Судьба сильного человека в произведении пиковая дама. Старт в науке

Конспект урока

Обруч Ольга Евгеньевна

Муниципальное Общеобразовательное

Автономное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №16 г.Новотроицк"

Тема: Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Цель: Показать, что эгоизм, алчность и безнравственность разрушительны для человеческой души.

Планируемые результаты :

    Предметные: Знать содержание повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», определять тему и основную мысль повести, уметь давать характеристику героям, анализировать отдельные эпизоды произведения, видеть скрытый смысл повести.

    Метапредметные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; проводить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, обобщать, сопоставлять информацию, строить монологическое высказывание в соответствии с нормами СРЛЯ; совершать поиск необходимой информации; адекватно чужую речь.

    Личностные: Развивать познавательный интерес и любовь к русской литературе, развивать умение ориентироваться в нравственной и духовной сфере жизни человека, понимать мотивы поступков окружающих, в собственном выборе опираться на моральные нормы.

Оборудование: Учебник «Литература» 8 класс под. ред. В.Я. Коровиной, рабочая тетрадь

Методы и приемы: Проблемный вопрос, проверочная работа на знание текста, фишбоун, кластер, групповая работа, краткий пересказ с изменением лица рассказчика, синквейн

Ход урока

1.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Написал он ее под впечатлением от рассказа своего друга Владимира Голицына. Однажды он проигрался в карты и пришел к своей бабушке просить денег, но та вместо денег назвала Владимиру три карты, с помощью которых внук впоследствии отыгрался.

Понравилось ли вам произведение?

На любое произведение мы с вами смотрим с позиции содержания и с позиции нравственной оценки. Как вы думаете, какова цель урока?

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, человек влияет на свою судьбу или судьба влияет на человека? Что такое «судьба» в вашем понимании? И как человек способен на нее влиять? А навязчивая идея? Способна ли она изменить жизнь человека?

В этом плане интересно посмотреть на образ главного героя повести «Пиковая дама» - Германна.

Но для начала – проверочная работа

Опрос на выявление знания текста

1. Из скольких глав состоит повесть? (6)

2. Кому приходится бабушкой Анна Федотовна? (Томскому)

3. Кто открыл ей секрет трех карт? (Сен-Жермен)

4. Кто находится на воспитании у Анны Федотовны в доме? (Лиза)

5. Что предпринимает Герман, чтобы проникнуть в дом старухи? (Общение с Лизой)

6. Как и отчего умирает Анна Федотовна? (испуг)

7. Кто сообщает Германну о трех картах? (Призрак старухи)

8. Какие карты обещают выигрыш? (Тройка, семерка, туз)

9. Какая карта погубила Германа? Вместо какой карты она выпала? (Пиковая дама вместо туза)

10. Что случилось с главным героем в «Заключении» повести? (сошел с ума)

Фишбоун (наполнение смотри ниже)

Теперь давайте поговорим о главном герое произведения – Германне.

Кто говорит о Германне такие слова: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства… » К кому обращены эти строки? О каких злодействах идет речь?

Мы с вами выяснили, что личность Германна и тот образ жизни, который герой вынужден вести, отличаются.

Как он отреагировал на рассказ Томского о трех волшебных картах?

Зачем герою деньги? (чтобы жить свободно, то есть изменить свою судьбу)

Сначала герой говорит о том, что расчет, умеренность и трудолюбие –его счастливые карты. Но легко ли таким образом очень быстро разбогатеть, не прилагая никаких усилий? Тогда Германн выбирает другой путь, совершая три злодейства, чтобы узнать заветные три карты.

Кластер . Три злодейства

Обман Убийство Осквернение собственной души

Жертва Жертва Жертва

Лиза Анна Федотовна Германн

Погубил Погубил Погубил

любовь жизнь душу

Групповая работа. Краткий пересказ с изменением лица рассказчика

1 ряд – Обман (История Лизы и Германна)

2 ряд – Убийство (История Анны Федотовны и Германна)

3 ряд – Осквернение души (История Германна, похороны, сон, проигрыш)

Как вы считаете, почему вместо туза выпала пиковая дама?

