Образ Жульена Сореля «Красное и Черное. Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное") Образ Жульена Сореля «Красное и Черное»

Жюльен Сорель – главный герой романа Стендаля «Красное и черное».
Трагедия Жульена Сореля — заключается, прежде всего, в невозможности реализовать свои идеалы в окружающей его действительности. Жюльен не чувствует себя своим ни среди аристократов, ни среди буржуа, ни среди духовного сословия, ни, тем более, среди крестьян.

Образ Жульена Сореля «Красное и Черное»

Жюльен Сорель - представитель поколения начала 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание изменить судьбу, желание бороться и добиваться цели. Он яркая личность, в нем все выше нормы: сила ума, воли, мечтательности, целеустремленности.
Наш герой - сын плотника. Он живет в маленьком провинциальном городке Верьере с братьями и отцом и мечтает вырваться отсюда в большой мир. В Верьере его никто не понимает. «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца…» Юноша с раннего детства бредил военной службой, его кумиром был Наполеон. После долгих раздумий он решает: единственная возможность чего-нибудь добиться в жизни и вырваться из Верьера - стать священником. «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».

И вот первая победа, первый «выход в свет». Жюльена приглашает к себе в дом воспитателем детей мэр Верьера господин де Реналь. Уже спустя месяц дети обожали молодого воспитателя, отец семейства проникся к нему уважением, а госпожа де Реналь испытывала к нему нечто большее, чем простое уважение. Однако Жюльен чувствовал себя здесь чужим: «он испытывал лишь ненависть и отвращение к этому высшему свету, куда он был допущен только к краешку стола…»
Жизнь в доме господина де Реналя была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть, интригами и сплетнями. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно - это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время!..» Жюльен чувствовал себя одиноким в этом мире. Благодаря покровительству кюре Шелана Сорель попадает в Безансонскую духовную семинарию. «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам», - сказал о нем аббат Пирар. И Жюльен стал пробиваться.
Учился он прилежно, но от семинаристов держался в стороне. Очень скоро увидел, что «знания здесь и в грош не ставят», ибо «преуспеяние в науках кажется подозрительным». Жюльен понял, что поощряется: лицемерие, «аскетическое благочестие». Как ни старался юноша прикидываться дурачком и ничтожеством, он не мог понравиться ни семинаристам, Ни начальству семинарии - слишком уж отличался он от других.

И наконец - первое повышение: его назначили репетитором по Новому и Ветхому Заветам. Жюльен чувствовал поддержку аббата Пирара и был благодарен ему за это. И вдруг - неожиданная встреча с епископом, которая решила его судьбу. Жюльен переезжает в Париж, в дом маркиза де Ла-Моля и становится его личным секретарем. Еще одна победа. Начинается жизнь в особняке маркиза. Что же он видит? «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью».
Перед ним открывался новый свет. Но этот новый свет был таким же, как и свет в Верьере и Безансоне. Все было основано на лицемерии и наживе. Жюльен принимает все правила игры и пытается сделать карьеру. Его ожидала блестящая победа. Но роман с дочерью маркиза Матильдой расстроил все планы Жюльена. Матильду, эту пресыщенную светскую красавицу, привлекли в Жюльене его ум, неординарность и безграничное честолюбие. Но любовь эта была совсем не похожа на яркое и светлое чувство, которое связывало Жюльена с госпожой де Реналь. Любовь Матильды и Жюльена скорее напоминала дуэль двух честолюбцев. Но она вполне могла бы закончиться браком, если бы не письмо госпожи де Реналь, написанное под влиянием братьев-иезуитов. «Сколько великолепных планов - и вот в одно мгновенье… все это рассыпается в прах», - думает Сорель.
Письмо госпожи де Реналь разрушило все планы Жюльена и ставило точку в его карьере. Стремясь отомстить, он совершает безрассудный поступок - в верьерской церкви стреляет в госпожу де Реналь.

