Тема любви в произведениях тургенева. Тема любви в прозе И

(375 слов) Тема любви – одна из ключевых в произведениях И.С. Тургенева. Романы автора охватывают одновременно несколько актуальных проблем, но любовная тематика занимает особое место в творчестве писателя.

Один из самых популярных романов «Отцы и дети» — не исключение. Тема любви поднимается автором на протяжении всего произведения. Главная его идея заключается в том, что любовь существует, и ни один человек не сможет скрыться, избежать или противостоять этому сильному чувству. Яркий пример – нигилист Базаров, который отрицал любовь, внезапно даже для самого себя влюбился. Евгений в начале книги доказывал окружающим, что страсть – всего лишь выдумки романтиков, но в финале он погибает от разлуки с Анной Одинцовой, которая отвергла его. Герой не может противостоять влечению и сохраняет его в своей душе до самой смерти. Последним желанием Базарова было увидеть возлюбленную, несмотря на то, что она не разделяет его чувств.

Тему любви Тургенев поднимает и в романе «Накануне». Елена – образец верной, любящей жены, которая готова на все ради своего возлюбленного. Даже после смерти Инсарова девушка остается верной своему мужу и его убеждениям. Она готова бросить все, что у нее было до этого, пренебрегать своими желаниями ради любимого человека и его идеи. Героиня присоединилась к болгарскому революционному движению и стала бороться за свободу чужого народа, то есть продолжила дело Инсарова. Автор часто наделяет женщину способностью сильно любить, это, по мнению писателя, главная добродетель слабого пола. Ту же картину мы видим в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо», повестях «Ася» и «Первая любовь». Героини самоотверженно отдаются страсти, не боясь обжечься о пламя эмоций. Но, как правило, их порыв трагический, словно полет мотылька на огонь свечи. Ася увидела трусость и нерешительность своего избранника, поэтому навсегда покинула его с разбитым сердцем. Александра тоже разочаровалась в том, ради кого была готова разорвать отношения с друзьями и братом. Зинаида скомпрометировала себя в обществе, исковеркала жизнь ради связи с женатым мужчиной. Но она ни разу не упрекнула его, а лишь покорно целовала рану от хлыста на запястье. Лиза не смогла смириться с крушением надежд на брак с Лаврецким и ушла в монастырь.

Тургенев представляет любовь как то чувство, которое заставляет человека жить, двигаться вперед и чувствовать себя счастливым. Без нее он не может быть счастлив – такова главная идея, которую И.С. Тургенев красной нитью проводит через свои произведения. Однако то же чувство способно обжечь душу и перевернуть жизнь того, кто искренне любит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дипломная работа *

2 740руб.

Описание

Цель дипломной работы заключается в определении философского отношения к любви и выражении его в повестях 50-х годов писателя.
В работе рассмотрены повести «Поездка в Полесье», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Ася», «Первая Любовь». ...

Введение
Глава 1. Творческие искания И.С. Тургенева
1.1. Влияние семейных отношений на формирование характера и литературной манеры И.С. Тургенева
1.2. Студенческие поиски и скитания. Политические взгляды писателя
1.3. Знакомство с П.Виардо. Влияние отношений с Виардо при написании повестей
1.4. Художественное своеобразие повестей Тургенева 50-х годов
Глава 2. Концепция любви в творчестве И.С. Тургенева
2.2. Нравственно-эстетическое восприятие любви
2.3. Романтическая любовь в повестях И.С. Тургенева
2.4. Трагический смысл любви в повестях Тургенева
Заключение
Список литературы

Введение

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь в жизни человека это то чувство, которое заслуживает воспевания. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия.
Русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты русского отношения к вечной и во звышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ Божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней...............