За что наказан Германн?

Играя в карты, с чем еще он играл? (С судьбой)

Проигрыш состояния – формальное наказание. Как герой наказан в действительности? (Сумасшествие)

Что погубило его разум? (Навязчивая идея)

Сумел ли Германн повлиять на свою судьбу? Или это судьба так распорядилась человеческой жизнью? Почему герой изначально был обречен? (Пошел по безнравственному пути)

Синквейн (рядом дан пример)

Давайте обобщим все то, о чем мы сегодня говорили и составим синквейн.

Ключевое слово Герман

2 прилагательных расчетливый эгоистичный

3 глагола обманывает убивает проигрывает

Ключевая фраза Играя с судьбой можно проиграть всё

Синоним Сумасшедший

Рефлексия. Выставление оценок за урок

Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души?».

Как вы считаете, актуальна ли данная повесть на сегодняшний день? Почему?

Домашнее задание

1. Творческое

Повесть «Пиковая Дама» с момента выхода в печать приобрела огромную популярность. Представьте, что вы – житель Санкт-Петербурга XIX столетия, напишите своему другу письмо с советом прочитать увлекательную повесть А.С. Пушкина. При этом соблюдайте правила написания писем, а также языковые и стилистические особенности речи.

2. Подготовьте сообщение о теме истории в творчестве М.Ю. Лермонтова (для этого можно взять отдельные лирические произведения)

Учащиеся высказывают свое мнение, сами определяют цель урока

Учащиеся высказывают свои идеи.

Работа выполняется на отдельных листочках, за нее выставляется отдельная колонка оценок.

Скелет заполняется вместе с учителем, дети сами называют одно из положений

Кластер составляется вместе с учителем. Ученики раскрывают смысл каждого положения самостоятельно

1ряд – от лица Лизы; 2 ряд – от лица Анны Федотовны; 3 ряд – от лица самого Германна

Каждый ученик составляет синквейн самостоятельно, несколько вариантов зачитываются на оценку

Учащиеся высказывают свои мысли по каждому вопросу.

Наполнение фишбоуна

Первый треугольник - Германн

Верхние линии по горизонтали (Слева направо) – Личность Германна

    Пылкое воображение, наличие страстей.

    В душе страстный игрок.

    Внимательно следил за каждым карточным маневром.

    Карточная игра, связанная с риском, увлекала его полностью.

    Внешность романтическая.

    Идея о трех счастливых картах глубоко западает в душу.

Нижние линии по горизонтали (Слева направо) – Образ жизни.

    Немецкое происхождение требует сдержанности.

    Не играл в карты.

    Не жертвовал необходимым в надежде приобрести излишнее.

    На первое место среди качеств личности ставил расчетливость.

    Профессия обыденная – инженер.

    Отклик на рассказ Томского: «Сказка!»

Второй треугольник – Образ жизни не соответствует душевной натуре героя

Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на совершенствование навыков анализа произведения.

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама»

Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

Цель урока : 1) знакомство с произведением;

2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,

3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,

4)совершенствовать навыки анализа произведения

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Ход урока

I. Оргмомент.

(запись на доске)

Проблема – сложный вопрос, требующий решения.

Судьба – несколько значений:

  1. стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
  2. доля, участь;
  3. будущее, то, что случится, произойдёт.

Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.

II. Беседа с классом по произведению:

Слово учителя:

Слово учителя:

Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она давно признана шедевром пушкинского творчества.

Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.

По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.

Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.

Свою работу над произведением начнём с названия повести.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
  2. В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
  3. Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.

4 .Кто является главным героем повести?

(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж – Германн ).

Учитель : Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы .

Что такое проблема?

Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать

В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.

Учитель

«Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства», - небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.

5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?

(Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.

