От чего умер Вольфганг Амадей Моцарт? Таинственная смерть: Вольфганг Амадей Моцарт Моцарт история жизни и смерти.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) — австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций.

2006 год был объявлен ЮНЕСКО годом Вольфганга Амадея Моцарта, — ведь прошло ровно 250 лет со дня рождения великого композитора и 215 лет со дня его смерти. «Бог музыки» (как его часто называют) покинул этот мир 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет, после странной болезни.

Ни могилы, ни креста

Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-композитор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста. Он нашел упокоение в общей могиле на венском кладбище Святого Марка. Когда жена композитора Констанца спустя 18 лет впервые решила навестить его могилу, единственного свидетеля, который бы мог указать примерное место захоронения, — могильщика — уже не было в живых. План кладбища Святого Марка нашли в 1859 году и установили мраморный монумент на предполагаемом месте погребения Моцарта. Сегодня тем более невозможно точно определить то место, где его опустили в яму с двумя десятками несчастных -бродяг, бесприютных нищих, бедняков без роду и племени.

Официальное объяснение бедным похоронам — отсутствие денег в связи с крайней бедностью композитора. Однако есть сведения, что в семье оставалось в наличии 60 гульденов. Погребение по третьему разряду стоимостью в 8 гульденов организовал и оплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе бесплатно отдал немало своих произведений. Именно ван Свитен уговорил жену композитора не принимать участия в похоронах.

Хоронили Моцарта уже 6 декабря, с непонятной торопливостью, без элементарного уважения и официального объявления о смерти (оно было сделано только после похорон). Тело не вносили в собор Святого Стефана, а ведь Моцарт был помощником капельмейстера этого собора! Прощальный обряд при участии немногочисленных сопровождающих провели наспех у капеллы Святого Креста, прилегающей к наружной стене собора. Отсутствовала вдова композитора, его собратья по масонской ложе.

После отпевания лишь несколько человек — в том числе барон Готфрид ван Свитен, композитор Антонио Сальери и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр — пошли проводить композитора в его последний путь. Но никто из них до кладбища Святого Марка не дошел. Как объясняли ван Свитен и Сальери, помешал сильный дождь, перешедший в снег.

Однако их объяснение опровергается свидетельствами людей, хорошо помнивших этот теплый туманный день. А также — официальной справкой Центрального института метеорологии Вены, выданной в 1959 году по запросу американского музыковеда Николая Слонимского. Температура в тот день была 3 градуса тепла по Реомюру (1 гр. шкалы Реомюра = 5/4 гр. шкалы Цельсия. — Н. Л.), осадков не было; в 3 часа дня, когда отпевали Моцарта, отмечался лишь «слабый восточный ветер». В архивной выписке за этот день также значилось: «погода теплая, туман». Впрочем, для Вены туман в это время года — дело вполне обычное.

Между тем еще летом, во время работы над оперой «Волшебная флейта», Моцарт чувствовал недомогание и все более укреплялся в подозрении, что кто-то посягает на его жизнь. За три месяца до смерти он во время прогулки с женой произнес: «Я чувствую, что долго не протяну. Конечно, мне дали яду…»

Несмотря на официальную запись в канцелярии собора Святого Стефана о смерти композитора от «острой просовидной лихорадки», первое осторожное упоминание об отравлении появилось в берлинском «Музыкальном еженедельнике» 12 декабря 1791 года: «Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен».

В поисках окончательного диагноза

Анализ различных свидетельств и исследования десятков специалистов позволяют составить примерную картину имевшихся у Моцарта симптомов болезни.

С лета по осень 1791 года у него отмечаются: общая слабость; потеря веса; периодические боли в области поясницы; бледность; головные боли; головокружения; неустойчивость настроения с частыми депрессиями, боязливостью и крайней раздражительностью. Он падает в обмороки с потерей сознания, у него начинают отекать руки, нарастает потеря сил, ко всему этому присоединяется рвота. Позже появляются такие симптомы, как металлический привкус во рту, нарушения почерка (ртутный тремор), озноб, рези в животе, дурной (зловонный) запах от тела, лихорадка, общий отек и сыпь. Умирал Моцарт при мучительной головной боли, но его сознание оставалось ясным вплоть до самой кончины.

