Кто первым вышел в открытый комос. Человек в открытом космосе

Когда в 1961-м Юрий Гагарин отправился покорять космос, все население планеты было удивлено и потрясено его подвигом. Следующие достижения космонавтики СССР продолжали удивлять весь мир. Всего лишь через несколько лет состоялся первый выход человека в открытый космос. Леонов Алексей Архипович был тем самым космонавтом, вошедшим в историю. Командиром экипажа корабля был Павел Беляев.

Накануне

После исторического полета Юрия Гагарина минуло четыре года. Все это время человечество продолжало наблюдать с завидным интересом за гонкой 2 сверхдержав в космосе - США и СССР. Им уже удалось отправить на орбиту несколько пилотируемых космических аппаратов. А в 1964-м руководство компартии сообщило миру, что к звездам улетели сразу три советских космонавта. Соответственно, следующим принципиальным шагом должен стать выход в открытое космическое пространство.

Тем временем оба государства продолжали заниматься своими космическими программами. К примеру, специалисты понимали, что при длительных полетах космонавту рано или поздно придется вести определенные работы снаружи космического аппарата. Также было понятно, что выполнять их будут исключительно сами пилоты. Следовательно, в срочном порядке было необходимо разработать действенную и, самое главное, безопасную систему осуществления таких работ. В советской империи этими вопросами занимался академик Королев. А тридцатилетний космонавт из 1-го отряда Алексей Архипович Леонов оказался главным и непосредственным исполнителем этих начинаний.

Для этого ученые стали усовершенствовать космический аппарат «Восход». В феврале 1965-го все работы уже были закончены... Когда же был совершен первый выход в открытый космос Леонова? Об этом мы поговорим далее.

Усовершенствованный космический корабль

Корабль «Восход-2» - это усовершенствованная версия аппарата, на котором в далеком 1964-м был совершен полет сразу трех пилотов, о чем говорилось чуть выше.

Новый же звездолет был приспособлен для полета двух космонавтов. На нем и должен был совершить космонавт Леонов выход в открытый космос. На борту была предусмотрена специальная надувная шлюзовая камера для выхода в космическое пространство. Система устройства была следующей: надувалась камера, которая уже была готова принять пилота. Когда же осуществлялась подготовка к приземлению, камера автоматически «отстреливалась», и сам космический аппарат спускался без нее.

Между прочим, весь этот эксперимент с камерой и космонавтами был довольно рискованным. Дело в том, что специалисты не успели досконально проверить работу абсолютно всех систем. За один месяц до полета беспилотный космический аппарат по ошибке был взорван. После этого инцидента С. Королев и М. Келдыш имели длительную беседу с пилотами. В итоге запланированный выход космонавта Леонова в открытый космос не был отменен.

Универсальность «беркута»

Все отечественные скафандры называли именами хищных птиц. Так, есть космический костюм «Орлан». Есть «Кречет», есть «Ястреб», «Сокол»… Первый же скафандр для выхода в космическое пространство назвали «Беркутом». Он весил порядка 40 кг. В условиях невесомости этот показатель ровным счетом не имел никакого значения. Но, однако, эта цифра давала представление о серьезности всей конструкции.

Системы скафандра были очень эффективными и при этом довольно простыми. Так, специалисты отказались от регенерационной установки, и при выдохе углекислый газ напрямую выпускался в космическое пространство.

Данный скафандр применялся один раз, когда экипаж Беляев - Леонов отправился в космос. Специалисты утверждают, что «Беркут» и поныне считается не только единственным и уникальным скафандром, но и универсальным. А универсальность заключалась в том, что он предназначен и для спасения космонавтов при разгерметизации космического аппарата, и для выхода человека в открытое пространство.

Очевидные угрозы

Наши современники прекрасно осведомлены об опасностях, которые априори могут угрожать пилоту в открытом космосе.

  1. Пилот может потерять связь с аппаратом. Так, Алексей Архипович Леонов был привязан к «Восходу-2» надежным фалом. Его длина - 5,5 м. В течение исторического выхода человека в открытое пространство космонавт неоднократно вытягивался на длину троса, а потом подтягивался к аппарату. По сути, только благодаря прочности этого страховочного фала пилот мог в действительности вернуться домой.
  2. В открытом пространстве космонавт мог столкнуться с так называемым «космическим мусором». Правда, в те времена такая вероятность была ничтожно мала. Напомним, до «Восхода-2» на орбите побывали только одиннадцать пилотируемых космических аппаратов и ряд спутников. Все они были довольно на низких орбитах и, соответственно, львиная доля обломков, которые остались после них, быстро сгорала. Таким образом, они не успевали причинить никому вреда.
  3. Разумеется, у пилота есть серьезный риск, что у него закончится запас кислорода. Скафандр «Беркут» был разработан специально для выхода в космос. У него полная автономность. Запас воздуха - 1666 л. Максимальная длительность пребывания вне аппарата - 45 минут. За это время пилот должен успеть войти в шлюзовую камеру, выйти в космос, побывать в свободном полете и вернуться в шлюз. Никакого ресурса на исправление возможных ошибок или спасение вообще не предусматривалось.
  4. У космонавта может возникнуть угроза переохлаждения или перегрева. Так, Леонову удачно удалось завершить свой выход до того, как космический аппарат попал в тень от нашей планеты. В противном случае, такие низкие температуры серьезно могли бы осложнить все действия космонавта. Кроме того, в условиях кромешной тьмы он не смог бы справиться со страховочным тросом и входом в шлюзовую камеру.
  5. В открытом пространстве космонавт мог получить определенную дозу радиации. Когда совершил космонавт Леонов первый выход в открытый космос, ему, по его словам, сильно повезло. Дело в том, что в своем выходе в пространство он лишь задевал край радиационно-опасной зоны. Когда Леонов вернулся, специалисты зафиксировали у него довольно большую дозу радиации, но это, к счастью, не привело к повреждениям здоровья.

