Империя дария власть ахеменидов. Империя ахеменидов

История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в.. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • James R. Russell «Zoroastrianism in Armenia», chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

    Оригинальный текст (англ.)

    Стр. 39
    By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
    ...
    The Armenians, as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

    Стр. 45
    Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
    ...
    The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  • ЦАРЬ ДАРИЙ I АХЕМЕНИД "РАЗГЛЯДЕЛ" СИЛУЭТЫ БУДУЩЕЙ СТОЛИЦЫ на обширной равнине Марвдашта и начал строительство в 520 году до н.э. По заранее продуманному плану город продолжали возводить вплоть до 460 года цари Ксеркс и Артаксеркс. Роскошные дворцы с бесчисленными залами невероятных размеров, культовые сооружения, административные здания, парадный въезд в город с монументальной лестницей, 106 ступеней которой были вытесаны из цельных плит восьмиметровой ширины и много еще чего невероятного, "охраняемого" скульптурами гигантских крылатых быков с человеческими головами... На барельефах дворцового комплекса изображены восседающие на тронах Ахеменидские цари, которым подносят дары подданные империи. Их лица и одеяния настолько разнятся, что и сегодня легко различить греков, нубийцев, индусов, армян, вавилонян, мидийцев, эламитов и прочих. Индусы подносят золото, греки – шерсть (золотое руно), армяне – коней... Со времен событий, изображенных на барельефе, минуло 2,5 тысячи лет. Давно нет ни великого Вавилона, ни Мидии, ни Элама. Но Иран и по сей день продолжает оставаться серьезной региональной державой – страной очень самобытной, отмеченной тысячелетней историей государственности и культурной преемственностью.

    В богатейшей истории человечества было не так уж много периодов, сыгравших ключевую роль в сближении народов и выведении межэтнических, культурных и прочих контактов на принципиально новый уровень. Особенно это касается периода древней истории, когда межкультурные контакты были привилегией крайне узкой группы лиц – преимущественно финикийских или греческих мореплавателей.

    Значимый имперский опыт оставила человечеству древнеиранская Ахеменидская держава. Возникшая в 6 в. до н.э., она охватывала огромное пространство – от Индии до Египта: Малую и Среднюю Азию – Элам, Вавилонию, Сирию, Финикию, Египет и многие другие страны, в том числе и Армению. История сохранила данные о восстаниях в Армении, как, впрочем, и факт, к примеру, службы армянских легионеров в ахеменидском войске. Интересно, что название нашей страны в ее нынешней форме впервые засвидетельствовано в ахеменидский период. Страна “Армина” упомянута в древнеперсидской версии триязычной Бехистунской надписи Дария I Ахеменида 6 в. до н.э. (в эламской и вавилонской версиях надписи она названа соответственно Харминуйя и Урашту).{gallery}persia{/gallery}

    ИМПЕРИЯ БЫЛА НЕ ПРОСТО ОБШИРНА, НО И КРАЙНЕ РАЗНОРОДНА по своему составу – она включала более восьмидесяти народов, часть из которых к тому времени создала великие культуры, опирающиеся на тысячелетнюю традицию, другие же намного отставали в своем развитии. "Царям царей" хватило мудрости и политической зрелости, чтобы не использовать единых подходов к этим столь сильно отличающимся друг от друга народам. Ведь даже к представителям таких древних, но совершенно несхожих цивилизаций, как вавилонская, греческая, египетская, был полностью неприемлем единый подход. Ахемениды проводили крайне гибкую национальную политику, основанную на сохранении самобытности, своеобразия менталитета, национальных традиций. Особенностью сверхдержавы был не только ее пестрый этнический или религиозный состав. Помимо прочего, населявшие ее народы имели совершенно разные исторически сложившиеся режимы – монархические, аристократические, демократические, теократические, разный социально-экономический уклад, совершенно различную степень зависимости от центра...

    За очень короткий промежуток времени – Ахеменидская империя возникла и сформировалась менее чем за 40 лет – была создана не просто оптимальная система управления этим гигантом, но, что еще важнее – имперская идеология и единое культурно-историческое пространство. А ведь многие народы империи буквально недавно даже не подозревали о существовании друг друга. В разных частях империи в воинских легионах рядом с вавилонянами, иудеями служили хорезмийцы, армяне и представители других народов. Возникли мощные связи между интеллектуальными элитами – зороастрийские маги активно общались с вавилонскими храмовыми чиновниками, идеологами иудейского вероучения, греческими мыслителями... Вообще влияние древнеиранской религиозной традиции просматривается во многих религиозных системах, да и сам древнеиранский пантеон значительно пополнился богами неиранского происхождения, которые были полностью ассимилированы. Чего стоит один только образ богини Анахиты, в древности почитаемой и армянами: ее имя – производное от Анаитиды (Анатис) – греческой богини, чей культ был широко распространен в Малой Азии.

    Многие ли сверхдержавы смогли подняться до имперской идеологии Ахеменидов, провозглашавшей атмосферу лояльности, веротерпимости (безусловно, в языческом ее понимании), полного отсутствия этнической, религиозной или какой-либо другой демаркации. Ахеменидская идеология преследовала совершенно четкую цель. Подданные империи были обязаны признавать, что Ахемениды - идеальные защитники закона, правопорядка и соцальной спроведливости, что именно их власть способствует установлению идеального миропорядка. Данная концепция власти - концепция идеального правителя - существовала у иранцев с древнейших времен: царь ариев должен был быть наделен хварной – некоей "божественой харизмой". Само понятие хварна в разные периоды имело множество значений – от "добра, блага" и до "блеска, великолепия". Хварна представлялась и некоей ипостасью благой судьбы, дарующей удачу, успех, победу царям. В конце концов хварна превратилась в символ законной царской власти. Хварной, согласно традиции, был наделен мифологический первый царь ариев – Йима, но как только он встал на путь лжи, хварна отлетела от него в виде сокола. Подобного сокола можно видеть и над головами ахеменидских царей, изображенных на барельефах: он одновременно символизирует и власть, данную Ахеменидам свыше, и перманентную угрозу потерять эту власть, если они сойдут с пути истины.

    НО НАЛИЧИЕ СОЗДАННОЙ АХЕМЕНИДАМИ В КРАТЧАЙШИЙ СРОК имперской идеологии не предполагало идеологического давления. Общество не подвергалось идеологической обработке, людей не преследовали за убеждения, а тем более – по этническому или религиозному принципу. Не было контроля за информацией – образованные жители, скажем, Египта, Палестины, Месопотамии свободно читали в своих библиотеках отнюдь не проверенную цензурой литературу. Как следствие мягкого идеологического климата в империи практически отсутствовали этнические или религиозные распри. Единственным поводом для разногласий в Ахеменидской империи была торговая и экономическая конкуренция.

    Ахеменидская администрация также включала в себя множество представителей разных народов – кто, как не они, выступали лучшими экспертами в вопросах управления столь пестрой империей. Ахемениды вовсе не стремились к всеобъемлющему контролю за своими подданными. И отнюдь не потому, что у государства не было для этого средств или должного опыта, просто с точки зрения менталитета древнего иранца подобный контроль выглядел противоречащим традиционным отношениям и божественному обустройству.

    Если подданный империи явно не отвергал власть Ахеменидов, его убеждения не привлекали внимания государства. Ахеменидские цари прекрасно осознавали свою сверхзадачу и трепетно относились к государственному опыту еще недавно могущественных ассирийцев, урартов, вавилонян, египтян и др. Они четко понимали, с кем имеют дело, и подчеркнуто выражали глубокое уважение древним традициям народов, даже выступая их преемниками и хранителями. В империи оберегалась и частная жизнь подданных, в особенности семейные отношения. Действовала хорошо разработанная система социальной защиты, распространявшаяся на всех подданных независимо от этнической принадлежности. Были предусмотрены специальные льготы для беременных женщин и матерей, а также других групп, нуждающихся в социальной поддержке.