Итак, все, чего так долго и целеустремленно добивался Жюльен, доказывал, что он Личность, было разрушено. После этого будут тюрьма, суд, приговор. Долго размышляя перед судом, Жюльен понимает, что ему не в чем раскаиваться: именно то общество, куда он так стремился попасть, пожелало сломить его, в его лице оно решило наказать тех молодых людей низкого сословия, которые осмелились проникнуть в «хорошее общество». Жюльен находит в себе мужество достойно встретить смерть. Так погибает умный и незаурядный человек, решившийся сделать карьеру, не гнушаясь никакими средствами.

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. В1830 году Стендаль закончил роман «Красное и черное», в котором с тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. «Красное и черное» - ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина - матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем - со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством.

Жюльен Сорель - сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества. Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и Ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», - заявляет он своим судьям. «Господа! - говорит он. - Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был менее виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые, родившись в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнули примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен - революционер, и с этим согласны его классовые враги - аристократы. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом - испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим не нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие», является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие - важнейшая черта Жюльена - увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия - разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Основа сложного характера героя - противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал».

Путь наверх Жюльена Сореля - это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.

Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя.

Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды - честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводит его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Открытый урок внеклассного чтения в 8 «А» классе по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»

Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

Цели урока

Образовательная : знание романа, выявление основных черт характера и анализ жизненного пути Жюльена Сореля.

Воспитательная : формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути.

Развивающая : выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока.

Ход урока

1 этап урока (5-7 минут)

Организационный момент:

Приветствие учителя

Проверка подготовки учащихся к уроку (тексты романа, рабочие тетради)

Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока )

Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.

Вопросы учителя классу:

В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)

Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года . Причиной её послужила политика короля Карла Х , который пытался вернуть время и порядки до 1789 года . Реставрация – это восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)

Стендаль дал подзаголовок роману: «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)

Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о жизни всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ, крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пиррар, аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)

Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда, горькая правда» - слова французского революционера Ж. Дантона).

Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени.

2 этап урока (3-7 минут)

Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).

Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну.

Предложенные проблемы записываем на доске.

Проблемы, предлагаемые учителем:

Проблема добра и зла

Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути

Проблема истинных и ложных ценностей

Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.

3 этап урока (15-20 минут)

- Каков его жизненный идеал? (Наполеон)

На какие периоды делится жизнь Сореля? (1-й –жизнь в городке Верьере, 2-й – семинария в Безансоне и 3-й – Париж).

Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону.

Работа в группах (3-5 минуты), далее представление устной характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.

Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне

На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля

Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.

Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.

Характеристика Жюльена Сореля

Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне - вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою : он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир - Наполеон , сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа . Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение , которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды . Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Вариант

1.Ступени стремительной карьеры.

2.Личность, близкая романтическому герою.

3.Его кумир – Наполеон.

4.Противоречивость образа.

5.Выстрел – и переосмысление взглядов.

6.Смерть Жюльена, но победа над обществом.

  1. 4 этап урока (7-10 минут)

Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратитесь к проблеме урока. Какие можно сделать выводы? (Возможные ответы учащихся):

Не сотвори себе кумира,

Жизненная цель должна быть во благо,

Не все средства хороши для достижения цели,

Думай о близких людях,

Не причиняй зла другим,

Не ломай себя и живи согласно своей натуре

Учитель: Почему мы взяли это произведение Стендаля?

Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников в романе Ф.Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Напишите синквейн по образу Жюльена.

Возможный вариант

Жюльен

Честолюбивый, тщеславный

Ненавидит, лицемерит, прозревает

Цель жизни – карьера и слава

Смерть

Я предлагаю вам закончить предложение. (Если останется время)

Рефлексия: (выберите что-то одно)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Домашнее задание: (на выбор)

1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»

2.Сочинение-размышление по роману Стендаля «Красное и черное» (закончить)


1830 году вышел в свет роман Стендаля «Красное и черное». Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодого человека, осужденного к казни, - Берте, который стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стендаль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти свое место в обществе XIX века.

