Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “Последыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Крестьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” показана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повествования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развязки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот почему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относительно автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – путешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских отступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения определяется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взволнованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпической поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.
Сочинение по литературе на тему: Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
Другие сочинения:
- всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку” материал для этой книги, а потом 14 лет работал над Read More ......
- Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы “Кому на Read More ......
- оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Read More ......
- Вопрос этот до сих пор остается предметом горячих споров. Некрасов, меняя способ реализации темы, строго подчинил архитектонику поэмы единому идейному замыслу. Композиционная структура произведения призвана подчеркнуть основную идею: неизбежность крестьянской революции, которая станет, возможна на основе роста революционного сознания народа, Read More ......
- Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом Read More ......
- Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется Read More ......
- Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
- Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками “счастливца”, отвечающего на их вопрос. Так построены главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, Read More ......
Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов оставил только попа и помещика Оболта-Оболдуева. На первое место поэт поставил народ, сведения о жизни которого Некрасов собирал долгое время. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала поэмой о судьбе народа и его тяжкой доле. Написанная в то время, когда происходила реформа по отмене крепостного права, ничего не принесшая народу, поэма показывает путь к освобождению. Поэтому вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в рамках счастья отдельных людей, а введением понятия всенародного счастья. Это сближает поэму с эпопеей.
Еще одной эпической чертой является то, что в «Кому на Руси жить хорошо» очень много героев. Здесь показаны помещики, поп, крестьяне с их судьбами и представители «холопского звания», цель жизни которых заключается в служении барам. Мы не можем сказать, кто на них является главным героем. Известно, что семеро мужиков отправляются на поиски счастья, но выделить среди них главного героя нельзя. Можно сказать, что эти семеро являются основными персонажами. Ведь каждый из них рассказывает свою историю и становится на какое-то время главным героем, пока его не сменит кто-то другой. Но по большому счету главным героем поэмы выступает весь народ.
Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных исторических фактов. Вначале говорится, что семь «временнообязанных» отправляются на поиски счастья. Конкретная примета мужиков - временнообязанные - указывает на реальное положение крестьян в 60-е годы XIX века. В поэме показана общая картина жизни крестьян в пореформенное время: разорение, голод, нищета. Названия деревень (Заплатово, Разутово, Знобишино, Неурожайка), уезда (Терпигорев), волости (Пустопорожняя), губернии (Подтянутая) красноречиво свидетельствуют о положении губерний, уездов, волостей и деревень после реформы 1861 года.
В поэме широко используются былины, пословицы, сказки и сказания, песни. Уже в прологе мы встречаем сказочные образы и мотивы: скатерть-самобранка, леший, корявая Дурандиха (ведьма), зайка серенький, хитрая лисица, черт, ворон. В последней главе поэмы появляется много песен: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская» и другие.
Произведение Некрасова при жизни автора не было целиком напечатано из-за цензурных запретов. Поэтому до сих пор ведутся споры о расположении частей в поэме. Все части, кроме «Последыш» и «Пир на весь мир», объединяются странствующими крестьянами. Это позволяет свободно переставлять части. В целом поэма состоит из частей и глав, каждая из которых обладает самостоятельным сюжетом и могла бы быть выделена в отдельную повесть или поэму.
Поэма дает ответ не только на поставленный в ее заглавии вопрос, но и показывает неизбежность революционного переустройства мира. Счастье возможно лишь тогда, когда народ сам будет хозяином своей жизни.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.
Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни.
В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи..Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.
Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.
Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.
Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.
Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.
Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.
Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.
Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.
Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.
Да, не робел - за отчизну любезную
Вынес достаточно русский народ.
Некрасов угадывал великую роль России.
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней...
Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно:
Умрешь не даром. Дело прочно,
Когда под ним струится кровь!
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).
Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.
Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.
Тайный психологизм Тургенева
Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».
Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.
Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над романом вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, писатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рассказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поставил перед собой цель не столько растолковать сущность психологических состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.
В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.
Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он думает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображение рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти переживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, читатели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Аркадий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.
Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные авторские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе говоря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадаться, что происходит внутри героя.
Также весьма распространенный прием Тургенева при изображении душевного состояния героя - это умолчание. Показывается только действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал герой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.