    Династийной столицей столь великой державы мог быть только град-жемчужина, подобный Персеполю! В его дворцы стекались несметные трофеи, чтобы быть брошенными к ногам "царя царей", отсюда во все концы необъятной империи мчались тысячи гонцов с царскими приказами. Здесь было все самое лучшее – то, что соответствовало статусу властелинов половины земли...

    Но "цари царей", управлявшие сотней наций, не всегда справлялись с собственным двором – при поздних Ахеменидах он был практически раздираем внутренними противоречиями. Кроме того, персы были уверены в своем военном могуществе и в целом игнорировали надвигающуюся с запада угрозу. В результате империя пала под ударами армии Александра Македонского.

    Кто бы мог подумать, что выстроенная во всем своем великолепии не на века – на тысячелетия, парадная имперская столица, спустя каких-то 130 лет после того, как она обрела свой окончательный вид, будет не просто разграблена – предана огню! Так Александр Великий отомстит персам за сожженный в греко-персидский войнах Акрополь. Трудно поверить, что произошла эта драма по велению сердца самого Александра, хотя деяниям его, безусловно, был не чужд античный драматизм. Но к моменту трагедии от города уже было взято все, что возможно!

    АЛЕКСАНДР ПРОВЕЛ ЗДЕСЬ ЗИМУ, ВОССТАНОВИЛ ВОЙСКО и воодушевил его для новых побед богатой добычей – античные авторы сообщают, что для вывоза драгоценностей из Персеполя в захваченные ранее Сузы и Вавилон грекам понадобилось 10 000 подвод, 300 верблюдов и бесчисленное количество мулов. Так стоило ли уничтожать то, что и без того принадлежало победителю и было призвано лишь усилить блеск его собственной славы и теперь уже принадлежавшей ему империи – империи Александра? Скупое сообщение Плутарха о конце Персеполя добавляет вполне реалистичные для античной драмы детали: "Александр пировал и веселился вместе с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она во власти хмеля решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины… Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота.

    Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Понуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и факелом в руке пошел впереди всех…"

    Парадокс, но самого Александра – покорителя Ахеменидской империи - историки называют "последним Ахеменидом". В этом, кстати, тоже можно усмотреть величие этой сверхдержавы, проявившееся и в самый драматичный период ее истории.

    Ведь, покорив империю, Александр Македонский не пытался ничего институционально изменить, не проводил особых преобразований. Ему было очевидно, что он имеет дело со слаженно работающей государственной структурой. Наоборот, он очень быстро "персизировался", если так можно выразиться, перенял многие обычаи ахеменидского двора. Грозный и жестокий завоеватель в этом случае действовал не только силой оружия. Понимая, что люди, создавшие такую империю, могут помочь и ему укрепить свою власть, Александр приблизил к себе многих персов, женился на дочери царя Дария. Его примеру последовали и 10 000 македонцев, тоже женившихся на персиянках. Быть может, Македонский сумел бы сохранить это огромное государство, но ошибки и слабости свойственны и великим. Успехи опьянили завоевателя, он впал в разгул, стал проявлять необоснованную жестокость. Начались распри. Империя Александра – и все же это все еще была Ахеменидская империя – была обречена. Вскоре Александр Македонский умер, не успев разрушить свой величественный образ и кровью обретенную славу. А поскольку умер он совсем молодым, трудно судить даже, была ли у него вообще своя концепция государства. Или все-таки он был рожден только великим полководцем...