Фрагмент работы для ознакомления

К этому же периоду относится появление трех замечательные повестей: «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), в которых Тургенев дал несколько привлекательнейших женских образов. Княжна Засекина («Первая любовь») просто грациозно-кокетлива, но героиня «Фауста» и Ася - натуры необыкновенно глубокие и цельные. Первая сгорела от глубины чувства, внезапно на нее налетевшего; Ася, подобно Наталье в «Рудине», спаслась бегством от своего чувства, когда увидела, как не соответствует его силе безвольный человек которого она полюбила.
В произведениях 50-х гг. окончательно сложился литературный стиль Тургенева. Это простое, но вместе с тем романтическое изображение усадебного и городского дворянского быта, отличающееся психологизмом, проникнутое созерцательностью и лиричностью. Самые глубокие и сложные социальные проблемы здесь трактуются в пределах частных, интимных событий и столкновений бытового, семейного характера. Все монументальное, широкое, массовое отсюда исключено. Любовная интрига, очень ясная в своем содержании и несложная в своих перипетиях, но эмоционально-насыщенная, образует здесь обычно композиционный центр произведения, но никогда не самодовлеет, а лишь углубляет и поэтизирует идейную борьбу героев: любовь всегда является тем «пробным камнем», на котором испытывается жизненная сила героев Тургенева, истинность их идейных позиций. В этом исключительном внимании к любовным переживаниям, в их возвышенной, идеалистической трактовке сказывается несомненно та философская школа, которую прошел автор, школа немецкого объективного идеализма (Шеллинг, Гегель) и немецкой поэзии (Гёте, Шиллер), в которых исключительно важное место и оценку получила область эстетических, философских, любовных переживаний человека как одна из самых высоких стадий развития и самосозерцания «мирового духа». Несомненно, также большое влияние немецкой натурфилософии на «чувство природы» у Тургенева. Пейзаж играет в его произведениях большую роль, то аккомпанируя настроениям героев, то символически предвосхищая ход событий сюжета. Это пейзаж Средней России, со всеми неяркими, но тонкими переливами его красок, со всем разнообразием его реальных бытовых деталей. Но его пейзажи не только детальны и тонки, в них много эстетизма, идеализма, культивированной эмоциональности, выросших на почве того идеалистического умственного движения, к которому этот мечтательный художник принадлежал. Утонченная и прозрачная любовная интрига на фоне символических сельских пейзажей – это наиболее ярко выраженная идейная линия в рассматриваемых повестях. На такой интриге развертываются большие и сложные социальные фигуры. Тургенев добавляет в основу сюжетного узла бытовые сцены, отступления к прошлому героев. Сила этих произведений в углубленности образных характеристик, в проникновенности и значительности авторского повествования, блещущего тонкими нюансами поэтического языка.
429 Портретно-психологические зарисовки социально враждебных ему типов отличаются у него большой долей иронии, выраженной гиперболическими деталями, подчас доходящими до карикатурности, до гротеска. Наоборот, словесные характеристики близких автору героев, изображение любовных сцен и служащих им фоном пейзажей, в которых Тургенев был исключительным мастером, – все это выражает обычно большой подъем лирических настроений автора и отличается изяществом словесного рисунка, интонационной медлительностью фразы, ее эмоциональной значительностью, иногда переходящей в манерность. Семантически это выражается легкими, не бьющими в глаза психологическими метафорами, подкрепленными обычно рядом простых и вместе с тем изысканных эпитетов, усиливающих эмоциональность впечатления и начинающихся часто с неопределенных прилагательных. Синтаксически язык Тургенева очень правилен, ясен, прост, но и здесь это простота некоторой изысканности. Не употребляя никаких сильных эффектов, чуждый риторичности и патетики, умеренным подбором словесных повторов, инверсий, единоначатий, Тургенев умеет создать замедленную, значительную интонацию фразы, соответствующую значительности переживаний героя, изображаемых событий его личной жизни, обстановке, его окружающей.1
«Дворянским гнездом» завершается первая половина творчества Тургенева и намечается предстоящий перелом в новой общественной и литературной эпохе. Выражением этого перелома является роман «Накануне» (1859, напеч. 1860). Где те «молодые силы», которым покорно уступил дорогу Лаврецкий, выйдут ли они из новых поколений дворянства – таков вопрос, ставший перед Тургеневым. Своим новым романом он ответил на него отрицательно. Нового героя писатель не нашел среди русского общества. Тургенев остановился на болгарине. В образе Елены Тургенев полней зарисовал тип дворянской девушки, ищущей «деятельного добра» и подвига и не находящей в своей среде применения своим силам; появление Инсарова решает ее судьбу: она вся отдается своему избраннику и идет за ним по его тяжелому пути. Отстранение на второй план мечтателей-дворян и предоставление первой роли сильному герою с иной социальной идеологией было очень знаменательно. Это было косвенным художественным отражением новой расстановки классовых сил, наметившейся к 60-м гг.2
Таким образом, 50-е годы можно выделить в отдельную главу, так как это десятилетие имело особенное значение в жизни и деятельности Тургенева. Слава Тургенева, под которую был заложен такой несокрушимый фундамент, как два тома «Записок охотника», продолжала нарастать и к концу рассматриваемого периода достигла размеров, до той поры невиданных. Даже Гоголя знали только в России, Тургенева первого из русских поэтов стали читать и за границей. Отметим любопытное хронологическое совпадение: «Записки охотника» появились в год смерти Гоголя, и автор «Ревизора» как бы передал свое первое место в литературе автору «Муму», «Однодворца Овсянникова», «Рудина» и «Фауста».
