«Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе» Н. С

План-конспект урока по литературе 6 класс

Тема урока: Литературный портрет писателя.

Сказ «Левша»: определение жанра.

    Программа под редакцией В.Я. Коровиной; 6 класс

    Цель: Познакомиться с биографией Н.С. Лескова и определить своеобразие жанра произведения «Левша».

    Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с биографией писателя.

    Дать представление о жанре произведения (сказа).

    Учить анализировать литературное произведение.

Развивающие:

    Развивать навыки индивидуальной работы и работы в группах.

    Развивать навыки монологической речи.

    Умения извлекать из текста необходимую информацию.

    Умения давать характеристику персонажей.

    Умения аргументировать свой ответ.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к русской литературе.

    Формировать интерес к творчеству писателя.

    Воспитывать патриотические качества учащихся.

    Воспитывать чувство собственного достоинства.

    Умения работать индивидуально и в группах.

    Формировать уважительное отношение к окружающим.

    Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : беседа.

    Оборудование :

    Портрет Н.С. Лескова

    Учебник

урока

Этап урока

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный.

2 мин.

Приветствие. Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

    Актуализация знаний.

7 мин.

Дома вам необходимо было внимательно прочитать статью учебника о Н. С. Лескове и его произведение «Левша».

Цель нашего урока :

Познакомиться с биографией писателя, определить жанр и основную идею произведения.

Беседа по статье учебника стр. 224-226 .

Что вы знаете о писателе и его семье?

(Николай Семенович Лесков родился в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, в городе Орле. От матери, вышедшей замуж против воли родителей, он унаследовал страстность, а от отца, который отказался стать священником, унаследовал жизнелюбие.

Какое образование получил Н.С. Лесков?

(Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее он самостоятельно пополнял свои знания. Поступил на службу в Орловскую уголовную палату затем перевелся в Киевскую казенную палату, затем перешел в частную компанию и по служебным делам изъездил всю Россию.)

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Объяснение нового материала.

25 мин.

Слово учителя.

К изучению творчества одного из интереснейших русских писателей мы с вами обращаемся впервые.

Николай Семёнович Лесков принадлежит к лучшим писателям XIX в.

Никто из русских писателей не поражает так, как Лесков, своим мастерством и изумительным разнообразием тематики творчества. Перед читателями его произведений встаёт жизнь крестьян, мастеровых, помещиков и купцов, чиновников и духовенства, царей и солдат, сыщиков и полицейских, интеллигенции и раскольников… Вера в «нравственную доблесть» людей труда внушала писателю уверенность в неисчерпаемости народных сил.

Вы уже сказали, что Лесков исколесил всю Россию.

Все, что он увидел и узнал, явилось богатейшим материалом для его статей и очерков, которые начали появляться в печати с 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.

Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Все вы, наверное, знаете самого знаменитого героя – Левшу. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Давайте запишем в тетрадях название произведения:

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Сказ был написан в 1881 г., хотя замысел

рассказа возник значительно раньше, в 1878 г., когда Лесков гости в доме оружейного мастера в

Сестрорецке. Его заинтересовала прибаутка, которой пользовались в народе, «как англичане из

стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да им назад отослали».

Положив в основу своего произведения эту присказку, Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа.

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше исходила как бы из уст народа. А главное, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.

Прочитайте, что такое сказ, на стр.269 учебника.

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.)

Запишите это определение и выучите его дома.

Таким образом, жанр сказа предполагает сказителя – человека, близкого к народу. Сказ о Левше очень близок к произведению устного народного творчества. Здесь есть зачин, повторы, диалоги, концовка. В сказе много новых слов в смысл которых автор вкладывает юмористическое начало. Например, таблицу умножения он называет «долбица умножения». Но об особенностях языка сказа мы поговорим на следующих уроках.

А теперь поработаем с 1 главой сказа.

Я вам читаю главу, а вы внимательно послушаете и ответите на несколько вопросов.

(чтение главы учителем стр. 226-228).

Ответы на вопросы.

1. Как вы считаете, кем мог быть рассказчик и почему?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется в его речи. В ней много неправильностей и просторечий – проездиться, междуусобные разговоры, дерябнул и т.д. Много слов, характерных для фольклорных произведений – в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый.

Кроме того, исторические персонажи - Александр I и Платов – показаны с точки зрения простого человека, их поступки и речь вызывают улыбку. Например, Платов сказал себе: «Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя».)

2. Когда и где происходит действие сказа?

(В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном.)

3. Какие исторические факты упоминаются в произведении?

(Венский конгресс 1814 – 1815 годов, поездка Александра I с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 года, названное «смятением»).

Записывают основные моменты в тетрадь.

Записывают название произведения.

Ответы учащихся.

Читают определение.

Записывают определение.

Внимательно слушают.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Закрепление нового материала.

5 мин.

Подведем итог нашего урока.

Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека?

В чем необычность жанра этого произведения?

Выставление оценок.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Рефлексия.

4 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам особенно запомнилось?

Что показалось трудным?

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

6. Домашнее задание

2 мин.

Выписать из текста произведения цитаты, характеризующие:

1 группа (вариант) – Александра Павловича

2 группа (вариант) – Николая Павловича

3 группа (вариант) – Платова

4 группа (вариант) – Левшу

И еще одно дополнительное задание:

Подготовить небольшое сообщение о Венском конгрессе.

Записывают домашнее задание.

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:

    «Платов, Матвей Иванович (1751-1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша».

Совершенствуйте свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка- «укушетка», «вестовые» - «свистовые», таблица - «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

    а) « - Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;

    б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;

    в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может»;

    г) «Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;

    д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Творческое задание

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие».

Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ - 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева- 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?

СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.. .
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!. .
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!. .
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Вопросы:
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д.Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии ("просторно", "высоко", "с запада к востоку")?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

ответьте на вопросы:

1.Какие значения имеет термин "сказ"?
2.По каким признакам П.П. Бажова "Каменный цветок" можно отнести к жанру сказа?
3.Чем прославился мастер Прокопьич?
4.Почему ребятишки боялись попасть к нему на выучку?
6.Почему прижился мальчик у мастера?Что их объединяло?
7.Какая черта характера помогла Дагилке постигнуть тайны мастерства по малахитному делу?
8.В чем он увидел красоту камня?
9.Расскажите о встрече Данилушки с Хозяйкой Медной горы.Что олицетворяет собой Хозяйка?
10.Какие обряды описывает автор и как они помогают передать душевное состояние героя?
Сказка: КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК Горный мастер.

Помогите пожалуйста написать анализ Стихотворения Г. Р. Державина "Река Времён" по плану.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

1. К какой лирику относится произведение?
2. Какие вопросы поднимает автор? О чем рассуждает?
3. Ассоциативный план восприятия сочинения (ассоциации филосовского, абстрагированного плана, реминисценции - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему; смутное воспоминание, а также явление, наводящее на воспоминание, сопастовление с чем - либо, отголосок)
4. Настроение лирического героя.
5. Хронотоп. Проанализируйте временное пространство стиха (обратите внимание на грамматическую организацию произведения - временные категории). Сопоставте образы времени и образы вечности. Подтекст ппроизведения.
6. Анализ языковых средств: образы - символы, метафоры.
7. Какая тональность задается фонетической организацией стиха?
8. О чем застовляет задуматься стихи?