Нравственные проблемы в романе "отцы и дети". Проблематика и поэтика романа Тургенева «Отцы и дети» И.С

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

07.10.2017

Замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» возник у писателя в дореформенный 1860 год. Уже через год в России будет отменено крепостное право. И в произведении автор передает атмосферу времени перелома и смуты. О проблематике этого произведения мы и поговорим в этой статье.

Крепостные уже не столь охотно выполняют приказания своих помещиков. Появляется большое количество молодых людей с радикальными взглядами и идеями. Назревает идейный конфликт революционеров-разночинцев и либералов. В романе Базаров представляет революционера-разночинца, а Павел Петрович – либеральное дворянство.

В это время в России уже появляются люди нового поколения, нигилисты, взгляды которых разделяет и Базаров. Главный герой прекрасно понимает, что время таких людей еще не настало и прямо заявляет об этом: «…да наделай детей побольше. Умницы они будут, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой». Нигилизм – это отрицание всего того, что признано в обществе: любви, семьи и других ценностей.

На фоне убеждений Базарова у него возникает идейный конфликт с дядей его друга Павлом Кирсановым. Первый спор между ними происходит на тему науки и искусства. В нем главный герой роняет фразу, которая емко изобличает направленность его взглядов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Этот спор породил первую волну непонимания между Базаровым и Павлом Кирсановым.

Спустя некоторое время их ссора возобновилась с новой силой и достигла своей кульминации. В этот раз предметом разногласий Павла и Евгения стали вопросы о народе, законах, общественном строе. Базаров видит необходимостью «расчистить место», что является программой-минимум, но при этом в его планах отсутствует программа-максимум. В вопросе о народе Базаров придерживается мнения, что народ должен быть образованным, а Павел Петрович, наоборот, склонен придерживаться противоположной точки зрения. При обсуждении законов Базаров утверждает, что они не выполняются, в то время как Павел Петрович уверен в обратном.

Базарову с его нигилистическими взглядами должно быть чуждо чувство любви, но внезапно он осознает свои чувства к Одинцовой. Это смущает и раздражает главного героя, но все-таки он решается высказать свои симпатии, открыться, однако в ответ получает отказ, ведь для Анны Сергеевны «спокойствие…лучше всего на свете».

В конце романа мы наблюдаем, как день за днем болезнь истощает силы Базарова. В это время он задумывается о многом в своей жизни. Когда в последние минуты к нему приезжает Одинцова, он рассуждает: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Возможно, Евгений понимает, что его убеждения еще только зарождаются в умах молодежи, впереди время новых, прогрессивных событий. Таких людей, как Базаров, общество пока не принимает и не рассматривает их мировоззрение всерьез. Но в какой-то степени можно утверждать, что нигилизм мешал Базарову жить полноценной жизнью, которая должна быть наполнена реальными чувствами и переживаниями.

О проблематике романа «Отцы и дети» рассказала Филиппова Анастасия

Как мы помним, в предыдущих двух романах Тургенев убеждает и себя, и читателя в том, что дворянство в России обречено тихо и бесславно уйти со сцены, поскольку на нем лежит великая вина перед народом. Поэтому даже лучшие представители дворянства обречены на личное несчастье и на неспособность что-либо совершить для Родины. Но вопрос остается открытым: где же взять героя-деятеля, способного провести в России кардинальные преобразования? В романе «Накануне» Тургенев попытался найти такого героя. Это не дворянин и не россиянин. Это болгарский студент Дмитрий Никанорович Инсаров, который колоссально отличается от предыдущих героев: Рудина и Лаврецкого.

Рис. 2. Елена и Инсаров (Ил. Г.Г. Филипповского) ()

Он никогда не будет жить за чужой счет, он решительный, действенный, не склонен к болтовне, говорит увлеченно только тогда, когда говорит о судьбе своей несчастной родины. Пока еще Инсаров студент, но цель его жизни - возглавить восстание против турецкого владычества. Казалось бы, найден идеальный герой, но это не совсем тот герой, потому что он болгарин и будет сражаться против врагов Болгарии. В самом конце романа, когда многие погибают, в том числе Инсаров и его возлюбленная Елена (рис. 2), некоторые герои размышляют, будут ли в России такие инсаровы.