В «Фаусте» герой старается ободрить себя тем, что ни он, ни Вера не имеют друг к другу серьезного чувства; сидеть с ней, мечтать о ней – это его дело, а по части решительности он даже в словах держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его... Он... он «смутился». Неудивительно, что после такого поведения любимого человека (иначе как поведением нельзя назвать образ поступков этого господина) у бедной женщины сделалась нервическая горячка, еще натуральнее, что потом он стал плакаться на свою судьбу... Это в «Фаусте», почти то же и в «Рудине», и в «Асе»...»1
Эта выписка из статьи Чернышевского показывает его точку зрения. Иначе как с презрением не может отнестись он к бесхарактерности тургеневских героев; ему как работнику нужна и дорога, прежде всего, воля, упорство в труде, искренность в убеждениях. И он, разумеется, против того, чтобы бесхарактерные герои являлись окруженными ореолом самой чистой музыкальной тургеневской поэзии...
В 1858 году Тургенев ненадолго вернулся в Россию, но оставаться здесь он уже не мог. Отношения с семейством Виардо становились все более тесными, и к этому же времени осуществилась давнишняя мечта Тургенева – сделаться европейским писателем. Переводы его повестей и рассказов на иностранные языки стали уже обычными и вызывали к себе самое лестное внимание.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА
В произведениях 50-х гг. окончательно сложился литературный стиль Тургенева. Это простое, но вместе с тем романтическое изображение усадебного и городского дворянского быта, отличающееся психологизмом, проникнутое созерцательностью и лиричностью. Самые глубокие и сложные социальные проблемы здесь трактуются в пределах частных, интимных событий и столкновений бытового, семейного характера. Все монументальное, широкое, массовое отсюда исключено. Любовная интрига, очень ясная в своем содержании и несложная в своих перипетиях, но эмоционально-насыщенная, образует здесь обычно композиционный центр произведения, но никогда не самодовлеет, а лишь углубляет и поэтизирует идейную борьбу героев: любовь всегда является тем «пробным камнем», на котором испытывается жизненная сила героев Тургенева, истинность их идейных позиций. В этом исключительном внимании к любовным переживаниям, в их возвышенной, идеалистической трактовке сказывается, несомненно, та философская школа, которую прошел автор, – школа немецкого объективного идеализма (Шеллинг, Гегель) и немецкой поэзии (Гёте, Шиллер), в которых исключительно важное место и оценку получила область эстетических, философских, любовных переживаний человека как одна из самых высоких стадий развития и самосозерцания «мирового духа».
Поэзия любви, бережное, исполненное тонкости и изящества изображение переживаний героев, одухотворение мира природы – эти отличительные особенности тургеневского стиля наиболее отчетливо выражены, возможно, именно в повестях «Фауст», «Поездка в Полесье», «Ася», «Первая любовь», «Переписка», «Яков Пасынков». Любовь в исполнении Тургенева многогранна, в ней нет какой-то одной направленности. Рассматривая ее различные проявления, в настоящей работе были выделены следующие отличительные особенности философии любви великого писателя:
- метафизическая трактовка любви;
- нравственно-эстетическое восприятие любви;
- романтическая природа любви;
- трагический смысл любви.
Необходимо отметить, что в каждой отдельно рассматриваемой повести любовь выступает порой во всех перечисленных проявлениях, что и объясняет ее многогранную сущность, высший идеал человеческого мирочувствования.
2.1. Метафизическая трактовка любви
Питаясь ощущением единства бытия, неразрывности всех сфер его – материальных и сверхчувственных, – русские писатели в преходящем умели найти символ иного идеального, безусловного содержания. За планом конкретно-историческим в их произведениях выступает универсальный метафизический. Русская литература всегда отличалась актуальностью изображения социальной действительности как включённой в диалектический процесс всеобщей вселенской жизни.
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить повести «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Фауст» и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева, прежде всего, таинственна: «Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать – и пройти мимо»1, – читаем в финале романа «Дворянское гнездо». Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности.
Метафизическая трактовка любви в повестях Тургенева заключается в его философском сверхчувственном восприятии, оторванном от реального опыта. В данном случае Тургенев возводит любовь в отвлеченную, умозрительную категорию. Иногда в повестях 50-х годов в судьбах героев, увлеченных этим чувством, прослеживается стихийность происходящего, несостоятельность изменить что-либо своими силами и действиями. Метафизическая сущность любви у Тургенева проявляется в стремлении раскрыть в реальных событиях, оторванных от привычных связей, магический смысл.
Особое магическое воздействие на силу повествования оказало соприкосновение с личностью писателя, с его любовью, которая, по словам самого Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Главный герой в повестях «Ася», «Первая любовь» – не устроитель своей судьбы. Скорее – разрушитель. Любовь в представлении Тургенева – это стихия, она не подвластна человеку, заставить её служить своему счастью человек не может. Не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека («Ася») в одинокого бессемейного бобыля. В «Первой любви» Володя ещё менее виновен в своём несчастии. И вообще, в сложившейся ситуации никто не виноват – это силы судьбы, путь рождающегося чувства неведом. Сложнее с Дмитрием Павловичем Саниным. Это какая-то квинтэссенция необъяснимого, и лишь приёмами искусства, словами Тургенева можно определить, что же всё-таки произошло. Чистые, высокие, платонические силы любви вступают в противоборство с устремлениями низменными, животно-чувственными, причём автор показывает, что и чувственность может быть прекрасной и опасной - она может увлечь человека в пропасть. Сила искусства – прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть «куда-то, куда не следует заглядывать человеку».
Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 году. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь – это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций – от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период – свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.
С невероятной силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства.
Стихийно чувства врываются в жизнь Володи, и он полностью отдается им, порой не задумываясь о неосуществимости своей мечты:
«Эта было странное, лихорадочное время, хаос какой-то, в котором самые противоположные чувства, мысли, подозренья, надежды, радости и страданья кружились вихрем; я страшился заглянуть в себя, если только шестнадцатилетний мальчик может в себя заглянуть, страшился отдать себе отчет в чем бы то ни было; я просто спешил прожить день до вечера… Я не хотел знать, любят ли меня, и не хотел сознаться самому себе, что меня не любят; отца я избегал – но Зинаиды избегать я не мог... Меня жгло как огнем в ее присутствии... но к чему мне было знать, что это был за огонь, на котором я горел и таял, – благо мне было сладко таять и гореть.» (Т.VI, с. 162)
Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Здесь прослеживается несостоятельность человека противиться чувству, которое способно изменить человека вплоть до того, что меняет весь его облик. Володя с удивлением наблюдает эту перемену:
«Я сел и прочел «На холмах Грузии».
- «Что не любить оно не может», – повторила Зинаида. – Вот чем поэзия
хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть,
но даже больше похоже на правду... Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!» (Т.VI, с. 159)
Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды, и она целует оставшийся на руке след от удара:
«Вот это любовь, – говорил я себе снова, сидя ночью перед своим
письменным столом, на котором уже начали появляться тетради и книги, – это страсть!.. Как, кажется, не возмутиться, как снести удар от какой бы то ни
было!.. от самой милой руки! А, видно, можно, если любишь... А я-то... я-то
воображал...» (Т.VI, с. 183)
Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах». Автобиографичность произведений Тургенева сопровождается напряженными переживаниями миропознания. Любовь здесь соотносится с поэтической медитацией, что очень характерно метафизической сущности бытия.
«Видите ли, – писал Тургенев в письме к M. H. Толстой от 25 декабря 1856 - 6 января 1857 года, – мне было горько стареться, не изведав полного счастья – и не свив себе покойного гнезда. Душа во мне была еще молода и рвалась и тосковала; а ум, охлажденный опытом, изредка поддаваясь ее порывам, вымещал на ней свою слабость горечь и иронией <...> Когда Вы меня знали, я еще мечтал о счастье, не хотел расстаться с надеждой; теперь я окончательно махнул на все это рукой» (Письма, т. III, с. 59). Эти строки раскрывают внутренние истоки повести «Фауст», обусловившие ее грустную лирическую тональность. «Фауст» писался Тургеневым в обстановке намечавшегося политического кризиса, после окончания Крымской войны и смерти Николая I. Невеселые впечатления от современной писателю русской действительности дополнялись его личными переживаниями.
«Фауст» был написан на переломе, на повороте жизни – вся душа вспыхнула последним огнем воспоминаний, надежд, молодости...» (Письма, т. III, с. 65).
Изображая душевное состояние героя повести, вернувшегося в родовое имение после долгого отсутствия и полюбившего замужнюю женщину, Тургенев исходил из личного опыта. Те же воспоминания детства, то же грустно-созерцательное настроение (см. письмо к С. Т. Аксакову от 25 мая/6 июня 1856. Письма, т. II, с. 356), та же «внутренняя тревога», мысли об одиночестве, неустроенности и тоска по «счастью» (см. письмо к E.E. Ламберт от 9/21 мая 1856 г., Т, Письма, т. II, с. 349) овладели им при посещении Спасского в мае – июне 1856 года. «Я не рассчитываю более на счастье для себя, т. е. на счастье в том опять-таки тревожном смысле, в котором оно принимается молодыми сердцами; нечего думать о цветах, когда пора цветения прошла. Дай бог, чтобы плод, по крайней мере, был какой-нибудь – а эти напрасные порывания назад могут только помешать его созреванию. Должно учиться у природы ее правильному и спокойному ходу, ее смирению...», – писал Тургенев Е. Е. Ламберт 10/22 июня 1856 г. из Спасского (Письма, т. II, с. 365). К такому же заключению в «Фаусте» приходит после крушения своих надежд на счастье Павел Александрович Б.
Остановившись в начале повести на первых юношеских впечатлениях Павла Александровича Б. от гётевского «Фауста», Тургенев воспроизводит весь комплекс связанных с ним своих личных воспоминаний, – здесь воспоминания и о сценическом воплощениии трагедии Гете на берлинской сцене, и о партитуре «Фауста» Радзивилла. «Фауст» ассоциируется у Тургенева со временем его студенчества, порой молодых «желаний» и надежд.
«Фауст» сделан психологическим центром повести, выступает как важный момент в формировании ее героев, как кульминация развития событий. Знакомство с «Фаустом» Гете, который был воспринят героиней повести, прежде всего, в плане изображенной в нем любовной трагедии, помогло ей осознать неполноту своей жизни, разрушило барьер, воздвигнутый старшей Ельцовой, решившей построить жизнь дочери только на разумных, рациональных началах, отгородив ее от сильных чувств и страстей.
Вера предстает в повести как натура цельная, прямая и самостоятельная, которая, полюбив, готова идти до конца, преодолеть любые препятствия, и Тургенев, вслед за Пушкиным, отражает в ее образе рост мысли и самосознания русской женщины того времени. Однако, показав неизбежность и закономерность пробуждения Веры от искусственного сна, в который она была погружена, и приобщения ее к жизни, Тургенев одновременно говорит о невозможности личного счастья, о наивности, тщетности и эгоистичности стремлений к нему.
В повести «Фауст» изображается та роковая страсть, в которой естественно-природное и нравственное распадаются, и потому эта страсть становится выражением «тайных сил» жизни, которые «изредка, но внезапно проявляются наружу», опустошая своих носителей и приводя их к гибели: «горе тому, над кем они разыграются». Герой, будучи не в силах справиться с чувством, полностью отдается его стихие:

