С кем сражался святой Георгий Победоносец? Святой георгий, побеждающий дракона, в культуре и живописи.

Святой Георгий и дракон (ок. 1870-89), Национальная галерея, Лондон

Святой Георгий, поражающий дракона, - очень популярный сюжет в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке интерес к этой теме с новой силой проявился прежде всего в Англии, где святой Георгий считался воплощением воинской доблести.
Вероятно, работу над полотном "Святой Георгий и дракон" Моро начал в 1870 году, однако вскоре надолго забыл о нем и закончил его только спустя много лет по настоянию заказчика, заплатившего за картину 9000 франков. Плащ святого Георгия развевается на ветру подобно крыльям птицы, а голову святого воина окружает написанный в виде диска нимб. Монументальность образу придает пирамидальная композиция, которую составляет центральная группа фигур. Моро описывает героический момент триумфа мужской силы. Между тем фигура принцессы добавляет в известный сюжет загадочную, и даже философскую, нотку. Молитвенная поза девушки перекликается с изгибом тела дракона, что обнаруживает таинственную связь между этими персонажами. Зная нескрываемое отвращение Моро к браку, можно предположить, что в данном случае картина передает неоднозначное отношение художника к женщинам, в которых он всегда видел скрытый за внешней красотой источник опасности.

- (Греч.) или Драгон. Теперь считается мифическим чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п., как геральдический грифон, и Дьявол, умертвляемый Св. Георгием, и др. На самом деле вымершее допотопное чудовище. В вавилонских… … Религиозные термины

ДРАКОН - (Греч.) или Драгон. Теперь считается мифическим чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п., как геральдический грифон, и Дьявол, умертвляемый Св. Георгием, и др. На самом деле вымершее допотопное чудовище. В вавилонских древностях… … Теософский словарь

- (Draco, Δράχων). Первый законодатель Афин. Законы его были так строги, что назначали смерть за всякое преступление, поэтому получили название кровавых. Дракон жил около 620 г. до Р. X. Так как законы Дракона оказались неудовлетворительными, то… … Энциклопедия мифологии

Дракон Тип мультфильма рисованный Жанр Сказка Режиссёр Александра Снежко Блоцкая Автор сценария Радий Кушниров … Википедия

Победоносец (греч. Γεώργιος Τροπαιοφόρος, в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних… … Энциклопедия мифологии

- (греч. , в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Д ж и р д ж и с), в христианских и мусульманских преданиях воин мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти… … Энциклопедия культурологии

У этого термина существуют и другие значения, см. Дракон (значения). «Битва святого Георгия с драконом» (Паоло Уччелло, ок. 1456 года) … Википедия

- «Битва святого Георгия с драконом» (Паоло Уччелло, ок. 1456 года) Дракон (от греч. δράκων) собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ, а также реально существующих биологических видов. Образ дракона широко… … Википедия

Запрос «Святой Георгий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Георгий Победоносец (значения). Георгий Победоносец Γεώργιος … Википедия

ДРАКОН - символ, разрушительных сил зла на Западе и созидательных учений на Востоке. Название произошло от греческого слова draon змей. В христианской семиотике дракон представлен в образе мифического зверя со смрадным дыханием, чешуйчатым телом, когтями… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

А; м. [греч. drakōn] 1. В славянской мифологии: Сказочное чудовище, пожирающее людей и животных, в виде крылатого огнедышащего змея с когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, раздвоенными языком и хвостом ● В искусстве часто… … Энциклопедический словарь

«Чудо святого Георгия о змие» как объективная реальность, или антидарвинистский анализ боя самого известного древнеримского офицера-христианина.

фото — Сергей Евдокимов

Написать данную статью автора побудила сложившаяся ситуация на Ближнем Востоке, где в очередной раз христианское оружие противостоит силам мирового зла, и происходит это на территории, где когда-то святой великомученик Георгий поразил некоего дракона, хотя об этом моменте сейчас мало кто помнит. Волею судеб Россия с недавних пор является активным участником противостояния в этом регионе, но многие российские военнослужащие, направляющиеся туда, если и знают святого Георгия, то в самых общих чертах, а некоторые вообще не считают его исторической личностью и, к сожалению, воспринимают его победу над драконом как легенду. Однако мы попробуем развеять их сомнения.

