Игры с баскетбольным мячом

    Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации работы и их отношение к учебной деятельности. Во время игр учащиеся развивали навыки сотрудничества со сверстниками, чувство коллективизма и доброжелательности, честность, взаимопомощь. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, взаимопомощи.

    III этап. Заключительная часть . Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач урока.

    На своём уроке я использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный - в процессе урока; словесный - при опросе учащихся, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный, комбинированный, игровой.

    На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный построен на взаимном уважении. При выполнении заданий прослеживается то, что учащиеся получают удовлетворение от проделанной работы, которое выражено в использовании полученных умений и навыков во время урока.

    С учётом физических возможностей учащихся осуществлялась дифференциация. В основу дифференциации положены не только объём и содержание, но и степень помощи со стороны учителя, а также степень участия каждого в работе на уроке. (Дети с высоким уровнем развития давали образец выполнения задания).

    Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока старалась обеспечить за счёт личностно-ориентированного подхода; за счёт установки в начале урока на конечный результат; за счёт разнообразных видов деятельности; использование игр.

    Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и коллектива в целом.

    Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры с элементами баскетбола »

Конспект образовательного урока по физической культуре.

Технологическая карта урока

Предмет: физическая культура Класс: 4В

Тема урока: Подвижные игры с элементами баскетбола.

Цель урока: Совершенствование основных элементов баскетбола.

Задачи урока:

Образовательные задачи(предметные результаты):

1)Повторить правила техники безопасности.

2)Повторить ведение мяча на месте и в движении.

3)Совершенствовать различные виды передач.

4)Разучить игру «Пятнашки с мячом».

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.Учить самостоятельному овладению информацией и применять её на практике.

2.Вовлекать обучающихся в ежедневную физкультурно-оздоровительную деятельность, прививать потребность в выполнении физических упражнений.

3)Развивать двигательные качества в игре «Пятнашки с мячом».

Воспитательные задачи(личностные результаты):

1. Прививать интерес к предмету физическая культура.

2. Воспитывать умение правильно выполнять физические упражнения.

3. Учить дисциплинированности, взаимовыручке и взаимодействию с одноклассниками.

Тип урока: Совершенствование.

Необходимое оборудование: Секундомер, свисток, баскетбольные мячи.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Подготовительный этап (15 мин.):

    Построение, выполнение строевых команд, приветствие, сообщение темы урока. Формулирование (вместе с детьми) цели и задач урока. Проверка знаний ТБ. Измерение пульса («Сколько норма в покое за минуту ЧСС? Почему вначале урока у нас такой пульс?»

    Разминка:

Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба на пятках, руки в замок за головой.

Ходьба перекатом с пятки на носок, руки в замок за головой.

Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе.

Бег с равномерной скоростью («змейкой», «противоходом»).

Ходьба в сочетании с упражнениями на восстановление дыхания.

Разминка в движении:

    Упражнение «Часики» (наклоны головы вправо и влево), руки на поясе.

    Упражнение «Маятник» (головой), руки на поясе.

    Рывки руками (правая вверху, левая визу).

    Круговые вращения во всех суставах рук вперёд и назад.

    Разминаем кисти (растираем, «волна», «замок»).

    Повороты в сторону впереди стоящей ноги, руки в замок перед грудью.

    Подъём ноги, согнутой в коленном суставе к локтю противоположной руки.

    Наклон вниз к впереди стоящей ноге, на каждый шаг.

    Пружинистые выпады вперёд.

    Приставные шаги правым и левым боком.

Измерить пульс, сравнить с предыдущими показателями. «Почему пульс возрос? Как вы считаете, ваш пульс увеличился в пределах нормы?»

Подготовить класс к уроку, мобилизовать внимание учащихся, создать мотивацию к действиям на уроке. Проверить форму, состояние обучающихся. Помощь в определении пульса.

Комментирует действия учеников, исправляет ошибки:

«Спина прямая! Колени не сгибать!

Тянемся вверх!

Локти в стороны!

Спину держим прямо!

Вперёд не наклоняться!

Дыхание не задерживать, соблюдать дистанцию во время движения!

Выдох выполняется во время наклона!

Закрепление знаний по двигательным действиям.

Голову назад не наклонять! Спина прямая!

Руки прямые! Резче рывки!

Активнее движения! Больше амплитуда движений!

Активнее разминаем кисти!

Сильнее поворот!Шире шаг!

Ногу поднять выше! Спину держать прямо! Вперёд не наклоняться!

Ниже наклон! Нога прямая!

Спина прямая! Глубже выпад!

Вперёд не наклоняться! Выше выпрыгивать!»

Помочь детям разобраться с изменением пульса.

