Религии Индии — кратко об их возникновении и формировании. Какая все-таки религия в индии Основные религии древней индии

Пришельцы были пастухами. Они не имели больших городов, не строили дворцов и храмов, не носили изысканных одежд. У них не было ни идолов, ни жрецов Дым костров и лай собак, походные хижины и мычание стад - таков был обычный фон их простого, почти первобытного уклада жизни.

Арии имели тягу к мечтательности, сладостным грезам, созерцанию и научились погружаться в фантастические миры, созданные воображением. Развитие их миросозерцания проходило по сложному и запутанному пути. Самый ранний этап его отмечен грандиозным собранием религиозных текстов, которое получило название Веды. Индусы и до настоящего времени считают Веды своим священным писанием.

Складывался этот цикл на протяжении 1000 лет, примерно с 1500 до 500 г. До Р.Х. Древнейшую часть Вед составляют четыре священные книги:

  • Ригведа
  • Самаведа
  • Яджурведа
  • Атхарваведа

Ригведа - Веда гимнов - самая ранняя из них. Гимны, а их более тысячи, различны по величине и стихотворным размерам. Их создатели прославляют богов, а также обращаются к ним с просьбами о даровании побед над врагами, жизненных благ и благополучия.

В том виде, в каком она дошла до нас, эта книга, по-видимому, существовала уже в конце II тысячелетия до Р.Х., причем большинство содержащихся в ней религиозных гимнов сложились еще ранее. Три других сборника имеют другое содержание:

  • Самаведа - это Веда песнопений
  • Яджурведа - Веда жертвенных формул
  • Атхарваведа - Веда магических формул

Религию, основанную на этих священных текстах, принято называть ведической.

Мифология древней Индии

Многими своими чертами религиозные представления древних индусов были схожи с египетскими или греческими. Арии обожествляли явления природы, наделяя божества человеческим обликом. Боги, какими они представлены в Ведах, имеют все человеческие желания и прихоти.

  • Они едят и пьют, живут в небесных дворцах, носят роскошные одежды, оружие, ездят на колесницах
  • Их развлекают небесные танцовщицы и музыканты
  • Боги имеют жен-богинь, которые рожают им детей и сами были рождены как люди

Всего в Ригведе упомянуто около 3000 богов. Древнейшие из них - мать богов Адити, бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви - в период, когда складывалась Ригведа, уже не были самыми почитаемыми. Их затмили три других божества:

  1. Бог огня Агни
  2. Бог грозы Индра
  3. Бог солнца Сурья

За всеми проявлениями бытия арии видели божественную силу и готовы были преклоняться перед ней. Создателями Вселенной также считались боги (в разных мифах роль творца мира приписывалась разным богам, но в поздних Ведах эта роль отводилась Праджапати). Он создал ее из частей тела принесенного в жертву титана Пуруши.

Но как появились сами боги и Пуруша? На этот счет в Ригведе высказывалось смутное предположение о существовании какой-то изначальной субстанции, в которой зародилось желание (кама). Оно и явилось причиной возникновения всего существующего.



Обряд играл в ведической религии исключительно важную роль. Он требовал невероятной точности и изощренности. О том, чтобы простой человек мог правильно принести жертву, нечего было и думать. Культ превратился в сложнейшее искусство:

  • «Вызывать» божество умел только особый «жрец-вызыватель»
  • Прославлять бога в гимнах - только специальный «жрец-песенник»
  • А возложить жертву по уставу мог лишь «жертвоприноситель»

При проведении культа произносилось множество молитв и заклятий, которых никто не понимал, так как они были сложены на древнем языке.

Философия религии древней Индии

Уже в глубокой древности в Индии образовалась особая варна (замкнутое сословие) жрецов-брахманов. Кроме этой варны были еще три:

  1. Правителей и воинов - кшатриев
  2. Земледельцев, ремесленников и торговцев - вайшья
  3. Неполноправных и рабов - шудр

Две первые варны занимали в обществе ведущее положение.