Великомученик Георгий, именуемый Победоносцем, является одним из наиболее известных и почитаемых православными христианами святым. К нему обращаются в различных молитвенных нуждах, но в первую очередь о его заступничестве перед Богом молят люди, несущие военную службу. Также этот святой является одним из особых покровителей христианского оружия и многие победы христианских войск на поле брани приписываются, в том числе и его заступничеству.

Образы святого великомученика Георгия Победоносца, разделённые 15 веками.

Современный православный образ «Чудо святого Георгия о змии».

Во-первых, необходимо сказать, что сохранившиеся источники вполне единодушны в том, что святой Георгий был реальной исторической личностью; это был высокопоставленный древнеримский офицер, проходивший службу в период правления императора Диоклетиана. По одной из вероятно наиболее исторически точных версий великомученик Георгий родился в семье греко-римских аристократов в небольшом палестинском городке Лидда (ныне израильский Лод) в конце 3 века. Он принял смерть в 304 г. хр.э. за свою веру во Христа, будучи ещё в достаточно молодом возрасте, на территории древней Каппадокии (Малая Азия) в городе Никомидии (ныне турецкий Исмид).

Здесь нам бы не хотелось повторять рассказ о страданиях святого перед смертью, обычно занимающий значительную часть его жития, – хотя бы на том основании, что несколько странным представляется заставлять, например, кого-то снова и снова повторять описание чудовищных мучений и смерти какого-то горячо любимого им человека. Об этих событиях каждый желающий может найти легкодоступную информацию; нас же особенно интересует, возможно, самый яркий и запомнившийся современникам эпизод, который случился при земной жизни святого – бой, в котором он победил некое чудовищное существо, называемое драконом или большим змеем.
Почему то в наше время многие даже верующие христиане (не говоря о представителях иных религиозных конфессий или атеистов) считают, что на самом деле никакого боя небыло, а это некий легендарный символ победы христианского вероучения над язычеством. Однако высокая степень реалистичности и детализированности описываемых событий не даёт повода так думать.

Некоторые, находясь в плену современного научного мировоззрения, построенного на недоказанных идеях дарвинизма и базируясь на эволюционной картине мира, предполагают, что сам бой был, но святой Георгий поразил какую-то крупную ящерицу, типа комодского варана, или даже крокодила. Однако скептики почему-то забывают, что огромных варанов на территории Ближнего Востока никогда небыло, а Индонезия с островом Комодо (где обитают гигантские вараны) находится очень далеко, и до XIX века в Средиземноморье о них ничего не знали. На крокодилов же люди в том регионе давно и успешно охотились, и вряд ли убийство одного, даже особо крупного, крокодила могло таким образом повлиять на современников, что тысячи из них после этого стали убеждёнными христианами. Ниже мы попробуем разобраться в этом и всё же ответить на вопрос – так с кем в реальности сражался святой Георгий Победоносец?

Итак, великомученик Георгий, будучи офицером римской армии и при этом глубоко верующим христианином, однажды находился по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии и приехал в один большой город. Тут источники расходятся: по одной из версий это был город Бейрут (Берита), по некоторым другим данным возможно речь идёт про Алеппо (Халеб) или указывается иной населённый пункт в том регионе. Там он узнал, что на некотором расстоянии от этого города находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным, на берегах которого поселилось некое рептилеобразное чудовище. И хорошо бы, если оно просто так там жило, – так эта тварь поначалу охотилась на овец и коров, которых держали жители окрестных селений, а потом, когда домашняя скотина закончилась, перешла на питание людьми.

По-видимому, попытки местных язычников убить дракона или прогнать чудовище с помощью магии не дали результата. Ситуация дошла до степени, говоря простым русским языком, просто маразма, так как местные жрецы (видимо, действуя в русле древневавилонской традиции) постановили, что это животное является священным, что поселилось оно тут по воле богов, и само является воплощением какого то древнего божества, а значит пытаться убить его — грех. Но главное — они убедили весь народ в том, что ради услаждения языческих божеств, «для того чтобы они переменили свой гнев на милость», этому страшному существу надо приносить человеческие жертвы.

По прошествии некоторого времени эта мерзостная практика превратилась «в благочестивую традицию». Даже сам римский консул, управлявший этой провинцией (иногда именуемый в некоторых житиях «царём»), согласился с ней, когда на его родственницу или даже дочь выпал жертвенный жребий. Узнав об этом, находившийся в той местности святой Георгий, обладая рыцарственным характером, решил показать, что Бог христиан намного сильнее всяких языческих чудовищ. Кроме того, святой увидел, что, по Божьему Промыслу, именно ему, «здесь и теперь» предоставляется возможность засвидетельствовать силу Господню, и решил исправить создавшееся положение.