Главный герой романа - юноша из провинции, наделенный глубоким умом и воображением, но бедный и незнатный. В семье Жульен чувствовал себя чужим, не было у него друзей и среди одногодок. «Все домашние презирали его, а он ненавидел своих братьев и отца. В праздничных играх на городской площади он всегда был битым…» И обижали его ребята не только за физическую слабость, но и за то, что он не был похож на них, был более умен. И потому Жульен погружался в одиночество, мир воображения, где он «владычествовал».

Жульен мечтал выбиться в люди. Он видел, что зажиточные господа имеют больше, чем он, - имеют положение, деньги, уважение. Желание добиться, как Наполеон, высокой должности, овладело юношей. Он, конечно, усек, что возможность добиться успеха в обществе зависит не столько от его огромных способностей, сколько от сильных мира сего, то есть богачей. Это унижало его самолюбие, отсюда и его протест, но он пытался сохранить личное достоинство даже перед людьми, от которых он зависел. Жульен еще не понял, что новому обществу нужны не умные личности, а бездумные исполнители.

Случайно для себя Жульен стал гувернером детей господина де Реналя. К высшей знати юноша испытывает только «ненависть и отвращение» и ведет себя независимо. По-видимому, благодаря этому «меньше чем за месяц после его появления в семье господина де Реналя даже сам хозяин начал уважать Жульена». Лишь госпожа де Реналь относилась к гувернеру как к ровному себе. Сначала чувство, которое возникло между ним и госпожа де Реналь, Жульен расценивал как победу над жизнью, но потом эти взаимоотношения переросли в настоящую любовь. Для главного героя госпожа де Реналь стала единственным человеком, который его понимал и с которой ему было легко и просто.

Желая сделать карьеру, Жульен вступает в духовную семинарию. Он выделяется среди туповатых семинаристов своей начитанностью, знаниями, умением мыслить. За это его возненавидели как аббаты, так и ученики и дали ему прозвище «Мартин Лютер». Но Жульен стойко все сносит, чтобы только получить высшее положение в обществе.

За протекцией аббата Пирара Жульен едет в Париж и становится секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-моля. И здесь, в высшем обществе, Жульен смог вызвать к себе уважение. «Этот ползать не будет», - подумала о нем Матильда де Ла-моль.

Благодаря любви Матильды мечта Жульена могла бы осуществиться. Маркиз де Ла-моль назначил ему ренту, получил чин гусарского поручика и имя шевалье де Ла-Верне.

И вдруг все погибает. Маркиз де Ла-моль, получив от госпожи де Реналь письмо, написанное под натиском духовника-иезуита, где она разоблачает Жульена как лицемера и соблазнителя, жадного к богатству своей жертвы, - отказывается от согласия на брак с ним Матильды. Жульен мчит в Верьер, покупает пистолеты, входит в церковь, где молится госпожа де Реналь, и стреляет в нее.

Его мечты и надежды оборвали эти выстрелы. Заключенный Жульен не боится смерти и не чувствует потребность в раскаянии. Трезвый анализ того, что он совершил, подсказывает ему логический вывод: «Меня жестоко оскорбили, я убил, я заслуживаю смерти». Здесь звучит возмущение против всего мира, который восстал против Жульена потому, что он, Сорель, осмелился возвыситься над своим классом.

Жульен казнен. Кто в этом виноват? Ответ можно найти в речи Жульена на суде - виновато несправедливое общество.

    Жюльен – сын плотника. Его кумир – Наполеон и он жалеет, что родился слишком поздно, уже во времена Реставрации. Жюльен Сорель одарён умом, жаждой знаний, разными способностями. В маленьком городке он страдает от того, что ему себя не реализовать. Отец...

  1. Новое!

    Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально- психологический...

  2. Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини - госпожи де Реналь и Матильда где Ла-моль. Чтобы нам был понятен внутренний...

    Ах, какая судьба разнотонная! То ли красная? То ли черная? Он в судьбе своей не раскается, Он в ней даже не сможет покаяться/ Он сумеет успеть немного: Оборвется жизни дорога Красным заревом на гильотине.... Боже! Дай хоть любви отныне! Морозное зимнее...

1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие.