В таком виде ведическая религия просуществовала несколько веков. Но около VIII в. до Р.Х. индийское общество пережило своего рода нравственный и религиозный надлом. Старые религиозные догмы все меньше удовлетворяли людей, ищущих духовности. Проявлением истинного благочестия стал считаться отказ от мирских радостей.

Внешне это выразилось в движении муни. Не порывая открыто с традиционной религией, муни бросали свои дома, имущество, семьи и уходили в джунгли, чтобы вести жизнь отшельников-аскетов. Уединившись там, отшельники надеялись молитвами и умерщвлением плоти достичь высшей силы духа.



Постепенно в их среде выработалось глубоко философское учение о Брахмане. Понятие о нем дают Упанишады. Само слово «Упанишад» означает "сидение подле" (имеется в виду сидение слушателей вокруг учителя), но уже с древних времен под Упанишадами стали понимать сокровенное знание о Божественном начале.

В этих мистических поэмах разрабатывались глубочайшие религиозные и философские вопросы. Понять их могли лишь те люди, которые прошли известную подготовку и глубоко осознали, что жизнь и материальные утехи - все это суета, не заслуживающая серьезных усилий и трудов. Хотя авторы Упанишад признавали значение старых Вед, они называли их «низшим знанием».

В "Катхе-Упанишаде" прямо говорится, что:

Высшее нельзя постичь ни при помощи Вед, ни при помощи обычной человеческой мудрости. Таким образом, авторы Упанишад обещали путь к высочайшему, единственно истинному знанию.

Мир явлений – иллюзия

Согласно Упанишадам, весь мир явлений - это всего лишь иллюзия, «майя ». Жизнь, прожитая ради земных, чувственных благ - растрачена попусту. Древние чтили сотни богов, которые, как им казалось, наполняли пространство, горы, джунгли и дома.

В противоположность им творцы Упанишад пытались пробить дорогу к Единому Существу. Когда мудреца Яджнявалкья, которого традиция изображает выдающимся мастером проповеди и философского спора (жил он, как считают, в VII в. до Р.Х.), спросили, сколько существует богов, он сначала назвал каноническую цифру ведийской мифологии: три тысячи триста три.

Но потом, когда ученик, чувствуя, что наставник не сказал ему всей правды, продолжал спрашивать, Яджнявалкья ответил: это - только проявления, богов же - тридцать три. А в конце концов, уступая настойчивым просьбам, он признал, что в сущности Бог только один, Брахман. Конечная цель любого мудреца состоит в слиянии с Брахманом.



Но как Достичь этого состояния? Яджнявалкье учил, что душа постоянно переходит из одной телесной оболочки в другую, следуя карме - закону о посмертном воздаянии человеку за его дела при жизни.

Если человек точно придерживался при жизни дхармы - линии поведения, определенной Брахманом для людей каждой варны, то после смерти его душа могла возродиться в теле человека более высокого общественного положения, вплоть до брахмана. Душа грешника, напротив, деградировала и могла вселиться только в тело человека более низкой общественной категории, или даже в тело животного, вплоть до самого нечистого и презренного.

Однако спасение (мокша) состоит не в том, чтобы стремиться к лучшим воплощениям. Оно в том, чтобы навсегда уйти из этого нереального мира, соединиться с Брахманом, раствориться в Нем и таким образом достичь полного освобождения - нирваны (буквальный смысл этого слова означает «полное безветрие», «абсолютное затишье»). Для этого человек должен отстраниться от всего внешнего, отбросить все, что связывает его с миром, и полностью погрузиться в свое внутреннее я, в свою душу (Атман).

Мир, как рождение из недр Абсолюта

Однако из какой субстанции мог возникнуть пестрый мир существ и явлений? Единого ответа на этот вопрос Упанишады не давали. Но при всей запутанности брахманских космогонии их роднила одна общая идея: в творении они видели не что иное, как рождение, излияние мира из недр Абсолюта.

Нельзя не согласиться, что Упанишады являют собой высочайший взлет человеческого духа. Об их создателях - Яджнявалькья, Уддалаке, Катхе и других - кроме имен, почти ничего неизвестно, но они безусловно принадлежат к числу величайших мудрецов Индии и всего человечества.



