Музыкальные инструменты народов мира. Русские народные музыкальные инструменты Музыкальные инструменты народов мира

Лекция « Музыкальные инструменты мира»

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства. Музыка - одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? (музыкальный инструмент).

Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов, увидим иллюстрации первых инструментов, появившихся более 9000 лет назад. И также познакомимся с инструментами разных народов.

Музыка - одно из древнейших искусств. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих. (Слайд 2)

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. (Слайд 3) . Также были широко распространены (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. (Слайд 4)

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. (Слайд 5).

Многие современные инструменты произошли от древнеегипетских.

В Древней Греции также музыка играла большую роль. И название арфы произошло от имени античного музыканта Орфея (Слайд 6)

В настоящее время существует 2 типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах музыкальных инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Да, это язык музыки

Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем.

1. Китай. (Слайд 7)

Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн .

2. Индия . (Слайд 8) Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары. Ситар появился в XIII веке. Насчитывал 7 основных струн. Его прародителем является таджикский сетор.

3. Африка. (Слайд 9) + видео. Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы. Называется инструмент кора . 21 струна. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы.

4. Австралия. (Слайд 10) Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония. (Слайд 11) В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия. (Слайд 12) + видео. Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан” . Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

7. Молдавским народным инструментом является флуер. (Слайд 13) Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.
8. Бразильский народный инструмент – это агого. (Слайд 14) + видео. Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на невнушительные размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

9. Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах. (Слайд 15)

10. Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами. (Слайд 16)

Переходим к Европе. (Слайды 17, 18)

11. Самый известный в Шотландии инструмент - шотландская волынка.

12. Испания. Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах. (Слайд 19)

13. Италия. Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. (Слайд 20)

14. Россия. (Слайд 21)

Один из любимейших духовых инструментов у славян называется жалейка. Другой русский народный духовой музыкальный инструмент – рожок. Делали его из двух березовых или можжевеловых половинок, которые скреплялись берестой.

И, конечно же, балалайка, гармошка, гусли .

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. (Слайд 22)

Это лишь небольшое количество замечательных народных инструментов, наполненных душой, историей и самой жизнью, и хочется верить, что они продолжат своё существование, несмотря на появление электронных инструментов. Ибо истинный и необработанный звук, ничем не заменим и неподражаем!

Музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.

В современном мире существует множество новых необычных инструментов. Вашему вниманию будет предложено 2 видеозаписи с их звучанием.

Просмотр видеофрагментов


Ершов Сергей

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 40»

Исследовательский проект на тему:

«Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Выполнил:

Ершов Сергей

Ученик 8 класса «а»

Преподаватель:

Москвина Татьяна Алексеевна

Учитель музыки

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

  1. Введение
  2. Глава1. История создания баяна
  3. Глава2. Китайские корни.
  4. Глава3. Почему возникает звук?
  5. Глава 4. Разновидности баяна
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение.

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель - донести до широких масс историю баяна.

Задачи:

  1. Рассказать историю создания баяна.
  2. Откуда появился баян, его корни.
  3. Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян - разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей - кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

В сентябре 1907-ого года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново – Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя говорил: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику!».

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века (Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Так же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

созданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

Представителем одной из первых российских гармоник, является Тульская восьмиклавишная гармоника (Слайд 7). Её главной особенностью стало то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при сжиме меха один, а при разжиме другой). Эту гармонику назвали «гармоника русского строя». В последствие эта гармоника была привезена в Вятскую губернию, где была усовершенствована.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.

Гармонь двухрядная

Глава 2. «Китайские корни».

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

Шен ↓

Глава 3. Почему возникает звук?

Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них - тетрадка наверняка «запоет» (Слайд 12). Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть - тетрадка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы - звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему возникает звук? (Слайд 13). Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воздуха. Примерно так же вибрируют под напором воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне и губной гармошке (Слайд 14).

Все эти инструменты похожи по устройству. Источник звука у них - колеблющиеся металлические языки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

Язычок ↓

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

  • Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септаккордами.
  • Выборный – «отражает» правую клавиатуру.
  • Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Готово-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими мастерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь - непременный участник ансамблей русской народной музыки.

Появились такие марки баяна как «Русь», «Мир», «Огонёк», «Рубин», «Этюд», «Юпитер», «Тула» и многие другие (Слайд 21-24 ).

Заключение.

Итак, мы рассмотрели историю создания баяна, узнали о его китайских корнях, о разновидностях баяна и ответили на вопрос, почему возникает звук? (Слайд 25).