В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозможно. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравнительно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.
Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
I. Вступление
Композиция – состав, расположение и взаимосвязь частей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)
II. Главная часть
1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски «счастливого» семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы проходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы.
2. В процессе поисков счастливого семеро крестьян встречаются со многими людьми, выслушивают многочисленные истории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расширить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию поэмы множество вставных сюжетов (см. Словарик), образов и судеб. Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода «энциклопедией» русской крестьянской жизни.
3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и отчасти соприкасающиеся с ним другие сословия. Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Савелия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второстепенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной. Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав «Счастливые», «Пьяная ночь», «Последыш» и др.
4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях «Пир – на весь мир», «Последыш» и в главах «Поп»и Помещик.
5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть «Пир – на весь мир». В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чисто литературной. Здесь же появляется и жанр сказания-притчи («Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех»). Эти жанровые включения важны тем, что в них прямо или косвенно ставятся вопросы, ключевые для осмысления жизни пореформенной крестьянской России: о рабской и свободной натуре, о грехе и правде, о перспективах развития русской деревни и т.п.
III. Заключение
Композиция поэмы Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали основной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох.
Здесь искали:
- кому на руси жить хорошо композиция поэмы
- план на сочинение по теме каму на руси жить хорошо
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь. За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос. Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия.
3 слайд
Описание слайда:
Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни
4 слайд
Описание слайда:
и оскорбления в адрес священников. Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец. Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются
5 слайд
Описание слайда:
попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль. Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие. Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова,
6 слайд
Описание слайда:
заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге. О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы. И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного
7 слайд
Описание слайда:
образа жизни, и по мужику. Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни. До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».
8 слайд
Описание слайда:
Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья. По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.
9 слайд
Описание слайда:
В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным. Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, солёную - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как
10 слайд
Описание слайда:
за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков. Ещё одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского. Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян. Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша
11 слайд
Описание слайда:
Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно выразились общественно-политические и эстетические принципы поэта. Поэма создавалась долгие годы. Интенсивно трудился Некрасов над ней десять лет, вынашивал же отдельные образы и собирал материал и того дольше. Работая над ней с необыкновенной напряженностью и неослабной энергией, поэт проявлял по
14 слайд
Описание слайда:
отношению к себе большую требовательность. Эта необычайная авторская взыскательность и увлечение материалом в значительной степени обусловливались тем, что поэме «Кому на Руси жить хорошо» как произведению, синтезирующему его творческие искания, Некрасов придавал исключительное значение и возлагал на него большие надежды. Умирая, поэт глубоко сожалел о том, что не закончил своего любимейшего творения, в котором обобщил весь свой жизненный и поэтический опыт. В одном из писем к С. И. Пономареву, редактору посмертного издания произведений Некрасова, сестра поэта А. А. Буткевич, утверждая, что -. поэма «Кому на Руси жить хорошо» «была любимым детищем брата», приводит подлинные слова Некрасова по этому поводу: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Считая своим патриотическим долгом «воспеть страдания терпением изумляющего народа», Некрасов не раз с болью жаловался друзьям и близким, что его поэзия, всецело посвященная интересам и стремлениям народа, якобы «до народа
15 слайд
Описание слайда:
не дошла». Это. часто служило предметом горьких размышлений и мучительных терзаний поэта. Восполнить этот пробел он думал своим последним крупным творением - народной поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и по времени, затраченному на ее создание, и по значению, которое придавал ей Некрасов, занимает центральное место в творчестве поэта, несмотря на то, что замысел, положенный в ее основу, осуществлен далеко не полностью. Некрасов начал писать поэму после крестьянской реформы 1861 г., хотя отдельные образы ее возникли у поэта еще в 50-х годах. Дата написания поэмы до сих пор точно не установлена, так как сам автор не оставил ясных указаний по этому поводу. Н. Г. Потанин предполагал, будто бы Некрасов начал поэму в 1850 г.. Это мнение опровергнуто Чешихиным-Ветринским, а затем и К. Чуковским, датирующим начальные главы 1863 годом. Указанная дата подтверждается тем, что в одном из первых вариантов главы «Помещик» есть такие строки:
16 слайд
Описание слайда:
Да мелкие чиновники, Да глупые посредники, Да полячишки ссыльные. Поэма выходила в свет отдельными главами. Впервые появился в печати «Пролог» поэмы в 1866 г. в журнале «Современник». В 1869 г. этот же пролог без изменений был напечатан вместе с первой главой «Поп» в № 1 «Отечественных записок», а в № 2 (февраль) помещены были главы вторая («Сельская ярмонка») и третья («Пьяная ночь»). В том же журнале за 1870 г. в № 2 напечатаны две главы первой части: «Счастливые» и «Помещик». Затем часть поэмы под заглавием «Последыш» была опубликована в № 3 «Отечественных записок» за 1872 г. и часть «Крестьянка» в № 1 «Отечественных записок» за 1874 г. Что же касается последней - четвертой части поэмы, то она при жизни поэта так и не появилась в печати, хотя этого очень желал умирающий Некрасов.