    В любом случае персидский опыт изменил его, возможно, сделал более космополитичным. Диодор Сицилийский (I век до н.э.) цитирует меморандум Александра, планировавшего великие переселения народов, создание городов со смешанным населением и прочие мультикультурные сверхпроекты. Кто знает, возможно, Македонскому очень захотелось создать свою империю – семью народов, без чужаков, без маргиналов... Эдакая ахеменидская прививка великому полководцу-чужестранцу. Вы думаете, этот вектор исчез с его смертью? Отнюдь. Александр успел передать его одному неординарному представителю принципиально иной культуры, с которой успел соприкоснуться перед смертью. Но об этом – в другой раз...

    В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

    О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

    По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

    Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

    Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

    История древней Персии

    Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

    Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

    Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

    После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

    Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

    Хронология правителей династии Ахеменидов:

    • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
    • Тейспес, 600-е гг до н.э.
    • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
    • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
    • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
    • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
    • Бардия, 522 г до н.э.
    • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
    • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
    • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
    • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
    • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
    • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
    • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
    • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
    • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
    • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
    • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

    Карта Персидской империи

    Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

    «Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

    В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

    Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

    Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

    В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

    Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

    В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

    Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

    При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

    Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

    При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

    Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

    Персидская система управления

    Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

    Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

    Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

    Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

    Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

    Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

    Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

    Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

    Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

    Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

    Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

    Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

    Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

    Ахемениды , древнеперсидская царская династия (558 г. до н.э - 330 г. до н.э.)

    Династия Ахеменидов ведет начало от легендарного Ахемена (лат. Achaemenes, др.-перс. Хахаманиш), вождя союза персидских племен.

    Персия первых Ахеменидов входила в состав Мидийской державы (мидийцы были близкородственным народом), и вместе с Мидией участвовала в разгроме Ассирийской империи . Потомок Ахемена Кир II Великий , правивший с 559 г. до н.э. в области Парса и г. Аншане (Северный Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Передней Азии: в 550 г. до н.э. -549 г. до н.э. была захвачена Мидия, в течение последующих трех лет были завоеваны все страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы; в 546 г. до н.э. - Лидийское царство и греческие города Малой Азии; между 545 г. до н.э. и 539 г. до н.э. - значительная часть Средней Азии; в 539 - Вавилония (Кир II был коронован как царь Вавилона). В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз II после битвы при Пелусии подчинил Египет ; между 519 г. до н.э. и 512 г. до н.э. при Дарии I были покорены острова Эгейского моря, Фракия , Македония и северо-западная часть Индии .

    В начале V в. до н.э. , при Дарии I , начинается период противостояния Персидской державы и греческих полисов, боровшихся за свою независимость. В этот период, известный как Греко-персидские войны, как персы, так и греки активно вмешиваются в внутренние дела Греции и Персидской державы, соответственно. К концу V в. до н.э. греческие наемники составляли важнейшую часть персидского войска; а, например, условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну, были, фактически, составлены персидским царем.

    Греко-персидские войны, пришедшиеся на период расцвета демократических Афин и древнегреческой цивилизации, способствовали объединению греческих городов перед лицом внешнего врага и экспансии греческой культуры на Ближний восток, с одной стороны; с другой стороны, выявили противоречия как в самой Греции, так и в Персии, а также способствовали созданию эллинистических государств, в которых древнегреческая культура сочеталась с персидской политической системой. Период Греко-персидских войн прекрасно отражен в сочинениях древнегреческих историков.

    Греческим городам удалось остановить экспансию Ахеменидов, и, начиная с конца V в. до н.э. империю сотрясают постоянные смуты: после смерти каждого царя начинаются династические войны за престол, постоянно происходят восстания в различных сатрапиях, некоторые регионы получают фактическую независимость (например, Египет).

    В 334 г. до н.э. царь Александр Македонский вторгается в пределы государства Ахеменидов; последний персидский царь Дарий III терпит поражение. В 331 г. до н.э. происходит решающая битва при Гавгамелах, после которой империя Ахеменидов прекращает свое существование. Почти все страны бывшей империи входят в состав державы Александра Македонского.

    Управление империей Ахеменидов, представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарии I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю подати (деньгами и натурой).

    По этническому составу и социальному укладу империя Ахеменидов была неоднородна. В городах Малой Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоеванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели крупные рабовладельческие хозяйства.

    Основными представителями династии были:

    •  Ахемен (др.-перс. Хахаманиш, правил в период до 675 г. до н.э.)
    •  Теисп (др.-перс. Джишпиш или Чишпиш, 675-640)
    •  Кир I (др.-перс. Куруш, 640-580)
    •  Камбиз I (также Камбис, др.-перс. Камбуджия, 580-559)
    Ахемениды , древнеперсидская царская династия (558 г. до н.э - 330 г. до н.э.)

    Династия Ахеменидов ведет начало от легендарного Ахемена (лат. Achaemenes, др.-перс. Хахаманиш), вождя союза персидских племен.

    Персия первых Ахеменидов входила в состав Мидийской державы (мидийцы были близкородственным народом), и вместе с Мидией участвовала в разгроме Ассирийской империи . Потомок Ахемена Кир II Великий , правивший с 559 г. до н.э. в области Парса и г. Аншане (Северный Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Передней Азии: в 550 г. до н.э. -549 г. до н.э. была захвачена Мидия, в течение последующих трех лет были завоеваны все страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы; в 546 г. до н.э. - Лидийское царство и греческие города Малой Азии; между 545 г. до н.э. и 539 г. до н.э. - значительная часть Средней Азии; в 539 - Вавилония (Кир II был коронован как царь Вавилона). В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз II после битвы при Пелусии подчинил Египет ; между 519 г. до н.э. и 512 г. до н.э. при Дарии I были покорены острова Эгейского моря, Фракия , Македония и северо-западная часть Индии .

    В начале V в. до н.э. , при Дарии I , начинается период противостояния Персидской державы и греческих полисов, боровшихся за свою независимость. В этот период, известный как Греко-персидские войны, как персы, так и греки активно вмешиваются в внутренние дела Греции и Персидской державы, соответственно. К концу V в. до н.э. греческие наемники составляли важнейшую часть персидского войска; а, например, условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну, были, фактически, составлены персидским царем.

    Греко-персидские войны, пришедшиеся на период расцвета демократических Афин и древнегреческой цивилизации, способствовали объединению греческих городов перед лицом внешнего врага и экспансии греческой культуры на Ближний восток, с одной стороны; с другой стороны, выявили противоречия как в самой Греции, так и в Персии, а также способствовали созданию эллинистических государств, в которых древнегреческая культура сочеталась с персидской политической системой. Период Греко-персидских войн прекрасно отражен в сочинениях древнегреческих историков.

    Греческим городам удалось остановить экспансию Ахеменидов, и, начиная с конца V в. до н.э. империю сотрясают постоянные смуты: после смерти каждого царя начинаются династические войны за престол, постоянно происходят восстания в различных сатрапиях, некоторые регионы получают фактическую независимость (например, Египет).

    В 334 г. до н.э. царь Александр Македонский вторгается в пределы государства Ахеменидов; последний персидский царь Дарий III терпит поражение. В 331 г. до н.э. происходит решающая битва при Гавгамелах, после которой империя Ахеменидов прекращает свое существование. Почти все страны бывшей империи входят в состав державы Александра Македонского.

    Управление империей Ахеменидов, представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарии I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю подати (деньгами и натурой).

    По этническому составу и социальному укладу империя Ахеменидов была неоднородна. В городах Малой Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоеванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели крупные рабовладельческие хозяйства.

    Основными представителями династии были:

    •  Ахемен (др.-перс. Хахаманиш, правил в период до 675 г. до н.э.)
    •  Теисп (др.-перс. Джишпиш или Чишпиш, 675-640)
    •  Кир I (др.-перс. Куруш, 640-580)
    •  Камбиз I (также Камбис, др.-перс. Камбуджия, 580-559)