Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш, башкир, марийцев, мордвы. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Роспись полотенца башкирским орнаментом Башкирские узоры и орнаменты на одежде

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.

Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Все промыслы и орнаменты смотрите здесь.

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«
Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги». 3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

Инна Никитина

В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров . Рассматривали образцы изделий, элементы росписи . Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи .




Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

"Роспись полотенца

башкирским орнаментом »

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Музыка» , «Художественно-эстетическое творчество» , «Речевое развитие» .

Интегрированные задачи :

Образовательные : Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом . Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью .

Развивающие : Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи , используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные : Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.

Материал : Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце , расшитое башкирской росписью , образцы элементов башкирской росписи .

Организационный момент :

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

(В Республике Башкортостан )

А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника ?

(Курай)

Послушайте башкирскую мелодию , которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение :

Башкирия моя ! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай!

Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа » , где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.

(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей , воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)

Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?

(Башкирские мастера )

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии ,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди-мастера!

-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища , деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?

(Чтобы было красиво)

-Башкирское искусство разнообразно : это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды . Основным занятием в старину было скотоводство : женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии , где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись , ребята?

(Русскую хохломскую роспись )

Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию . Здесь было открыто новое объединение «Агидель» , но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе . Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом . Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это : волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов : рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.

Вам понравилась экскурсия в музей?

Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?

Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе . Садитесь за столы.

Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента .

(Воспитатель показывает образцы орнаментов , дети называют)

(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)

А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе ?

(Симметрично)

Назовите основные цвета в орнаменте .

(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)

На каком фоне изображают узор?

(На черном, красном, желтом, реже белом)

Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.

(Цвет жизни)

(Цвет земли)

(Цвет травы)

(Цвет солнца)

(Цвет чистоты)

МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором .

А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах . Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.

(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)

(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)

(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)

Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца . Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах , вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Бабочки» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности подготовительная группа (Количество детей присутствующих на занятии – 8 человек).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Листопад» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе – смене времён года: 2. Сформировать обобщённое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - космонавты» Цель: Закрепить полученные знания о космосе, планетах, Солнце. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Задачи непосредственно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Космос» Задачи: Образовательные: 1. Расширять представление детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2. Дать представление, как образуются кратеры.

Разделы: Технология

Цели:

1. Познавательные:

  • познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
  • уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
  • научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.

Оформление:

  • записи башкирских мелодий;
  • плакаты и рисунки башкирского орнамента;
  • шаблоны матрешки и сапожка;
  • краски, кисти, карандаши, цветная бумага, клей;
  • работы местных мастериц.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканных и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах. Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

Орнаментальные комплексы

Краткая характеристика

Применение

Примеры

1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.

2. Закрепление.

1. Для закрепления полученных знаний по башкирскому орнаменту вы разрисуйте готовые шаблоны башкирских кукол и сапогов .

В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.

2. Кто справился с первым заданием, приступает ко-второму: составляем узор ковра.

Коврами застилали пол в тирме (юрте), нары. На коврах спали, отдыхали, ими украшали свои жилища. Представим, что вы в ткацком цеху и вам как дизайнерам нужно придумать узоры для ковров.

3. Подведение итогов.

Анализ выполненных работ.

При анализе обращать внимание на элементы творчества, на цветосочетание.

Изобразительное искусство.

Тема: «Башкирский орнамент в круге».

Задачи: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для игры молчанка, иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Башкирский орнамент в круге».

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.

Задачи занятия: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для «игры молчанка», иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Тип урока: декоративное рисование.

Структура урока: Организационная часть Основная часть Практическая часть Заключительная часть

Организационная часть Проведение «игры молчанка»

Основная часть Понятие «Орнамент» - это один из элементов декоративно-прикладного искусства, который является украшением предметов быта, одежды, ювелирных изделий, украшение дома.

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.

Виды башкирских орнаментов: 1) растительно-животный орнамент; 2) геометрические фигуры; 3) заоморфный.

Структура орнамента: 1) орнамент в паласе; 2) орнамент в круге; 3) орнамент в прямоугольнике и в квадрате.

Расположение орнамента в круге: 1) по краю; 2) от центра с постепенным наращиванием; 3) по центру по краю.

Цвета используемые для орнамента: КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Символы: КУСКАР ЗМЕЙКА КОГТЕОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КАПЕЛЬКА Х-ОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕРДЕЧКА

Последовательность изображения орнамента в круге.

Практическая часть направлена на совершенствование навыка рисования башкирского орнамента, воспитание усидчивости, аккуратности.

Заключительная часть Выставка работ детей с анализом рисунков. - Чем сегодня занимались? - Что нового узнали? - Чем понравилась вам это работа? - Где можно использовать эти рисунки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Знакомство с башкирским национальным орнаментом

Познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на...