Чему? Об этом я скажу немного спустя. Главный герой романа – юноша из провинции, наделенный глубоким умом и воображением, но бедный и незнатный. Жульен ощущал себя чужим, не было у него друзей. “Все

Пренебрегали его, и он ненавидел своих братьев и отца.

В праздничных играх на городской площади он всегда был бит…” И обижали его ребята не только за физическую слабость, а и за то, что он не был похож на них. И потому Жульен погружался в одинокость, мир воображения, где он “владычествовал”.

Жульен мечтал выбиться в люди. Он видел, что зажиточные господа имеют больше, чем он,- имеют положение, деньги, повагу. Желание добиться, как Наполеон, высокой должности, владело юношей. Он, конечно, понимал, что возможность достичь успеха в обществе зависит не столько от его огромных способностей, сколько от сильных мира этого, т. е. богатеев.

Это унижало его самолюбие, отсюда и его протест, но он старался сохранить личное достоинство даже перед людьми, от которых он зависел. Жульен еще не понимал, что новому обществу нужны не умные личности, а бездумные исполнители. Случайно для себя Жульен стал гувернером детей господина где Реналя. К высшей знати юноша ощущает только “ненависть и отвращение” и ведет себя независимо.

Наверное, благодаря этому “меньше чем за месяц после его появления в семье господина где Реналя даже сам хозяин начал уважать Жульена”. Лишь госпожа где Реналь относилась к гувернеру как к равному себе. Сначала чувства, которое возникло между ним и госпожа где Реналь, Жульєн расценивал как победу над жизнью, но потом эти взаимоотношения переросли в настоящую любовь. Для главного героя госпожа где Реналь стала единым человеком, который его понимала и с которой ему было легко и просто.

Желая сделать карьерe, Жульен вступает к духовной семинарии. Он отличается из туповатых семинаристов своей начитанностью, знаниями, умением мыслить. За это его возненавидели как аббаты, так и ученики и дали ему прозвище “Мартин Лютер”.

Но Жульен стойко все износит, лишь бы только получить высшее положение в обществе. За протекцией аббата Жульен едет к Парижу и становится секретарем и библиотекарем маркиза где Ла-Моля.

Благодаря любви Матильды мечта Жульена могла бы осуществиться. Маркиз де Ла-Моль назначил ему ренту, получил чин гусарского поручика и имя шевалье где Ла-Верн. И вдруг все гибнет. Маркиз де Ла-Моль, получив от госпожа где Реналь письма, написанное под нажимом духовный отца-иезуита, где она разоблачает Жюльена как лицемера и соблазнителя, жадного к богатству своей жертвы,- отказывается от согласия на брак с ним Матильды.

Жульен мчится в Верьер, покупает пистолеты, входит в церковь, где молится госпожа где Реналь, и стреляет в нее. Его мечты и надежды оборвали эти выстрелы. Заключенный Жульен не боится смерти и не ощущает потребности в раскаянии. Трезвый анализ того, что он совершил, подсказывает ему логический вывод: “Меня обидели, я убил, я заслуживаю смерти”.

В мысли – “обидели” звучит негодование против всего мира, который восстал против Жульена потому, что он, Сорель, осмелился подняться над своим классом.