Построение в одну шеренгу, приветствие.

Активное участие в диалоге с учителем. Измеряют пульс.

Стараются правильно выполнятьупражнения, внимательно слушают учителя, исправляют ошибки (если есть).

Повторяют за педагогом и запоминают.

Следят за правильностью выполнения упражнений для разминки на все группы мышц.

Отвечают на поставленный вопрос.

Учатся рассуждать, делать выводы.

Постановка учебной цели занятия (Р)

Умение правильно выполнять двигательное действие (Р). Определять пульс.

Умение организовать собственную деятельность (Р).

Умениераспознавать и называть двигательное действие (Пр)

Понимание необходимости выполнения разминочных упражнений для подготовки организма к основной части урока(л).

Запомнить упражнения

Умение технически правильно выполнять двигательное действие (Р).

Умение правильно выполнять упражнения, с целью контроля своего состояния. (Р)

Основной этап (15 мин + 10-игра):

Ходьба в низком приседе, мяч над головой.

Вращения мяча вокруг головы, туловища, ног влево и вправо.

Ведение мяча сидя, стоя на коленях, в стойке баскетболиста правой и левой рукой.

Передачи в парах:

1)2-мя руками от груди из и.п. сидя на полу, ноги врозь;

2)1-й рукой от плеча из и.п. сидя на полу, ноги врозь;

3)2-мя руками от груди из и.п. стоя;

4)1-н выполняет передачу 2-мя руками от груди, второй 2-мя руками от груди с отскоком от пола из и.п. стоя.

5)1-й рукой от плеча из и.п. стоя;

Подвижная игра «Пятнашки с мячом»: Выбирают 2-х водящих; их задача: с помощью передач баскетбольного мяча водящие должны осалить как можно больше народа. Тот, кого запятнали. Присоединяется к водящим и помогает им осаливать оставшихся.

«Проходя берём мячи».

«Спина прямая! Стараемся не терять мяч!»

Контролировать, чтоб никто не нарушал дистанцию.

Мяч стараемся не терять!

Перестроить обучающихся в круг.

Кисть плотно ложится на мяч! Мяч не должен подниматься выше пояса ».

Перестроить обучающихся в пары.

«Выполняем передачу тогда, когда партнёр готов её принять.

Не отдёргивать руку после передачи (руки выполняют направляющую функцию).

При выполнении передачи локти опущены вниз». Подать сигнал для смены, выполняющего передачу с отскоком от пола.

Научить новой подвижной игре.

Объяснить правила игры. Оценить действия учащихся, их взаимоотношения во время игры.

«Мяч нельзя бросать в игроков; допускается выполнять не больше 2-х шагов с мячом, разрешается крутиться на одной ноге. Каждый осаленный имеет отличительный знак- повязку».

Развивать быстроту и ловкость.

Берут мячи, продолжают движение по кругу с мячом в руках.

Соблюдая дистанцию 2 метра, встают в круг.

Выполняют задания в стойке баскетболиста.

Стараются правильно выполнять упражнения.

Контролируют правильное выполнение передач.

Внимательно слушают пояснения учителя, задают вопросы.

Умение технически правильно выполнять двигательное действие с мячом(Р).

Умение принять решение по выполнению задания (Л).

Умение выявлять ошибки при выполнении ведения мяча(Р)

Умение работать в парах (К)

Умение давать оценку двигательным действиям партнёра (Р)

Умение активно включаться в коллективную деятельность (Л). Умение проявлять дисциплинированность (Л)Умение взаимодействовать со сверстниками по правилам, во время проведения подвижной игры(К)

Заключительный этап (5 мин).

Упражнение на восстановления дыхания.

Игра «отсчитай минуту»:

Измерить ЧСС.

Построение.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

«В связи с чем пульс стал ниже предыдущего?»

Отметить отличившихся учеников.

Составить комплекс упражнений на формирование правильной осанки.

Дети садятся в круг «по- турецки», выпрямляют спину и

закрывают глаза.

Отвечают на вопрос.

Дети самостоятельно стараются оценить свою работу на уроке.

Умение сочетать упражнения направленные на укреплению осанки, внимание, ориентирование во времени (Р) Умение сосредоточиться на задании и приступить к его выполнению(Л).

Умение применять полученные знания в повседневной жизни (Р).

