Презентации по войне и миру. Презентация на тему "Л.Н

Cлайд 1

Выполнила ученица 10 «А» класса Бородина Алина Лев Николаевич Толстой. “Война и мир”

Cлайд 2

Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершении работы над ним. 1866г. в журнале «Русский вестник» появился вариант I тома заглавием «1805 год».

Cлайд 3

История создания романа. Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 6 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять в чернильнице кусочек себя». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более 5 тыс. листов заполненных с обеих сторон. Творческая история “Войны и мира”

Cлайд 4

В 50е годы начали возвращаться декабристы из ссылки. Толстой увидел в этом историческое событие и задумал написать повесть по этой теме. В 1856 г. – амнистия декабристов, приказ Александра II «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 5

2. Невольно от настоящего героя Толстой перешел к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». 3. 1812 год – война. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.» (время детства и юности декабристов)

Cлайд 6

4. Но так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени. 1805-1807 г. – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Cлайд 7

Таким образом накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г. и героем романа стал русский народ. 1857 1825 1812 1805 Возвращение восстание отечественная война с Наполеоном в Декабристов декабристов война союзе с Австрией

Cлайд 8

2. Поиск названия романа. повесть «Декабрист» 1. Первоначальное название «Три поры» (1856,1825, 1812), но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. 2. Три первые главы романа опубликованные в журнал «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» 3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». 4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 9

1. Мир Во времена Толстого это слово писалось по разному: 1. Мир – отсутствие войны 2. Мир – человечество, община, согласие и единство. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которой стремятся люди. Мир – это весь народ, без различия сословий - это весь свет, Вселенная - это жизнь. Смысл названия:

Cлайд 10

2. Война – это не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Это вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. (Война существует не только на войне, а обыденной, повседневной жизни людей, над которыми социальный барьер, конфликт, непонимание).

Cлайд 11

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России и Франции: I том. – 1805г. – борьба с Францией на территории Австрии (союз Франции и Росси против Французов) II том – 1806 – 1811г.г. русские войска в Пруссии. III том – 1812г. – Отечественная война на территории России. IV том – 1812-1813г. Отечественная войн, территория России Эпилог – 1820г. – Россия Таким образом, действие романа охватывает 15 лет. 3. Историческая основа.

Cлайд 12

Толстой провел огромную работу над историческим материалом. 1) Изучил в Румянцевском музее архивы 2) Масонские книги, акты, рукописи 3) Читал мемуары современников 4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г. 5) Осмотр Бородинского поля, составил карту расположения Русских и Французский войск. Источники, которые легли в основу романа.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине! Критик Н. Страхов.

  • «Я старался писать историю народа»
  • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
  • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
  • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
  • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».
    • Вывод : накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ.
Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир» Историческая основа романа
  • Первый – второй тома
  • Русско-австро-французская
  • война 1805 года
  • Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.
  • Третий – четвёртый тома
  • Отечественная война 1812 года
  • Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
  • Основные события 1812 года:
  • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
  • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
  • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
  • 28 августа – Бородинское сражение;
  • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
  • 2-6 сентября – пожар Москвы;
  • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
  • 14-16 ноября – сражение при Березине;
  • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
  • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Роман-эпопея
    • «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
    • Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».
  • Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
Л.Н.ТОЛСТОЙ «Война и мир»
  • «Любимые» герои
  • Даны в динамике
  • Некрасивы внешне
  • Духовно богаты
  • Совершают ошибки (духовные поиски)
  • Служба Отечеству, общему делу
  • Находятся в периоде «детство»
  • Любят детей
  • Живут не в Петербурге
  • Есть семья
  • Счастливы в финале повествования
  • Семьи Ростовых, Болконских, Безуховых;
  • Кутузов, Тимохин, Тушин, Давыдов.
  • «Нелюбимые» герои
  • Даны в статистике
  • Красивы внешне
  • Отсутствие духовности
  • Уверены в себе (не совершают ошибок) – нет духовной работы
  • Служба себе
  • Находятся в периоде «отрочества»
  • Не любят детей
  • Живут в Петербурге
  • Нет семьи
  • Отсутствуют в эпилоге
  • Семьи Курагиных, Карагиных, Друбецких,Бергеров; Шерер,Наполеон.
Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР» Пути исканий смысла жизни Пьером и князем Андреем Для того, чтобы постичь смысл жизни, необходимо пройти через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений Л.Н.ТОЛСТОЙ «Война и мир» КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

  • определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
  • отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
  • показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
  • проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
  • определить значение 1 главы в композиции романа.

  • С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
  • Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

  • Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
  • На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
  • Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
  • Какова её роль?

  • Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
  • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
  • Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).


  • Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
  • Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
  • Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?

Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).

  • Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
  • Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
  • Появление молодёжи. Интересы и поведение.
  • Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.


Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;

Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.


  • Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
  • Многогранность изображения войны.
  • Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  • Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
  • Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
  • Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)

а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)


  • а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
  • б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  • в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  • г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.

«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.

«Война и Мир»

Слайд 2

1.История создания

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

«В 1956 г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Слайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя».

Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой».(время детства и юности декабристов)

Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.гТолстой решил начать роман с этого времени.

Слайд 4

2.Поиск названия

  1. Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты.
  2. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год».
  3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается».
  4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».
  • Слайд 5

    3.Художественные особенности

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

    ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны:

    • широкий географический охват
    • отражение жизни и быта всех слоев общества
    • народность содержания
  • Слайд 6

    Основной художественный прием– антитеза.

    Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

    Слайд 8

    4.Протатипы героев романа

    4.Протатипы героев романа

    Николай Волконский – прототип Николая Андреевича Болконского.

    «Князь был свеж для своих лет, держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких чёрных бровей смотрели гордо и спокойно».

    Марии Николаевна Волконская – прототип Марьи Болконской. Портретов Марии Волконской не сохранилось, лишь силуэт, изображающий её, когда она была девочкой.

    Слайд 9

    Сёстры Берс, дочери кремлёвского врача, стали прототипами Наташи Ростовой.

    Ф.И.Толстой– прототип героя Фёдора Долохова «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом».

    Посмотреть все слайды