Теперь обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети», написанному в период с 1860 по 1861 гг. (рис. 3).

Рис. 3. Титульный лист второго издания романа «Отцы и дети», 1880 год ()

В самом начале произведения мы видим вопрос одного из героев: «Что, Петр, не видать еще?» Разумеется, ситуация в романе вполне конкретная: Николай Петрович Кирсанов (рис. 4)

Рис. 4. Николай Петрович Кирсанов (Художник Д. Боровский) ()

ждет своего сына Аркашу, кандидата, только что окончившего университет. Но читатели понимают: продолжается поиск героя. « Никак нет-с, не видать» , - отвечает слуга. Затем снова следует тот же вопрос и такой же ответ. И вот мы на протяжении трех страниц ожидаем не просто Аркашу-кандидата, а героя, значительного, умного, деятельного. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным авторским приемом, который легко прочитывается. Наконец герой появляется. Вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, (рис. 5)

Рис. 5. Базаров (Художник Д. Боровский, 1980) ()

который отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. При первом же знакомстве мы узнаем, что Базаров нигилист. Напомним, что в первых трех романах Тургенев упорно ищет героя-деятеля, но новые выходцы из дворянского сословия и интеллигенции на эту роль не подошли. Не подошел на эту роль и Инсаров. Базаров, в свою очередь, также не совсем подходит, поскольку он не герой-деятель, а герой-разрушитель, который проповедует всестороннее разрушение.

«Нигилист - это от латинского слова nihil, ничего; это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»

Нигилизм Базарова впечатляет. Он отрицает Бога, поскольку он убежденный атеист, он отрицает все законы современной ему России, обычаи народа, к народу относится тоже нигилистически, поскольку убежден, что народ находится на низкой ступени развития и является объектом действия таких, как Базаров. Базаров скептически относится к искусству, не умеет ценить природу и ее красоту, для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров скептически относится и к дружбе. Его преданным, хотя и немного недалеким другом является Аркадий. Но как только Аркадий попытается поговорить с Базаровым о чем-то задушевном, Базаров обрывает его достаточно жестко: «Об одном прошу тебя: не говори красиво… » . Базаров любит родителей, но этой любви он скорее стыдится, потому что боится «рассыропиться», поэтому отталкивает и их. И, наконец, любовь, мир чувств. Базаров считает, что если от женщины можно добиться некоего толка, то нужно действовать, а если нет, то следует искать в другом месте. Он совершенно отрицает возможность загадочного взгляда: « Мы, физиологи, знаем […] анатомию глаза: откуда тут взяться […] загадочному взгляду? » Таким образом, нигилизм Базарова поражает своей масштабностью, он всеобъемлющ.

Современные исследователи указывают на то, что базаровский нигилизм не похож на реальные проявления нигилистов, современников Базарова, потому что нигилисты даже не узнали себя в этом портрете. Появились возмущенные отклики. Молодой критик Антонович (рис. 6)

Рис. 6. М.А. Антонович ()

даже написал статью «Асмодей нашего времени», Базаров показался ему мелким чертом. Нигилисты в жизни отрицали многое, но не всё. Тургенев возражал своим молодым оппонентам и говорил, что хотел изобразить фигуру во всей её масштабности. И действительно, Базаров - настолько значительная личность, что у него в романе нет ни друзей, ни врагов. Он трагически одинок. Можно ли серьезно говорить о его дружбе с Аркадием? Аркадий - человек добрый, приветливый, симпатичный, но он мелковат и не самостоятелен, он буквально светится отраженным светом Базарова. Однако, как только у него появляется более серьезный авторитет, молодая и решительная девушка Катя, (рис. 7)

Рис. 7. «Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя (Художник Д. Боровский, 1980 г.). ()

Аркадий уходит из-под влияния Базарова. Базаров, в свою очередь, видя это, сам обрывает их приятельские отношения.