Из истории баскетбола Кратко о баскетболе можно сказать, что это спортивная командная игра, в которой игроки забрасывают мяч в "корзину", состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте чуть более 3 метров от пола (10 футов). Большинство попаданий оценивается двумя очками. Удачные броски из-за полукруга - 6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет остается ничейным после двух 20- минутных периодов, назначаются дополнительные пятиминутки. Кратко о баскетболе можно сказать, что это спортивная командная игра, в которой игроки забрасывают мяч в "корзину", состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте чуть более 3 метров от пола (10 футов). Большинство попаданий оценивается двумя очками. Удачные броски из-за полукруга - 6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет остается ничейным после двух 20- минутных периодов, назначаются дополнительные пятиминутки. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран - Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит - создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран - Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит - создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.





Подвижные игры «Салка и мяч» «Салка и мяч» Игроки бегают по площадке и, спасаясь от преследо­вания водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге по­слать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается в ходе иг­ры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча. Игроки бегают по площадке и, спасаясь от преследо­вания водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге по­слать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается в ходе иг­ры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.


«Числа» Вариант 1. Ученики свободно бегают по игровому полю. Когда учитель крикнет: «Четыре!» уче­ники должны образовать группы по 4 человека в соответствии с заранее оговоренными условиями как мож­но быстрее: например, встать друг за другом, положив руки на плечи, или образовать круг, взявшись за руки, и т.п. Можно называть любые чис­ла от О до половины количества играющих. Вариант 1. Ученики свободно бегают по игровому полю. Когда учитель крикнет: «Четыре!» уче­ники должны образовать группы по 4 человека в соответствии с заранее оговоренными условиями как мож­но быстрее: например, встать друг за другом, положив руки на плечи, или образовать круг, взявшись за руки, и т.п. Можно называть любые чис­ла от О до половины количества играющих. Вариант 2 аналогичен первому, но все игроки выполняют ведение мяча, при образовании групп одной рукой продолжая ведение, а свободную ру­ку положив на плечо впереди стоящего игрока. Вариант 2 аналогичен первому, но все игроки выполняют ведение мяча, при образовании групп одной рукой продолжая ведение, а свободную ру­ку положив на плечо впереди стоящего игрока.


«Одиннадцать Игра проводится группами по 710 игроков. Каж­дая группа образует круг и играет самостоятельно. Игра проводится группами по 710 игроков. Каж­дая группа образует круг и играет самостоятельно. Один игрок с мячом в руках начинает игру. Пере­давая мяч любому игроку, он громко говорит: «Раз!». Все остальные передачи делаются молча. Игрок, которому достанется одиннадцатая передача, должен оттолкнуть мяч, а не ловить его. Затем игра начина­ется сначала. Один игрок с мячом в руках начинает игру. Пере­давая мяч любому игроку, он громко говорит: «Раз!». Все остальные передачи делаются молча. Игрок, которому достанется одиннадцатая передача, должен оттолкнуть мяч, а не ловить его. Затем игра начина­ется сначала. Игрок, нарушивший правила, временно выхо­дит из игры и выполняет штрафные упражнения, определяемые учителем, после чего во время паузы возвращается. Игрок, нарушивший правила, временно выхо­дит из игры и выполняет штрафные упражнения, определяемые учителем, после чего во время паузы возвращается. Считается, что игрок нарушил правила, если он; Считается, что игрок нарушил правила, если он; не сказал вначале: «Раз!»; не сказал вначале: «Раз!»; поймал одиннадцатый мяч; поймал одиннадцатый мяч; шумел или считал вслух; шумел или считал вслух; долго стоял с мячом в руках; долго стоял с мячом в руках;





«Прилипала» Вариант 1. Игра проводится в паре. Один игрок свободно бегает по всей площадке, а второй рядом с ним, стараясь находиться как можно ближе («при­липает»). Разрешается небольшое касание партнера рукой (тыльной стороной). Через некоторое время игроки меняются ролями. Вариант 1. Игра проводится в паре. Один игрок свободно бегает по всей площадке, а второй рядом с ним, стараясь находиться как можно ближе («при­липает»). Разрешается небольшое касание партнера рукой (тыльной стороной). Через некоторое время игроки меняются ролями. Вариант 2 аналогичен первому, но игроки должны все время смотреть на мяч в руках учителя (тренера): если он находится справа, то первый участник убе­гает, а второй «прилипает», а если слева, то второй убегает, а первый «прилипает». Вариант 2 аналогичен первому, но игроки должны все время смотреть на мяч в руках учителя (тренера): если он находится справа, то первый участник убе­гает, а второй «прилипает», а если слева, то второй убегает, а первый «прилипает».