Среди работ, посвященных изучению причины смерти композитора, наиболее фундаментальные труды принадлежат врачам Йохан-несу Дальхову, Гюнтеру Дуда, Дитеру Кернеру («В. А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть», 1991 г.) и Вольфгангу Риттеру (Чах был ли он убит?», 1991 г.). Количество диагнозов по делу Моцарта внушительно, что само по себе наводит на размышления, но, по мнению ученых, ни один из них не выдерживает серьезной критики.

Под «острой просовидной лихорадкой», обозначенной в качестве официального диагноза, медицина XVII века понимала инфекционное заболевание, протекающее остро, сопровождающееся сыпью, жаром и ознобом. Но недуг Моцарта протекал медленно, изнуряюще, а опухание тела вообще не вписывается в клинику просовидной лихорадки. Врачей могла сбить с толку сильная сыпь и лихорадка в конечной стадии болезни, однако это характерные признаки ряда отравлений. Заметим дополнительно, что в случае инфекционного заболевания следовало ждать заражения хоть кого-то из близкого окружения, чего не произошло, не было и эпидемии в городе.

«Менингит (воспаление мозговых оболочек)», фигурирующий как возможное заболевание, тоже отпадает, поскольку Моцарт почти до самого конца был работоспособен и сохранял полную ясность сознания, отсутствовали мозговые клинические проявления менингита. Тем более нельзя говорить о «туберкулезном менингите» — моцар-товедение с абсолютной уверенностью исключает туберкулез из анамнеза композитора. Более того, его история болезни практически чиста до 1791 года, последнего года жизни, на который притом приходится пик его творческой активности.

Диагнозу «сердечная недостаточность» абсолютно противоречит хотя бы то, что незадолго до смерти Моцарт дирижировал продолжительной кантатой, что требует большой физической нагрузки, а несколько ранее — оперой «Волшебная флейта». И самое главное: нет ни одного свидетельства о наличии основного признака этого заболевания — одышки. Опухали бы ноги, а не руки и тело.
Клиника «эфемерной ревматической лихорадки» также не находит своего подтверждения. Даже если думать о сердечных осложнениях, то отсутствовали признаки сердечной слабости, такие как опять же одышка-больной сердцем Моцарт не мог вместе с друзьями петь перед смертью «Реквием»!

Нет веских оснований предполагать и наличие сифилиса, как потому, что болезнь имеет клиническую картину, так и потому, что были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за 5 месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

«Нормальный» гений

Трудно согласиться и с тем, что композитор страдал психической патологией в виде всевозможных страхов и мании отравления. Российский психиатр Александр Шувалов, проанализировав (в 2004 году) историю жизни и болезни композитора, пришел к выводу: Моцарт — «редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо психическим расстройством».

А вот основания для беспокойства композитор имел. Предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания. Однако почечная недостаточность как «чистая уремия» исключается хотя бы потому, что почечные больные в этой стадии теряют работоспособность и последние дни проводят в бессознательном состоянии.

Невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы, две кантаты, концерт для кларнета и свободно передвигался из города в город! Кроме того, сначала развивается острое заболевание — нефрит (воспаление почек), — и только после многолетней хронической стадии происходит переход в конечную — уремию. Но в истории болезни Моцарта нет упоминания о перенесенном им воспалительном поражении почек.

Это была ртуть

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно — от многократного поступления в организм двухлористой ртути — сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые — летом, в последний раз — незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.

Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интоксикации ртутью (сулемой) — тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошр изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами — лихорадка, сыпь, озноб и т. д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Возможные подозреваемые

Прежде всего ртуть надо было где-то найти. Яд мог поступать через Готфрида ван Свитена, отец которого, лейб-медик Герхард ван Свитен, первым начал лечить сифилис «настойкой ртутной по Свитену» — раствором сулемы в водке. Кроме того, Моцарт часто бывал в доме фон Свитенов. Снабжать убийц ядом имел возможность и владелец ртутных приисков, граф Вальсегцу-Штуппах — таинственный заказчик «Реквиема», человек, склонный к мистификациям и интригам.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Версия первая: Сальери.

Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750-1825) утверждают, что у него «было все, а у Моцарта — ничего» и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме… ГЕНИЯ. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, — он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): «Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения».

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у Сальери глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 года, в котором он жалуется издателю на происки врагов, «из которых первым является господин Сальери». Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному «королю песен» получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза в 1947 году спросил у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство? Ответ был мгновенным, без колебаний: «А кто же из старых венцев сомневается в этом?» По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885-1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в «разговорных тетрадях» Бетховена за 1823 год. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 года — к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо «к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых».

Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание — бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано для избежания скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. Умер Сальери в 1825, как явствует из свидетельства о смерти, «от старости», причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А сейчас самое время вспомнить о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что «не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности», за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью «Опровержение на критики», в которой высказался однозначно:
«…обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною». Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства.

Пушкинская трагедия послужила сильнейшим импульсом исследований в этом направлении. Как писал Д.Кернер: «Если бы Пушкин не запечатлел преступление Сальери в своей трагедии, над которой он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения».

Версия вторая: Зюсмайр.

Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта. Имя Зюсмайра осталось в истории благодаря «Реквиему», к завершению которого он был причастен.

Констанца рассорилась с Зюсмайром. И после старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Умер Зюсмайр в 1803 при странных и таинственных обстоятельствах; в этом же году не стало и Готфрида ван Свитена. Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора. Возможно, и Констанца узнала о том, что муж получает яд, — это во многом объясняет ее дальнейшее поведение.

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, «открыв правду» в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу — юристу Францу Хсфдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофдемель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену — от гибели Магдалену спасли соседи, услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста.

Действительно, это дало основания ряду исследователей (например, британскому историку Фрэнсису Карру) трактовать эту трагедию как вспышку ревности Хофдемеля, отравившего Моцарта.

Как бы то ни было, младший сын Констанцы, музыкант Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, говорил: «Столь великим, как отец, мне, конечно же, не стать, да посему нечего опасаться и завистников, которые могли бы посягнуть на мою жизнь».

Версия третья: ритуальное убийство «непокорного брата».

Известно, что Моцарт был членом масонской ложи «Благотворительность» и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации -ложи «Грот», устав которой им уже был написан.

Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу «Волшебная флейта», которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным. Что не могло пройти незамеченным. Георг Николаус Ниссен, второй муж Констанцы и в последующем биограф Моцарта, назвал «Волшебную флейту» «пародией на масонский орден».
Как полагает Й. Дальхов, «те, кто ускорял смерть Моцарта, устранили его «подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть Меркурием, идолом муз.

…А может быть, все версии — звенья одной цепи?


Версий причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта существует чуть ли не больше, чем лет, прожитых этим гениальным композитором. По новейшей гипотезе, 35-летний Моцарт скончался из-за дефицита в его организме ультрафиолета. Состояние здоровья, точнее, нездоровья Моцарта во многом было вызвано нехваткой витамина D, синтез которого происходит только на солнце.

Профессор Уильям Грант (William Grant) из исследовательского центра SUNARC в Сан-Франциско (США) и эндокринолог профессор Штефан Пильц (Stefan Pilz) из Медицинского университета Граца (Австрия) опубликовали в Medical Problems of Performing Artists (специализированный медицинский журнал, посвященный заболеваниям профессиональных музыкантов) комментарий к статье, в котором критически рассмотрели версии преждевременной смерти Моцарта.