Жульен казнен. Кто в этом виновный? Ответ можно найти в речи Жульена на суде – виновное несправедливое общество.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
  2. Преступление – это не то что совершается просто так, для удовольствия или из-за скуки. Преступление всегда имеет под собой основание, и, хотя иногда его может быть почти не видно, всегда существует последняя капля, что заставляет человека перейти за черту, совершить это преступление. Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное” – человек, впал в отчаяние […]...
  3. “Нехитрое дело попасть ногою в Проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, Прокладывать путь самому” Якуб Колас Жизнь Жюльена Сореля была не легкой. Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не […]...
  4. Мета: допомогти учням розкрити конфлікт головного героя роману із суспільством, з’ясувати його роль у сюжеті твору, навчити висловлювати свої судження; розвивати навички роботи з текстом художнього твору, образне й логічне мислення; виховувати активну життєву позицію, неприйняття зла та насильства, прагнення дотримуватися морально-етичних норм. оснащення: портрет письменника, видання його твору, ілюстрації до нього. тип уроку: комбінований. […]...
  5. Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини – госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь – чувство субъективное […]...
  6. Известный роман прославленного француза Стендаля “Красное и черное” насыщен яркими героями, резкими поворотами сюжета и живописными местами событий. Все в нем взаимосвязано и переплетается. Таким образом, в спокойном городке Верже сюжет развивается достаточно плавно и только начинает набирать обороты; в новом, незнакомом для главного героя, в Безансоне он и сам чужой; а Парижу, крупному мегаполису, […]...
  7. Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода – классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман “Красное и черное”, который сам автор довольно точно назвал хроникой […]...
  8. Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально – психологический роман “Красное и черное”, созданный известным французским писателем-классиком в 1830 году, так как сюжет его подсказала автору хроника уголовного дела, которое он […]...
  9. ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. […]...
  10. У сваєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивасті відбиття життя у сваїх добутках. Перший великий роман Стендаля, “Черван і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневаї ревалюції. Уже його назва говарить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двах сил – ревалюції й реакції. […]...
  11. Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, “Червон і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох […]...
  12. ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем […]...
  13. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем указанные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, наконец, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поразительно своеобразным лицом”, относится к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на […]...
  14. Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились главной ценностью в жизни, мерилом жизни, зависть запросто могла поднять руку на дружбу, миром правили обман, предательство и властолюбие. Современный век напоминает Пушкину демонскую пляску, бесовское кружение. Его душа неспокойна: поэта лишают творческой независимости, его […]...
  15. Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее. Итак, во Франции, где господствует […]...
  16. Бальзак показывает, что виновато в этом общество, основанное на господстве голого интереса, бессердечного “чистогана”. В таком обществе невозможны бескорыстные отношения между людьми, так как критерием оценки человека в нем являются не личные достоинства, а богатство. В романе “Отец Горио” Бальзак показал, как принципы, лежащие в основе буржуазной системы, извратив психологию отца и дочерей, привели к […]...
  17. В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию “Гамлет” именно этой смене эпох. Главный герой трагедии […]...
  18. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
  19. На мой взгляд, ответ на подобный вопрос банален и прост: “Никто не виноват”. Поиски виновного всегда бессмысленны, если они не касаются реальных жизненных преступлений, а всего лишь затрагивают общефилософские проблемы. Эпитет “лишний”, по свидетельству литературоведов, впервые употребил в одном из своих черновых набросков А. С. Пушкин по отношению к Евгению Онегину. Примерно в это же […]...
  20. Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие […]...
  21. А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”. Самсон Вырин – один из главных героев повести. По должности он станционный […]...
  22. Композиция романа “Кто виноват?” очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия – “Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту”. Далее следуют: “Биография их превосходительств” и “Биография Дмитрия Яковлевича Круциферского”. Глава “Житье-бытье” является главой из правильной формы повествования, но за ней следует “Биография Владимира Бельтова”. Герцен хотел составить […]...
  23. Ответить на этот вопрос не просто. Поставим его тогда несколько иначе: за какие грехи Флобер “наказывает” свою героиню, обрекая ее на самоубийство? За ее иллюзорные мечты о счастье? За стремление жить “придуманной”, нереальной жизнью? Или, может быть, за то, что она самой себе казалась несколько другой, чем была на самом деле? А может быть, все […]...