«Четные и нечетные номера» Игра проводится в парах. Все игроки распола­гаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 34 м друг от друга. Между ними на оди­наковом расстоянии от игроков противоположных команд лежат мячи (одна шеренга четные номера, другая нечетные) Учитель называет чис­ло от 1 до 10: если четное, то четные номера подбе­гают к мячу, берут его и стараются забросить в любое кольцо. Разрешается выполнить только один бросок. Нечетные номера в этом случае выступают в роли за­ щитников; если число нечетное всё наоборот. Игра проводится в парах. Все игроки распола­гаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 34 м друг от друга. Между ними на оди­наковом расстоянии от игроков противоположных команд лежат мячи (одна шеренга четные номера, другая нечетные) Учитель называет чис­ло от 1 до 10: если четное, то четные номера подбе­гают к мячу, берут его и стараются забросить в любое кольцо. Разрешается выполнить только один бросок. Нечетные номера в этом случае выступают в роли за­ щитников; если число нечетное всё наоборот.


«Борьба за подарки» Игра проводится в группе из 4-6 человек. Один из них 35 раз бросает мяч в кольцо, остальные 35 игроков борются за отскок («подарки»). Все броски выполняются с одной точки со средней или дальней дистанции. Каждый игрок по очереди вы­ступает в роли бросающего. Участник, получивший «подарок», передает мяч бросающему. Игра проводится в группе из 4-6 человек. Один из них 35 раз бросает мяч в кольцо, остальные 35 игроков борются за отскок («подарки»). Все броски выполняются с одной точки со средней или дальней дистанции. Каждый игрок по очереди вы­ступает в роли бросающего. Участник, получивший «подарок», передает мяч бросающему. За каждое попадание бросающий получает 1 очко, как и игрок, которому удастся поймать на лету отско­чивший мяч. Побеждает тот, кто в конце игры наберет больше очков. За каждое попадание бросающий получает 1 очко, как и игрок, которому удастся поймать на лету отско­чивший мяч. Побеждает тот, кто в конце игры наберет больше очков. Если игрок часто забрасывает мяч в кольцо, не давая возможности другим бороться за отскок, то кольцо закрывают «бубликом», описание которого приводится в игре «Школа снайперов». Если игрок часто забрасывает мяч в кольцо, не давая возможности другим бороться за отскок, то кольцо закрывают «бубликом», описание которого приводится в игре «Школа снайперов». «Ненасытный баскетболист» Вариант 1. Игра проводится в парах: первый уча­стник баскетболист, второй - судья. По сигналу учителя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 1 мин. или за 30 сек. забросить как можно больше мячей. За каждый правильно заброшенный мяч он получает 1 очко. Второй игрок отмечает ошиб­ки и подсчитывает очки (ошибками считаются нару­шение правил ведения, пробежки, броски с дальнего расстояния и т.п.). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Вариант 1. Игра проводится в парах: первый уча­стник баскетболист, второй - судья. По сигналу учителя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 1 мин. или за 30 сек. забросить как можно больше мячей. За каждый правильно заброшенный мяч он получает 1 очко. Второй игрок отмечает ошиб­ки и подсчитывает очки (ошибками считаются нару­шение правил ведения, пробежки, броски с дальнего расстояния и т.п.). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Вариант 2 аналогичен первому, но каждый игрок ведет мяч, подсчитывает очки и соревнуется сам с со­бой, стараясь забросить как можно больше мячей. Вариант 2 аналогичен первому, но каждый игрок ведет мяч, подсчитывает очки и соревнуется сам с со­бой, стараясь забросить как можно больше мячей.


«Муравейник» Вариант 1. Игра проводится аналогично игре «Не­насытный баскетболист», но участники поочередно выполняют броски в два игровых кольца. Бросив мяч в одно кольцо, игрок ведет мяч по направлению к противоположному кольцу, и т.д. Два раза подряд в одно кольцо мяч бросать нельзя. Вариант 1. Игра проводится аналогично игре «Не­насытный баскетболист», но участники поочередно выполняют броски в два игровых кольца. Бросив мяч в одно кольцо, игрок ведет мяч по направлению к противоположному кольцу, и т.д. Два раза подряд в одно кольцо мяч бросать нельзя. В зависимости от уровня подготовки можно вы­полнять броски с разных расстояний. Например, на­чинающие игроки выполняют броски только с близ­кого расстояния, более подготовленные с близкого и среднего расстояния, хорошо подготовленные с любого расстояния либо с конкретной дистанции в зависимости от задач урока. В зависимости от уровня подготовки можно вы­полнять броски с разных расстояний. Например, на­чинающие игроки выполняют броски только с близ­кого расстояния, более подготовленные с близкого и среднего расстояния, хорошо подготовленные с любого расстояния либо с конкретной дистанции в зависимости от задач урока. Вариант 2 аналогичен первому, но в одну сторону ведет мяч первый игрок, а в другую второй. Вариант 2 аналогичен первому, но в одну сторону ведет мяч первый игрок, а в другую второй. Вариант 3. Разрешается выполнить одно добива­ние в случае промаха бросает, а второй подает мяч), то на площадке могут заниматься 36 человек либо 24 человека, если ис­пользовать только точки, расположенные по бокам от кольца. Вариант 3. Разрешается выполнить одно добива­ние в случае промаха бросает, а второй подает мяч), то на площадке могут заниматься 36 человек либо 24 человека, если ис­пользовать только точки, расположенные по бокам от кольца.