Список литературы

1. Аднан Салим «Тургенев – художник, мыслитель», М., 1983.
2. Алексеев М. П., Материалы к тургеневской библиографии (1918-1919 гг.), в сб.: Тургенев и его время, под ред. Н. Л. Бродского, М. – П., 1983.
3. Батюто А. «Тургенев – романист». М., 1989.
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений в тринадцати томах, изд. Академии наук СССР, 1953-1959.
5. Векслер И.И. «И. С. Тургенев и политическая борьба шестидесятых годов», Л., 1964.
6. Воспоминания и критические очерки. Собрание статей и заметок П. В. Ан-ненкова, отд. I-III, СПб. 1877-1881.
7. Вялый Г. «Таинственные повести» в кн. «Тургенев и русский реализм». М.-Л., 1962.
8. Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах, изд. Академии наук СССР, тт. I-XX, 1954-1960.
9. Гитлиц Е. А. К вопросу о формировании «новой манеры» Тургенева: (Анализповестей 50-х годов) // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1968.
10. Гоголь Н.В. в воспоминаниях современников. Гослитиздат, М., 1952.
11. Григорьев А. «И. С. Тургенев и его литературная деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо», «Русское слово», 1859, №№ 4–6, 8 (перепеч. в кн.: Соч. Ап. Григорьева, т. I, СПБ, 1876).
12. Гроссман, Л. Т. Тургенев: этюды о Тургеневе; театр Тургенева / Л. Гроссман. - М. : Соврем. проблемы, 1968.
13. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова, «Русское слово», М., 1861.
14. Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Далекое. М., 1991.
15. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества, Л., 1986.
16. Иванов И. «Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Личность. Творчество». М., 2-е изд., Нежин, 1994.
17. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1984.
18. Кропоткин П.А. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб., 1907
19. Курляндская Г.Б. Всемирная гармония в творчестве Тургенева // Спасский вестник. Выпуск 11. Тула, 2014.
20. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 2009.
21. Маркович В.М. «И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX ве-ка». Л., 1982.
22. Петрашкевич С.П., Библиография воспоминаний о Тургеневе, в кн.: Тургеневский сборник под ред. Н. К. Пиксанова, П., 1935.
23. Португалов М., Тургениана, Статьи, очерки и библиография. Орел, 1972.
24. Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н.Л. Бродского, М. – П., 1983. Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н. Л. Бродского, М. – П., 1983.
25. Творчество Тургенева. Сб. статей под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. М., 1980.
26. Тургенев И.С. «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ле-нинград, 1986.
27. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ти т. М., Л. 1960-1968.
28. Тургенев И.С. Тургенев. Собрание сочинений в двенадцати томах, Гослитиздат, 1979-1987.
29. Тургенев И.С.. Повести 50-х гг. (Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася»). Статья Чернышевского об «Асе». М., 1987.
30. Чернышевский Н. Г., Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася», «Атеней», 1978, ч. III, № 18.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Сочинение

Любовь…Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

Как известно, любовь бывает разной. Существует множество ее оттенков. У Тургенева любовь присутствует в двух формах: любовь-страсть и спокойная семейная любовь. Примеров первого типа любви можно привести множество: любовь Базарова и Павла Петровича из «Отцов и детей», Литвинова из «Дыма», Лизы и Лаврецкого из «Дворянского гнезда», любовь Аси из одноименной повести. Это страсть, поражающая человека целиком, появляющаяся внезапно, часто несчастная. Пример второго типа любви – это чувства Аркадия и Кати из «Отцов и детей». Это спокойная, «дружеская» любовь, логическим завершением которой является крепкая счастливая семья.

Первый закон любви-страсти (по Тургеневу) – это то, что она может овладеть любым человеком, как благородным, так и не очень. Ей покорны все люди в одинаковой степени. Это можно увидеть, проследив за влюбленными героями Тургенева. Все они совершенно разные как по уровню своего развития, так и по душевным качествам.