  24. ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО Пожалуй, практически нет таких вопросов, на которые не ответил бы реализм. Или на которые не мог бы отве­тить. Суть этой художественной системы – в анализе: отчего здесь, а не в другом месте, почему так, а не иначе. Именно поэтому реалисты в поисках обусловленностей так часто углубляются […]...
  25. Преступление – есть злодеяние. За всякое злодеяние следует наказание. Что же толкает людей пойти на преступление, что ими движит? Какие мотивы преследует? Совершить преступление – значит пойти против каких-либо моральных устоев, нравственных принципов как общества, так и самой личности. Следовательно, есть нечто гораздо мощнее, то, что одерживает верх над человеком. Попробуем сопоставить двух героинь: Катерину […]...
  26. Если рассуждать о том, что виновата сама старушка, то следу­ет признать, что в жизни нет места доверию и доброте. Старушка была добрая, она верила в порядочность людей. Безусловно, ви­новат молодой франт. Этот образ показывает тип человека без чести и совести. Он был наказан, и вполне справедливо. Более же всего виновата государственная бюрократическая система: исполнения судебного […]...
  27. Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”) Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе […]...
  28. В 30-е годы XIX века множество умных, обра­зованных, талантливых людей оказались “не у дел”, превратились в “лишних людей”. Они стре­мились к деятельности, к достижению цели, но са­мой цели – осознанной и четко обозначенной – не имели. Укоренившийся порядок жизни отнял у них веру в целесообразность служения добру, веру в торжество светлых и благородных идей. Именно […]...
  29. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…”. В […]...
  30. Начало XVII века характеризуется столкновением старого и нового света. На смену феодальной жестокости и темноте, которые царили в старом свете, пришли пагубные пристрастия и всемогущая сила золота, возникшие в свете новом. Гуманисты той эпохи наблюдали ужасное столкновение двух зол и постепенно переставали верить в победу добра и справедливости. Великий английский драматург У. Шекспир свою трагедию […]...
  31. Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
  32. Добиваясь милостей Лореты, молоденькой жены управителя замка, старикашки Валентина, Франсион, проникнув в замок под видом паломника, играет с Валентином злую шутку. В ту ночь благодаря Франсиону в замке происходят невероятные события: Лорета неплохо проводит время с вором, приняв его за Франсиона, другой вор всю ночь висит на веревочной лестнице, одураченный муж привязан к дереву, служанка […]...
  33. “Если сколько голов, столько умов, то сколько сердец, столько и родов любви”, – сказала Анна Каренина, героиня одноименного романа Толстого, когда полюбила Вронского. И действительно, у любви нет единственного числа, у каждого она своя. Больше того, один человек может любить по-разному в разные периоды своей жизни. Так, княжна Марья и Соня любят Николая Ростова не […]...
  34. Начнем не со смерти, а с рождения, которое выпало на 23 марта. Год значения не имел, потому что не он, а именно число определяет выбор имени при крещении. С этого все и началось. Сколько ни разворачивали календарь – поблизости ни одного нормального имени не оказалось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на свет, не подарив […]...
  35. Вся сила Островского заключается именно в психологии насилия и обмана в их русской форме, и надо удивляться той неистощимости творчества и той тонкости анализа, с которым он строил свои чуть не бесчисленные художественные комбинации волчьего рта и лисьего хвоста. Говорю “чуть не бесчисленные”, потому что, сосчитав даже всех действующих лиц произведений Островского, мы получим цифру, […]...
  36. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, заботящегося только о том, чтобы “сделаться героем романа”, пытается “делать эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости играют разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо […]...
  37. Автор романа “Обломов”, И. А. Гончаров, винит крепостное право в том, что умный, добрый, честный человек Илья Ильич Обломов стал ненужным для общества членом. Лень, бездеятельность, маниловская мечтательность вместо реальной жизни – вот свойства, сделавшие Обломова из нормального человека в ленивого лежебоку и мечтателя. Неприспособленность и ненужность Обломова проявились в условиях бурной жизни российской столицы. […]...
  38. В Новгороде Герцен начал работу над романом “Кто виноват?”. В 1845-1846 годах роман частями был напечатан в журнале “Отечественные записки”, а год спустя вышел отдельным изданием. Роман “Кто виноват?” – произведение антикрепостническое. Герцен не скрывает враждебного отношения к господствующему строю в России и страстно обличает его главную опору – поместное дворянство и жадное, хищное чиновничество. […]...
  39. Александр Иванович Герцен Кто виноват? Роман (1841-1846) Действие начинается в русской провинции, в именье богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова – Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель робеет. Негров был произведен в полковники уже немолодым, после кампании 1812 г., вскоре вышел в отставку в чине […]...
  40. ­Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...