Конечно развитие Индийской религии на веровании Упанишад не остановилось и далее появились новые направления такие как:

  • Махавира
  • Кришна
  • Патанджали
  • Нанак
  • ШриЧаитанйа
  • РаммоханРай
  • Свами Прабхупада

Индуизм в наше время

В настоящее время господствующей религиозной доктриной в Индии является индуизм. Он развился из старой ведической религии, но под сильным влиянием Упанишад. При этом высокая религиозная философия этих поэм или осталась скрытой от массы верующих, или была воспринята ими в упрощенной, даже вульгарной форме. В народную религию перешли представления о карме, о переселении душ, о Брахмане, но все это было до предела упрощено и опоэтизировано.



Огромную роль в формировании новых религиозных представлений сыграл эпос, особенно две великие поэмы – «Рамаяна» и «Махабхарата». Во многом под их влиянием произошла трансформация пантеона. Хотя Веды остаются для индуистов священным писанием, старые боги - Агни, Сурья и Индра постепенно отошли на задний план.

Главную роль стала играть другая триада:

  • Брахма
  • Вишну

Три этих бога как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции - созидательную, разрушительную и охранительную.

На полуострове Индостан появилась одна из первых древнейших цивилизаций. Индия получила свое название от одной из крупнейших рек — Инд, на берегах которой и стало интенсивно развиваться земледелие. Климатические особенности полуострова обусловили и развитие духовной культуры, которая долгое время развивалась изолированно от влияния других национальностей и культур.

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – , которые состоят из четырех канонических частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Брахманизм

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.

Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Джайнисты разделились на два направления: одетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм

Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.

Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.

Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.

Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.

Шиваизм

Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.

Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.

При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.

Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.

Роль брахманов в социуме

Как мы уже упоминали, брахманы – высшая каста в Индии и пользуются огромным уважением в обществе. Брахманы не имеют собственного жилища, живут они, по большей части, в храмах, где совершают обряды, но имеют право воспользоваться гостеприимством любого человека. При этом никто не может отказаться приютить у себя брахмана, кормить и поить его в своем доме до тех пор, пока он сам не захочет уйти.

Наряду с брахманами встречаются и колдуны, умеющие проводить ритуалы, решающие различные проблемы, и распевающие мантры – специальные песнопения, обладающие магической силой и помогающие обрести желаемое.

Разнообразные народные праздники придают особую прелесть индуизму. В этих праздниках принимают участие обычно огромное количество посвященных, все сопровождается оригинальными национальными песнями и танцами.

При брахманизме тела умерших сжигают, а пепел обычно развеивают над священной рекой – Гангом, после чего семья соблюдает строгий траур в течение десяти дней, а жена покойного выполняет обычай – сати- восходит на погребальный костер мужа, чтобы уйти из мира вместе с ним.

Конечно, сегодня многие старые обычаи давно забыты, но кастовая система и сейчас играет большую роль в социуме.

Введение
1. Религии Древней Индии
1.1. Ведизм
1.2. Индуизм
1.3. Буддизм
2. Философия, литература, лингвистика
3. Архитектура, скульптура, живопись
4. Математика, астрономия, медицина
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур. Состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1. Религия Древней Индии
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

1.1. Ведизм
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их устно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар.
Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги, как и люди, способны были умереть.

§ 1.2. Индуизм
В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.
В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.
Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна - социальная роль, предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения.
§ 1.3. Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется "нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать "восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя "восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного "я” можно достичь нирваны.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - ”Махабхарата” и "Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.
Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.
В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч "Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.
Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма "Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ "поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини "Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.
В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская. Здесь так же рано появились изображения Будды. По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V - начале VI века н. э. Ученый знал значение "пи”, предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие "цифра”, ”синус”, "корень” впервые появились именно в древней Индии.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.
Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод "Бхагавдгиты”; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы "Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, "страной мудрецов”.

Список литературы:

1. Авдеев В.И., "История Древнего Востока”, 1948.
2. Антонова К.А., История Индии, «Мысль», - М., 1973.
3. Бонгард - Левин Т.М, "Древнеиндийская цивилизация”,- М., 1993.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как возникали и формировались религии Индии.