Миссия выполнена

Дата выхода в открытый космос Леонова Алексея Архиповича - 18 марта 1965 года. Космический аппарат под названием «Восход-2» оторвался от земли с «Байконура». Как только корабль вышел на орбиту, на первом же витке надули шлюзовую камеру. Когда «Восход» уже заходил на второй виток, Леонов перебрался в камеру. После чего командир экипажа окончательно задраил люк за коллегой.

Спустя несколько минут в камере начали стравлять воздух. И еще через две минуты пилот уже решился отправиться в непознанную для него бездну - в открытый космос.

Он начал проводить эксперименты и наблюдения, которые были предусмотрены программой. Он отдалялся от аппарата на метр и возвращался. Он постоянно разговаривал по радиостанции не только с Беляевым, но и с сотрудниками наземных служб.

Через некоторое время командиру удалось подключить телефон в леоновском скафандре к передачам столичного радио. В этот момент диктор Левитан читал информационное сообщение о выходе советского человека в космическое пространство. И все население планеты посредством телетрансляции с камер аппарата могло видеть, что все-таки совершил Алексей Архипович Леонов выход в открытый космос. Он махал рукой всему миру прямо оттуда…

3001-я проблема

Выход Леонова в открытый космос мог закончиться весьма плачевно. Когда космонавты тщательно готовились к полету, они отработали три тысячи различных аварийных ситуаций. Конечно же, они нашли такое же количество решений. Однако Алексей Леонов неоднократно признавался, что в космическом пространстве по закону возникнет и 3001-я непредвиденная ситуация. И именно ее придется в срочном порядке решать. Так, собственно, и произошло.

Когда программа экспериментов в открытом космосе закончилась, Леонову приказали вернуться. Но сделать это было очень нелегко. Из-за давления в пространстве скафандр потерял свою гибкость. Кроме того, он раздулся. Иными словами, космонавт находился внутри надутого и довольно большого шара. И, соответственно, он был не в состоянии пролезть в шлюзовой люк. Кроме того, запас кислорода в «Беркуте» заканчивался. Таким образом, Леонову было необходимо принять определенное решение. Причем срочно. Сперва он хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю. Но потом осознал, что советом ему не помогут, так как он был единственным человеком, который когда-либо сталкивался с чем-то подобным.

Как бы то ни было, космонавт нашел выход из кажущейся тупиковой ситуации. В нарушение всех инструкций он стравил излишки кислорода, чтобы уменьшить размеры скафандра и головой вперед втянулся в шлюз. По большому счету, это удалось ему сделать только благодаря своей превосходной физподготовке.

После этого Алексей Архипович Леонов с колоссальными усилиями смог развернуться, задрав люк. Воздух начал поступать в камеру. Казалось, все опасности окончательно миновали...

Долгая дорога домой

Итак, борьба советского космонавта Алексея Архиповича Леонова за жизнь, к счастью, уже завершилась. Однако на борту возникла не менее серьезная проблема. Дело в том, что в кабине было зафиксировано парциальное давление кислорода. Причем оно продолжало расти и расти. И, соответственно, если в схемах приборов появится мельчайшая искра, то все это могло привести к настоящему взрыву.

Позже причина этой проблемы была выяснена. На протяжении длительного времени аппарат нагревался неравномерно, так как он был корректирован относительно Солнца. Из-за этого корпус корабля был незначительно деформирован.

Кроме того, из небольшой щели люка камеры, как оказалось, воздух улетучивался. К сожалению, советские космонавты не смогли разобраться с проблемой и поэтому с ужасом наблюдали за показаниями приборов. Однако, когда давление нормализовалось, люк захлопнулся, и угроза окончательно исчезла.

Правда, на этом неприятности экипажа вовсе не закончились. «Восход-2» должен начать приземляться после семнадцатого витка. Однако тормозная техника в автоматическом режиме почему-то не сработала. Космический аппарат несся по орбите. Членам экипажа пришлось осуществлять программу посадки в ручном режиме. Беляев смог сориентировать корабль в правильное положение, направив его в безлюдную таежную местность. По воспоминаниям командира, в тот момент он более всего боялся, что аппарат попадет в густонаселенную территорию или заденет линии электропередач.