Исследователи уверены, что именно нехватка витамина D послужила решающей причиной для развития болезни, сведшей композитора в могилу, а вовсе не отравление, подстроенное Сальери, как принято считать. У Моцарта был целый букет вредных привычек: работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Композитор возвращался домой на рассвете и затем спал весь или большую часть светового дня. С годами он все реже видел солнце.

Недостаток витамина D повышает вероятность развития многочисленных заболеваний множества органов и систем организма: от болезней сердечно-сосудистой и нервной систем до диабета и даже рака. Дефицит витамина D ослабляет иммунитет. Кроме того, Моцарт вырос в северных широтах. Вена расположена на 48-м градусе северной широты, где в период с октября по март солнце не настолько активное, чтобы синтезировать витамин D с помощью ультрафиолета. Свою теорию о недостатке солнца для Моцарта ученые мужи обосновывают тщательным изучением анамнеза жизни великого композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. В детстве он отличался крепким для своего возраста телосложением, поэтому безболезненно перенес вскармливание не материнским молоком, а водой. Подобное кормление было широко распространено в XVIII столетии. Младенцу давали медовую воду и немного ячменной или овсяной каши. В дальнейшем и жена Моцарта этим же способом вскармливала их малышей.

У восьмилетнего музыканта биографы отмечали заболевание стрептококковой ангиной. Недомогание продолжалось десять дней, что помешало Моцарту выступить перед английской публикой. В десять лет Моцарт перенес несколько острых инфекций верхних дыхательных путей, протекание которых сопровождалась повышенной температурой и болями в горле. Часто повторяющиеся ангины повлияли на физическое развитие ребенка. Одиннадцатилетний пианист переболел оспой, а в 16 лет подхватил желтуху. Периодически он курил трубку и время от времени злоупотреблял алкоголем.

Некоторые исследователи считали причиной смерти Моцарта трихинеллез, поскольку симптомы этого заболевания (повышение температуры, отеки и боли в конечностях) близки к отмечавшимся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за шесть недель до смерти композитор упоминает, что ел свиные котлеты. Они и могли стать источником инфекции. Шесть недель соответствуют инкубационному периоду трихинеллеза. В то же время патогномоничный симптом данной инфекции — миалгии — у Моцарта отсутствовал.

В детском возрасте Моцарт часто болел и неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, симптомы которых соответствуют стрептококковой инфекции, что, вероятно, привело к развитию ревматизма, а он мог в дальнейшем поспособствовать поражению почек и возникновению почечной недостаточности. Надо сказать, что во всех документах о состоянии его здоровья отмечается, что после перенесенных легких и тяжелых форм болезней Моцарт чувствовал себя полностью здоровым.

Согласно другой теории, причиной смерти композитора стал геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха), развившийся в результате перенесенной стрептококковой инфекции. Но о появлении у Моцарта геморрагических высыпаний, типичных для болезни Шенлейн-Геноха, источники не сообщают.

Профессора Грант и Пильц не развеяли туман, а лишь увеличили количество версий. Очередная гипотеза звучит довольно красиво: "Дайте больше солнца Моцарту!". Исследователи отмечают, что в основном музыкант болел в период с октября по март, когда ему так недоставало солнечного тепла и света. И умер он 5 декабря 1791 года — в ненастный зимний день.

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Фото Моцарта Амадея

Даже самые закоренелые скептики от медицины уже признали: “эффект Моцарта ” существует. Так ученые, и медики окрестили необыкновенную силу и лечебные свойства музыки великого композитора. Хотите верьте - хотите нет, но гениальные произведения Вольфганга Амадея снимают и головную боль, улучшают зрение, память, внимание, даже лечат от заикания (особенно Соната для двух фортепиано до мажор).