Кроме того, любовь-страсть у Тургенева всегда предстает как некая опасность, как что-то грозовое. Порой это чувство разрушительно. Оно, словно злой рок, играет судьбами людей и разрушает их.

Любовь в произведениях Тургенева – это рабство. Один из влюбленных всегда зависит от другого. Один всегда господин, другой – раб. Как правило, в произведениях Тургенева господином бывает женщина.

Любовь – это нечто иррациональное. Она будит силы хаоса, вносит беспорядок в мир. Пробудившаяся сила играет судьбами людей, выбивая их из привычной колеи.

Чувство любви открывает в женщине личностное начало. Не случайно появляется символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но счастье и любовь всегда временны – в этом и заключается их прелесть. Счастье и любовь – миг, который и запоминается именно потому, что это миг. Вспомним «Асю». «Только временное прекрасно» , - говорит главный герой. Любовь Аси осталась светлым пятном в его молодости, его прошлом. Знакомство с Асей не длилось долго. Возможно, именно поэтому оно запомнилось ему на всю жизнь, именно поэтому он до сих пор хранит цветок, подаренный ею.

У Тургенева присутствует мотив «любовного треугольника». Когда двое счастливы, их счастье часто «зацепляет» кто-то третий, принося несчастье. Яркий пример – «Дворянское гнездо», где Лаврецкому приходится выбирать между Варварой и Лизой. В итоге сделанный выбор не приносит ему счастья. «Любовный треугольник» разрушил его судьбу, как и судьбу Лизы.

В завершение следует сказать, что любовь всегда играет роль проверки героя. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. Вспомним, как трусливо повел себя Рудин, получив письмо от Натальи, как самоотверженно раскрыла свою чувство Ася…Любовь также испытывает убеждения человека. Как переменила Базарова любовь к Одинцовой! Любовь заставила его переосмыслить свою позицию по отношению к жизни и ее ценностям – нигилизм.

Итак, любовь в произведениях Тургенева всегда предстает как испытание.Любовь делает человека зрелым, воспитывает в нем способность противостоять ударам судьбы. Любовь – это испытание души.

Портрет И. С. Тургенева в 20 лет

В творчестве великого
русского писателя
Ивана Сергеевича
Тургенева тема любви
занимает особое
место. Любовь к
женщине, к природе, к
человеку, к самой
жизни пронизывает
все произведения
писателя и, конечно,
неизменно затрагивает
самые тонкие струнки
в нашей читательской
душе. И говорить о
любви в
произведениях Ивана
Сергеевича Тургенева
можно бесконечно.
Портрет И. С. Тургенева в 20 лет

Константин Георгиевич Паустовский
говорил: «У любви тысячи аспектов,
и в каждом из них свой свет, своя
печаль, своё счастье и своё
благоухание». И такова любовь,
которую описывает Иван Сергеевич
Тургенев: такая разная у каждого
героя, и такая похожая у всех на
свете. Ведь люди любили, любят и
будут любить всегда.

Роман «Накануне»

Роман «Накануне» написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в
1859 году. Действие разворачивается летом 1853 года. Главный
герой романа - болгарин Дмитрий Никанорович Инсаров,
революционер, страстно влюблённый в свою Родину. Однако в
России он влюбляется в двадцатилетнюю Елену Стахову,
необычную, чувствительную девушку, которая отвечает ему
взаимностью и соглашается следовать за ним всюду, разделяя
и судьбу его, и горькую долю.
В Елену влюблён Андрей Петрович Берсенев, друг Инсарова,
но, зная о чувствах Елены и Дмитрия, он старается отступиться
от своей любви и всячески помочь им. Андрей Петрович
истинно благородный человек: он желает влюблённым счастья,
несмотря на то, что сам глубоко несчастлив. Елену любит и
молодой скульптор Шубин, однако его любовь, в отличие от
любви Берсенева, не мучительна и похожа на увлечение.
Елена и Дмитрий венчаются и отправляются на Родину
Инсарова, в Болгарию. Однако Инсаров смертельно болен и
добраться до дома ему не суждено: он умирает в Венеции, так и
не исполнив своего долга перед столь горячо любимой
Родиной. Елена после смерти мужа не вернулась домой, а
решила похоронить Инсарова в Болгарии. Её судьба нам не
известна, но, скорее всего, она добралась до Болгарии, где уже
развернулась война, и стала сестрой милосердия, навсегда
оставшись верной Инсарову.