Также была опасность приземлиться в недружественном тогда Китае. К счастью, этого не случилось.

Корабль приземлился в глухой заснеженной тайге, за тридцать километров от г. Березники, что в Пермской области.

К сожалению, космонавтов нашли не сразу. С вертолета спасатели довольно быстро обнаружили парашюты, которые повисли на ветках высоких деревьев. Но посадить воздушное судно было очень тяжело. И вытащить приземлившихся членов экипажа на тот момент не было возможности. Таким образом, на протяжении двух дней космонавты просидели в лесу и ждали помощи. При этом начались тридцатиградусные морозы.

Для утепления они использовали парашюты и скафандры. Также они разожгли костер. На утро в нескольких километрах от места приземления космического аппарата прибыл десант спасателей. Они расчищали площадку для вертолета. Кроме того, им удалось сбросить с него теплые вещи и продукты. А на канатах спустилась и группа специалистов вместе с врачом. Именно они смогли обеспечить космонавтам лучшие условия. Так, они возвели избушку, оборудовали спальные места, а на следующий день площадка для приема вертолета была окончательно подготовлена. Правда, всем пришлось пробежаться на лыжах еще девять километров, чтобы добраться до нее.

Через некоторое время на борту вертолета космонавты прилетели в Пермь. Первым делом они позвонили главе Советского Союза Леониду Брежневу. Они сообщили, что первый выход в открытый космос Алексея Леонова и Павла Беляева удачно завершен. Через день их уже встречала столица…

Заслуженная слава

Алексей Архипович Леонов оказался 15-м пилотом, который побывал в космосе. Кроме того, он считается тем человеком, который смог совершить принципиальный шаг после великого Гагарина.

Осенью 1965-го FAI (Международная авиационная федерация) официально подтвердила рекорд пребывания человека в космосе. Выход Леонова в открытый космос длился чуть больше двенадцати минут. Ему вручили престижную медаль под названием «Космос». Эта награда данной федерации считается высшей. Кроме того, командир «Восход-2» П. Беляев также был отмечен дипломом и медалью.

На родине Леонову присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, заслуги советского космонавта были отмечены и многими другими наградами. Кстати, один из лунных кратеров носит его прославленное имя.

Последователи

Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.

Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве - двадцать две минуты.

А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!

Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.

Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.

Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

«Время первых»

О событиях, связанных с первым выходом человека в открытый космос, был снят фильм. Картина вышла весной 2017-го. Продюсерами проекта стали Т. Бекмамбетов и Е. Миронов в том числе. По их словам, они были вдохновлены героизмом членов экипажа «Восход-2». В результате продюсеры создали масштабную кинокартину, которая называется «Время первых». Естественно, государственная корпорация «Роскосмос» всячески поддерживала этот проект.

По сути, в этой ленте не скрупулезно восстановлены события тех исторических дней. Да и цель у продюсеров была все-таки иная. Они снимали даже не художественную ленту, они работали, скорее, над научно-фантастической картиной, в основу которой лег реальный и легендарный полёт 18 марта 1965-го.

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты . Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился . Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты . Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился . Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом, иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют « пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант - полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы.

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля « Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры. Скафандр « Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову возвращение на « Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле « Джеминай-IV», открыли люк и Уайт вышел в космос.

Первый выход американского космонавта в открытый космос (Эдвард Уайт, 3 июня 1965 г.)

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Другая причина опасностей выходов в космос - то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии разработки полётного плана, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда даже в процессе самого выполнения полёта. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведёт к эмоциональному давлению на космонавтов.
Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз « Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос:

« Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.
На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все « село» на свои места.
На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза — 1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у « Орлана» — 360 литров… Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.
Единственное, что я не сделал на выходе, — не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера « Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 – 12 градусов С). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до – 140 градусов С, с другой — нагрев до +150 градусов С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

Несмотря на то, что в настоящее время не известны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов.

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные "Алмаз-2"), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные "Алмаз-1") на космическом корабле "Восход-2" продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет "Восхода-2" считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

На старт! Внимание! Марш!

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2", на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны "объекта", от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только "Восход-2" перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Открытый космос

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."

Алексей Леонов

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу".

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое - до 0,27 атмосферы. Скафандр немного уменьшился в размерах, и космонавт попробовал войти в шлюз головой вперед. В 11:47 это ему удалось, "Алмаз-2" закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.

"Алмаз-1": Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
"Алмаз-2": Снял, снял крышку!
"Алмаз-1": Понятно!
"Алмаз-2": Вижу, вижу небо! Землю!
"Алмаз-1": Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Возвращение

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел "Восход-2" на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с "Алмазами" на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Уральские морозы

Приземление оказалось не очень удачным - "Восход-2" зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта "Ан-2" и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков".

Обнаружить "Восход-2" удалось около 17 часов 19 марта. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолета, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице летчикам было строго запрещено. Пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолет улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц...

20 марта к двум часам дня к "Алмазам" на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от "Восхода". На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: "Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края".

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля "Союз-19". Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта "Культурное наследие Прикамья" .