Охваченные паникой язычники не слышали уговоров немногих местных христиан о необходимости прекращения жертвоприношений, и будущий великомученик не стал вступать с ними в сражение, проливая кровь пусть и творящих неправду, но своих сограждан. Он решил действовать по-иному. И когда процессия с очередной связанной жертвой (вероятно как раз это была дочь имперского администратора) вышла к месту обитания дракона, он отправился вместе с ними, правда, облачившись в доспехи, вооружившись и сев на боевого коня. И как можно понять, вовсе не для того, что безучастно лицезреть ужасную картину злодеяния.

Когда люди привезли обречённую к логовищу чудовища, и то вылезло, надеясь сытно пообедать в очередной раз, святой Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с драконом на берегу озера , и убил «змию люту », спася жизнь девушке, обречённой по жребию на страшную жертву, благодаря чему десятки тысяч жителей Ливана и Западной Сирии массово крестились. Вот как этот бой описан в одном тексте: «…осенив себя крёстным знамением и призвав имя Господне, святой Георгий быстро и храбро устремился на коне своём на змея, крепко сжав копьё и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого яростно попирал змея ногами… ». Можно констатировать, что дело решила неожиданная и быстрая, отлично исполненная атака (недаром великомученик Георгий был профессиональным воином).

Больше того, как свидетельствует текст некоторых жизнеописаний святого, поразив, но не добив чудовище, Победоносец слез с коня, накинул верёвку на поверженного противника, и со словами «И это ваш бог? Ну смотрите же, как я с ним управлюсь! » повёл дракона к городу. И только там, у стен его, а не на берегу озера, при стечении множества народа доблестный святой отрубил чудовищу голову, прославляя имя Господа Иисуса Христа, и славя Его как Истинного и Единственного Бога, дарующего победу твёрдо уповающим на Него.

Таким образом, наш Господь, через святого Георгия, проявил своё милосердие к людям, не только поразив обожествлённое чудовище, но прервав отвратительную традицию человеческих жертвоприношений. Больше того, именно через проявленную доблесть святого Георгия множество местных жителей приняло Православное Христианство (различные источники называют разные цифры – от многих тысяч до 24.000 и даже до 240.000; речь идёт о действительно огромном числе жителей округи, хотя понятно, что никто не вёл точного учёта). И так, благодаря совершённому подвигу, значительная доля местного населения поняло ошибочность веры в могущество языческих божеств, и отринув ближневосточные культы, приняла веру в Того Бога, который доказал, что Он сильнее всех тёмных сил и их биологических креатур.

Однако, несмотря на то, что римские власти впоследствии, вероятно, одобрили сам акт сражения и убийства «змия люта», расценив его вероятно «как защиту жизней подданных императора», но распространение Христианства в Поздней Римской империи конца 3 века считалось не просто «неполиткорректным», а было прямо запрещено законом. И именно обращение через его подвиг десятков тысяч римских граждан ко Христу, по-видимому, вменилось святому Георгию в вину позднее, став одним из пунктов официального обвинения.

Позднесредневековое немецкое изображение (15 в.) св.Георгия, убивающего дракона.

Итальянская фреска 14 в. (худ.Ботичелли), изображающая св.Георгия, поражающего змея.

Современная палеонтологическая реконструкция (худ.З.Бурриан) – нотозавр на берегу озера.

Видя средневековые изображения битвы св.Георгия со змеем, и сравнив их с современной реконструкцией обнаруженного палеонтологами нотозавра, остаётся только поражаться явной идентичности хищных рептилий. Больше того, примерно совпадает даже размер нотозара с изображением дракона, поражённого св.Георгием, – это был совсем не гигантский динозавр, правда достаточно проворный и явно агрессивно-хищный, взрослые особи которого достигали в длину 3-4, иногда 5 метров.