Есть в романе два человека, Ситников и Кукшина, которые считают себя учениками Базарова. Это анекдотичные личности: глупые, следящие за модой, нигилизм для них - модное развлечение. Врагом Базарова можно считать Павла Петровича Кирсанова (рис. 8),

Рис. 8. Павел Петрович Кирсанов (Художник Е. Рудаков, 1946-1947 гг.) ()

он единственный человек, который возражает Базарову. Как мы помним, Николай Петрович не всегда согласен с Базаровым, но возражать боится, стесняется или не считает нужным. А Павел Петрович с первых минут почувствовал к Базарову резкую антипатию, и ссоры вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства (рис. 9).

Рис. 9. «Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем (Художник Д. Боровский) ()

Если не вникать в суть спора, то можно заметить, что Павел Петрович суетится, ругается, быстро переходит на гнев, в то время как Базаров спокоен и самоуверен. Но если вникнуть, то окажется, что Кирсанов не так уж и неправ. Он обвиняет Базарова в отрицании всего нравственного, а между тем народ консервативен, он живет этими принципами. Разве можно в стране, населенной огромным количеством безграмотных крепостных крестьян призывать к насильственным действиям? Не будет ли это гибелью для страны? Эти мысли вынашивал и сам Тургенев. Базаров же в ответ говорит вещи довольно странные: сначала мы хотели только критиковать, потом поняли, что критиковать бесполезно, нужно менять всю систему. Они приняли идею полного разрушения всего, что есть. Но кто же будет строить? Над этим Базаров пока не думает, его дело - разрушать. Именно в этом и заключается трагедия романа. Базаров, скорее всего, неправ. У нас уже есть исторический опыт: мы помним, какой катастрофой обернулись желания разрушать в 1905, 1917 гг.

Но сам Павел Петрович не может составить идеологическую конкуренцию Базарову, хотя бы потому, что он потратил свою жизнь впустую: он живет в деревне, исповедует принципы либерализма, аристократизма, но ничего не делает. Всю жизнь Кирсанов посвятил безумной любви к княгине Р. (рис. 10),

Рис. 10. Княгиня Р. (Художник И. Архипов) ()

которая умерла, а Павел Петрович затворился в деревне.

Как же сам Тургенев относился к нигилистически настроенной молодежи? Он был знаком с такими людьми, в которых его поражала некая неопрятность, их тип образованности, а главное - отношение к судьбе России. Тургенев был против революции, которая, как он считал, могла привести к катастрофе. Объективное отношение к такой молодежи, авторское несогласие с их позицией легло в основу образа Базарова.

Вот как сам Тургенев определяет замысел романа: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, сухостью, резкостью, то я как писатель не достиг своей цели». Т. е. герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Теперь посмотрим, есть ли динамика в образе Базарова. Вначале он абсолютно уверен в себе, он тотальный нигилист и сам себя полагает выше всех тех явлений, которые он отрицает. Но затем Тургенев ставит перед героем испытания, и вот как он их проходит. Первое испытание - любовью. Базаров не сразу понимает, что влюбился в Одинцову (рис. 11),

Рис. 11. Анна Сергеевна Одинцова (Художник Д. Боровский) ()

умную, красивую, глубоко значительную женщину. Герой не понимает, что с ним происходит: он теряет сон, аппетит, он беспокоен, бледен. Когда же Базаров осознает, что это любовь, но любовь, которой не суждено сбыться, то получает тяжелый удар. Таким образом, Базаров, который отрицал любовь, смеялся над Павлом Петровичем, сам оказался в подобной ситуации. И непоколебимая стена нигилизма начинает немного разрушаться. Внезапно Базаров ощущает всеобщую тоску, он не понимает, зачем хлопочет, отказывает себе во всем, живет строгой жизнью, лишая себя всяческих удовольствий. Он сомневается в смысле собственной деятельности, и эти сомнения разъедают его все больше и больше. Он удивлен беспечной жизни своих родителей, которые живут не задумываясь (рис. 12).

Рис. 12. Родители Базарова - Арина Власьевна и Василий Иванович (Художник Д. Боровский) ()

А Базаров ощущает, что его жизнь проходит, что его великие идеи превратятся в ничто и сам он бесследно исчезнет. Вот к чему приводит нигилизм Базарова.