17 слайд
Описание слайда:
Цензура дважды вырезывала ее из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок» (1876 г., № 9 и 1877 г., № 1). И только три года спустя после смерти поэта, в 1881 г., Салтыкову-Щедрину, заменившему Некрасова в «Отечественных записках», все же удалось напечатать эту часть, однако со значительными цензурными купюрами. Поэма неоднократно подвергалась жестоким цензурным го нениям, на которые поэт реагировал очень болезненно. Изложив кратко содержание напечатанной главы поэмы, цензор заключает: «В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и духовенства. Однако уступки цензуре, переделки и исправления не помогли поэту. Цензура вторично вырезала «Пир на весь мир» из
18 слайд
Описание слайда:
январской книжки «Отечественных записок» за 1887 г. Эта новая расправа цензуры все же окончательно не убила в Некрасове надежды на возможность появления в печати «Пира на весь мир». Встретившись с главным цензором, он буквально умолял его разрешить напечатание этой заключительной главы поэмы. В ответ на доводы к просьбы Некрасова цензор начал ссылаться на то, что если он пропустит стихи, то может лишиться службы: «Не лишайте нас куска хлеба, мы люди семейные. Не водружайте свои стихи на развалинах нашего существования. Завершите свое поприще добрым делом: отложите печатание этих стихов» . Но и после этого эпизода Некрасов решил все же не складывать оружия. Узнав от Достоевского, будто начальник Главного управления по делам печати В. В. Григорьев считает возможным напечатание части «Пир на весь мир», он обратился к нему с просьбой прочесть его поэму. При редактировании поэмы текстологам пришлось решать трудную задачу - устанавливать, в каком порядке печатать отдельные части и главы поэмы, так как сам автор не оставил достаточно точных указаний по этому поводу и работал над
19 слайд
Описание слайда:
отдельными частями или одновременно, или же в такой последовательности, которая обусловливалась творческим и замыслом. Печатать их. в том порядке, в каком они были написаны, оказалось невозможным, хотя наследники поэта публиковали их именно так. Еще в 1920 г. Чуковский отверг этот принцип на том основании, что в архивах Некрасова нашел его собственноручную запись о том, что «Пир на весь мир» должен располагаться непосредственно за «Последышем». Основываясь на этом указании поэта, Чуковский напечатал последние главы в таком порядке: «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка». Первоначально Некрасов думал дать в поэме широкую картину жизни всех классов русского общества в годы, непосредственно следовавшие за так называемым «освобождением» крестьян. Но сохранившиеся черновые варианты свидетельствуют о том, что замысел Некрасова был значительно шире и что поэт собирался приступить к работе над главами, посвященными встрече пытливых странников с чиновником, купцом и царем.
20 слайд
Описание слайда:
Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. «Кому на Руси жить хорошо» - народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: «крестьянской» поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов за народное счастье. Некрасов стремится слить в поэме эти три линии своего художественного творчества. Полнее всего представлена в поэме первая линия. Изображение народной.жизни энциклопедично. Самое полное отображение этой черты дано именно в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вторая и третья линии в силу незавершенности поэмы не превосходят другие его произведения.
