Cлайд 1
Выполнила ученица 10 «А» класса Бородина Алина Лев Николаевич Толстой. “Война и мир”Cлайд 2
Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершении работы над ним. 1866г. в журнале «Русский вестник» появился вариант I тома заглавием «1805 год».Cлайд 3
История создания романа. Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 6 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять в чернильнице кусочек себя». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более 5 тыс. листов заполненных с обеих сторон. Творческая история “Войны и мира”Cлайд 4
В 50е годы начали возвращаться декабристы из ссылки. Толстой увидел в этом историческое событие и задумал написать повесть по этой теме. В 1856 г. – амнистия декабристов, приказ Александра II «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»Cлайд 5
2. Невольно от настоящего героя Толстой перешел к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». 3. 1812 год – война. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.» (время детства и юности декабристов)Cлайд 6
4. Но так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени. 1805-1807 г. – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».Cлайд 7
Таким образом накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г. и героем романа стал русский народ. 1857 1825 1812 1805 Возвращение восстание отечественная война с Наполеоном в Декабристов декабристов война союзе с АвстриейCлайд 8
2. Поиск названия романа. повесть «Декабрист» 1. Первоначальное название «Три поры» (1856,1825, 1812), но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. 2. Три первые главы романа опубликованные в журнал «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» 3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». 4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».Cлайд 9
1. Мир Во времена Толстого это слово писалось по разному: 1. Мир – отсутствие войны 2. Мир – человечество, община, согласие и единство. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которой стремятся люди. Мир – это весь народ, без различия сословий - это весь свет, Вселенная - это жизнь. Смысл названия:Cлайд 10
2. Война – это не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Это вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. (Война существует не только на войне, а обыденной, повседневной жизни людей, над которыми социальный барьер, конфликт, непонимание).Cлайд 11
В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России и Франции: I том. – 1805г. – борьба с Францией на территории Австрии (союз Франции и Росси против Французов) II том – 1806 – 1811г.г. русские войска в Пруссии. III том – 1812г. – Отечественная война на территории России. IV том – 1812-1813г. Отечественная войн, территория России Эпилог – 1820г. – Россия Таким образом, действие романа охватывает 15 лет. 3. Историческая основа.Cлайд 12
Толстой провел огромную работу над историческим материалом. 1) Изучил в Румянцевском музее архивы 2) Масонские книги, акты, рукописи 3) Читал мемуары современников 4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г. 5) Осмотр Бородинского поля, составил карту расположения Русских и Французский войск. Источники, которые легли в основу романа.Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине! Критик Н. Страхов.
- «Я старался писать историю народа»
- 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
- 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
- 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
- 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».
- Вывод : накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ.
- Первый – второй тома
- Русско-австро-французская
- война 1805 года
- Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.
- Третий – четвёртый тома
- Отечественная война 1812 года
- Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
- Основные события 1812 года:
- 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
- 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
- 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
- 28 августа – Бородинское сражение;
- 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
- 2-6 сентября – пожар Москвы;
- Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
- 14-16 ноября – сражение при Березине;
- Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
- 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
- Роман-эпопея
- «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
- Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».
- Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
- «Любимые» герои
- Даны в динамике
- Некрасивы внешне
- Духовно богаты
- Совершают ошибки (духовные поиски)
- Служба Отечеству, общему делу
- Находятся в периоде «детство»
- Любят детей
- Живут не в Петербурге
- Есть семья
- Счастливы в финале повествования
- Семьи Ростовых, Болконских, Безуховых;
- Кутузов, Тимохин, Тушин, Давыдов.
- «Нелюбимые» герои
- Даны в статистике
- Красивы внешне
- Отсутствие духовности
- Уверены в себе (не совершают ошибок) – нет духовной работы
- Служба себе
- Находятся в периоде «отрочества»
- Не любят детей
- Живут в Петербурге
- Нет семьи
- Отсутствуют в эпилоге
- Семьи Курагиных, Карагиных, Друбецких,Бергеров; Шерер,Наполеон.
Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.
- Я старался писать историю народа…
- Л. Н. Толстой
- История создания
- работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
- Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
- Затем - Петр Кириллович Безухов,
- 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
- 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
- Количество действующих лиц: более 600
- Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
- События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
- «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
- История создания
- Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
- Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
- Смысл названия
- «Война и мир»
- Смысл названия
- В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
- Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
- МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
- МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
- МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
- МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
- ВОЙНА:
- Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
- Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
- В современном русском языке:
- Смысл названия
- Понимание - непонимание
- Любовь - неприязнь
- Доброта - холодность
- Искренность - лживость
- Жизнь - смерть
- Разрушение - созидание
- Гармония - диссонанс
- Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
- Жизнь народа без войны, общность, единение людей
- Смысл названия
- «Война и мир»
- Проблематика романа
- Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
- Два основных конфликта:
- борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
- борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
- «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
- Л. Н. Толстой
- Жанр и
- композиция романа
- В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
- Жанр и
- композиция романа
- Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
- Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
- Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
- («Тихий Дон» М. Шолохова,
- «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
- «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
- совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
- описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
- имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
- в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
- совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
- Жанр и
- композиция романа
- Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
- Жанр и
- композиция романа
- Роман построен по принципу «сцеплений»:
- сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
- Историческая основа романа
- В романе описываются три этапа войны России с Францией.
- В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
- Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
- Третий и четвертый тома
- посвящены Отечественной
- войне 1812 г. в России.
- В эпилоге действие происходит
- в 1820 г.
- Жанр и
- композиция романа
- Жанр и
- композиция романа
- Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
- Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
- Отношение к Родине и родному народу.
- Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
- Жанр и
- композиция романа
- Важнейшие художественные приемы в романе:
- основной прием – антитеза;
- приемы «отстранения», авторской характеристики;
- диалоги, монологи, внутренние монологи;
- художественная деталь, образы-символы
- Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе
- определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
- отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
- показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
- проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
- определить значение 1 главы в композиции романа.
- С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
- Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
- Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
- Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.
- Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
- На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
- Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
- Какова её роль?
- Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
- Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
- Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).
- Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
- Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
- Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?
Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).
- Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
- Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
- Появление молодёжи. Интересы и поведение.
- Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
- Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
- Развлечения и обычаи у Ростовых.
Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;
Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;
Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.
- Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
- Многогранность изображения войны.
- Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.
- Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
- Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
- Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)
а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);
б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)
- а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
- б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
- в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
- г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);
Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.
«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.
«Война и Мир»
Слайд 2
1.История создания
Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
«В 1956 г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»
Слайд 3
Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя».
Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой».(время детства и юности декабристов)
Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.гТолстой решил начать роман с этого времени.
Слайд 4
2.Поиск названия
- Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты.
- Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год».
- В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается».
- В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».
Слайд 5
3.Художественные особенности
Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.
ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват
- отражение жизни и быта всех слоев общества
- народность содержания
Слайд 6
Основной художественный прием– антитеза.
Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).
Слайд 8
4.Протатипы героев романа
4.Протатипы героев романа
Николай Волконский – прототип Николая Андреевича Болконского.
«Князь был свеж для своих лет, держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких чёрных бровей смотрели гордо и спокойно».
Марии Николаевна Волконская – прототип Марьи Болконской. Портретов Марии Волконской не сохранилось, лишь силуэт, изображающий её, когда она была девочкой.
Слайд 9
Сёстры Берс, дочери кремлёвского врача, стали прототипами Наташи Ростовой.
Ф.И.Толстой– прототип героя Фёдора Долохова «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом».
Посмотреть все слайды