Баян внедрён в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального обучения. На нем играют сольно, в ансамблевых и оркестровых коллективах. Появилось множество учебно-методической литературы и теории для баяна. Множество композиторов пишут оригинальные произведения для баяна. Он известен во всём мире.

Баян признан на уровне «классического» инструмента! А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.

  • А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.
  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.
  • С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.
  • Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

    Вистл

    Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

    Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

    История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

    Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

    Варган

    Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

    Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

    Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

    Стеклянная гармоника

    Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

    Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

    После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

    Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

    Ханг

    Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

    Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

    Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

    Бонанг

    Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

    Казу

    Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

    Эрху

    Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

    Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

    Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

    Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

    Никельхарпа

    Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

    Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

    Укулеле

    Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

    Различают 4 вида укулеле:

    • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
    • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
    • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
    • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

    Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

    Арфа

    Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

    В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

    Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

    Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.

    Диляра училась в девятом классе, когда услышала по ТВ мелодию флейты. Волшебные звуки настолько очаровали девушку, что ей безумно захотелось научиться играть. Диляра тут же попыталась самостоятельно сделать инструмент, но попытки не увенчались должным успехом и, в итоге, она купила блок-флейту (разновидность продольной флейты - прим.авт.). Играть училась сама: сначала изучала ноты, а потом доверилась слуху.

    Моя первая флейта называлась «японская сякухати», я ее смастерила из полихлорвиниловой трубы. Считается, что сякухати была создана для медитации. Звук флейты гармонизирует и приводит в ровное состояние играющего, а практикуя наблюдение за своим дыханием во время игры, можно привнести это качество в жизнь: человек становится более осознанным и созерцательным. Но это все произойдет, когда ты научишься играть на флейте, а я, пока создавала ее, изрядно намучилась, - вспоминает крымская мастерица.

    Гучжэн. Фото Д. Абдурешитовой

    Соседство жалейки и сякухати

    Сначала девушке не удавалось извлечь из флейты ни звука. Думала, что-то не так вырезала или соединила неверно. Как оказалось, японская сякухати считается одной из самых сложных флейт, потому что там нет свистка, а вместо него - утагучи (буквальный перевод - «песня рта»). Это срез, с помощью которого рассекается воздушный поток, в результате чего возникает звук. И когда она поняла, как устроена флейта, инструмент заиграл.

    Самоучка Диляра во всем: как изготавливать свои флейты, как на них играть. Рассказывает, что, просматривая фотографии в интернете, методом проб и ошибок, учится их мастерить. Так и нотную грамоту осваивала самостоятельно. «В Старом Крыму музыкальная школа находится очень далеко от моего дома, поэтому мне было неудобно туда добираться. Сейчас, когда я учусь в Симферополе, у меня на это уже нет времени. Да и не делаю я из своего хобби ни профессии, ни бизнеса. Ноты немного знаю, могу на каком-то концерте сыграть, а флейты делаю больше для себя. Бывает, кто-то заказывает, но я особо это не афиширую», - признается Диляра.

    О том, чтобы продавать и зарабатывать на музыкальных инструментах, она как-то не задумывалась. Хотя если говорить о цене, то такая ручная работа будет цениться от 1000 рублей и дороже.

    Творить, создавать, а потом играть на национальных инструментах - это у крымской красавицы для души. По жизни Диляра решила пойти путем экономиста. «Конечно, это не так интересно, как мое хобби, но нужно же диплом реализовать», - улыбается мастерица.

    Всего в коллекции Диляры порядка тридцати разных музыкальных инструментов. Из них только десять видов флейт разных народов мира.

    Это японская сякухати, индийская бансури, славянская жалейка, украинская сопилка, южноамериканская кена, южноамериканская сампоньо, пимак (флейта североамериканских индейцев), белгородский пищик. Делаю струнные щипковые инструменты - маленький японский кото и большой, почти метр в длину, китайский гучжен (родственники европейской цитры). Совершенно уникальным считаю Уду - африканский глиняный барабан-горшок с двумя отверстиями, которые производит протяжные, почти потусторонние голоса. Африканские племена верили, что они слышат голоса предков, с которыми нужно общаться. Начала делать такие флейты, как хулуси и баву - китайские инструменты. Помимо флейт работаю над струнными, из самых грандиозных - кельтская арфа. Ее я загорелась сделать, когда услышала, как играет Элизбар (Эдуард Сиреч), мне очень понравилась! Арфу я делаю с 2013 года, прошлым летом натянула струны и почти уже научилась играть. Сейчас в процессе скрипка кемане (обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - прим. авт.), колки уже вырезала, основу сделала… - погружается в мир музыки крымчанка.