У современных исследователей есть мнение, что не только студенты и разночинцы того времени послужили прототипом Базарова, но и в некоторой мере Л.Н. Толстой (рис. 13),

Рис. 13. Л.Н. Толстой ()

который в молодости был нигилистом, чем приводил Тургенева в бешенство. Но через 10 лет Толстой также испытает ужас от того, что жизнь конечна, а смерть неизбежна. В своем романе Тургенев словно предсказывает, до чего может довести нигилизм.

Таким образом, нигилизм Базарова проверки не выдерживает, первое же жизненное испытание начинает эту теорию разрушать. Второе испытание - это близость смерти. В тяжелейшем душевном состоянии Базаров живет у стариков-родителей, помогает отцу, и однажды они едут вскрывать тело крестьянина, умершего от тифа. Базаров наносит себе порез, йода не оказывается, и герой решает положиться на судьбу: будет заражение крови или нет. Когда Базаров узнает, что заражение произошло, то перед ним встает вопрос о смерти. Теперь мы видим, что как личность Базаров эту проверку выдерживает. Он не теряет мужества, не изменяет своим базовым убеждениям, но перед смертью оказывается более человечным, более мягким, чем раньше. Он знает, что если умрет без причастия, то это принесет страдания его родителям. И он договаривается: когда он потеряет сознание, пусть родители сделают так, как им кажется правильным. Перед смертью ему не стыдно проявить любовь и заботу к родителям, не стыдно признаться, что он любил Одинцову, не стыдно позвать ее и попрощаться с ней. Таким образом, если в начале романа перед нами был герой-нигилист, похожий на лермонтовского демона, то в конце произведения Базаров становится настоящим человеком. Его смерть напоминает уход шекспировского Гамлета, который также принимает ее мужественно.

Почему же Тургенев обрек на смерть своего героя? С одной стороны, как говорил Тургенев: «Там, где я пишу «нигилист», я имею в виду «революционер»». А не изображать революционера Тургенев мог и по причине цензуры, и по причине незнания этого круга людей. С другой стороны, сомнения, мучения и героическая смерть колоссально увеличивают в сознании читателя фигуру Базарова. Тургенев хотел сказать, что категорически не согласен с тем, что́ новое молодое поколение пытается предложить в качестве спасения своей стране. Но в то же время он отдает должное этим людям, которые обладают высокими духовными качествами, которые самоотверженны и готовы жизнь отдать за свои убеждения. Именно в этом проявилось высокое писательское мастерство Тургенева, его высокая духовная свобода.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Litra.ru ().
  2. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
  3. Turgenev.net.ru ().

Домашнее задание

  1. Раскройте отношение автора к Базарову.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Инсарова и Базарова
  3. * Проанализировав образы Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова, выведите идеальный образ нового героя-деятеля.

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия «...был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича - это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать - не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, - помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью говорит Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, вилять хвостом не стану».

Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал; "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?"

Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «...страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Проблематика романа «Отцы и дети»

Роман "Отцы и дети” создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять “отцов”, их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. “Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...”. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к “бесполезной” природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. “В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем”, - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться (“Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...”). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия “...был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича- это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, “...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе”. И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к “горестной и отрадной игре одиноких дум”, навевает приятные воспоминания, открывает ему “волшебный мир грез”. Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода”, то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что “русский народ не может жить без веры”. Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что “мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”. Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, “морщится и нюхает одеколон”. Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: “Мой дед землю пахал”. И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, “что он все-таки свой брат, не барин”.

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился “какой-то медицинско-хирургический запах”.

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: “Я человек мягкий, .слабый, век свой провел в глуши”. Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать - не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, - помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и “не шутя воображал себя дельным человеком”.

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. “В разговорах с Анной, Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Герой переживает сильный душевный разлад. “...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: “.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею”. И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

Жаль, конечно, что Тургенев “убивает” Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что “попал под колесо”, “но еще топорщится”. И с горечью говорит Одинцовой: “А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично.., вилять хвостом не стану”.

Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко? "

Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: “...страстное, грешное, бунтующее сердце”. Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман “Отцы и дети” в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов?Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.