Учитель: З ачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

– её никто не замечал

– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)

7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?

(Мечта избавиться от старухи).

  1. Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?

«Однажды – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести…

до слов «Через неделю она ему улыбнулась».

  1. Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?

(Чёрные глаза , устремив глаза, взоры встречались).

  1. Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?

(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)

(Писал письма).

9. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?

10. Зачем он писал эти письма?

(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

11. Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?

(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).

Учитель

12 .Найдите главу 3 , когда Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… - зачем многоточие ?

(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)

Прослушивание аудиозаписи. Размышления Лизаветы Ивановны.

13. Рассказать Сцена объяснения Лизаветы Ивановны с Германном. До слов «Вы чудовище!»

14 . Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?

(Деньги – вот что алкала его душа ).

15. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)

II. 2 жертва Германна . Как вы думаете, кто является второй жертвой?

(Старуха-графиня).

16 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?

Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)

Дети: пересказ II главы. (Жизнь, особенности, отношение автора к нему.).

17. Что он говорит сам о себе: каковы его ж изненные ориентиры?

Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. (записать в тетрадь)

Учитель: Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.

Учитель: Прослушаем Монолог Германна V глава

«Для кого вам беречь вашу тайну…» Слушать аудиозапись

Учитель: Обратите внимание на слова:

«Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну»…

18 Что происходит с графиней? (она умирает)

Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,

вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)

Он имел сильные страсти и огненное воображение .

Сильные страсти и огненное воображение сыграло с ним злую шутку.

20 . Кто же 3 жертва Германа?

(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.

(Дети зачитывают, что стало с Германом)

Учитель:

Давайте ещё раз посмотрим,

Какие качества были присущи Германну?

Жизненные ориентиры.

Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.

Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.

Учитель : Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.

Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком.

Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.

Учитель Каков финал?.

Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?

(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).

Учитель:

А теперь вернёмся к теме нашего урока?

В чьих руках находится судьба человека?

Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.

Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.

Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Домашнее задание: Подумайте,

Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна - от расчёта? Или

Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?


Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Цели:

    Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода. Развивающая: языковой анализ фрагментов текста. Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге. Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление). Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.

Анализ текста по вопросам:

    Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?

    C овременна ли она, на ваш взгляд?

    А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

    О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)

    Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?

(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

    А теперь обратимся к тексту .

В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость . Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

    Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

    Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)

    В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

    На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

    С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.

    Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).

14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
(Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)

15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?

16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?

17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? (Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).

Вывод:

18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?

(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)

Домашнее задание (по вариантам):

1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?

2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.

3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).

Материалы к уроку:

Расчет

Умеренность

Трудолюбие

ПИКОВАЯ ДАМА -

тайная недоброжелательность

Елизавета с древнееврейского « почитающая Бога»

3 злодейства :

- убийство веры в любовь (ЛИЗА)

- убийство (невольное) старухи

- убийство души (ГЕРМАНН)

Наполеон воплощение стремления к власти.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол.Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое. (В.И. ДАЛЬ) ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)

>Сочинения по произведению Пиковая дама

Судьба и случай

Повесть «Пиковая дама» была написана А. С. Пушкиным приблизительно в 1834 году. За несколько лет до этого от своего друга князя Голицына он услышал интересную историю о его бабушке, известной светской даме, которая сначала проиграла крупную сумму, играя в карты, но потом узнала какую-то секретную комбинацию, которая позволила ей отыграться. Этот мистический анекдот запал в душу писателю и с тех пор он непременно хотел написать об этом рассказ.

Читая произведения Пушкина, можно сделать вывод, что автор был довольно умным и осведомленным в разных областях человеком. Поэтому он не мог не знать, что под словом «судьба» или «везение» подразумевается недюжинный труд, проделанный конкретным человеком, чтобы добиться чего-то хорошего. Случай тоже многое решает, но, как правило, то, как сложится судьба, зависит от поведения и восприятия определенного человека. С главным героем данной повести судьба сыграла злую шутку.

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?