    Флейту можно сделать из разного материала, но лучший и наиболее удобный - это бамбук. У него прекрасный теплый звук. Светлый бамбук она выращивает дома, а темный покупает в магазине. Кстати, в лавочках для рыбаков можно выбрать удилища из листоколосника семейства бамбуковых. Также девушка научилась изготавливать флейты из лагенарии (вид тыквы в форме бутылки). Или изготавливать из дерева с применением пчелиного воска, эфирных масел, натуральной кожи и ниток. Если за инструментом правильно ухаживать (не подвергать термическим, климатическим изменениям, протирать после игры внутренний канал инструмента), то он может прослужить вашим внукам.

    Существует много красивых легенд, связанных с историей рождения флейт.

    С XIV-XV века в Японии на сякухати играли странствующие буддийские монахи комусо, отличительной чертой которых была корзина на голове, что полностью скрывала их лица. Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации, так оно организует сознание и очистит ум.

    А вот флейта североамериканских индейцев - пимак - предназначена для любви. С ее помощью индейские юноши соблазняли прекрасных девушек. Чистые и завораживающие звуки этого инструмента должны были убедить ее в серьезных намерениях избранника и показать все достоинства парня. Можно сказать, что флейты вершили весь разговор.

    Древнейший инструмент индейцев Перу, Чили и Боливии кена - это, напротив, флейта печали. В давние времена влюбленный юноша, чтобы никогда не расставаться с трагично погибшей любимой, решил изготовить флейту из берцовой кости ее ноги. Сделав эту флейту, опечаленный молодой человек носил ее повсюду с собой, а когда играл, ее тоскливый звук напоминал ему голос и плач умершей возлюбленной.

    В 16 лет Диляра сделала тувинскую скрипку Игил. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным кочевников - лошадью. Поэтому в старину его струны изготавливали из волос конского хвоста. В настоящее время также можно использовать и синтетические материалы, например, нейлоновые струны.

    Индивидуальное звучание


    Флейты. Фото Д. Абдурешитовой

    Каждый инструмент - индивидуален, имеет свое отличительное звучание и по времени создается по-разному. Например, пимак не получится, если чуть больше вырезать отверстие - свист уже будет не тот. С материалом тоже надо быть предельно осторожным. Бамбук при обработке может треснуть. «Быстрей всего можно сделать индийскую бансури: чтобы вырезать, обработать, подобрать строй и украсить новенький инструмент понадобится около 6 часов плодотворной, усиленной работы, ну это если совсем не отвлекаться», - делится мастерица.

    Когда все готово, остается последний штрих - Диляра ставит свою эмблему и додумывает оформление. К североамериканскому инструменту подойдет орнамент прерий, на арфе - кельтские узлы, герои мифологии.

    Мне нравится все время делать что-то новое, прочувствовать каждый инструмент, который отличается своей музыкальностью. Взять хотя бы жалейку - у нее звук высокий, у японской сякухати - низкий, глубокий, - говорит искусница о своих творениях и тут же начинает демонстрировать их голоса.

    Кажется, что девушка только и живет творчеством. Когда Диляра не создает инструменты, она рисует в стиле Зентангл (абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров - прим. авт.), вышивает сумочки для Къорана (атрибут свадебной церемонии), знает много компьютерных программ, занимается фотографией, электронным созданием музыки, увлекается растровой и векторной графикой. И, конечно же, интересуется музыкой.

    Мне нравится слушать народные ирландские, японские мотивы. Когда я работаю над инструментом, меня сопровождает музыка. А вот когда подбираю строй, должна быть тишина, - раскрывает свои секреты талантливая девушка.

    В своей семье Диляра не единственная творческая натура. «Способности передались от дедушки, - рассказывает мастерица. - Это человек с золотыми руками. Он сам построил дом, начиная от фундамента и до проведения проводки, он делал потрясающую мебель! Такого мастера еще надо было поискать!».


    Африканский балафон. Фото Д. Абдурешитовой

    На вопрос, не думала ли она передать или даже создать из своей коллекции музей музыкальных инструментов разных народов мира, Диляра отвечает, что инструмент создан для того, чтобы на нем играть. А если ты им не пользуешься по назначению, тогда нужно инструмент дарить или выставлять на продажу, чтобы он приносил пользу владельцу и радовал слушателей.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Урок МХК для 8 класса по курсу Даниловой Учитель истории и МХК Гераскина Е.В. ГБОУ «ШКОЛА 1164 » Москва Музыкальные инструменты разных народов

    Что такое музыкальные инструменты Музыкальные инструменты - это инструменты, с помощью которых человек может извлекать звуки. Благодаря человеку, эти звуки складываются в музыку, которая способна передать чувства, эмоции, настроения исполнителей. Порой игра на самом небольшом и невзрачном инструменте заставляет сердца людей биться в унисон с музыкой, будто бы она всегда там жила, просто никто не подозревал об этом. Музыкальные инструменты бывают нескольких видов: струнные щипковые, клавишные, струнные смычковые, язычковые духовые, медные духовые, деревянные духовые ударные. Выражаясь научным языком, – система Хорнбостеля – Закса. В каждой стране есть свои народные музыкальные инструменты, впитавшие историю и традиции каждого народа.