21 слайд
Описание слайда:
Некрасову в других произведениях удалось ярче показать себя и как сатирика и как поэта героического эпоса. В поэме «Современники» он мастерски «клеймит и бичует народного врага» - капиталистов и свору тех, кто обслуживал владельцев денег и власть имущих. Образы революционных борцов развернуты больше, эмоциональнее изображены им в поэме «Русские женщины». Революционное решение злободневных вопросов современности в условиях цензурного террора не могло получить более полное художественное выражение даже под пером Некрасова. Идейное и на этой основе эмоциональное отношение Некрасова к реальной действительности обусловило в рамках нового жанра использование разнообразных приемов и средств, присущих не только эпическим, но и лирическим и драматическим жанрам. Здесь органически слиты и спокойный эпический рассказ, и разнообразные песни (исторические, социальные, бытовые, агитационные, сатирические, интимно-лирические); здесь выступи- ли в синтетическом единстве и легенды, причитания, фантастика сказок, поверья, метафорические представления,
22 слайд
Описание слайда:
свойственные человеку религиозного восприятия, и живой, реалистический диалог, пословицы, поговорки, присущие материалистическому мироощущению; здесь и едкая сатира, замаскированная в аллегории, в недомолвки, в иносказательную форму. Широкий охват действительности потребовал введения в рамки основного события большого числа самостоятельно разработанных эпизодов, необходимых как звенья единой художественной цепи. В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литера-туре первой половины XX в.
23 слайд
Описание слайда:
Сюжет и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) - изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так: Порвалась цепь великая, Порвалась- расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику. («Помещик»)
24 слайд
Описание слайда:
Идея поэмы - рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси. Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни. Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень -
25 слайд
Описание слайда:
Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы - клятва семи героев: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с жёнами. Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми. Покуда делу спорному Решенья не найдут - Кому живётся счастливо, Вольготно на Руси? (пролог)
26 слайд
Описание слайда:
Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении - с кем будут встречаться странники: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю. (пролог) Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи - князя Утятина (глава
27 слайд
Описание слайда:
«Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения. Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир - на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному - «Пир - на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком - Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью - вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,
28 слайд
Описание слайда:
Чахотку и Сибирь. («Пир - на весь мир») Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир - на весь мир») Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно
29 слайд
Описание слайда:
похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого. Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана очень кратко в главе «Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле... Но герой сумел сохранить и наблюдательность, и ясный ум, и необычный для крестьянина интерес к знаниям: во время пожара он спасал не накопленные за всю жизнь тридцать пять целковых, а картинки, которые
30 слайд
Описание слайда:
Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика Любил на них смотреть. Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве: Нет меры хмелю русскому, А горе наше меряли? Работе мера есть? Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному. О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир - на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать.
31 слайд
Описание слайда:
Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова - племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро - Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание: Висит Яков над барином, мерно качается, Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается! Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое
32 слайд
Описание слайда:
достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться: Барин вернулся домой,причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного Помнить до судного дня! В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь - все, кроме крестьянина.
33 слайд
Описание слайда:
Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир - на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.
34 слайд
Описание слайда:
Нравственные проблемы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.
35 слайд
Описание слайда:
Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком? Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка». Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества. Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.
36 слайд
Описание слайда:
В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба. Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.
37 слайд
Описание слайда:
Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал». Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни. Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка»
38 слайд
Описание слайда:
рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке. Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности. Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить. У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но
39 слайд
Описание слайда:
вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права. Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед
Описание слайда:
Авторская позиция в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить. Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти «счастье мужицкое». В поэме решается самый главный вопрос современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
42 слайд
Описание слайда:
Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью? С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Доброскло-нова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. А у Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты.
43 слайд
Описание слайда:
В семинарии семинаристов «недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась». И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: … и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу. Иди к униженным, Иди к обиженным -Будь первый там!
Описание слайда:
Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо. Все творчество Некрасова посвящено народу, и, тяжело больной, он не переставал о нем думать. Стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить общественную борьбу. Сеятели – общественные деятели, народные заступники, которые должны внести в народ «семена правды». Почему Белинский является идеалом для Некрасова? Возможно, причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова «Железная дорога», он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: «Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!».
46 слайд
Описание слайда:
В Добролюбове Некрасов видел революционера, готового сгореть в пламени борьбы, отмечал его умение подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Добролюбов всегда верил в высокие идеалы, его духовная чистота поражала Некрасова.