План-конспект урока по литературе 6 класс
Тема урока: Литературный портрет писателя.
Сказ «Левша»: определение жанра.
Программа под редакцией В.Я. Коровиной; 6 класс
Цель: Познакомиться с биографией Н.С. Лескова и определить своеобразие жанра произведения «Левша».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с биографией писателя.
Дать представление о жанре произведения (сказа).
Учить анализировать литературное произведение.
Развивающие:
Развивать навыки индивидуальной работы и работы в группах.
Развивать навыки монологической речи.
Умения извлекать из текста необходимую информацию.
Умения давать характеристику персонажей.
Умения аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской литературе.
Формировать интерес к творчеству писателя.
Воспитывать патриотические качества учащихся.
Воспитывать чувство собственного достоинства.
Умения работать индивидуально и в группах.
Формировать уважительное отношение к окружающим.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока : беседа.
Оборудование :
Портрет Н.С. Лескова
Учебник
урока
Этап урока
Хроно-метраж
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный.
2 мин.
Приветствие. Проверьте готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний.
7 мин.
Дома вам необходимо было внимательно прочитать статью учебника о Н. С. Лескове и его произведение «Левша».
Цель нашего урока :
Познакомиться с биографией писателя, определить жанр и основную идею произведения.
Беседа по статье учебника стр. 224-226 .
Что вы знаете о писателе и его семье?
(Николай Семенович Лесков родился в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, в городе Орле. От матери, вышедшей замуж против воли родителей, он унаследовал страстность, а от отца, который отказался стать священником, унаследовал жизнелюбие.
Какое образование получил Н.С. Лесков?
(Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее он самостоятельно пополнял свои знания. Поступил на службу в Орловскую уголовную палату затем перевелся в Киевскую казенную палату, затем перешел в частную компанию и по служебным делам изъездил всю Россию.)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Объяснение нового материала.
25 мин.
Слово учителя.
К изучению творчества одного из интереснейших русских писателей мы с вами обращаемся впервые.
Николай Семёнович Лесков принадлежит к лучшим писателям XIX в.
Никто из русских писателей не поражает так, как Лесков, своим мастерством и изумительным разнообразием тематики творчества. Перед читателями его произведений встаёт жизнь крестьян, мастеровых, помещиков и купцов, чиновников и духовенства, царей и солдат, сыщиков и полицейских, интеллигенции и раскольников… Вера в «нравственную доблесть» людей труда внушала писателю уверенность в неисчерпаемости народных сил.
Вы уже сказали, что Лесков исколесил всю Россию.
Все, что он увидел и узнал, явилось богатейшим материалом для его статей и очерков, которые начали появляться в печати с 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.
Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».
Все вы, наверное, знаете самого знаменитого героя – Левшу. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.
Давайте запишем в тетрадях название произведения:
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».
Сказ был написан в 1881 г., хотя замысел
рассказа возник значительно раньше, в 1878 г., когда Лесков гости в доме оружейного мастера в
Сестрорецке. Его заинтересовала прибаутка, которой пользовались в народе, «как англичане из
стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да им назад отослали».
Положив в основу своего произведения эту присказку, Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа.
Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?
(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше исходила как бы из уст народа. А главное, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).
Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.
Прочитайте, что такое сказ, на стр.269 учебника.
(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.)
Запишите это определение и выучите его дома.
Таким образом, жанр сказа предполагает сказителя – человека, близкого к народу. Сказ о Левше очень близок к произведению устного народного творчества. Здесь есть зачин, повторы, диалоги, концовка. В сказе много новых слов в смысл которых автор вкладывает юмористическое начало. Например, таблицу умножения он называет «долбица умножения». Но об особенностях языка сказа мы поговорим на следующих уроках.
А теперь поработаем с 1 главой сказа.
Я вам читаю главу, а вы внимательно послушаете и ответите на несколько вопросов.
(чтение главы учителем стр. 226-228).
Ответы на вопросы.
1. Как вы считаете, кем мог быть рассказчик и почему?
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется в его речи. В ней много неправильностей и просторечий – проездиться, междуусобные разговоры, дерябнул и т.д. Много слов, характерных для фольклорных произведений – в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый.
Кроме того, исторические персонажи - Александр I и Платов – показаны с точки зрения простого человека, их поступки и речь вызывают улыбку. Например, Платов сказал себе: «Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя».)
2. Когда и где происходит действие сказа?
(В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном.)
3. Какие исторические факты упоминаются в произведении?
(Венский конгресс 1814 – 1815 годов, поездка Александра I с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 года, названное «смятением»).
Записывают основные моменты в тетрадь.
Записывают название произведения.
Ответы учащихся.
Читают определение.
Записывают определение.
Внимательно слушают.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Закрепление нового материала.
5 мин.
Подведем итог нашего урока.
Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека?
В чем необычность жанра этого произведения?
Выставление оценок.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Рефлексия.
4 мин.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам особенно запомнилось?
Что показалось трудным?
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
2 мин.
Выписать из текста произведения цитаты, характеризующие:
1 группа (вариант) – Александра Павловича
2 группа (вариант) – Николая Павловича
3 группа (вариант) – Платова
4 группа (вариант) – Левшу
И еще одно дополнительное задание:
Подготовить небольшое сообщение о Венском конгрессе.
Записывают домашнее задание.
Размышляем о прочитанном
1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?
3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?
5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?
Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:
«Платов, Матвей Иванович (1751-1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша».
Совершенствуйте свою речь
1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.
2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.
3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка- «укушетка», «вестовые» - «свистовые», таблица - «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.
4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.
5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:
а) « - Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;
б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;
в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может»;
г) «Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;
д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.
6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.
Творческое задание
Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.
Литература и другие виды искусства
1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?
2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие».
Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?
4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ - 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева- 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?
5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?
СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.. .
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!. .
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!. .
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Вопросы:
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д.Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии ("просторно", "высоко", "с запада к востоку")?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.
1.Какие значения имеет термин "сказ"?
2.По каким признакам П.П. Бажова "Каменный цветок" можно отнести к жанру сказа?
3.Чем прославился мастер Прокопьич?
4.Почему ребятишки боялись попасть к нему на выучку?
6.Почему прижился мальчик у мастера?Что их объединяло?
7.Какая черта характера помогла Дагилке постигнуть тайны мастерства по малахитному делу?
8.В чем он увидел красоту камня?
9.Расскажите о встрече Данилушки с Хозяйкой Медной горы.Что олицетворяет собой Хозяйка?
10.Какие обряды описывает автор и как они помогают передать душевное состояние героя?
Сказка:
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК
Горный мастер.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
1. К какой лирику относится произведение?
2. Какие вопросы поднимает автор? О чем рассуждает?
3. Ассоциативный план восприятия сочинения (ассоциации филосовского, абстрагированного плана, реминисценции - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему; смутное воспоминание, а также явление, наводящее на воспоминание, сопастовление с чем - либо, отголосок)
4. Настроение лирического героя.
5. Хронотоп. Проанализируйте временное пространство стиха (обратите внимание на грамматическую организацию произведения - временные категории). Сопоставте образы времени и образы вечности. Подтекст ппроизведения.
6. Анализ языковых средств: образы - символы, метафоры.
7. Какая тональность задается фонетической организацией стиха?
8. О чем застовляет задуматься стихи?