Мяч ловцу (капитану)» Игра напоминает баскетбол. Участники также распределяются по двум командам, стараются, овладев мячом, бросить его по цели. Однако этой целью явля­ется не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике) на противоположной сторо­не (в углу) площадки. Ловец может подпрыгивать, но не имеет право заступать в нейтральную зону, которая опоясывает его круг (ширина см). В эту зону не разрешается заходить и полевым игрокам обеих ко­манд. За это и другие технические нарушения мяч пере­дается противоположной команде. За грубую игру на­значается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом. Игра напоминает баскетбол. Участники также распределяются по двум командам, стараются, овладев мячом, бросить его по цели. Однако этой целью явля­ется не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике) на противоположной сторо­не (в углу) площадки. Ловец может подпрыгивать, но не имеет право заступать в нейтральную зону, которая опоясывает его круг (ширина см). В эту зону не разрешается заходить и полевым игрокам обеих ко­манд. За это и другие технические нарушения мяч пере­дается противоположной команде. За грубую игру на­значается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом. иМожно условиться, что игрок может бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки. Каж­дый меткий бросок приносит команде одно очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей командой брос­ком из-за лицевой линии. иМожно условиться, что игрок может бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки. Каж­дый меткий бросок приносит команде одно очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей командой брос­ком из-за лицевой линии. Методика проведения подвижных игр Подвижные и учебные игры используются на уроках и тренировках для: Подвижные и учебные игры используются на уроках и тренировках для: закрепления и совершенствования изучаемых приемов игры; закрепления и совершенствования изучаемых приемов игры; совершенствования сочетания отдельных эле­ментов игры; совершенствования сочетания отдельных эле­ментов игры; развития умения ориентироваться на площадке во время игры (видеть площадку); развития умения ориентироваться на площадке во время игры (видеть площадку); решения тактических задач; решения тактических задач; развития физических качеств; развития физических качеств; увеличения моторной плотности занятия по сравнению с обычной игрой, особенно на началь­ном этапе обучения. увеличения моторной плотности занятия по сравнению с обычной игрой, особенно на началь­ном этапе обучения.


Игровая методика вносит в труд воспитания не только оживление и подъем, но и помогает учителю лучше узнать характер ребенка, распознать его сложный мир, раскрывающийся подчас в простой подвижной игре. Наблюдения в процессе иг­рыодин из источников совершенствования педагоги­ческого мастерства, связанный с познанием своих уче­ников, Игровая методика вносит в труд воспитания не только оживление и подъем, но и помогает учителю лучше узнать характер ребенка, распознать его сложный мир, раскрывающийся подчас в простой подвижной игре. Наблюдения в процессе иг­рыодин из источников совершенствования педагоги­ческого мастерства, связанный с познанием своих уче­ников, Он может оценить: а) общее физическое развитие ребенка; б) степень раз­вития отдельных физических качеств; в) способность со­четать в игре эти двигательные качества; г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей); д) проявление ребенком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и нерешительно­сти; ж) отношение к соперникам по игре; з) отношение к партнерам по своей команде (терпимость, взаимовы­ручка); и) отношение к собственным ошибкам и их ис­правление во время повторной игры; к) общую дисциплинированность, требовательность к себе; л) отношение к победе/поражению. Он может оценить: а) общее физическое развитие ребенка; б) степень раз­вития отдельных физических качеств; в) способность со­четать в игре эти двигательные качества; г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей); д) проявление ребенком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и нерешительно­сти; ж) отношение к соперникам по игре; з) отношение к партнерам по своей команде (терпимость, взаимовы­ручка); и) отношение к собственным ошибкам и их ис­правление во время повторной игры; к) общую дисциплинированность, требовательность к себе; л) отношение к победе/поражению.


Играй, играй, мяч не теряй

Задачи . Учить детей слушать сигнал, дать им почувство­вать качества мяча: вес, упругость и др. Формироватьумения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.

Описание игры . Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.

Методические указания . Воспитатель называет дви­жения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в сте­ну, вверх, вниз и т. д.