Несмотря на то, что дракон или змей, с которым сражался святой, различается у разных художников, но создаётся впечатление, что некоторые наиболее древние изображения явно восходят к единой традиции, согласно которой эта рептилия имела огромную голову с большой пастью, тонкую и относительно длинную шею, короткое толстое тело на четырёх лапах и довольно длинный хвост. Ни о каких-либо нескольких головах, крыльях для полёта, огненном дыхании или иных сказочных атрибутах чудовища ни в древнейших изображениях, ни в житиях о св.Георгия речи не идёт. Складывается полное ощущение, что перед нами некое вполне реальное животное, но крайне редко встречавшееся даже в Античность и к настоящему времени полностью вымершее.

Долгое время многочисленные скептики и даже некоторые верующие христиане считали, что в повествовании о бое святого Георгия со змеем нет ничего реального. Однако уже достаточно давно палеонтологами при раскопках был найден вид динозавров, который получил наименование нотозавров . Это были достаточно крупные хищные существа, жившие в древности по берегам озёр, морей или рек , возможно ведшие даже полуводный образ жизни, и таким образом мы можем констатировать, что условия обитания — что дракона, поражённого святым Георгием, что нотозавра — сходны. Видимо значительную часть их пищевого рациона составляла рыба, но, в первую очередь, нотозавры были активными хищниками, и нападали на любую добычу, появлявшуюся в непосредственной близости к месту их обитания (обнаружены даже кости молодых нотозавров со следами зубов более крупных особей).

Поскольку было найдено довольно много скелетов этих древних хищных рептилий, то учёные смогли достаточно точно восстановить их внешний облик. Однако долгое время, почему-то никто не сопоставлял изображения змея на образах святого Георгия и палеонтологические реконструкции нотозавра, которые (по нашему мнению) совпадают идеально, вплоть до деталей (по крайней мере, автору информации об этом не встречалось).
Несколько удивляет то, что некоторые креационисты (т.е. сторонники концепции Сотворения мира Богом и противники материалистического дарвинизма) в настоящее время считают, что святой Георгий сражался с динозавром бариониксом (впервые найденном, и то только фрагментарно, лишь в 1983 году, хотя к нашему времени известно несколько достаточно полных скелетов особей этого вида). Однако это вряд ли было возможно, т.к. барионикс хотя также жил по берегам водоёмов, как и нотозавр, но имел несколько иной облик, передвигался преимущественно на двух лапах, а не на четырёх, и был намного крупнее нотозавра, — а значит, и поразить его простым копьём было сложнее, и потом связать и полуживого «дракона» притащить на верёвке в город святой Георгий вряд ли бы смог (если речь не идёт например, о молодой особи барионикса). Тогда как нотозавр не только своим внешним видом, но даже размерами идеально соответствует хищной рептилии, описанной в житии рыцаря-великомученика и сохранившимся средневековым изображениям самого известного боя этого христианского святого.

Реконструкция облика крупнейшего из найденных динозавров вида Baryonyx walkeri сравнительно с размерами человека (рост 1,8 м.). Однако выяснилось, что это была ещё молодая особь, а значит размеры пиковых экземпляров этого вида были намного больше.

Группа бариониксов в своей традиционной среде обитания – на берегу водоёма. Хорошо показана универсальность в питании этого хищника.

Как можно увидеть, взрослый барионикс был во первых намного крупнее нотозавра, а во вторых, ходил в основном на двух лапах, а не на четырёх, а значит, вряд ли представителей именно этого вида изображают на иконах со св.Георгием (т.к. один лишь череп у него был длинной до 2 метров, а значит св.Победоносец вряд ли мог притащить полудохлого динозавра этого вида к жителям города на верёвке, тогда как нотозавр соответствует по всем параметрам идеально).

И, как это не покажется удивительным для скептиков, но не только размеры «дракона», судя по изображениям битвы святого Георгия, сходятся с размерами найденных скелетов нотозавров (обычно достигавшими в длину 2-4 метров, иногда 5-6 метров, как Nothosaurus giganteus ), но даже ареал обитания у них идентичный (в отличии от бариониксов, достигавших длинны 9 метров, и чьи кости были найдены только на территории Англии и Испании). Палеонтологи, на основании находок костных останков нотозаров, считают, что в ареал обитания этого вида ящеров входили территории от Северной Африки и Южной Европы через Ближний Восток и Южную Россию вплоть до Центральной Азии. Таким образом, можно утверждать, что наличие нотозавра на территории современного Ливана или Западной Сирии, где его и сразил древнеримский кавалерийский офицер-христианин, не противоречит имеющимся научным данным по ареалу обитания данного вида.