Основные религиозные конфессии в этой стране представлены индуистами, мусульманами и христианами. Менее 1% от коренного населения страны проповедуют буддизм. Мы также остановимся чуть подробнее на вопросе — Для того, чтобы во всем разобраться, обратимся к историческим фактам.

Важные вехи

Можно выделить следующие периоды, которые оказывали существенное влияние на формирование культурных и религиозных течений в Индии:

  • Протоиндийский. Это религия одноименной цивилизации. Период продолжался с 3 тысячелетия до н.э. и примерно до 1700 года до н.э...
  • Ведийский (ранний и поздний). Длился по оценкам историков примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры до VI века до нашей эры.
  • Брахманизм. Начало периода датируется VI веком до н.э...
  • . Расцвет учения приходится на период с VI века до н.э. до VII века нашего времени.
  • Средневековой Индии. Период, характеризующийся возрождением индуизма с одной стороны, а с другой войнами, колонизацией территорий, которые способствовали зарождению мусульманства.
  • Христианский. Обусловлен тем, что с 1750 по 1947 годы Индия становится колонией Великобритании.

1947 год – время провозглашения независимости бывшей британской колонии и формирования на ее территории сразу трех независимых государств – Бангладеш, Индии и Пакистана. Это событие отмечено наступлением периода расцвета индуизма. Он сохраняет свои позиции основной религии и по сегодняшний день.

Протоиндийский период

Об этом времени в древней Индии известно совсем немного. По археологическим данным натуральное хозяйство, примитивные взаимоотношения способствовали тому, чтобы в основу протоиндийской религии легли такие примитивные понятия, как культ плодородия, женского труда, змей, буйволов и священных деревьев.

К моменту заселения ариев на территории Индии, на исходе второго тысячелетия до нашей эры, уже отмечались упадок и разрозненность религиозных взглядов. Однако, по мнению многих исследователей, философия и культура протоиндийской цивилизации и легла в основу пришедшего ей на смену ведизма.

Сейчас нельзя достоверно указать, в каком веке началась новая мировоззренческая эпоха. Историки утверждают, что это произошло примерно на рубеже второго тысячелетия до н.э.

Ведийский период

Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.

Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.


Основополагающими канонами учения стали:

  • деление на сословия и кастовые различия;
  • поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
  • объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
  • разделение божеств на высшие и низшие;
  • появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
  • практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
  • появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.


На протяжении многих веков этнические, культурологические, исторические факторы подвергали ведийское учение трансформации, что дало начало эпохе брахманизма . Это следующий эволюционный этап древнеиндийского философского мышления. Ведийское мировоззрение дало начало джайнизму и, собственно, самому индуизму.

Время Брахмы

Возникновение и формирование брахманизма на территории Индии датируется примерно VI веком до н.э. и VIII веком нашего времени. Этот период является вторым по значимости после ведийского в формировании последующих религиозных взглядов. Принципы, которые зародились в то время, легли в основу более позднего индуизма.

Важными отличиями брахманизма являются:

  • центральное место в вероучении отводится понятиям духа, души, «самости», что противоречит канонам ведийской философии;
  • понятие «брахман» приобретает совершенно иной смысл – это Абсолют, высший дух;
  • формируется стройное учение о сансаре – круговороте рождений, через которое осуществляется становление души любого живого существа на земле;
  • появляется понятие о карме, как о поступках, которыми определяется сансара;
  • основным постулатом является утверждение, что все подчинено изменениям, согласно законам сансары, неизменен лишь Высший Дух, к которому следует стремиться – брахман и атман;
  • учение содержит доктрину, что наивысшее стремление каждого верующего – это достижение состояния выхода из круговорота сансары (череды перевоплощений), максимального приближения к брахману и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
  • теория брахманизма упорядочила основные понятия космогонии и теологии, были пересмотрены первостепенные значения Творца, Творческой силы, как причины, породившей мир и сохраняющей его.


Брахман

Религиозные учения того времени не отличались единством. Даже в рамках брахманизма имелись различные течения.

Возникновение буддизма

Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:

  1. Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
  2. Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
  3. Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства .
  4. Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
  5. Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.

Изображение царя Ашоки

Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.

Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.

Буддизм и индуизм

С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.

Приход ислама на территорию Индии ознаменовал окончание эпохи буддизма на субконтиненте.

Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.


Фестиваль весны (Холи) в Индии

В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.

Заключение

А мы на этом сегодня заканчиваем. Если статья оказалась полезна вам, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные посты себе на почту.

До скорых встреч!

Одной из центральных проблем понимания древнего мира является осмысление многообразия и уникальности древних культур. Все они, вместе взятые представляют собой единое целое. Именно древние культуры, отличающиеся своей уникальностью и многообразием, в значительной степени повлияли на становление современной цивилизации. Всеобщий интерес к истории и современности Индии постоянно повышается. Очевидно, он связан с ее возрастающим значением как одной из великих держав мира, оказывающей все большее влияние на международные связи и отношения, на экономику, политику и культуру многих государств. Трудно представить себе страну с более богатой мифологией, чем Индия. Вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н.э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества Древней Индии.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Ему на современном этапе следует более 80% населения Индии. Корни этой религии уходят в древность.

1.1. Индуизм

Индуизм, как отмечают многие российские индологи, в том числе П.А. Баранников и Н.Р. Гусева, представляет собой сложную, исторически сложившуюся систему философских религиозных учений, культов и религиозных сословных и кастовых обычаев индийского общества. Его исторической традиционной основой является многобожная религия- брахманизм, который на протяжении многих веков реформировался в отдельные ортодоксальные единобожные (шиваизм, вишнуизм) и неортодоксальные течения (буддизм, джайнизм) и в итоге вобрал в себя все то, что, так или иначе, питалось ведическими источниками и корнями.

Основу религиозных представлений индуистов составляют мифы и эпические герои, собранные в пантеоне индуизма. Их число так велико, что не поддается никакому описанию. Принято считать, что у индусов около 330 миллионов богов. Это и боги, и богини, и герои эпоса (вед), и духи предков (питри), и священные животные, реки, растения, камни, демоны и многие другие. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма- творец вселенной и всего сущего, управитель и созидатель мира; Вишну - бог-хранитель и защитник людей; Шива- разрушитель и созидатель. Все три бога могли заменять друг друга, подобно тому, как в христианстве в одном и трех лицах представляется бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению в индуизме двух направлений - вишнуизма и шиваизма.


Основу индуизма составляют догматы дхармы, кармы, сансары и ахимсы, которые были последовательно разработаны в брахманизме, буддизме, джайнизме.

Дхарма подразумевает под собой порядок, правило поведения индуса, установленное для той или иной касты (джати) или сословия (варны). Основным законом для каждого члена касты является категорический запрет занимать какое-либо положение, которое не соответствует его касте.

Догмат карма берет свое начало из представлений об одушевленности всего окружающего мира, о непрекращаемости жизни души (сансаре) и переселении души из одной телесной оболочки в другую. Считается, что после смерти душа человека может занять более низкое или более высокое общественное положение в зависимости от того, как он исполнял догматы дхармы при жизни.

Догмат ахимса представляет собой запрет убивать тех или иных животных. Согласно этому догмату на одних священных животных распространяется полный запрет (корова, крокодил), а на других частичный (баран, овца). Культ животных занимает в Индии особое место. Традиционно было запрещено убивать таких священных животных, как корова, обезьяна, собака, кошка, змея.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родиться. При рождении каждому индусу предназначалась определенная варна, т.е. социальная роль. Термин «варна» обозначает четыре главных сословия, которые сложились в результате разложения первобытнообщинного строя. С самого начала сложилось всего лишь три варны- брахманов (жрецов), кшатриев (военачальников) и вайшьев (ремесленников, торговцев, земледельцев). Но по мере развития классового общества сформировалась еще одна Варна, называемая шудрой. Эта Варна считалась низшей. К ней относились рабы, военнопленные. Но кроме шудров в Индии существовал еще более низкий слой-парии, или неприкасаемые. Эти люди были совершенно изолированы от представителей других каст. Они жили в изгнании, в пределах недосягаемости. В индуизме было принято считать, что человек не может переходить из одной варны в другую.