Сделай фигуру

Описание игры . Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если воспитатель говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит «ночь», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определенную позу и не шевелиться. Зашевелившийсяребенок получает штрафное очко. Выигрываютдети, не получившие штрафных очков.

Вызови по имени

Задачи. Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, уме­ние согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

Описание игры . Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга - ребенок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

Методические указания . Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

Игры с передачей и ловлей мяча

10 Передач

Задачи. Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами. Воспитывать спра­ведливость и стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры . Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. Но сигналу они на­чинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигры­вают те дети, которые дольше удерживают мяч.

Методические указания . Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди.

Мяч водящему

Задачи . Учить детей передавать мяч двумя руками от гру­ди и ловить его. Развиватьумение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети делятся на 4- 5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

Гонка мячей по кругу

Задачи . Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосре­доточиться при выполнении задания. Воспитывать ответствен­ность перед товарищами по игре.

Описание игры . Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге на­против друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигна­ла игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

Поймай мяч

Задачи . Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умение прийти на помощь това­рищу.

Описание игры . Дети делятся по трое. Двое из них ста­новятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасы­вают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания . Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, на­пример вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

У кого меньше мячей

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры . Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 180-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второ­го свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Займи свободный кружок

Задачи. Учить детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к то­варищам по игре.

Описание игры . На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5 - 2 м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удается это сделать, воспитатель даст свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружка, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счет не принимается.)

Методические указания . Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в нее второй мяч и второго водящего.

Варианты. 1. Водящими выделяются двое детей.

2. В игру вводится несколько мячей.

Обгони мяч

Задачи . Учить передавать, ловить мяч. Воспитывать ответ­ственность перед командой.

Описание игры . Играют 2 (можно 4-6) команды. Игро­ки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, ко­торые имеют мячи. После сигнала воспитателя каждым водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчива­ется, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водя­щему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Подвижная цель

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. По­павший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг.

Методические указания . Мяч можно бросать только в ноги водящего.

Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после пере­дачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

Успей поймать

Задачи . Учить передавать - ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети встают по кругу с водящим в се­редине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на дру­гую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания . Группа делится на 4-6 под­групп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

За мячом

Задачи . Учить передавать ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, вос­питывать ответственность за свои действия перед коллекти­вом.

Описание игры . Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и стано­вятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противопо­ложной колонне ребенку, а сам бежит в конец этой колонны, т. е. вслед за мячом. Поймавший также передаст мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее закан­чивает игру.

Методические указания . Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

Игры с баскетбольным мячом

Игра «21»
2.
Популярна: везде.
Защита: см. ниже.
Правила: Варьируются в зависимости от географического местоположения. В России: первый игрок делает бросок и при попадании переходит на штрафную и бросает оттуда до первого промаха. При промахе (как с любой точки, так и со штрафной), второй игрок должен взять подбор, не дав мячу дважды удариться об землю (в противном случае, мяч уходит следующему игроку и тот бросает со штрафной) и бросать оттуда, где находится. Особо хитрые при подборе раздвигают ноги насколько могут, а потом приставляют ногу дальнюю от кольца, приближаясь иногда на добрый метр. Защита отсутствует, но особо точному снайперу, могут говорить под руку, махать чем-нибудь перед лицом и т.п. Физический контакт, как таковой места не имеет. Очки насчитываются по разному. Общепринятый вариант, как правило, по одному очку за попадание внутри дуги и два из-за нее. Выигрывает первый игрок, набравший 21 очко. Последний бросок необходимо выполнить из-за трехочковой. В США: может присутствовать кое-какая защита. Если у тебя 21 очко и ты промахнулся решающий трехочковый, персональный счет падает с 21 до 17, и так до бесконечности.

Игра «33»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: везде.
Защита: отсутствует.
Правила: Кидаешь штрафной. Если забил, тебе прибавляется 3 очка и ты кидаешь опять. Если не забил, тогда твой соперник кидает с того места, где он поймал мяч. Если он забил, становится на штрафной. Есть несколько вариантов концовок при 30 очках: попасть один раз, три штрафных подряд, с центра, спиной, из-за кольца и т.д.

Игра «3»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: в России.
Защита: по договоренности. Как правило, отсутствует.
Правила: Игроки бросают трехочковые. Если первый забивает бросок, то получает в свой актив «плюс 1». Попадание одного соперника нейтрализует удачный бросок другого. То есть, если у меня «плюс один» (у него соответственно, «минус один»), и мой противник забивает трехочковый, то у нас «по нулям». Цель: довести персональный счет до «плюс 3».