Проверено на Жераре Депардье: для победы над заиканием ему прописали слушать Моцарта по два часа в день в течение месяца. И он перестал заикаться! Музыка Моцарта наиболее точно соответствует ритму и тембру материнского голоса, поэтому психологи советуют включать ее в детских домах. Даже тесто под его менуэты и увертюры подходит в десять раз быстрее… Эффект есть - это бесспорно. И он мог бы быть еще более впечатляющим, если бы не смерть, поставившая точку в творчестве композитора. Моцарт умер молодым - в 35. И споры по поводу причины его смерти не утихают до сих пор.

Жизнь Моцарта

Музыкальные способности - единственный талант, который, как уже доказано, передается по наследству. И хотя музыка в доме профессиональных музыкантов Моцартов звучала всегда, отец Вольфганга Амадея, известный скрипач, органист и придворный музыкант, Леопольд Моцарт был немало удивлен, застав однажды за клавесином своего маленького сына. Трехлетний Амадей на слух подбирал увертюры, которые накануне разучивала его старшая сестра. В четыре года Моцарт уже сочинял музыку, а в 7 написал свой первый концерт.

С этого момента детство Вольфганга закончилось, начались рабочие будни. Отец возил сына по всей стране, рассчитывая удивить и поразить знатную публику талантами юного дарования. Именно отца некоторые биографы считают ответственным за хлипкое здоровье Вольфганга Амадея. За всемирное признание и славу после смерти, Моцарт еще в детстве заплатил изнуряющими репетициями, тяжелыми переездами из города в город, энергозатратными концертами и постоянными болезнями.

Болезнь Моцарта

Известно, что в детстве маленький гений часто простуживался, в 6 лет заболел катаром горла с высокой температурой и болезненными ярко-красными кожными высыпаниями размером с пятикопеечную монету. Дважды, в 6 и 10 лет, у него диагностировали лихорадку с болями в суставах коленей и стоп. Причем болезненные ощущения были настолько сильными, что Моцарт не мог ходить. В 10 лет Амадей перенес тиф, в 12 лет - ветряную оспу, в 16 - желтуху.

Далее, до 28, ничего заслуживающего внимания. В 28 лет и 31 год - эпизоды жестокой лихорадки с профузным , болями в и рвотой. В последний год жизни композитора часто беспокоили головные боли, случались потери сознания, депрессия. По воспоминаниям современников, на тридцать пятом году жизни всегда веселого и жизнерадостного Моцарта стали посещать мысли о смерти. Он был убежден, что отравлен действующим ядом содержащим мышьяк и свинец. Композитор даже знал название отравы - acqua Toffana - в честь ее составительницы, колдуньи – неаполитанки Тоффаны. Этот яд был самым популярным в XVIII веке.

Последняя болезнь Моцарта длилась 15 дней. Его жена Констанца и ученик Зюсмайер вспоминали: беднягу Вольфганга мучили сильный жар, потливость, частая рвота, и его отекли настолько, что это бросалось в глаза. Боли в пояснице делали любое движение невыносимо мучительным, на коже появилась мелкая сыпь, а от тела исходил неприятный запах. Моцарта практически парализовало, но он продолжал работать, отдавая распоряжения Зюсмайеру по поводу своих сочинений, и даже напевал партию альта из своего известного реквиема.

Читатели наверняка помнят историю о таинственном “черном человеке”, который летом 1791 года заказал композитору реквием. Позже выяснилось, что этим загадочным незнакомцем был некто фон Штуппах, управляющий графа Франца Вальсегта. Он намеревался выдать реквием Моцарта за свое произведение - для того времени это была обычная практика. Стесненный в средствах Моцарт охотно взялся за заказ. Но чем дольше он трудился над последним в своей жизни произведением, тем больше ему казалось, что он пишет его для себя.

За свою короткую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт написал более 700 произведений, половина из которых были признаны гениальными

Моцарта лечили кровопусканиями - обычной в те времена процедурой при лихорадке, но, похоже, потеря крови только приблизила его гибель. Посмертный диагноз, поставленный врачами, звучал так: “острая сыпная лихорадка”. Хоронили Вольфганга Амадея в общей могиле: на тот момент у погрязшей в долгах семьи прославленного композитора не было средств на приличные похороны. Даже те мизерные 8 гульденов, в которые обошлось погребение Моцарта, были выделены бароном ван Свитеном, одним из знатных почитателей его таланта.

