичного цвета. Однако, здесь использован в качестве основного - бирюзовый фон, белый декор и небесно-синий цвет крыши. Храм опирается на цоколь темно-красного цвета. Такое цветовое решение создает гармонию с окружающим парковым ландшафтом и современными зданиями.

Бирюзовые плоскости стен разделены опирающимися на цоколь белыми прямоугольными колоннами – пилястрами, которые создают устремленность объема Храма ввысь и общий живописный эффект поверхностей. Чтобы звонница не отвлекала внимание от центральной архитектурной группы, она сделана невысокой. Тем не менее, звонница получилась удачной. Очень хорошие колокола, отлитые на заводе Н.Г.Пяткова в городе Каменск-Уральский и установленные одним из лучших колокольных мастеров России В.М Петровским из Архангельска, радуют окрестных жителей и прихожан своим «малиновым» звоном.

Храм удался и с точки зрения внутренней акустики. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать хоровое пение во время Литургии.

Храм в честь Собора Самарских Святых является удачным примером использования принципов русской архитектуры в современном храмовом строительстве.

Характеристика Храма как строительного объекта:

-Здание православного Храма рассчитано на 270 прихожан

-Высота от отметки 0,000 до креста – 25,735 м

-Общая площадь здания – 553,5 кв. м

Расписание Богослужений

Храм открыт ежедневно с 10 до 18 часов, в воскресенье и в праздники до 14 часов.

Настоятель Храма-отец Виталий Германов.

Службы проходят по пятницам, субботам и воскресеньям в 9-00 и в 17-00.

Исповедь: вечером после службы и утром после 8-00. Крещение: в субботу в 12-00. Венчание по воскресеньям.

Причастие и соборование больных на дому, а также другие требы можно согласовать с отцом Виталием по тел: 8 – 902 – 320 – 27 – 27.

Более точная информация о еженедельной жизни Храма, Престольных праздниках и паломнических поездках всегда доступна в левой части при входе на специальном стенде.

Официальный сайт Храма

http://www.samsvjat-hram.ru

Реквизиты для пожертвований

http://www.samsvjat-hram.ru/index.php?mod=blagotvor

Фрагмент службы в праздник Михаила Архангела в Храме в честь Собора Самарских Cвятых. Служит отец Виталий Германов. Самара, 20 ноября 2012 г.

Концерт духовной музыки в Храме Собора Самарских Святых

23.11.2012