Любовь Елены самоотверженная, даже героическая, эта
любовь сильнее предрассудков общества, страха, сильнее
самой смерти, ведь даже после кончины Инсарова Елена
продолжала любить его, продолжила главное дело жизни
своего любимого, тем самым доказав верность и
преданность ему.
Дмитрий Никанорович Инсаров боится, что любовь к
женщине помешает ему любить Родину, но, найдя в Елене
опору и союзницу, он отказывается от этого убеждения.
Инсаров революционер, новый человек. Однако, как мы
уже знаем, в конце романа он умирает. Этой смертью
писатель показывает нам, что время для таких людей ещё
не настало. Однако люди такие есть, а значит что-то да
будет, недаром ведь и роман называется «Накануне».
Любовь Берсенева к Елене – это истинное, сильное и
благородное чувство. Он во всём помогает Елене и
Инсарову, помогает своему сопернику! Говорят, любовь –
это когда делаешь всё для блага любимого человека. И
именно так любит Андрей Петрович Берсенев. Он
несчастлив в любви, однако может смириться с этим,
радуясь счастью Елены и своего друга Дмитрия. Берсенев
– мой любимый герой в романе «Накануне»: он самый
сильный из всех героев, способный послужить примером
для многих.

Роман «Накануне»
был хорошо принят
и обществом, и
критиками. И,
конечно, проблема
любви в романе не
единственная, но
именно она до сих
пор заставляет
людей читать и
перечитывать его.
Самому Тургеневу,
конечно, близок
Берсенев, ведь сам
писатель так же, как
он и благороден, и
добр, и несчастен.

Роман «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» написан в 1862 году.
В этом произведении автор затрагивает
обострение социальных противоречий в
обществе и проблему поколений. Как и в
романе «Накануне», Иван Сергеевич
Тургенев проводит героев через
испытание любовью. Нигилист Базаров,
отрицающий любовь и всякие чувства,
влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову,
которая не отвечает ему взаимностью во
многом потому, что она боится и не готова
изменить привычное течение своей жизни.
Базаров до последнего борется с
любовью, до последнего не хочет
признать власть Анны Сергеевны над
своим сердцем. Но Базарову хватает
мужества сказать Одинцовой о своём
чувстве. Перед смертью он зовёт к себе
любимую женщину, чтоб попрощаться с
нею, последний раз взглянуть на неё. Весь
нигилизм, все воззрения Базарова
рухнули, словно карточный домик, под
влиянием одного лишь священного
чувства, которое Евгений Васильевич так
долго отрицал. Испытание любовью не
проходят ни Базаров, ни его хвалёный
нигилизм.

Главный противник Базарова во взглядах
Павел Петрович Кирсанов тоже в своё
время испытание любовью не прошёл.
Он погубил себя, не получив ответа на
своё чувство к княгине Р. Княгиню
напоминала ему Фенечка и иногда
читателю может показаться, что Павел
Петрович любит её, но нет. Фенечка лишь
отголосок прошлого для Павла
Петровича, лишь нежный образ, любимое
воспоминание.
Узнав печальную историю Павла
Петровича, базаров говорил Аркадию:
«Человек, который всю свою жизнь
поставил на карту женской любви и, когда
ему эту карту убили, раскис и опустился
до того, что ни на что не стал способен,
этакой человек – не мужчина, не самец».
Как опрометчив был такой вывод, как
ошибся Базаров в своём суждении и как
жестоко он поплатился за свою ошибку,
ведь с ним, по сути, произошло то же
самое. Это ещё раз подтверждает то, что
Павел Петрович и Евгений Базаров очень
похожи, несмотря на различие во
взглядах и обоюдную ненависть.

Но не только Базарову и Павлу Петровичу
суждено было влюбиться. Любил и Николай
Петрович Кирсанов, и его сын Аркадий. В отличие
от других героев, они счастливы в любви.
Фенечка родила Николаю Петровичу сына Митю,
они счастливы. А Аркадий влюбляется в сестру
Анны Сергеевны Одинцовой Катю. Катя –
наивное, нежное создание, под стать Аркадию. Их
история любви развивается ровно и спокойно. В
финале романа Николай Петрович женится на
Фенечке, а Аркадий – на Кате.
Сегодня в романе «Отцы и дети» нас, читателей,
интересуют уже не столько социальные
разногласия, сколько судьбы героев, развитие их
любовных историй. Когда-то очень давно я
спросила маму: «О чём роман «Отцы и дети?», а
она не задумываясь ответила: «О любви, конечно.
Ну и о разных взглядах на жизнь».

Повесть «Ася»

Повесть написана в 1858 году. Немолодой
господин Н. Н. вспоминает историю,
случившуюся с ним в юности в городе N, когда
он путешествовал по Германии. Там он
познакомился с молодым русским художником
Гагиным и его сестрой Асей. Ася была девушкой
странной и загадочной. Между Н. Н. и Асей
вспыхнуло чувство. Они танцевали, гуляли,
много времени проводили вместе… Наконец
произошло объяснение, Ася призналась в любви
Н. Н., она ждала, что и он скажет ей о своём
чувстве, но он так и не решился. Однако,
расставшись с Асей, Н. Н. решил пойти и сделать
ей предложение на другой же день. Но Ася и
Гагин неожиданно уехали из N. Герой долго
ездил по миру, пытаясь догнать их, но так и не
сумел больше встретиться с Гагиными. Это
приключение так и осталось для него горьким и в
то же время приятным воспоминанием.