Причина смерти Моцарта

С момента смерти Моцарта и по сей день выдвигалось немало версий относительно ее причин: воспаление легких, ревматическая лихорадка, острая почечная недостаточность, самолечение мышьяком от сифилиса, происки всевозможных отравителей: от жидо-масонов до жены Констанцы. Но самая популярная версия смерти Моцарта известна даже первокласснику: его якобы отравил завистник и коллега по музыкальному цеху - композитор Антонио Сальери.

Остаток дней Сальери провел в психиатрической лечебнице, где время от времени делал заявления об отравлении Моцарта, то их опровергал. Разумеется, старика сочли невменяемым, а его признания - не заслуживающими доверия. И хотя тело композитора после смерти ужасно распухло - так бывает при отравлениях, версия насильственной смерти весьма спорна. Современные исследователи ставят Моцарту другие диагнозы. Предлагаем три самые распространенных версии.

Гипотеза N1 (Смерть от котлет)

Гипотеза N2 (Не выдержало сердце)

Не исключено, что Моцарт переболел в детстве тяжелой стрептококковой инфекцией (ангиной или ), которая закончилась ревматизмом и его осложнениями: гломерулонефритом - хронической болезнью почек - и эндокардитом (разновидность порока сердца). Как правило, ревматизм, или воспаление соединительной ткани, провоцируют микробы стрептококки, обитающие в носоглотке. Вот почему частые ангины, фарингиты нередко становятся трамплином для ревматизма.

Этот недуг особенно неравнодушен к молодым: заболевают ревматизмом обычно в возрасте от 5 до 15 лет, но последствия его остаются на всю жизнь. Возможно, болезнь настигла маленького Вольфганга Амадея в шестилетнем возрасте после перенесенной скарлатины. Самое неприятное осложнение ревматизма до поры до времени оставалось в тени: болезнь исподволь “съедает” сердце своей жертвы. Ревматические пороки сердца развиваются не один год, поэтому неудивительно, что до последнего момента композитор не жаловался на сердечные боли. Пока роковой зимой 1791-го у него не развился вторичный инфекционный эндокардит. Его симптомы вполне соответствуют состоянию Моцарта накануне смерти. Кстати, 35 лет - типичный возраст гибели от осложнений ревматических пороков сердца.

Гипотеза N3 (Врожденная аномалия)

Версию о врожденном дефекте урогенитальных путей композитора выдвинул американский патолог Раппопорт на основании… левого Моцарта. Оказывается, раковина левого уха у него была развита несколько аномально. Свою “метку” композитор скрывал под париком. Откуда нам это известно? В 1828 году вдова Моцарта решила опубликовать биографию мужа. Дабы положить конец слухам о внебрачном происхождении младшего сына Моцарта, на странице 586 она поместила рисунок ушей своего супруга, сделанный специалистом в области анатомии. Одно из них было явно деформированным.

Это было лучшим вещественным доказательством, так как левое ухо их сына было точно таким же. Но соль в другом. Доктор Раппопорт представил статистику, подтверждающую связь между неправильной формой ушной раковины и врожденными дефектами урогенитального аппарата. Другими словами, ухо Моцарта, по мнению Раппопорта, было напрямую связано с врожденной дисфункцией почек. В конце 1791 года вялотекущая почечная недостаточность достигла своей финальной стадии.

P. S. Теперь трудно утверждать наверняка, что же стало истинной причиной гибели великого композитора. В его истории болезни много белых пятен. Как и в попытках расшифровать секрет целительной силы его музыки. Одни объясняют “эффект Моцарта” гармоничной ритмикой музыкальных композиций, другие говорят о личности самого композитора - одухотворенной, свободной. Моцарта называют человеком будущего, которое, возможно, до сих пор еще не наступило.

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».