    С истема Хорнбостеля – Закса - это система классификации музыкальных инструментов. Впервые опубликована в 1914 г. в немецком журнале Zeitschrift für Ethnologie и до сих пор используется в музыкологии. Инструменты разделяют по двум основным признакам: источнику звука и способу извлечения звука. Например, по первому признаку инструменты делят на самозвучащие, мембранные, струнные и духовые. Фрагмент классификации: В самозвучащих инструментах (идиофонах или автофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на три группы: щипковые (варган); фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком; ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;

    В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука - туго натянутая мембрана. Дальнейшее подразделение включает: фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану; ударные (барабан, литавры); Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики

    В струнных инструментах (хордофонах) источником звука являются одна или несколько струн. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты (например, фортепиано, клавесин). Струнные подразделяют далее на группы: щипковые (балалайка, арфа, гитара, клавесин); смычковые (кеманча, скрипка); ударные (цимбалы, фортепиано, клавикорд); Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры.

    В духовых инструментах (аэрофонах) источник звука - столб воздуха. Выделяются следующие группы: флейтовые (флейта): звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента; Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот): источник звука - вибрирующий язычок; Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проема, подобно открывающейся дверце. мундштучные (труба): звук возникает за счёт колебания губ исполнителя.

    Вибрация губ + преобразование звука в трубке – такого эффекта достигают… Инструменты, при игре на которых вибрация напряженных губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда четко различимые группы: а) валторны и другие инструменты, происходящие от рога, у которых закругленная трубка обычно короче и шире, с коническим каналом; б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом.

    Сколько классификаций музыкальных инструментов в мире? Среди современных музыкальных инструментов выделяют в особую группу электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Их далее делят на электронные (синтезаторы) и адаптированные, инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара). Полная система классификации включает более 300 категорий.

    Древнейший музыкальный инструмент Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo , оригинальное название « yidaki ») - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый « дрон », или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган. С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai). Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент -музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 80-х.

    Происхождение и духовное значение диджериду В те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений. Когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот. Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру.

    Балалайка Например, одним из исконно русских народных инструментов считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и «балаканью». Считается, что первые упоминания о ней датируются временам Петра Великого. Когда царь, в 1715 году приказал устроить шуточную свадьбу, там присутствовали и балалайки, на которых играли ряженые. Они существенно отличались от современных балалаек – у них был более длинный гриф (в 4 раза длиннее современных), более узкий корпус и они обладали лишь двумя струнами, крайне редко - тремя.

    Б андура Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами.

    Бразильский народный инструмент – агого Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на небольшие размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

    Индийский ситар, таджикский сетор … В Индии народный инструмент – ситар. Он появился в XIII веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7 основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Его прародителем является таджикский сетор. Является важной частью культуры Индии.

    Панфлейта – древнейший народный инструмент Первый обнаруженный образец датируется 1046 году до нашей эры, создан предположительно династией Шан, сейчас находится в музее. Представляет собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке. Впрочем, известна панфлейта и в Перу, и в Северной Америке.

    Флуер – древний инструмент пастухов… Молдавским народным инструментом является флуер. Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.

    Струнный щипковый инструмент кора В Африке народным инструментом является кора – струнный щипковый инструмент, изготовленный из калабаса, разрезанного пополам, грифа и 21 струны. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы, но традиционная игра напоминает фламенко и блюзовые техники на гитаре.

    Диджериду http://youtu.be/9g592I-p-dc Трио бандуристов: http://youtu.be/LZpzgg8hbOA Архиповский балалайка http://youtu.be/lQZYzYEIgr0 Агого http://youtu.be/_kQIk1jJb9c Анушка Шанкар на ситаре http://youtu.be/O4RZaszNhB0 Панфлейта: http://youtu.be/YiXGPx01d-0 Флуер: http://youtu.be/NqiKC4FSNKM Кора http://youtu.be/aayQsdzEk2s