Игра «Козел»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: везде.
Защита: отсутствует.
Правила: первый игрок делает бросок с любой точки и при попадании, следующий игрок должен повторить бросок с той же точки. При промахе у второго игрока «добавляется» новая буква. Цель игры: путем точным бросков и, соответственно, промахов противника, заставить его набрать слово «Козел». Существует также понятие «круга» (в России): если, скажем, первый игрок делает бросок из-под кольца и все остальные также выполняют идентичный бросок, то первый игрок не имеет права бросать с любого другого места, а должен «подтвердить» свой предыдущий бросок, если он точен, то «на кону» стоят уже две буквы. И так до чьего-либо промаха.

Игра «Юта»
Минимальное количество участников: 3.
Популярна: в Америке.
Защита: убийственная.
Правила: простые. Каждый сам за себя.
Цель: набрать сто очков.
Очки засчитываются по пять с любой точки. Процесс следующий: обыграв противника (-ков), игрок отправляется на штрафную. Может забить только три штрафных (причем обязательно «вчистую», не задев дужки или щита), после чего должен снова обыгрывать защитников. Во время штрафных защиты нет. Фолы не объявляются, то есть игра не для нытиков. Аутов тоже нет. Однако, объявляются проносы, пробежки, двойное ведение. Мяч переходит к первому игроку, объявившему нарушение. Набрав сто очков, игрок должен «разбить лед» точным штрафным, а лишь потом имеет право бить решающий трехочковый. При промахе с трехочковой, игрок продолжает игру, причем обязан сначала забить с поля (откуда угодно), опять «разбить лед» со штрафной и лишь потом с трехочковой. Если игрок не докидывает до кольца, то подобравший мяч, может сразу же бросать в кольцо и не выводиться за штрафную. Так же необязательно выводится при выдающемся столпотворении игроков (восемь и больше).

Подвижные игры имеют большое значение в системе обучения баскетболу. Игры развивают ряд качеств, необходимых игрокам, как, например, быстроту, меткость, ориентировку и др., позволяют закрепить приобретенные навыки в технике и тактике игры, делают урок более интересным. Есть игры простые, в которых вырабатывается навык ведения, передач мяча, бросков в корзину и т. д. Но есть и сложные игры, где требуются ловкость, ориентировка и знание хотя бы основ тактики и правил игры. В зависимости от состава занимающихся и цели занятия подбирается соответствующая игра. Ниже дается несколько игр различного содержания.

«Эстафета с передачей мяча» . Группа разбивается на несколько команд с равным количеством игроков в каждой. Команды выстраиваются в колонну по одному на лицевой линии. По одному игроку из каждой команды переходят к противоположной лицевой линии. Стоящие в колоннах первыми ведут мяч вдоль площадки и, пройдя среднюю линию, делают передачу стоящему напротив игроку. Тот в свою очередь возвращает мяч обратно и выбегает вслед за своей передачей. Ему вторично передается мяч, после чего он ведет его и передает очередному игроку, становясь сам в затылок последнему. Игрок, который вел первым, остается на лицевой линии. Таким же образом проводится дальнейшее ведение и передачи, пока мяч не вернется первому игроку.

«Эстафета с передачей мяча и броском в корзину» . В игре участвует две команды, участники выстраиваются в две колонны по одному за противоположными лицевыми линиями с правой (или левой) стороны щита. По одному игроку из команд встают напротив, вблизи щита. Первые игроки ведут мяч и, пройдя среднюю линию, передают его партнеру, после чего выбегают под щит, где, получив мяч, делают бросок (до попадания) и затем передают его тому же игроку, который ведет мяч обратно и, сделав передачу, встает последним в колонну. Под щитом остается игрок, который вел первым. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.



«Гонка мяча с переменой места» . 12 человек играющих разбиваются на две шеренги, которые встают лицом одна к другой на расстоянии 10 м. Обе шеренги размыкаются на три-четыре шага и рассчитываются на первые и вторые номера; одноименные номера должны стоять через одного. Первые номера обеих шеренг составляют одну команду, а вторые - другую. У крайних игроков обеих команд находится по мячу. Место, где они стоят, обводится линией. По сигналу руководителя мячи передаются по диагонали напротив стоящим, и туда же следует перебежка; получившие мяч передают его следующим партнерам и перебегают по диагонали на их место. Когда мячи попадают к крайним игрокам, они начинают продвигаться с ведением, обегая противоположную шеренгу до обозначенного круга (рис. 94). Расстановка играющих оказывается такой же, как вначале, только все сдвинулись вправо. Далее следуют безостановочно передачи и перебежки в том же порядке, пока начинавшие игроки не вернутся в свои круги. Если во время передачи мяч упал, то его следует поднять и передавать очередному игроку. Выигрывает команда, окончившая гонку мяча первой. Можно условиться о продлении игры до 2-3 и более смен подряд. Если количество играющих каждой команды будет нечетным - 5 или 7, то крайние игроки должны обегать не противоположную шеренгу, а ту, в которой они стоят.