Однако для эволюционистов, отрицающих Сотворение и библейскую картину развития нашей планеты, тут есть одна проблема – с их точки зрения время жизни святого великомученика Георгия Никомидийского и — что нотозавра, что барионикса – разделяют десятки миллионов лет, так как по их мнению, динозавр и человек никак не могли жить в одну историческую эпоху. Но это так, только если опираться на концепцию развития мира, построенную на ошибочной теории макроэволюции Ч.Дарвина и разделять гипотетическую хронологию эволюционистов в миллиарды лет. Если же опираться в концепции развития мира на Книгу Бытия, разделять библейскую хронологию и признавать Сотворённость Богом нашего мира (при отсутствии макроэволюции как достоверно зафиксированного явления), то в том, что святой Георгий мог поразить в бою одного из последних нотозавров, нет ничего невозможного.

Мы не будем здесь разбирать множество других известных случаев, когда наличие живых динозавров (так или иначе приносивших вред и поэтому обычно убиваемых человеком) фиксируется в древнееврейских, древневавилонских, древнегреческих, древнеримских или средневековых европейских и арабских документах, а просто подчеркнём, что случай с боем Георгия Победоносца против динозавра вовсе не единичное свидетельство. И соответственно не только житие св.Георгия, некоторых других христианских святых-змееборцев, но сохранившиеся в древних источниках многочисленные описания глазами очевидцев динозавров как существ, живущих бок-о-бок с людьми, а также их древние изображения, дают весомые основания считать, что некоторые из этих ящеров пережили некий Глобальный Катаклизм, именуемый Всемирным Потопом, и были истреблены человеком уже во времена Поздней Античности и Раннего Средневековья.

Современная икона св.Георгия

Таким образом, имеющиеся свидетельства говорят о том, что предлагаемая эволюционистами и выдаваемая ими за единственно-верную картина развития жизни на нашей планете концептуально ошибочна, тогда как библейская картина мира достаточно хорошо объясняет имеющиеся, казалось бы, парадоксальные факты.
И мы надеемся, что та же Сила Господня, которая в давние времена помогла великомученику Георгию сокрушить живое воплощение зла, поможет и в наше время православным христианским воинам (если они будут твёрдо верить в Иисуса Христа и уповать на заступничество святого Георгия), сокрушить всех своих противников.

Святой Георгий Победоносец - на мой взгляд, первый раннехристианский святой - солдат. Родился он в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля, в маленьком городке, рядом с которым в настоящее время расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, в семье христиан. Св.Георгий с детства отличался отличными физическими данными, рано поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру, стал любимым генералом римского императора Диоклетиана, во время гонений на христиан выступил в их защиту, был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен.

Вот собственно говоря и вся биография Св.Георгия.
Как выглядел гонитель христиан и душегуб римский император Диоклетиан, известно точно, хотя его изображение вряд ли кому нибудь знакомо.

Заметим, что император Диоклетиан оставил свой след в истории не только преследованием христиан, которых считал опасными смутьянами, врагами стабильности римской империи и её скрепов. Он также известен своим беспрецедентным добровольным отказом от императорского титула и отъездом в деревню после 20 лет правления. Когда через некоторое время делегация римского Сената приехала к Диоклетиану убедить его возвратиться к власти, бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил на своем огороде, то не стали бы приставать к нему со своими дурацкими предложениями.

Как выглядел Св. Георгий (да и существовал ли он в реальности), точно не известно, а вот его изображение каждый узнает наверняка! И все благодаря, во-первых, наличию копья в правой руке, и, во-вторых, присутствию рядом со Св. Георгием второго и неотъемлемого персонажа - змия или дракона. Если видите на картине или иконе дракона, а рядом рыцаря в блестящих доспехах и с копьем в руке, то процентов на 99,99 этот рыцарь - Св. Георгий. Св. Георгия изображают, как правило, на коне:

на коне и с девушкой:

или реже пешим, но тоже с девушкой или без оной:

но обязательно с драконом. Само изображение дракона тоже может варьироваться от толстенького питона с зубками

До своеобразного птеродактиля, но тоже упитанного

Св.Георгия часто изображают с красным крестом на белом фоне.

Этот крест так и называют: Св.Георгия. С XIII века он является национальным флагом Англии. В XVII веке крест Св.Георгия соединили с символом Шотландии - Андреевским крестом и символом Ирландии - крестом Св.Патрика: в результате получился флаг Соединенного Королевства - Юнион Джек.