Любовь Аси и Н. Н. не состоялась. Н. Н. не решился
сказать ей всего одно слово, которого она так ждала,
которое заставило бы Асю остаться. Но их пути
разошлись. Впрочем, может, это и к лучшему, ведь ни
один из них не был готов к сознательной супружеской
жизни. Иногда лучше расстаться сразу, чем потом
разочаровываться друг в друге. Н. Н. узнал много
женщин, но никогда уже не повторилось это чувство,
вызванное Асей. Он до сих пор хранит засушенный
цветок, когда-то подаренный девушкой. И этот цветок
воскрешает в душе его все события юных лет и
напоминает об этой маленькой трагедии молодости.
Печаль героя по Асе светлая, с высоты своих лет он
даже внутренне рад тому, что всё так обернулось…
В произведении показана любовь двух незрелых,
неопытных, неокрепших сердец, неожиданно
встретившихся и ещё более неожиданно расставшихся.
Самому И. С. Тургеневу Н. Н. близок по духу и характеру.
Однако, несмотря на это, повесть «Ася» не является
автобиографической, в отличие от другой не менее
известной повести И. С. Тургенева «Первая любовь».

Повесть «Первая любовь»

Это автобиографическое
произведение, написанное в
1860 году. В произведении
говорится о том, как
шестнадцатилетний юноша
влюбляется в соседку по даче
Зинаиду, но его главным
соперником оказывается
собственный отец.
Действительно, в биографии
И. С. Тургенева был подобный
случай. Его отец был ветреным
человеком, не любившим свою
жену. Это событие было очень
тяжело воспринято будущим
писателем, он никак не ожидал
такого от своего отца.
Первая любовь – это то, что
случается с каждым, однако
история Тургенева поистине
необычайна.

Прототипом молодого героя повести, как говорил
Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш
покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала
поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой
по даче пятнадцатилетнего Тургенева и именно она
открыла в его жизни полосу неразделенной любви.
В повести "Первая любовь " писатель очень
поэтично описывает это чувство, приносящее ему и
радость и горе, но всегда делающее его чище,
возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное
в нем - это искренность, взволнованность и лиризм
в выражении чувств. Сам писатель говорил о
повести так: "Это единственная вещь, которая мне
до сих пор доставляет удовольствие, потому что это
сама жизнь, это не сочинено..."
Повесть делится на главы. Это определяется
авторским замыслом - рассказать о чреде событий
юности героя, которые запомнились ему. Каждая
глава имеет свой микросюжет.

Проходит ли юный герой повести Володя
испытание любовью? Если бы прошёл,
нам было бы не так интересно читать
повесть. Конечно, у Володи и Зинаиды
вряд ли бы могло что-то получиться, ведь
у них была огромная разница в возрасте,
разница во взглядах на жизнь…
Как и во всех повестях И. С. Тургенева, всё
обернулось к лучшему, герои просто
расстались. Володина влюблённость
забылась, Зинаида вышла замуж. Каждый
из них зажил собственной жизнью, где не
было и не могло быть места другому.

Стихотворения в прозе

Стихотворения в прозе написаны уже в
конце жизни писателя. Во многих из них
Тургенев затрагивает любовную тему.
Например, в таких, как «Любовь», «Как
хороши, как свежи были розы», «Маша»,
«Последнее свидание», «Когда меня не
будет», «Чья вина?» и во многих других.
Любовь для писателя – это особое чувство,
на котором весь мир держится, чувство,
когда «чужое я внедрилось в твоё: ты
расширен – и ты нарушен; ты только теперь
зажил, и твоё я умерщвлено». И как много
воспоминаний связано у писателя с
любовью! «Как хороши, как свежи были
розы!» - восклицает он, вспоминая всех тех,
кого любил он в жизни.

Сам Иван Сергеевич Тургенев не был счастлив в любви и
всю жизнь жил, как он сам говорил, «на краешке чужого
гнезда», ведь главная любовь всей его жизни Полина
Виардо была замужем, имела детей и, конечно, не могла
уйти из семьи. Она не прекращала общение с писателем,
была ему и подругой, и опорой. Существует версия, что
один из сыновей Полины Виардо был сыном Тургенева,
однако доподлинных доказательств этого факта не
существует.
Несомненно, Иван Сергеевич Тургенев умел любить
бескорыстно, безнадежно, нежно и трепетно. И, читая его
произведения, мы ещё раз убеждаемся в этом, потому что
человек, никогда не испытавший любви, вряд ли смог бы
написать что-то подобное. На это способен лишь тот, кто
действительно влюблён в мир.
Позже Дмитрий Сергеевич Мережковский скажет:
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти».
А раз так, то благословенна да будет тургеневская любовь,
та, что сильнее и смерти, и страха, и времени.

Спасибо за внимание!

Выполнила ученица 10 «А»
класса
Пахомова Дарья
Учитель ГОУ СОШ № 1200
Бурлова Н.И.