Проблема подвига женщины на войне. (ЕГЭ по русскому)

Литературные и жизненные аргументы "Проявление героизма на войне" и получил лучший ответ

Ответ от?Галина Купина?[гуру]
Героизм на войне. Сочинение ЕГЭ.
Война, это всегда страх, горе, смерть. Ведет себя каждый в такой ситуации по-разному. Один проявит трусость, а другой станет настоящим героем.
Конечно же, забыть и не донести новым поколениям такие образцы героизма – преступлению подобно. Это следует делать на примере советской «военной» литературы, - таковы аргументы ЕГЭ. Проблема героизма освещается школьникам на примерах из произведений Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Бориса Васильева.
Фронтового корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого потрясла история летчика 580-го полка истребителей Маресьева Алексея. Зимой 1942 года над небом Новгородской области он был сбит. Раненный в ноги пилот 18 суток ползком добирался до своих. Он выжил, добрался, однако ноги его "съела" гангрена. Последовала ампутация. В госпитале, где лежал Алексей после операции, также находился политрук Сергей Воробьев. Ему удалось зажечь Маресьева мечтой – вернуться в небо как летчик-истребитель. Превозмогая боль, Алексей учился не просто ходить на протезах, но и танцевать. Апофеозом повести является первый воздушный бой, проведенный летчиком после ранения.
Медкомиссия «капитулировала». За войну реальный Алексей Маресьев сбил 11 вражеских самолетов, причем большую их часть - семь - после ранения.
Советскими писателями убедительно раскрыта проблема героизма. Аргументы из литературы свидетельствуют - подвиги совершали не только мужчины, но и женщины, призванные служить. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поражает своим драматизмом. В советском тылу высадилась крупная диверсионная группа фашистов, насчитывающая 16 человек.
Эту тему затронуло много литературных деятелей нашей страны. Толстой показывает разницу между военными аристократами, и их показушностью, и теми офицерами, которые наравне с простыми солдатами, героически защищали Севастопольские бастионы. Это храбрые братья Козельцовы. Или морской офицер, имя которого осталось неизвестным. Все они отличались скромностью, отвагой, героизмом, заботой о своих подчиненных. Эти офицеры показывали своим примером то, как надо воевать, без страха глядя в глаза врагу.
Роман «Война и мир». Описывается то, как во времена военных действий с французской армией, обыкновенный солдат Тушин, имея малочисленную батарею, помог целой армии. Имея таких героев, как Матросов А., Маресьев А., Гастелло Н., можно не бояться никаких угроз извне. А такие люди в нашей стране всегда были, есть, и будут.
Так же Твардовский А. Т. в своем творении «Василий Теркин», показывает самоотверженность бойца. Во время переправы, их обстреляли немцы. На следующий день, придя собрать погибших, обнаружили солдата, который вплавь добирался до берега. Один плыл только для того, чтобы информировать о том, сколько союзников осталось на другом берегу. Вот он героизм – ценой своей жизни, оказать помощь для достижения победы над врагом.
Даже дети вели себя героически во время войны. Десяти – четырнадцати летние работали наравне со взрослыми, не показывая усталости, и не жалуясь ни на какие трудности.
Всем известен Сусанин, который привел глубоко в лесную чащу, неприятелей, зная, что его ждет в итоге. Но он пошел на это ради спасения своего народа.
Благодаря настоящему героизму, мы живем сейчас в своей мирной стране. И даже обыкновенный человек, попадая в ситуацию, когда встает вопрос защиты семьи, друзей, Родины, становится настоящим героем, совершая необыкновенные поступки, достойные восхищения.

Вопросы, заданные человечеству войной

Предполагаемые темы-проблемы

1. «Победа без победителей».

2. Внутренняя «сохранность» человека на войне.

Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)

Дети и война

Отношение государства к солдату-победителю

Мужество и незаметный героизм солдат на войне

Женщина на войне

Темы

1. Что помогает выжить на войне?

2. Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне? (Л.Н. Толстой «Война и мир». М. А. Шолохов «Судьба человека; Б. Васильев «А зори здесь тихие…»...)

3. В чем духовные истоки героизма? Что заставляет русского человека в минуты тяжёлых военных испытаний мобилизовать все свои силы на борьбу с врагом?

4. Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (Л.Н. Толстой «Война и мир»…).

5. Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (О чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне). – (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»...)

6. Каковы нравственные последствия предательства?

7. Можно ли забыть о своём долге в минуту тяжёлых испытаний? (В. Закруткин «Матерь человеческая»)

8 Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? (Нравственная оценка факта войны).

9. Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

10. Что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне? (Дети и война. - В.Богомолов «Иван».

Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Искусство и война. Красота природы и война…)

11. «Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия?» (В. Захаров) - (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…)

12. В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», К. Симонов. Стихи; Муса Джалиль «Моабитская тетрадь»…)

13. Почему нельзя забывать о прошедшей войне? Как сохранить мир на Земле? (Р. Рождественский «Реквием»; «Б. Васильев «А зори здесь тихие…»; Ю. Даниэль «Говорит Москва»…)



14. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Темы и комментарии

В чём проявляется стойкость и мужество человека на войне?

Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мёртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, оставляя на дощечках имена погибших товарищей.

Как меняется мироощущение человека на войне?

Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют ощущение страдания, напряжённости и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?

Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.
Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.
Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Обелиски с именами погибших - сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное - сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг в годы войны.
Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?
Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Гуманизм, сострадание, верность слову и присяге в условиях военных испытаний.

Литературные аргументы

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Повесть "Сотников" - повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», - пишет автор.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».
Хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая », в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

Мария -- человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин -- командир кавалерийского полка.
Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.

Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Книга повествует о женщине Марии, которая смогла сбежать с хутора, прежде чем его сожгли, а всех жителей угнали в Германию. Убегает после того, как на ее глазах вешают ее сына и мужа. Убегает, чтобы сохранить другую жизнь, которую вынашивает под сердцем. Несколько дней она живет где-то неподалеку от хутора, укрываясь листьями кукурузы, а затем приходит к сгоревшему своему дому и поселяется в погребе. За те месяцы, что живет она в погребе и ждет прихода нашей армии, она становится матерью всему живому и...мертвому. Она хоронит девочку Саню, которую застрелили враги, пытается выходить молоденького тяжелораненого 17-летнего солдата-немца и хоронит, не сумев спасти. А затем опять хоронит, но уже нашего молодого политрука... И спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбегались, когда горел хутор, а затем пришли к ней, как единственному человеку. Спасает жизни семерым детям, которые прибились к колхозным полям после блужданий и скитаний. А затем дает жизнь тому самому человечку, ради которого и постаралась выжить.

Проблема взросления на войне не раз поднималась в поизведениях русских писателей. Например, в повести В.О. Богомолова "Иван" главный герой - двенадцатилетний мальчик-разведчик, ровесники которого в мирное время лишь играют "в солдатиков", уже награжден медалью "За отвагу". Он бесстрашно сражался против фашизма, выполнял самые опасные задания в тылу врага. За борьбу против захватчиков этот ребенок был безжалостно растрелян немцами.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка ». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

Бесчеловечность и бессмысленность войны

Как повлияла гражданская война на судьбы людей?Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей

Проблема Пример
1.Проблема войны. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека » эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который был строителем, человеком мирной профессии. На войне он становится одним из бойцов, частью войска. Война перечёркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. В первый момент он растворяется в общей массе. И это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила миллионы невинных жизней.
2. Проблема патриотизма В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор показывает красоту души и силу характера русского человека. Точны слова М. Луконина о том, что русские солдаты готовы возвратиться с войны «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».
3. Проблема нравственности Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова - это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, против которой нужно бороться за свою жизнь, но и испытание на человеческое достоинство. В лагере он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага - садиста-коменданта. И сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив.
4. Проблема чести и достоинства русского солдата Много испытаний, которые он выдерживает, пришлось пройти герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрею Соколову. Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учёт, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды". Такое нравственное поведение тяжкие годы испытаний достойно уважения.
5. Проблема силы духа. Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!
6.Проблема милосердия Проблему милосердия поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Соколов говорит: "Ночью-то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..." Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

1) «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лаоцзы)

2) «Война - болезнь. Вроде тифа». (Сент-Экзюпери А.)

3) «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были». (Камю А.)

4) «Самое большое зло, какое может сделать нам враг, это приучить наше сердце к ненависти». (Ф. Ларошфуко)

5) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». (Л.Н.Толстой)

6) «Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска…»

«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты». (Л.Н.Толстой)

Аргументация:

1. «Повесть о разорениии Рязани Батыем» (пер. Д.С.Лихачева)

«А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
Автор «Повести..», описывая поле битвы, воссоздавая перед читателем картину разорения и сожжения русского города, помнит о чувствах своих читателей и выражает увиденное при помощи традиционных формул.
«И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».
Смерть в «Повести…» опоэтизирована: люди лежат на земле «опустошенной», «снегом и льдом померзнувшие», они «испили чашу смертную». Помня об историческом времени, мы можем предполагать, насколько безобразными и тяжелыми были раны участников сражения, насколько страшной была картина уничтоженного войсками Батыя города, а в тексте это не передано. Но это не свидетельствует о бессилии произведения искусства в деле воссоздания реальности. Это говорит о мудрости создателя «Повести», о гуманности древнерусской литературы.