Однако вернемся к изображениям Св.Георгия. Роли у святого и дракона строго распределены: первый протыкает копьем второго, второй корчится в предсмертной агонии и пытается укусить первого. Да, чуть не забыл, канон обязывает изображать коня светлой масти и обязательно в яблоках

Сюжет этих картин черпается из легенды «Чудо Святого Георгия о змие», согласно которой возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный змий. Он каждодневно выползал на берег и пожирал окрестное население. И губернатор ничего не мог (или не хотел) с этим поделать. Дело дошло до того, что местная пятая колонна вывела население городка на несанкционированный массовый митинг и тем самым так прижала губернатора, что он в патриотическом порыве предложил отдать ненасытной змеюке собственную родную дочь. Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогой бижутерией и отвели в места обитания змея, который в предвкушении ланча уже выполз на берег. В это время через те места проезжал Георгий, следовавший на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Увидев такую картину, Георгий с помощью копья и меча мелко нашинковал змея, а освобожденную девушку отвел счастливому отцу. По такому случаю губернатор и верный ему народ приняли христианство, а также построили в городе храм, посвященный Св. Георгию. Сюжет этой легенды можно трактовать и аллегорически: Св. Георгий - «христово воинство», несущее христианскую веру в чужие земли; змей (дракон) - олицетворение ереси, а то и сам Диоклетиан; ну а дева в плену у змея - христианская Церковь.

Но это классическая версия легенды о Св. Георгии и драконе. Согласно альтернативной версии, Георгий не убивал змея-дракона. Напротив, рыцарь-святой усмирил змия исключительно с помощью крестного знамени и слова Божьего. Соответственно и в иконографии стали ставить акцент не на ратном подвиге Св. Георгия и поражении копьем ископаемого животного, а на его усмирении молитвой и спасении царевны. Новая редакция легенды о змие пришла в XI веке из Византии, вернее из Грузии (Джорджии), которая была частью византийской империи и где святой был особо почитаем.

Иллюстрацию этой версии легенды можно увидеть на сохранившихся фресках церкви Св. Георгия, что в Старой Ладоге в 130 км от Санкт-Петербурга.

Старой Ладога стала только в 1704 году, когда Петр I основал в устье Волхова Новую Ладогу. Считается, что Ладога была первой столицей древней Руси (но не Киев же, право, я вас умоляю) и местом княжения Рюрика с 862 по 865 год. По одной из версий церковь Св.Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика. Но вернемся к ладожской фреске, которой мы любуемся без малого 15 лет, как только купили дачу в Новой Ладоге.

Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в традиционных яблоках. Однако, как мы помним, латы и лошадка служат исключительно для целей идентификации святого, как и изображение змия. Сам змий просто лапушка. Особенно умиляет поводок на шее. Когда я смотрю на ладожское изображение змия, мне почему то всегда вспоминается моя среднеазиатская овчарка Пальван (домашняя кличка - Паша), наверное из-за его сложно-кусачего характера, но "доброго внутри". На самом деле, на змие не поводок, а поясок царевны, которая и ведет животное, эдак пританцовывая: радуется, что, во-первых, осталась жива и, во-вторых, познакомилась с военным. Военные, как мы знаем, нравятся девушкам. За небольшим исключением, не будем показывать пальцем.

Вспомним также, что в XII основная часть ладожского населения была безграмотной. В школу не ходили, а вот в церковь ходили и очень часто. И фрески в церкви служили в том числе эффективным средством государственной пропаганды, ну как телек сейчас. Достаточно вспомнить знаменитый 70 метровый ковер из нормандского городка Байе (обязательно подробнее расскажем о нем позже), который соткали и затем на протяжении десятилетий вывешивали в местном кафедральном соборе исключительно с одной целью: убедить местное население, что нормандский герцог Вильгельм Завоеватель не аннексировал Крым Англию, а только восоединил исконно нормандские земли и, тем самым, восстановил историческую справедливость.

Так какую же мысль несет фреска из ладожской церкви Св. Георгия? Люди добрые, не мечом и не копьем, не "градами" и не "буками", и уж тем более не "искандерами", а только добром, убеждением и словом, конечно с Божьей помощью, можно достигнуть окончательной Победы с вечной битве Добра со Злом - в себе самом, в сокровенных глубинах собственной души и в окружающем нас мире. По крайней мере об этом и говорит ИСТОРИЯ.