Главными произведениями индуизма является «Бхагавадгита» - часть эпической поэмы «Махабхарата». Оно является одним из главных произведений древнеиндийской литературы.

1.2.Буддизм

Буддизм - самая древняя из мировых религий, которая все еще оказывает значительное влияние на сознание миллионов людей. Миллионы людей падают ниц перед изваяниями Будды, веря в то, что только указанный им путь ведет к спасению. Буддизм имеет свою большую историю.

Буддийская религиозная литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Буддийские священные книги содержат не мало легенд, повествующих о появлении Будды на земле, его пути к совершенству. Все основные биографии Будды появились не ранее II–III вв. н.э. Их составители для составления биографии пользовались источниками, канонической литературой, составление которой приписывается самому Будде и его ученикам. Самая ранняя из них (II в. н.э.), по мнению исследователей – Махавасту, написанная на смешанном санскрите. В первой части подробно описывается ад со всеми мучениями, затем раскрываются этапы, которые должен пройти человек для того чтобы спастись. Во втором и третьем томах последовательно излагают земную биографию Гаутамы-Шакьямуни, начиная с его рождения и кончая «великим прозрением».

Важнейшим из положений учения буддизма является вера в переселение душ или перевоплощение. Легенда о Будде исходит из той же предпосылки. Одно из существ – Будда прошел через бесконечное множество этих перевоплощений, причем великое множество образов, которых сменил Будда, принадлежат низким сословиям (пастух, резчик, каменщик, погонщик слонов, танцовщик и т.д.). Наверное, потому эта религия привлекала внимание людей всех сословий. Главная цель буддизма - это избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшей истины» – нирваны. Буддизм отвергает брахманскую религию, присущее ей кастовое различие людей и жертвоприношения богам. Буддизм отвергает существование величественного существа – Бога, а исповедует надлежащие правила великого учителя, которые приведут к спасению. Буддизм ищет освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, которое достигается путем ухода от мирских благ и суеты в нирвану.

Буддизм разделяет все живые существа на три большие категории, основанные на том, какое место занимают они на лестнице спасения. Первая из них – это кама-дхату («ступени имеющих желание»). К этой категории относится большинство людей, животных, различных духов. В сознании этих существ еще не подавлены «стремления» и «жажды», они полны земных забот. Ко второй категории – рупа-дхату («ступень имеющих чувственность»)- относят несколько разновидностей мудрецов-созерцателей. В их сознании элементы «желания- надежды» уже успокоены. Последняя категория - арупа-дхату («ступень нечувственных») - такое состояние, при котором не сохранилось ни одного чувственного элемента. Это последний шаг к окончательной победе над сансарой, шаг в иное бытие.

Каждому, кто попадает в страну, население которой исповедует буддизм, прежде всего, бросается в глаза его культовая сторона. Величественные храмы разнообразной архитектуры, наполненные изображениями божеств буддийского пантеона. Росписи на стенах, рисующие эпизоды из «земной биографии» Будды или из истории его «прежних перерождений». Прямо под открытым небом возвышаются колоссальные статуи Шакьямуни. Пышные богослужения сопровождаются разноголосыми трубами звуками труб и грохотом барабанов. Иногда одетыми фантастические костюма и устрашающие маски монахами разыгрываются целые пантомимы. Многолюдные процессии следуют за выносимыми из храмов священными реликвиями. Именно так выглядят религиозные шествия в Индии.

И так, мы ознакомились только в общих чертах с очень многосторонним понятием «буддизм». Мы увидели, что эта религия, которая в течение многих столетий служила жизненным руководством сотен миллионов людей, и по сей день привлекает к себе внимание, а кое-где и господствует еще над сознанием верующих, не является ни «глупостью», ни «пустой выдумкой», ни «великой мудростью», способной ответить во все времена на все ставящиеся жизнью вопросы.

2. ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне - индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщей относительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух периодов характерна устная передача текста. Древнейшим памятником индийской словесности являются веды. Они являются главным источником изучения мифологии, верований, жизни и быта племен, населявших страну. Веды формируются с конца 2-го по начало 1-го тысячелетия до нашей эры. Веды - это сборники гимнов и жертвенных формул, трактаты. Ведические тексты - это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом. Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трех десятков богов. Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индо­европейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. Традиционно ведическая литература разделяется на не­сколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды, старейшая и важнейшая из которых - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который форми­ровался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с X в. до н. э.) - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шата­патхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно - философского мышления упанишадами.

Первые упанишады были созданы в VII-III вв. до н.э. Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трёхсот различных упанишад. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними - Айтарея, Каушитаки и ряд других.

Главную роль в них играет учение о мистическом знании, которое можно достичь при помощи медитативной практики. Особое место в упанишадах занимает, прежде всего, новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип - безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишённым прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной духовной сущности, души, которая, отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления в Индии. Прежде всего, учение о сансаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» описывает великую войну за власть между двумя древними родами Кауравов и Пандавов. В этой грандиозной битве участвуют все живущие на земле и небе - боги и духи, люди и звери. В эпической поэме «Рамаяна» рассказывается о том, как принц Рама с помощью войска обезьян спасает свою жену Ситу, похищенную царем демонов-людоедов Раваной.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Этот сборник был переведен на многие языки, в том числе и русский. Из литературы, относимой к буддийской, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (I-II век н.э.), который написал поэму «Буддхачарита». В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

3.АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

Начало исторического периода в развитии культуры Индии принято датировать VI в. до н.э., но первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, а также канализацией. Раскопки, начатые в 1921 году индийским археологом Д.Р. Сахни, позднее Р.Д. Банерджи и многочисленными экспедициями из разных стран, открыли, что более 4 тысяч лет назад в бассейне Инда существовала высокоразвитая городская культура. Наиболее сенсационные открытия были сделаны в Хараппе (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), а также в городах Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркотада и Лотхал.

О культуре Северной Индии середины 2-го – середины 1-го тысячелетия до н.э. позволяют судить литературные источники, например, веды. Но кроме этого сохранились различные скульптурные и живописные изображения более позднего периода. В этот период постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и другим- центрам образовавшихся в середине 1-го тысячелетия до н.э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно делению общества на варны.

Самые древние из сохранившихся памятников древнеиндийской архитектуры относятся ко времени господства династии Маурьев. В городах возводятся крупные комплексы крепостей, дворцов. Наиболее примечателен дворец царя Ашоки в Паталипутре. Кроме этого возводятся буддийские ступы, пещерные храмы и монастыри.

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище- храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки. Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружающих храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира. Своими размерами и разнообразием храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты.

Своеобразным видом индийского храма были чайтьи. Чайтьи представляли собой вырубаемые в скалах святилища. Они относятся к самым ранним типам архитектурных сооружений. Они имели характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Кроме храмовых сооружений создаются также монастыри, которые назывались вихара. Они обычно включали в себя квадратный зал, к которому примыкали кельи монахов. Оба типа сооружений в течение времени претерпевали изменения.

Очень интересна с архитектурной точки зрения ступа, которая представляет собой сооружение в форме полусферы. Наиболее известной является ступа в Санчи. Это одна из самых древних построек в Индии. Считается, что она была построена с третьего по первый века до нашей эры. Это величественное сооружение имеет вид сферического купола, который покоится на круглой платформе довольно больших размеров. Примечательно, что данное строение древних индийцев не имеет внутри никаких помещений и пустот, т.е. она сплошная. В свое время на вершине ступы находилась небольшая надстройка для хранения реликвий буддийского культа. Для постройки этого здания строители использовали кирпич- сырец, который затем облицовывали обожженным кирпичом. Ступа окружена каменной оградой с четырьмя воротами, декорированными скульптурным рельефом и строго ориентированным по сторонам света. Также не менее известны ступы в Бхархуте и Боробудур на Яве.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры. Наиболее крупными являлись гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство скульптур носило религиозный характер. Наиболее распространены скульптурные изображения Будды. Известны два типа его изображения. В одной из них он предстает стоящим в широкой одежде с протянутой в благословляющем жесте рукой. Другой тип- Будда, сидящий со скрещенными ногами, с полузакрытыми глазами и улыбкой на сомкнутых устах. Он погружен в состояние глубокого созерцания и полон величавой отрешенности. Статуи Будды выражают полный покой и умиротворение. Однако, это особый покой, его лицо обращено не к миру- страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Также к числу ранних памятников каменной скульптуры относится «Львиная капитель» (около 243 г. до н.э.) колонны Ашоки в Сарнатхе: четыре льва, повернутые спинами друг к другу. Это изображение в последствии стало национальным символом Индии. Одним из любимых образов мастеров является образ духов плодородия - якшинь, которые изображались в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях.

Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится в литературе. О живописи Древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, который состоит из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Кандидат исторических наук, религиовед В.А.Руднев так рассказывает об изображениях Аджанты: «Сюжетами росписей являлись по существу не только народные сказания и легенды о Будде (джатаки), но и все многообразие реальной жизни и быта индийцев того периода, их мифология и история, быт и нравы, мир животных и растений, бытовые сцены, жизнь городов и деревень, народные праздники и торжества, шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах, брахманы, аскеты и нищие, сцены из жизни царей и членов царской семьи. Росписи Аджанты поражают жизненно правдивым изображением не только земных образов, но и демонов, небесных дев-аспар и бодисатв».Все рисунки отлично сохранились, потому что индийские мастера хорошо знали секреты стойких красок. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажа. Так, например, боги и цари всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство различных районов Индии.

4.МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ, МЕДИЦИНА

Еще в глубокой древности население Индии создало высокоразвитую культуру, которая не уступала таким очагам мировой цивилизации, как государства Месопотамии и Древнего Египта. Сведения о науке Индии первого тысячелетия до нашей эры крайне скудны. Имеются некоторые данные об астрономических и математических знаниях этой эпохи. Большого развития наука достигла во времена династии Гупта.

Почетное место в истории математики занимает ученый Арьябхата(V- нач.VI в). Ему принадлежит одно из первых решений в целых положительных числах линейного уравнения с двумя неизвестными при помощи способа непрерывных дробей. Арифметические операции включали также арифметические дроби. Ученый знал значение «пи». Именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной, т.е. с нуля. Эта система легла в современную систему нумерации и арифметики. Выдающимся достижением индийской науки является таблица синусов для вычисления местонахождения планет. Такие понятия как «цифра», «синус», «корень», появились именно в Индии.

Древнейшие трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Согласно астрономическим представлениям этого периода Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются по круговым орбитам Солнце, Луна, планеты, звезды. Арьябхата высказал мысль, что Земля- шар и вращается вокруг своей оси. Движение небесных тел вычислялось довольно точно. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара.

Кроме математики и астрономии в Древней Индии развивалась и медицина. Ценным источником медицины является «Аюрведа» (IX-III вв. до н.э.). Высокого уровня достигли анатомия, терапия, хирургия. Выдающимися врачами своего времени считались Дживака (VI-V вв. до н. э.) и Чарака (I в. н.э.). Особенно высокого уровня достигло хирургическое искусство. Создано более 200 хирургических инструментов. Санскритские медицинские трактаты учили очищать раны, использовать обезболивающее в операциях. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведе.

Наука очень почиталась в Индии. Это отличительная черта индийской культуры. Необходимо отметить, что в Индии приезжали учиться специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Древней Индии оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. Письменность регионов Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии сложилась именно на основе индийской, а в местные языки вошло много индийских слов. Большое значение имела и наука. Многие открытия и изобретения, которыми люди пользуются и по сей день, были сделаны именно в Индии. Буддизм распространился далеко за пределы страны и был признан одной из мировых религий. В более поздние века индийская культура оказала большое влияние на выдающихся европейских писателей. Неравнодушными к этой стране были И.Гете, Г.Гейне, Л.Толстой и многие другие. Так в России в 1778 году был сделан перевод «Бхагавадгиты», в 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала». Также переводами древнеиндийской литературы занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Бунин, Блок.

В современной Индии с особым почтением относятся к культурному наследию. В этой стране прижились многие древние традиции, которые составляют общекультурный фонд индийцев.