Гуманизм русской классической литературы. Презентация на тему "Русская литература XIX века" Гуманизм в русской литературе 19 века презентация

Литература XIX в. Романтизм в литературе XIX в. XIX столетие – век гуманизма. Влияние исторических событий столетия на историко-литературный процесс. Основное литературное направление в странах Европы первой трети XIX века - романтизм. Историческая обусловленность возникновения. Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека. Идейные и художественные задачи романтизма. Богатство художественных форм романтической прозы и поэзии. Виктор Гюго Глава французских революционных романтиков Виктор Гюго. Драматургия Гюго (“Эрнани”, “Король забавляется”, “Рюи Блаз”) и основные ее особенности. Тема народа, его судьба, его роль в истории главная тема романа “Собор Парижской богоматери”. Художественные особенности романа. Композиция. Антитеза в романе. Символика образов. Яркость, красочность языка. Живописность образов. Гюго в эмиграции. Романы “Отверженные”, “Человек, который смеется”, “Девяносто третий год”. Творчество Гюго и мировая художественная культура. Исторический роман. Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт. Подчеркивание исторического своеобразия, национальной самобытности народов. Особенности исторического романа В.Скотта. Для своих романов писатель выбирал исторически переломные моменты, когда решались целые судьбы народов. Самые известные его произведения: “ Пуритане”,“Айвенго”, “Квентин Дорвард”. Художественное своеобразие романов. Сочетание романтизма с реалистическим началом. Джордж Байрон (1788-1842) Яркий тип художника-романтика, давшего название целому художественному явлению - байронизм. Идея трагической, непримиримой борьбы героя против враждебной действительности – главная черта поэзии Дж.Г. Байрона. Ранняя лирика поэта. Многогранность его лирической поэзии. Сочетание в ней глубокой скорби, чувства обреченности и любви к жизни, восторга перед ее красотой. Самое известное произведение - романтическая поэма “Паломничество Чайльда Гарольда” (1812). Философская драматическая поэма “Манфред”. Участие Байрона в движении карбонариев и мистерия “Каин” как вершина творчества этого периода. Роман в стихах “Дон Жуан” – самое крупное произведение поэта. Образ Прометея – олицетворение силы духа страдающего героя, способного “смерть в победу обращать”. Прометей Гете и Прометей Байрона. Художественная заслуга романтиков. Перси Биши Шелли (1792-1822) Друг Байрона. Много лет провел в Италии. Поэт романтизировал саму поэзию как вид творчества. Поэты – законодатели мира, создающие вечные образы. Многообразное творческое наследие – стихотворения, поэмы, оды. Широко использовал мифологические и библейские образы, символы и аллегории. Обращаясь к истории, стремился осмыслить современную действительность. В центре произведений – герой-романтик. Увлекательная любовная линия, тонкость лирического переживания. Особая известность – “Освобожденный Прометей”. Э.Т.А.Гофман Гофман – крупнейший писатель немецкого романтизма. Особенности поэтики. Место сказки в творчестве Гофмана. Жанровое своеобразие повести-сказки. “Крошка Цахес”. Сущность гофмановского романтического двоемирия. Образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска. Романтическая ирония в произведениях Гофмана и ее философский смысл. Генрих Гейне Ранние годы творчества. Простота, сила эмоции и богатство оттенков лирической поэзии поэта. “Книга песен” и традиции немецкой романтической лирики. Герой – скромный человек, современник поэта, страдающий от социального неравенства, одиночества, ищущий забвения в любви, верности. Ирония как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Романтизм в американской литературе XIX в. Особенности развития американской литературы. Ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Тема освоения неизведанных земель, образ энергичного, деятельного, предприимчивого героя, утверждающего себя в столкновении со стихиями и обществом. Развитие прозаических жанров. Вашингтон Ирвинг – создатель американской романтической новеллы, комического очерка, книг путешествий, биографий Колумба и Джорджа Вашингтона. Творческая биография писателя. Изображение жизни современной писателю Америки. Характерные черты его новеллистики - острота сюжета, занимательность, соединение серьезного и комического, сочетание иронии с четко выраженным рационалистическим началом. Тема несоответствия мечты и действительности в творчестве Ирвинга, ставшая одной из основных в американском романтизме. Произведения об Америке: “История Нью-Йорка”, рассказы “Легенда о Сонной Лощине”. Одно из ключевых произведений Ирвинга - “Рип Ван Винкль”. Фантастический вымысел и изображение реальности. Джеймс Фенимор Купер - создатель американского романа. Тематическое богатство и многообразие форм романа в творчестве Купера. Романы исторические, морские, романы-памфлеты, публицистические романы Творческий путь писателя, его периодизация. Пенталогия о Кожаном Чулке. “Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой” - основные произведения Купера. Социально-политические проблемы в приключенческом романе. Отражение в романах эволюции взглядов автора. Купер и Вальтер Скотт. В. Белинский и Л. Толстой о Купере. Поздний американский романтизм 1840-1860-х гг. Творчество Э. По, Лонгфелло, Уитмена. Особенности романтизма на позднем этапе его развития: утрата оптимистических иллюзий и усиление пессимистических настроений. Сочетание в творчестве писателей настроений разочарования, мрачных предчувствий с любовью к своей стране, с верой в права человека на свободу и счастье. Реализм в литературе XIX века. Формирование реализма в недрах романтической литературы начала XIX века. Современная трактовка понятия “критический реализм”. Реализм как отражение реальной жизни - своеобразный эстетический стержень художественной культуры в эпоху Возрождения (“ренессансный реализм”) и в эпоху Просвещения (“просветительский реализм”). Критический реализм 30-40-х годов XIX века.

Знаменательным событием ХIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает "гуманитарные знания" (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие "гуманизм", которое охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью.

Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. в работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения к философии Сократа...

20-ый век ввел в мире новое понятие геноцида - до этого просто убивали или доводили до крайности миллионы негров (Африка), индейцев, простых людей (типа ирландцев - картофельный кризис в 19 веке).

Но наступила эра гуманизма! Люди осознали, что уничтожение миллионов - это преступление.

Человеческая жизнь была объявлена величайшей ценностью. Однако дьявольский прогресс создал нечеловеческие

(античеловеческие) вызовы. Любой человек может быть сбит автомобилем, сгореть в ужасных пожарах в...

Поиск оптимальных правил поведения между людьми, а также единых принципов лежащих в их основе, занимал мыслителей с давних времен. Каждый философ, хоть немного сформировавший свои представления о бытии, так или иначе, приходил к вопросу о ценностях и, проистекающих из них, этических нормах.

Однако так было не всегда. В древних культурах вопрос об этике не стоял, т.к. мифология давала обилие материала для подражания, а также задавала общий контекст жизни. Но философия и наука смогли заложить...

Проблемы современной литературы
Тенденции, которые проявляются в современной литературе, вызывают тревогу. Из информационного потока сегодняшней поп-культуры можно составить представление об иллюзорной оптимистичности нашего бытия. Однако же ситуация радикально противоположна той, что нам пытается представить нынешняя "официальная культура". Следует рассматривать такую ситуацию как кризисную, и никак иначе. По этому поводу можно выдвинуть следующие тезисы.

Культура и наша социальная...

Конструирование образа мусульманского Востока в русской литературе имеет сложную историю, рассмотрение которой приводит к мысли не только о поступательном усилении структуры этого образа, но и о циклическом проявлении его в литературном процессе.

Просветительский филориентализм Европы и во многом зависимые от него отечественные концепции Востока конца XVIII века - своего рода подготовительный этап восточной топики. Здесь нет широкого проникновения элементов восточной поэтики в структуру...

А как осознанно работать с эзотерической литературой, если уж мы ее читаем запоем ради интересной информации?

Запой - слово удачное. Именно так люди часто читают Агни-Йогу, Кастанеду, Раджниша и другие захватывающие книги.

Но пока человек эмоционален, научиться читать по другому трудно. Чтобы осознанно работать с мистической книгой надо контролировать свои эмоции. Кроме того, каждая эзотерическая книга написана так, что она является входом в некоторый поток, общество, пространство. В этом...

Популярная британская писательница, обладательница титула "Детский лауреат" Энн Файн (Anne Fine), назвала современные книги для детей и подростков безрадостными и неприукрашенными. С ее точки зрения, новейшая литература для юных страдает избыточным реализмом и безнадежностью.

Энн Файн призвала собратьев по перу задуматься над тем, что получают читатели от современных детских книг.

Голливудский актер Джеймс Франко (James Franco) дебютирует в литературе. Его первый роман, названный "Пало-Альто" в честь города в Калифорнии, выйдет в октябре 2010 года в США и в январе 2011 года в Великобритании.

Речь в романе пойдет о калифорнийских подростках, которые "пускаются во все тяжкие, конфликтуют с семьями и друг с другом и тонут в разрушительном и бессердечном нигилизме". Франко оттачивал писательские навыки на протяжение нескольких последних лет. Он изучал английскую литературу...

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

До безумной гордости волнует не

только обилие талантов, рожденных Россией в

XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

М.Горький


Начало 19 века

РОМАНТИЧЕСКОЕ

движение


Проблема культурного самоопределения России

Проблема развития русской культуры и русской общественности


Романтизм

Французская

буржуазная революция

1789 года


внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.

Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя , который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.


Отталкивание от мира реального порождает в произведениях романтиков качественно нового героя

  • противопоставлен и враждебен обществу, «толпе»
  • внебытовой
  • беспокойный
  • одинокий
  • трагический

Главный мотив романтизма –

мотив бегства



Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.А.Жуковского.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.


Философская лирика Ф.И.Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Ранняя поэзия А.С.Пушкина

также развивалась в рамках романтизма.


В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма .

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью .

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни – это ее особенность и характерная черта.

Одним из открытий писателей-реалистов (Гончаров, Некрасов, Тургенев, Достоевский) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (цикл рассказов «Записки охотника" И. С. Тургенева).

Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.


60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев (1818-1883)

и Достоевский (1821-1881).


Н.А.Некрасова Более всего занимала тема народа, его исканий и надежд.

Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого (1828–1910). Писателя всегда волновали судьба народа и Родины.



Романтизм

1. Черты литературного направления

Реализм

  • Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире.

Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека».

1. Герой реализма – типический характер.

2. Изображаются исключительные обстоятельства

2. Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.

4. Сюжет не фиксирован

3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма

4. Сюжет фиксирован

5. Отказ от обыденного

5. Приятие обыденного

6. Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов.

2. Представители

6. Стремление к «правде жизни».

7. Субъективное восприятие и изображение действительности

7. Объективное изображение действительности

Дж. Байрон, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов,А.С. Пушкин

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь


Определите направление произведения. Докажите вашу мысль.

Карточка №1

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещрённые цветами,

Красны холмы вижу нам…

Ах! зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда… напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасной

Грозно мчится по скалам.

Лодку вижу… где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено…

Паруса её крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.

В.А. Жуковский


Карточка №2

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья,

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги.

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

К.Ф. Рылеев

Карточка №3

Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

А.С. Пушкин

«Станционный смотритель»


  • Знать материал лекции
  • Найти материал о западниках и славянофилах в русской критике. Написать сообщение или составить презентацию.
  • Опережающее задание:

Подготовить презентации по темам:

1) «Могучая кучка»

2) Художники-передвижники