«Вызов номеров» . Группа делится на две равные команды, которые встают в затылок за лицевой линией с обеих сторон щита. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров, и эти номера сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой кладется по мячу. Руководитель громко вызывает какой-нибудь номер, например три. Третьи номера выбегают вперед, поднимают мяч и ведут его до стоек, обегают их и возвращаются назад. Мяч снова кладется на лицевой линии. Затем руководитель вызывает другие номера и т. д. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. Победителем считается та команда, которая за пять минут игры набрала большее количество очков.

«Борьба за мяч» . Две команды, по пяти человек каждая, размещаются произвольно на баскетбольной площадке. Игроки каждой команды, передавая мяч друг другу, стараются сохранить его возможно дольше, не давая противнику овладеть мячом. Другая команда стремится завладеть мячом и также не отдавать его своим противникам. Игроки должны держаться дальше друг от друга, выбегать на свободное место, когда мяч находится у партнера, и закрывать свободных игроков противника, когда мяч находится в их руках. Игрокам рекомендуется сохранять определенные места на площадке. Выигрывает команда, сделавшая большее число передач за пять минут игры. Игра начинается и ведется по правилам баскетбола, за исключением бросков в корзину и игры в зонах. Нельзя в этой игре выбивать мяч из рук противника; стоять с мячом на месте разрешается до подхода противника на метр. За грубую игру мяч передается другой команде. Руководитель ведет счет, не прерывая игры, объявляя его громко каждый раз, когда мяч переходит от одной команды к другой.



«Мяч своему» . На баскетбольной площадке в пределах обеих зон корзин чертится по одному кругу радиусом 1 м. В игре участвуют две команды по пять-шесть человек каждая, которые встают следующим образом: один защитник находится у круга в тыловой зоне, три нападающих размещаются произвольно, и один ловящий находится в круге передовой зоны. Цель игры заключается в том, чтобы, передавая мяч друг другу, подвести его к кругу и передать своему игроку, стоящему в круге. За всякий мяч, пойманный с воздуха стоящим в круге, команда получает одно очко, после чего игра начинается с центра. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за пять минут игры. Игра ведется с соблюдением всех правил баскетбола. Запрещается кому-либо из игроков наступать на линию круга или переступать ее, а стоящим в круге выходить из него. Если ловящий прыгает за мячом, то он должен обязательно приземлиться в круг. За нарушение этого правила мяч передается другой команде для вбрасывания его с ближайшей точки из-за боковой линии. Передавать мяч ловящему можно с любой стороны круга в пределах границ площадки; очко засчитывается только в тех случаях, когда ловящий поймал мяч с воздуха. Если пойман катящийся или отскочивший от земли мяч, то ловящий не должен его задерживать; за грубую игру назначается штрафной бросок, который производится из центрального круга в любом направлении; если мяч при штрафном броске попадает сразу к ловящему, то засчитывается очко; за время игры разрешается делать любые перестановки в команде и сменять ловящего.

«Не меньше другого» . Количество играющих -4-7 человек. Расположение произвольное, устанавливается только очередность при бросках. Первый игрок бросает мяч в корзину с линии штрафного броска, затем бросает вторично с того места, где упал мяч, и, наконец, в третий раз. Второй игрок обязан попасть столько же раз и в таком же порядке, как и первый. Если он сделал меньше попаданий, то выбывает из игры. Затем бросает следующий, который обязан попасть не меньше предыдущего, и т. д. до тех пор, пока останется один игрок, который и считается победителем. После этого игра начинается сначала.

«Отрыв» . Количество играющих - от 4 до 8 человек. Играющие рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за ними на все время игры, и встают на 2-3 шага от лицевой линии лицом к щиту. Водящий с мячом в руках находится сзади остальных. Водящий бросает мяч в корзину и, когда мяч достигает высшей точки полета, вызывает какой-либо номер из числа играющих. Вызванный игрок должен поймать снижающийся или отскочивший от щита мяч и, не делая пробежки, запятнать им любого из играющих. Все остальные стремятся убежать за среднюю линию. Если водящему удалось кого-либо запятнать до средней линии, то он продолжает водить. Если же он промахнулся, то водящим становится тот, кого пытались запятнать. Эту игру можно проводить одновременно двумя группами у разных стоек. В этом случае необходимо предостеречь играющих от столкновения, когда они перебегают среднюю линию. Данная игра вырабатывает ценные навыки быстрого отрыва, необходимые при игре в баскетбол.