2. «Валерик» (М.Ю.Лермонтов)

  • Едва лишь выбрался обоз
  • То было грозное молчанье,
  • Не долго длилося оно,
  • Но в этом странном ожиданье
  • Забилось сердце не одно.
  • Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
  • Что нужды? здешние полки
  • Народ испытанный… В штыки,
  • Дружнее! раздалось за нами.
  • Кровь загорелася в груди!
  • Все офицеры впереди…
  • Верхом помчался на завалы
  • Кто не успел спрыгнуть с коня…
  • Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
  • В приклады! - и пошла резня.
  • И два часа в струях потока
  • Бой длился. Резались жестоко
  • Как звери, молча, с грудью грудь,
  • Ручей телами запрудили.
  • Хотел воды я зачерпнуть…
  • (И зной и битва утомили
  • меня), но мутная волна
  • Была тепла, была красна.

М.Ю. Лермонтов, считавший войну разрушением красоты мира, единства человека и природы, точно выражает эту мысль в эпизоде стихотворения «Валерик». Показывая безумие происходящего, Лермонтов уподобляет людей диким зверям и называет битву «резней». Ручей запружен трупами, его воды, отравленные смертью, становятся красными. Всего несколько штрихов – и ужас случившегося передается читателю. Усиливает впечатление эмоциональность монолога героя:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет!…небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но непрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?

3. «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Л.Н. Толстой показывает Бородинское поле после сражения. Для того чтобы выразить отвращение, ужас, боль, страдание от увиденного, Толстой заставляет «заговорить» безмолвную Природу. Дождь, накрапывающий «на убитых, на раненых, и на изнуренных людей», будто бы говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

4. «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)

Картина поля боя, произошедшего между русскими и немцами во время Первой мировой войны неподалеку от деревни Свинюхи, заставила содрогнуться даже привыкших к ужасам войны казаков. Трупы лежали внакат, в «непристойных и страшных» позах, земля была взрыта, примятая колесами повозки трава напоминает шрамы. В воздухе стоит «сладковатый, тяжкий» запах мертвечины. Казаков поразил вид молодого поручика, который и после смерти продолжал оставаться красивым; они потрясены видом убитого солдата, совсем еще мальчишки, которого настигла вражья пуля. Сокрушаются свидетели этого зрелища, глядя на парнишку: ему, должно быть, не довелось узнать сладости девичьего поцелуя. «Где же их так наворочали?»- спрашивают себя те, кто так же безжалостно расправляется с противником. Видимо, нет предела человеческой жестокости.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая

развертывалась перед ними: “Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах.

Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно”.

А также писатель показывает мужественность, бесстрашие и самоотверженность учителя, его любовь к детям, как он воодушевил их, преподав им свой последний урок: “”Дети, – сказал учитель, – я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Идемте! Начинается ваш последний урок истории”. И пятый

класс пошел за своим учителем”.

Авторская позиция ясна: Ю. Я. Яковлев считает, что под подвигом можно понимать не только спасение жизни других людей, но и помощь в предсмертный час, например, стать примером для подражания и поддержкой, особенно если для этого придется пожертвовать своей жизнью.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Соня Мармеладова жертвует собой, живя по “желтому билету”, чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу. Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу. На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль”, в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из темного леса. Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.


Другие работы по этой теме:

  1. В центре нашего внимания произведение Владимировича Богомолова, русского писателя, в котором описана проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. В тексте автор рассказывает о подвиге...
  2. Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. Самолет-истребитель Алексея Мересьева был сбит. Контуженный и раненый, герой смог выжить и выползти из леса к своим. После ампутации...
  3. 1. Данко как идеальный герой. 2. Цель Данко. 3. Противопоставление героя и толпы. В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей...
  4. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен...
  5. Ларра и Данко – образы, представляющие два типа ро­мантического персонажа: антигероя и героя. Эгоизм и гор­дыня сына орла и земной женщины не приносят Ларре счастья....
  6. Есть ли место героизму в мирное время? Об этой серьезной проблеме рассуждает ———в данном тексте. Автор говорит о том, что ——–.Иногда в условиях мирной жизни...
  7. В жизни… всегда есть место подвигам. М. Горький Первые произведения М. Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей,...
  8. Писатель и журналист Е. Г. Кригер в своем повествовании обращается к проблеме героизма советских людей, которым довелось восстанавливать промышленность в период войны. Автор показывает тружеников...
  9. Мир романтических произведений раннего периода творчества М. Горького. Описание событий в романах и других произведениях раннего М. Горького, романтический период, отличается от общепринятого понимания этой...
  10. Творческая деятельность Михаила Шолохова тесно связана с судьбой русского народа. Сам писатель оценивал свое произведение “Судьба человека” как первый шаг на пути к созданию целой...

.
Проблема подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ)