А гиляровский биография. Каким был Гиляровский

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы

(1853, имение в Вологодской губернии - 1935, Москва), писатель, журналист, бытописатель Москвы. Потомок запорожских казаков. В 1871 году, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 1870-х годов и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов вступил добровольцем в армию. В 1881 году приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В. Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Достоевский , А. Н. Плещеев, Полонский , Тургенев , Островский . Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты "Англия" в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с Чеховым и Левитаном . В 1884 году Гиляровский женился на М. И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 года до конца жизни - в доме Титова в Столешниковом переулке, 9. В начале 1880-х годов Гиляровский начал печататься в "Московском листке", "Русской газете", "Современных известиях", "Будильнике". Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское "дно". В 1887 году по совету Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием "Трущобные люди". Владимир Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. "Скорее воображу Москву без Царя-колокола и Царя-пушки, чем без тебя, ты - пуп Москвы", - писал Куприн . Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали "дяди Гиляя". Дружил или был близко знаком с Андреевым , Андреем Белым , Блоком , Брюсовым , Буниным , Горьким , Ермоловой , Есениным , В.И. Качаловым, Куприным, Паустовским , Репиным , Саврасовым , Скитальцем, К. С. Станиславским, Шаляпиным , Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. Помимо того что Гиляровский имел репутацию "короля московских репортёров", он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы. В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной . После революции Гиляровский печатался в газетах "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", в журналах "Рампа", "Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". В 1926 году вышло первое издание его книги "Москва и москвичи"; второе издание (1931) носило название "Записки москвича". В 1926 году вышла книга "От Английского клуба к Музею революции". Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, - книги "Друзья и встречи" (1934), "Москва газетная" (опубликована в 1960 году), "Люди театра" (издана в 1941 году) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1966 году именем Владимира Алексеевича Гиляровского названа бывшая 2-я Мещанская улица.

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 8 декабря 1853 года в имении в Вологодской губернии, умер в 1935 году в Москве. Потомок запорожских казаков.

В 1871, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 70-х гг. и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-78 вступил добровольцем в армию.

В 1881 приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.

Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты «Англия» в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с А. П. Чеховым и И. И. Левитаном.

В 1884 Гиляровский женился на М. И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 до конца жизни - в доме Титова в Столешниковом переулке, 9.

В начале 80-х гг. Гиляровский начал печататься в «Московском листке», «Русской газете», «Современных известиях», «Будильнике». Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское «дно».

В 1887 по совету Г. И. Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием «Трущобные люди». Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали «дяди Гиляя».

Дружил или был близко знаком с Л. Н. Андреевым, А. Белым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, М. Горьким, М. Н. Ермоловой, С. А. Есениным, В. И. Качаловым, Куприным, К. Г. Паустовским, И. Е. Репиным, А. К. Саврасовым, Скитальцем, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др.

Помимо того что Гиляровский имел репутацию «короля московских репортёров», он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

В 1914 Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана первой мировой войной. После революции Гиляровский печатался в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», «На вахте», в журналах «Рампа», «Красная нива», «Художественный труд», «Огонёк».

В 1926 вышло первое издание его книги «Москва и москвичи»; второе издание (1931) носило название «Записки москвича». В 1926 вышла книга «От Английского клуба к Музею революции».

Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, - книги «Друзья и встречи» (1934), «Москва газетная» (опубликована в 1960), «Люди театра» (издана в 1941) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В поместье графа Олсуфьева, что находится в Вологодской губернии 26 ноября (8 декабря), впервые увидел мир ребенок, которому в будущем суждено было стать русским писателем и журналистом, и что самое главное, своеобразным современным летописцем Москвы - Владимир Алексеевич Гиляровский. В 1860 году его отец получил должность управляющего полицией в Вологде.

В начале 1871 года в результате неудачно сданного экзамена ему пришлось бежать из дома без документов и средств существования. В Ярославле он устроился работать бурлаком, за 20 дней прошёл с лямкой по Волге более 150 км (от Костромы до Рыбинска). Позже там же, в великом Ярославле, зарабатывает на жизнь, работая в порту на должности крючника.

В первой половине 70-х годов XIX века он приехал в Москву, где поступил в Лефортовское юнкерское училище. Правда, проучился он там не более месяца. За нарушение дисциплины был отчислен в полк и там написал рапорт об отставке.

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 записался добровольцем в армию. После войны в 1881 году снова вернулся в Москву, и более года работал в драматическом театре Анны Бренко. Распрощавшись с театральными подмостками, Гиляровский начал издавать свои работы в «Московском листке» и «Русской газете», а также в других не менее популярных изданиях. Гиляровский одним из первых начал освещать жизнь простых работяг Белокаменной.

Неожиданно для самого себя, он очень быстро заработал расположение жителей современной столицы. К тому же, активная общественная позиция (почётный пожарный и член нескольких очень престижных литературных сообществ) Владимира Алексеевича только укрепляла доверие к его словам.

В 1914 году у Гиляровского появляется возможность издавать свои сочинения, но работа над собранием в семи томах прерывается началом Великой войны (июль 1914).

Скончался писатель в 1935 году. Могила Владимира Алексеевича находится на столичном Новодевичьем кладбище.

(26 ноября по старому стилю) 1853 года (по другим сведениям - 1855 года) в лесном хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением.

В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника.

В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии, где остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей ("пакости на наставников"), занимался переводами стихов с французского. Во время учебы в гимназии два года изучал цирковое искусство.

В 1871 году, не окончив образования, Гиляровский сбежал из дома. Был бурлаком на Волге , крючником, рабочим, табунщиком и даже актером.

В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 вступил добровольцем в армию . Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом.

Все это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Впервые произведение Владимира Гиляровского напечатали в вологодском гимназическом сборнике в 1873 году. Это было стихотворение "Листок".

В 1881 году Гиляровский, поселившись в Москве, работал в театре Анны Бренко. Осенью того же года он бросил театр и занялся литературой.

Около года Владимир Гиляровский писал статьи для различных периодических изданий , сначала он печатался в "Русской газете", с 1882 года работал репортером в "Московском листке", а в 1883-1889 годах - в "Русских ведомостях". В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете "Россия". Печатался в газетах "Русская мысль", "Петербургский листок", "Новое время", "Оса", "Русское слово", "Будильник" и др.

Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли "королем репортеров".

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу "Трущобные люди". Книга была запрещена цензурой, а тираж уничтожен, но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя.

В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов "Забытая тетрадь". И в последующие годы, на протяжении всей жизни он не оставлял занятий поэзией.

Очерки своих странствований Гиляровский издал под названием "Негативы" (1900). Напечатал брошюры "Портной Ерошка и тараканы" (1901), "Шипка прежде и теперь" (1902), "На родине Гоголя" (1902), "Были" (1908), "Шутки" (1912).

В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет "Известия", "Вечерняя Москва", "Прожектор", "Огонек". В 1922 году была издана поэма "Стенька Разин".

Вышли его книги "От Английского клуба к музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Мои скитания" (1928), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи" (1934). "Люди театра" были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского - в 1941 году.

Главный «бытописатель Москвы», репортер и атлет. Удивительный человек редкого жизнелюбия, таланта и воли. Книги "дяди Гиляя" по сей день являются бестселлерами.

Бурлак из гимназии

Родился Владимир Гиляровский в Вологодской губернии, в селе Сямы, в семье управляющего имением. Мать умерла, когда ребенку было 8 лет. Отец, занятый большим хозяйством и дружбой с ссыльными революционерами, много времени ребенку уделять не мог, и отдал его в 1865 году в Вологодскую гимназию, так как все домашнее воспитание сводилось к тому, чтобы вырастить сына «охотником и спортсменом». Однако, учеба не задалась: в первом же классе Гиляровский остался на второй год, вместо основных уроков уделял время конным занятиям в манеже – джигитовке и вольтижировке, да еще и писал «пакости на наставников» - пародийные стихи и эпиграммы на преподавателей. В итоге, прочитав роман Чернышевского «Что делать?» Гиляровский бросил гимназию, не доучившись года, и пошел в народ, начав свою карьеру с бурлачества на Волге.

Циркач, поэт и солдат

Дойдя с бурлаками до Ярославля, Гиляровский решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и он был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Гиляровский, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству Владимир Гиляровский был награжден орденом святого Георгия IV степени.

Столичный репортер

В 1881 году Гиляровский приехал в Москву, остановившись в гостинице Голяшкина (которой потом посвятит немало строк в своей книге «Москва и москвичи»). В гостинице жили и его знакомые актеры. Так что покорять столицу Гиляровский начал со сцены театра Анны Бренко. Параллельно Гиляровский начал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторства так увлекло Гиляровского, что он оставил сцену ради писательства и репортерской работы в газете «Московский листок».

«Король репортеров»

Вскоре Гиляровский стал живой легендой – одним из лучших и известных московских репортеров. Он всегда успевал первым на место происшествия, окунаясь в самую гущу событий, и описывал все быстро, талантливо и, что называется, «с огоньком». Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования о жизни рабочих на московских заводах, первым поднял тему бездомных животных и поставил вопрос об этой проблеме и ее решении, но главной темой его были репортажи для уголовной хроники. Физическая сила, храбрость и склонность к риску Гиляровского нашли здесь свое применение. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу.

Два писателя

Дружба Чехова и Гиляровского была самой искренней, и продолжалась до самой смерти Антона Павловича. Он высоко ценил Гиляровского как писателя и как человека. Со своей стороны, здоровяк Гиляровский с нежностью относился к слабому здоровьем писателю, особенно в последние годы его жизни. Общение двух литераторов приводило и к появлению новых сюжетов: так, свой знаменитый рассказ «Злоумышленник», Чехов написал после того, как побывал в гостях у Гиляровского на его даче. А вот как описывал первое появление «короля репортеров» в чеховском доме брат писателя – актер Михаил Чехов: «Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел. С тех пор он стал бывать у нас и всякий раз вносил с собой какое-то особое оживление».

«Дядя Гиляй»

Как писатель, Гиляровский писал о тех же людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил: обитателях городского «дна», рабочих из бедных кварталов и других простых жителях столицы. Его книга «Трущобные люди» была запрещена к печати за, как бы сегодня сказали, «негатив». Но главным и любимым у читателей произведениям «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стала «Москва и москвичи» - сборник очерков о жизни столице России, в которой Гиляровский с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX - начала XX века. О Гиляровском ходило бессчетное множество удивительных слухов, анекдотов и остросюжетных историй. Сам Гиляровский слухов никогда не опровергал, напротив, посмеиваясь в усы, подкидывал новые, еще более невероятные истории своих приключений.

Москвич по призванию

Все, знавшие Гиляровского, отмечали его искренность, правдивость и жизнерадостный характер. Когда Гиляровский писал свои очерки и репортажи, то главным для него было передать правду, и он, увлекшись, иной раз жертвовал ради этой правды художественными достоинствами своих произведений. Под конец жизни Гиляровский ослеп. Но и тут сказался его характер – писать Владимир Алексеевич не бросил, причем писал самостоятельно, овладев техникой письма вслепую. Похоронен он в своей любимой Москве, на Новодевичьем кладбище.